С 1 января 2019 года вступил в силу закон об ответственном обращении с животными, принятия которого в России ждали 8 лет. Новый закон предусматривает меры по защите животных от жестокого обращения и обеспечению безопасности граждан при взаимодействии с ними.
Он фактически запрещает организацию контактных зоопарков, а также опыты над животными и содержание дома диких животных.
О том, какие требования к содержанию домашних и бездомных животных вступили в силу, как должен осуществляться отлов последних и их помещение в приют и других положениях закона, читайте в материале портала mosreg.ru.
- Что делать, если в муниципалитете Подмосковья объявлен карантин по бешенству>>
- Какие положения вступят в силу в 2020 году
Источник: РИАМО
- Федеральный закон о защите животных вступил в силу с момента его опубликования — 29 декабря 2018 года. Кроме отдельных частей, которые вступают в силу с 1 января 2020 года:
- — часть 6 статьи 13 о запрете на выгул потенциально опасных собак,
- — статья 15 о требованиях к использованию животных в культурно-зрелищных целях;
- — статья 16 о приютах для животных;
- — статья 18, которая касается организации мероприятий по обращению с животными без владельцев;
- — статьи 19-20 о государственном надзоре и общественном контроле в области обращения с животными;
- — статья 22 о конфискации диких животных в условиях неволи.
- За нарушение требований закона владельцы животных и иные лица несут административную, уголовную и иную ответственность в установленном порядке.
- Осенне-зимний запрет на рыбалку в Подмосковье. Инфографика>>
- Жестокое обращение с животными
Источник: Фотобанк Московской области, Ирина Артемова
В соответствии с требованиями нового закона относиться к животным нужно как к «существам, способным испытывать эмоции и физические страдания».
- При обращении с животными не допускаются:
- — проведение на животных без применения обезболивающих лекарств ветеринарных процедур, которые могут вызвать у животных непереносимую боль;
- — натравливание животных (кроме служебных животных) на других животных;
- — отказ владельцев животных от исполнения ими обязанностей по содержанию животных до их определения в приюты для животных;
- — торговля животными в местах, специально не отведенных для этого;
- — организация и проведение зрелищных мероприятий, влекущих за собой нанесение травм и увечий животным, умерщвление животных.
- Также вводится запрет на производство, показ и распространение аудио-, фото- и видеоматериалов с демонстрацией жестокого обращения с животными везде, в том числе в Интернете.
- Что делать при укусе гадюки. Инфографика>>
- Потенциально опасные животные
Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник
В законе содержится понятие потенциально опасных собак — «определенных пород, их гибриды и иные собаки, представляющие потенциальную опасность для жизни и здоровья человека». Окончательный их список будет утвержден федеральным правительством.
Выгул потенциально опасной собаки без намордника и поводка запрещается. Если такая собака содержится на огороженной территории собственника, об должна быть сделана предупреждающая надпись при входе.
Предусматривается, что животные, включенные в перечень запрещенных для содержания животных и приобретенные до 1 января 2020 года, могут находиться на содержании их владельцев до наступления их естественной смерти.
- Как оформить охотничий билет в Московской области>>
- Уход за домашними животными
Источник: Фотобанк Московской области, Татьяна Коробейник
Владельцы должны добросовестно ухаживать за животными и своевременное оказывать им ветеринарную помощь. Также владельцы питомцев должны контролировать передвижение животных при пересечении проезжей части дорог, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, а также во дворах таких домов, на детских и спортивных площадках.
По новому закону владельцы домашних животных должны убирать за ними продукты жизнедеятельности на территориях общего пользования. Кроме того, запрещено выгуливать питомца вне мест, разрешенных органом местного самоуправления.
- Площадки для выгула собак в Подмосковье. Инфографика>>
- Приюты для бездомных животных
Источник: Фотобанк Московской области, Владислав Башкиров
Закон категорически запрещает убийство животных под любым предлогоми предусматривает создание специальных приютов. Кроме того, запрещены бои с участием животных, установлен запрет на избавление от животных без передачи их новому владельцу или помещения в приют.
