Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации

Уважаемый читатель, в этой статье  мы поговорим о таком ограничении земельного участка, как пояса зон санитарной охраны источников водоснабжения.

В статье мы рассмотрим,  какие есть запреты, связанные попаданием в эти пояса  , в том числе случаи, когда такие запреты  и сама зона  установлены  необоснованно.  Также мы укажем как  оспорить  утверждение зон санитарной охраны источников водоснабжения, как   можно  преодолеть  Отказ в предоставлении в собственность земельного участка  в ЗСО.

СанПиН  зоны санитарной охраны источников водоснабжения

Пояс санитарной охраны (зоны санитарной охраны источников водоснабжения- ЗСО)  устанавливается для  точки забора питьевой  воды  из водоема или же подземного источника. ЗСО  устанавливается для охраны точки водозабора от загрязнения.

Смысл в том, чтобы на  участках  , находящихся в границах этой зоны  не производилась деятельность, в результате которой  в водоем с точкой забора питьевой воды   попали бы какие-то загрязняющие вещества.

И чтобы мы с Вами когда открываем у себя дома  кран  , то  пили бы чистую воду не зараженную всякими микробами и  вирусами.

Для этих целей главным санитарным врачом утверждены специальные санитарные нормы , именуемые СанПиН. Как раз таки СанПиН 2.1.4.

1110-02  и предусмотрено три  пояса санитарной охраны от источника питьевого водоснабжения..

Стоит отметить, что на уровне Москвы и Москвы и Московской области установка пояса ЗСО регулируются несколько иным образом, чем в остальной части РФ, об этом мы поговорим в отдельной статье.

Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации

Водозабор зоны санитарной охраны пояса

Первый пояс санитарной охраны самый жесткий по ограничениям, в нем нельзя почти ничего делать за исключением того , чтобы  возводить сооружения , которые будут обслуживать водозаборную насосную станцию или же предотвращать водоем от загрязнений.

Второй пояс уже менее жесткий по требованиям, но все же ряд ограничений сохраняется. Так , например  во втором поясе не допускается размещение  дачных, садово-огородных участков и участков под индивидуальное строительство на расстоянии менее 150 м от уреза воды.

При попытке выкупить землю во втором  поясе санитарной охраны будет получен отказ администрации в предоставлении земельного участка. В первом втором поясе запрещена приватизация земельных участков, возможна только аренда (ст.27 Земельного кодекса РФ).

  • Третий пояс санитарной охраны  содержит наименее жёсткие ограничения, в нем уже , например можно оформлять в собственность земельные участки.
  • В ряде случаев можно столкнуться и с  отказом  в строительстве дома на участке, находящемся во втором и третьем поясе СЗО.
  • Мы рассмотрим  вопрос  возможности строительства в ЗСО питьевых источников  в отдельной статье.
  • Карта зоны санитарной охраны
  • Далее поговорим о том, откуда мы можем узнать о наличии зоны санитарной охраны водозаборов.
  • Первое и основное где мы должны увидеть границу зоны санитарной охраны это выписка из ЕГРН, до 2022 года сведениях об всех ограничения должны внести в реестр недвижимости и при заказе выписке из ЕГРН мы эти сведения с 2022 года должны будем обязательно увидеть.
  • Также эти данные зоны санитарной охраны источников питьевого назначения содержаться в карте зон с особыми условиями  в правилах землепользования застройки соответствующего поселения.
  • Однако   в карте зонирования сведения о наличия поясов не всегда отражены правомерно, что в свою очередь создает для владельца участка определенные проблемы, связанные, например с невозможностью приватизировать участок  или же возвести на нем какой-то объект.
  • В нашей практике были случаи, когда на карту зон с особыми условиями  наносились зоны санитарной охраны водоснабжения и водопроводов в то время , как точки забора питьевой воды вообще не существовало.

 То есть проектировщик по случайности нанес эту зону на карту, а районная администрация и другие органы, которые утверждают правила землепользования и застройки это все по невнимательности пропустили. Был сделан ряд запросов в государственные и местные органы  с вопросом   почему цчасток попал в зону санитарной охраны питьевого источника водоснабжения.

Путем переговоров с местными органами и Роспортребнадзором  нам удалось доказать, что пояс санитарной охраны установлен неправомерно и снять запрет на приватизацию земельного участка.

