Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия

Проект № 554026-7 – это новый закон о ликвидации МУПов,начиная с 2021 и вплоть до 2025 года. Он был окончательно одобрен Госдумой в 3 чтении. Однако законопроект вызвал опасения экспертов, увидевших в инициативе правительства буквально разрешение на приватизацию госимущества.

Почему решили ликвидировать предприятия

Прежде чем разбираться в причинах и следствиях правительственной инициативы, стоит уточнить некоторые характерные особенности МУПов:

  1. У предприятий отсутствует собственное имущество. Оно предоставляется государством или муниципальными властями. Из-за этого появляется и разница в аббревиатурах.
  2. Предприятия не обязаны предоставлять финансовую отчетность государству. Соответственно отсутствует стабильный контроль над их деятельностью.
  3. МУПы имеют право на монополию и находятся вне юрисдикции антимонопольной службы.
  4. Основные источники дохода – государственные дотации и аренда госимущества.

Эти преимущества даются для государственного контроля над ценами на бытовые и хозяйственные услуги, ЖКХ. Также теоретически такая система должна упрощать работу региональных СМИ, пассажироперевозки, защиту экологии, обеспечение развития культуры и спорта.

Но складывается ситуация, в которой большая часть МУПов глубоко убыточна. При этом предприятиям такое положение выгодно благодаря финансовой помощи из бюджета. Если они продемонстрируют эффективное руководство и успешную деятельность, дотации прекратятся. Кроме того, являясь монополистами, они не допускают появления конкуренции в своей сфере.

Это и стало причиной появления закона о ликвидации МУПов до 2021 года. Изначально с инициативой выступил президент. В дальнейшем ее активно поддержало Министерство финансов, согласившись с необходимостью реформы и оптимизации трат из бюджета страны.

Реакция общественности

На удивлении после первого оглашения в 2018 году законопроект о ликвидации МУП и ГУП до 2021 года оказался практически не освещен в прессе. Тем не менее он вызвал неоднозначную реакцию. Многие эксперты сравнивают инициативу с разрешением на приватизацию госимущества.

Важно! Они опасаются, что новые владельцы предприятий в попытках решить проблему убыточности просто поднимут цены для конечного потребителя.

Даже в правительстве согласились с этими доводами. Так Спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко потребовала внесения уточнений. В частности, благодаря ее действиям срок введения нового закона был перенесен с 2019 на 2021 год. Полностью изменения вступят в силу только в 2025 году.

Инициаторы реформы считают, что роста цен и негативных последствий не произойдет благодаря здоровой конкуренции и действиям контролирующих органов. Также Минфин уточняет, что непосредственно полной ликвидации МУПов до 2021 и даже до 2025 года не будет. Этот процесс стоит рассматривать скорее как попытку реорганизации текущей системы предоставления услуг населению.

Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия

Порядок преобразований

Основное нововведение – запрет на образование новых МУП или ГУП. При этом продолжат свою деятельность предприятия в сферах:

  • обороны и госбезопасности;
  • естественной монополии государства;
  • жизнеобеспечения в районах Крайнего Севера;
  • культуры и искусства;
  • обращения с радиоактивными отходами.

У губернаторов также будет право сохранять мупы, если они жизненно необходимы для региона. При этом каждое подобное решение должно быть подтверждено фактическими доказательствами незаменимости предприятия.

Основную цель реформы указал член Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству Александр Козловский. По его словам, правительство пытается через ликвидацию МУП сократить степень своего влияния на экономику и стимулировать развитие бизнеса, что и определяет первые шаги реформы, которые должны завершиться до 2021 года:

  1. Провести полную инвентаризацию имущества. Во многих предприятиях такой учет не ведется в принципе.
  2. Подготовить бухгалтерскую документацию. После проведения аудита будет собрана более точная статистика и определен бухбаланс.
  3. Подготовиться к преобразованию в акционерные общества.

По итогам к 2025 году большая часть МУП и ГУП превратятся в АО и ЗАО. Они потеряют часть господдержки и будут вынуждены работать в соответствии с требованиями рыночной экономики и под более тщательным контролем.

Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия

Александр Козловский

Пока остаются непонятными детали реформы. В частности, неясно, как будут распределяться акции новых обществ, ведь это обязанность главного учредителя, в данном случае — правительства РФ. Непонятно, как реформа скажется на рабочих местах. Скорее всего в ближайшие годы грядет череда увольнений с целью оптимизации рабочего процесса.

Наиболее вероятно, что в реформу будут вноситься поправки отдельными приказами. Соответственно окончательную форму изменений можно будет увидеть позже, когда процесс реорганизации начнет воплощаться.

