Статья 2. Понятие статуса столицы Российской Федерации

Субъекты федерального значения

Главным критерием их выделения является особый способ организации в них местных органов управления. Не следует их путать с муниципальными образованиями, так как сами они являются объектами территориального деления Российской Федерации и могут включать в себя сразу несколько их видов. Также стоит подчеркнуть, что находятся они на одном правовом уровне с другими субъектами.

Каким образом приобретается статус?

Правовое положение города федерального значения устанавливается на законодательном уровне. В частности, такая прерогатива принадлежит основному российскому закону — Конституции РФ. Также статья пятая закона определяет, что российские города федерального значения имеют право издавать собственные нормативные правовые акты через свои представительные органы.

В любом случае статус присваивается тем субъектам, которые имеют важное политическое, стратегическое или экономическое значение для всей страны в целом. Например, Москва, являясь столицей Российской Федерации, играет важнейшую политическую роль как для самой страны, так и для международного сообщества в целом. Санкт-Петербург — бывшая столица России на протяжении почти двухсот лет, культурная столица мирового уровня на сегодняшний день, один из крупнейших экономических и научно-образовательных центров РФ. Все это служит подтверждением того, что город носит звание свое звание вполне оправданно и заслуживает его в полной мере.

С недавних пор субъектом РФ признан Севастополь — город федерального значения с одной стороны, главная военная база Черноморского флота — с другой. Это говорит об особой стратегической значимости субъекта, что также оправдывает наличие у него соответствующего правового статуса.

Специфика городов федерального значения

Главным отличием их от остальных субъектов является особая территориальная и политическая организация власти на местах. Города федерального значения делятся на внутригородские территории, являющиеся по своему положению муниципальными образованиями.

Их количество в Санкт-Петербурге составляет сто одиннадцать, а в Москве их насчитывается целых сто сорок шесть единиц. Однако в Севастополе на данный момент зарегистрировано всего лишь десять таких образований.

На этом особенности городов федерального значения не заканчиваются.

Также стоит отметить политические нюансы в структуре управления субъектов: в целях некоторой централизации власти часть полномочий на местах перешла к компетенции субъекта. Другой особенностью городов, обладающих таким статусом, является применение в их отношении специальных норм российского права.

Например, статья восьмая бюджетного кодекса наделяет город федерального значения полномочием определять источники бюджетных средств внутригородских территорий, а также порядок и объем безвозмездных денежных отчислений в форме дотаций и субсидий местным бюджетом.

Градостроительный кодекс устанавливает перечень документов планирования внутренних территорий, а также указывает, что в случае, если местными актами не определены вопросы в сфере градостроительства, их решение берут на себя власти субъекта.

Кроме того, на территорию этих городов распространяется действие специальных норм налогового, гражданского и уголовного законодательства.

Города РФ, имеющие особый статус

Москва — город федерального значения

В соответствии с Законом «Об организации местного самоуправления», в столице предусмотрено деление местной власти, в зависимости от вида муниципального образования, будь то городской округ (Троицк, Щербинка), муниципальный округ (Арбат, Измайлово, Люблино и т.д.) или поселение (Внуковское, Рязановское, Роговское и т.д.).

Например, в муниципальном округе Арбат действует Совет депутатов, где проводятся заседания и публичные слушания, а также Администрация, которая осуществляет исполнительную деятельность в своих территориальных границах.

В других районах, поселениях или округах работают аналогичные органы, и различаются они в основном своими названиями (к примеру, в одном городском образовании может быть учрежден Совет депутатов, а в другом те же функции будет выполнять муниципальное Собрание) и некоторыми другими деталями, обусловленными уже местными требованиями и условиями жизни граждан. Однако сути это не меняет. Стоит заметить, что наименования и границы внутригородских территорий в Москве были установлены еще в 2003 году соответствующим законодательным актом субъекта. Поскольку города федерального значения, ввиду их особого статуса, требуют более тщательного правового регулирования, их внутренняя территория также подпадает под юрисдикцию государственных властей. В связи с этим следует обратить внимание на территориальное устройство субъекта. Особенность административного деления Москвы заключается в установлении определенных законом территориальных округов (Центральный, Северо-Западный, Зеленоградский и т.д.), всего их двенадцать. Каждый округ возглавляет префектура, которая, в свою очередь, подведомственна Правительству РФ. Главной задачей органа является координация деятельности районных управ. Также Префектура осуществляет контроль за московскими госучреждениями и казенными предприятиями. Кроме того, в ее компетенцию входит сотрудничество с органами госвласти Российской Федерации и города Москвы, взаимодействие с местными органами, юридическими и частными лицами. При этом права вмешиваться в дела местного значения она не имеет.

