Статья 45. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ

Таможенное оформление делящихся и радиационных материалов выполняется в порядке, регламентированном для всех перемещаемых грузов. Но контроль за ввозом и вывозом установлен строгий, с применением специализированного оборудования, которое призвано сделать проверку безопасной и исключить возможность несанкционированного перемещения ядерных материалов.

Особенности радиационного контроля на таможне

До 1995 года радиационный контроль выполнялся Федеральной пограничной службой, затем эта задача была возложена на службу таможенного контроля.

Таможенный контроль делящихся и радиоактивных материалов служит цели соблюдения экономической, экологической и радиационной безопасности населения и государства, предупреждения несанкционированного перемещения данной категории грузов через таможенную границу.

В свете соблюдения международных обязательств в области нераспространения ядерного оружия, контроль делящихся и радиоактивных материалов чрезвычайно важен.

В России реализуется программа внедрения в практику работы таможенных органов России современных технических средств таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов.

А в частности на всех пунктах пропуска устанавливается поисковый дозиметр, проверяющий товары и транспортные средства автоматически, а также модификация системы «Янтарь». Чтобы досматривать контейнеры с радиоактивными веществами без вскрытия, используется спектрометр.

Он позволяет проверить информацию, которая вносится в таможенную декларацию, в том числе изотоп, активность, процент обогащения ураном-235 и другие данные.

Благодаря современному оснащению удалось в несколько раз повысить процент обнаружения фактов незаконного перемещения товаров и транспортных средств с повышенным уровнем ионизирующего излучения.

Об эффективности таможенного контроля в Российской Федерации товаров данной категории говорит тот факт, что с 2002 года в Российской Федерации не было ни одного случая возврата товаров и транспортных средств с радиоактивным излучением, в то же время с 1996 года было зафиксировано 153 случая ввоза радиоактивных товаров.

Порядок таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов

Статья 45. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ

Правом таможенного оформления делящихся и радиоактивных материалов обладает 18 таможенных постов, оборудованных соответствующим образом.

В Шереметьевской таможне, в которой внедрены наиболее современные технологии, радиационный контроль осуществляется по двум направлениям:

  • круглосуточный контроль всех товаров, багажа и транспортных средств, пересекающих государственную границу, с помощью стационарной аппаратуры первичного радиационного контроля, переносных приборов, спектрометрической аппаратуры;
  • контроль делящихся и радиоактивных материалов, легально перемещаемых через таможенную границу – груз проверяется на соответствие указанным в декларации сведениям.

На первом этапе контроль за перемещением ДРМ осуществляется с помощью стационарной системы обнаружения «Янтарь», которая устанавливается рядом с рентгеновской техникой.

Если система срабатывает, то есть обнаруживает источник излучения, в специально оборудованной камере, расположенной вдали от пассажиропотока, с помощью переносных приборов должностные лица, имеющие соответствующий допуск (прошедшие обучение по утвержденным Госатомнадзором программам и не имеющие медицинских противопоказаний), измеряют уровень излучения источника радиации. На следующем этапе выявленный объект анализируется экспертами.

О радиоактивности свидетельствует превышение величины удельной радиоактивности, которая регламентирована ТН ВЭД для товаров позиции 2844. Максимальный уровень излучения равен 74 Бк/г.

Обратите внимание! Иногда источником излучения является не товар, груз или какие-либо предметы, а непосредственно пассажиры, прошедшие курс лечения радиофармпрепаратами. Такие пассажиры должны иметь при себе документы, подтверждающие лечение.

Правомерным является дополнительный радиационный контроль, а также измерение излучения по всей поверхности тела и в области больного органа. Если есть достаточные основания полагать, что пассажир является биологическим перевозчиком контрабанды делящихся и радиоактивных материалов, может быть применён личный досмотр.

В остальных случаях процедура проверки производится быстро и корректно.

Статья 45. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ

Если делящиеся и радиоактивные материалы перевозятся официально, то сначала выполняется документальный контроль, контроль правильности определения кода ТН ВЭД, затем первичный радиационный контроль и только потом непосредственно досмотр груза, транспортного средства, конструкции контейнеров.

