Статья 3.1. Особенности регулирования земельных и градостроительных отношений в населенных пунктах в составе особо охраняемых природных территорий

02.09.2020

Примерное время чтения: 4 мин.

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает, что Государственная Дума ФС РФ рассматривает в первом чтении два законопроекта, предусматривающие устранение ограничений оборотоспособности земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий (ООПТ), а также предоставление Правительству РФ полномочий по изменению границ нацпарков.

На сайте Госдумы размещены два законопроекта, которые предполагают существенное изменение правового режима земель и земельных участков в границах ООПТ:

Разработчики законопроектов – ряд депутатов Госдумы и члены Совета Федерации. В пояснительных записках к законопроектам отмечается, что в настоящее время на территориях ООПТ находится значительное количество населенных пунктов различных уровней.

Из-за строгого природоохранного режима ООПТ на проживающих в их границах граждан распространяется ряд запретов.

Так, к примеру, указывается, что лица, владеющие домами и постройками на территориях нацпарков, не имеют возможности приобрести земельные участки, занятые указанными домами и постройками.

Законопроект № 974393-7

В соответствии с Законом об особо охраняемых природных территориях,[1] на территориях нацпарков выделяются зоны хозяйственного назначения, в которых разрешена деятельность, направленная на обеспечение жизнедеятельности граждан, проживающих на территории нацпарков.[2]

Законопроектом № 974393-7 предлагается внести в указанный закон, а также в Земельный кодекс РФ (ЗК РФ) поправки, предусматривающие, что земельные участки в границах зон хозяйственного назначения нацпарков на территориях населенных пунктов не будут изыматься из оборота и могут быть переданы в собственность субъектов РФ и муниципальных образований, а также предоставлены гражданам и юридическим лицам.[3]

Действующее законодательство предусматривает, что земли и земельные участки нацпарков находятся исключительно в федеральной собственности, изъяты из оборота и не подлежат приватизации. В отдельных случаях допускается наличие в границах нацпарков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное воздействие на земли нацпарков и не нарушает режим их использования.[4]

Разрешенное использование указанных земельных участков будет определяться в соответствии с положением о соответствующем нацпарке, которое устанавливает конкретные особенности, зонирование и режим нацпарка.

[5] Законопроект не исключает предоставления указанных земельных участков, в частности, для ведения садоводства и огородничества, индивидуального гаражного или жилищного строительства, если это согласуется с положением о нацпарке.[6]

Проектируемые нововведения направлены на снятие запрета на предоставление земельных участков, расположенных в зонах хозяйственного назначения нацпарков, и введение возможности строительства на подобных земельных участках.

Одновременно законопроект № 974393-7 предусматривает, что Правительству РФ будут предоставлены полномочия принимать следующие решения:[7]

  • об изменении границ нацпарков;
  • о расширении территорий нацпарков;
  • о создании нацпарков;
  • об исправлении технических ошибок в определении границ нацпарков.
В настоящее время законодательство не предусматривает возможности изменять границы нацпарков. При этом, допуская такое изменение границ, законопроект № 974393-7 не содержит перечень конкретных случаев, когда оно возможно, однако устанавливает, что соответствующие решения должны приниматься после проведения общественных обсуждений или публичных слушаний.[8]

Законопроект № 909679-7

Сходный предмет регулирования имеет законопроект № 909679-7, целью принятия которого также является устранение ограничений оборотоспособности земельных участков, расположенных в населенных пунктах на территориях ООПТ. При этом, в отличие от законопроекта № 974393-7 проектируемые поправки затронут правовой режим земель и земельных участков, расположенных не только в нацпарках, но и на прочих ООПТ.[9]

Законопроект № 909679-7 предлагает закрепить в ЗК РФ подход, согласно которому земли и земельные участки в границах населенных пунктов на территориях ООПТ будут относиться к землям населенных пунктов,[10] то есть землям, которые используются и предназначены для застройки и развития населенных пунктов.[11]

Согласно законопроекту № 909679-7, населенные пункты должны быть включены в состав зон частичного хозяйственного использования ООПТ, которые, в свою очередь, будут входить в зоны хозяйственного назначения.[12]

Законодательство не содержит понятия «зона частичного хозяйственного использования». Вместе с тем, п. 3 ст. 95 ЗК РФ упоминает о специально выделенных земельных участках частичного хозяйственного использования в составе земель ООПТ, на которых допускается ограничение хозяйственной и рекреационной деятельности в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

О чем подумать, что сделать

Концепция обоих законопроектов была поддержана профильными комитетами Госдумы с учетом необходимости их доработки, в том числе в части согласования указанных законопроектов между собой.

В связи с этим лицам, проживающим на ООПТ, а также планирующим осуществлять хозяйственную деятельность на указанных территориях, необходимо учитывать, что после доработки указанных законопроектов они, вероятно, будут приняты.

Помощь консультанта

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» в режиме реального времени отслеживают все изменения действующего законодательства и готовы оперативно проконсультировать вас по любым вопросам, связанным с владением и пользованием земельными участками на территориях ООПТ.