Севастополь — город федерального значения

Заключение

Всего в Российской Федерации насчитывается четыре субъекта федерального значения, к числу которых условно можно отнести казахстанский город Байконур. Их статус устанавливается Конституцией и другими законами РФ.

Особенностью таких городов является специфическое территориальное устройство, наличие стратегически важных объектов, а также особое политическое, культурное, экономическое положение.

В связи с этим к ним применяются специальные правила и нормы российского законодательства.

Города федерального значения не являются муниципальными образованиями, они сами включают в себя внутригородские территории. Органы власти субъекта не могут вмешиваться в компетенцию местного самоуправления, но при этом могут взаимодействовать с его органами по тем или иным направлениям.

Правовой статус столицы и государственного языка России

Одним из условий существования государства, усиления центростремительных, объединяющих сил является его столица. Поэтому для любого государства законодательное закрепление конституционно-правового статуса столицы является важной задачей.

Город Москва сыграл государственно-образующую роль в становлении Российского государства, в результате чего в общественном сознании граждан России сложилось представление о Москве как о центральной территории.

Важно иметь в виду то, что выбор города в качестве столицы государства не является произвольным — это результат закономерного развития российского народа, и город должен обладать рядом признаков, чтобы стать ею (это особенно актуально для централизованных восточных государств, в которых смена столицы является сменой определенной символичной эпохи).

Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепила в качестве столицы город Москву (ст. 70) и предусмотрела необходимость дальнейшей юридической регламентации в федеральном законе одного из важнейших институтов государства.

Однако Конституция и законодательство до настоящего времени не разрешили ряд проблем: не раскрыто в полной мере понятие «столица Российской Федерации», не определены элементы ее статуса, в том числе функции, субъекты защиты.

Кроме того, исключительно актуальной является проблема функционирования столицы на территории равноправного субъекта РФ — города федерального значения Москвы, определения критериев, какими необходимо руководствоваться при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти федерального и регионального уровней в г. Москве.

Правовое регулирование такого института, как столица, закреплено в Законе Российской Федерации 1993 г. «О статусе столицы Российской Федерации» (далее — Закон) и не претерпело существенных изменений после принятия Конституции РФ (которая все же предусматривает необходимость принятия федерального закона).

Необходимо разрешить следующие теоретические задачи, имеющие практическое значение: определение 1) признаков столицы; 2) задач, разрешаемых с помощью данного института; 3) понятия «столицы» и ее особенностей в федеративном государстве; 4) территории столицы, являющейся одновременно территорией субъекта Федерации (соотношение этих понятий в соответствии с принципом территориального верховенства).

Чтобы ответить на вопрос, что такое столица, необходимо выделить ее признаки. Во-первых, это населенный пункт (город) в границах законодательно определенной территории, установленный высшими органами власти либо путем референдума граждан суверенного государства.

Во-вторых, столица отличается устойчивостью и стабильностью, непосредственно связана с возникновением и развитием государства, его памятниками, знаменательными датами, объектами государственного значения, символами, — и этим олицетворяет самобытность, уникальность, цивилизационную специфику государства, приверженность историческим нравственным принципам, а также выполняет роль консолидации граждан своей страны. В-третьих, столицей является город, в котором расположены преимущественно все государственные (федеральные) органы власти, представительства иностранных государств и из которого осуществляется управление территорией государства. В-четвертых, это объективно привилегированный город, о развитии которого государство проявляет особую заботу (а не просто осуществляет защиту) вследствие его особой социально-экономической и политической роли.

Читайте также:  Статья 52. Контроль за осуществлением внешнеторговой деятельности

Государственный язык — предусмотренный Конституцией страны язык, используемый в законодательстве, делопроизводстве и судопроизводстве. Это язык, на котором государственная власть общается с гражданами.

На государственном языке публикуются законы и другие правовые акты, издаются официальные документы, протоколы и стенограммы, ведутся делопроизводство в государственных органах и официальная переписка. Государственный язык преимущественно используется СМИ, является основным языком обучения и воспитания в образовательных учреждениях. Конституция РФ (ч. 1 ст.

