Статья 33. право инвалидов на создание общественных объединений

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

Как гарантирует закон право инвалидов на создание общественных организаций?

Статья 33 . Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.

Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

  • Общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды, и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.
  • Обладают ли общественные организации собственностью?
  • Да, в собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Какие отношения устанавливает Закон между органами власти и общественными организациями инвалидов?

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

Адреса и телефоны каких общественных организаций могут вам понадобиться?

Центральное правление Всероссийского общества инвалидов. 117415, г. Москва, ул. Удальцова, 11, тел.: 8 (495) 935-00-12, 935-00-13. Центральное правление Всероссийского общества глухих. 123022, г. Москва, ул. 1905 года, 10а, тел. 8 (495) 252-01-24. Центральное правление Всероссийского общества слепых.

103772, г. Москва, Новая пл, 4, тел. 8 (495) 228-13-74. Российский фонд помощи инвалидам. 103009, г. Москва, ул. Немировича-Данченко, 10, тел. 8 (495) 229-72-48. Гражданский форум. Член общественного движения «Европейский гражданский форум». Занимается социально незащищенными группами. Тел. (495) 206-04-42.

Международная ассоциация в защиту инвалидов. Тел. (495) 206-80-23.

Глава v. общественные объединения инвалидов

Глава v. общественные объединения инвалидов

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

Общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.

Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую.

Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

Как создать дружественную организацию для получения инвалидных налоговых льгот

В Налоговом кодексе для целого ряда организаций предусмотрены льготы. Это общественные некоммерческие организации различных типов. Законодатель счел нужным предоставить им определенные возможности экономить налоги с помощью прямых норм Кодекса.

В частности, государство, признавая, что не может взять целиком на себя содержание лиц с нарушениями здоровья, со стойким расстройством функций организма, обусловленным заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящим к ограничению жизнедеятельности (ст. 1 Федерального закона от 24.11.

95 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»), пытается создать условия для того, чтобы инвалидов стремились принять на работу коммерческие организации. Либо они сами создавали такие организации для удовлетворения собственных нужд.

В том числе указанных целей законодатель пытается добиться с помощью так называемых инвалидных налоговых льгот.

Естественно, для групп компаний перспективно попытаться использовать эти легальные возможности в целях внутригруппового налогового планирования. Интегрируя организации «с льготами» в структуру холдинга.

Однако на практике многих останавливает тот факт, что возможность получения льготного режима для указанных общественных организаций обставлена множеством формальностей, следование которым пугает своей сложностью и трудоемкостью.

Но чтобы оценить, действительно ли создание и интеграция дружественных льготников в группу компаний настолько сложны, необходимо детально разобраться в процедуре регистрации общественных организаций и с перечнем условий для получения налоговых льгот.

Организациям инвалидов положены льготы практически по любым налогам и взносам

В настоящее время законодательство предоставляет инвалидам и инвалидным организациям льготы практически по всем налогам и взносам.

Но наиболее интересны в плане налогового планирования льготы по НДС, налогу на имущество, земельному налогу, налогу на прибыль и страховым взносам.

В результате при грамотной организации деятельности инвалидная организация может не платить все перечисленные налоги, а страховые взносы платить в пониженном размере.

НДС. Подпунктом 2 пункта 3 статьи 149 НК РФ устанавливается льгота по НДС, которая предоставляется общественным объединениям инвалидов (ООИ).

Ею могут воспользоваться ООИ (в том числе созданные как союзы ООИ), среди членов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 процентов.

А также организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов ООИ, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда – не менее 25 процентов.

Каждый имеет право на объединение (ст. 30 Конституции России)

Право граждан на объединение включает в себя право созда­вать на добровольной основе общественные объединения для за­щиты общих интересов и достижения общих целей, право вступать в существующие общественные объединения либо воздерживать­ся от вступления в них, а также право беспрепятственно выходить из общественных объединений. Граждане имеют право создавать по своему выбору общественные объединения без предваритель­ного разрешения органов государственной власти и органов мест­ного самоуправления, а также право вступать в такие обществен­ные объединения на условиях соблюдения норм их уставов.

Создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, установленном действующим законо­дательством, и приобретать права юридического лица либо функци­онировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица (статья 3 Федерального закона «Об общественных объединениях»).

Под общественным объединением понимается добровольное, са­моуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по ини­циативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объеди­нения.

