14 мая 2021 в 01:19
Возможностью получения квалифицированной юридической помощи на безвозмездной основе обладает, к сожалению, не каждый житель страны. Таким правом обладает около 30 000 000 граждан России.
Тем не менее, из этого числа лишь 2% людей пользуются бесплатной юридической помощью.
Такое положение дел удивило главу Государства Владимира Путина, в связи с чем он обратился к главе Министерства Юстиции Константину Чуйченко, чтобы тот объяснил причины столь странного феномена.
Основной причиной, по мнению Чуйченко, является низкий уровень информированности граждан о том, что они имеют право на бесплатную юридическую помощь. Люди, по мнению главы ведомства, даже не подозревают, что обладают таким правом.
Пути решения проблемы
Для того, чтобы исправить ситуацию, будет создан единый портал бесплатной юридической помощи, который заработает в 2022 году. Как отмечает Чуйченко, сервис будет максимально простым и понятным, чтобы каждый гражданин беспрепятственно мог им воспользоваться. Подчёркивается, что пилотный проект сервиса пройдёт в десяти районах России. В каких именно, не уточняется.
Следующей мерой, которая поможет увеличить процент обращений за юр.помощью, будет создание реестров тех, кто имеет право на бесплатную консультацию. В таком случае информирование будет осуществляться адресно, что в разы повысит уровень правовой осведомлённости граждан.
Кроме того, Константин Чуйченко оповестил Президента о том, что ведомству не хватает рабочих рук. Особенно эта нехватка ощущается в регионах, где до сих пор не было создано ни одного государственного юридического бюро. По данным политика, такие бюро имеются лишь в 30% от общего количества регионов в стране. Он предложил Владимиру Владимировичу сформировать такие бюро во всех регионах.
Также была озвучена идея создания мобильных передвижных пунктов, которые будут выезжать, например, на места ЧС. Речь идёт о таких ситуациях, как, например, уничтожение документов в связи с пожаром. В таких мобильных пунктах граждане смогут оперативно получить квалифицированную юридическую помощь.
Константин Чуйченко предложил разработать механизмы контроля за исполнением стандартов оказания юридической помощи. Необходимость в подобных механизмах объясняется тем, что зачастую гражданам пытаются навязать платные услуги, в которых обратившиеся не нуждаются.
Владимир Путин поддержал идеи Минюста: «Так и нужно сделать, чтобы принять решения, которые позволили бы пользоваться бесплатной юридической помощью. Это очень важно».
- Читайте далее:
- Как бесплатно получить квалифицированную электронную подпись?
- Володин предложил обсудить отказ от анонимности в интернете
- Имею право на имя: может ли гражданин РФ сменить имя?
Порядок и случаи оказания бесплатной юридической помощи Департаментом — Бесплатная юридическая помощь — Главная — Официальный сайт Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области
- 1. Прием и регистрация заявления и приложенных к нему документов
- Департамент противодействия коррупции и контроля Свердловской области (далее – Департамент) оказывает гражданам Российской Федерации бесплатную юридическую помощь в виде правового консультирования в устной и письменной форме по вопросам, относящимся к его компетенции, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации для рассмотрения обращений граждан.
- Бесплатная юридическая помощь в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера по вопросам, отнесенным к компетенции Департамента, оказывается в случаях:
- 1) обжалование во внесудебном порядке актов федеральных органов государственной власти, органов местного самоуправления муниципальных образований, расположенных на территории Свердловской области, и их должностных лиц;
- 2) подготовка сообщений о фактах коррупции, а также нарушений законных прав и интересов граждан в связи с указанными обращениями.
- В рамках предоставленных полномочий Департамент оказывает бесплатную юридическую помощь гражданам, указанным в части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», обратившимся за такой помощью по вопросу:
- 1) имеющему правовой характер;
- 2) который не получил ранее разрешения вступившим в законную силу судебным постановлением, принятым по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям:
- решением (приговором) суда;
- определением суда о прекращении производства по делу в связи с принятием отказа истца от иска;
- определением суда о прекращении производства по делу в связи с утверждением мирового соглашения;
- 3) по которому не имеется принятого по спору между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям решения третейского суда, ставшего обязательным для сторон, за исключением случаев, если суд отказал в выдаче исполнительного листа на принудительное исполнение решения третейского суда.
