Статья 17. поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования

Статья 17. Поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования Согласно ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от отношения к религии, запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам религиозной принадлежности.

  •  Исходя из норм Конституции РФ, никто не вправе препятствовать распространению религиозных взглядов, мешать их пропаганде, совершению религиозных ритуалов, так же как и распространению атеистических взглядов.
  •  Рассмотрим основные блоки проблемы и правовые нормы, знание которых необходимо педагогу для того, чтобы: правильно реагировать на поведение обучающихся, желающих следовать религиозным требованиям в процессе обучения, и их родителей (иных представителей); определять границы выражения собственных религиозных убеждений в рабочее время; регулировать конфликты между учащимися класса, коллегами и администрацией, выстраивать правомерные отношения с ними.
  •  Взгляды обучающихся и их родителей, исповедующих ту или иную религию, не всегда соответствуют тем знаниям о происхождении, устройстве, природе мира и человека, усвоение которых предусмотрено реализуемыми образовательными программами.

 Статья 4 Федерального закона от 26.09.

1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» устанавливает, что в соответствии с конституционным принципом отделения религиозных объединений от государства государство не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убеждениями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания. Следовательно, родители обучающихся имеют право требовать, чтобы школа не мешала им воспитывать ребенка в той вере, которой они придерживаются.

 Родители нередко возражают против того, чтобы степень усвоения информации по тем или иным вопросам учитывалась при оценке уровня подготовленности их ребенка по предмету, и предъявляют соответствующие требования к учителю: например, не снижать оценки их ребенку за то, что он не знает общепризнанной теории происхождения человека.

 Свое несогласие с таким требованием учитель может аргументировать тем, что согласно законодательству об образовании он преподает и оценивает знания ребенка в соответствии с требованиями образовательных программ, принятых образовательным учреждением, и государственных стандартов. Поскольку Российская Федерация является светским государством, общедоступное образование в государственных и муниципальных школах по основным программам может быть исключительно светским, построенным на основе единых стандартов (ст. 19 и 28

Конституции РФ и ст. 2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании»).

 Учитель не должен и не имеет права корректировать требования принятых учреждением образовательных программ.

У родителей есть право выбрать для ребенка образовательное учреждение, осуществляющее свою деятельность с учетом воззрений той или иной религии, либо обжаловать положения законодательства, устанавливающего обязательность светского образования, а равно и содержание программ в суде, если они считают, что нарушены их права на свободу вероисповедания.

 Подобные попытки предпринимались. Например, ученицей старших классов средней школы был подан в суд иск к Министерству образования и науки РФ с обжалованием содержания программ в части происхождения человека.

Фактически она требовала запретить преподавание теории Чарльза Дарвина как доминантной и рассматривать ее наравне с религиозными представлениями о происхождении человека, изменить школьную программу таким образом, чтобы эволюционные и креационные теории происхождения человека не противопоставлялись друг другу. Суд в иске отказал, руководствуясь законом.

 Если бы соответствующих положений Конституции и законов не было, подобные просьбы были бы юридически весомыми. В условиях же действующего правопорядка школьные программы являются обязательными и для учителей, и для учащихся.

Знания, умения, навыки учащихся оцениваются в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов, а критерии оценок являются едиными для всех.

Учащийся, не освоивший определенную часть образовательной программы, не может считаться освоившим всю программу и не может быть аттестован.

 Однако не следует путать освоение программы и положительную оценку за усвоенные знания.

Ребенок может отлично знать все то, что требует от него общеобразовательная программа, но быть не согласным с изучаемым, считать это неверным. За такое негативное отношение к изучаемому материалу снижать ребенку оценку нельзя.

Общеобразовательные стандарты предусматривают лишь требования к наличию определенных знаний, навыков, умений.

Если ребенок владеет ими, он должен быть аттестован и получить соответствующую его знаниям оценку, даже если считает изученное неверным.