Комментировать (3

"Частники приберут к рукам имущество, а тарифы повысятся". "Реформа МУПов" дошла до второго чтения

«Это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста»

К 2023 г. в России должны быть ликвидированы ГУПы и МУПы. Идею таким способом поддержать конкуренцию на региональных рынках выдвинула Федеральная антимонопольная служба, депутаты Госдумы в декабре поддержали проект закона в первом чтении. Широкая дискуссия, связанная, в первую очередь, с социальными рисками для населения, стала поводом для общественных слушаний проекта. Авторы выводят из-под действия закона предприятия сфер естественных монополий и организации, созданные для обеспечения обороны и безопасности. Ко второму чтению список исключений дополнится регионами Крайнего Севера и территориями, в которых конкуренции нет в принципе – сельские местности, где всю работу выполняют МУПы. Однако эксперты считают, что в результате «реформы» население может столкнуться с ростом тарифов, а муниципалитеты рискуют лишиться своего имущества.

Указание президента России об ограничении создания унитарных предприятий на конкурентных рынках Федеральная антимонопольная служба трансформировала в полный запрет на создание новых ГУПов и МУПов и ликвидацию существующих.

Инициатива вызвала немало замечаний: Совфед указывал, что закон препятствует исполнению регионами и муниципалитетами своих социальных обязательств; регионы были обеспокоены ликвидацией предприятий в таких сферах, как эксплуатация аэродромов, горноспасательное обслуживание предприятий добывающих отраслей и подземного строительства, производство и реализация лекарств и медизделий, доставка продуктов питания в труднодоступные местности.

На прошедших на днях слушаниях в Общественной палате РФ глава комиссии по территориальному развитию и местному самоуправлению Андрей Максимов еще раз обратил внимание на то, что МУПы выполняют значительный объем работ по жизнеобеспечению, и необходимо просчитать все риски при реорганизации МУПов в другие формы.

В России порядка 18 тыс. МУПов и ГУПов, 15 тыс. из которых – муниципальные, рассказал замруководителя ФАС Сергей Пузыревский. При этом еще в 2013 г.

, когда впервые была поставлена задача по сокращению количества таких предприятий, в России их насчитывалось 13 тыс.

Тенденция увеличения госсектора негативно влияет на конкуренцию, однозначно заявляют антимонопольщики, – МУПы мешают работать «частникам».

«От предприятий запланировано поступление в бюджет 865 млн руб., но только одно предприятие в год получает субсидии на 100-200 млн руб.

МУПы планово убыточны, сама экономика подстегивает их показывать убыток, а не прибыль, потому что при отрицательной рентабельности они получают субсидии», – сказал Пузыревский, иллюстрируя неэффективность унитарных предприятий.

Другой аргумент ФАС в пользу проекта – закрытая отчетность МУПов: отследить, куда уходят деньги, не может никто, кроме собственника.

На данном этапе антимонопольщики предлагают выключить из проекта территории, в которых конкурентной среды нет, например, в большинстве сел жизнь завязана на одной единственной муниципальной аптеке и магазине.

Вторая поправка касается регионов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, которые тоже могут не менять форму МУПов. Участники обсуждения отметили тонкий момент, связанный с объединением территорий в городские округа, который идет в ряде регионов.

После ликвидации сельских администраций произойдет слияние МУПов, но закон, если он будет принят, помешает этому процессу.

Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия

«Переходный период продлится до 2023 г. Если МУП не будет ликвидирован, ФАС выдает предупреждение и устанавливает срок для принятия решения о реорганизации. Для этого нужно до полугода, чтобы акционировать – год.

Через год антимонопольщики могут возбудить дело, затем обратиться в суд.

Суд будет смотреть, что произойдет после ликвидации МУПа с точки зрения социально-экономических условий, суд может согласиться с требованием ФАС или нет», – описал механизм работы закона Пузыревский.

Участники признали, что МУПы планово убыточны, но проблему неэффективной с финансовой точки зрения работы предприятий реорганизация не решит. В акционерные общества перейдут долги МУПов, которые оцениваются Минстроем в 1,5 трлн руб., из-за чего возникает риск отчуждения акций в счет оплаты долгов, отметил гендиректор Института региональных проблем Дмитрий Журавлев.

«Что на что мы меняем? Сегодня глава района назначает своего племянника главой ГУПа, завтра он назначит его же руководителем акционерного общества.

Чем одно лучше другого? Сейчас МУП хотя бы продать нельзя, а что будет, когда можно будет в счет убытков отдавать акции? Где окажется все это при отсутствии конкуренции? Сейчас долги принадлежат бюджету, а доходы – тем, кто управляет предприятиями, но эта проблема только усугубится», – отметил Журавлев.

По его словам, основные проблемы в реализации закона сосредоточены на муниципальном уровне: на муниципалитетах лежит вся социальная нагрузка, но они испытывают проблемы с финансированием расходов.

«Они пойдут самым простым путем – путем передачи собственности в руки тем, кому она нужна.

Не получится ли такого, что на законных основаниях у муниципалитетов ничего не останется?» – задал вопрос Журавлев.