В рамках таможенного досмотра измеряются параметры груза с помощью спектрометрической аппаратуры, проводится взвешивание, рентгеноскопия. Если выявлено нарушение, оформляется протокол о нарушении таможенных правил, а таможенное оформление приостанавливается. Субъект направляется на экспертизу в лабораторию.

Если вынесено экспертное заключение о нарушении, начинаются процессуальные действия.

Декларанту необходимо иметь документы:

  • лицензию МВЭС России;
  • разрешение Госатомнадзора;
  • сертификаты-разрешения на радиоактивное вещество особого вида, конструкцию УКТ, перевозку радиоактивных веществ;
  • сопроводительную накладную;
  • паспорт;
  • инструкцию по эксплуатации;
  • упаковочную ведомость и другую техническую документацию.

Временное хранение радиоактивных грузов допускается только на специально оборудованных складах, где приняты меры радиационной безопасности.

Преимущества СБ Карго

Статья 45. Транспортирование ядерных материалов и радиоактивных веществ

Ввиду сложности таможенного оформления радиоактивных грузов, рекомендуется обращаться к таможенному представителю либо тщательно изучать законодательство, регламентирующее перевозку и таможенное оформление делящихся и радиоактивных материалов. Если вникать в нюансы нет желания, таможенный брокер СБ Карго придет на помощь:

  • подберет код ТН ВЭД;
  •  поможет с расчетом платежей;
  • проверит документы и поможет с их оформлением.

Мы компетентны в вопросах таможенного оформления и перевозки данной категории товаров и гарантируем оперативность и положительный результат таможенного оформления. Звоните по телефону +7(499)643-43-06 или пишите на электронную почту info@sbcargo.ru.

Пункт хранения радиоактивных веществ (ПХРВ)

(ПХРВ) — это стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и (или) радиоактивных веществ.

На площадке и в районе размещения ПХРВ должны быть выполнены проектно-изыскательские работы по определению и оценке условий размещения, включая определение:

  • возможности возникновения на площадке ПХРВ процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения и их параметров;
  • характеристик (в том числе гидрологических и гидрогеологических) окружающей среды, способных оказывать влияние на перенос и накопление радиоактивных веществ;
  • параметров воздействий на окружающую среду и на ПХРВ от действующих, проектируемых или сооружаемых химически и (или) ядерно и радиационно опасных объектов на площадке ПХРВ;
  • возможности обеспечения условий и путей эвакуации населения, перевозки ядерных материалов, радиоактивных веществ, радиоактивных отходов в случае опасных явлений, процессов и факторов природного и техногенного происхождения на площадке и в районе размещения ПХРВ.
  • Должны применяться рекомендуемые нормативными документами или апробированные опытом использования и обеспечивающие достоверность методы изысканий и исследований, методы и методики оценки параметров внешних воздействий природного и техногенного происхождения, а также переноса радиоактивных веществ от источника радиоактивного выброса и (или) сброса.
  • Программные средства, с помощью которых реализуются методы оценки параметров внешних воздействий и методики определения характеристик переноса радиоактивных веществ, должны быть аттестованы (сертифицированы) в установленном порядке.
  • Оценка условий размещения ПХРВ должна проводиться с учетом возможности достижения сформулированных в проекте ПХРВ критериев, принципов и требований обеспечения безопасности, включая обеспечение:
  • безопасности эксплуатации ПХРВ с учетом выявленных экстремальных процессов, явлений и факторов природного и техногенного происхождения и их неблагоприятного сочетания;
  • безопасности населения и защиты окружающей среды от ПХРВ при нормальной эксплуатации и нарушениях нормальной эксплуатации, включая аварии (проектные, запроектные);
  • физической защиты ПХРВ, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • выполнения санитарных и противопожарных норм проектирования и строительства зданий и норм проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны;
  • стабильности (сохранности) свойств пород породных массивов, в которых размещаются подземные ПХРВ, при проектных и запроектных авариях на них.
  1. Заявитель в составе технико-экономического обоснования (проекта) подземных ПХРВ должен определить объем и содержание горного мониторинга; не менее чем за 6 — 12 месяцев до начала сооружения ПХРВ приступить к эксплуатации системы мониторинга и в течение всего периода сооружения, эксплуатации и вывода ПХРВ из эксплуатации контролировать стабильность характеристик геологических формаций, устойчивость горных выработок и инженерных конструкций.
  2. Основные критерии размещения пунктов хранения ядерных материалов и радоактивных веществ и требования к их размещению
  3. Не допускается размещать ПХРВ:
  • на территориях, в пределах которых размещение ядерных и радиационно опасных объектов запрещено природоохранным законодательством и требованиями гражданской обороны;
  • на площадках, расположенных непосредственно на активных разломах или в активных геодинамических зонах;
  • на площадках, сейсмичность которых характеризуется интенсивностью максимального расчетного землетрясения, превышающей 8 баллов по шкале МСК-64;
  • в районах развития карстовых (термокарстовых) процессов;
  • на территории, подверженной воздействию цунами, катастрофических паводков или наводнений;
  • на территории, подверженной воздействию действующих вулканов, и на территории проявления активного грязевого вулканизма;
  • на территории, которая может быть затоплена волной прорыва напорного фронта водохранилищ при разрушении плотин, расположенных вверх по течению реки от ПХРВ;
  • в зонах схода селевых потоков и снежных лавин и в районах развития активных оползневых и др. опасных склоновых процессов;
  • на склонах с уклоном 15° и более;
  • в пойменных террасах рек и на берегах водоемов со скоростью перемещения бровки абразионного уступа более 1 м/год;
  • в районах распространения структурно и динамически неустойчивых грунтов, многолетне-мерзлых нескальных грунтов, а также грунтов с модулем деформации менее 20 МПа;
  • в горных выработках, устойчивость которых не обеспечивается в течение всего срока эксплуатации и вывода из эксплуатации подземных ПХРВ;
  • в породных массивах, если при аварии на подземных ПХРВ не обеспечивается стабильность (сохранность) свойств пород.
Читайте также:  Выдающиеся исторические деятели xx века - история России

