Статья 1. Занятость граждан

3 октября 2018 года принят Федеральный закон №350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий» (далее – Закон №350-ФЗ), которым, в том числе, были внесены изменения в Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 года №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — Закон о занятости).

  • Порядок вступления в силу изменений и применения новой редакции Закона о занятости
  • В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона №350-ФЗ изменения в Закон о занятости, внесенные Законом №350-ФЗ, вступают в силу с 1 января 2019 года.
  • Вместе с тем, гражданам, признанным безработными до 1 января 2019 годапособие по безработице выплачивается в порядке, сроки и размерах, которые установлены Законом о занятости в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Закона №350‑ФЗ (часть 1 статьи 10 Закона № 350-ФЗ).
  •  Изменения, касающиеся определения подходящей работы
  • Согласно изменениям срок нахождения гражданина на учете в органах службы, по истечении которого ему можно предлагать любую оплачиваемую работу, сокращен с 18 до 12 месяцев (абзац четвертый пункта 3 статьи 4 Закона о занятости).
  • Таким образом, с 1 января 2019 года для граждан, стоящих на учете в органах службы более 12 месяцев (а не 18 месяцев, как было раньше), подходящей будет являться любая оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки.
  • Уточнена категория граждан предпенсионного возраста
  • По новому определена категория граждан предпенсионного возраста – в течение пяти лет до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно (вместо двух лет, как было ранее) (абзац шестой пункта 2 статьи 5 Закона о занятости).
  • Изменен порядок определения недель оплачиваемой работы для назначения стипендии и пособия
  • В соответствии с изменениями, внесенными в статьи 29 – 31, 33, 34 Закона о занятости, по новому определен порядок подсчета 26 недель оплачиваемой работы
  • С 1 января 2019 года продолжительность работы гражданина в течение года до дня постановки на учет в органы службы занятости населения (наличие 26 недель работы) будет определяться по датам начала и окончания трудовых отношений, указанных в трудовой книжке гражданина.
  • Правило о том, что эти 26 недель работы должны быть на условиях полного рабочего дня (полной рабочей недели) или на условиях неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели с пересчетом на 26 недель с полным рабочим днем (полной рабочей неделей), применяться не будет.
  • Примечание:  Установление наличия (отсутствия) 26 недель оплачиваемой работы в течение года до дня постановки на учет в органы службы занятости населения необходимо для определения, в каком порядке и размере будет назначаться и выплачиваться пособие по безработице, стипендия (для граждан, направленных на обучение службой занятости).
  • Новый порядок определения размера стипендии (для граждан, направленных на обучение службой занятости)
  • Уточняются категории граждан и размеры выплачиваемой им стипендии (пункт 1 статьи 29 Закона о занятости).
  • Безработным гражданам, направленным на обучение службой занятости, которые были:
  • — уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состояли в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель,
  • — или уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состояли до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель,
  • стипендия будет назначаться в размере 75 процентов среднего заработка, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы), но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
  • Безработным гражданам, направленным на обучение службой занятости, которые были уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших началу обучения, и состояли в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недельстипендия будет назначаться в размере пособия по безработице, причитающегося гражданину на день, предшествующий началу обучения, но не выше максимальной величины пособия по безработице и не ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
  • Безработным гражданам, направленным на обучение службой занятости, которые:
  • — впервые ищут работу (ранее не работавшие), или
  • — стремятся  возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или
  • — уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, или
  • — утратили право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты,
  • стипендия будет назначаться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.

На граждан предпенсионного возраста, направленных на обучение службой занятости, перечисленные выше правила также распространяются (статья 34.2 Закона о занятости).