Читайте также:  Статья 75. Выдача свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе по заявлению пережившего супруга

Представитель ФАС заметил, что муниципалитеты и сейчас отдают имущество МУПов коммерсантам. «Вчера рассматривали жалобу из Прокофьевска Кемеровской области. Все хорошие котельные передали «частнику», все плохие – муниципалитеты. Кто принимал решение? Частный собственник? Нет, муниципалитет», – сказал Пузыревский.

Деятельность любого органа власти связана с исполнением публичных функций, определенные виды услуг должны быть предоставлены, отметила профессор кафедры конституционного и муниципального права России Московской государственной юридической академии имени О.Е. Кутафина Екатерина Шугрина.

«Если мы ставим вопрос об исчезновении МУПов, то какие даем гарантии, что их функции будут исполняться на этой территории? У органов местного самоуправления есть влияние на МУПы, но какие рычаги влияния будут после? Важно посмотреть вопрос, связанный с исполнением социальной функции, здесь и вывоз мусора, и уборка территорий, и транспорт», — сказал она. При этом эксперт усомнилась, что суды смогут разобраться, действительно ли МУП нужен на конкретной территории. Как показывает практика, зачастую суды не учитывают специфику местного самоуправления.

Общественная палата решила направить замечания экспертов авторам проекта для рассмотрения при подготовке документа ко второму чтению.

Между тем одна из основных претензий депутатов, озвученная во время первого чтения, не снята.

С муниципальными предприятиями этот закон сыграет другую злую шутку — это будет пострашнее, чем повышение пенсионного возраста, говорил депутат Госдумы Николай Арефьев:

«Дело в том, что сейчас муниципалитеты владеют водоканалами, так называемыми «коммунэнерго», то есть предприятиями, которые поставляют жизненно необходимые воду, газ, электроэнергию, занимаются водоотведением, и всё это хочет хапнуть частный сектор.

В Астрахани несколько лет назад «ЛУКОЙЛ» захотел взять в концессию тепловые сети.

Народу объяснили, мол, это богатая организация, она сейчас починит все сети, поставит новые котлы в котельной — и заживём великолепно! Что сделал «ЛУКОЙЛ»? Как только подписали договор, в два раза вздрючил цены на всё — и потом целый год судились, чтобы отсудить задолженность, которая образовалась у людей, из-за того что им повысили плату без участия энергетической комиссии. Кому на конкурентном рынке мешают муниципальные котельные, водоканалы? Да просто хотят приобрести, сделать эти предприятия частными, отпустить все тарифы, установить свободное ценообразование в сфере коммунальных услуг. Но вы меня извините, народ не сможет платить по повышенным тарифам, а это значит, что закроются котельные, не будут работать водопроводы. У нас уже сейчас в сельской местности половина водопроводов не работает, потому что нет денег на то, чтобы содержать эти водопроводы, и этим пока занимаются муниципальные предприятия, а когда они станут частными, всё это закроется полностью, совсем».

С приходом коммерческих компаний в сферу предоставления питания в школах и больницах стоимость услуги повысилась, приводит пример депутат Госдумы Алексей Куринный.

«Частник закладывает определенную норму прибыли и услуги дорожают. На примере питания — когда это выполнялось собственными силами, МУПами, ГУПами, услуга была дешевле, что еще важно — был контроль качества.

Когда сфера перешла к коммерческим компаниям, контроль качества снизился, о контроле за формированием стоимости, нормой прибыли вообще речи нет.

Сейчас ГУПы и МУПы — это еще и страховочный механизм для оценки реальной стоимости той или иной услуги», — поделился своим мнением с Накануне.RU депутат.

Реформа унитарных предприятий. С чего начать?

Реформа унитарных предприятий. С чего начать?

6 марта заместитель начальника Правового управления ФАС России Оксана Кузнецова в ходе совместных с Московским УФАС публичных обсуждений, посвященных реформе контрольной и надзорной деятельности, рассказала о недавно вступившем в силу Законе о реформировании унитарных предприятий.

В декабре 2019 года принят Федеральный закон № 485-ФЗ о запрете деятельности унитарных предприятий на конкурентных рынках*. «Законопроект разработан в соответствии с Национальным планом развития конкуренции в РФ на 2018 – 2020 годы[1], утвержденным Указом Президента РФ от 21.12.2017 № 618», — отметила Оксана Кузнецова.

Можно определить два основных направления по реформированию деятельности унитарных предприятий: первый связан с созданием унитарных предприятий, второй – с ограничением их деятельности на конкурентных рынках.

Законом с 08 января 2020 вводится общий запрет на создание унитарных предприятий и определяется закрытый перечень исключений из этого запрета.