Неблагоприятными для размещения ПХРВ являются:

  • районы эксплуатируемых артезианских бассейнов и зоны интенсивного обмена подземных и поверхностных вод;
  • смерче-опасные районы и районы, подверженные влиянию сильных ветров (ураганов);
  • районы, где разведаны крупные месторождения полезных ископаемых или ведется их разработка;
  • районы, в которых для ветров преобладающего направления ПХРВ располагаются с наветренной стороны по отношению к предприятиям и жилищному строительству;
  • площадки, сейсмичность которых характеризуется интенсивностью МРЗ, равной 6-8 баллам по шкале МСК-64;
  • площадки, в пределах которых выявлены дифференцированные тектонические движения в четвертичный период, но которые не расположены на активных разломах;
  • зоны тектонической трещиноватости;
  • для наземных ПХРВ — площадки с наличием грунтовых вод на глубине менее 3 м от планировочной поверхности при мощности грунта 10 м и более с коэффициентом фильтрации 10 м/сут и более;
  • для наземных ПХРВ — районы проявления грозовых очагов — областей, в пределах которых вероятность проявления интенсивной грозовой деятельности значительно выше, чем на окружающей территории;
  • районы с заброшенными горными и другими выработками, за исключением тех, которые могут быть использованы для подземных ПХ ЯМ и РВ;
  • районы, в пределах которых расположены объекты (в том числе военного назначения), при пожаре и взрыве на которых возможны выбросы токсичных веществ и другие воздействия, включая воздушную ударную волну и летящие предметы, а также вторичные проявления опасных факторов пожара;
  • районы, в которых велика вероятность возникновения по внешним причинам пожаров, опасных для ПХРВ;
  • для подземных ПХРВ — горные массивы, в пределах которых горизонтальные напряжения в 2,5 раза и более превышают вертикальные;
  • районы, характеризующиеся ожидаемой расчетной средней плотностью населения в период эксплуатации и вывода из эксплуатации ПХРВ, превышающей 100 чел/км2 в зоне планирования мероприятий по обязательной эвакуации населения;
  • районы, где расположены учреждения, эвакуация (отселение) контингента которых затруднена или невозможна (пенитенциарные учреждения, специализированные больницы и т.п.);
  • районы и области с нестабильным геополитическим, социально-экономическим и криминогенным положением;
  • другие специфические критерии, которые могут быть установлены во время исследования площадки.

С радиоактивными веществами и материалами

В связи с широким использованием ядерных веществ в энергетике и других сферах и риском загрязнения окружающей среды предопределяется потребность в правовом регулировании обращения с радиоактивными веществами и материалами. Масштабы риска вреда для природы и человека можно, в частности, оценить по аварии на Чернобыльской АЭС.