Закон содержит требования к приютам для животных – они могут быть государственными, муниципальными и частными. Владельцами частных приютов могут быть индивидуальные предприниматели или юридические лица.
Приюты не позднее чем в течение трех дней со дня поступления животного обязаны размещать в Интернете информацию о нем, а также вести учет поступления и выбытия животных.
В приютах животные могут содержаться до естественной смерти либо возврата таких животных на прежние места обитания или передачи таких животных новым владельцам. Животных запрещено передавать для использования в лабораторных целях, а при необходимости усыпления питомца сама эта процедура может проводиться лишь ветеринаром гуманными методами, гарантирующими быструю и безболезненную смерть.
- Животные, имеющие на ошейниках или иных предметах сведения об их владельцах, передаются владельцам.
- Лимит добычи охотничьих ресурсов в Подмосковье в 2018–2019 году. Инфографика>>
- Отлов животных
Источник: Фотобанк Московской области, Владислав Башкиров
- Не подлежат отлову животные, имеющие ошейник и контакты хозяина, а также животные без владельцев, имеющие неснимаемые или несмываемые метки, за исключением агрессивных.
- При этом собственники объектов обязаны сообщать о нахождении на их территории животных без владельцев, не имеющих неснимаемых и несмываемых меток, а также обеспечивать доступ на указанные объекты представителям организации отлова.
- Экотуризм в Приокско-Террасном заповеднике: как попасть в гости к лешему и «усыновить» зубра>>
- Запрет на содержание диких животных в квартирах
Источник: РИАМО, Александр Манзюк
Специалисты отмечают, что некоторые положения нового закона нуждаются в доработке. Например, правительством пока не утвержден список диких животных, которых полностью запретят содержать в квартирах.
Исключением станет использование таких животных в зоопарках, цирках, дельфинариях и океанариумах, а также в качестве служебных.Запрет будет распространяться на животных, приобретенных владельцами после 1 января 2020 года.
Закон также легализует существование центров, где животные содержатся в полувольной или искусственно воссозданной среде обитания, подразумевающей их дальнейший выпуск на волю.
- Как получить разрешение на разведение охотничьих ресурсов в Подмосковье>>
- Лицензирование деятельности цирков и зоопарков
Источник: Фотобанк Московской области, Сергей Гордеев
- Закон запрещает использовать животных в культурно-зрелищных целях, когда возможен физический контакт посетителей с животными.
- Нельзя содержать животных в торговых центрах, барах, кафе и ресторанах и кормить хищников другими живыми существами в публичных местах.
- До наступления 2022 года все российские цирки, зоопарки, дельфинарии и океанариумы должны будут получить лицензию на осуществление своей деятельности.
- Передержка домашних животных в Подмосковье: где оставить питомца и сколько это стоит>>
Понятие и виды права пользования животным миром
Тема 21. Правовое регулирование использования и охраны животного мира
Животный мир как объект правовой охраны
Животный мир — один из компонентов природной среды, естественных экологических систем, активно влияющий на состояние и качество их отдельных элементов: земель, лесов, вод и т. д., а также окружающей среды в целом.
Охрана и рациональное использование животного мира, составляющего достояние народов РФ, представляют собой важную государственную задачу, выполнение которой направлено на удовлетворение экономических, экологических и духовных потребностей общества (ст. 1 Федерального Закона «О животном мире»).
Указанная задача реализуется через целый комплекс специальных мер по сохранению животного мира, важное место среди которых занимает его правовое регулирование.
Предметом этого регулирования являются общественные отношения в области охраны и рационального использования животного мира, а также связанные с ними отношения в сфере сохранения и восстановления среды его обитания в целях обеспечения биологического разнообразия, устойчивого существования и использования животного мира, сохранения генетического фонда диких животных как неотъемлемого элемента природной среды.
Базовый нормативный акт в системе законодательства о животном мире — кодифицированный Федеральный Закон «О животном мире» 1995 г. Его положения развиваются и конкретизируются в нормах подзаконных актов, основную массу которых составляют Постановления Правительства РФ, регулирующие отдельные вопросы правового режима животного мира.
