Статья 20. Ответственность за нарушение законодательства о безопасности гидротехнических сооружений

Основные требования в области промышленной безопасности в России зафиксированы в федеральном законе № 116-ФЗ. Он содержит базовыепринципы, необходимые для обеспечения безопасности технологических процессов на крупных промышленных предприятиях.

Однако его требования нередко игнорируются или выполняются не полностью, что влечет за собой возникновение аварий и несчастных случаев. В этом материале мы подробно проанализируем самые частые виды нарушений в этой сфере, а также их возможные последствия.

Реализация контроля и надзора в области промбезопасности

Согласно постановлению Правительства от 30 июля 2004 года N 401 и другим нормативным документам функции по выполнению контрольно-надзорной деятельности в области промышленной безопасности сейчас переданы Ростехнадзору. В пределах своих полномочий это ведомство решает следующие задачи:

  • разрабатывает и принимает нормативные документы в сфере промбезопасности и формы отчетной документации;
  • проводит контроль за соблюдением актуальных требований всеми подконтрольными организациями;
  • выдает необходимые разрешения на право выполнения отдельных видов работ;
  • проводит регистрацию опасных промышленных объектов и ведет специальный реестр;
  • проводит мониторинг и анализ ситуации в области промышленной безопасности для публикации необходимых разъяснительных документов и принятия новых нормативных актов;
  • занимается обобщением правоприменительной практики в подконтрольной области деятельности;
  • выполняет другие задачи, предусмотренные постановлением № 401 и другими правовыми документами.

Работа в части анализа, мониторинга и обобщения сведений о деятельности субъектов в области промышленной безопасности регулярно освещается в виде различных документов, публикуемых Ростехнадзором на своем официальном сайте.

Нормативная база

Хотя основные требования к производственным объектам сосредоточены в 116-ФЗ, в этой области действует еще ряд нормативных документов для отдельных типов организаций в зависимости от их сферы деятельности, масштаба прочих характеристик.

Для целей актуализации таких требований в 2016 году ведомство подготовило приказ от 17 октября 2016 г. № 421, в котором зафиксировало все основные нормативные документы, которым должна отвечать деятельность крупных промышленных компаний.

Этот документ состоит из следующих основных разделов:

  • международные договоры, подписанные Российской Федерацией, и нормативны акты Евразийского таможенного союза;
  • федеральные законы РФ;
  • постановления Правительства и указы Президента, относящиеся к этой области;
  • особые нормативные документы контролирующих организаций и других органов исполнительной власти для компаний, работающих в отдельных областях. В документе обобщены правовые акты для угольной промышленности, недропользования, нефтегазодобычи и иных видов промышленной деятельности, относящихся к наиболее опасным;
  • нормативные документы в этой области, принятые органами власти СССР и РСФСР и действующие до текущего времени.

Приведенный документ был в самом деле очень полезен как самим компаниям, которые намереваются контролировать свою работу на предмет соответствия действующему законодательству, так и Ростехнадзору, который смог использовать этот список для своей дальнейшей аналитической деятельности.

Обобщение ситуации в области безопасности

Так, в 2018 году ведомство обобщило сведения о наиболее частых проблемах в данной сфере в виде списка типовых нарушений. В общей сложности этот документ, опубликованный 09.01.2018 года, содержал данные о 111 типах нарушений в разных областях деятельности.

Помимо описания отдельных видов нарушений, сведенных в таблицу, Ростехнадзор также пояснил, положения какого именно нормативного документа не выполняются в конкретной ситуации.

Также для каждой позиции в таблице приведен раздел Кодекса об административных правонарушениях или другого нормативного акта, предусматривающего ответственность для виновника, и указана степень риска, обусловленная сложившейся ситуацией. По некоторым типам нарушений приведены также основные причины их возникновения.

Кроме этого, ведомство каждый год публикует данные о результатах правоприменительной практики для основных видов деятельности, подконтрольных Ростехнадзору. Эти сведения являются достаточной базой для анализа наиболее острых моментов в этой сфере.