  1. Вместе с тем, для расчета стипендии размеры максимальной и минимальной величин пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента, используются, исходя из таких величин, установленных Правительством Российской Федерации для граждан предпенсионного возраста.
  2. Изменения, касающиеся пособия по безработице
  3. Определен новый порядок определения, назначения и выплаты пособия по безработице (статьи 31, 33, 34, 34.2 Закона о занятости)
  4. С 1 января 2019 года пособие по безработице во всех случаях будет выплачиваться в один период.
  5. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые:
  6. — были уволены по основаниям, не связанным с нарушением трудовой дисциплины или другими виновными действиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации, в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состояли в этот период в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель,
  7. — или были уволены в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, с военной службы по призыву в связи с истечением ее срока и состоявшим до увольнения в связи с призывом на военную службу в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недельпособие по безработице будет назначаться на 6 месяцев в процентом отношении к среднему заработку в размерах:
  8. — в первые 3 месяца – в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы),
  9. — в следующие 3 месяца – в размере 60 процентов указанного заработка,
  10. но во всех случаях – не выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, увеличенных на размер районного коэффициента.
  11. Гражданам, признанным в установленном порядке безработными, которые:
  12. — впервые ищут работу (ранее не работавшие), или
  13. — стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или
  14. — прекратили индивидуальную предпринимательскую деятельность в установленном законодательством порядке, или
  15. — уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, или
  16. — уволены по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, и состоявшим в этот период в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель, или
  17. — были направлены органами службы занятости на обучение и отчислены за виновные действия, или
  18. — вышли из членов крестьянского (фермерского) хозяйства, или
  19. — не предоставили справку о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы (службы), пособие по безработице будет назначаться на 3 месяца и выплачиваться в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на размер районного коэффициента.
  20. Гражданам предпенсионного возраста, признанным в установленном порядке безработными, которые были уволены по любым основаниям в течение 12 месяцев, предшествовавших началу безработицы, за исключением граждан:
  21. — стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва,
  22. — уволенных за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации,
  23. — направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия,
  24. пособие по безработице будет назначаться на 12 месяцев и выплачиваться: 1) для граждан, которые состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях не менее 26 недель:
  25. — в первые 3 месяца – в размере 75 процентов их среднемесячного заработка (денежного содержания, довольствия), исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы (службы);
  26. — в следующие 4 месяца – в размере 60 процентов такого заработка; — в дальнейшем – в размере 45 процентов такого заработка,
  27. но во всех случаях – не выше максимальной величины пособия по безработице и ниже минимальной величины пособия по безработице, установленных Правительством Российской Федерации для граждан предпенсионного возраста и увеличенных на размер районного коэффициента; 2) для граждан, которые состояли в период, предшествующий началу безработицы, в трудовых (служебных) отношениях менее 26 недель:
  28. — в течение всего периода в размере минимальной величины пособия по безработице, установленной Правительством Российской Федерации для данной категории граждан.
Читайте также:  Статья 32.9. виды страхования

 Кроме того, гражданам предпенсионного возраста, которым пособие назначается на 12 месяцев, имеющих страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеющих указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающие право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», период выплаты пособия увеличивается сверх установленных 12 месяцев на две недели за каждый год работы, превышающий страховой стаж указанной продолжительности. Период выплаты пособия по безработице указанным гражданам не может превышать 24 месяца в суммарном исчислении в течение 36 месяцев.

  • Гражданам предпенсионного возраста, которые:
  • — стремятся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва, или
  • — уволены за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, или
  • — были направлены органами службы занятости на обучение и отчисленным за виновные действия, пособие по безработице назначается на 3 месяца и выплачивается в размере минимальной величины пособия по безработице, увеличенной на районный коэффициент (на общих основаниях).
  • Размеры минимальной и максимальной величин пособия по безработице с 1 января 2019 года увеличены.

Согласно постановлению Правительства Российской Федерации от 15.11.2018 № 1375 «О размерах минимальной и максимальной величин пособия по безработице на 2019 год» с 1 января 2019 г. устанавливаются:

  1. — максимальная величина пособия по безработице в размере 8 000 рублей,
  2. — минимальная величина пособия по безработице в размере 1 500 рублей,
  3. — максимальная величина пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста в размере 11 280 рублей,
  4. — минимальная величина пособия по безработице для граждан предпенсионного возраста в размере 1 500 рублей.

 Без изменения остались положения статьи 34.

1 Закона о занятости, в соответствии с которой впервые ищущим работу (ранее не работавшим) и впервые признанным органами службы занятости в установленном порядке безработными детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее – лица из числа сирот), пособие по безработице устанавливается и выплачивается в течение 6 месяцев со дня регистрации в качестве безработных в размере среднемесячной начисленной заработной платы в крае на дату регистрации их в качестве безработных.

