Статья 14. Права и обязанности зарегистрированного (застрахованного) лица

  1. Бесплатное оказание им медицинской помощи медицинскими организациями при наступлении страхового случая:
    • на всей территории Российской Федерации в объеме, установленном базовой программой обязательного медицинского страхования;
    • на территории субъекта Российской Федерации, в котором выдан полис обязательного медицинского страхования, в объеме, установленном территориальной программой обязательного медицинского страхования.
  2. Выбор страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования.
  3. Замену страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин, один раз в течение календарного года не позднее 1 ноября либо чаще в случае изменения места жительства или прекращения действия договора о финансовом обеспечении обязательного медицинского страхования в порядке, установленном правилами обязательного медицинского страхования, путем подачи заявления во вновь выбранную страховую медицинскую организацию.
  4. Выбор медицинской организации из медицинских организаций, участвующих в реализации территориальной программы обязательного медицинского страхования в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  5. Выбор врача путем подачи заявления лично или через своего представителя на имя руководителя медицинской организации в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  6. Получение от территориального фонда, страховой медицинской организации и медицинских организаций достоверной информации о видах, качестве и об условиях предоставления медицинской помощи.
  7. Защиту персональных данных, необходимых для ведения персонифицированного учета в сфере обязательного медицинского страхования.
  8. Возмещение страховой медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации предоставления медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  9. Возмещение медицинской организацией ущерба, причиненного в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением ею обязанностей по организации и оказанию медицинской помощи, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  10. Защиту прав и законных интересов в сфере обязательного медицинского страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона застрахованные лица имеют право на выбор или замену страховой медицинской организации путем подачи заявления в порядке, установленном настоящей главой.

Выбор или замена страховой медицинской организации в соответствии с частью 4 статьи 16 Федерального закона, осуществляется застрахованным лицом достигшим совершеннолетия, либо приобретшим дееспособность в полном объеме до достижения совершеннолетия (для ребенка до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия — одним из его родителей или другими законными представителями), путем подачи заявления в страховую медицинскую организацию из числа включенных в реестр страховых медицинских организаций или иные организации, уполномоченные субъектом Российской Федерации (далее — иные организации), при условии, что между страховой медицинской организацией и иной организацией заключен договор на оказание данных услуг.

Обязательное медицинское страхование детей со дня рождения и до реализации в отношении ребенка права выбора страховой медицинской организации, но не позднее истечения тридцати дней со дня государственной регистрации рождения, осуществляется страховой медицинской организацией, в которой застрахованы их матери или другие законные представители.

По истечении тридцати дней со дня государственной регистрации рождения ребенка и до достижения им совершеннолетия либо до приобретения им дееспособности в полном объеме обязательное медицинское страхование осуществляется страховой медицинской организацией, выбранной одним из его родителей или другим законным представителем (далее — законные представители).

Порядок подачи заявления о выборе страховой медицинской организации и получения полиса ОМС Вы можете узнать на странице «Порядок получения полиса».

Право на выбор медицинской организации и врача. Как реализовать?

При оказании гражданину медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи он имеет право на выбор медицинской организации в Порядке, утвержденном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и на выбор врача с учетом согласия врача.

 Особенности выбора медицинской организации гражданами, проживающими в закрытых административно-территориальных образованиях, на территориях с опасными для здоровья человека физическими, химическими и биологическими факторами, включенных в соответствующий перечень, а также работниками организаций, включенных в перечень организаций отдельных отраслей промышленности с особо опасными условиями труда, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Застрахованные лица обязаны:

  1. Предъявить полис обязательного медицинского страхования при обращении за медицинской помощью, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
  2. Подать в страховую медицинскую организацию лично или через своего представителя заявление о выборе страховой медицинской организации в соответствии с правилами обязательного медицинского страхования.

  3. Уведомить страховую медицинскую организацию об изменении фамилии, имени, отчества, места жительства а также любых данных документа удостоверяющего личность в течение одного месяца со дня, когда эти изменения произошли.

  4. Осуществить выбор страховой медицинской организации по новому месту жительства в течение одного месяца в случае изменения места жительства и отсутствия страховой медицинской организации, в которой ранее был застрахован гражданин.