Внедрение риск-ориентированного подхода

В последнее ввремя в деятельность Ростехнадзора активно внедряются принципы риск-ориентированного подхода. Уже сейчас в федеральном законе № 116-ФЗ промышленные предприятия разделены на четыре класса опасности. Они определяют частоту проведения плановых проверок. Согласно части 5.1 статьи 16 этого закона проверки планового характера проводятся для:

  • для предприятий I и II класса, то есть наиболее высокого уровня опасности – один раз в год или реже;
  • для предприятий III класса, то есть среднего уровня опасности – один раз в три года или реже;
  • для предприятий IV класса, то есть низкого уровня опасности, плановые проверки не проводятся.

Этот подход, отмечают в Ростехнадзоре, уже показал неплохие результаты. Он позволил эффективно перераспределить человеческие ресурсы при выполнении надзора и контроля и сконцентрировать внимание инспекторов на действительно важных вопросах, то есть работе компаний, характеризующихся наиболее высоким уровнем риска.

Контроль и надзор за работой компаний

Наиболее свежие сведения в этой области демонстрируют, что Ростехнадзор активно работает в направлении контроля и надзора за вверенной ему областью.

Доклад о правоприменительной практике ведомства за первые 6 месяцев 2019 года, утвержденный приказом от 2 сентября 2019 года, свидетельствует, что в общей сложности за этот период сотрудниками службы было проведено более 3,5 тысяч проверок.

В ходе них было обнаружено свыше 24 тысяч нарушений. За этот же период инспекторы провели 56 плановых проверок, выявив в ходе их выполнения еще почти 4,5 тысячи нарушений.

Основные нарушения в сфере промбезопасности

По данным ведомства за анализируемый период, самым частыми типами нарушений стали следующие.

Вид нарушения Количество нарушений за 6 месяцев 2019 года Количество нарушений за 6 месяцев 2018 года Динамика за год, %
Несоблюдение правил безопасной эксплуатации электрооборудования 770 540 42,59%
Несоблюдение правил безопасной эксплуатации транспорта 449 338 32,84%
Недостаточная эффективность мер производственного контроля в компании 385 113 240,71%
Невыполнение правил обеспечения противопожарной защиты 205 208 -1,44%
Нарушения паспортов крепления горных выработок 193 217 -11,06%

Приведенные данные указывают, что по отдельным наиболее опасным видам нарушений за прошедшие полгода зафиксирована серьезная негативная динамика, связанная со значительным количеством нарушений в этой сфере.

Читайте также:  Статья 9. Источники финансирования капитальных вложений

Причины нарушений

В публикуемых Ростехнадзором докладах о правоприменительной практике ведомства приводится анализ причин нарушений и аварий, дифференцированных по различным отраслям подконтрольной деятельности. Анализ этих документов за последние годы свидетельствует, что в числе основных причин таких происшествий обычно выступают:

  • низкий уровень квалификации персонала;
  • нарушение правил безопасной работы и трудовой дисциплины;
  • применение неисправного оборудования.

Недостаточная квалификация персонала

Недостаточный уровень квалификации персонала для безопасной работы чаще всего становится следствием нарушенияй в правилах организации подготовки со стороны работодателя. В зависимости от своих обязанностей сотрудники должны проходить обязательные инструктажи и обучение – по охране труда, по пожарной безопасности и т.д.

Однако работодатели часто не выполняют своих обязанностей в этом вопросе.

Это может быть обусловлено разными причинами – например, нежеланием отрывать сотрудников от основных производственных обязанностей, что могло бы негативно сказаться на показателях общей прибыли предприятия.

Также распространенным мотивом в этом вопросе является попытка экономии денег, которые нужны для оплаты обучения и подготовки персонала. В результате такая подготовка осуществляется не полностью, с нарушением установленных сроков или не проводится вовсе.

Это ведет к тому, что выполнение опасных видов работ доверяют сотрудникам, не имеющим необходимой подготовки. Такое нарушение чревато разными последствиями, вплоть до самых серьезных: например, производственными авариями, причинением травм работникам или даже их гибелью.

Невыполнение требований техники безопасности и производственной дисциплины

Еще одна распространенная причина нарушений в этой области связана уже с отношением самих сотрудников к актуальным требованиям.

Даже своевременно организованное обучение, в ходе которого сотрудники получают полный объем знаний и навыков, необходимых для безопасного выполнения работ, еще не гарантирует того, что они будут применены на практике.