Особо охраняемые природные территории в 2019 году: закон, значение, правовой режим, виды и категории земель особо охраняемых территорий, список | Земельный эксперт

13832

Содержание статьи:

Земли особо охраняемых природных территорий

В статье 94 Земельного кодекса РФ раскрыто такое понятие, как особо охраняемые природные территории. В перечень таких территорий входят земли, которые имеют особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное ценное значение.

Данные категории площадей изымаются из оборота и использования частично или полностью, в зависимости от того, какой правовой режим в отношении них установлен. Регулирует данный вопрос Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».

Зоны, требующие установки особого охранного режима могут быть выделены на основании постановления федерального, регионального или местного уполномоченного ведомства.

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

К особо охраняемым природным территориям относятся следующие земли:

Порядок определения и отнесения земель к территориям, нуждающимся в охранном режиме, устанавливается Правительством РФ или региональными уполномоченными ведомствами.

В отношении данных территорий обязательно проводится межевание, и земли в дальнейшем проходят обязательную регистрацию в государственном кадастре, получают индивидуальный номер и лишь по завершении этих процедур могут применяться для установки специального режима землепользования.

Запрещения и ограничения на землях особо охраняемых природных территорий

На площадях запрещаются любые работы, не направленные на сохранение территории и не связанные с исследованием земель комплекса, а также те, которые противоречат действующему законодательству.

Не допускается изменение целевого использования таких земель, а также ограничение или прекращение полномочий в отношении участка для нужд, не отвечающих прямому его назначению.

На данных участках частично ограничивается хозяйственная или рекреационная деятельность в рамках того правового режима, который определен.

Создание охранных зон

Так как особо охраняемые природные территории России принадлежат к категории объектов национального достояния и обладают рядом ценных для общества и государства качеств, в отношении них назначается особый охранный режим, который обеспечивает сохранность и защиту от негативного воздействия граждан и окружающей среды.

Запрещается выполнять в отношении охраняемых зон следующие действия:

  • передавать наделы для организации сада или огорода;
  • использовать территории для создания дорог или возведения построек жилого, промышленного, хозяйственного типов;
  • осуществлять стоянку и проезд техсредств, а также прогон скота;
  • другие виды деятельности, входящие в список, утвержденный Правительством РФ.

Чтобы приостановить негативное воздействие окружающей среды на такие зоны, границы наделов размечаются в соответствии с требованиями закона, при помощи информационных знаков.

В том случае, если в пределах территорий находятся частные массивы, права пользователей и собственников на них сохраняются, и они вправе распоряжаться землями, но в рамках назначенного охранного режима.

Резервирование земель

Для того чтобы создать новые и в то же время расширить уже имеющиеся площади, требующие назначения особого охранного режима, территориальные ведомства, имеющие особые полномочия, вправе вынести решение о резервировании земель с возможным изъятием наделов у граждан и выплатой компенсации. Также уполномоченные органы выносят постановление об установлении ограничений на выполнение некоторых видов хозяйственной деятельности.

Порядок проведения данного мероприятия также оговорен в действующих законодательных актах, а сама процедура выполняется согласно установленному регламенту.

Земли государственных заповедников и национальных парков

Площади, на которых расположены госзаказники и заповедники не подлежат приватизации, а управление данными землями осуществляют ведомства, имеющие специальные полномочия.

В исключительных случаях разрешается нахождение частных наделов в пределах национальных парков, однако, условием в данном случае является запрет деятельности, оказывающей негативное воздействие на территории парка, а также работ, которые нарушают установленный охранный режим.

Как правило, территории природных парков размещены в зонах, предоставленных государственным учреждениям РФ в постоянное бессрочное пользование.

Изъятие земель особо охраняемых природных территорий

Законодательством предусмотрены ситуации, при которых изъятие территории разрешено или запрещено. Каждый из вариантов возникает после того, как уполномоченное ведомство объявляет территорию заповедником.

Если земли заняты природными комплексами или объектами, которые представляют из себя памятники природы, то территории могут быть отчуждены в пользу государства или региона у пользователя или собственника.

Законодательством предусмотрена выплата компенсации для собственников таких участков и возмещение убытков, понесенных ими в связи с досрочным прекращением прав на землю.

Также изъятие может быть осуществлено в том случае, если в отношении участка установлен режим, требующий полного изъятия территорий из оборота в связи с организацией специальных охранных мероприятий от антропогенных и биогенных факторов, негативно влияющих на землю.

Не производится отчуждение, если территорию можно использовать независимо от того, находится она в составе национального парка или заповедника. Однако здесь в отношении земли устанавливается особый правовой режим, который ограничивает деятельность собственника или пользователя списком видов работ, который формируется Правительством РФ или уполномоченным органом.