68) устанавливает, что государственный язык РФ на всей ее территории является русский язык. Русский язык согласно Закону РСФСР от 25 октября 1991 г. «О языках народов РСФСР» (с изм. и доп. от 24 июля 1998 г.) является основным средством межнационального общения народов РФ.

Федеральные законы об образовании, о культуре предусматривают право граждан на получение основного общего образования на родном языке, право этнических групп создавать национальные клубы, студии и коллективы искусства, организовывать библиотеки, кружки и студии по изучению национального языка. Конституция (ч. 2 ст.

68) закрепляет право республик устанавливать свои государственные языки., которые могут употребляться в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик наряду с государственным языком РФ. В России согласно Конституции (ч. 3 ст.

68) гарантируется всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития. От государственного языка следует отличать язык межнационального общения — понятие, используемое по отношению к языку, на котором общаются граждане различных национальностей, проживающие в данном государстве или в определенной местности.

Курсовые работы на заказ

Конституционно-правовой статус РФ

Конституционно-правовой статус Российской Федерации — это совокупность прав и обязанностей Российской Федерации как субъекта конституционно-правовых отношений. Конституционно-правовой статус Российской Федерации определяется следующими основными моментами:

1) Российская Федерация — суверенное государство. Государственный суверенитет принадлежит только Российской Федерации, но не субъектам Российской Федерации. Провозглашение в ст. 5 Конституции РФ республик государствами не соответствует понятию государства в конституционном и международном праве;

2) Российская Федерация имеет территорию, на которую распространяется ее суверенитет. Территория Российской Федерации в соответствии со ст. 67 Конституции РФ включает в себя:

  • — территории ее субъектов (сухопутная территория);
  • внутренние воды — воды морских портов, заливов, бухт, губ, лиманов, «исторических вод» и других водных пространств, расположенных в сторону берега от исходных линий, от которых отсчитывается территориальное море;
  • территориальное море — примыкающий к сухопутной территории или внутренним морским водам государства морской пояс шириной до 12 морских миль;

воздушное пространство над сухопутной территорией, внутренними водами и территориальным морем высотой до 100 км.

Российская Федерация также обладает суверенными правами и осуществляет юрисдикцию на континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне Российской Федерации.

 Континентальный шельф включает в себя морское дно и недра подводных районов, простирающиеся за пределы его территориального моря на всем протяжении естественного продолжения его сухопутной территории (то есть вдоль берега) до внешней границы подводной окраины материка или на расстояние 200 морских миль от берега. когда внешняя граница подводной окраины материка не простирается на такое расстояние. В случае, если шельф выходит за пределы 200 миль, внешняя его граница не может простираться далее 350 морских миль от берега или далее 100 морских миль от 2500-метровой изобаты, которая представляет собой линию, соединяющую глубины в 2500 м.

Исключительная экономическая зона — это прилегающий к территориальному морю морской район шириной до 200 морских миль от берега, в котором прибрежное государство имеет суверенные права в целях разведки.

разработки и сохранения природных ресурсов, как живых, так и неживых, в водах, покрывающих морское дно, на морском дне и в его недрах, а также в целях управления этими ресурсами и в отношении других видов деятельности по экономической разведке и разработке зоны.

На континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне государство не обладает суверенитетом, так как эти территории не включаются в территорию государства. На данных территориях государство обладает суверенными правами и юрисдикцией по разведке, разработке и сохранению естественных ресурсов, находящихся в водной толще, на дне и в его недрах;

3) государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ст. 68 Конституции РФ). Республики вправе устанавливать свои государственные языки, которые употребляются наряду с русским языком в органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик;

4) единое гражданство Российской Федерации. В соответствии со ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения. Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности;

5) наличие высших органов государственной власти. В соответствии со ст. 11 Конституции РФ государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ как глава государства.

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума) как законодательный (представительный) орган государственной власти Российской Федерации, Правительство РФ как орган исполнительной власти Российской Федерации, суды Российской Федерации как единая федеральная система (за исключением конституционных (уставных) судов субъектов Российской Федерации и мировых судей).

Прокуратура Российской федерации, согласно ст. 129 Конституции РФ, составляет единую централизованную систему с подчинением нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Российской Федерации;

6) единая Конституция и правовая система. Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Правовую систему Российской Федерации составляют Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, законы субъектов Российской Федерации. В правовую систему Российской Федерации в соответствии с ч. 4 ст.