  5. В случае призыва (поступления) на военную службу или приравненную к ней службу сдать полис обязательного медицинского страхования или сообщить о его утрате путем подачи соответствующего заявления в любую страховую медицинскую организацию или любой территориальный фонд лично или через своего представителя.

Основные виды нарушений прав застрахованных:

  • отказ в оказании медицинской помощи в объеме программы ОМС; 
  • отказ в оказании экстренной медицинской помощи при отсутствии полиса ОМС; 
  • несоблюдение сроков предоставления плановой медицинской помощи; 
  • предоставление медицинской помощи ненадлежащего качества; 
  • незаконное взимание оплаты за оказание медицинской помощи по программе ОМС, выдачу направлений на лечение и рецептов; 
  • предложение купить или оплатить лекарства, необходимые для вашего лечения в стационаре и назначенные лечащим врачом. 

При нарушении ваших прав на получение бесплатной и качественной медицинской помощи по программе ОМС обратитесь в АО «МАКС-М».

Проблемы правового статуса застрахованных лиц

В соответствии с п. 1 ст. 931 ГК РФ по договору страхования риска ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, может быть застрахован риск ответственности самого страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.

Хотя последний в законе застрахованным лицом прямо не назван, тем не менее, и сам закон косвенно распространяет на них это наименование, а именно через название ст. 955 Кодекса «Замена застрахованного лица», в п. 1 которой урегулирован порядок замены таких субъектов страхового правоотношения.

В стандартных правилах и договорах страхования деликтной ответственности указанные лица давно именуются застрахованными лицами.

Согласно п. 1 ст.

934 ГК РФ по договору личного страхования страховщик обязуется за обусловленную договором страховую премию, уплачиваемую страхователем, выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором страховую сумму в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).

Фигура застрахованного лица сегодня может быть также в договорах страхования финансовых рисков, если страхуется такой риск не страхователя, а иного лица.

Застрахованные лица в имущественном страховании в отличие от сферы личного страхования никаких прав вообще не имеют. В личном страховании застрахованное лицо вправе согласовывать иного выгодоприобретателя, а также соглашаться или нет на его замену.

Совершенно очевидно, что застрахованное лицо в договорах личного страхования или его деятельность в договорах страхования гражданской ответственности, финансового риска представляют собой каузу (материальное основание) соответствующей страховой сделки.

Например, договоров коллективного страхования без застрахованных лиц вообще быть не может. Если страхуется риск, либо жизнь или здоровье и страхователя, и застрахованного лица, то конфигурация такой страховой сделки существенно отличается от сделки, в которой застрахованного лица нет.

При этом само застрахованное лицо нынешним законодательством фактически низведено до положения «вещи», т.к., будучи основой страховых отношений, не обладает никакими правами в их рамках.

Право согласования иного выгодоприобретателя это мера предосторожности от страхового мошенничества (причем, на мой взгляд, недостаточная), но не более того.

Правовая и социальная значимость проблемы

Сама по себе ситуация, когда человек (сразу хочу попросить прощения за это не очень  политкорректное словосочетание, но, как говорится слово из песни не выкинешь) используется другими лицами для совершения гражданско-правовой сделки, но при этом его подчас даже не ставят в известность о том, что он или его имущественный интерес застрахован, представляется явно ненормальной. 

Возникает вопрос, почему нынешнее законодательство так скупо регулирует правовой статус застрахованных лиц? По-видимому, законодатель исходил из того, что застрахованные лица получают благо в виде страхования их личности или ответственности, при этом безвозмездно, а поэтому предоставлять им какие-либо права, помимо тех, что непосредственно направлены на защиту их личной безопасности, никакой необходимости нет. 

Естественно столь ущербное их правовое положение не могло не быть использовано не очень добросовестными участниками гражданского оборота для получения сверхприбыли. К сожалению, недобросовестно повели себя в этой ситуации практически все банки и многие страховые организации.

В рамках так называемого банкострахования банки заёмщикам стали навязывать присоединение в качестве застрахованных лиц к различным программам коллективного страхования, в которых банки выступают чаще всего в качестве страхователей, притом в абсолютном большинстве случаев вынуждают их ещё и оплачивать страховые услуги, а также свои услуги по присоединению к таким программам.