Животный мир как объект правового регулирования представляет собой совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию страны и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ (ст. 1 ФЗ «О животном мире»).
Под животными понимаются все организмы животного происхождения: звери, птицы, рыбы, пресмыкающиеся, земноводные, насекомые и др. К природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ относятся все виды рыб, моллюсков, морских млекопитающих, ракообразных, а также живые организмы «сидячих» видов морского дна и его недр и другие водные биологические ресурсы.
Понятие и виды права пользования животным миром
Право пользования животным миром — это система правовых норм, которые регламентируют порядок предоставления и условия использования объектов животного мира, права и обязанности пользователей животным миром. Право пользования животным миром для конкретных субъектов означает совокупность возникающих у них прав и обязанностей по отношению к предоставленным им в пользование объектам животного мира.
Субъектами права пользования животным миром являются юридические лица и граждане, в том числе и иностранных государств (ст. 33,36 Закона о животном мире, ст. 11 Федерального закона «О континентальном шельфе РФ», ст. 9 Федерального закона «Об исключительной экономической зоне РФ»).
Объектами права пользования животным миром являются объекты животного мира — организмы животного происхождения (дикие животные) или их популяции.
Право пользования животным миром можно классифицировать на отдельные виды по срокам, целям и способам пользования.
Оно может быть долгосрочным (в случае предоставления юридическим лицам) или краткосрочным (при предоставлении гражданам). Законом о животном мире не определяются конкретные сроки пользования или их предельные размеры.
Пользование животным миром может осуществляться двумя способами — с изъятием или без изъятия объектов животного мира из среды их обитания.
По целевому назначению выделяются следующие виды пользования животным миром (ст. 34 Закона о животном мире):
— охота;
— рыболовство, включая добычу водных беспозвоночных и морских млекопитающих;
— добыча объектов животного мира, не отнесенных к объектам охоты и рыболовства. Этот вид пользования связан с изъятием животных из естественной среды их обитания (например, для научных экспериментов, зоологических коллекций, получения лекарственного сырья и др.) и допускается только по разрешениям компетентных органов (ст. 43 Закона о животном мире);
— извлечение полезных свойств жизнедеятельности объектов животного мира — почвообразователей, естественных санитаров окружающей природной среды, опылителей растений, биофильтраторов и др.
Осуществляется в естественных условиях без изъятия животных из природной среды, а пользователями в таких случаях выступают сельскохозяйственные, лесохозяйственные организации, граждане — владельцы личных подсобных хозяйств, садовых участков и др. (ст. 45 Закона о животном мире);
— изучение, исследование и иное использование животного мира в научных, культурно-просветительских, рекреационных, эстетических целях.
Возможно без изъятия животных из среды их обитания (путем различных форм наблюдения, мечения, фотографирования и других методов исследования) или с изъятием объектов животного мира из природной среды.
В первом случае оно допускается без разрешения компетентных органов и бесплатно, во втором — по разрешениям бесплатно или за определенную плату (ст. 44 Закона о животном мире);
— получение продуктов жизнедеятельности объектов животного мира (меда, пантов и т. д.). Допускается без изъятия животных из природной среды и их уничтожения, а также без нарушения среды их обитания (ст. 46 Закона о животном мире).
Основаниями возникновения права пользования животным миром являются юридические факты, главное место среди которых занимает лицензия — разрешение специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира.
Юридическим лицам объекты животного мира предоставляются в долгосрочное пользование на основании долгосрочной лицензии, которую выдает указанный государственный орган по решению Правительства РФ (в отношении объектов животного мира, находящихся в федеральной собственности) или органа исполнительной власти субъекта РФ.
Гражданам животный мир предоставляется в краткосрочное пользование на основании именной разовой лицензии. Она выдается специально уполномоченным государственным органом по охране, контролю и регулированию использования животного мира по их заявке или пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
- Право пользования животным миром является платным. Система платежей включает в себя:
- — плату за пользование животным миром;
- — штрафы за сверхлимитное и нерациональное пользование животным миром.