15 Конституции РФ включаются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры;

7) единое экономическое пространство. В Российской Федерации товары, услуги и финансовые средства свободно перемешаются на всей ее территории.

Не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. На территории Российской Федерации установлена единая денежная система: денежной единицей в Российской Федерации является рубль.

Денежная эмиссия осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются;

8) государственные символы Российской Федерации. Российской Федерации имеет свои флаг, герб, гимн и столицу. Согласно ст. 70 государственные символы Российской Федерации должны регулироваться федеральными законами. В настоящее время статус столицы Российской Федерации урегулирован Законом Российской Федерации от 15 апреля 1993 г.

«О статусе столицы Российской Федерации». Описание и порядок официального использования государственного флага, герба и гимна определяются указами Президента РФ от 11 декабря 1993 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», от 30 ноября 1993 г. «О Государственном гербе Российской Федерации», от 11 декабря 1993 г.

«О государственном гимне Российской Федерации»;

9) право участия в межгосударственных объединениях. В соответствии со ст.

79 Конституции РФ Российская Федерация может участвовать в межгосударственных объединениях и передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации.

Столица РФ: понятие, основы статуса

Столица Российской Федерации — город Москва. Статус столицы устанавливается федеральным законом.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации столицей Российской Федерации является город Москва.

Столица Российской Федерации — место нахождения федеральных  органов государственной власти Российской Федерации, представительств республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатических представительств иностранных государств в Российской Федерации.

Территорией столицы Российской Федерации является территория города Москвы. Понятие статуса столицы Российской Федерации.

Под статусом столицы Российской Федерации понимается правовое положение города Москвы, обусловленное установленными настоящим Законом особенностями прав и обязанностей федеральных органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации.

Читайте также:  Раздел VII. Гарантии и компенсации материального обеспечения и транспортных расходов

Правовое регулирование статуса столицы Российской Федерации Статус столицы Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации  устанавливается настоящим Законом.

Федеральные органы государственной власти Российской Федерации по соглашению с  органами государственной власти города Москвы могут передавать этим органам осуществление части своих полномочий, установленных настоящим Законом. Органы государственной власти города Москвы по соглашению с федеральными органами государственной власти Российской Федерации могут передавать им осуществление части своих полномочий, установленных настоящим Законом.

Не урегулированные настоящим Законом отношения между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти города Москвы, возникающие в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации, регулируются договорами, заключаемыми между указанными органами. Полномочия органов государственной власти города Москвы в связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации. В связи с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации органы государственной власти города Москвы:

предоставляют в установленном законом порядке федеральным органам государственной власти Российской Федерации, представительствам республик в составе Российской Федерации,  автономной области, автономных округов, краев, областей, города Санкт-Петербурга, а также дипломатическим представительствам иностранных государств в Российской Федерации земельные участки, здания, строения, сооружения и помещения, жилищный фонд, жилищно-коммунальные, транспортные и иные услуги;

обеспечивают необходимые условия для проведения общегосударственных и международных мероприятий;

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы. Расчет стоимостиГарантииОтзывы

  • участвуют в разработке и осуществлении целевых федеральных программ развития города Москвы — столицы Российской Федерации;
  • участвуют в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории города Москвы;
  • согласовывают проект генерального плана развития города Москвы с федеральными органами государственной власти Российской Федерации.
  • Содействие органов государственной власти Московской области в осуществлении городом Москвой функций столицы Российской Федерации. Органы государственной власти Московской области содействуют в осуществлении городом Москвой функций столицы Российской Федерации путем участия:
  • в разработке и реализации целевых федеральных программ развития города Москвы — столицы Российской Федерации, действие которых распространяется на территорию Московской области;
  • в строительстве, реконструкции и содержании на территории области объектов, необходимых для осуществления городом Москвой функций столицы Российской Федерации в соответствии с договорами, заключаемыми с органами государственной власти города Москвы;
  • в содержании и развитии систем связи, федеральных автомобильных дорог общего пользования и иных транспортных систем на территории Московской области, связанных с осуществлением городом Москвой функций столицы Российской Федерации;
  • в развитии объектов коммунального назначения, обслуживающих общие потребности города Москвы и Московской области;
  • в проведении совместных природоохранных мероприятий в городе Москве и Московской области.