В другом случае выяснилось, что хотя точка заборы питьевой воды и есть , но проекта поясов санитарной охраны  в установленном порядке не разрабатывалось не утверждалось, и границы этих поясов нанесены произвольно, что позволило в суде признать неправомерность ее установления для конкретного участка.

Организации зон санитарной охраны источников водоснабжения, судебная практика

Важным момент является то, что Верховный суд   РФ   указывает на необходимость разработать проект зоны санитарной охраны источников водоснабжения , а без этого проекта  считает зону не установленной. 

Приводим правовую  позицию, содержащуюся в   Апелляционном  определении  Судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Российской Федерации от 22.05.2019 N 75-АПА19-5.:

Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются, изменяются, прекращают существование по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

При этом решения об установлении, изменении зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения принимаются при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.

Положение о зонах санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 5 статьи 18 Закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения).

Как следует из пунктов 1.4 и 1.5 Санитарных правил и норм 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14 марта 2002 г.

N 10 «О введении в действие Санитарных правил и норм «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения. СанПиН 2.1.4.

1110-02», зоны санитарной охраны организуются на всех водопроводах в составе трех поясов, вне зависимости от ведомственной принадлежности, подающих воду как из поверхностных, так и из подземных источников в целях санитарной охраны от загрязнения источников водоснабжения и водопроводных сооружений, а также территорий, на которых они расположены.

При этом второй и третий пояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную для предупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. Санитарная охрана водоводов обеспечивается санитарно-защитной полосой.

В каждом из трех поясов, а также в пределах санитарно-защитной полосы соответственно их назначению устанавливается специальный режим и определяется комплекс мероприятий, направленных на предупреждение ухудшения качества воды.

Организации зоны санитарной охраны должна предшествовать разработка ее проекта, в который включаются в том числе определение границ зоны и составляющих ее поясов.

Проект зоны санитарной охраны с планом мероприятий должен иметь заключение центра государственного санитарно-эпидемиологического надзора и иных заинтересованных организаций, после чего утверждается в установленном порядке (пункты 1.6 и 1.13 СанПиН 2.1.4.1110-02).

Важно!!! Стоит отметить, что если пояс установлен неправомерно, то  подавать заявление о признании незаконным отказа  администрации не совсем верный шаг. Обжаловать нужно сам факт наличия пояса, например его отражение в картах зон с особыми условиями использования территории  в Правилах землепользования и застройки и генерального плана.

  1. Что делать если участок попал в зону ЗСО, Пример из практики
  2. Приведем конкретный пример из нашей практики, когда пояс санитарной охраны фактически отсутствовал, хотя и был нанесен в карте зон с особыми условиями использования территорий  Правил землепользования и застройки.
  3. Предыстория: Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия (далее Министерство), рассмотрев заявление гражданина  отказало ему в предоставлении в собственность земельного участка.
  4. В обоснование своей позиции указало  , что испрашиваемый в собственность земельный участок расположен во втором поясе зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения  
  5. В рамках рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка в собственность  Министерством был подготовлен и направлен в адрес администрацию района, которая ответила, что согласно картам зон с особыми условиями использования территорий Генерального плана и Правил землепользования и застройки участок расположен  в границах второго пояса.
Читайте также:  Статья 36. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности

В соответствии с пп.14 п.5 ст.27 ЗК РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации

  • Выполненные нами  действия для разрешения ситуации:
  • С целью выяснения наличия проектных документов для указанной зоны, а также условий ее нанесения на карту зонирования были сделаны запросы:
  • — Роспотребнадзор — орган, осуществляющий надзорные и согласовательные функции в области санитарно-эпидемиологического законодательства.
  • — Администрацию   муниципального района Республики Карелия –органе согласовавшим установление такой зоны и участвовавшим в разработке Правил землепользования и застройки.
  • — Администрацию  сельского поселения   муниципального района Республики Карелия непосредственно вносившим пояс санитарной охраны в карту зонирования Правил землепользования и застройки.
  • — Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия орган власти уполномоченный на согласование  и утверждение зоны санитарной охраны объектов питьевого водоснабжения.

Из ответа Администрации    муниципального района республики Карелия, пришел ответ, что  второй  пояс санитарной охраны нанесен на карту зонирования ошибочно. В поселке  отсутствует источник питьевого водоснабжения, для которого должны устанавливаться пояса санитарной охраны.