 Несмотря на светский характер нашего государства и образования в нем, религия как важное культурное явление в тех или иных аспектах изучается в рамках отдельных дисциплин: религиоведения, истории, мировой художественной культуры и др. Проводятся как обязательные, так и факультативные занятия.

 Отдельной темой рассмотрения является преподавание предметов, связанных с религиозными взглядами отдельных конфессий.

В ряде школ десяти российских регионов был введен предмет «Основы православной культуры» в качестве «регионального компонента» (региональной составляющей основной программы).

При этом в половине регионов предмет был введен факультативно, а в половине – в качестве обязательного.

 Разгорелись жаркие споры о том, нарушает ли введение такого предмета права граждан на свободу вероисповедания.

Сторонники его преподавания настаивали на том, что предмет этот – сугубо культурологический – должен способствовать лучшему пониманию истории и культуры России; не направлен на приобщение к религии; способствует сохранению национальной идентичности; введен по инициативе гражданского общества (что уникально), которое заинтересовано в подобном образовании; благожелательно воспринят большинством родителей. Кроме того, религиозную рознь данный предмет не обостряет, поскольку православие учит любви в т. ч. к иноверцам. В его рамках даются также знания об общности различных течений христианства, о взаимном уважении ряда догматов в христианстве, мусульманстве, иудаизме. Как религия отделена от государства, так и атеизм должен быть отделен от него. Светскость государства предполагает соблюдение принципа нейтральности, при котором ни государство, ни образовательная система не являются апологетами не только религии, но и атеизма, не проводят антирелигиозную пропаганду. Подчеркивается нравственно-воспитательный потенциал предмета, в отличие от научно-ориентированного обучения. Признанные религии содействуют укреплению норм нравственности и социальной стабильности, что является не только религиозной, но и общесоциальной целью.

 Противники же утверждали, что принудительное обучение определенной религии нарушает свободу религиозного самоопределения, принцип светскости образования.

Высказываются опасения, что преподавание предмета станет обучением Закону Божьему, а сам предмет – не культорологическим, а религиозным, что может вызвать межрелигиозную, межконфессиональную и меж¬этническую напряженность в обществе, привести к разделению, дискриминации по религиозному признаку.

Наша страна многоконфессиональна, более правильным является изучение основ различных религиозных учений, и человек должен иметь право самостоятельно выбирать, какому из них симпатизировать.

 Против введения курса «Основы православной культуры» выступают неправославные семьи, а также члены научного и правозащитного сообщества.

Избирательное преподавание вероучения или религиозного культа какой-либо одной конфессии при отсутствии возможности изучения всех других религий, к которым могут принадлежать учащиеся или их семьи, нарушает равноправие, является прямой дискриминацией по религиозному признаку.

Кроме того, согласно Федеральному закону «О свободе совести и о религиозных объединениях» никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению: при определении своего отношения к религии (что маловероятно при обязательном ее изучении), и ее обучению (что нарушается).

Запрещается обучение религии малолетних вопреки их воле и без согласия родителей или лиц, их заменяющих. Данные положения закона также не учитываются при введении данного предмета в качестве обязательного.

 Высшие должностные лица государства (В. Путин, В. Фурсенко) выразили мнение о том, что все же должен разрабатываться скорее курс истории религий, чем только основ православия.

 На наш взгляд, обязательное преподавание данного предмета не является законным.

 Статья 5 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» действительно устанавливает, что каждый имеет право на получение религиозного образования «по своему выбору индивидуально или совместно с другими».

По просьбе родителей или лиц, их заменяющих, с согласия детей, обучающихся в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, администрация указанных учреждений по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления предоставляет религиозной организации возможность обучать детей религии вне рамок образовательной программы. Под «образовательной программой» представляется правильным (исходя из смысла закона) понимать лишь обязательную часть программы, исключая элективные предметы (т. е. те обязательные предметы, замена которых допускается «по выбору»).

 Таким образом, в общеобразовательной школе в качестве предмета «по выбору» может преподаваться любая религия. Организационные требования к такому преподаванию: обязательное согласие родителей и детей и возможность выбора предмета обучения.