Заключение

В завершение написанного можно сформулировать несколько выводов:

  1. Землями, требующими установление специального охранного режима, являются территории, которые обладают некоторыми лечебными возможностями или представляют собой историко-культурную ценность.
  2. Порядок пользования такими землями устанавливается специальными законодательными актами.
  3. Территории, признанные нуждающимися в установлении особого охранного режима, также проходят процедуру межевания и регистрируются в Росреестре.
  4. На территории особо охраняемой зоны запрещается выполнять работы, которые оказывают негативное воздействие на землю. Виды такой деятельности закреплены в специальном списке, утвержденном Правительством РФ.
  5. Запрещается изменение целевого назначения территории, а также отчуждение ее для нужд, которые противоречат прямому назначению земли.
  6. Определение границ и площади зон, нуждающихся в установке особого охранного режима, происходит согласно постановлению уполномоченного ведомства. Этот же орган устанавливает охранный режим и определяет, требуется ли изъятие площадей из оборота или нет.
  7. В том случае, если в пределах охраняемых территорий расположены земли, принадлежащие частным лицам, они могут быть отчуждены в пользу уполномоченного ведомства с предоставлением компенсационной выплаты или оставлены в распоряжении граждан, но с ограничениями в эксплуатации согласно назначенному охранному режиму.
  8. Государство или муниципалитет имеет право резервировать территории в том случае, если есть необходимость в расширении территории охраняемой зоны.
  9. Земли заказников и заповедников не могут выступать объектом процедуры приватизации.
Читайте также:  Статья 36 БК РФ. Принцип прозрачности (открытости) (действующая редакция)

Наиболее популярные вопросы и ответы на них по особо охраняемым природным территориям

Вопрос: Здравствуйте, меня зовут Марина. Мой участок располагается в особой охраняемой зоне, и я официально уведомлена, что, несмотря на владение территорией на законных основаниях, я не могу выполнять ряд действий, которые противоречат установленному правовому режиму для этой зоны.

Недавно я посадила на своем участке несколько фруктовых деревьев. Через некоторое время ко мне приехал сотрудник администрации и выписал штраф, за то, что я нарушила режим землепользования, и сообщил, что при повторном нарушении, участок у меня изымут без компенсации.

Подскажите, такие действия законны? Должна ли я платить штраф и могут ли изъять участок на самом деле?

Ответ: Здравствуйте, Марина. В статье 94 ЗК РФ и ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», указано, что природные зоны, относительно которых установлен особый правовой режим, не могут быть переданы для разбивки сада или огорода.

Посадку нескольких фруктовых деревьев можно отнести к организации сада, а это значит, что вы действительно нарушили требования закона и, как следствие, должны заплатить выписанный штраф.

Что касается изъятия участка, то данный вариант возможен только тогда, когда вы целенаправленно и систематически допускаете вредное воздействие на землю и не выполняете предписания уполномоченного ведомства. В таком случае участок может быть изъят даже без предоставления компенсации, которая должна выплачиваться по общему правилу.

Если вы таких действий совершать не будете, то требования сотрудника на этот счет не будут иметь под собой никаких оснований, и вы сможете оспорить их в судебном порядке.

Список законов

Вам будут полезны следующие статьи:

Внимание, если у вас возникли вопросы вы можете их задать юристу по социальным вопросам по телефону 8 804 333 16 88 или задать свой вопрос в чате дежурному юристу. Звонки принимаются круглосуточно. Звонок бесплатный! Позвоните и решите свой вопрос!

Госдума разрешила приватизацию земель в населенных пунктах в нацпарках и ООПТ

Госдума на заседании 23 декабря приняла в третьем, окончательном, чтении законопроект о предоставлении возможности приватизации и оборота земель в населенных пунктах, расположенных в особо охраняемых природных территориях (ООПТ).

Соответствующую инициативу внесла в парламент группа сенаторов и депутатов, в числе которых вице-спикеры Совета Федерации Юрий Воробьев и Андрей Турчак, а также лидер думской фракции «Единая Россия» Сергей Неверов.

Документ предполагает снятие существующего ограничения на передачу физическим и юридическим лицам в собственность и оборот земли в границах населенных пунктов, входящих в состав особо охраняемых природных территорий и национальных парках. Обязательным условием при этом является внесение границ таких поселений в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

В соответствии с законом использование в хозяйственной деятельности участков в границах ООПТ регулируется правовым режимом таких территорий.

Строительство в таких населенных пунктах будет регулироваться органами местного самоуправления.

Решение будет приниматься на основе правил землепользования и застройки, которые на федеральном уровне должны быть согласованы с Минприроды РФ, а в случае с региональной ООПТ — с аналогичным региональным органом.

Помимо того, с принятием закона исчезает необходимость проведения экологической экспертизы при строительстве в таких населенных пунктах объектов социальной инфраструктуры, список которых утверждается правительством РФ.

Законопроект был внесен на рассмотрение нижней палаты парламента 17 июня. Первоначально инициатива вызвала дискуссии из-за пункта о предоставлении правительству России права менять границы национальных парков, поэтому ко второму чтению данная поправка была исключена.

«Мы рады, что новые поправки, принятые Государственной думой сегодня в третьем чтении, действительно помогут решить проблемы местного населения и при этом не нарушают духа закона об ООПТ», — оценила новый законопроект директор программы WWF России «Регулирование охраны окружающей среды и природопользования» Татьяна Шувалова.

Она обратила внимание на то, что в документе не указано, могут ли меняться и расширяться границы населенных пунктов, находящихся на территории ООПТ и внесенные в ЕГРН. Поэтому во избежание возникновения разночтений Шувалова предложила добавить в законодательство запрет на расширение таких границ.