Понятие и конституционно-правовой статус России в качестве федеративного государства

Замечание 1

Согласно 1 статье Конституции, Россия — федеративное государство.

Для России в статусе федеративного государства характерны определенные элементы государственности, которые обуславливают ее конституционно-правовой статус. Особенно следует выделить следующие:

  • государственный суверенитет;
  • единая территория, которая разграничивается на территории субъектов страны;
  • единое гражданство;
  • единая правовая система, которая включает федеральное законодательство и законодательство субъектов страны;
  • двухуровневая система органов госвласти;
  • единые Вооруженные Силы;
  • единый госбюджет (состоящий из федерального бюджета и бюджетов субъектов страны);
  • единое экономическое пространство;
  • единая государственная собственность (включает в себя собственность субъектов страны и федеральную собственность);
  • символы государства;
  • конституционное разграничение предметов ведения между РФ и ее субъектами.

Определение 1

Государственный суверенитет РФ — это верховенство власти государства, которая исходит от Российской Федерации, а также ее самостоятельность и независимость, проявляемые в отношениях с прочими государствами и международным сообществом.

Источником власти государства является многонациональный народ. Эта власть распространяется по всей территории государства, исключая при этом иную власть, подчинение власти других государств в области международного общения.

Основные принципы суверенитета РФ

Допускаются только случаи, подкрепленные явно выраженным и добровольным согласием на ограничение собственного суверенитета, исходящим от государства.

В статье 79 Конституции Российской Федерации закреплено право государства на принятие участия в межгосударственных объединениях с возможностью передачи им части собственных полномочий согласно международным договорам — если это не повлечет за собой ограничение человеческих и гражданских прав/свобод, а также не противоречит основам конституционного строя государства.

Главные признаки государственного суверенитета Российской Федерации закреплены в ее Конституции. К ним относятся:

  • верховенство федерального права, которое преобладает над правами субъектов страны;
  • целостность территории и неприкосновенность границ государства;
  • единство основных экономических систем (денежной, бюджетно-финансовой, банковской);
  • единство армии;
  • право государства защищать собственный суверенитет, свои интересы, а также права и интересы граждан, как внешние, так и внутренние;
  • монополия государства, распространяющаяся на регулирование/управление наиболее важными отраслями народного хозяйства, производством/товарами, а также стратегическими природными ресурсами.

При этом субъект РФ не может располагать собственной армией, денежной системой, а также не имеет возможности самостоятельного установления собственного гражданства (согласно статусу РФ).

Статья 4 Конституции Российской Федерации содержит упоминание о том, что суверенитет государства распространяется по всей его территории, но при этом субъекты РФ суверенитета не имеют.

Конституционный Суд Российской Федерации отметил, что только многонациональный народ РФ является единственным источником власти и носителем суверенитета в государстве.

При этом государственный суверенитет исключает наличие двухуровневой суверенной власти, которая находится в единой системе власти государства и которая обладала бы верховенством и независимостью (согласно Конституции РФ).

Замечание 2

Таким образом, любые субъекты страны не могут обладать суверенитетом, так же, как и не имеют прав наделять себя свойствами суверенного государства, даже при наличии ограниченного суверенитета (согласно постановлению Конституционного Суда РФ «По делу прверки конституцинности ряда положения Устава Алтайского Края»).

Главные конституционно-правовые признаки РФ

Замечание 3

Единство территории Российской Федерации является ее обязательным конституционно-правовым признаком.

Наше государство состоит из субъектов, чьи территории сводятся в единую государственную территорию (согласно части 1 статьи 67 Конституции).

Единая территория РФ включает в себя исторически сложившиеся территории (как сухопутные, так и водные), а также воздушное пространство, которые находятся в границах государства.

Определение 2

Сухопутная территория РФ — это вся суша и недра, которые лежат в пределах ее границ. Водная территория РФ — эт все внутренние воды и территориальное море.

Определение 3

Внутренние воды — это прибрежные морские воды, местоположение которых определяется в сторону берега от исходных линий, которые были приняты для расчета ширины территориальных государственных вод.

К подобным водам относят те, чьи берега целиком принадлежат РФ и при этом ширина их проходов не более 24 миль (морских), а также любых водоемов, чьи берега принадлежат РФ.

Определение 4

Территориальное море — это морской пояс, который относится к государственной сухопутной территории либо к государственным внутренним морским водам, чья ширина не превышает 12 миль (морских).