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Республики Карелия и управление Роспотребнадзора  ответили, что информация о расположении в поселке источника водоснабжения в Министерстве отсутствует, проект  зон санитарной охраны водных объектов отсутствует.
  2. Таким образом отображение границ второго пояса зоны санитарной охраны источника питьевого водоснабжения на картах Генерального плана и Правил землепользования и застройки произведено в отсутствие проекта зоны санитарной охраны и санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии границ таких зон и ограничений использования земельных участков в границах таких зон санитарным правилам.
  3. Таким образом было выявлено,  что отказ в предоставлении земельного участка в собственность является необоснованным и незаконным, так для указанной территории ограничений в виде поясов Санитарной охраны не установлено, а карте зонирования он указан по признанию самой же районной администрации ошибочно.
  4. Исходя из полученных ответов были сделаны   следующие правовые выводы:
  1. Пояс санитарной охраны ошибочно нанесен на карту зонирования. В поселке  отсутствует источник питьевого водоснабжения, для которого должны устанавливаться пояса санитарной охраны.
  2. Исходя из ответов на запросы поступивших из Министерства природных ресурсов и экологии Республики Карелия, Управления Роспотребнадзора по республике Карелия   проекты ЗСО источников питьевого и хозяйственно- бытового водоснабжения в поселке  не утверждались. Следовательно, правовые основания для нанесения ее на карту зонирования отсутствовали. Таким образом Установление зон санитарной охраны   было незаконно.

Законодательство о санитарно-карантинном контроле государственных границ РФ

Статья 30. Санитарная охрана территории Российской Федерации

В современном взаимосвязанном мире существует реальная угроза и всеобщая уязвимость в отношении не знающих границ новых и возвращающихся старых инфекционных заболеваний, а также санитарно-гигиенических и экологических опасностей, способных вызвать чрезвычайные ситуации в области общественного здравоохранения, имеющие международное значение.

Одним из факторов риска распространения особо опасных инфекционных заболеваний является высокоскоростное транспортное сообщение, способствующее быстрому распространению возбудителей инфекционных заболеваний.

Появление новых, ранее не известных инфекций в последние годы (ТОРС, птичий грипп, свиной грипп, COVID-19) является тому свидетельством и требует повышенного внимания при проведении санитарно-карантинного контроля.

В связи с развитием торговых, культурных и других межгосударственных связей возрастает вероятность инфицирования граждан РФ, выезжающих в эндемичные по карантинным инфекциям страны. В группу риска в первую очередь входят лица, занимающиеся коммерческой деятельностью, паломники и студенты из эндемичных стран.

Таким образом, в условиях расширения международных связей, роста миграции населения, изменения структуры перевозок товаров и грузов, не исключается возможность заноса особо опасных инфекций на территорию страны. В связи с этим, возрастает актуальность глобальной охраны территории – одним из приоритетных направлений которой является санитарно-карантинный контроль в пунктах пропуска через государственную границу.

Протяжённость российской границы (без учёта присоединённого в 2014 году Крыма) по данным Пограничной службы ФСБ России составляет 60 932 км, в том числе 38 000 км морских границ; среди сухопутных границ выделяются 7 000 км границ по рекам и 475 км по озёрам.

По состоянию на 2020 г.

на территории РФ функционирует 313 пунктов пропуска всех видов транспортных сообщений: многосторонних и двусторонних автомобильных пунктов пропуска – 108, морских и речных (озерных) – 59, воздушных – 82, железнодорожных – 56, пешеходных – 1 и смешанных – 7.

В условиях огромной протяженности государственной границы нашей страны, стабильно высокого транспортного потока мигрирующего населения критически важное значение приобретают организация работы и оснащение санитарно-карантинных пунктов пропуска (далее — СКПП). А эффективный санитарно-карантинный контроль невозможен без соблюдения требований санитарного законодательства на территории пунктов пропуска через государственную границу.

В соответствии со ст. 30 закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (ФЗ РФ от 12.03.1999 г.

№ 52-ФЗ) санитарная охрана территории Российской Федерации относится к санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям, выполнение которых является одним из основных средств обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны.