Следует обратить внимание и на то, что обучение может проводиться религиозными организациями.

Фактически это означает, что обучение возможно не любой вере, а лишь религии, организации которой соответствуют закону. Это обстоятельство отсекает возможность преподавания в школе представителями тех структур, которые существуют все легального признания*.

Данное положение законодательства было конкретизировано в приказе Минобразования России от 01.07.

2003 № 2833 «О предоставлении государственными и муниципальными образовательными учреждениями религиозным организациям возможности обучать детей религии вне рамок образовательных программ».

В частности, еще раз разъяснено, что инициатива обучения должна исходить не от школы или учителя, а от родителей ребенка, при этом рекомендовано оформлять их просьбу в виде письменного заявления на имя администрации образовательного учреждения.

Данную рекомендацию не следует оставлять без внимания.

Поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования

  • Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ поддерживают соотечественников в деле сохранения и развития их культурного наследия и языка, являющихся неотъемлемыми элементами самобытности соотечественников, в получении ими равного доступа к образованию на всех уровнях и на родных языках и предпринимают с этой целью соответствующие действия в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ с учетом законодательства иностранных государств.
  • Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ осуществляют всестороннее сотрудничество с национально-культурными автономиями соотечественников в иностранных государствах, в которых существуют указанные автономии.
  • Соотечественникам для удовлетворения культурных, научных и информационных потребностей предоставляется возможность использовать российские центры науки и культуры в иностранных государствах.
  • В целях содействия соотечественникам в сохранении и развитии ими своего культурного наследия органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ:
  • 1) оказывают помощь культурным центрам, культурно-просветительским организациям, библиотекам, архивам, музеям, театрам, музыкальным и хореографическим ансамблям, художественным студиям и другим профессиональным и любительским творческим коллективам соотечественников;
  • 2) способствуют изучению культурного наследия соотечественников;
  • 3) содействуют всем видам культурного обмена между Российской Федерацией и соотечественниками.
  • Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ способствуют сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов РФ, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами РФ, законодательством РФ с учетом законодательства иностранных государств.
  • Органы государственной власти РФ и органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с законодательством РФ способствуют получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в РФ.
  1. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами РФ, предоставляется наравне с гражданами РФ право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:
  2. 1) гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для лиц, состоявших в гражданстве СССР;
  3. 2) проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или РФ, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для выходцев (эмигрантов);
  4. 3) родство по прямой восходящей линии с указанными лицами — для потомков соотечественников;
  5. 4) проживание за рубежом — для всех указанных лиц.
  6. При этом на соотечественников, не являющихся гражданами РФ не распространяются особые права при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета, предоставляемые отдельным категориям граждан РФ в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 года N 273-ФЗ «Об образовании в РФ», если иное не предусмотрено международным договором РФ.
Читайте также:  Статья 12. право на участие в осуществлении военно-технического сотрудничества

В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства.

РФ содействует получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов РФ, включая изучение российской истории и российского культурного наследия.

С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, учебных пособий и программ с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания соотечественников и снабжению такими учебниками, учебными пособиями и программами соотечественников.

РФ в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит линию на выработку с государствами их проживания согласованной политики в области образования, заключает международные договоры о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях.

РФ, признавая роль религиозных организаций в консолидации соотечественников, содействует социально значимым инициативам религиозных организаций в оказании духовной помощи соотечественникам, сохранении их родных языков и культуры.

Соотечественникам

Федеральный Закон РФ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» определяет, что соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, религии, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.

К категории «соотечественники за рубежом» (далее – соотечественники) относятся:

  • граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами Российской Федерации;
  • лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
  • выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства либо имеющие вид на жительство или ставшие лицами без гражданства;
  • потомки лиц, принадлежащих к вышеуказанным группам.