В августе Минфин предложил упростить приватизацию не приносящего доход и не востребованного государством имущества — без включения объектов в федеральный прогнозный план объектов, кадастровая и балансовая стоимость (если кадастровая не определена) которых составляет менее 100 млн рублей, а также объектов движимого имущества (за исключением акций и долей в уставных капиталах хозяйственных обществ).

Процесс приватизации осуществляется посредством продажи или безвозмездной передачи объектов государственной и муниципальной собственности в руки коллективов и частных лиц.

Земли особо охраняемых территорий и объектов: понятие, состав категории и правовой режим

В данной статье рассматривается понятие, состав, правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов.

Понятие категории земель особо охраняемых территорий и объектов

Определение 1

Земли особо охраняемых территорий – это земли, имеющие особенную природоохранную, научную, историко-культурную, эстетическую, рекреационную, оздоровительную и иную ценность, в полном объеме или частично изъятые из хозяйственного использования и оборота согласно постановлениям федеральных органов госвласти, органов власти субъектов России или решениям органов местного управления, для которых установлен особый правовой режим.

Данная категория земель возникла в связи с необходимостью охраны уникальных природных объектов и комплексов, правовое положение которых определяется в экологическом законодательстве.

Выделяют 3 направления охраны окружающей среды:

  • установление экологических требований для отдельных видов хозяйственной и другой деятельности;
  • закрепление правил охраны отдельных природных объектов (воды, леса и пр.);
  • придача особенного эколого-правового статуса охраняемым территориям.

Суть последнего направления состоит в установлении особенного порядка применения и охраны конкретной территории, тонкостей управления ею, финансирования и осуществления специальных экологических мероприятий. Особенный эколого-правовой режим охраны закрепляется при создании 2-х разновидностей территорий:

  • особо охраняемые природные территории (далее – ООПТ);
  • зоны экологического бедствия.

Замечание 1

По отношению к территориям с особенным эколого-правовым статусом в федеральном законе имеется пробел, так как предусмотренное статьей 57 Закона об охране окружающей среды законодательство касаемо зон экологического бедствия пока что отсутствует.

Определение 2

Цель установления особенных стимулов и ограничений по применению и охране данных территорий – это создание дополнительных гарантий достижения ключевой задачи в экологическом законодательстве (обеспечить благоприятное качество окружающей среды).

Иначе говоря, установление особенного эколого-правового режима является обязательным, если общие экологические требования (лимитирование, нормирование) не позволяют успешно разрешить вопрос о сохранении и восстановлении определенных природных объектов в хорошем состоянии.

Соответствующие стимулы и ограничения содержатся в федеральном и региональном законодательстве, а также законах касаемо экологической, земельной, водной и лесной отрасли, о культурном наследии и т.д. Конкретные меры в данном направлении принимаются также и на муниципальном уровне.

Рассматриваемая категория земель возникла из главного принципа земельного законодательства (статья 1 ЗК России), где провозглашается приоритет сохранения особенных ценных земель, земель особо охраняемых территорий и, в соответствии с которым, изменение целевого назначения ценных земель сельхозназначения, земель из лесного фонда, занимаемых защитными лесами, земель особо охраняемых природных территорий и объектов, земель, занимаемых объектами культурного наследия, иных особо ценных земель и земель, особо охраняемых территорий для остальных целей, ограничивается либо запрещается в законодательном порядке.

Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут!

Субкатегории земель особо охраняемых территорий и объектов

Понятие земель особо охраняемых территорий и объектов неоднородно и включает в себя несколько субкатегорий:

  • ООПТ (включая лечебные оздоровительные местности и курорты);
  • территории природного, рекреационного, исторического, культурного назначения;
  • другие земли, представляющие особую ценность (пункт 2 статьи 94 ЗК России).

Под последним пунктом подразумевается, что перечень не исчерпывающий.

А по этой причине в силу пункта 5 статьи 94 ЗК России Правительство России, органы исполнительной власти субъектов России, органы местного управления могут устанавливать другие разновидности земель особо охраняемых территорий (земли с охраняемыми береговыми линиями, природно-охраняемые ландшафты, биологические станции, микрозаповедники и пр.).

Правовой режим земель особо охраняемых территорий и объектов

В постановлении Правительства России от 26 декабря 2001-го г.

, посвященном особо охраняемым геологическим объектам с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением, устанавливается, что геологические объекты с научным, культурным, эстетическим, санитарно-оздоровительным и иным значением относятся к особо охраняемым геологическим объектам в порядке и на условиях, установленных законодательством об особо охраняемых природных территориях.

Помимо этого, во множестве субъектов России действуют региональные законы об ООПТ, воспроизводящие вышеназванные и вводящие дополнительные разновидности особо охраняемых территорий. Сюда относятся:

  • территории с охраняемым ландшафтом;
  • памятники ландшафтного искусства;
  • природно-охраняемые объекты городских комплексов (к примеру, городские леса, парки, зеленые зоны в населенных пунктах, памятники садового и паркового искусства и пр.);
  • природные резерваты;
  • геолого-охраняемые объекты;
  • лесные парки;
  • природные эко-тропы;
  • резервные территории;
  • зоны покоя и пр.