- В целях получения бесплатной юридической помощи гражданин представляет в Департамент лично или посредством направления в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» заявление об оказании бесплатной юридической помощи в свободной форме, к которому прилагаются:
- 1) копия паспорта или иного документа, удостоверяющего личность;
- 2) документ на бумажном носителе или в форме электронного документа, подтверждающий отнесение гражданина к одной из категорий, имеющих в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Свердловской области право на получение бесплатной юридической помощи.
* В случае если за получением бесплатной юридической помощи обращается законный представитель лица, имеющего право на получение бесплатной юридической помощи, помимо вышеуказанных документов он представляет документы, удостоверяющие его личность и полномочия. *Заявление подлежит обязательной регистрации в трехдневный срок с момента его поступления в Департамент. * Бесплатная юридическая помощь при обращении посредством телефонной связи не оказывается. Оказание бесплатной юридической помощи в месте проживания гражданина (на дому) не производится. |
- 2. Рассмотрение заявления и приложенных к нему документов
- Правовое консультирование осуществляется в соответствии с положениями Федерального закона от 2 апреля 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в течение 30 дней с момента регистрации заявления об оказании бесплатной юридической помощи
- Департамент принимает решение об отказе в оказании бесплатной юридической помощи гражданам в случае, если гражданин:
- 1) обратился за бесплатной юридической помощью по вопросу, не имеющему правового характера;
- 2) обратился с просьбой составить заявление, жалобу, ходатайство или другой документ правового характера при отсутствии правовых оснований для предъявления соответствующих требований;
- 3) обратился с просьбой составить заявление в суд при наличии установленных законодательством Российской Федерации препятствий к обращению в суд;
- 4) не относится к категории граждан, указанных в части 1 статьи 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
- В случае принятия решения об отказе в оказании бесплатной юридической помощи Департамент выдает гражданину, обратившемуся за оказанием бесплатной юридической помощи, заключение о невозможности оказания бесплатной юридической помощи.
- 3. Формирование и направление межведомственных запросов
- 4. Оказание бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в устной форме; оказание бесплатной юридической помощи в виде правового консультирования в письменной форме путем направления соответствующего ответа; оказание бесплатной юридической помощи в виде составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера
Приказ Департамента противодействия коррупции и контроля Свердловской области от 15.11.2019 № 39 «Об утверждении Порядка оказания бесплатной юридической помощи Департаментом противодействия коррупции и контроля Свердловской области»
Оказание адвокатом юридической помощи бесплатно
Адвокаты оказывают юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в соответствии с Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации».
|
Оплата труда адвокатов, оказывающих юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсация их расходов являются расходным обязательством субъекта Российской Федерации (ст. 26 Закона «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»).
Согласно ст. 18 ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» адвокаты участвуют в функционировании государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывая гражданам бесплатную юридическую помощь в случаях, предусмотренных данным Федеральным законом и другими федеральными законами.
- Организация участия адвокатов в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи в субъекте Российской Федерации осуществляется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
- Адвокатская палата субъекта РФ ежегодно не позднее 15 ноября направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ список адвокатов, участвующих в деятельности государственной системы бесплатной юридической помощи, с указанием регистрационных номеров адвокатов в реестре адвокатов субъекта РФ, а также адвокатских образований, в которых адвокаты осуществляют свою профессиональную деятельность.
- Ежегодно не позднее 31 декабря, уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ опубликовывает список адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь, в средствах массовой информации и размещает этот список на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
- Уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодно не позднее 1 декабря заключает с адвокатской палатой субъекта РФ соглашение об оказании бесплатной юридической помощи адвокатами, являющимися участниками государственной системы бесплатной юридической помощи.
Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, оказывают гражданам бесплатную юридическую помощь на основании соглашения, заключаемого в соответствии со ст. 25 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в РФ».
Адвокаты направляют в адвокатскую палату субъекта РФ отчет об оказании ими бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Адвокатская палата субъекта РФ в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта РФ, направляет в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ ежегодный доклад и сводный отчет об оказании адвокатами бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи.
Формы соглашения, отчетов и сроки их представления утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Размер, порядок оплаты труда адвокатов, оказывающих гражданам бесплатную юридическую помощь в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и компенсации их расходов на оказание такой помощи определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.