При этом в соответствии с положениями Закона № 485-ФЗ при необходимости устранения последствий чрезвычайной ситуации, недопущения угрозы нормальной жизнедеятельности населения по мотивированному представлению высшего должностного лица субъекта РФ (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) Правительство РФ вправе принять решение о возможности создания унитарного предприятия или сохранения унитарного предприятия для осуществления деятельности, не предусмотренной законодательством.

«Следует также отметить, что механизм антимонопольного контроля предусматривает право для органа власти (местного самоуправления) направить запрос на получение предварительного заключения ФАС России о соответствии создания унитарного предприятия антимонопольному законодательству.

Срок рассмотрения запроса составляет 30 дней, заключение антимонопольного органа действует 1 год.

Соответствующий приказ об утверждении формы такого запроса в настоящее время подготовлен и проходит регистрацию в Минюсте РФ, до вступления в силу приказа запрос можно направлять в виде простого письма с приложением обосновывающих документов — проекта Устава предприятия и решения о его создании либо изменении видов деятельности», — пояснила Оксана Кузнецова.

В части запрета на деятельность унитарных предприятий, Закон устанавливает, что не допускается деятельность унитарных предприятий на конкурентных товарных рынках, за исключением установленных законом случаев, если выручка унитарного предприятия от деятельности на таких рынках, превышает десять процентов совокупной выручки унитарного предприятия за последний календарный год. При этом для вступления в силу этих положений Закона установлен переходный период до 1 января 2025 года.

К исключениям Законом отнесены в том числе деятельность унитарных предприятий в случаях, установленных федеральными законами, актами Президента РФ или Правительства РФ; для обеспечения деятельности ФОИВ для нужд обороны и безопасности; в сферах естественных монополий; в районах Крайнего Севера; в сфере культуры, искусства, кинематографии и сохранения культурных ценностей; за пределами территории Российской Федерации; в области обращения с радиоактивными отходами.

В случае нарушения установленных запретов на создание (изменение деятельности) унитарного предприятия, или запрета на осуществление таким предприятием деятельности антимонопольный орган вправе выдать предупреждение о принятии мер по реорганизации, прекращении отдельных (подпадающих под запрет) видов деятельности или ликвидации унитарного предприятия. При неисполнении предупреждения следует возбуждение дела о нарушении антимонопольного законодательства и выдача предписания и как крайняя мера — обращение антимонопольного органа в суд с иском о ликвидации предприятия.

В целях реализации положений Закона, ФАС России предложила главам субъектов РФ подготовить при участии территориальных органов ФАС России планы мероприятий «дорожные карты» по реформированию унитарных предприятий, в которых определить перечень предприятий, подлежащих реформированию, предложения по их реорганизации/ликвидации, сроки осуществления данных мероприятий и т.д.

«Реализация Закона позволит снизить негативное влияние на конкуренцию унитарных предприятий на конкурентных рынках, повысить эффективность и прозрачность использования государственного и муниципального имущества», — отметила Оксана Кузнецова.

В мероприятии также приняли участие представители Московского управления ФАС России, Правительства г. Москвы, органов исполнительной власти и прокуратуры, общественных, коммерческих организаций и ассоциаций.

* Федеральный закон от 27.12.2019 N 485-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» и Федеральный закон «О защите конкуренции»

[photo_1595]

[video_2656]

[1] пп. «а» п. 4

Публичная отчетность унитарного предприятия

  • Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
  • В соответствии со статьей 15 Закона о бухгалтерском учете государственные и муниципальные унитарные предприятия представляют бухгалтерскую отчетность органам, уполномоченным управлять государственным имуществом.
  • В соответствии с пунктом 7 статьи 274 БК РФ федеральные казенные предприятия готовят годовые и бухгалтерские отчеты и направляют их главным распорядителям бюджетных средств.

Кроме того, состав бухгалтерской отчетности унитарного предприятия определяется собственником имущества и включает дополнительные формы отчетности. В частности, все унитарные предприятия обязаны дополнительно составлять и представлять Отчет руководителя государственного унитарного предприятия. Юридические лица. Учебно-практическое пособие. М.Ю. Тихомиров. 2003г..ст.387

Отчет руководителя государственного унитарного предприятия представляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г.

№ 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ» (в ред.

Постановления Правительства РФ от 15.10.2001 №725).

В соответствии с данным постановлением руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежеквартально направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), отчет по установленной форме (согласно приложению № 1 к постановлению № 1116). Отчет должен быть представлен в сроки, установленные для сдачи квартальной бухгалтерской отчетности.