Пользователь осуществляет правомочия владения и пользования объектами животного мира на условиях и в пределах, установленных законом, лицензией и договором (для юридических лиц).
Он не вправе распоряжаться объектами животного мира, если иное не предусмотрено Законом о животном мире (ст. 33).
Распоряжение осуществляется на основе так называемой распорядительной лицензии, которая представляет собой специальное разрешение, предоставляющее право определенным в нем лицам в установленном порядке распоряжаться объектами животного мира.
Правомочия владения и пользования проявляются через права и обязанности пользователя животным миром, которые составляют содержание рассматриваемого права. Их конкретный перечень зависит от видов и субъектов пользования.
- Пользователи животным миром имеют право (ст. 40 Закона о животном мире):
- — пользоваться предоставленными им объектами животного мира;
- — пользоваться без разрешения объектами животного мира, приобретенными для расселения на закрепленной территории в установленном порядке, если эти объекты содержатся в полу-вольных условиях;
- — собственности на добытые объекты животного мира и на продукцию, полученную от них;
- — выдавать гражданам именные разовые лицензии на использование объектов животного мира в пределах установленных норм, квот и лимитов;
- — заключать договоры с юридическими лицами и гражданами на использование ими объектов животного мира с одновременной выдачей именных разовых лицензий;
- — вести подсобное хозяйство, включая переработку продукции, полученной в процессе осуществления разрешенных видов пользования животным миром, и производить изделия из объектов животного мира, а также реализовывать произведенную продукцию и изделия;
- — на предоставленных в пользование территориях получать земельные участки в производственных и иных целях и возводить на них постоянные или временные постройки, сооружения и дороги, необходимые для осуществления деятельности, связанной с пользованием животным миром;
- — предъявлять иски за ущерб, причиненный им неправомерными действиями юридических лиц и граждан, повлекшими за собой гибель животных, ухудшение среды их обитания, нарушением законных прав, связанных с пользованием животным миром;
- — оказывать воздействие на среду обитания животного мира, улучшающее состояние объектов животного мира по согласованию с владельцами (пользователями) земель, лесного фонда и органами по охране животного мира.
- Пользователи животным миром обязаны:
- — осуществлять только указанные в лицензии виды пользования животным миром;
- — соблюдать установленные правила, нормы и сроки пользования животным миром;
- — применять при пользовании животным миром способы, не нарушающие целостности естественных сообществ;
- — не допускать разрушения или ухудшения среды обитания животного мира;
- — осуществлять учет и оценку состояния используемых объектов животного мира, а также оценку состояния среды их обитания;
- — проводить необходимые мероприятия, обеспечивающие воспроизводство объектов животного мира;
- — оказывать помощь государственным органам в осуществлении охраны животного мира;
- — обеспечивать охрану и воспроизводство объектов животного мира, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения;
- — применять при пользовании животным миром гуманные способы.
- Основаниями прекращения права пользования животным миром являются юридические факты, перечисленные в ст. 47 Закона о животном мире:
- — отказ от пользования;
- — нарушения законодательства об охране окружающей природной среды и условий пользования животным миром, оговоренных в лицензии на пользование животным миром;
- — возникновение необходимости в изъятии из пользования объектов животного мира в целях их охраны;
- — использование территории, акватории для государственных нужд, исключающих пользование животным миром;
- — ликвидация предприятия, организации, учреждения-пользователей животным миром.
- Право пользования животным миром прекращается путем аннулирования соответствующими органами лицензии на пользование объектами животного мира.
Лицензионно-договорные основы права пользования объектами животного мира
Особенности лицензирования пользования животным миром и развития договорных отношений в данной сфере предусмотрены Федеральными законами «О животном мире», «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов», «О континентальном шельфе Российской Федерации», некоторыми другими актами.
Правом пользования животным миром в Российской Федерации могут обладать граждане и юридические лица, в том числе иностранные, а также лица без гражданства.
Юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями пользование животным миром осуществляется на основании лицензии в течение срока, указанного в лицензии по соглашению сторон и зависящего от вида пользования животным миром в границах определенной территории и акватории.