Земельные участки из этой категории земель могут изыматься или ограничиваться в гражданском обороте или находиться в свободном обороте при условии соблюдения общих требований, предусматриваемых земельным законодательством.

Вывод 1

Земли, признаваемые государственными природными заповедниками, изъяты из оборота, а земли природных парков, памятников, государственных природных заказников, дендрариев, ботанических садов и некоторые другие категории ООПТ в обороте ограничены.

Если учитывать, что ЗК России распространяет ограничения в обороте как раз на земельные участки в пределах ООПТ, то предположим, что земельные участки, к примеру, рекреационного либо исторического и культурного значения могут отчуждаться и передаваться одним лицом другому, за исключением случаев, указанных в законодательстве. Таким образом, не отчуждаются в частную собственность из государственной собственности земли, на которых находятся особо ценные объекты культурного наследия народов России, объекты, относящиеся к Списку Всемирного наследия, историко-культурные заповедники, объекты археологического наследия (статья 27 ЗК России).

Кроме того, названные объекты составляют только малую долю категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Согласно пункту 2 статьи 98 ЗК России, к землям рекреационного назначения относятся земельные участки с домами отдыха, пансионатами, кемпингами, объектами физической культуры и спорта, туристическими базами, стационарными и палаточными туристско-оздоровительными лагерями, домами рыболова и охотника, детскими туристическими станциями, детскими и спортивными лагерями, другими аналогичными объектами. ЗК России не изымает и не ограничивает эти земли в обороте, а также не противостоит приватизации земельных участков, к примеру, с кемпингами или домами отдыха.

Вывод 2

Аналогичный вывод можно сделать, проанализировав статью 99 ЗК России, которая регламентирует правовой режим земель с историко-культурным назначением.

Если находящиеся в составе данной субкатегории земли объектов культурного наследия российского народа (исторических и культурных памятников), включая объекты археологического наследия, ограничиваются в обороте, а земли, отведенные под военные и гражданские захоронения даже изъяты из оборота, тогда по отношению к третьей разновидности земель этой субкатегории (достопримечательные места, включая места бытования исторических промыслов, производства и ремесел) никаких ограничений и изъятий из оборота не предусматривается.

Если перевести внимание с анализа субкатегорий на анализ оборотоспособности конкретных земельных участков, то становится ясно, что могут отчуждаться по договорам купли-продажи, к примеру, земельные участки, в границах которых расположены природные памятники, но с соблюдением новыми собственниками режима ограничений/обременении по их хозяйственному применению, закрепленному в экологическом законодательстве.

Земли особо охраняемых территорий и объектов, находящихся в публичной собственности, могут состоять в любой категории ООПТ земельных участков, которые принадлежат на праве собственности гражданам и юрлицам (пункт 2 статьи 95 ЗК России).

Читайте также:  Западники и славянофилы (сравнительная таблица) - история России

Последнее возникает при экономии бюджетных средств на выкуп подобных земельных участков для муниципальных и гос. нужд.

Но собственники этих участков ограничены в собственных правомочиях, что обуславливается сохранением режима особой охраны данных территорий.

3. Субъекты прав на земли природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения

Учитывая особую ценность и особый правовой режим особо охраняемых земель, субъектами права указанных категорий земель выступают органы публичной власти, в частности, Правительство РФ, государственные исполнительные органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления. Физические и юридические лица не являются субъектами прав особо охраняемых земель.

В соответствии со ст.

94 ЗК РФ Правительство Российской Федерации, соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления могут устанавливать иные виды земель особо охраняемых территорий (земли, на которых находятся охраняемые береговые линии, охраняемые природные ландшафты, биологические станции, микрозаповедники, и другие).

Земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия Российской Федерации, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных настоящим Кодексом, федеральными законами.

4. Особенности порядка возникновения, осуществления и прекращения прав и обязанностей субъектов на земли природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения

В соответствии со ст.

95 ЗК РФ в целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности.

Земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Земельные участки в границах государственных заповедников и национальных парков не подлежат приватизации.

В отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков.

Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель.

  • На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:
  • 1) предоставление садоводческих и дачных участков;
  • 2) строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
  • 3) движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
  • 4) иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.
  • Территории природных парков располагаются на землях, предоставленных им в постоянное (бессрочное) пользование; допускается размещение природных парков на землях иных пользователей, а также собственников.
  • Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
  • Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно-санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со статьей 55 настоящего Кодекса. Использование земельных участков в границах второй и третьей зон санитарной (горно-санитарной) охраны ограничивается в соответствии с законодательством об особо охраняемых природных территориях (ч.3 ст.96).

Земельные участки, отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством.

На отдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектов культурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может быть запрещена любая хозяйственная деятельность.

В целях сохранения исторической, ландшафтной и градостроительной среды в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации устанавливаются зоны охраны объектов культурного наследия.

В пределах земель историко-культурного назначения за пределами земель населенных пунктов вводится особый правовой режим использования земель, запрещающий деятельность, несовместимую с основным назначением этих земель.