Санитарная охрана территории Российской Федерации осуществляется на двух уровнях – национально-правовом и международно-правовом.

В настоящей статье попытаемся проанализировать комплекс организационных и санитарно-профилактических мероприятий, направленных на снижение рисков распространения возбудителей инфекционных заболеваний на территории РФ, и оценить, насколько эффективным и отвечающим современным условиями является санитарно-карантинный контроль на территории пунктов пропуска через государственную границу РФ.

Полагаем, данная тема весьма актуальна и имеет большое значение для обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, однако ей не уделено соответствующего внимания, в том числе она практически никак не освещена в литературе.

1. Санитарно-карантинный контроль границ РФ на международно-правовом уровне

Важнейшей функцией санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу является санитарная охрана территории страны от заноса особо опасных инфекционных заболеваний, а также предупреждение ввоза опасных для человека химических, биологических и радиоактивных отходов и грузов.

Россия является участницей целого ряда международных договоров и соглашений, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения в целом и санитарной охраны территории в частности.

Ключевым документом, на положениях которого базируется концепция санитарной охраны территории Российской Федерации, являются Международные медико-санитарные правила 2005 г. (далее – ММСП).

Вопросы санитарной охраны территории входят в повестку дня деятельности таких международных организаций как СНГ, Таможенный союз ЕАЭС, ШОС, двусторонних отношений сопредельных стран.

Читайте также:  Статья 20. Индивидуальный пенсионный коэффициент и его стоимость

1.1. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ)

На уровне ВОЗ определяется общий спектр угроз для всех 194 стран-членов этой организации с высокой реальной и потенциальной социально-экономической значимостью.

Сформированы организационные, методические подходы и создан современный нормативно-правовой инструмент при осуществлении глобального и национального эпидемиологического надзора за острыми ситуациями с потенциалом глобальной социально-экономической значимости – Международные медико-санитарные правила (2005 г.).

Реализация и применение ММСП на территории РФ расширило функциональный спектр санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу с учетом угроз биологического, химического и радиологического характера. Это, в свою очередь, привело к модернизации нормативного и материально-технического обеспечения его проведения, укрепления межведомственного сотрудничества, в том числе на основе современных информационных технологий.

Обеспечения санитарной охраны территории страны

Комплекс мероприятий по СОТ осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, должностными лицами предприятий и учреждений независимо от их организационно-правовых форм в соответствии с правилами, разработанными на основе федерального законодательства. В различные годы в стране действовали санитарные правила, которые изменялись и дополнялись с учетом складывающейся эпидемической обстановкой в мире и рекомендаций Международных медико-санитарных правил.

Изменившаяся в 90-е годы ХХ века политическая и социально-экономическая обстановка в стране, появление различных организационно-правовых форм собственности, создание новых границ свободных экономических зон, возросший объем международных транспортных перевозок как на федеральном, так и на региональном и территориальном уровнях, увеличение миграционных потоков, в том числе из неблагополучных по целому ряду инфекционных заболеваний стран ближнего и дальнего зарубежья, значительно усложнили задачи государственной санитарно-эпидемиологической службы по санитарной охране территории. Поэтому в 1995 г. Государственным комитетом санитарно-эпидемиологического надзора России были подготовлены и утверждены санитарные правила и нормы «Санитарная охрана территории Российской Федерации» СанПиН 3.4.035.- 95, которые определили принципы обеспечения СОТ с учетом изменения структур государственной власти, форм собственности и реформирования санитарно-эпидемиологической службы в рамках федерального закона Российской Федерации «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», 1991 г. Произошедшие в 1999 г. изменения федерального законодательства, касающейся обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения страны (ФЗ 1999) потребовали очередного пересмотра ряда положений санитарных правил СанПиН 3.4.035.-95 в части касающейся правового регулирования отношений между субъектами международного транспортного сообщения и пограничной политики. Значительно расширило задачи СКК принятие Федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов», 2000 г., включающая положения по обеспечению санитарной охраны от завоза на территорию страны потенциально опасныхпродуктов, товаров и грузов. В настоящее время постановлением Главного государственного врачаРФ от 30 мая 2003 г. № 108 введены в действие и зарегистрированы в Минюсте РФ новые санитарные правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации СП 3.4.1328 — 03», которые определили права и обязанности должностных лиц ГСЭС (Роспотребнадзора), определили их задачи по проведению санитарно-карантинного контроля, конкретизировали требования к организации и обустройству транспортных предприятий, обеспечивающих международное сообщение, специальные требования к проведению противоэпидемических мероприятий на территории страны в случае завоза или выявленияна территории страны опасных инфекционных заболеваний.