Виды бесплатной юридической помощи
Согласно ст. 6 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ бесплатная юридическая помощь оказывается в виде:
- 1) правового консультирования в устной и письменной форме;
- 2) составления заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
- 3) представления интересов гражданина в судах, государственных и муниципальных органах, организациях в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
- Бесплатная юридическая помощь может оказываться в иных не запрещенных законодательством Российской Федерации видах.
Категории граждан имеющих право на получение бесплатной юридической помощи
Право на получение бесплатной юридической помощи, в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи имеют следующие категории граждан (ст. 20 ФЗ от 21 ноября 2011 г. N 324-ФЗ):
- 1) граждане, среднедушевой доход семей которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в субъекте Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума (далее — малоимущие граждане);
- 2) инвалиды I и II группы;
- 3) ветераны Великой Отечественной войны, Герои Российской Федерации, Герои Советского Союза, Герои Социалистического Труда, Герои Труда Российской Федерации;
- 4) дети-инвалиды, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких детей;
- 4.1) лица, желающие принять на воспитание в свою семью ребенка, оставшегося без попечения родителей, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с устройством ребенка на воспитание в семью;
- 4.2) усыновители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов усыновленных детей;
- 5) граждане пожилого возраста и инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме;
- 6) несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, и несовершеннолетние, отбывающие наказание в местах лишения свободы, а также их законные представители и представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких несовершеннолетних (за исключением вопросов, связанных с оказанием юридической помощи в уголовном судопроизводстве);
- 7) граждане, имеющие право на бесплатную юридическую помощь в соответствии с Законом Российской Федерации от 2 июля 1992 года N 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»;
- 8) граждане, признанные судом недееспособными, а также их законные представители, если они обращаются за оказанием бесплатной юридической помощи по вопросам, связанным с обеспечением и защитой прав и законных интересов таких граждан;
- 8.1) граждане, пострадавшие в результате чрезвычайной ситуации:
- а) супруг (супруга), состоявший (состоявшая) в зарегистрированном браке с погибшим (умершим) на день гибели (смерти) в результате чрезвычайной ситуации;
- б) дети погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
- в) родители погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации;
- г) лица, находившиеся на полном содержании погибшего (умершего) в результате чрезвычайной ситуации или получавшие от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию, а также иные лица, признанные иждивенцами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
- д) граждане, здоровью которых причинен вред в результате чрезвычайной ситуации;
- е) граждане, лишившиеся жилого помещения либо утратившие полностью или частично иное имущество либо документы в результате чрезвычайной ситуации;
- 9) граждане, которым право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи предоставлено в соответствии с иными федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
- Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, осуществляют правовое консультирование в устной и письменной форме граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, и составляют для них заявления, жалобы, ходатайства и другие документы правового характера в следующих случаях:
- 1) заключение, изменение, расторжение, признание недействительными сделок с недвижимым имуществом, государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
- 2) признание права на жилое помещение, предоставление жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжение и прекращение договора социального найма жилого помещения, выселение из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;
- 3) признание и сохранение права собственности на земельный участок, права постоянного (бессрочного) пользования, а также права пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
- 4) защита прав потребителей (в части предоставления коммунальных услуг);
- 5) отказ работодателя в заключении трудового договора, нарушающий гарантии, установленные Трудовым кодексом Российской Федерации, восстановление на работе, взыскание заработка, в том числе за время вынужденного прогула, компенсации морального вреда, причиненного неправомерными действиями (бездействием) работодателя;
- 6) признание гражданина безработным и установление пособия по безработице;
- 7) возмещение вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;
- 8) предоставление мер социальной поддержки, оказание малоимущим гражданам государственной социальной помощи, предоставление субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг;
9) назначение, перерасчет и взыскание страховых пенсий по старости, пенсий по инвалидности и по случаю потери кормильца, пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, безработице, в связи с трудовым увечьем или профессиональным заболеванием, единовременного пособия при рождении ребенка, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, социального пособия на погребение; - 10) установление и оспаривание отцовства (материнства), взыскание алиментов;
- 10.1) установление усыновления, опеки или попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, заключение договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
- 10.2) защита прав и законных интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 11) реабилитация граждан, пострадавших от политических репрессий;
- 12) ограничение дееспособности;
- 13) обжалование нарушений прав и свобод граждан при оказании психиатрической помощи;
- 14) медико-социальная экспертиза и реабилитация инвалидов;
- 15) обжалование во внесудебном порядке актов органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц;
- 16) восстановление имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещение ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.