Рентабельность данного бизнеса для банков выше, чем при торговле наркотиками, потому что тарифы завышаются безбожно, а кроме того берется несусветное по размерам комиссионное вознаграждение.  Заёмщики вынуждены соглашаться с такими условиями, потому что иначе кредит они не получат.

Ну, и понятно, что юристы и банков, и страховых компаний так проработали юридические детали договоров, заключаемых в рамках этих схем, что формальных претензий предъявить практически невозможно.

Читайте также:  Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию российской федерации (статьи 18 - 24)

Ситуация усугубляется тем, что с правовой точки зрения сам страховщик свои услуги в данном случае не навязывает, так как вообще не общается с будущим застрахованным лицом. Банк же, как страхователь, страховые услуги вообще навязывать не может.

Застрахованное лицо оказывается совершенно бесправным, поскольку не может отказаться от договора страхования, не являясь ни его стороной, ни довольно часто и выгодоприобретателем.

Масштабы нарушения прав заёмщиков таковы, что это уже становится серьезной социальной проблемой.

Так, по итогам 2017 года ожидается сбор страховой премии по договорам страхования жизни в размере 300 млрд рублей, при том условии, что порядка 90% таких договоров заключаются по схеме коллективного страхования со всеми вытекающими отсюда последствиями для потребителей соответствующих финансовых услуг.

К сожалению, и Минюст России, и Минфин России, и ЦБ РФ, и Роспотребнадзор, да и суды пытаются «лечить» симптомы, а не саму «болезнь».

Так, в конце октября 2015 года в Государственную Думу был внесен законопроект № 906697-6 «О внесении изменений в статью 11 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)» (в части обеспечения права заемщика на возврат части страховой премии при досрочном расторжении договора потребительского кредитования). Правда, так и не рассмотрен до настоящего времени, что очень красноречиво свидетельствует о силе банковского лобби.

Судебная коллегия Верховного суда РФ (определение от 1 августа 2017 г. N 89-КГ17-10 (включено в Обзор судебной практики по делам, связанным с защитой прав потребителей финансовых услуг, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 21.09.2017 г.

)) признала возможным отказ застрахованного лица от договора коллективного страхования на основании законодательства о защите прав потребителей в связи с тем, что банк не довел до него информацию о страховой услуге в полном объеме, в частности, не указал размер страховой премии. 

Между тем, не сложно представить, что похожие злоупотребления могут возникнуть и при навязывании, например, добровольного медицинского страхования (ДМС) за счет застрахованных лиц в организациях, если, скажем, владелец или топ-менеджер организации заинтересованы в обеспечении дохода соответствующего медицинского учреждения. Похожие сюжеты возможны и по другим договорам, по крайней мере, личного страхования, если есть заинтересованность в обеспечении дохода соответствующей страховой организации. Наверное, возможны и иные подобные ситуации.

 Наконец, можно представить ситуацию, когда супругом застрахована жизнь второго супруга в свою пользу, и в период действия договора страхования отношения между ними сложились таким образом, что застрахованное лицо реально опасается за свою жизнь.

Это ведь классика жанра, когда наличие договора страхования жизни на крупную страховую сумму  рассматривается как явный мотив для преступления против личности. И вот этот человек, осознавая такую опасность для себя, ровным счетом ничего сделать не может.

  

Это, на мой взгляд, дает основание для вывода о том, что сама конструкция договора страхования с бесправным застрахованным лицом провоцирует злоупотребления в отношении этих лиц.

Следовательно, вопрос не столько в том, где проявляются злоупотребления, сколько в самом договоре страхования с застрахованным лицом. И пока мы не решим этот вопрос, подобные злоупотребления будут возникать снова и снова.

Попытки решать проблему недостатков гражданско-правового регулирования тех или иных сделок мерами административного воздействия мне представляются бесперспективными.

Даже в том случае, когда подобных злоупотреблений нет, застрахованное лицо может  пострадать в силу объективных причин.

Так, по договору страхования риска гражданской ответственности за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, застрахованное лицо де факто получает финансовую выгоду, так как за страхование его риска ответственности платит иное лицо. Соответственно, могут возникнуть неблагоприятные налоговые последствия.

Что делать?

По моему убеждению, рассмотренное выше нетерпимое положение вещей может быть в стратегическом плане изменено только за счет изменения норм закона о застрахованных лицах.