  • В соответствии с требованиями действующего законодательства РФ, мероприятия по санитарной охране проводятся в отношении следующих заболеваний: карантинных (холера, чума, желтая лихорадка); геморрагических лихорадок — Хунин (Аргентинская геморрагическая лихорадка), Мачупо (Боливийская геморрагическая лихорадка), Ласса, Марбург, Эбола; малярии, вызванной Plasmodium falciparum, Plasmodium vivax, Plasmodium malariae, Plasmodium ovale, а также заболеваний не установленной этиологии, сопровождающихся проявлениямисиндромов (острый респираторный, острый диарейный, неврологический, острый желтушный, острый геморрагический синдром).
  • Санитарная охрана территории страны обеспечивается проведением:
  • -санитарно-карантинного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации в морских (речных) портах, аэропортах, автодорожных и железнодорожных переходах, открытых для международного сообщения в целях предотвращения завоза карантинных и другихболезней,ввоза потенциально опасных товаров и грузов;
  • -комплекса организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических), лечебно-профилактических и других мероприятий по предупреждению распространения карантинных и другихболезней на территории страны;
  • -комплекса организационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических), лечебно-профилактических и других мероприятий в случае завоза или выявления карантинных и других болезней, в том числе в эндемичных природных очагах;
  • введением, в случае угрозы распространения болезней, в установленном законодательством Российской Федерации порядке, карантина или других ограничительных мероприятий.

Кроме того, представители государственного санитарно-эпидемиологического надзора осуществляют не только мероприятия по предупреждению завоза карантинных и других опасных инфекционных заболеваний, но и осуществляют контроль за ввозом на территорию страны потенциально опасныхпродуктов, товаров и грузов.

Направление деятельности органов и учреждений Роспотребнадзора, противочумных учреждений и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации четко определено в Приказе МЗ РФ от 05.02.2004 г.

№ 37 «О взаимодействии по вопросам обеспечения санитарной охраны территории Российской Федерации и проведения мероприятий по профилактике карантинных и других особо опасных инфекций», где вменено в обязанность руководителям органов и учреждений Роспотребнадзора и Росздрава на всех уровнях:

  1. ·обеспечить взаимодействие при организации и проведении профилактических, противоэпидемических мероприятий по обеспечению санитарной охраны территории и профилактики карантинных и других особо опасных инфекций;
  2. ·обмен информацией (оперативной, ежемесячной, годовой) о состоянии заболеваемости населения территории карантинными и другими особо опасными и природно-очаговыми инфекциями, результатах лабораторных исследований, обострении эпизоотической ситуации по особо опасным и природно-очаговым инфекциям;
  3. ·участие в работе Санитарно-противоэпидемических комиссий и Комиссий по чрезвычайным ситуациям, действующих при администрациях субъектов Российской Федерации;
  4. ·проведение эпидемиологической (эпизоотологической) экспертизы территорий природных очагов инфекций предназначенных для использования в хозяйственных, промышленных, строительных и рекреационных целях;
  5. ·заключение договоров о взаимодействии по вопросам обеспечения санитарной охраны территории и профилактики карантинных и других особо опасных инфекций.
  6. Руководителям противочумных учреждений обеспечить:
  7. ·оказание методической, консультативной и при необходимости практической помощи центрам госсанэпиднадзора, органам и учреждениям здравоохранения;

·санитарно-эпидемиологический контроль за выполнением санитарных правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности» (СП 1.3.1285-03) в центрах госсанэпиднадзора, выполняющих работы с биологическим материалом II группы патогенности;

·выборочный контроль противоэпидемической готовности учреждений, предназначенных для перепрофилирования в госпитальные и лабораторные базы в случае выявления больных (умерших), подозрительных на карантинные инфекции.