Сотрудники нередко выбирают более удобные варианты выполнения своих трудовых обязанностей, пренебрегая элементарными правилами безопасности: не используют защитные средства, не проводят проверку оборудования и т.д.

Это становится причиной нарушений отлаженных технологических процессов и созданию риска серьезных аварийных ситуаций.

В некоторых случаях – например, если на предприятии отлажен эффективный механизм контроля за работой сотрудников или в компании прямо сейчас проводится проверка – такое развитие событий удается предотвратить.

Однако часто неправильный алгоритм действий продолжают применять до тех пор, пока авария не произойдет на самом деле, приведя к серьезным сбоям в работе оборудования, травмам или даже человеческим жертвам.

Эксплуатация неисправного оборудования

Эта причина также традиционно входит в «тройку лидеров» при анализе обстоятельств нарушений в сфере промышленной безопасности. Она может проявляться в двух вариантах:

  • работодатель и/или работник сознательно идут на использование техники с неисправностями. Это происходит потому, что такие неполадки считают несерьезными или полагают, что такую машину можно без проблем использовать в течение некоторого ограниченного времени;
  • неисправное оборудование применяется потому, что неполадки не выявлены вовремя. Такая ситуация чаще всего происходит на предприятиях, где отсутствует эффективная система контроля технического состояния машин и приборов, которая позволила бы обнаружить неполадки своевременно.

Результатом в обеих ситуациях чаще всего становится аварийная ситуация, которая приводит к еще более серьезным проблемам с техникой. Теперь она потребует длительного и дорогого ремонта.

Ответственность за невыполнение требований промышленной безопасности

Ответственность за нарушения правил промбезопасности, установленная действующим законодательством, достаточно серьезна. Даже если такое нарушение не повлекло за собой значимых последствий, сам факт несоблюдения действующих правил влечет за собой применение санкций, зафиксированных в КоАП РФ:

  • невыполнение актуальных требований промбезопасности или лицензирования (ч.1 ст. 9.1) — штраф до 300 тыс. руб. или остановка работы на период до 90 суток;
  • невыполнение требований безопасности при обращении с взрывчатыми субстанциями (ч.2 ст. 9.1) — штраф до 400 тыс. руб. или остановка работы на период до 90 суток;
  • грубое невыполнение актуальных требований промбезопасности или лицензирования (ч.3 ст. 9.1) — штраф до 1 млн. руб. или остановка работы на период до 90 суток;
  • невыполнение правил безопасности при эксплуатации гидротехнических сооружений (ст. 9.2) — штраф до 30 тыс. руб. или остановка работы на период до 90 суток;
  • нарушение целостности трубопроводов для перегонки топлива, произведенное по неосторожности (ст. 9.10) — штраф величиной до 30 тыс. руб.;
  • незаключение обязательного договора о страховании ответственности перед третьими лицами (ст. 9.19) — штраф до 500 тыс. руб.;
  • невыполнение требований безопасности при воздушной перевозке грузов (ч.1 ст. 11.4) — штраф до 20 тыс. руб.;
  • невыполнение требований безопасности при водной перевозке грузов (ч.2 ст. 11.4) — штраф до 10 тыс. руб.;
  • невыполнение требований безопасности при железнодорожной перевозке грузов (ч.3 ст. 11.4) — штраф до 5 тыс. руб.;
  • невыполнение правил безопасности при эксплуатации магистральных трубопроводов (ст. 11.20) — штраф до 5 тыс. руб. или остановка работы на период до 90 суток.

Если же ситуация стала причиной серьезных последствий, например, гибели человека, к виновнику будут применены меры уголовной ответственности в соответствии с положениями УК РФ. Так, в случае, если в результате нарушения погибли двое или более человек, наказание может достичь семи лет лишения свободы.

Нарушение требований промышленной безопасности: кто и как будет наказан

Нарушение требований промышленной безопасности: кто и как будет наказан

Ключевые проблемы

  • За что грозит административное наказание?
  • Когда за нарушения предусмотрена уголовная ответственность?
  • Кого накажут за нарушения?