Самая серьезная проблема здесь в том, что в теории гражданского права вопрос о правовом статусе таких субъектов, как застрахованные лица, не разработан, поскольку они не относятся ни к числу кредиторов, ни к числу должников, ни  к числу третьих лиц, в пользу которых заключается договор.

В доктрине страхового права вопрос о застрахованном лице прорабатывался пока в сугубо прикладном плане и затронул лишь очевидные пробелы правового регулирования, без углубления в суть проблемы.

Полагаю, что, осознавая данное обстоятельство, надо, тем не менее, ставить задачу принципиального решения проблемы. Теоретическое же обоснование вполне может быть позже. 

Я лично не вижу принципиальных препятствий для того, чтобы признать застрахованное лицо полноценным субъектом страхового правоотношения и на основании закона предоставить ему определенные права. К тому же, некоторые права закон ему по договору личного страхования уже предоставил. 

Можно также использовать предлагаемый в некоторых публикациях по страхованию взгляд на то, что страховое обязательство «расщепляется» на обязательство по предоставлению страховой защиты и обязательство по выплате страхового возмещения или страховой суммы. Тогда есть основания рассматривать застрахованное лицо в качестве  выгодоприобретателя в части первого из этих обязательств. Так можно было бы объяснить появление у застрахованного лица определенных прав, а также возможность его отказа от этих прав.

Что касается предложений о законодательных новеллах, то, прежде всего, следует закрепить правило, согласно которому включение того или иного лица в договор страхования в качестве застрахованного лица может быть осуществлено лишь с его согласия. При этом страхователь обязан предоставить страховщику доказательства получения такого согласия. 

Понятно, что это не может не усложнить саму процедуру совершения договора страхования с участием застрахованного лица или договора коллективного страхования.

Однако технические издержки вряд ли будут труднопреодолимыми, так как страхователи все равно общаются с соответствующими лицами до страхования их жизни или здоровья, либо иных интересов.

Задача может быть упрощена за счет составления специального реестра согласия застрахованных лиц.

Для тех случаев, когда то или иное лицо становится застрахованным на основании норм закона (например, в силу п. 2 ст. 15 Федерального закона от 25.04.

2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» застрахованными по полисам ОСАГО считаются все законные владельцы транспортного средства, указанного в полисе), такое согласие не требуется.  

Застрахованное лицо должно также иметь право в любое время отказаться от участия в страховании, если оно в этом не заинтересовано по тем или иным причинам. Если им была уплачена страховая премия полностью или в части, то оно должно иметь право потребовать возврата уплаченной им страховой премии.

Несомненно предстоит решить и вопрос о последствиях для договора страхования отказа застрахованного лица от страхования.

Если имеет место договор страхования, по которому застраховано только одно лицо или имущественный интерес одного лица, то отказ застрахованного лица от страхования влечет досрочное прекращение такого договора с момента получения страховщиком заявления застрахованного лица из-за отпадения объекта страхования или единственного застрахованного лица. Если же речь идет о договорах коллективного страхования, то договор должен прекращаться в части, относящейся к застрахованному лицу, отказавшемуся от страхования.

Все эти предложения носят предварительный характер. Я вполне отдаю себе отчет в том, что они выглядят непривычно с точки зрения доктрины, но хотел бы напомнить, что, например, ещё полтора столетия тому назад были очень серьезные сомнения в возможности существования договоров в пользу третьих лиц, поскольку это тоже не вписывалось в существовавшую тогда теорию права.

В заключение хотел бы отметить, что данный вопрос безусловно нуждается в широком обсуждении специалистов страхового дела, юристов и иных заинтересованных лиц. У меня нет сомнений в том, что совместно будет найдено оптимальное его решение, которое позволит полностью снять проблему застрахованных лиц, затронувшую сегодня интересы миллионов граждан.

Права и обязанности застрахованных лиц

При обращении в ООО СМК «РЕСО-Мед» Вы имеете право на обжалование решений, действий или бездействия сотрудников страховой организации (далее — СМО) при выдаче страхового медицинского полиса ОМС (далее – полис ОМС).

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.

2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» граждане имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, в том числе юридических лиц, в государственные органы, органы местного самоуправления и их должностным лицам, в государственные и муниципальные учреждения и иные организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций, и их должностным лицам. Рассмотрение обращений граждан осуществляется бесплатно.