- Адвокаты, являющиеся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи, представляют в судах, государственных и муниципальных органах, организациях интересы граждан, имеющих право на получение бесплатной юридической помощи в рамках государственной системы бесплатной юридической помощи, если они являются:
- 1) истцами и ответчиками при рассмотрении судами дел о:
- а) расторжении, признании недействительными сделок с недвижимым имуществом, о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним и об отказе в государственной регистрации таких прав (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
- б) признании права на жилое помещение, предоставлении жилого помещения по договору социального найма, договору найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в том числе принятых на воспитание в семьи, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, расторжении и прекращении договора социального найма жилого помещения, выселении из жилого помещения (в случае, если квартира, жилой дом или их части являются единственным жилым помещением гражданина и его семьи), расторжение и прекращение договора найма специализированного жилого помещения, предназначенного для проживания детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, выселение из указанного жилого помещения;
- в) признании и сохранении права собственности на земельный участок, права постоянного бессрочного пользования, а также пожизненного наследуемого владения земельным участком (в случае, если на спорном земельном участке или его части находятся жилой дом или его часть, являющиеся единственным жилым помещением гражданина и его семьи);
- 2) истцами (заявителями) при рассмотрении судами дел:
- а) о взыскании алиментов;
- б) о возмещении вреда, причиненного смертью кормильца, увечьем или иным повреждением здоровья, связанным с трудовой деятельностью или с чрезвычайной ситуацией;
- в) об установлении усыновления, опеки или попечительства в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о заключении договора об осуществлении опеки или попечительства над такими детьми;
- г) об обеспечении мер государственной поддержки детям-инвалидам, детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
- 3) гражданами, в отношении которых судом рассматривается заявление о признании их недееспособными;
- 4) гражданами, пострадавшими от политических репрессий, — по вопросам, связанным с реабилитацией;
- 5) гражданами, в отношении которых судами рассматриваются дела о принудительной госпитализации в психиатрический стационар или продлении срока принудительной госпитализации в психиатрическом стационаре;
- 6) гражданами, пострадавшими от чрезвычайной ситуации, — по вопросам, связанным с восстановлением имущественных прав, личных неимущественных прав, нарушенных в результате чрезвычайной ситуации, возмещением ущерба, причиненного вследствие чрезвычайной ситуации.
- Основной гарантией предоставления бесплатной юридической помощи малоимущим гражданам является возможность привлечения адвоката к дисциплинарной ответственности за отказ в такой помощи по жалобе гражданина.
- Обратите внимание! Заполняя любую форму на сайте и отправляя внесённые в неё сведения, Вы соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Направление на оказание бесплатной юридической помощи
Семьи, доход которых меньше двух прожиточных минимумов, и одинокие петербуржцы с доходом меньше прожиточного минимума могут получить бесплатную юридическую помощь в виде:
- консультации (устной или письменной);
- составления жалоб, ходатайств и заявлений;
- представления интересов в судах, государственных и муниципальных органах, организациях.
Выполнение отдельных функций по предоставлению бесплатной юридической помощи в Санкт-Петербурге, установленных Правительством Санкт-Петербурга
- Выдача заявителю направления на предоставление бесплатной юридической помощи (решение о выдаче направления):
- по форме (лицам, указанным в пунктах 1 и 2 раздела «Заявители»);
- по форме (лицам, указанным в пункте 3 раздела «Заявители»).
- Уведомление об отказе в выдаче направления по форме (решение об отказе).
- Информирование заявителя о принятом администрацией района Санкт-Петербурга (Администрация) решении осуществляется на бумажном носителе решение о выдаче направления либо решение об отказе выдается лично заявителю Администрацией.
Результат предоставления государственной услуги учитывается в автоматизированной информационной системе «Электронный социальный регистр населения Санкт‑Петербурга» (ЭСРН) и государственной информационной системе Санкт‑Петербурга «Городской реестр социальной защиты» (ГРСЗ) для последующего размещения указанных сведений в Единой государственной информационной системе социального обслуживания.