Учредителями, членами и участниками общественных объеди­нений, по общему правилу, могут быть граждане, достигшие 18 лет, и юридические лица — общественные объединения. Членами и участ­никами молодежных общественных объединений могут быть гражда­не, достигшие 14 лет.

Членами и участниками детских общественных объединений могут быть граждане, достигшие 8 лет.

Принадлежность или непринадлежность граждан к обществен­ным объединениям не может являться основанием для ограниче­ния их прав или свобод, условием для предоставления им госу­дарством каких-либо льгот и преимуществ.

Одним из видов общественных объединений являются профсо­юзные организации, то есть добровольные общественные объеди­нения граждан, связанных общими производственными, профессио­нальными интересами по роду их деятельности, создаваемые в целях представительства и защиты их социально-трудовых прав и интере­сов. Право на создание профсоюзов для защиты своих интересов, вступления в них, свободное занятие профсоюзной деятельностью имеет каждый, достигший 14 лет и осуществляющий трудовую дея­тельность. Данное право реализуется свободно, без предваритель­ного разрешения. Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, им не подотчетны и не подконтрольны. Вмешательство в деятельность профсоюзов запре­щено.

В политической сфере наиболее значимым видом общественно­го объединения выступает политическая партия, создаваемая в це­лях участия граждан Российской Федерации в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправле­ния. Членство в политической партии является добровольным и ин­дивидуальным. Членами политической партии могут быть граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет.

Гражданин Российской Федерации может быть членом только одной политической партии.

Читайте также:  Статья 7. Государственная и иная поддержка личных подсобных хозяйств

Основные законодательные акты:

  • Федеральный закон «Об общественных объединениях»;
  • Федеральный закон«О некоммерческих организациях»;
  • Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»;
  • Федеральный закон «О политических партиях».

Право инвалидов на создание общественных объединений. Механизм реализации

Согласно Конституции Российской Федерации «каждый имеет право на объединение; свобода деятельности общественных объединений гарантируется; никто не может быть принужден к вступлению в какое-либо объединение или пребыванию в нем» (статья 30).

В рамках добровольных объединений граждане имеют возможность осуществлять деятельность, направленную на отстаивание своих социальных, политических, профессиональных и других интересов.

В этой связи особую значимость приобретают общественные объединения инвалидов. В своей работе они напрямую руководствуются жизненными интересами, ценностями и приоритетами входящих в них людей и благодаря этому выступают наиболее подходящими представителями этой категории граждан в отношениях с другими институтами общества.

Согласно части 1 статьи Федерального закона от 24.11.

1995 N 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации») общественные объединения, созданные и действующие в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты инвалидов.

Государство оказывает указанным общественным объединениям содействие и помощь, в том числе материальную, техническую и финансовую. Органы местного самоуправления имеют право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации).

  • Содержание деятельности общественных объединений инвалидов организуется по ряду основных направлений: накопление и систематизация информации об инвалидах и их организациях; участие в разработке законодательной, нормативной базы по социальной защите инвалидов; разработка и реализация собственных и государственных программ, направленных на поддержку инвалидов; взаимодействие с государственными и негосударственными учреждениями и организациями; оказание юридической, социальной, психологической, медицинской и иной помощи; проведение спортивных, культурных и иных мероприятий.
  • Крупнейшими общественными объединениями инвалидов в России являются Всероссийское общество инвалидов, Всероссийское общество слепых, Всероссийское общество глухих, Союз инвалидов России и другие.
  • Одной из наиболее массовых общественных организаций является «Всероссийское общество инвалидов» (ВОИ), объединяющая людей-инвалидов полностью или частично физически недееспособных.
  • В Республике Хакасия на сегодняшний день насчитывается 19 зарегистрированных общественных объединений инвалидов. 
  • Наиболее распространенной организационно-правовой формой общественных объединений инвалидов являются общественные организации. 

Согласно части 1 статьи 123.

4 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) общественными организациями признаются добровольные объединения граждан, объединившихся в установленном законом порядке на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей, для представления и защиты общих интересов и достижения иных не противоречащих закону целей.

В свою очередь, Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определяет, что общественными организациями инвалидов признаются организации, созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, решения задач общественной интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

В остальном, процедура создания общественной организации инвалидов практически не отличается от создания любого другого общественного объединения.