Пользование животным миром осуществляется гражданами на основании именных разовых лицензий на добычу определенного количества объектов животного мира в определенном месте или на конкретный срок (ст. 35 ФЗ «О животном мире»).
Однако приоритет в предоставлении животного мира в пользование на конкретной территории или акватории отдается российским юридическим лицам и гражданам РФ: — ранее осуществлявшим в установленном порядке отдельные виды пользования животным миром на данной территории или акватории; — собственникам земель, землевладельцам и владельцам лесного фонда, располагающим соответствующими средствами и специалистами. Долгосрочную лицензию на пользование животным миром выдает специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания на основании решений высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ (ст. 36 ФЗ «О животном мире»). Для получения долгосрочной лицензии на пользование животным миром заинтересованное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель подает в высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ заявку (ст. 37). В заявке указываются: — сведения о заявителе; — вид пользования животным миром; — перечень объектов животного мира; — границы и площадь территорий, необходимых для пользования заявленными для использования объектами животного мира; — предполагаемый срок пользования животным миром. Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ на основании заключения соответствующего специально уполномоченного государственного органа субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания принимает решение о предоставлении заявленной территории или акватории, необходимых для осуществления пользования животным миром. Принятию решения предшествует согласование с собственниками земель, землевладельцами, владельцами лесного фонда на указанной территории, с уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти условия предоставления этой территории или акватории за плату или бесплатно в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъекта РФ. Результаты согласования вносятся в долгосрочную лицензию на пользование животным миром. На основании согласования специально уполномоченный государственный орган субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания и пользователь животным миром заключают договор о предоставлении в пользование территории или акватории, необходимых для пользования животным миром, в соответствии с гражданским, земельным, водным и лесным законодательством. При наличии нескольких равных по приоритету претендентов на одну и ту же территорию или акваторию животный мир предоставляется в пользование на основании конкурса с соблюдением антимонопольных требований. Конкурс организуют и проводят специально уполномоченные государственные органы субъекта РФ по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания. Долгосрочная лицензия на пользование животным миром в зависимости от вида пользования должна содержать: — сведения о пользователе животным миром; — разрешенные виды пользования животным миром; — перечень объектов животного мира, передаваемых в пользование; — границы и площадь территории, акватории, необходимой для пользования животным миром; — срок действия лицензии; — условия пользования животным миром, а также территориями, акваториями, необходимыми для пользования животным миром. Именные разовые лицензии на использование объектов животного мира выдаются гражданам соответствующим специально уполномоченным органом по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания по заявкам граждан в соответствии с установленным порядком, а также пользователями животным миром в пределах установленных им лимитов.
Для регулирования права пользования водными биоресурсами Федеральный закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» использует такие инструменты, как разрешение на добычу (вылов) водных биоресурсов и договор пользования рыбопромысловым участком (глава 4).
21 Лицензирование и договор как правовые инструменты регулирования природопользования и охраны окружающей среды
В формируемом праве окружающей среды России очевидна тенденция развития лицензионно-договорных основ регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Лицензия и договор в данной сфере приобретают большое юридическое значение.
Получение лицензии и заключение договора создают основание для приобретения права природопользования и осуществления ряда видов деятельности, связанных с охраной окружающей среды. Закон запрещает осуществление экологически значимой деятельности без лицензии (иногда наряду с договором), если для ее ведения она требуется.
Проведение такой деятельности без надлежаще оформленных документов является основанием для применения к виновному лицу мер юридической ответственности.
- Значение лицензирования и договорной практики определяется также другими их функциями в механизме регулирования природопользования и охраны окружающей среды. К таким функциям относятся:
- а) информационная, в рамках которой собирается, накапливается и распространяется информация о масштабах, видах и пределах экологически значимой деятельности, о состоянии окружающей среды в месте ее осуществления, мерах по охране окружающей среды и рациональному природопользованию и др.;
- б) превентивная – с учетом данных о масштабах и видах экологически значимой деятельности посредством установления в лицензии и договоре пределов использования природных ресурсов, химических, физических и биологических воздействий на природу, других экологически значимых условий осуществления такой деятельности достигается предупреждение экологического вреда;
- в) контрольная, которая выражается в том, что, выдавая лицензию и заключая договор, уполномоченные государственные органы осуществляют превентивный контроль за соблюдением природопользователем-лицензиатом требований законодательства об окружающей среде;
- г) гаранта реализации прав граждан и юридических лиц в области природопользования и охраны окружающей среды.