Основными направлениями взаимодействия противочумных учреждений, органов и учреждений Роспотребнадзора в субъектах Российской Федерации, ФГУЗ центров гигиены и эпидемиологии в регионах на транспорте (водном и воздушном) и органов управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации при обеспечении санитарной охраны территории и проведении мероприятий по профилактике карантинных и других особо опасных инфекций являются:

·организация и обеспечение мероприятий по предупреждению завоза и распространения на территорию Российской Федерации инфекций, на которые распространяются санитарно-эпидемиологические правила «Санитарная охрана территории Российской Федерации» (СП 3.4.1328-03);

  • ·разработка и корректировка комплексных планов по санитарной охране территории республик, краев, областей, городов и районов от заноса и распространения карантинных инфекций, а также оказание помощи учреждениям здравоохранения в разработке оперативных планов по проведению мероприятий в случае завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок и других инфекционных заболеваний, представляющих опасность для населения Российской Федерации и региона;
  • ·контроль противоэпидемической готовности всех медицинских учреждений на случай возникновения очагов карантинных инфекций и контагиозных вирусных геморрагических лихорадок;
  • ·проведение мероприятий по локализации и ликвидации очагов карантинных и других особо опасных инфекций;
  • ·участие в обеспечении противоэпидемических мероприятий при угрозе или возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного или природного характера, при угрозе или совершении террористических актов с применением биологических агентов;
  • ·проведение анализа заболеваемости населения болезнями, вызываемыми возбудителями I-II групп патогенности, результатов исследования поверхностных водоемов на холеру, а также оценка состояния и прогнозирование эпидемиологической и эпизоотологической ситуации в природных очагах инфекций;
Читайте также:  Глава VI. Взаимоотношения правительства российской федерации и федерального собрания

·подготовка специалистов лечебно-профилактических учреждений и центров госсанэпиднадзора по вопросам эпидемиологии, клиники, диагностики, профилактики, обеспечения противоэпидемической готовности и выполнения санитарно-эпидемиологических правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности» (СП 1.3.1285-03);

·организация и проведение тренировочных учений и занятий по проведению первичных мероприятий при выявлении больных (умерших) карантинными инфекциями.

Основными задачами противочумных учреждений являются:

·оказание консультативной, методической и практической помощи центрам госсанэпиднадзора, органам и учреждениям здравоохранения по вопросам организации и проведения профилактических и противоэпидемических мероприятий по карантинным и другим особо опасным болезням, их лабораторной диагностики, соблюдения санитарно-эпидемиологических правил «Безопасность работы с микроорганизмами I-II групп патогенности» (СП 1.3.1285-03), при необходимости с выездом специалистов. Предложения противочумных учреждений по данным вопросам являются обязательными для выполнения центрами госсанэпиднадзора и учреждениями здравоохранения;

  1. ·проведение идентификации микроорганизмов II группы патогенности, направляемых субъектами Российской Федерации, а также диагностика инфекций не установленной этиологии;
  2. ·обеспечение оперативных выездов специалистов противочумных учреждений в субъекты Российской Федерации по распоряжению Роспотребнадзора для оказания практической помощи в локализации и ликвидации эпидемических очагов карантинных и других особо опасных инфекций;
  3. ·оказание на договорной основе практической помощи учреждениям госсанэпиднадзора и здравоохранения по профилактике, диагностике, проведению противоэпидемических мероприятий при инфекционных болезнях, имеющих значение в краевой патологии субъектов Российской Федерации.

Зоны санитарной охраны. Что нужно знать? — САНГиК

Оперативная разработка и согласование проекта ЗСО

А на вашем предприятии используется вода? Практически все ответят «да». В каждой организации одним из первых решается вопрос о выборе источника воды. И не все знают, что для собственных источников водоснабжения существуют специальные разрешения и условия их содержания.   

Что такое ЗСО?

Зона санитарной охраны – это территория вокруг источника воды. В нее входит и сам источник. На этой территории должен соблюдаться определенный режим.

Если вода из источника будет использоваться в питьевых и бытовых целях, то по закону необходимо организовать зону санитарной охраны. Если же цели для этой воды только технические – зона не нужна.