Гражданин имеет право при рассмотрении обращения государственным органом, органом местного самоуправления или должностным лицом получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, уведомление о переадресации письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов. При рассмотрении обращения не допускается разглашение сведений, содержащихся в обращении, а также сведений, касающихся частной жизни гражданина, без его согласия. Не является разглашением сведений, содержащихся в обращении, направление письменного обращения в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов.

Читайте также:  Статья 13. обустройство дорог объектами сервиса

Требования к письменному обращению согласно ст. 7 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»:

  • Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
  • В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

Сроки рассмотрения письменного обращения согласно ст. 12 закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ» составляют 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях, а также в случае направления запросов, руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение.

  В случае, если в письменном обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, контактная информация и почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, ответ на обращение не дается.

При получении должностным лицом письменных обращений, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, это должностное лицо вправе оставить обращение без ответа по существу поставленных в нем вопросов и сообщить гражданину, направившему обращение, о недопустимости злоупотребления правом.

По результатам рассмотрения обращения принимается решение об удовлетворении требований заявителя либо об отказе в удовлетворении обращения и направляется по адресу, в том числе электронному, указанному в обращении.  По желанию гражданина им могут быть представлены контактная информация (телефон, адрес электронной почты) и иные сведения, документы и материалы либо их копии, имеющие отношение к существу обращения, которые заявитель считает необходимым сообщить. 

Обжалование решений, действий или бездействия работников СМО осуществляется путем обращения:

  • непосредственно к руководителю структурного подразделения страховой компании;
  • к руководству страховой компании;
  • к руководителю территориального фонда ОМС.

Необходимая для обращения контактная информация находится ЗДЕСЬ.

Система обязательного пенсионного страхования

Задачей обязательного пенсионного страхования (ОПС), как и любой другой страховой системы, является обеспечение страховой защиты людей и их интересов.

Опс в системе пенсионного обеспечения

Согласно статье 3 закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», под самим обязательным пенсионным страхованием (ОПС) понимается система мер, призванная компенсировать гражданам доход, получаемый до назначения и выплаты им пенсий.

В такой системе страховщиком является Пенсионный фонд России (ПФР). В его управлении находятся денежные средства (пенсионные отчисления), доход и расход которых находит отражение в бюджете ПФР, составляемом ежегодно Правительством.

Тариф, в свою очередь, разделяется на:

  • солидарную часть (страховые взносы, направленные на выплаты, не связанные с расходом на накопительную пенсию, единовременную и срочную пенсионных выплат, то есть, средства, направленные на выплату фиксированной части страховой пенсии гражданам).
  • индивидуальную часть (взносы, отраженные на индивидуальном лицевом счете (ИЛС) гражданина, то есть из нее складываются пенсионные права, а, следовательно, и размер будущей страховой и накопительной пенсий).

Чаще всего, продуктами данной системы являются страховая и накопительная пенсии.

Страховая пенсия

Страховая пенсия — денежная выплата, которую получает гражданин ежемесячно в целях компенсации своего заработка. Страховая пенсия также назначается нетрудоспособным членам семьи (иждивенцам) умершего застрахованного гражданина, если тот на момент смерти имел страховые пенсионные отчисления.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ, выделяют следующие виды страховых пенсий:

Назначение страховой пенсии возможно не только в установленный частью 1 статьи 8 закона N 400-ФЗ возраст, возможно и раньше. Для этого необходимо иметь и специальный стаж, и его необходимую продолжительность. Перечень лиц указан в статье 30 настоящего закона.

В зависимости от вида страховой пенсии, вместе с ней выплачивается фиксированная выплата в твердом размере и ежегодно государство производят ее индексацию.

Накопительная пенсия

Под накопительной пенсией понимается выплата ежемесячно средств пенсионных накоплений, состоящих из суммы страховых взносов страховщика и дохода от их инвестирования. Пенсионные накопления — это часть страховых взносов работодателей в обязательной пенсионной системе (6% от 22% тарифа от фонда оплаты труда работника).

Права и обязанности застрахованного лица

Комментарий к статье 14 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете»: Права и обязанности застрахованного лица

1. В положениях ст. 14 — 16 главы III комментируемого Закона регламентирован правовой статус всех участников правоотношений по организации и ведению ИПУ. Их права и обязанности содержаться и в других положениях комментируемого Закона. В данной главе они собраны отдельно в каждой статье по каждому субъекту правоотношений ИПУ и дополнены рядом других положений.