Определение 5

Воздушным государственным пространством считается пространство, которое имеет вертикальные границы, проведенные от государственных водных и сухопутных границ (высотный предел при этом практически никогда не устанавливается).

При этом верхним пределом суверенного воздушного пространства обычно считается граница между космическим и воздушным пространством в высотных пределах от 100 до 110 км от уровня Мирового океана.

У России имеются суверенные права и она может выполнять свою юрисдикцию на континентальном шельфе, а также в исключительной экономической государственной зоне согласно порядку, который определяется федеральным законом (ФЗ) и нормами международного права.

Читайте также:  Трудовое законодательство - советы юриста

Федеральный закон №187-ФЗ «О континентальном шельфе РФ» (действует с 30.11.1995 года) определяет континентальный шельф, который включает в себя морское дно и подводные недра, которые находятся за пределами российских территориальных вод на протяжении всего естественного продолжения сухопутной территории шельфа вплоть до внешней границы подводной материковой окраины.

Замечание 4

Внешняя граница континентального шельфа России располагается на расстоянии 200 морских миль, начиная от исходной линии, которая служит точкой отсчета ширины территориального моря.

Если расстояние, на которое простирается подводная окраина, превышает указанные 200 морских миль, то внешняя граница континентального шельфа будет совпадать с внешней границей подводной материковой окраины, которая определяется согласно нормам международного права.

Замечание 5

Внутренняя граница континентального шельфа — это внешняя граница территориального моря.

Определение 6

Исключительной экономической зоной признается район моря, который располагается за пределами российского территориального моря, однако прилегает к нему и обладает особым правовым режимом (согласно ФЗ №191 «Об исключительной экономической зоне РФ», который действует с 17.12.1998).

Внутренняя граница такой зоны определяется внешней границей территориального моря, внешняя же его граница простирается на расстоянии 200 морских миль, начиная от исходных линий, которыми определяется ширина этого моря.

Власть государства распространяется на все пространства, которые находятся под его юрисдикцией (включая объекты, отмеченные государственной символикой — например, корабли или космические объекты).

Суверенные и юрисдикционные права государства предопределяются единством его территории относительно его основных частей.

Обеспечение территориальной целостности и неприкосновенности обеспечивает защиту также неприкосновенности территорий субъектов страны за счет незыблемости государственных границ.

Границы субъектов, которые соседствуют с другими государствами также являются частью государственной границы РФ.

Замечание 6

Гражданство РФ — едино (согласно статье 6 Конституции).

Этот тезис означает, что граждане, которые связаны крепкой правовой связью с Российской Федерацией обладают правами/свободами и несут обязанности на всей территории государства вне зависимости от того, на каком основании было получено гражданство.

Государством определяется круг лиц, которые признаются гражданами России, а также основания для получения/утраты ее гражданства. Гражданство республик в составе РФ не предусматривается согласно Конституции и федеральному закону «О гражданстве РФ».

Определение 7

Единой правовой системой считается иерархически построенная система, состоящая из нормативных правовых актов.

Нормативные правовые акты делятся на законы и подзаконные акты.

В Российской Федерации принцип единства правовой системы строится на субординации, раскрываясь в Конституции посредством совокупности следующих характеристик:

  • верховенство Конституции и ФЗ по всей территории государства;
  • Конституция обладает высшей юридической силой, имеет прямое действие и применяется по всей территории государства;
  • органы государственной власти, местного самоуправления, должностные лица и граждане РФ обязаны соблюдать законы и Конституцию.

На основании части 1 статьи 15 Конституции все законы и нормативные правовые акты, которые принимаются в государстве, не должны противоречить Конституции. Согласно части 4 той же статьи в правовую систему РФ включены общепризнанные принципы/нормы международного права, включая международные договоры. Для их вступления в юридическую силу должно быть обязательное наличие ратификации.

Федеральные конституционные законы могут приниматься только касательно вопросов, которые напрямую предусмотрены Конституцией. Федеральные законы, которые являются преобладающей частью законодательства, разделяются на две основные группы: текущее законодательство и кодифицированные законы.

Законы субъектов страны действуют только в том регионе, чьими законодательными органами были приняты.

Назначение подзаконных правовых актов заключается в конкретизации и детализаций предписаний законов. К таким актам относят:

  • президентские указы;
  • постановления Правительства;
  • акты исполнительных органов, относящихся к субъектам страны;
  • распоряжения глав администраций, приказы, инструкции;
  • акты органов местного самоуправления.