  1. Руководитель федерального государственного унитарного предприятия ежегодно направляет в Министерство государственного имущества Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий координацию и регулирование деятельности в соответствующей отрасли (сфере управления), одновременно с годовым отчетом доклад о финансово- хозяйственной деятельности предприятия, в котором должны быть отражены следующие вопросы:
  2. структурные изменения в номенклатуре выпускаемой продукции; структурные изменения в долях товарных рынков, которые имеет предприятие;
  3. реализация мероприятий по улучшению качества и конкурентоспособности продукции предприятия;
  4. использование передовых технологий и изобретений в производстве продукции и предоставлении услуг;
  5. выполнение федеральных инвестиционных программ;
  6. достижение утвержденных основных экономических показателей деятельности предприятия;
  7. при наличии программы деятельности предприятия — обобщенные данные о ходе ее выполнения за отчетный период;
  8. информация обо всех обстоятельствах, которые нарушают обычный режим функционирования предприятия или угрожают его финансовому положению;
  9. реализация мероприятий по недопущению банкротства предприятия;
  10. данные об изменении численности персонала, среднемесячной оплате труда работников предприятия, в том числе руководителя, за отчетный период;
  11. данные об использовании прибыли, остающейся в распоряжении предприятия;
Читайте также:  Статья 71 АПК РФ. Оценка доказательств (действующая редакция)

программа деятельности предприятия на очередной год. Постановление Правительства Российской Федерации от 4 октября 1999 г. № 1116 «Об утверждении порядка отчетности руководителей федеральных государственных унитарных предприятий и представителей Российской Федерации в органах управления открытых акционерных обществ»

Публичная отчетность унитарного предприятия

Унитарное предприятие обязано публиковать
отчетность о своей деятельности в
случаях, предусмотренных федеральными
законами или иными нормативными правовыми
актами Российской Федерации.

Реорганизация унитарного предприятия

Унитарное предприятие может быть
реорганизовано по решению собственника
его имущества в порядке, предусмотренном
Гражданским кодексом Российской
Федерации, настоящим Федеральным законом
и иными федеральными законами.

Реорганизация
унитарного предприятия может быть
осуществлена в форме:

  • присоединения к унитарному предприятию одного или нескольких унитарных предприятий;
  • слияния двух или нескольких унитарных предприятий;
  • разделения унитарного предприятия на два или несколько унитарных предприятий;
  • выделения из унитарного предприятия одного или нескольких унитарных предприятий;
  • преобразования унитарного предприятия в юридическое лицо иной организационно-правовой формы в предусмотренных настоящим Федеральным законом или иными федеральными законами случаях.

Унитарное предприятие считается
реорганизованным, за исключением случаев
реорганизации в форме присоединения,
с момента государственной регистрации
вновь возникших юридических лиц.

Ликвидация унитарного предприятия

  • Унитарное предприятие может быть
    ликвидировано по решению собственника
    его имущества.
  • Унитарное предприятие может быть также
    ликвидировано по решению суда по
    основаниям и в порядке, которые установлены
    Гражданским кодексом Российской
    Федерации и иными федеральными законами.
  • Ликвидация унитарного предприятия
    влечет за собой его прекращение без
    перехода прав и обязанностей в порядке
    правопреемства к другим лицам.
  • В случае принятия решения о ликвидации
    унитарного предприятия собственник
    его имущества назначает ликвидационную
    комиссию.

С момента назначения ликвидационной
комиссии к ней переходят полномочия по
управлению делами унитарного предприятия.
Ликвидационная комиссия от имени
ликвидируемого унитарного предприятия
выступает в суде.

В случае, если при проведении ликвидации
государственного или муниципального
предприятия
установлена его неспособность
удовлетворить требования кредиторов
в полном объеме, руководитель такого
предприятия или ликвидационная комиссия
должны обратиться в арбитражный
суд с заявлением о признании государственного
или муниципального предприятия банкротом.