В комментируемой статье представлены права и обязанности застрахованного лица. Аналогичные положения с дополнениями содержатся и в п. 64 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н.

Рассмотрим права застрахованных лиц.

Застрахованное лицо имеет право:

а) получить бесплатно один раз в год в территориальном органе Фонда по месту жительства или работы сведения, содержащиеся в его лицевом счете; б) получить бесплатно у страхователя копии индивидуальных сведений и сведений о трудовом (страховом) стаже за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, представленных страхователем в отношении этого застрахованного лица в территориальный орган Фонда; в) обратиться в территориальный орган Фонда с заявлением об уточнении содержащегося в лицевом счете адреса места жительства для получения сведений, содержащихся в лицевом счете; г) обратиться в территориальный орган Фонда (в Пенсионный фонд Российской Федерации) либо в суд с заявлением об исправлении индивидуальных сведений, содержащихся в его лицевом счете, в случае несогласия с указанными сведениями; д) обратиться в территориальный орган Фонда с заявлением о направлении ему сведений о состоянии лицевого счета в электронной форме. Каждое застрахованное лицо имеет право на получение один раз в год сведений о состоянии своего индивидуального лицевого счета от территориального органа ПФ РФ по месту своей постановки на учет в качестве застрахованного лица. Рассматриваемая статья указывает на то, что такие сведения получают застрахованные лица по месту своей работы или месту жительства.

Тоже положение содержится в п. 64 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. Изменения в комментируемой статье вступили в законную силу с 01.01.

2011, они касаются того, что сведения застрахованные лица могут получать и в электронном виде с использованием сети Интернет, в том числе с помощью портала государственных услуг электронного документооборота.

Данный портал государственных услуг с помощью электронного документооборота стал активно развиваться в последнее время и внедряется в новые области правоотношений граждан и органов государственной власти, местного самоуправления.