Использование земельных участков, не отнесенных к землям историко-культурного назначения и расположенных в указанных зонах охраны, определяется правилами землепользования и застройки в соответствии с требованиями охраны памятников истории и культуры (ст.99).

5. Особенности управления землями природоохранного, оздоровительного, историко-культурного назначения

Под государственным регулированием в области земельных отношений понимается организационно-правовое и экономическое воздействие государства на использование и охрану земельных ресурсов.

С переходом к рыночной экономике произошло коренное изменение форм и методов государственного регулирования использования и охраны земельных ресурсов — их содержания и соотношения.

Получили широкое применение экономические методы воздействия и в сфере земельных отношений, где раньше безраздельно господствовали административные методы.

Вместе с тем в условиях рыночной экономики и отмены государственной монополии на землю говорить о преимущественно экономических методах государственного регулирования данной сферы отношений и, тем более, о замене административных методов экономическими не приходится.

В силу специфики регулируемых отношений здесь, несмотря на широкое применение экономических методов, в том числе платы за землю, экономического стимулирования рационального использования земель, существенную роль играют административные методы.

Об этом, в частности, свидетельствует и принятие Федерального закона от 16 июля 1998 г. «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения» (с изменениями от 10 января 2003 г) Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 1998 г. N 29, ст. 3399. Российская газета, 21 июля 1998., определившего полномочия органов государственной власти Российской Федерации и ее субъектов в данной области.

Государственное регулирование использования и охраны земель осуществляют все ветви государственной власти — законодательная, исполнительная, судебная

6. Правовой режим ценных земель

К особо ценным землям относятся земли, в пределах которых имеются природные объекты и объекты культурного назначения, представляющие особую научную, историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты, культурные ландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологические образования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельности научно-исследовательских организаций) — ст.100 ЗК РФ.

Подобный вид земель не предусматривался в Земельном кодексе 1991г. и примыкает к землям историко-культурного назначения, предусмотренным в ст.99 ЗК РФ. Логика изложения и разъяснения ст.

100 «Особо ценные земли» ЗК РФ может соответствовать аналогичным конструкциям предыдущих статей ЗК РФ с перечислением объектов регулирования (ч.1), субъектов участников устанавливаемых правоотношений (ч.

2) и их обязанностей, особенностей режима использования и охраны и возможных ограничений (объективной и субъективной стороны).

Предстоит дальнейшее нормативно-правовое регулирование и конкретизация порядка объявления и использования особо ценных земель. Ранее подобное понятие носило обобщенный характер и использовалось для обозначения всех имеющих неординарный характер земель.

Представляется, что перемещение, изменение или уничтожение указанных в ст.

100 ЗК РФ объектов должно осуществляться с особого в каждом случае разрешения компетентного органа в зависимости от значения объекта, служащего основанием для объявления земель особо ценными.

Землеобладатели, получившие такое разрешение, обязаны за свой счет обеспечить соблюдение условий, предусмотренных в разрешении, а соответствующий государственный орган или орган местного самоуправления вправе проконтролировать их выполнение.

Мелиоративные, дорожные и иные работы, которые могут создавать угрозу упомянутым в ст.100 ЗК РФ объектам, должны, по-видимому, проводиться по согласованию с соответствующими органами и после осуществления мероприятий по сохранению этих объектов.

Землеобладатели в случае обнаружения в процессе работ археологических и других объектов, представляющих особую ценность, обязаны сообщать об этом государственным и муниципальным органам и приостанавливать дальнейшее ведение работ.

Уполномоченные государственные органы должны быть наделены правом приостанавливать строительные и иные работы в случаях возникновения в процессе этих работ опасности для представляющих особую ценность объектов. Работы надо возобновлять с разрешений этих органов после устранения возникшей опасности или допущенного нарушения правил их охраны.

Общие черты правового режима земель особо охраняемых территорий и объектов

В соответствии с п. 6 ст. 94 ЗК РФ земли особо охраняемых природных территорий, земли, занятые объектами культурного наследия РФ, используются для соответствующих целей. Использование этих земель для иных целей ограничивается или запрещается в случаях, установленных ЗК РФ, федеральными законами.

По общему правилу, установленному ст. 27 ЗК РФ, оборотоспособность земельных участков в составе земель особо охраняемых территорий ограничена.

Так, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками (за исключением случаев, предусмотренных ст. 95 ЗК РФ), изъяты из оборота. Соответственно, они не могут предоставляться в частную собственность, а также быть объектами сделок, предусмотренных гражданским законодательством.

Ограничены в обороте следующие земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности:

  • • в пределах особо охраняемых природных территорий (кроме заповедников и национальных парков);
  • • запятые особо ценными объектами культурного наследия народов РФ, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
  • • расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд (в том числе тех земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий).

Соответственно, земельные участки, отнесенные к землям, ограниченным в обороте, не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Исходя из смысла ст. 7 ЗК РФ, земли (или земельные участки) могут принадлежать только к одной из перечисленных в этой статье семи категорий.