Работодатели, которые нарушают требования промбезопасности, иногда не подозревают, какое наказание их ждет. Штрафы за такие нарушения доходят до сотен тысяч рублей, а могут обернуться и тюремным сроком. Разберемся, кого и в каком размере могут наказать за нарушения требований промбезопасности.

За что грозит административное наказание

Административная ответственность применяется как к гражданам, так и к организациям и должностным лицам.

Читайте также:  Статья 25. Соглашение об оказании юридической помощи

Организации грозит наказание, если будет установлено, что она не соблюдала нормы и правила промбезопасности, хотя все возможности для этого имелись.

Среди должностных лиц виновными признаются те, кто не исполнял свои обязанности должным образом, и это привело к нарушению требований безопасности.

Нарушения, которые обернутся административной ответственностью, приведены в таблице 1.

Таблица 1. Административная ответственность за нарушения по промбезопасности

Нарушение Ответственность
Нарушение требований промбезопасности или условий лицензий на работы в области промбезопасности ОПО (ч. 1 ст. 9.1 КоАП РФ)
  • – Для граждан – штраф от 2000 до 3000 руб.;
  • – для должностных лиц – штраф от 20 000 до 30 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до одного года;
  • – для организаций – штраф от 200 000 до 300 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Нарушение требований промбезопасности к получению, использованию, переработке, хранению, транспортировке, уничтожению и учету взрывчатых веществ на ОПО (ч. 2 ст. 9.1 КоАП РФ)
  1. Для граждан – штраф от 4000 до 5000 руб.;
  2. – для должностных лиц – штраф от 30 000 до 40 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до полутора лет;
  3. – для организаций – штраф от 300 000 до 400 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Грубое нарушение требований промбезопасности или условий лицензии на осуществление деятельности в области промбезопасности ОПО (ч. 3 ст. 9.1 КоАП РФ) – Для должностных лиц – штраф от 40 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до двух лет; – для организаций – штраф от 500 000 до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Дача заведомо ложного заключения экспертизы промбезопасности (если это действие не относится к уголовно наказуемым) (ч. 4 ст. 9.1 КоАП РФ) – Для должностных лиц – штраф от 20 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от шести месяцев до двух лет; – для организаций – штраф от 300 000 до 500 000 руб. или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток
Эксплуатация ОПО без договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца за причинение вреда в результате аварии (ст. 9.19 КоАП РФ) – Для должностных лиц – штраф от 15 000 до 20 000 руб.; – для организаций – штраф от 300 000 до 500 000 руб.
Невыполнение в срок или ненадлежащее выполнение законного предписания Ростехнадзора (ч. 11 ст. 19.5 КоАП РФ) – Для должностных лиц – штраф от 30 000 до 50 000 руб. или дисквалификация на срок от одного года до трех лет; – для организаций – штраф от 400 000 до 700 000 руб.

Отдельная статья предусмотрена за нарушение требований к обеспечению безопасности гидротехнических сооружений (ст. 9.2 КоАП РФ). Например, за неправильную эксплуатацию такого сооружения организации грозит штраф до 30 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.

Работодатели, неправильно использующие атомную энергию, могут столкнуться со штрафом до 300 000 рублей (ч. 1 ст. 9.6 КоАП РФ). За подобное грубое нарушение грозит штраф до 1 млн рублей (ч. 3 ст. 9.6 КоАП РФ).

Когда за нарушения предусмотрена уголовная ответственность

Уголовная ответственность применяется только к человеку, совершившему правонарушение умышленно или по неосторожности. Подробнее о нарушениях, за которые грозит наказание, – в таблице 2.

Предупреждаем Если административное наказание назначено организации, это не освобождает от административной ответственности физическое лицо, например, руководителя предприятия. Равно как и наоборот – привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает организацию от ответственности за это же правонарушение.