Сравнительная
характеристика унитарных предприятий

Отличительный признак Унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения Унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления
Фирменное наименование на русском языке должно содержать слова «федеральное государственное предприятие», «государственное предприятие» или «муниципальное предприятие» и указание на собственника его имущества — Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование. на русском языке должно содержать слова «федеральное казенное предприятие», «казенное предприятие» или «муниципальное казенное предприятие» и указание на собственника его имущества -Российскую Федерацию, субъект Российской Федерации или муниципальное образование.
Уставный капитал Минимальный размер для государственных предприятий (ГУП) не менее 5000 МРОТ, для муниципального предприятия (МУП) — не менее 1000 МРОТ. Должен быть оплачен в течение 3 мес. с момента государственной регистрации Не формируется
Учредительные документы Устав, который должен содержать полное и сокращенное наименование предприятия, его местонахождение, цели, предмет, виды деятельности; сведения об органе или органах, осуществляющих полномочия собственника имущества, наименование органа управления, иные сведения
Сведения о размере уставного фонда и направлении использования прибыли Сведения о порядке распределения доходов
Права собственника имущества Принимает решение о создании унитарного предприятия; определяет цели, предмет, виды деятельности; определяет порядок составления, утверждения и установления показателей плана; утверждает устав; принимает решение о реорганизации или ликвидации предприятия; назначает руководителя; согласовывает прием на работу главного бухгалтера; принимает решения об аудиторских проверках; иное
Формирует уставный фонд предприятия Изымает у предприятия излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество; доводит до предприятия обязательные для исполнения заказы на поставки товаров, выполнение работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, утверждает смету доходов и расходов
Права предприятия по распоряжению принадлежащим ему имуществом Вправе распоряжаться движимым имуществом самостоятельно. Не вправе продавать недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в залог, вносить в качестве вклада в уставный капитал или иное без согласия собственника имущества Вправе отчуждать или иным способом распоряжаться принадлежащим ему имуществом только с согласия правительства или уполномоченного им федерального органа исполнительной власти (с согласия уполномоченного органа государственной власти субъекта РФ, уполномоченного органа местного самоуправления)
Право собственника на получение прибыли Собственник имеет право на получение прибыли от использования имущества. Предприятие ежегодно перечисляет в соответствующий бюджет часть прибыли в порядке, размерах и в сроки, определяемые правительством, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления Порядок распределения доходов определяется правительством, уполномоченными органами государственной власти субъектов РФ или органами местного самоуправления
Ответственность учредителей по обязательствам унитарных предприятий Не несут ответственности по обязательствам соответствующих унитарных предприятий (за исключением случаев, когда несостоятельность предприятия вызвана собственником его имущества) Несут субсидиарную ответственность по обязательствам своих казенных предприятий
Степень свободы в реализации предпринимательской функции Находятся на полном хозяйственном расчете, имеют широкую самостоятельность и практически те же права, что и частные предприятия (за исключением права назначать руководителя и осуществлять операции с государственным имуществом) Реализация предпринимательской функции ограничена прямым государственным управлением по производственным, ценовым, финансовым вопросам. Работают на условиях директивного планирования. Не вправе самостоятельно заключать договоры с потребителями и не вправе отказаться от заключения государственного контракта на поставку товаров (проведение работ, оказание услуг)

Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия. Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативным

Публикация бухгалтерской отчетности включает в себя:

  • полное наименование предприятия;
  • отчетная дата и отчетный период;
  • валюта и формат числовых показателей применяемых в отчетности;
  • фамилии, инициалы, должности лиц, которые подписали отчетность;
  • дату утверждения отчетности, дата собрания акционеров;
  • место нахождения предприятия (полный почтовый адрес, телефон), по которому заинтересованные пользователи могут ознакомиться с отчетностью и получить копию;
  • сведения об органе статистики, куда был предоставлен экземпляр отчетности.

При публикации сокращенной отчетности, должно быть указано мнение независимого аудитора (безусловно положительное, условно положительное и т.д.). При полной публикации – аудиторское заключение печатается полностью.

Отчетность должна содержать название аудиторской фирмы, номер лицензии, дата аудиторского заключения. Расходы на публикацию отчетности входят в состав себестоимости продукции по счету 26.

Рисунок 1. Пример публикации бухгалтерской отчетности

Публикация отчетности

Организация должна опубликовать отчетность в случаях, предусмотренных законодательством (п. 9 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ ). В частности, это касается организаций, которые должны проводить обязательный аудит. Причем публиковать отчетность они должны вместе с аудиторским заключением (п. 10 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ ).

Кроме того, в обязательном порядке публиковать свою годовую бухгалтерскую отчетность должны ОАО (п. 1 ст. 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ ). ЗАО и ООО обязаны это делать, только если открыто размещают облигации или другие эмиссионные ценные бумаги (п. 2 ст. 92 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ , п. 2 ст. 49 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ ).

  Приказ о приеме на работу: форма Т1

Данный порядок публикации бухгалтерской отчетности является обязательным, в том числе и для организаций, применяющих упрощенку (письмо Минфина России от 18 июня 2008 г. № 07-05-06/137 ).*

Расходы, связанные с публикацией бухгалтерской отчетности, являются управленческими (п. 7 ПБУ 10/99 ). Поэтому в бухучете отражайте их на счете 26 или счете 44 (для торговых организаций). При расчете налога на прибыль затраты на публикацию годовой отчетности учтите в составе прочих расходов (подп. 20 п. 1 ст.

Елена Попова,

государственный советник налоговой службы РФ I ранга

Статья 27. Публичная отчетность унитарного предприятия. Унитарное предприятие обязано публиковать отчетность о своей деятельности в случаях, предусмотренных федеральными законами или иными нормативным

Еще совсем недавно – до января 2013 года – вопросы ведения финансовых документов затрагивали лишь некоторых предпринимателей. Бухгалтерию обязаны были вести только организации, находящиеся на общей системе налогообложения. Те, кто находился на упрощенной системе, могли не столь тщательно документировать свою деятельность.

С января же 2013 года вступили в силу требования приказа Министерства финансов № 402 от 06.12.2011, согласно которым все предприятия обязаны не только вести бухгалтерскую документацию, но и ежегодно отчитываться по ней в контролирующие органы.