В соответствии с Федеральным законом от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (далее — Федеральный закон «Об общественных объединениях») учредителями общественных организаций должны выступать не менее 3 физических лиц. В состав учредителей наряду с физическими лицами могут входить юридические лица — общественные организации.

Решения о создании общественного объединения, об утверждении его устава и о формировании руководящих и контрольно-ревизионного органов принимаются на съезде (конференции) или общем собрании.

С момента принятия указанных решений общественное объединение считается созданным: осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя обязанности, предусмотренные Федеральным законом «Об общественных объединениях».

  1. При этом, Федеральный закон «Об общественных объединениях» определяет требования к уставу общественного объединения. Так в соответствии с частью 1 статьи 20 названного федерального закона он должен предусматривать:
  2. — наименование, цели общественного объединения, его организационно-правовую форму;
  3. — структуру общественного объединения, руководящие и контрольно-ревизионный органы общественного объединения, территорию, в пределах которой данное объединение осуществляет свою деятельность;
  4. — условия и порядок приобретения и утраты членства в общественном объединении, права и обязанности членов данного объединения (только для объединения, предусматривающего членство);
  5. — компетенцию и порядок формирования руководящих органов общественного объединения, сроки их полномочий, место нахождения постоянно действующего руководящего органа;
  6. — порядок внесения изменений и дополнений в устав общественного объединения;
  7. — источники формирования денежных средств и иного имущества общественного объединения, права общественного объединения и его структурных подразделений по управлению имуществом;
  8. —  порядок реорганизации и (или) ликвидации общественного объединения.

Необходимо учитывать, что в соответствии с ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 19.05.1995 N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» создаваемые гражданами общественные объединения могут регистрироваться в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, и приобретать права юридического лица либо функционировать без государственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Правоспособность юридического лица возникает с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о его создании и прекращается в момент внесения в указанный реестр сведений о его прекращении (п. 3 ст. 49 ГК РФ).

Следует обратить внимание, что Гражданским кодексом Российской Федерации общественные организации отнесены к корпоративным некоммерческим организациям — юридическим лицам, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с пунктом 1 статьи 65.3 ГК РФ.

При этом ст. 65.3 ГК РФ установлено, что высшим органом корпорации является общее собрание ее участников.

В некоммерческих корпорациях с числом участников более ста высшим органом может являться съезд, конференция или иной представительный (коллегиальный) орган, определяемый их уставами в соответствии с законом. Пунктом 2 ст. 65.

3 ГК РФ установлена исключительная компетенция высшего органа корпорации. Также ГК РФ определяет иные основы управления корпорацией в целом и общественной организацией в частности, закрепляет права и обязанности ее членов.

Правовые основы регистрации некоммерческих организаций закреплены ст. 13.1 Федерального закона «О некоммерческих организациях», а также Федеральным законом «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

В Республике Хакасия органом, осуществляющим регистрацию некоммерческих организаций, является Управление Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасия (далее — Управление).

В настоящее время регистрация некоммерческих организаций осуществляется в соответствии с порядком, установленным Административным регламентом предоставления Министерством юстиции Российской Федерации государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций, утвержденным приказом Минюста России от 30.12.2011 № 455. 

  • Следует отметить, что с учетом последних изменений, внесенных в указанный Административный регламент в целях организации беспрепятственного доступа инвалидов (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) к месту исполнения государственной функции им обеспечиваются:
  • условия беспрепятственного доступа к помещению, где исполняется государственная функция, а также беспрепятственного пользования транспортом, средствами связи и информации;
  • возможность самостоятельного передвижения по территории, на которой расположены помещения, где исполняется государственная функция, а также входа на такую территорию и выхода с нее, посадки в транспортное средство и высадки из него, в том числе с использованием кресла-коляски;
  • надлежащее размещение оборудования и носителей информации, необходимых для обеспечения беспрепятственного доступа к помещениям, где исполняется государственная функция, с учетом ограничений жизнедеятельности;
  • дублирование необходимой звуковой и зрительной информации, а также надписей, знаков и иной текстовой и графической информации знаками, выполненными рельефно-точечным шрифтом Брайля;
  • сопровождение инвалидов, имеющих стойкие расстройства функции зрения и самостоятельного передвижения;
  • допуск сурдопереводчика и тифлосурдопереводчика;
  • допуск собаки-проводника в помещения, где исполняется государственная функция.
  • Регистрация общественной организации при создании предполагает подачу следующего пакета документов:
Читайте также:  Статья 23. Подготовка кадров для таможенных органов