  • Вопросы приостановки выплаты пособия и сокращения его размера
  • Законом №350-ФЗ внесены изменения в пункты 3 и 5 статьи 35 Закона о занятости в части вопросов приостановки выплаты пособия по безработице и сокращения его размера при наличии имеющихся для этого оснований.
  • Период приостановки выплаты пособия по безработице, а также период, на который размер пособия сокращается, уменьшен до 1 месяца.
  • Кроме того, одно из оснований приостановки выплаты пособия по безработице изменено — пособие приостанавливается в случае отказа по истечении месячного (раньше – трехмесячного) периода безработицы от участия в оплачиваемых общественных работах или от направления на обучение органами службы занятости граждан, впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих квалификации, стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва.
  • Установлены случаи, когда пособие не назначается
  • Согласно включенному в статью 31 Закона о занятости новому пункту 5.1 в случае повторного признания гражданина безработным в течение 12 месяцев со дня предыдущей регистрации в этом качестве пособие по безработице не назначается до истечения указанного периода, если в отношении такого гражданина ранее было принято решение о прекращении выплаты пособия по безработице с одновременным снятием с учета в качестве безработного в связи с:
  • — длительной (более месяца) неявкой в органы службы занятости без уважительных причин,
  • — или попыткой получения либо получением пособия по безработице обманным путем,
  • — или отказом от посредничества органов службы занятости (по личному письменному заявлению),
  • и который не трудоустроен после снятия с учета в органах службы занятости.
  • Условия досрочного выхода на пенсию по предложению органа службы занятости не изменились
  •  Предложения о назначении досрочной пенсии могут выдаваться при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам при одновременном соблюдении следующих условий:
  • — гражданин уволен в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя;

— гражданин имеет страховой стаж продолжительностью не менее 25 и 20 лет для мужчин и женщин соответственно либо имеет указанный страховой стаж и необходимый стаж работы на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»;

— не ранее чем за два года до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно.

отдел правовой и кадровой работы Департамента

Правовое регулирование занятости населения в РФ понятия и акты

Правовое регулирование занятости населения в РФ, основные акты и понятия. Государственные органы содействия занятости в РФ и субъектах РФ.

Правовое регулирование занятости населения в РФ осуществляется:

  • Конституциею РФ. Ст.37  Конституции России закрепляет право граждан на защиту от безработицы. /безработных: в России 1,5 млн., в Саратове 70 тыс./.
  • Международно-правовыми актами в сфере занятости (межгосударственные, межправительственные договоры, соглашения, конвенции МОТ №159, не ратифицирована конвенция 1996 г. №178).
  • Трудовым кодексом.
  • Другими федеральными законами, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
  • Федеральным законом от 19 апреля 1991 г. «О занятости в РФ».
  • Законами субъектов РФ.
  • Указами президента, которые предусматривают льготы для отдельных категорий граждан.
  • Постановлениями правительства РФ (от 14 июня 1997 г., от 22 апреля 1997 г., которые утверждают положения  об организации общественных работ и порядок регистрации безработных.
  • Приказ Минздравсоцразвития ( от 29 июля 2005 г № 485), который утвердил положение о порядке  финансирования мероприятий по содействию занятности населения и социальной поддержке безработных граждан.
  •  Региональные акты (постановление правительства Саратовской области от 7 февраля 2008 г., в котором утверждена величина прожиточного минимума).
  • Коллективными договорами и соглашениями.

Институт занятости

Занятость – это не противоречащая законодательству РФ деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей и приносящая заработок, трудовой доход.

Занятость это фактическая реализация права на труд, охватывающая следующие виды деятельности:

  1. Работа по трудовому договору в течении полного или неполного рабочего времени, включая временные, сезонные работы, общественные работы. При этом временное отсутствие на работе (отпуск) не прерывает состояния занятости.
  2. Предпринимательство (зарегистрированное в особом порядке) в т.ч. фермерство. Предприниматели считаются занятыми даже в том случае, когда их деятельность не приносить дохода, прибыли.
  3. Работа в подсобных хозяйствах и промыслах, в результате которой продукция реализуется на основе договора.
  4. Работа на оплачиваемых должностях, в замещаемых в порядке избрания, назначения, утверждения.
  5. Работа на основе членства в производственных кооперативах.
  6. Военная, альтернативная, гражданская служба.
  7. Учеба на любых очных видах обучения образовательных заведениях, в т. ч. по направлению службы занятости.
  8. Учредительство, участие в хозяйственных товариществах, обществах, производственных и потребительских кооперативах.

Все остальные граждане считаются незанятыми, среди них могут быть безработные. Но, если у вас есть дипломная по экономике, вы сможете устроится на нормальное место работы.