В законодательстве и научной литературе употребляются разные понятия, выражающие вещества, обладающие радиоактивным эффектом, — ядерные вещества, радиоактивные вещества, ядерные материалы, радиоизотопная продукция, расщепляющиеся вещества.

Радиоактивные вещества — не относящиеся к ядерным материалам вещества, испускающие ионизирующее излучение. Ядерные материалы — материалы, содержащие или способные воспроизвести делящиеся (расщепляющиеся) ядерные вещества.

Общие требования и меры по обращению с радиоактивными веществами и материалами предусмотрены Федеральным законом «Об охране окружающей среды». Согласно ст.

48 юридические и физические лица обязаны соблюдать правила производства, хранения, транспортировки, применения, захоронения радиоактивных веществ (источников ионизирующих излучений) и ядерных материалов, не допускать превышение установленных предельно допустимых нормативов ионизирующего излучения, а в случае их превышения немедленно информировать органы исполнительной власти в области обеспечения радиационной безопасности о повышенных уровнях радиации, опасных для окружающей среды и здоровья человека, принимать меры по ликвидации очагов радиационного загрязнения. Закон запретил ввоз в Российскую Федерацию ядерных материалов из иностранных государств в целях их хранения или захоронения, а также затопление, отправку в целях захоронения в космическое пространство ядерных материалов, кроме случаев, установленных самим Законом.

Конкретные требования по поводу радиоактивных веществ и материалов установлены Федеральным законом «Об использовании атомной энергии». В частности, этот Закон распространяется на такие виды деятельности по обращению с радиоактивными веществами и ядерными материалами, как:

  • — учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • — экспорт и импорт ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • — подготовка специалистов в области использования ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  • — физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ.

В законодательстве предусмотрены также требования к объектам использования, хранения и иных видов обращения с рассматриваемыми веществами и материалами. На современном этапе такие объекты разнообразны.

Это ядерные установки (сооружения и комплексы с ядерными реакторами, в том числе атомные станции, суда и другие плавсредства, космические и летательные аппараты, другие транспортные и транспортабельные средства; сооружения и комплексы с промышленными, экспериментальными и исследовательскими ядерными реакторами и др.); радиационные источники (не относящиеся к ядерным установкам комплексы, установки, аппараты, оборудование и изделия, в которых содержатся радиоактивные вещества или генерируется ионизирующее излучение); пункты хранения (пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов — не относящиеся к ядерным установкам и радиационным источникам стационарные объекты и сооружения, предназначенные для хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, хранения или захоронения радиоактивных отходов; облученные тепловыделяющие сборки ядерного реактора (облученные в ядерном реакторе и извлеченные из него тепловыделяющие сборки, содержащие отработавшее ядерное топливо) и др.

Применительно к этим объектам в законодательстве установлены требования по их размещению, сооружению, приемке к эксплуатации и вводу в эксплуатацию и эксплуатации.

В соответствии со ст. 5 ядерные материалы могут находиться в федеральной собственности или в собственности юридических лиц. Перечень ядерных материалов, которые могут находиться исключительно в федеральной собственности, утверждается Президентом РФ.

Президентом же утверждается перечень российских юридических лиц (то есть юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством РФ), в собственности которых могут находиться ядерные материалы.

Ядерные установки могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, перечень которых утверждается Президентом РФ. Пункты хранения могут находиться в федеральной собственности или в собственности российских юридических лиц, если федеральным законом не предусмотрено иное.

Радиационные источники, радиоактивные вещества могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ, муниципальной собственности или в собственности юридических лиц.