— заявление, подписанное уполномоченным лицом, по форме № Р 11001, в двух экземплярах (форма заявления утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 31.08.2020 №ЕД-7-14/617@);

  1. — учредительный документ некоммерческой организации в трех экземплярах;
  2.  — решение об учреждении некоммерческой организации и об утверждении ее устава; о порядке, размере, способах и сроках образования имущества организации; об избрании (назначении) органов в двух экземплярах (см. на сайте Управления «Правила оформления решений органов управления некоммерческих организаций»);
  3. — сведения об учредителях в двух экземплярах (указываются в соответствующем приложении к заявлению);

— документ об уплате государственной пошлины (размер гос. пошлины установлен главой 25.3 Налогового кодекса Российской Федерации (в том числе статьей 333.33); 

  • — сведения об адресе (о месте нахождения) постоянно действующего органа некоммерческой организации, по которому осуществляется связь с некоммерческой организацией (указываются в соответствующем приложении к заявлению);
  • — при использовании в наименовании некоммерческой организации имени гражданина, символики, защищенной законодательством Российской Федерации об охране интеллектуальной собственности или авторских прав, а также полного наименования иного юридического лица как части собственного наименования — документы, подтверждающие правомочия на их использование;
  • — выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иной равный по юридической силе документ, подтверждающий юридический статус учредителя — иностранного лица.
  • Следует учитывать, что государственная пошлина за государственную регистрацию общероссийских общественных организаций инвалидов и отделений, являющихся их структурными подразделениями на сегодняшний день составляет    1400 руб.
  • Документы для регистрации могут быть представлены как лично заявителем, так и направлены по почте с описью вложения.

Отдельно необходимо сказать о том, что получение государственной услуги по принятию решения о государственной регистрации некоммерческих организаций теперь возможно и в электронной форме на Едином портале государственных и муниципальных услуг www.gosuslugi.ru (далее — портал).

  1. Услуга становится доступной для заявителя после прохождения процедуры аутентификации на портале. 
  2. При этом для получения государственной услуги в электронном виде, в том числе государственной регистрации некоммерческих организаций, необходимо иметь усиленную квалифицированную подпись, которой подписываются файлы с образами направляемых в регистрирующий орган документов.
  3. В случае отсутствия (у заявителя) усиленной квалифицированной электронной подписи подача документов в электронном виде может осуществляться нотариусом.

Кроме того, в соответствии с пунктом 4 статьи 333.35 Налогового кодекса Российской Федерации размеры государственной пошлины в случае совершения указанных юридически значимых действий с использованием единого портала государственных и муниципальных услуг и получением результата услуги в электронной форме применяются с учетом коэффициента 0,7.

  • Управлением проводится правовая экспертиза принятых документов, то есть они проверяются на соответствие действующему законодательству Общий срок предоставления государственной услуги, без учета времени на исполнение функций налоговым органом, не должен превышать: 33 дней в отношении общественных объединений,
  • Если вопрос решился положительно, то Управление принимает решение о государственной регистрации общественной организации и направляет документы в налоговый орган для внесения записи в Единый государственный реестр юридических лиц, а если отрицательно, то в адрес заявителя направляется уведомление об отказе в государственной регистрации;
  • В течение 5 рабочих дней налоговый орган вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ, а затем не позднее рабочего дня следующего за днем внесения такой записи, сообщает об этом в Управление;
  • Далее Управление в течение 3 рабочих дней выдает документы заявителю (сообщив по телефону о готовности документов к выдаче): свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации, учредительные документы, документы, подтверждающие внесение записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
  • Для завершения процесса регистрации новая общественная организация должна изготовить печать, открыть расчетный счет в банке, получить коды статистики, встать на учет в Пенсионном фонде, Фонде социального страхования. 
  • Важно отметить, что законодательно закреплен особый статус общественных организаций инвалидов.

Так в соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности привлекают полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов. Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

  1. В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование, транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  2. Общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, органы государственной власти и органы местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять лет на момент предоставления такого имущества.
  3. Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также может осуществляться в соответствии с Федеральным законом «О некоммерческих организациях» в части социально ориентированных некоммерческих организаций.
  4. На организации, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25 процентов, распространяется действие Федерального закона от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» при соответствии данных организаций требованиям, установленным указанным Федеральным законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 указанного Федерального закона.
  5. Таким образом, реализация права инвалидов на создание общественных объединений является одним из способов обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, а также формой социальной защиты инвалидов.