Граждане выбирают вид занятости:

  • Самостоятельно
  • Через государственную службу занятости с предоставлением в соответствующих  случаях социально-правовых гарантий и компетенций
  • Через негосударственные службы занятости (но уже без права на гарантии и компенсации).

Государственная служба занятости включает:

  1. Федеральную службу по труду и занятости.
  2. Органы исполнительной власти субъектов РФ, которым переданы полномочия в сфере занятости (в соотв. с законом «О занятости»).
  3. Государственные учреждения службы занятости (районные центры занятости. Например, в Саратовской области 43 центра занятости).

Функции государственной службы занятости:

  1. анализирование и прогнозирование рынка труда.
  2. Разработка и реализация программ содействия занятости населения.
  3. Содействие гражданам в поисках подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников).

  4. Социальная и психологическая поддержка безработных граждан
  5. Контроль за осуществлением законодательства в сфере занятости.

В службу занятости могут обращаться все граждане (занятые, и инвалиды, пенсионеры, незанятые).

Служба занятости оказывает услуги бесплатно, их деятельность финансируется за счет государственного бюджета.

Обращение гражданина в службу занятости порождает особые правоотношения, по которым гражданин вправе требовать предоставления подходящей работы, а при отсутствии оной – постановки на учёт, направления на профессиональное обучение и выплаты пособия по безработице.

Служба занятости выступает посредником между субъектами будущих трудовых или ученических правоотношений. Её направление на работу или профессиональное обучение носит рекомендательный характер для граждан, и как правило, для работодателей. В ряде случаев предусмотрена законодательством ответственность, отказы от услуг службы занятости могут повлечь для гражданина приостановку выплаты пособия по безработице на срок до трёх месяцев. Отказ же инвалиду в приёме на работу может повлечь административную ответственность, отказ беременной женщине – уголовную.

Читайте также:  Статья 17. Источники поступлений денежных средств в бюджеты фондов конкретных видов обязательного социального страхования

Понятие занятости и безработного гражданина

  • Закон о занятости населения закрепляет право каждого на полную, продуктивную и свободно избранную занятость (часть 1 статьи 5).
  • Право на занятость следует рассматривать как сложное образование, состоящее из неразрывного единства нескольких элементов:
  • а) оно означает, что государство создает условия, в которых гражданин самостоятельно определяет сферу своей деятельности;
  • б) свобода выбора гражданином вида занятости не ограничивается;
  • в) гражданин, в предусмотренных Законом случаях, вправе требовать получения работы или содействия в получении работы через органы службы занятости.
  • Таким образом, право гражданина на занятость в общей форме можно определить как право каждого свободно реализовать свои способности к труду или выполнению иной деятельности в трудовых и (или) иных правоотношениях, в рамках которых гражданин признается занятым, а также право требовать в предусмотренных законом случаях содействия специализированных органов государственной власти в обеспечении занятости.
  • Наука трудового права рассматривает занятость в двух аспектах.

В широком смысле занятость включает в себя все виды общественно полезной деятельности граждан, приносящие, как правило, заработок (трудовой доход). В этом смысле в категорию занятости входит не только трудовая, но и иная деятельность (обучение в высшем учебном заведении и др.).

В узком смысле занятость понимается как трудовая деятельность по найму или по другим основаниям, приносящая регулярный доход.

Сюда следует относить только работу по трудовому договору на любых условиях, в том числе оплачиваемую работу, выполняемую на основании актов назначения, утверждения и избрания на должность, членство в производственном кооперативе и других хозяйственных объединениях, основанных на личном участии в труде, государственную службу и иную оплачиваемую работу.

Закон о занятости населения воспринял широкую трактовку занятости определив в статье 1, что занятость – это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству Российской Федерации и приносящая как правило, им заработок, трудовой доход.