  1. На собственников ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов, радиоактивных веществ возложена обязанность осуществлять контроль за их сохранностью и надлежащим использованием.
  2. Государственная политика в области обращения с ядерными материалами и радиоактивными веществами основана на комплексном решении проблем нормирования их получения, образования, использования, физической защиты, сбора, регистрации и учета, транспортирования и хранения.
  3. Различные виды деятельности по обращению с ядерными материалами и радиоактивными веществами допускаются лишь на основании разрешений (лицензий). К таким видам относятся:
  4. — размещение, сооружение, эксплуатация и вывод из эксплуатации ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  5. — обращение с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при разведке и добыче урановых руд, при производстве, использовании, переработке, транспортировании и хранении ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  6. — использование ядерных материалов и/или радиоактивных веществ при проведении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ;
  7. — проектирование и конструирование ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ;
  8. — конструирование и изготовление оборудования для ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ.
Читайте также:  Статья 27. приостановление и возобновление выплаты пенсии при пропуске срока переосвидетельствования

К важнейшим природоохранным мерам относятся государственный учет и контроль ядерных материалов и радиоактивных веществ.

Ядерные материалы подлежат государственному учету и контролю на федеральном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля ядерных материалов, а радиоактивные вещества — на федеральном, региональном и ведомственном уровнях в системе государственного учета и контроля радиоактивных веществ для определения наличного количества этих материалов и веществ в местах их нахождения, предотвращения потерь, несанкционированного использования и хищений, предоставления органам государственной власти, органам управления использованием атомной энергии и органам государственного регулирования безопасности информации о наличии и перемещении ядерных материалов и радиоактивных веществ, а также об их экспорте и импорте.

В законодательстве установлены специальные требования к транспортированию, хранению и переработке ядерных материалов и радиоактивных веществ. Так, транспортирование должно осуществляться в соответствии со специальными правилами, правилами транспортирования особо опасных грузов.

Перевозчик ядерных материалов и радиоактивных веществ должен иметь разрешение (лицензию).

При транспортировании ядерных материалов, радиоактивных веществ транспортные организации с участием отправителей и получателей указанной продукции, эксплуатирующих организаций обязаны осуществлять мероприятия по предупреждению транспортных происшествий и аварий и по ликвидации их последствий, а также мероприятия по охране окружающей среды.

  • При хранении и переработке ядерных материалов и радиоактивных веществ должна обеспечиваться надежная защита населения и окружающей среды от недопустимого в соответствии с нормами и правилами в области использования атомной энергии радиационного воздействия и радиоактивного загрязнения.
  • Важное значение для охраны окружающей среды имеет обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ. В соответствии с законодательством физическая защита этих объектов предусматривает единую систему планирования, координации, контроля и реализации комплекса технических и организационных мер, направленных на:
  • — предотвращение несанкционированного проникновения на территорию ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, предотвращение несанкционированного доступа к ядерным материалам и радиоактивным веществам, предотвращение их хищения или порчи;
  • — своевременное обнаружение и пресечение любых посягательств на целостность и сохранность ядерных материалов и радиоактивных веществ, своевременное обнаружение и пресечение диверсионных и террористических актов, угрожающих безопасности ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения;
  • — обнаружение и возвращение пропавших или похищенных ядерных материалов и радиоактивных веществ.
  • Обеспечение физической защиты ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ осуществляется на всех этапах проектирования, сооружения, эксплуатации и вывода из эксплуатации указанных объектов использования атомной энергии, а также при обращении с ядерными материалами и радиоактивными веществами, в том числе при транспортировании ядерных материалов и радиоактивных веществ.
  • Физическая защита ядерных установок, радиационных источников, пунктов хранения, ядерных материалов и радиоактивных веществ обеспечивается эксплуатирующими организациями и специально уполномоченными на то государственными органами в области использования атомной энергии, а на действующих судах и плавсредствах с ядерными установками и радиационными источниками, космических и летательных аппаратах с ядерными установками — их экипажами.

Для обеспечения охраны окружающей среды важное значение имеет профессиональный уровень лиц, допущенных к соответствующим работам.

К работе на ядерной установке, на радиационном источнике, в пункте хранения, с ядерными материалами и радиоактивными веществами допускаются лица, удовлетворяющие соответствующим квалификационным требованиям.

Не допускаются к работе лица с предусмотренными перечнем медицинских противопоказаний ограничениями.

В меру экологической опасности ядерных материалов и радиоактивных веществ важное значение имеет правовое регулирование экспортно-импортных операций с ними. Регулирование отношений в этой сфере осуществляется рядом подзаконных нормативных правовых актов, в т.ч.

Положением о порядке вывоза из Российской Федерации и ввоза в Российскую Федерацию радиоактивных веществ и изделий на их основе, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 16 марта 1996 г. (в редакции Постановления Правительства РФ от 22 февраля 2000 г.

); Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий (в ред. Постановления Правительства РФ от 15 декабря 2000 г.).

Положением о порядке вывоза и ввоза радиоактивных веществ и изделий на их основе определены конкретные виды радиоактивных веществ и изделий на их основе, экспорт и импорт которых регулируется. Важнейшими инструментами регулирования в этой сфере являются лицензирование и контроль.

Вывоз и ввоз радиоизотопной продукции и других радиоактивных веществ, регулируемые Положением, осуществляются только по лицензиям. Лицензии выдаются Министерством экономического развития и внешней торговли РФ на основании заявлений.

Заявления должны предварительно согласовываться на радиоизотопную продукцию и другие радиоактивные вещества (кроме ввозимых для медицинских целей) с Агентством РФ по атомной энергии; на ввоз радиоизотопной продукции медицинского назначения — с Министерством здравоохранения и социального развития РФ.

  1. В соответствии с Положением об экспорте и импорте ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий экспорт ядерных товаров и технологий в страны, не обладающие ядерным оружием, осуществляется только при наличии заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что полученные предметы экспорта, а также произведенные на их основе или в результате их использования ядерные и специальные неядерные материалы, установки и оборудование:
  2. — не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;
  3. — будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ;
  4. — будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрисдикции страны-получателя в любую другую страну только на указанных условиях.
  5. Экспорт в страны, обладающие ядерным оружием, установок и технологий для химической переработки облученного топлива, изотопного обогащения урана, производства тяжелой воды, их основных компонентов, урана с обогащением 20 процентов и выше, плутония и тяжелой воды может осуществляться только при наличии заверений со стороны уполномоченных государственных органов этих стран о том, что получаемые предметы экспорта и предметы, произведенные на их основе:
  6. — не будут использоваться для производства ядерного оружия и других ядерных взрывных устройств или для достижения какой-либо военной цели;
  7. — будут обеспечены мерами физической защиты на уровнях не ниже уровней, рекомендованных МАГАТЭ;
  8. — будут реэкспортироваться или передаваться из-под юрисдикции страны-получателя в любую другую страну только при наличии предварительного письменного разрешения Министерства РФ по атомной энергии.
  9. Любые радиоактивные вещества и изделия на их основе при вывозе их из РФ или ввозе в РФ подлежат таможенному контролю и оформлению.
  10. Нарушение требований по обращению с радиоактивными веществами и ядерными материалами влечет применение дисциплинарной, административной, уголовной и гражданско-правовой ответственности.

Лицензирование деятельности организаций по использованию ядерных материалов..

Полное наименование государственной услуги: Государственная услуга по лицензированию деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения

Ответственные специалисты: 

Калмыков Валерий Николаевич, главный специалист отдела лицензирования, специальной безопасности и надзорной деятельности Департамента ядерной и радиационной безопасности, тел.: (499) 949-2300, Е-mаil: VNKalmykov@rosatom.ru;

Старушенков Владимир Николаевич, главный специалист Отдела лицензирования, специальной безопасности и надзорной деятельности Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности, тел.: (499) 949-2892, Е-mаil: VNStarushenkov@rosatom.ru;

Бородин Руслан Владимирович, советник Отдела лицензирования, специальной безопасности и надзорной деятельности Департамента ядерной и радиационной безопасности, организации лицензионной и разрешительной деятельности, тел. (499) 949-4689, Е-mаil: RVBorodin@rosatom.ru;

Мурашко Александр Анатольевич, заместитель директора Департамента — начальник отдела лицензирования, специальной безопасности и надзорной деятельности Департамента ядерной и радиационной безопасности организации лицензионной и разрешительной деятельности, тел.: (499) 949-2916, Е-mаil: AAMurashko@rosatom.ru.

Выписка из Административного регламента по предоставлению государственной услуги «Лицензирование деятельности организаций по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях.. docx, 0.86 Мб

Читайте также:  Статья 33. право инвалидов на создание общественных объединений

Перечень экспертных организаций, осуществляющих на основании лицензии деятельность по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях… pdf, 0.28 Мб

  • Форма заявления о предоставлении лицензии docx, 0.02 Мб

  • Форма заявления о возобновлении действия лицензии docx, 0.02 Мб

  • Форма заявления о выдаче дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии docx, 0.02 Мб

  • Форма заявления о переоформлении лицензии docx, 0.02 Мб

  • Форма заявления о прекращении действия лицензии docx, 0.02 Мб

  • Форма описи документов на оказание государственной услуги docx, 0.01 Мб

Проблемы безопасной транспортировки радиоактивных веществ и ядерных делящихся материалов

БЮЛЛЕТЕНЬ ПРОГРАММЫ ЯДЕРНАЯ И РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ №1-2 2000г.