Следовательно, земельные участки, занятые особо охраняемыми территориями и объектами в пределах границ населенных пунктов (например, городскими парками, курортами, памятниками природы), в соответствии с п. 2 ст.

83 ЗК РФ входят в состав земель населенных пунктов и не относятся к категории земель особо охраняемых территорий и объектов.

Правовой режим таких земельных участков устанавливается в процессе зонирования территорий населенных пунктов на основании ст. 85 ЗК РФ и ст. 35 ГрК РФ, определяется градостроительным регламентом (ст. 36 ГрК РФ).

В состав территориальных зон могут входить зоны особо охраняемых территорий.

В зоны особо охраняемых территорий могут включаться земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Читайте также:  Статья 26. Сроки исковой давности

Согласно преамбуле Федерального закона от 14.03.

1995 № ЗЗ-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» особо охраняемые природные территории – это участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений Федеральный закон от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ устанавливает следующие категории указанных территорий:

  • • государственные природные заповедники, в том числе биосферные;
  • • национальные парки;
  • • природные парки;
  • • государственные природные заказники;
  • • памятники природы;
  • • дендрологические парки и ботанические сады;
  • • лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Территории государственных природных заповедников и национальных парков относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.

Территории государственных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов могут быть отнесены либо к особо охраняемым природным территориям федерального значения, либо к особо охраняемым природным территориям регионального значения.

Природные парки являются особо охраняемыми территориями регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут быть особо охраняемыми природными территориями федерального, регионального или местного значения.

Правовой режим земель особо охраняемых природных территорий установлен ст. 95 ЗК РФ, а в ст. 96 ЗК РФ – правовой режим земель лечебно-оздоровительных местностей и курортов.

К землям особо охраняемых природных территорий относятся земли:

  • • государственных природных заповедников, в том числе биосферных;
  • • национальных парков;
  • • государственных природных заказников;
  • • памятников природы;
  • • природных парков;
  • • дендрологических парков;
  • • ботанических садов;
  • • лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • • территорий традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ.

Все особо охраняемые природные территории относятся к объектам общенационального достояния (преамбула Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ). Такие земли могут находиться в федеральной собственности, собственности субъектов РФ и в муниципальной собственности.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, допускается включение в земли особо охраняемых природных территорий земельных участков, принадлежащих гражданам и юридическим лицам на праве собственности.

Так, в отдельных случаях допускается наличие в границах национальных парков земельных участков иных пользователей, а также собственников, деятельность которых не оказывает негативное (вредное) воздействие на земли национальных парков и не нарушает режим использования земель государственных заповедников и национальных парков. Национальные парки имеют исключительное право приобретения указанных земель при их продаже собственниками.

  • Также допускается размещение природных парков на землях различных пользователей, а также собственников.
  • Объявление земель государственным природным заказником допускается как с изъятием, в том числе путем выкупа, так и без такого изъятия земельных участков у их собственников, землепользователей, землевладельцев.
  • Земельные участки, занятые природными комплексами и объектами, объявленными в установленном порядке памятниками природы, могут быть изъяты у собственников этих участков, землепользователей, землевладельцев.

По общему же правилу земли и земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование государственным учреждениям, обеспечивающим охранный режим соответствующих государственных заповедников, национальных парков, природных парков.

При этом следует иметь в виду, что эти учреждения имеют такие же названия, как и охраняемые ими территории, что создает некоторые трудности как в трактовке законодательства, гак и на практике.

Например, Федеральное государственное бюджетное учреждение «Государственный природный заповедник “Утриш”» обеспечивает сохранение и восстановление уникальных и типичных природных комплексов, расположенных на территории государственного природного заповедника «Утриш»[1]. Так, положение п. 6 ст.

95 ЗК РФ о том, что земли и земельные участки государственных заповедников, национальных парков находятся в федеральной собственности и предоставляются им в порядке, установленном законодательством РФ, – относится, безусловно, к государственным учреждениям, а не к территориям как таковым.

Что касается заказников, то часто их охрану, мероприятия по сохранению биологического разнообразия и пр.

на их территории осуществляют федеральные государственные бюджетные учреждения, осуществляющие аналогичные работы в государственных заповедниках и национальных парках (например, в государственном природном заказнике федерального значения «Земля Франца-Иосифа» – Федеральное государственное бюджетное учреждение «Национальный парк “Русская Арктика”»[2], в государственном природном заказнике федерального значения «Удыль» – Федеральное государственное учреждение «Государственный природный заповедник “Комсомольский”» Минприроды России[3]).

На землях государственных природных заповедников, национальных парков, природных парков, государственных природных заказников, памятников природы, дендрологических парков и ботанических садов, включающих в себя особо ценные экологические системы и объекты, для сохранения которых создавалась соответствующая особо охраняемая природная территория, запрещается деятельность, не связанная с сохранением и изучением природных комплексов и объектов и не предусмотренная федеральными законами и законами субъектов РФ. В пределах земель особо охраняемых природных территорий изменение целевого назначения земельных участков или прекращение прав на землю для нужд, противоречащих их целевому назначению, не допускается.