Подтверждение статуса соотечественника

Соотечественники, проживающие за рубежом и имеющие среднее (полное) общее образование, полученное в образовательных учреждениях государств проживания, могут поступать в СПбПУ на общих с гражданами России основаниях при условии представления ими документов, подтверждающих их статус соотечественников, а именно:

  1. оригинал и копия личного свидетельства о рождении;
  2. оригинал и копия свидетельства о рождении матери или отца, подтверждающих их рождение в СССР или РСФСР.

Если у матери/отца менялась фамилия, то для использования их копии свидетельства о рождении, как подтверждающего документа, необходимо также предоставить копию свидетельства о смене фамилии.

Если абитуриент-соотечественник родился на территории Российской Федерации или на территории СССР, то достаточным для подтверждения статуса соотечественника будет являться оригинал и копия личного свидетельства.

Обратите внимание! Все документы должны быть представлены на русском языке. Для всех документов на иностранном языке или документов, содержащих отдельные фразы на иностранном языке должны быть сделаны нотариально заверенные переводы.

Для поступления в СПбПУ абитуриенту-соотечественнику необходимо в указанные сроки приема предоставить комплект обязательных документов для граждан РФ и документы, подтверждающие статус соотечественника в Приемную комиссию.

Абитуриенты-соотечественники имеют право поступать как по результатам ЕГЭ (при наличии), так и по результатам вступительных испытаний .

Религия в школе: проект нового закона «Об образовании» / Статьи / Патриархия.ru

10 января 2011 г. 09:30

Статья заведующего лабораторией мировоззренческих и духовно-нравственных основ воспитания Института семьи и воспитания Российской академии образования, доктора педагогических наук И. Метлика, опубликованная в первом номере Журнала Московской Патриархии за 2011 год.

***

На протяжении 2010 года продолжалась работа над новым Федеральным законом «Об образовании», который должен заменить ныне действующий закон с тем же названием. Поправки в подготовленный проект закона обсуждались и готовились во многих государственных и общественных организациях.

Не осталась в стороне и Русская Православная Церковь, поскольку данный закон регулирует важнейшую сферу общественных отношений, значимую как для многих церковных учреждений, так и для православного сообщества в целом, граждан, семей в нашей стране, выражающих свою принадлежность или предпочтительное отношение к Церкви. Поправки в законопроект готовились в нескольких Cинодальных учреждениях, включая Синодальный отдел религиозного образования и катехизации с привлечением церковных специалистов и работников государственных научных организаций, в том числе автора настоящей статьи.

Среди поправок можно условно выделить несколько групп. Это нормы, касающиеся функционирования духовных школ, регулирования деятельности, финансовых и иных материальных условий работы негосударственных или, согласно терминологии проекта, частных образовательных учреждений (православных гимназий и т.п.).

Есть и группа поправок, связанная с гарантиями и регулированием религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях или религиозного компонента образования Русской Православной Церкви в составе основных образовательных программ дошкольного, общего и профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами. Речь идет о преподавании конфессионально ориентированных учебных дисциплин, курсов, модулей в учреждениях различного типа, вида и уровня образования в соответствии с образовательными запросами граждан, семей, обучающихся. В системе профессионального образования, в высшей школе это, прежде всего, православная христианская теология. В общеобразовательной школе — учебные курсы православной культуры, а также соответствующие курсы, занятия, образовательные или воспитательные программы в дошкольных учреждениях, колледжах, вузах, в учреждениях подготовки и повышения квалификации педагогических кадров, дополнительного образования детей.

В статье я затрону только проблему правовых условий преподавания православной культуры в общеобразовательной школе и в связи с этим — духовно-нравственного воспитания детей в системе общего образования.

От того или иного ее решения в новом законе будут зависеть возможности реализации религиозного образования и в других перечисленных образовательных учреждениях.

Особая актуальность этой проблемы обусловлена еще и тем, что это общее, обязательное для всех детей в нашей стране обучение и воспитание (с 2007 года — все 11 классов).