I. Получатели государственной услуги:
- Граждане Российской Федерации, имеющие регистрацию по месту жительства или по месту пребывания в Санкт‑Петербурге, в том числе граждане Российской Федерации, место жительства которых на территории Санкт‑Петербурга подтверждено решением суда, граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства в Российской Федерации, имевшие ранее регистрацию (прописку) по месту жительства в Санкт‑Петербурге:
- среднедушевой доход семей которых ниже двукратной величины прожиточного минимума, установленного в Санкт‑Петербурге в соответствии с федеральным законодательством;
- одиноко проживающие граждане, доходы которых ниже величины прожиточного минимума, установленного в Санкт‑Петербурге.
- В состав семьи при расчете среднедушевого дохода семьи (среднедушевой доход) включаются лица, связанные родством и (или) свойством.
- К ним относятся супруги, их несовершеннолетние дети (в том числе усыновленные, приемные, находящиеся под опекой или попечительством, пасынки, падчерицы), а также совместно с ними проживающие и ведущие совместное хозяйство совершеннолетние дети, родители, братья и сестры.
- В состав семьи, учитываемый при определении величины среднедушевого дохода, не включаются:
- лица, проходящие военную службу по призыву в качестве сержантов, старшин, солдат или матросов, либо обучающиеся в военном образовательном учреждении профессионального образования до заключения контракта о прохождении военной службы;
- лица, отсутствующие в связи с объявлением их в розыск в соответствии с действующим законодательством, осуждением к лишению свободы или заключением под стражу, нахождением на принудительном лечении по решению суда по причине прохождения судебно‑медицинской экспертизы на основании постановления лица, производящего дознание, следователя или определения суда;
- лица, находящиеся на полном государственном обеспечении либо на стационарном социальном обслуживании.
- Граждане из числа лиц, указанных в пункте 1 (за исключением граждан Российской Федерации, не имеющих регистрации по месту жительства в Российской Федерации, имевших ранее регистрацию (прописку) по месту жительства в Санкт‑Петербурге), оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, имеют право на получение бесплатной юридической помощи в следующих экстренных случаях:
- утраты всего или части имущества на территории Санкт‑Петербурга в результате возникновения пожара;
- утраты всего или части имущества на территории Санкт‑Петербурга в результате обрушения строительных конструкций жилого помещения (многоквартирного жилого дома).
- Граждане Российской Федерации, не имеющие регистрации по месту жительства в Российской Федерации, имевшие ранее регистрацию (прописку) по месту жительства в Санкт‑Петербурге, — по вопросам, связанным с установлением факта места жительства в Санкт‑Петербурге.
Категории граждан, которые должны обращаться непосредственно в адвокатские образования, предоставляющие бесплатную юридическую помощь, см. здесь.
Адресный перечень адвокатских образований, предоставляющих бесплатную юридическую помощь отдельным категориям граждан в Санкт-Петербурге, см. здесь.
II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:
- Граждане, получатели услуги, указанные в п. I.
- Доверенные лица получателей услуги.
- Обращается лично или через представителя (при предъявлении необходимых документов) в ОСЗН Администрации по месту жительства.
- Подает заявление по форме и необходимые документы.
- В случае принятия ОСЗН положительного решения — получает лично или через представителя (при предъявлении необходимых документов) готовое направление на оказание бесплатной юридической помощи по форме.
Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:
- Представлены неполные и (или) недостоверные сведения.
Право на юридическую помощь гражданам РФ бесплатную и по назначению
Опираясь на 48 статью Конституции Российской Федерации можно сказать, что в некоторых ситуациях, которые в свое время предусматриваются законом, осуществляется оказание юридической помощи бесплатно гражданам Российской Федерации.
Такая норма конституционной направленности реализована в 26 статье Закона об адвокатуре, в которой идет перечисление категорий граждан, имеющих конкретное право на бесплатную юридическую помощь, и установлен специальный круг вопросов, по которым собственно оказывается юридическая помощь данным лицам бесплатно.