Читайте также:  Статья 32.4. утратила силу с 1 января 2019 года. - федеральный закон от 29.07.2018 n 251-фз.

Правда, с ужесточением мер появилось и послабление: предпринимателей избавили от необходимости сдавать промежуточную отчетность. Теперь лишь очень малое количество организаций, чья деятельность регламентируется особыми федеральными законами, подает отчеты не только раз в год, но и раз в три, шесть и девять месяцев.

С одной стороны, это облегчило жизнь не только предпринимателям, но и работникам налоговой службы. С другой стороны, нагрузка на налоговую в начале отчетного периода непомерно возрастает.

Впрочем, стоит отметить, что российская бухгалтерская система планомерно движется к международным стандартам и более упрощенной схеме, поэтому на текущий момент внесены далеко не последние новшества и перемены. Процесс поиска оптимальных форм документов и их оформления будет продолжаться и уже в новом году стоит ожидать иных нововведений.

К содержанию

Для чего необходима бухгалтерская отчетность

Любая организация, даже с самым малочисленным штатом, даже с самым мелким производством, имеет дело с финансами, активами и какими-либо хозяйственными операциями.

Как только вы стали официально зарегистрированным предприятием и обозначили определенный уставный фонд, все деньги, потраченные на бизнес и полученные в его результате, становятся прибылями и убытками, активами и обязательствами.

А большая часть действий, совершенных для развития, стабильной работы предприятия, удовлетворения партнеров или клиентов – то есть совершенных в рамках рабочего процесса – попадают в категорию хозяйственных, имущественных или финансовых операций.

Согласно законодательству, всё это должно быть зафиксировано либо на бумаге, либо в электронном виде: своевременно, точно, достоверно и без искажений, как в момент фиксации, так и в дальнейшем.

Бухгалтерские документы как раз и отражают все вышеперечисленное: перемещение материальных и нематериальных средств, состояние активов, погашенные и непогашенные обязательства и так далее. На основе первичной бухгалтерской документации при необходимости составляют итоговые отчеты, в которых содержится все та же информация, но в более сжатом и удобном для изучения виде.

К содержанию

Пользователи бухгалтерской документации и отчетности

Из названия может показаться, что основные пользователи вышеуказанных документов – бухгалтеры, и на этом все. Но это вовсе не так. Поскольку главное назначение финансовой или бухгалтерской документации – это точное отражение состояния предприятия в измеримых показателях и цифрах, пользователем отчетности может быть, в сущности, любой человек.

Различают внутренних и внешних пользователей.

К внутренним относятся:

  • руководители предприятий, структурных подразделений, отделов – те люди, которые состоят в штате предприятия и используют документацию для анализа текущей ситуации и принятия необходимых управленческих решений;
  • главные бухгалтеры предприятия и финансисты – опять же, люди, состоящие в штате и изучающие и ведущие данные документы для выполнения непосредственных должностных обязанностей;
  • внутренние аудиторы – люди, состоящие в штате и назначенные руководством непосредственно для проведения проверок отчетности.

К внешним пользователям относят:

  • аудиторов – представителей сторонних организаций, непосредственно в деятельности предприятия не заинтересованных, но изучающих бумаги с целью дать точную оценку деятельности;
  • акционеров и инвесторов, которые относятся к заинтересованным в деятельности предприятия лицам, но не принимают непосредственно участия в его работе. Такие люди изучают документацию с целью определиться, целесообразно ли вложение средств;
  • представителей налоговой и иных государственных служб, которые изучают отчетность с целью проверки деятельности предприятия и ведения документации на соответствие требованиям законодательства;
  • клиентов и потенциальных клиентов, которые на основе документации делают выводы о рентабельности и стабильности предприятия и принимают решение, например, о начале обслуживания.

Большинство внешних пользователей получают доступ к бухгалтерской отчетности предприятия в силу ее публичности.

К содержанию

Что означает публичность

Согласно закону «О бухгалтерском учете» (пункт 16) некоторые предприятия обязаны предоставлять сведения из своих финансовых отчетов в общий доступ, чтобы с ними мог ознакомиться любой желающий.

К содержанию

Кто обязан публиковать отчетность

Согласно нормам законодательства, отдельные предприятия, чья деятельность непосредственно связана с финансами, инвестированием и тому подобным, обязаны ежегодно предоставлять свои бухгалтерские данные для ознакомления любому заинтересованному лицу.

К таким предприятиям относятся:

  • банки;
  • кредитные организации;
  • биржи;
  • страховые компании;
  • открытые акционерные общества;
  • инвестиционные фонды;
  • фонды, созданные за счет частных, общественных и государственных средств;
  • общества с ограниченной ответственностью, которые разместили свои облигации или иные ценные бумаги публично.