Зона санитарной охраны делится на три пояса:

  1. Первый пояс называют поясом строгого режима. Он окружает сам источник водоснабжения. Вокруг него ставится изгородь, и приставляется охрана. Первый пояс устроен, чтобы защищать источник от всех возможных загрязнений. Размер пояса можно сократить только с разрешения Роспотребнадзора.
  2. Второй пояс называют зоной микробного загрязнения или поясом ограничений. Его задача защитить источник воды от попадания микробов. Размер второго пояса определяется с помощью расчетов, в течение какого времени загрязнение доберется до подземных вод. Этот срок должен занимать от 100 до 400 суток. Также учитывается климатическая ситуация на территории.
  3. Третий пояс – это зона химического загрязнения. Здесь рассчитывается срок, за который химические вещества доберутся до источника воды. При этом расчете загрязнения должны поступать в почву непрерывно. Главное условие – они должны дойти до источника не раньше, чем закончится срок его эксплуатации. А это не менее 25 лет, или 10 000 суток.

Границы поясов также зависят от типа источника: подземный или поверхностный.

 Для подземных источников первый пояс организуется в радиусе 30-50 метров. Два следующих пояса рассчитываются в зависимости от типа водозаборного механизма и его характеристик.

К поверхностным источникам относятся водотоки и водоемы. Условия их охраны более жесткие.

У водотоков граница первого пояса составляет 200 метров вверх по течению и 100 метров вниз по течению. Второй пояс рассчитывается по географическим и климатическим показателям территории. Третий пояс совпадает со вторым вверх и вниз по течению, но по бокам граница достигает 3-5 километров.

У водоемов условия организации поясов отличаются. Первый пояс заканчивается не ранее 100 метров от границ водоема. А вот границы второго и третьего пояса одинаковые и зависят от климата и ландшафта территории вокруг водоема.

Все условия организации зоны санитарной охраны прописаны в СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения». Также процесс регламентируется Законом о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения и Водным кодексом РФ.

В зонах санитарной охраны действуют различные запреты на использование земельного участка и расположенных здесь природных ресурсов. Так, в первом поясе вы не сможете:

  • сажать деревья;
  • строить здания, которые не относятся к самому источнику и водопроводу;
  • селить людей;
  • сливать сточные воды;
  • мыть и стирать.

Во втором поясе ограничения ослабляются, но все-таки нельзя:

  • устраивать фермы, пастбища, кладбища, могильники и прочие предприятия, несущие угрозу загрязнения воды;
  • срубать лес;
  • удобрять землю и применять химикаты.

На территориях второго и третьего поясов действуют схожие ограничения. Здесь запрещено:

  • сливать сточные воды под землю;
  • устраивать подземные склады отходов;
  • разрабатывать недра земли;
  • хранить химические вещества в складах на поверхности земли.
  • Внесение изменений на территориях второго и третьего пояса или строительство возможны только после согласования с Роспотребнадзором.
  • Как утвердить проект ЗСО?
  • Чтобы организовать зону санитарного обслуживания, нужно для начала разработать и утвердить проект ЗСО. В проекте отражается основная информация:
  • данные о границах и поясах ЗСО;
  • план мероприятий по улучшению состояния территории и предупреждению загрязнения источника;
  • правила использования территории поясов зоны санитарной охраны.

Проект ЗСО создается совместно с разработкой схемы водоснабжения. Если водопровод уже действует, то ЗСО разрабатывается отдельно.

Готовый проект обязательно согласовывается с Роспотребнадзором. И уже после получения заключения все документы передаются в ответственные органы власти для утверждения.

Сроки утверждения проекта ЗСО занимают в среднем 30 дней. Процедура проводится бесплатно.

Плата за нарушения.

В КоАП РФ прописаны штрафы за нарушение правил охраны водных объектов:

  • для ИП и должностных лиц от 20 000 до 30 000 рублей;
  • для организаций от 200 000 до 300 000 рублей, а также приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Незаконное водопользование также влечет штрафы:

  • от 20 000 до 30 000 рублей для предпринимателя;
  • от 10 000 до 20 000 рублей для должностного лица;
  • от 80 000 до 90 000 рублей для организаций, а также приостановление деятельности до 90 суток.

Лучший способ не попадать на штрафы и снять с себя головную боль по разработке и согласованию проекта ЗСО – обратиться в аккредитованную организацию. Специалисты компании СанГиК имеют большой опыт разработки проектов любой сложности. Оперативность, качество и экспертная поддержка на каждом этапе разработки и утверждения проекта ЗСО. Гарантия 100%

Ссылка на основную публикацию