Сейчас освобождение лица, которое выступает в качестве гражданина Российской Федерации от оплаты помощи юридического характера не зависит от усмотрения заведующего консультацией юридического отдела, а также президиума коллегии адвокатов и предварительных следственных органов, прокурора, судебного органа, как это предусматривалось ранее в статье 8, 18, а также 22 Положения об адвокатуре в РСФСР 1980 года.
Право на оказание бесплатной юридической помощи, в первую очередь обусловлено определенным имущественным положением гражданина.
Ведь такой вид помощи может быть оказан только тем лицам Российской Федерации, у которых средний заработок семьи меньше размера прожиточного минимума, который в свое время закреплен в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, конечно, такое правило распространяется на одиноко проживающих граждан Российской Федерации, доходы которых ниже указанной величины.
Документы, которые потребуются для получения помощи юридического характера
Замечание 1
Список актов, которые потребуются для получения лицам Российской Федерации помощи юридической направленности бесплатно, а также четкий порядок предоставления отмеченных актов определяются конкретными законами и другими правовыми актами нормативного порядка субъектов Российской Федерации.
Основу правового характера для процесса определения прожиточного минимума в Российской Федерации и, конечно, его учета во время осуществлении мер защиты социального характера лиц, выступающих в роли граждан Российской Федерации составляет специальный закон Федерального порядка от 1997 года 24 октября № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации».
Опираясь на 1 статью вышеуказанного закона среднедушевой доход семьи (это имеет отношение также к гражданам, которые проживают уединенно) определяется как совокупная сумма доходов каждого члена семьи, деленная на число всех членов семьи.
Под минимумом прожиточного характера понимается определенная стоимостная оценка потребительской корзины, и требующиеся сборы, а также платежи.
Размер того минимума, который называется прожиточным в отношении одного лица (а точнее гражданина) населения, а также по главным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации и в субъектах Российской Федерации (за исключением каких-либо определенных ситуаций) определяется ежеквартально основываясь на корзине потребительского назначения, и данных органа федеральной направленности власти исполнительного характера по специальной статистике отражающей уровень потребительских цен на продукты питания, а также непродовольственные товары, и какие-то конкретные услуги, а также различные расходы по платежам обязательного порядка, и сборам.
Постановление Минтруда России
Специальным постановлением Минтруда России № 36 и Госкомстата России № 34 от 2000 года 28 апреля утверждается конкретной методикой исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, которая в свое время создавалась для исчисления величины прожиточного минимума в целом по Российской Федерации, как стоимостной оценки минимальных наборов продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, требующихся для того чтобы сохранить здоровье гражданина и при этом обеспечить его жизнедеятельность, и расходы по платежам, и сборам, которые являются обязательными. Корзина потребительского характера рассчитывается отдельно для трех главных социально-демографических групп: населения, которое является трудоспособным, детей возрастом до 15 лет, и, конечно, пенсионеров.
Замечание 2
Стоит отметить, что в состав расходов по необходимым платежам и сборам включаются: подоходный налог и отчисления в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Опираясь на 7 статью закона Федерального характера от 1999 года 17 июля № 178-ФЗ «О государственной помощи социальной направленности», конкретный порядок определения размера прожиточного минимума малоимущей семьи или же малоимущего одиноко проживающего гражданина устанавливается субъектом Российской Федерации при учитывании величин прожиточных минимумов, которые были установлены для соответствующих социально-демографических групп населения. В ситуации же, если в субъекте Российской Федерации не установлены какие-либо величины прожиточных минимумов, применяются такие величины установленных прожиточных минимумов, которые были установлены Правительством Российской Федерации.
Пример 1
В соответствии с определенным постановлением Правительства Российской Федерации от 2010 года 15 июля № 529 «Об установлении конкретной величины прожиточного минимума на гражданина населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2010 года» установлена конкретная величина прожиточного минимума в целом по Российской Федерации за 1 квартал 2010 года на одного человека 5518 руб., для населения, которое является трудоспособным — 5956 руб., для людей, которые уже на пенсии — 4395 руб., и, конечно, детей — 5312 руб.