Главный специалист-эксперт отдела по делам некоммерческих организаций Управления Министерства юстиции Российской Федерации по Республике Хакасии Л.Г. Винокурова

Статья 33. Право инвалидов на создание общественных объединений

Общественные объединения, созданные и действующие в целях
защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с
другими гражданами возможностей, есть форма социальной защиты
инвалидов.

Государство оказывает указанным общественным
объединениям содействие и помощь, в том числе материальную,
техническую и финансовую.

Органы местного самоуправления имеют
право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за
счет средств местных бюджетов (за исключением межбюджетных
трансфертов, предоставленных из бюджетов бюджетной системы
Российской Федерации) (в ред.

Федерального закона от 4 января 1999
г. N 5-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N
2, ст. 232; Федерального закона от 6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ —
Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 45, ст.
6329).

Общественными организациями инвалидов признаются организации,
созданные инвалидами и лицами, представляющими их интересы, в целях
зашиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с
другими гражданами возможностей, решения задач общественной
интеграции инвалидов, среди членов которых инвалиды и их законные
представители (один из родителей, усыновителей, опекун или
попечитель) составляют не менее 80 процентов, а также союзы
(ассоциации) указанных организаций (часть введена Федеральным
законом от 4 января 1999 г. N 5-ФЗ — Собрание законодательства
Российской Федерации, 1999, N 2, ст. 232).

Читайте также:  Статья 13.1. Передача аэропортов и (или) аэродромов гражданской авиации из федеральной собственности в собственность или управление субъекта Российской Федерации

Федеральные органы исполнительной власти, органы
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы
местного самоуправления, организации независимо от
организационно-правовых форм и форм собственности привлекают
полномочных представителей общественных объединений инвалидов для
подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов.
Решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны
недействительными в судебном порядке (в ред. Федерального закона от
6 ноября 2011 г. N 299-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2011, N 45, ст. 6329).

В собственности общественных объединений инвалидов могут
находиться предприятия, учреждения, организации, хозяйственные
товарищества и общества, здания, сооружения, оборудование,
транспорт, жилищный фонд, интеллектуальные ценности, денежные
средства, паи, акции и ценные бумаги, а также любое иное имущество
и земельные участки в соответствии с законодательством Российской
Федерации.

(Части вторая и третья считаются соответственно частями
третьей и четвертой на основании Федерального закона от 4 января
1999 г. N 5-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,
1999, N 2, ст. 232)

Общественным объединениям инвалидов и организациям, которые
созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, и
уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных
организаций инвалидов, и среднесписочная численность инвалидов в
которых по отношению к другим работникам составляет не менее чем 50
процентов, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не
менее чем 25 процентов, органы государственной власти и органы
местного самоуправления могут оказывать поддержку также путем
предоставления в безвозмездное пользование имущества (включая
здания, нежилые помещения), используемого данными объединениями и
организациями на законных основаниях в течение не менее чем пять
лет на момент предоставления такого имущества (часть введена
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3990).

Оказание поддержки общественным объединениям инвалидов также
может осуществляться в соответствии с Федеральным законом от 12
января 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в части
социально ориентированных некоммерческих организаций (часть введена
Федеральным законом от 10 июля 2012 г. N 110-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2012, N 29, ст. 3990).

На организации, которые созданы общероссийскими общественными
объединениями инвалидов, и уставный капитал которых полностью
состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, и
среднесписочная численность инвалидов в которых по отношению к
другим работникам составляет не менее чем 50 процентов, а доля
оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее чем 25
процентов, распространяется действие Федерального закона от 24 июля
2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего
предпринимательства в Российской Федерации» при соответствии данных
организаций требованиям, установленным указанным Федеральным
законом, за исключением пункта 1 части 1 статьи 4 указанного
Федерального закона (часть введена Федеральным законом от 10 июля
2012 г. N 110-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации,
2012, N 29, ст. 3990).

открыть раздел в документе найти материалы

Право инвалидов на общественные объединения

Конституционное право каждого на объединение применительно к инвалидам конкретизируется в их праве на создание общественных объединений, которое составляет важную основу социальной защиты инвалидов.