  1. Анализ законодательства о занятости населения позволяет выделить следующие три группы занятых граждан:
  2. 1) лица, осуществляющие трудовую деятельность (в широком смысле) как в сфере общественного, так и личного труда. Сюда входят:
  3. лица, работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ;
  4. лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации или лицензированию;
  5. лица, являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства;
  6. лица, занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам, а также выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющимся членами производственных кооперативов (артелей);
  7. граждане избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность, а также проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  8. 2) занятые иными видами общественно полезной деятельности. К ним могут быть отнесены лица, проходящие очный курс обучения в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования и других образовательных учреждениях, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения;
  9. 3) лица, не осуществляющие какой-либо деятельности, но признаваемые занятыми в силу Закона. К ним относятся:
  10. временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • лица, являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников), которые не имеют имущественных прав в отношении этих организаций.
  • Классификации занятости.
  • Существует несколько классификаций занятости по различным основаниям.
  • 1) Классификация занятости на основе полноты охвата трудоспособного населения в целом. При классификации занятости по этому основанию можно выделить:
  • а) полную занятость, то есть занятость населения при наличии естественного уровня безработицы, подверженного колебанию в зависимости от социально-экономического положения страны;
  • б) неполную занятость – занятость, при которой превышен естественный уровень безработицы[110].
  • 2) Применительно к конкретному гражданину можно выделить полную занятость, когда он занят полное рабочее время с получением соответствующего вознаграждения, неполную занятость, которая, в свою очередь, классифицируется на добровольную и вынужденную (частичную безработицу), и незанятость, также добровольную или вынужденную (полную безработицу)[111].
  • Понятие безработного.

Конвенция МОТ № 168 от 01.06.1988 «О содействии занятости и защите от безработицы» определяет безработного как лицо способное трудиться, потерявшее заработок по причине невозможности получить подходящую работу, готовое трудиться и действительно ищущее работу.

В России законодательное определение понятия безработный, дается в статье 3 Закона о занятости населения, где говорится, что безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней. При этом в качестве заработка не учитываются выплаты выходного пособия и сохраняемого среднего заработка гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации либо прекращением деятельности индивидуальным предпринимателем, сокращением численности или штата работников организации, индивидуального предпринимателя.

Таким образом, из легального определения вытекает, что для признания гражданина безработным необходимо соблюдение нескольких обязательных условий.

Во-первых, гражданин должен быть трудоспособным.

Закон о занятости населения устанавливает начальный «порог» трудоспособности в 16 лет. Именно с этого возраста, при наличии иных условий, гражданин может быть признан безработным. Указанный возраст, согласно статье 63 Трудового кодекса является, по общему правилу, моментом возникновения трудовой правоспособности работника.

Верхний предел трудоспособного возраста – 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин, поскольку с указанного возраста граждане Российской Федерации имеют право на трудовую пенсию на общих основаниях согласно Федеральному закону «О трудовых пенсиях в РФ»[112]. В случае, если гражданину в соответствие с пенсионным законодательством назначена пенсия по старости в более раннем возрасте, то с момента выплаты пенсии по старости гражданин не может быть признан безработным.

Во-вторых, гражданин для того, чтобы быть признанным безработным, не должен иметь работы и заработка.

Третьим признаком безработного является готовность приступить к подходящей работе. Юридически готовность работника приступить к подходящей работе подтверждается только тогда, когда гражданин дает согласие на одну из предлагаемых подходящих работ.

  1. Четвертым признаком безработного является регистрация гражданина в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы.
  2. Подходящей считается такая работа, в том числе работа временного характера, которая соответствует профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки, условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), состоянию здоровья, транспортной доступности рабочего места.
  3. Максимальная удаленность подходящей работы от места жительства безработного определяется органами службы занятости с учетом развития сети общественного транспорта в данной местности.
  4. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, отвечающая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для граждан:
  5. впервые ищущих работу (ранее не работавших) и при этом не имеющих профессии (специальности);
  6. уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за нарушение трудовой дисциплины или другие виновные действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации;
  7. прекративших индивидуальную предпринимательскую деятельность, вышедших из членов крестьянского (фермерского) хозяйства в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  8. стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
  9. направленных органами службы занятости на обучение и отчисленных за виновные действия;
  10. отказавшихся повысить (восстановить) квалификацию по имеющейся профессии (специальности), получить смежную профессию или пройти переподготовку после окончания первого периода выплаты пособия по безработице;
  11. состоящих на учете в органах службы занятости более 18 месяцев, а также более трех лет не работавших;
  12. обратившихся в органы службы занятости после окончания сезонных работ.
  13. Подходящей не может считаться работа, если:
  14. она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;
  15. условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;
  16. предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы.

Последнее положение о размере среднего заработка не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения, исчисленного в субъекте Российской Федерации. В этом случае подходящей не может считаться работа, если предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 100. Итоговое решение по делу

Процедура регистрации гражданина

Понятие и виды занятости и основные права граждан

Трудовая деятельность граждан Российской Федерации регулируется законом «О занятости населения в РФ». В первой главе под названием «Общие положения» называются главнейшие определения в этой области, определяется понятие занятости и участвующие в ней субъекты.