Ежегодно в мире транспортируется около 10 млн упаковок с радиоактивными веществами различного вида. В некоторых странах произошли аварии при перевозках радиоактивных веществ авиационным, автомобильным, морским, железнодорожным транспортом. Так, только в США в 1971-1981 гг. произошло 108 аварий при перевозке РВ.

  • Обеспечение безопасности транспортирования РВ, ЯДМ и изделий на их основе имеет большое значение в связи с наличием потенциального риска нанесения ущерба людям, окружающей среде и имуществу в процессе их перевозки, выполнения погрузочно-разгру-зочных операций и промежуточного хранения.
  • Наличие такого риска обусловлено возможностью аварии транспортного или погрузочного средства, воздействием на упаковки разрушающих механических и тепловых нагрузок в процессе перевозки, которые могут привести к рассеянию РВ в окружающую среду и облучению персонала сверх установленных норм при нарушениях правил безопасного обращения с упаковками.
  • В качестве примера можно привести информацию, подготовленную в коммюнике Министерства экологии Германии по фактам загрязнения спецконтейнеров, в которых перевозилось ОЯТ на перерабатывающий завод на м.Аг (Франция):
  • в 1997 г. из 55 транспортов с немецких АЭС в 11 случаях зарегистрирована активность, превышающая 4 Бк на 1 см

2 – допустимую норму;

  • в шести случаях внутри железнодорожных вагонов обнаружены “горячие пятна” с максимальной активностью 13 400 Бк;
  • еще в пяти вагонах на полу обнаружены загрязненные участки с поверхностной активностью 13000 Бк на 1 см2;
  • в 1998 г. выявлены случаи загрязнения при перевозках из Германии:
  • в двух случаях на полу железнодорожных вагонов обнаружены пятна с максимальной активностью 10000 Бк на 1 см
  • в нескольких случаях обнаружено загрязнение контейнеров с ОЯТ с гораздо меньшей активностью- 20 Бк.

    Конечно приведенные факты о превышении активности не представляют опасности для здоровья людей, но эти факты обнародованы и по ним приняты соответствующие меры, чтобы не допустить в дальнейшем подобные инциденты. Смею предположить, что если бы аналогичные случаи у нас в стране не стали бы достоянием гласности, они были бы скрыты от общественности или вообще не были бы обнаружены.

    Показатель аварий и катастроф на транспорте (авиация, автотранспорт, железнодорожный транспорт, речной и морской транспорт) в России в 2-3 раза выше, чем в других промышленных странах. По мере нарастания в стране экономической нестабильности повышается и вероятность возникновения новых аварий и катастроф, увеличиваются их масштабы.

    Так, например, в 1993 г. на железнодорожном транспорте России произошло 2047 аварийных происшествий и инцидентов при перевозке опасных грузов (Экологическая безопасность России, Вып. 1, с 46, Совет Безопасности РФ).

    Аварийные ситуации, но уже при перевозке радиоактивных веществ происходят и на автомобильном транспорте. Например происшедшая авария на Уральском электрохимическом комбинате (УЭХК г. Новоуральск ). В 1994 г.

    при перевозке сернокислого урансодержащего раствора между объектами УЭХК, в результате чего на полотно дороги общего пользования было пролито около 1000 л радиоактивного раствора.

    Основной причиной аварии были грубые нарушения действующих в России правил перевозки ядерных материалов.

    Ввод в годовое обращение сотен, а затем и тысяч тонн высокорадиоактивного ядерного топлива потребует больших усилий для создания высочайшей технологической культуры.

    Сегодня ответственность за решение этой задачи очень велика, так как авария не только на АЭС, но и при перевозке грузов с большой радиоактивностью может повредить здоровью большого числа людей, профессионально не имеющих отношения к ядерной технологии. Безопасность транспортировки имеет еще один важный аспект – межведомственный.