Общественные объединения инвалидов создаются и действуют:

  • в целях защиты прав и законных интересов инвалидов,
  • обеспечения им равных с другими гражданами возможностей.

Со стороны государства общественным объединениям инвалидов:

  • гарантируется содействие и помощь, в том числе материальная, техническая и финансовая;
  • из федерального бюджета предоставляются субсидии на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов.

Согласно Постановлению Правительства РФ от 20 декабря 2010 г. № 1074, субсидии предоставляются следующим общероссийским общественным организациям инвалидов:

Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2010 г. № 1074 «О предоставлении субсидий из федерального бюджета на государственную поддержку общероссийских общественных организаций инвалидов» (с изменениями и дополнениями от 25 мая 2016 г.)

  • общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов»;
  • общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых»;
  • общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское общество глухих»;
  • общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане и военной травмы — «Инвалиды войны».

Субсидии предоставляются государством указанным организациям инвалидов на следующие цели:

  • на частичное возмещение затрат, связанных с осуществлением уставной деятельности, направленной на решение социальных проблем инвалидов,
  • на частичное финансовое обеспечение расходов на укрепление материально-технической базы, а также
  • на реализацию проводимых ими мероприятий в целях реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

Федеральное законодательство допускает следующие возможные организационно-правовые формы общественных объединений:

Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 2 июня 2016 г.)

  • общественная организация;
  • общественное движение;
  • общественный фонд;
  • общественное учреждение;
  • орган общественной самодеятельности;
  • политическая партия.

Наиболее распространенной формой образования общественных объединений инвалидов является:

  • общественная организация,
  • т. е. основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей объединившихся граждан.

Членами общественной организации инвалидов в соответствии с ее уставом могут быть:

  • как физические,
  • так и юридические лица (общественные объединения).

Высшим руководящим органом общественной организации инвалидов является:

  • съезд (конференция) или
  • общее собрание.

Постоянно действующим руководящим органом общественной организации инвалидов является:

  • выборный коллегиальный орган,
  • подотчетный съезду (конференции) или общему собранию.

Общественными организациями инвалидов признаются:

  • организации, которые созданы инвалидами и лицами, представляющими их интересы,
  • в целях защиты прав и законных интересов инвалидов,
  • обеспечения им равных с другими гражданами возможностей,
  • решения задач общественной интеграции инвалидов.

Среди членов общественной организации инвалидов обязательно должны быть:

  • инвалиды или их законные представители (один из родителей, усыновителей, опекун или попечитель) общей численностью не менее 80%,
  • а также союзы (ассоциации) указанных организаций.

Органы государственной власти и местного самоуправления, организации независимо от организационно-правовых форм и форм собственности должны:

  • привлекать полномочных представителей общественных объединений инвалидов для подготовки и принятия решений, затрагивающих интересы инвалидов;
  • решения, принятые с нарушением этой нормы, могут быть признаны недействительными в судебном порядке.

В собственности общественных объединений инвалидов могут находиться:

  • предприятия, учреждения, организации, хозяйственные товарищества и общества,
  • здания, сооружения,
  • оборудование, транспорт,
  • жилищный фонд,
  • интеллектуальные ценности,
  • денежные средства, паи, акции и ценные бумаги,
  • а также любое иное имущество и земельные участки в соответствии с законодательством РФ.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут предоставлять в безвозмездное пользование имущество (включая здания, нежилые помещения) общественным объединениям инвалидов и организациям, которые созданы общероссийскими общественными объединениями инвалидов, если:

  • их уставный капитал полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов;
  • среднесписочная численность инвалидов в их составе по отношению к другим работникам составляет не менее 50%, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда — не менее 25%;
  • это имущество используется данными объединениями и организациями на законных основаниях в течение не менее 5 лет на момент его предоставления.

Общественным объединениям инвалидов также может оказываться поддержка как социально ориентированным некоммерческим организациям в следующих формах:

  • финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, а также поддержка в области подготовки, дополнительного профессионального образования работников и добровольцев социально ориентированных некоммерческих организаций;
  • предоставление социально ориентированным некоммерческим организациям льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах;
  • осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд у социально ориентированных некоммерческих организаций в порядке, установленном законодательством РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
  • предоставление юридическим лицам, оказывающим социально ориентированным некоммерческим организациям материальную поддержку, льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с законодательством о налогах и сборах.

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Права инвалидов

Ссылка на основную публикацию