- Хотя лицензирование и заключение договора касаются иногда одних и тех же общественных отношений, они являются правовыми инструментами реализации разных методов в праве окружающей среды – административно-правового и гражданско-правового.
Наряду с экологическим нормированием и государственной экологической экспертизой, экологической сертификацией и экологическим контролем, лицензирование является одним из основных и потенциально эффективных инструментов реализации административных методов управления природопользованием и охраной окружающей среды. Одновременно лицензирование может рассматриваться в системе экологического права как правовая мера обеспечения рационального природопользования и охраны окружающей среды, комплексный правовой институт и как функция государственного управления в данной сфере.
Хозяйственная и иная деятельность, связанная с использованием природных ресурсов и оказывающая или могущая оказывать вредное воздействие на состояние окружающей среды, допускается, как правило, на основании специальных лицензий. Виды деятельности, требующие лицензии для ее осуществления, как и форма лицензии, определяются законами.
Традиционными видами такой деятельности являются все виды специального природопользования, включая, к примеру, пользование недрами, рубку леса, забор воды для промышленных целей, выброс загрязняющих веществ в атмосферу, сброс сточных вод и т.п. Правовой институт экологического лицензирования получает в России все более широкое развитие.
В соответствии с экологическим законодательством используются различные формы документов, выполняющих функции лицензии. Наряду с собственно лицензиями (на право пользования недрами, комплексное природопользование, пользование лесным фондом и др.
), применяются разрешения (на выброс и сброс вредных веществ, захоронение отходов), лесорубочный билет (ордер), лесной билет.
Несмотря на многообразие форм документов, применяемых в данной сфере, в силу выполнения ими одинаковой функции все они охватываются понятием «лицензирование».
В отличие от лицензии, договор как инструмент регулирования природопользования и охраны окружающей среды получает развитие в России лишь в условиях рынка. При этом договор реализует гражданско-правовой метод регулирования.
Стороны договорных отношений автономны и административно независимы друг от друга.
Их взаимные права и обязанности определяются не произвольно по усмотрению сторон, а вытекают из положений законодательства об окружающей среде и строго в рамках компетенции соответствующего органа исполнительной власти.
Договор в сфере взаимодействия общества и природы является средством правового регулирования отношений как наряду с лицензией, так и самостоятельно, устанавливая соответствующие права (на аренду земли, на пользование водными ресурсами и др.).
Регулируя одни и те же отношения по установлению права пользования природными ресурсами, лицензия и договор служат средствами выражения и защиты общественных и государственных, федеральных и региональных экологических интересов.
Это проявляется в том, что лицензии на природопользование выдают федеральные специально уполномоченные органы управления в области использования и охраны природных ресурсов (к примеру, Министерство природных ресурсов РФ, Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ), а договоры на пользование теми же ресурсами заключаются с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Выдача лицензии уполномоченным федеральным органом и заключение договора на природопользование с органом исполнительной власти субъекта РФ является реализацией положения Конституции РФ относительно того, что природопользование и охрана окружающей среды являются предметом совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.
Так как природные ресурсы, предоставляемые в специальное природопользование на основе лицензий и договоров, находятся в государственной собственности, то получается, что полномочия по распоряжению государственной собственностью реализуются одновременно двумя видами органов – специальной и общей компетенции, представляющих национальные и региональные интересы.
С учетом общественного интереса в обеспечении охраны окружающей среды при предоставлении природных ресурсов в пользование важно, что в этой деятельности участвуют органы Государственного комитета по охране окружающей среды РФ посредством проведения государственной экологической экспертизы материалов экологического обоснования лицензий на природопользование.