Информация, которую должны получить застрахованные лица? состоит из тех пунктов, которые предусмотрены в ст. 6 рассматриваемого Закона, если застрахованное лицо не имеет профессионального трудового стажа, то подобной информации и не будет предоставляться застрахованному лицу. Также предоставление информации застрахованным лицам о состоянии их индивидуального лицевого счета полностью продолжает развитие правовой нормы ст. 4 комментируемого Закона, в которой предусмотрен принцип доступности для каждого застрахованного лица сведений о нем. Следующее положение о правах застрахованного лица предусматривает, что каждое застрахованное лицо имеет право на получение информации от своего работодателя-страхователя в отношении тех сведений индивидуального лицевого счета, которые данным страхователем подавались на застрахованное лицо в период работы у страхователя. В отношении данного положения есть расхождения в содержании между текстом самой комментируемой статьи и текстом Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах. В Инструкции говорится о сведениях за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования. Такое положение означало бы ограничение права застрахованного лица на получение сведений от своего страхователя только в том случае, когда это тот страхователь, который и поставил на учет застрахованное лицо. Отметим также, что при увольнении застрахованного лица, при выходе его на пенсию страхователь обязан вручить ему копии тех сведений, которые подавались на застрахованное лицо за период его работы у данного страхователя (ст. 11 рассматриваемого Закона). Подобное положение о праве застрахованного лица на получение сведений от своего страхователя при его грамотной реализации застрахованным лицом может предостеречь его от тех ситуаций, когда застрахованное лицо, проработав у страхователя не один год, впоследствии при обращении в ПФ РФ вдруг выясняет, что данный страхователь за него никогда не отчитывался, страховых взносов не платил. Застрахованные лица могут обратиться в территориальные органы ПФ РФ или в суд с заявлением об изменении сведений, содержащихся в их индивидуальном лицевом счете. При этом ст. 9 и 10 комментируемого Закона предусматривают обязанность для застрахованного лица, лица, самостоятельно начисляющего и уплачивающего страховые взносы? в отношении себя (напомним, что такие лица выступают одновременно и как страхователи? и как застрахованные лица в правоотношениях ИПУ) представлять в территориальный орган ПФ РФ или своему страхователю все необходимые документы с заявлением об изменении у него сведений подп. 1 — 8 ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона (изменение сведений общей части ИЛС). Комментируемая статья обязывает застрахованное лицо своевременно обращаться со всеми необходимыми документами в том порядке, который предусмотрен рассматриваемым Законом (т.е. ст. 9, 10 настоящего Закона? обращаться необходимо к своему страхователю или в территориальный орган ПФ РФ)? в тех случаях, когда изменились данные подп. 1 — 8 ч. 2 ст. 6 рассматриваемого Закона. В данных случаях застрахованное лицо обращается непосредственно или опосредованно (через своего страхователя) в ПФ РФ, поскольку этого требует рассматриваемый Закон. Застрахованное лицо может обратиться в территориальный орган ПФ РФ за исправлением сведений его индивидуального лицевого счета и в случае несогласия с их содержанием. Например, ПФ РФ отказывается включить в страховой стаж отдельные периоды деятельности застрахованного лица, поскольку они подтверждены ненадлежащими документами. В таком случае застрахованное лицо может дополнительно представить какие-либо документы, подтверждающие его работу? и снова обратиться с ними в территориальное подразделение ПФ РФ либо обжаловать действия ПФ РФ в суд. В суд можно обратиться по различным основаниям — можно обратиться с исковым заявлением о признании определенных периодов деятельности, можно обратиться с исковым заявлением о назначении пенсии (если речь идет о льготном выходе на пенсию на основании каких-либо законов, предоставляющих данное право отдельным категориям граждан). В суд можно обратиться с заявлением в порядке особого производства о признании какого-либо юридического факта (например, факта работы в определенной организации в определенное время), а также в порядке административного производства с заявлением об обжаловании действий или бездействий территориального органа ПФ РФ, если ПФ РФ не принимает определенные документы от застрахованного лица без объяснения причин. Еще одно часто встречающееся основание для обращения застрахованных лиц в суд в связи с конфликтной ситуацией в ПФ РФ по месту своей постановки на учет — неверный расчет страхового стажа. В ряде случаев Закон отдельным категориям застрахованных лиц в связи с определенными работами исчисляет их трудовой (страховой) стаж в особом льготном порядке. С принятием Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» многие подобные основания были сокращены и у определенных категорий граждан (например, работавших в районах Крайнего Севера, ликвидаторов ЧАЭС, служивших по контракту в горячих точках) есть льготы на особый порядок исчисления трудового стажа, на уменьшение общего возраста выхода на пенсию и т.д. Застрахованные лица в таких случаях обращаются именно в суд за защитой своих прав, обращение в ПФ РФ никаких результатов не дает. Несмотря на конфликт правовых норм Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» с другими законами, которые предоставляют такой льготный порядок исчисления трудового стажа, уменьшение возраста выхода на пенсию, есть и различные постановления Конституционного Суда РФ, которые имеют высшую юридическую силу по сравнению с любым федеральным законом, и именно они и подлежат применению. Например, если обратиться к Закону «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», то в Законе нет никакого указания на то, что он не может противоречить по своему содержанию Закону «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», тем не менее Закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» устанавливает несколько иное правовое регулирование в области льготного пенсионного обеспечения по сравнению с Законом «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». Однако Определением Конституционного Суда РФ от 12.07.2006 N 350-О установлено, что применению подлежит именно Закон «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», в том числе в вопросах льготного порядка выхода на пенсию. 2. По вопросам обязанностей застрахованных лиц можно отметить, что правовые нормы комментируемой статьи не предусматривают ничего нового. Здесь собраны все те же обязанности, которые предусмотрены другими статьями комментируемого Закона (ст. 9, 10). Данные обязанности повторены и в п. 65 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 14.12.2009 N 987н.