Законом Федерального характера от 2003 года 5 апреля № 44-ФЗ «О специальном порядке, во время которого осуществляется учет расходов и доходов среднедушевого дохода семьи, а также финансового достатка гражданина, который вовсе проживает один для признания их малоимущими и оказания им определенной государственной помощи социальной направленности» рассматривается, как расчет среднедушевого дохода семьи и доход одиноко проживающего гражданина для того чтобы разобраться с вопросом о признании их малоимущими, а после об оказании им государственной помощи социального характера, которая в свое время осуществляется специальным органом соц. защиты населения по месту их жительства, либо пребывания основываясь на конкретной сумме доходов всех членов семьи или одиноко проживающего лица, которое является гражданином Российской Федерации за три последних месяца, предшествующих тому месяцу, когда было подано заявление об оказании государственной социальной помощи.
Замечание 2
При этом стоить учесть, что самому учету подлежит сумма доходов, полученных как в денежной, так и в натуральной форме.
Во время расчета среднего дохода на одного человека в состав семьи не включаются:
- граждане, которые являются военнослужащими, также лица проходящие военную службу по призыву в роли сержантов, старшин, солдат или матросов, а также военнослужащих, обучающихся в определенных военных образовательных учреждениях направленных на профессиональное образование и не заключившие контракта о прохождении военной службы;
- лица, которые отбывают наказание в виде конкретного лишения свободы, в отношении которых используется мера пресечения в виде заключения под стражу, и лица, находящиеся на лечении принудительного характера по решению судебного органа;
- лица, которые находятся на полном обеспечении от самого государства.
Замечание 3
Специальная перечень видов доходов, которые обязаны учитываться во время процесса расчета среднедушевого дохода семьи, а также дохода гражданина, проживающего в уединении, установлен определенным постановлением правительства Российской Федерации от 2003 года 20 августа№512.
Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!
Помощь юридической направленности гражданам Российской Федерации, среднедушевой доход семей которых меньше размера прожиточного минимума, который установлен в субъекте Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством, а также одиноко проживающим гражданам Российской Федерации, чьи заработки менее отмеченного размера, оказывается бесплатной в таких ситуациях:
- истцам — по делам, которые разбираются судебными органами первой инстанции о взыскании каких-либо алиментов, возмещении вреда, причиненного вследствии смерти кормильца, каким либо увечьем, или другим повреждением здоровья, связанным с деятельностью трудового характера;
- ветеранам Великой Отечественной войны — по специальным вопросам, не имеющим связи с предпринимательской деятельностью;
- гражданам Российской Федерации — во время составления заявлений о назначении пенсий, а также пособий;
- лицам, которые являются гражданами Российской Федерации, пострадавшие от политических репрессий, — по каким-либо вопросам, имеющим связь с реабилитацией.
Замечание 4
Перечень категорий граждан, которая предусматривается самим законом и при этом имеющая определенное право на бесплатное получение помощи юридического характера, и круг вопросов, относительно которых данная помощь оказывается, являются исчерпывающими и не подлежат расширительному толкованию.
Что же касается закона, то он никак не связывает предоставление бесплатной юридической помощи с возрастом человека, а также его семейным и социальным статусом, национальностью и т.п.
Во время использования норм закона об адвокатуре об оказании какой-либо помощи юридической направленности, которая в свое время является бесплатной, важно учитывать конкретные положения других нормативных правовых документов, служащих для процесса раскрытия содержания перечисленных в законе понятий. Например, вопросы искового производства по делам гражданской направленности контролируются ГПК. Понятие деятельности предпринимательского характера какого-либо гражданина освещается в 23 статье ГК.
Когда осуществляется составление заявлений о назначении пенсий, а также пособий, лицо, которое является гражданином Российской Федерации имеет полное право обратиться к адвокату за бесплатной помощью юридического порядка.
В такой ситуации адвокат не может ограничиться только составлением заявления.
В этом случае адвокат, будет обязан оказать всестороннюю помощь, включая разъяснение определенных актов требующихся для представления во время подачи заявления и какие действуют конкретные правила обращения в органах социального обеспечения.
Замечание 5
Перечень категорий граждан, которые признаются подвергшимися неким политическим репрессиям и подлежащих процессу восстановления, контролируются законом Российской Федерации «О реабилитации жертв политических репрессий». Такие лица тоже имеют специальное право на получение бесплатной помощи юридической направленности.