На землях особо охраняемых природных территорий федерального значения запрещаются:

  • • предоставление садоводческих и дачных участков;
  • • строительство автомобильных дорог, трубопроводов, линий электропередачи и других коммуникаций, а также строительство и эксплуатация промышленных, хозяйственных и жилых объектов, не связанных с разрешенной на особо охраняемых природных территориях деятельностью в соответствии с федеральными законами;
  • • движение и стоянка механических транспортных средств, не связанные с функционированием особо охраняемых природных территорий, прогон скота вне автомобильных дорог;
  • • иные виды деятельности, запрещенные федеральными законами.

Однако в составе земель особо охраняемых природных территорий могут быть специально выделены земельные участки частичного хозяйственного использования, на которых допускается ограниченная хозяйственная и рекреационная деятельность в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

Создание таких участков возможно в том числе и в заповедниках, при этом на них допускается только деятельность, которая направлена на обеспечение функционирования государственного природного заповедника и жизнедеятельности граждан, проживающих на его территории, и осуществляется в соответствии с утвержденным индивидуальным положением о данном государственном природном заповеднике (п. 4 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ). В то же время в государственных природных заповедниках могут выделяться участки, на которых исключается всякое вмешательство человека в природные процессы (п. 3 ст. 9 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ).

Особенности правового режима такого вида особо охраняемых природных территорий как лечебно-оздоровительные местности и курорты устанавливаются ст. 96 ЗК РФ.

Основное целевое назначение этого вида земель – лечение и отдых граждан. В состав этих земель включаются земли, обладающие природными лечебными ресурсами, которые используются или могут использоваться для профилактики и лечения заболеваний человека.

Как отмечает О. И. Крассов, одна из «отличительных особенностей правового режима земель особо охраняемых природных территорий заключается в том, что он распространяется на смежные с этими территориями земли»[4]. В соответствии с п. 4 ст.

95 ЗК РФ в целях защиты земель особо охраняемых природных территорий от неблагоприятных антропогенных воздействий на прилегающих к ним земельных участках могут создаваться охранные зоны или округа с регулируемым режимом хозяйственной деятельности.

В границах этих зон запрещается деятельность, оказывающая негативное (вредное) воздействие на природные комплексы особо охраняемых природных территорий. Границы охранных зон должны быть обозначены специальными информационными знаками.

Земельные участки в границах охранных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима[5].

Так, например, в соответствии со ст. 96 ЗК РФ и ст. 16 Федерального закона от 23.02.

1995 № 26-ФЗ «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах» охрана природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов и их земель осуществляется посредством установления округов санитарной (горно-санитарной) охраны. В составе округа санитарной (горно-санитарной) охраны выделяется до трех зон.

  1. На территории первой зоны запрещаются проживание и все виды хозяйственной деятельности, за исключением работ, связанных с исследованиями и использованием природных лечебных ресурсов в лечебных и оздоровительных целях при условии применения экологически чистых и рациональных технологий.
  2. На территории второй зоны запрещаются размещение объектов и сооружений, не связанных непосредственно с созданием и развитием сферы курортного лечения и отдыха, а также проведение работ, загрязняющих окружающую среду, природные лечебные ресурсы и приводящих к их истощению.
  3. На территории третьей зоны вводятся ограничения на размещение промышленных и сельскохозяйственных организаций и сооружений, а также на осуществление хозяйственной деятельности, сопровождающейся загрязнением окружающей среды, природных лечебных ресурсов и их истощением.

Земельные участки в границах санитарных зон у собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков не изымаются и не выкупаются, за исключением случаев, если в соответствии с установленным санитарным режимом предусматривается полное изъятие этих земельных участков из оборота (первая зона санитарной (горно- санитарной) охраны лечебно-оздоровительных местностей и курортов). Земельные участки, находящиеся в частной собственности, подлежат выкупу у их собственников в соответствии со ст. 55 ЗК РФ.

В целях создания новых и расширения существующих земель особо охраняемых природных территорий органы государственной власти субъектов РФ вправе принимать решения о резервировании земель, которые предполагается объявить землями особо охраняемых природных территорий, с последующим изъятием таких земель, в том числе путем выкупа, и об ограничении на них хозяйственной деятельности[6].

В соответствии с п. 5–7 ст. 36 ГрК РФ для земель особо охраняемых природных территорий (за исключением земель лечебнооздоровительных местностей и курортов) не устанавливаются градостроительные регламенты.

Применительно к территориям исторических поселений, достопримечательных мест, землям лечебно-оздоровительных местностей и курортов градостроительные регламенты устанавливаются в соответствии с законодательством РФ.

Использование земельных участков, для которых градостроительные регламенты не устанавливаются, определяется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами.

Границы и особенности режима охраны земель особо охраняемых природных территорий и объектов учитываются при разработке планов экономического и социального развития, подготовке документов территориального планирования, лесохозяйственных регламентов и проектов освоения лесов, проведении лесоустройства и инвентаризации земель.

В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14.03.1995 № ЗЗ-ФЗ ведется государственный кадастр особо охраняемых природных территорий[7], который включает в себя сведения о статусе этих территорий, об их географическом положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Государственный кадастр особо охраняемых природных территорий ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Ссылка на основную публикацию