Читайте также:  Статья 16. Организация санитарной (горно-санитарной) охраны природных лечебных ресурсов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов

Застрахованное лицо обязано:

1) пройти регистрацию в территориальном органе Фонда; 2) получить страховое свидетельство, хранить его и предъявлять по требованию страхователя и работников территориальных органов Фонда; 3) обращаться с заявлением в территориальный орган Фонда в случае изменения сведений, содержащихся в его лицевом счете, а также при утрате страхового свидетельства; 4) представлять по требованию работников территориальных органов Фонда документы, подтверждающие сведения, подлежащие включению в его лицевой счет. Застрахованное лицо обязано пройти регистрацию в территориальном органе ПФ РФ при наступлении оснований и в том порядке, который регламентирован комментируемым Законом. Когда лицо впервые устраивается на работу по трудовому договору, работает по договору гражданско-правового характера за вознаграждение, по которому начисляются и уплачиваются страховые взносы, оно проходит регистрацию в территориальном органе ПФ РФ. Регистрация проходит через страхователя, и физическое лицо впервые приобретает статус застрахованного лица. Регистрация проходит в том территориальном подразделении ПФ РФ, в котором постановлен на учет страхователь будущего застрахованного лица. Порядок прохождения данной регистрации рассматривался в комментарии к ст. 7 настоящего Закона. Кроме того, статус застрахованного лица может получаться одновременно и со статусом страхователя. Это происходит в тех случаях, когда лицо, ранее нигде не работавшее, не занимавшееся деятельностью, подлежащей включению в страховой (трудовой) стаж, получило статус индивидуального предпринимателя и само будет обеспечивать себя работой. Это возможно именно для лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы для себя, они проходят регистрацию и в качестве страхователя, и застрахованного лица одновременно на основании ст. 7 и 10 рассматриваемого Закона. Такие лица самостоятельно при непосредственном обращении в территориальный орган ПФ РФ проходят регистрацию, получают свидетельство пенсионного страхования. Есть еще одна группа оснований, при наступлении которых физическое лицо при отсутствии периодов деятельности, работы самостоятельно пройдет регистрацию в территориальном подразделении ПФ РФ в качестве застрахованного лица по месту жительства. Это следующие случаи: — когда за застрахованное лицо, другое физическое лицо (без договоров трудовых и гражданско-правовых) на добровольной основе будет самостоятельно уплачивать страховые взносы; — когда физическое лицо, ранее никогда не работавшее, получит средства материнского капитала; — когда физическое лицо на добровольной основе будет принимать участие в государственной программе софинансирования своей будущей трудовой пенсии по старости. Во втором случае территориальный орган ПФ РФ на основании ст. 6, ч. 5.1, комментируемого Закона вправе самостоятельно открыть индивидуальный лицевой счет застрахованного лица и без его заявления. Обязанность застрахованного лица на получение свидетельства обязательного пенсионного страхования напрямую связана с обязанностью пройти регистрацию в качестве застрахованного лица при наступлении к тому оснований. Собственно результат регистрации в качестве застрахованного лица и состоит в том, что физическое лицо получает свидетельство обязательного пенсионного страхования. Застрахованные лица обязаны также по требованию своего страхователя или сотрудников территориальных подразделений ПФ РФ представлять им свидетельство обязательного пенсионного страхования. Данное свидетельство необходимо для страхователя при приеме на работу застрахованного лица. Застрахованные лица обязаны своевременно обращаться в ПФ РФ и к своим страхователям в случае возникновения оснований для замены свидетельства обязательного пенсионного страхования или получения нового свидетельства. Замена свидетельства обязательного пенсионного страхования и внесение изменений в общую часть индивидуального лицевого счета (при изменении сведений подп. 1 — 5 ч. 2 ст. 6 комментируемого Закона) проходят одновременно. Порядок надлежащего обращения за внесением изменений в общую часть индивидуального лицевого счета и замены свидетельства обязательного пенсионного страхования зависит от того, работает ли в такой момент времени застрахованное лицо по трудовому договору, гражданско-правовому договору или нет. Если застрахованное лицо работает на момент возникновения оснований для замены свидетельства обязательного пенсионного страхования, внесения изменений в сведения общей части индивидуального лицевого счета, то сама замена свидетельства и внесение изменений в сведениях будут проходить посредством обращения застрахованного лица к своему страхователю, а страхователь будет обращаться в территориальное подразделение ПФ РФ по месту регистрации.

Если застрахованное лицо на момент возникновения оснований не состоит в правоотношениях ни с каким страхователем, то оно самостоятельно обращается в территориальное подразделение ПФ РФ по месту своей регистрации. Такие выводы следуют из статей 7 — 10 рассматриваемого Закона.

Перейти к оглавлению: Комментарий к Федеральному закону «Об индивидуальном (персонифицированном) учете»

Ссылка на основную публикацию