Если обратиться к закону, то можно понять, что он предусматривает конкретную обязанность адвоката оказывать бесплатно в любых ситуациях юридическую помощь гражданам, которые являются несовершеннолетними, содержащимся в специальных учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, по просьбе несовершеннолетнего или его законного представителя, который принял данное решение в интересах несовершеннолетнего, по всем вопросам правового порядка, которые у них могут появиться.
Опираясь на 7 статью закона об адвокатуре адвокат должен выполнять определенные требования закона об необходимом участии адвоката в роли защитника в уголовном судопроизводстве по назначению дознавательных органов, органов предварительного следствия или же судебного органа, и при этом оказывать конкретную юридическую помощь гражданам Российской Федерации бесплатно в ситуациях, предусмотренных Законом. Случаи обязательного участия защитника в уголовном судебном разбирательстве предусмотрены в 51 статье Уголовного Правового Кодекса.
Кодекс профессиональной этики
Кодекс этики профессиональной направленности адвоката также обязывает самого гражданина, который выступает в качестве юридического лица, а именно адвоката принимать конкретное участие в специальных делах по назначению лично или материально в порядке, который определяется адвокатской палатой субъекта Российской Федерации.
Замечание 6
Так, конференции ежегодного характера адвокатов устанавливают определенную сумму отчислений для адвокатов, которые все таки избрали материальную форму участия в защите по назначению.
После того как было получено согласие совета адвокатской палаты на материальную форму участия конкретного адвоката в защите по назначению, отчисления, которые были ранее отмечены становятся для него обязательными.
В ситуации же, если лицо, которое выступает в роли адвоката в последующем решает изменить форму участия в защите по назначению с материальной на личную, то данный юридический помощник обязан сообщить об этом в совет палаты адвокатской направленности.
Когда запрос из судебного органа или же из каких-либо органов правоохранительной деятельности поступает в адвокатское образование, все члены которого являются свободными от личного участия в оказании помощи юридического характера по назначению в связи с соответствующими отчислениями в конкретный фонд палаты адвокатской направленности, то сам руководитель адвокатского образования обязан сразу предупредить об этом совет адвокатской палаты для того чтобы был перераспределен процесс запроса.
Адвокату, который принял участие решив выступить в роли защитника в процессе судебного разбирательства уголовной деятельности по назначению органов дознания, а также органов предварительного следствия или органа судебной власти, выплачивается вознаграждение имеющее дополнительный характер за счет средств адвокатской палаты.
Замечание 7
Что касается количества и порядка данной выплаты вознаграждения, то он устанавливается ежегодно советом адвокатской палаты.
Порядок в котором осуществляется помощь юридического характера, оказанная адвокатами гражданам Российской Федерации и также определенный порядок участия адвокатов выступающих в роли защитников в деле уголовной направленности судебного разбирательства по назначение органов дознания, и, конечно, органов предварительного следствия или судебного органа устанавливается специальными адвокатскими палатами субъектов Российской Федерации. Основываясь на 44 статье пункте 1 Закона об адвокатуре адвокатская палата должна принять конкретное решение по такому вопросу в специально отведенный срок 20 дней с момента ее регистрации (это означает определить четким порядок в котором будет оказана какая-либо помощь, а также распределить поручения между адвокатскими образованиями и т.п.).
Замечание 8
Возложение на адвокатские палаты отмеченной обязанности направлено на то, чтобы не допустить перерывов в ходе оказания гражданам квалифицированной юридической помощи и исключить случайные срывы деяний следственного характера, и процессов судебного порядка.
С того времени, как были приняты отмеченные решения палата адвокатского характера начинает нести полную ответственность за осуществление помощи юридической направленности, оказываемой по отношению к тем лицам, которые выступают в качестве граждан Российской Федерации на бесплатной основе, и по назначению, а также ее доступности для населения на всей территории данного субъекта Российской Федерации. Данная правовая норма представляется, как еще одна гарантия имеющая дополнительный характер непрерывности оказания гражданам Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также помощи юридического порядка по назначению.
Осуществление палатами адвокатского порядка своих должностных обязанностей имеющих прямое отношение к помощи гражданам, а именно оказания им какой-либо помощи юридической направленности тесно связанной с законами и другими право-нормативными актами субъектов Российской Федерации, определяющими конкретную перечень актов, требующихся для процесса получения лицами Российской Федерации юридической помощи бесплатно, а также порядок предоставления отмеченных актов.