Занятость объясняется, как деятельность людей, направленная на удовлетворение потребностей, как собственных, так и общественных, не нарушающая при этом законы страны и приносящая, чаще всего, им заработную плату, то есть трудовой доход. 

Замечание 1

Важно акцентировать внимание на том, что любой человек обладает абсолютным правом использовать собственные способности к творческому или производственному труду. Неприемлемо принуждение к труду в любом виде (психологическое, физическое, нравственное), если другое не подразумевается законом.

Виды занятости населения

Занятыми, в соответствии со 2 статьей Закона О занятости, считаются граждане:

  • осуществляющие трудовую деятельность по соответствующему договору или контракту, включая тех, кто делает работу за определенное вознаграждение полный либо сокращенный рабочий день, а также тех, кто выбрал другую оплачиваемую работу (иногда службу), в том числе временные и сезонные работы (исключая лиц, задействованных в общественных работах и описанных в пункте 3 статьи 4 Закона О занятости);
  • оформившие регистрацию в установленном порядке индивидуального предпринимательства, кроме нотариусов, ведущих частную практику, адвокатов, открывших адвокатские кабинеты, и представителей других профессий, чья деятельность по федеральному законодательству должна быть зарегистрирована в государственных органах, либо лицензирована;
  • занятые в подсобных промыслах и продающие товары производства по договорам;
  • осуществляющие работы по договорам гражданско-правового характера, которые заключены для оказания услуг и выполнение работ, авторским договорам, кроме того являющиеся участниками артелей или производственных кооперативов;
  • назначенные, избранные или утвержденные на определенных должностях с окладом;
  • нанятые на военную службу, в том числе службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах внутренних дел, государственной противопожарной охране;
  • проходящие очное обучение в образовательных учреждениях, в том числе обучение по направлению органов службы занятости населения;
  • отсутствующие на рабочем из-за временной нетрудоспособности, прохождения переподготовки или повышением квалификации, приостановки производства на время забастовки, а также в связи с призывом на военные сборы, исполнением прочих государственных обязанностей, привлечением к процедуре подготовки к военной службе (или к ее альтернативному гражданскому варианту), либо по другим причинам признанным уважительными;
  • являющиеся учредителями (участниками) всевозможных организаций, исключая организации некоммерческого направления, у которых организационно-правовая форма не подразумевает получение дохода учредителями от работы этих организаций (сюда же относятся члены ТСЖ, жилищных, дачных, жилищно-строительных кооперативов и прочие определенные потребительские кооперативы, организуемые для удовлетворения определенных потребностей граждан, которые не получают финансы от их работы);
  • организовавшие крестьянское (фермерского) хозяйство для трудовой деятельности и получения дохода.

Полная, неполная и эффективная занятости

Еще один способ классификации занятости – разделение на два варианта: полную занятость и неполную.

Если говорить о полной занятости, то она требует равновесия между количеством рабочей силы предлагающей свои услуги, и потребностью в ней как в Российской Федерации в целом, так и в каждом отдельном регионе.

Подобное совпадение спроса и предложения считается в рыночной экономике исключением. Поэтому в политике занятости полный ее вариант называют главной целью, подразумевающей реализацию права всех граждан на труд.

Относительно конкретного человека полная занятость означает работу этого гражданина полное рабочее время с оплатой труда в соответствующем размере.

Под неполной занятостью подразумевается занятость граждан неполный рабочий день. Она может объясняться экономическими соображениями, когда сокращается рабочий день с согласия или без согласия работников, либо быть волеизъявлением самого работника.

Если говорить о качестве занятости, необходимо прибегнуть к понятию «эффективности». Таковой она может считаться, когда общественное управление способно создать социально-экономические условия для благоприятного развития работников, определяемые качеством на конкретном этапе развития общества.

Эффективной считается занятость населения, когда личности дается возможность достойно трудиться, создаются при этом условия для ее развитие, обеспечивается рост уровня образования и профессиональных знаний, сохраняется здоровье каждого члена общества.

А основой всему этому служит рост общественной производительности труда.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Правовой статус в сфере занятости

Правовой статус человека в сфере занятости определяет целый ряд прав, основным из которых считается право на выбор места работы.

Это значит, что каждый человек может напрямую обратиться к работодателю, будь то организация, имеющая права юридического лица, либо физическое лицо, ведущее предпринимательскую деятельность или желающее получить услугу для личного подсобного хозяйства.