К содержанию

Когда должна быть опубликована отчетность

Поскольку первоначально организация должна подготовить все сведения, тщательно их перепроверить, а также предоставить в контролирующие органы – иначе вынуждена будет заплатить большой штраф, – публикация документов в открытом доступе осуществляется лишь после выполнения всех этих операций. Но она должна быть осуществлена не позднее первого июля года, который следует за отчетным. То есть информация за 2020 год должна быть опубликована не позднее первого июля 2020 года.

Порядок оглашения сведений каждое предприятие устанавливает для себя самостоятельно. По закону должны быть выполнены два основных требования: доступность любому заинтересованному лицу (в случае, например, со страховой компанией или банком) и соблюдение сроков публикации. Способ донесения данных до сведения пользователей при этом может быть любым:

  • публикация в определенных печатных изданиях – газетах или журналах;
  • размещение на официальном сайте предприятия;
  • издание специальных брошюр или буклетов и распространение их среди пользователей.

К содержанию

Исторический аспект публичность отчетности

Замечание 1 Впервые об открытости, доступности, публичности бухгалтерской отчетности в законодательных актах данный аспект был оглашен в 2004 году в изначальной «Концепции развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу». Данная концепция была первым документов в попытке реформирования национальных стандартов бухгалтерской отчетности в международные, а среднесрочная перспектива обозначалась периодом 2004- 2010 г.г.

Публичность бухгалтерского учета предприятия — принцип отчетности, согласно которому предприятии обязаны ежегодно публиковать основные данные о финансовых результатах своей деятельности.

К данным отчетам относятся: балансы, акты инвентаризации и прочая информация, необходимая для проведения сбора данных по хозяйствующему субъекту.

Но в то же время не надо забывать, что помимо обязательных требования по обнародованию отчетности, организация имеет право скрыть информацию, содержащую коммерческую тайну.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Публичная бухгалтерская отчетность 450 руб.
  • Реферат Публичная бухгалтерская отчетность 280 руб.
  • Контрольная работа Публичная бухгалтерская отчетность 230 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

О публикациях бухгалтерской отчетности указано в ФЗ «О бухгалтерском учете», что под опубликованием следует понимать ее публикацию в газетах и журналах, доступной пользователям бухгалтерской отчетности.

Функция публичности отчетности будет выполнена после предоставления документов в органы статистики по месту регистрации предприятия для дальнейшего предоставления отчетности заинтересованным пользователям.

Аудит и публичность

  • Согласно требованиям законодательства, все предприятия, чья бухгалтерская отчетность подлежит опубликованию в открытом доступе, должны в обязательном порядке ежегодно проходить аудиторскую проверку.
  • Ранее заключение проверяющих необходимо было предоставлять вместе с документами предприятия контролирующим органам, с 2013 года это правило больше не действует, но для публичных отчетов все прежние требования сохранились.
  • Проверку обязательно проводят сторонние организации, имеющие соответствующее разрешение и подготовленных специалистов.
  • В ходе аудита изучаются:
  • содержание и состав форм финансовой отчетности;
  • соответствие различных показателей из различных документов друг другу;
  • взаимоувязка показателей;
  • правильность оценивания статей отчетности;
  • правильность формирования сводной отчетности.

Без подписанного аудиторского заключения документы предприятия считаются недействительными. Проверка проводится полная: по всему предприятию в целом, за весь отчетный период.

  Отчетность ИП при патентной системе

Помимо независимой проверки, некоторые предприятия перед публикацией обязаны также проводить собрание акционеров, на котором утверждаются сведения для передачи в общий доступ.

К содержанию

С 3 июля 2020 г. был принят закон № 360, который внес изменения в ст. 7.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», касающиеся раскрытия финансовой отчетности, данные изменения применяются с 01 октября 2020 года, в соответствии с подпунктом «л.2» пункта 7 статьи 7.

1 Федерального закона № 129 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в случаях если федеральным законом установлена обязанность по раскрытию такой информации в средствах массовой информации.

Сведения о финансовой и (или) бухгалтерской отчетности необходимо публиковать в течении 3-х рабочих дней с момента опубликования финансовой и (или) бухгалтерской отчетности на одном из информационных агентств.

В настоящее время информационными агентствами, на которых публикуется финансовая и (или) бухгалтерская отчетность являются «Интерфакс – Центр раскрытия корпоративной информации» (e-disclosure.ru), Акционерное общество «Агентство экономической информации «ПРАЙМ» disclosure.1prime.

ru; Акционерное общество «Система комплексного раскрытия информации и новостей» (СКРИН); Закрытое акционерное общество «Анализ, Консультации и Маркетинг» (AK&M) www.disclosure.ru; Автономная некоммерческая организация «Ассоциация защиты информационных прав инвесторов» (АЗИПИ) e-disclosure.azipi.ru.

Ссылка на основную публикацию