Таблица 2. Уголовная ответственность за нарушения по промбезопасности

Нарушение Степень тяжести нарушения Ответственность
Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах или в цехах (ст. 217 УК РФ) Могло повлечь смерть человека либо повлекло крупный ущерб – Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; – или ограничение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть человека Принудительные работы или лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть двух и более человек – Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; – или лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Дача экспертом по промбезопасности ложного заключения экспертизы промбезопасности (ст. 217.2 УК РФ) Могло повлечь смерть человека либо повлекло крупный ущерб – Штраф до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев; – или ограничение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть человека Лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть двух и более человек Лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Нарушение правил безопасности при ведении горных, строительных или иных работ (ст. 216 УК РФ) Повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью человека или крупный ущерб
  • – Штраф до 80 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев;
  • – или ограничение свободы до трех лет;
  • – или принудительные работы или лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть человека Принудительные работы или лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности смерть двух и более человек – Принудительные работы на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового; – или лишение свободы до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Нарушение правил безопасности при размещении, проектировании, строительстве и эксплуатации объектов атомной энергетики (ст. 215 УК РФ) Могло повлечь смерть человека или радиоактивное заражение окружающей среды
  1. – Штраф до 200 000 руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев;
  2. – или ограничение свободы до трех лет;
  3. – или принудительные работы или лишение свободы до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Повлекло по неосторожности причинение тяжкого вреда здоровью или смерть человека, либо радиоактивное заражение окружающей среды Принудительные работы или лишение свободы до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового
Читайте также:  Статья 3. Лица, приравненные по пенсионному обеспечению к проходившим военную службу в качестве офицеров или по контракту и их семьям

Кого накажут за нарушения

Меру наказания за нарушение по промбезопасности определяет суд на основании протокола об административном или уголовном правонарушении. Ответственность может коснуться:

  • сотрудников, на которых в силу их служебного положения или специальным распоряжением была возложена обязанность обеспечивать соблюдение требований промбезопасности;
  • руководителей организации, их заместителей, главного инженера, главных специалистов, если они:
    • знали о нарушении, но не приняли мер по его устранению;
    • дали указания, противоречащие правилам безопасности;
    • взяли на себя непосредственное руководство работами, не обеспечив соблюдение правил безопасности.

Специалисты по промбезопасности нередко задаются вопросом: грозит ли им ответственность за нарушения? Да, грозит, если в должностной инструкции есть обязанность обеспечивать соблюдение требований безопасности. Если же специалист делал все возможное, чтобы уведомить руководство об имеющихся нарушениях, то, скорее всего, наказание ему не грозит.

Разъяснения: Административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

  • Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» в целях обеспечения безопасности граждан предусмотрена обязанность руководителей организаций принимать меры к антитеррористической защищенности объектов (территорий), препятствующие совершению террористического акта.
  • Требования антитеррористической защищенности конкретных объектов (территорий) утверждаются Правительством Российской Федерации и являются обязательными для исполнения руководителями организаций и ведомств.
  • Федеральным законом от 16 декабря 2019 года № 441-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» установлена административная ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий).

Так, глава 20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ, Кодекс) дополнена статьей 20.

35, частью 1 которой предусматривает ответственность за нарушение требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) либо воспрепятствование деятельности лица по осуществлению возложенной на него обязанности по выполнению или обеспечению требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи, статьями 11.15.1 и 20.30 настоящего Кодекса, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

Частью 2 статьи 20.35 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение аналогичных действий в отношении объектов (территорий) религиозных организаций, если эти действия не содержат признаков уголовно наказуемого деяния.

В случае нарушения требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий), а также воспрепятствования деятельности лиц, уполномоченных на их выполнение или обеспечение (при отсутствии признаков уголовно наказуемого деяния), предусматривается штраф: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификация на срок от шести месяцев до трех лет; для юридических лиц — от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.

За аналогичные правонарушения в отношении объектов (территорий) религиозных организаций размер штрафа составит: для граждан — от трех тысяч до пяти тысяч рублей; для должностных лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; для юридических лиц — от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Законом предусмотрено, что положения части 2 статьи 20.35 КоАП РФ вступают в силу с 1 мая 2020 года.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных названной статьёй, относятся к подведомственности судей (часть 1 статьи 23.1 Кодекса).

Правом составлять протоколы об указанных административных правонарушениях наделяются в пределах своих полномочий должностные лица органов внутренних дел (полиции), должностные лица федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области безопасности Российской Федерации, его территориальных органов, а также должностные лица войск национальной гвардии Российской Федерации (пункты 1, 56, 103 части 2 статьи 28.3 Кодекса).

Версия для печати

Ссылка на основную публикацию