Исходя из согласия обеих сторон, подписывается трудовой договор. Право на выбор места работы могут помочь осуществить на бесплатной основе органы службы занятости или другие посредники в трудоустройстве населения.

Замечание 2

Основа основ правового регулирования рынка труда – это непреложный принцип свободы трудового договора. Он обязателен к исполнению в любой форме реализации права на выбор места работы.

Договор подразумевает деловое взаимодействие сторон в ходе применения труда.

При этом и работодатель, и работник могут быть свободны в поиске эффективных способов улучшения производительности труда, повышения качества продукции, бережного использования сырья, экономии энергии и прочее.

Отношения сотрудничества присущи трудовым связям, которые основаны на договорах подряда и аренды, часто применяемым в большинстве отраслей экономики РФ.

Такие договоры могут служить не только для координации отношений по применению труда, а еще в качестве организационно-правовых актов. Подобные документы дают полную самостоятельность и свободу работнику в выражении своих творческих и организационных способностей. Получается, что принцип свободы договора влияет еще и на организационно-управленческие взаимоотношения в области труда.

Как гласит статья 9 Закона О занятости, все люди имеют возможность получить бесплатную консультацию, рассчитывать на бесплатное информирование и услуги, помогающие профессиональной ориентации, в государственной службе занятости, находясь в процессе трудоустройства, выбора профессии, желая пройти профессиональное обучение и осуществить получение дополнительного профессионального образования.

Государственная служба занятости, в настоящее время, в состоянии обеспечить оказание подобных услуг в электронной форме, что подразумевается законодательством о предоставлении государственных и муниципальных услуг.

Граждане, находящиеся временно без работы, также могут рассчитывать на бесплатное содействие в переезде или даже переселении в другие регионы РФ для работы.

Кроме того, есть возможность получения психологической поддержки, профессионального обучения, либо повышения уже имеющихся знаний при дополнительном профессиональном образовании, путем получения направления от службы занятости.

Некоторые другие важные права работников

Высказывается мнение о том, что ставить на учет в службы занятости можно не только безработных, но и тех, кто имеет место работы, но не удовлетворен условиями и хотел бы его сменить. Если взглянуть на эту теорию, сквозь призму эффективной трудовой занятости, подобные точки зрения имеют право на существование и поддержку. 

Работу за границей регулирует статья 10 Закона о занятости. Там говорится, что российские граждане могут осуществлять профессиональную деятельность находясь за границей, более того, имеют право на самостоятельный поиск работы и трудоустройство за пределами своей страны.

При таком развитии событий заключаются межгосударственные соглашения, они ориентируются на численность миграционных потоков, квалификацию соискателей, длительность и условия найма.

Стоит отметить, что право свободного выезда россиян и хорошие условия найма и высокая оплата труда за границей могут привести к негативным последствиям бесконтрольной зарубежной миграции, что можно констатировать в данный исторический отрезок времени.

Причина этого заключается как в отсутствии повышенного внимания к миграционным потокам, так в недостатках правового механизма, работающего на привлечения в Россию иностранных работников. Поэтому наш рынок труда насыщается чаще всего неквалифицированной рабочей силой. Что, бесспорно, негативно влияет на рост заработной платы, делает менее выгодным положение отечественных тружеников.

Право на обжалование решений, действий или бездействия отделов службы занятости населения и их должностных лиц изложено в статье 11 Закона О занятости. Чтобы реализовать такое право, следует обратиться в вышестоящий орган службы занятости, не лишним будет обращение в суд в порядке, который описан в законодательстве РФ.

Если говорить о денежной и иной помощи безработным, нужно руководствоваться Статьей 36 Закона О занятости.

Она предусматривает, среди прочего, что люди оставшиеся без работы, но уже не имеющие право на пособие по истечению назначенного периода его выплаты, а еще граждане, получающие профессиональное обучение и дополнительное профессионального образование, могут расчитывать на оказание материальной помощи все теми же службами занятости. Как именно должна оказываться такая денежная поддержка указанным, имеющим на нее право категориям лиц, определяется уполномоченным Правительством РФ органом исполнительной власти.

Предусмотрена в законе о занятости и возможность добровольного страхования от возможной потери работы. Читать об этом следует в статье 37. Условия, порядок и периодичность выплат по таким договорам регулируются законодательством Российской Федерации.

Ссылка на основную публикацию