Нормативные правовые акты, которые принимаются в России, должны быть применены согласно иерархической соподчиненности и юрсиле.

Определение 8

Двухуровневой системой органов государственной власти РФ и ее субъектов считается упорядоченная организация государственных органов власти федерального и регионального значения.

Полномочия федеральных органов действительны на всей территории государства.

На основании части 1 статьи 77 Конституции субъекты страны самостоятельно устанавливают систему органов госвласти на своей территории согласно основам конституционного строя, а также общим принципам организации законодательной/исполнительной власти в них. Федеральные органы государства общие для всего государства, в том, как организована их деятельность отражается федеративная природа РФ.

Федеральная власть государства действует на всей его территории, региональная — на территории его субъектов. Федеральными органами обеспечивается единство государственной системы власти согласно Конституции и законов РФ.

Так как федеративное устройство РФ построено на единстве системы власти государства, то ее органы в субъектах страны работают по тем же принципам, что и федеральные.

Разделение власти государства (законодательная, судебная, исполнительная) предусматривает формирование системы правовых гарантий, которая должна исключать концентрацию власти в какой-то определенной части и обеспечить самостоятельную работу всех видов власти с их одновременным взаимодействием.

Опираясь на федеральную схему отношений исполнительной и законодательной власти, Конституционный Суд, раскрывая свою позицию по этому вопросу, отметил, что государственная власть в границах субъектов страны должна иметь опору из принципов демократического федеративного правового государства, использующего республиканскую форму правления, единства власти государства, ориентированного на разделение власти и самостоятельности органов власти.

Разделение власти дает возможность установить системы правовых гарантий, сдержек/противовесов, которые не дают власти концентрироваться в одной из ее частей, обеспечивая при этом самостоятельную деятельность ветвей власти с их одновременным взаимодействием (согласно постановлению Конституционного суда «По делу о проверке конституционности ряда положений Устава Алтайского края»).

Органы законодательной и исполнительной власти могут действовать независимо друг от друга, но в пределах своей компетенции. Каждая из них формируется в качестве самостоятельной, полномочия одной из них, направленные на прекращение действия другой могут быть применены только при наличии сбалансированности подобных полномочий, которая обеспечивается законодательными решениями.

Для формирования системы государственной власти большую роль играет конституционное положение, означающее, что в пределах ведения и полномочий РФ по предметам совместного ведения государства и ее субъектов федеральные органы исполнительной власти и исполнительные органы субъектов составляют единую систему. Согласно части 2 статьи 77 Конституции это в обязательном порядке должно быть обеспечено при конструировании органов государственной власти субъектов страны.

Определение 9

Единые Вооруженные Силы РФ — это силы, которые осуществляют защиту суверенитета государства и его территориальной целостности, а также обеспечивают нерушимость существующих государственных границ.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Российская Федерация:

  • отказывается от применения силы и от угрозы ею, а также прочих методов давления;
  • выполняет деятельность, которая ориентирована на принципы урегулирования споров мирным путем, уважение человеческих прав/свобод, честное выполнение взятых обязательств, а также соблюдение норм международного права и общепризнанных принципов.

Вооруженные Силы были созданы ради обороны территории государства, ее целостности и неприкосновенности (согласно статье 1 ФЗ «Об обороне»).

Замечание 7

Единый государственный бюджет России разделяется на федеральный бюджет и бюджеты субъектов страны.

Такая система дает возможность организовать бюджетные отношения таким образом, чтобы обеспечивалась достаточная самостоятельность федерального бюджета и региональных бюджетов в сочетании с интересами государства, его субъектов, а также муниципальных образований.

Федерализм бюджета в России базируется на:

  • самостоятельности федерального бюджета и некоторой степени автономности бюджетов регионов;
  • связи между федеральным бюджетом и региональными;
  • прозрачности отношений между этими бюджетами;
  • приемлемых подходах к определению размера финпомощи тем регионам, которые в ней нуждаются.

Общие принципы налогов и сборов, которые установлены федеральным законом задают равные условия для всех субъектов страны, а также формируют прочную законодательную основу развития единообразного подхода к регулированию налоговых отношений. Это по своей сути предпосылка к установке справедливых/равных конкурентных условий для территориальных рынков, а также для предотвращения чиновничьего произвола.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]