    Когда ОЯТ отправляется с АЭС в путь, оно попадает во власть целого ряда организаций, некомпетентных в вопросах ядерной энергетики, и это может проявиться там, где ожидается меньше всего.

    Кто ответит за происшествие – Министерство путей сообщения, департаменты морского или авиационного транспорта или Министерство топлива, проложившее аварийный трубопровод вблизи пути следования транспорта? И если для безопасности АЭС первостепенное значение имеет уровень подготовки операторов, то в случае транспортировки отработавшего топлива на первое место ставятся выбор безопасного маршрута и тщательно продуманный график движения контейнерного поезда.

    Транспортировка- это связующее звено производственной деятельности предприятий (АЭС, предприятия ядерного топливного цикла, исследовательские ядерные центры, судовые установки гражданского и военного флотов и др.), осуществляющих обращение с радиоактивными материалами.

    Номенклатура перевозимых по территории Российской Федерации радиоактивных материалов чрезвычайно широка: ядерные делящиеся материалы (ЯДМ), ядерные материалы (ЯМ), радиоактивные вещества (РВ), отработавшее ядерное топливо (ОЯТ) и радиоактивные отходы, свежее ядерное топливо, уран и плутоний в различных химических соединениях (в различном физическом состоянии и с различной степенью обогащения по делящимся нуклидам), изотопные источники, другие ЯМ и РВ. Их перевозка осуществляется наземным, водным и воздушным транспортом.

    Ниже перечислены некоторые нерешенные вопросы, возникающие при транспортировке ЯДМ и РВ:

    • нормативная документация в России при транспортировке РВ и ЯДМ не сопоставлена с требованиями зарубежных документов;
    • при перевозке РВ и ЯДМ используются транспортные контейнеры устаревшей конструкции;
    • имеются несоответствия между ведомственной нормативной документацией и нормативной документацией федерального уровня;
    • не выполняются требования лицензирования транзитных перевозок и мест перевалки грузов.

    Перевозка радиоактивных материалов осуществляется в основном за пределами предприятий и организаций, т.е. в местах, со свободным доступом населения, которое первым ощутит на себе последствия транспортной аварии при перевозке РВ или диверсионного акта. При этом возникают следующие вопросы:

    • какова степень готовности сопровождающих лиц и охраны спецтранспорта к определению степени и размеров возможного инцидента?
    • имеется ли возможность информировать органы государственной власти о произошедшей аварийной ситуаций при перевозке РВ (наличие сотовой или ей подобной связи)?
    • имеется ли возможность ликвидации (локализации) собственными силами последствий инцидента (наличие средств защиты и необходимой оснастки)?
    • имеется ли возможность быстрой доставки необходимого инструмента, средств защиты и квалифицированных кадров к месту аварии для ликвидации последствий инцидента?

    располагают ли местные органы самоуправления по пути следования транспорта необходимыми материалами и средствами для оказания помощи в случае возникновения аварийной ситуации?

    Выбор маршрутов транспортировки (они могут составлять тысячи километров, проходить мимо крупных городов, через мосты, тоннели, железнодорожные переезды и стрелки) требует соблюдения правил, обеспечивающих безопасность перевозок РВ и ЯДМ.

    Маршруты движения поездов проходят по наиболее аварийно опасным отделениям железных дорог России. Так, например, за 1993 г. на сети железных дорог произошло 14 крушений и аварий.

    Основными причинами аварийных ситуаций по вине железнодорожников послужило предоставление под погрузку опасных грузов технически неисправных вагонов. Так в 1999 г.

    на ОАО “Чепецкий механический завод” (ОАО “ЧМЗ”) на железнодорожном перегоне был остановлен полувагон с открытым люком и свисающим из него контейнером, содержащим концентрат природного урана. В 1991 году в г. Желтые Воды (Украина), в результате грубых нарушений правил производства маневровой работы произошел сход подвижного железнодорожного состава с урановой рудой.

    Наиболее аварийно опасными перегонами, на мой взгляд, являются следующие отделения железных дорог России: Московская, Октябрьская, Южно-Уральская, Красноярская, Забайкальская, Свердловская, Западно-Сибирская, Дальневосточная, Приволжская.

    Ссылка на основную публикацию