Понятие «религиозное образование» в интерпретации законопроекта

В соответствии с терминологией законопроекта понятие «религиозное образование» может быть определено как целенаправленный процесс воспитания и обучения, осуществляемый на религиозной мировоззренческой основе и при участии централизованных религиозных организаций.

Возможно и другое видение, когда религиозное образование интерпретируется как образование на религиозной мировоззренческой основе, на основе определенного религиозного вероучения, вероисповедания, как совокупность знаний в области соответствующего вероучения и вероисповедания, но без ключевой фразы «с участием религиозной организации».

Такой подход без четкого соотнесения религиозного образования с религиозной организацией как субъектом права, правоотношений, юридическим лицом является не просто неудовлетворительным, а прямо опасным не столько для религиозных организаций, которые при этом юридически утрачивают контроль над ним, но в большей степени для получателей религиозного образования и особенно того его типа, который ориентирован на запросы, потребности мирян, светских людей, наших семей, граждан, учащихся. Контроль религиозной организации над духовным образованием или «обучением религии» (катехизацией) хотя бы закреплен в законе «О свободе совести и религиозных объединениях» (ст. 5, 19). А религиозное образование в светской школе, в государственных и муниципальных образовательных учреждениях при таком его определении остается «бесхозным», его смогут разрабатывать и проводить любые организации, которых допустит к этому государство. И будут ли это именно религиозные организации, в том числе Русская Православная Церковь? Родители школьников не получат никаких гарантий, что их дети на уроках по православной культуре изучают историю, культуру Православия так, как она понимается в Русской Православной Церкви. Учебный предмет может называться так же, но это будет история и культура Православия, Русской Православной Церкви в понимании неких специалистов по религиозной культуре (даже не по религиоведению) в каком-нибудь «христианском институте», «христианской академии» и подобных местах непонятной конфессиональной принадлежности. Подобные структуры, действующие под лозунгом неконфессионального религиозного образования, уже формируются при молчаливой поддержке противников восстановления в нашей школе подлинного религиозного образования.

Читайте также:  Глава 3. статус адвоката

Гарантию того, что ребенок под названием православной культуры будет изучать в школе действительно культуру и традиции Церкви, может дать только установление юридической связи между содержанием образования и подготовкой учителя и уполномоченной организацией Русской Православной Церкви.

Эта организация должна быть правовым партнером других участников образовательного процесса, а именно: органов управления образованием разного уровня, школы, учителей, родителей школьников.

Необходим своего рода «штамп» организации Русской Православной Церкви на учебнике по православной культуре, программе подготовки учителя, требуется получение им рекомендации или конфессионального представления от Русской Православной Церкви.

Только в этом случае родители школьников, если у них возникнут какие-то вопросы о содержании образования или работе учителя, будут знать, куда идти и кому их задавать.

Именно таким образом при согласовании по установленным юридически процедурам содержания образования, программ подготовки и кандидатур учителей осуществляется преподавание религий в светской школе большинства стран Европы.

Участие конфессий в этом преподавании и осуществление последнего на основе соответствующих вероучений гарантированы на законодательном уровне.

Например, в Германии — в федеральной Конституции: «Без ущерба для права надзора со стороны государства религиозное обучение проводится в соответствии с принципами религиозных общин» (ч. 3 ст. 7).

Конечно, в Европе, как и у нас в стране, есть желающие разрушить эту практику, отделить религиозные организации от светской школы как социального института. Этому и служат обоснования «неконфессионального религиозного образования», то есть религиозного образования без религиозных организаций.

Согласно структуре законопроекта, определение религиозного образования можно дать в первой главе «Общие положения», в ст. 2 «Основные понятия и термины, применяемые в настоящем федеральном законе».

В эту же статью предлагается поместить определение конфессионального представления как документа, выданного централизованной религиозной организацией в установленном настоящим федеральным законом порядке.

Правовые гарантии религиозного образования

Представляется необходимым включить в законопроект отдельную статью, устанавливающую основные правовые нормы реализации такой концепции религиозного образования, в указанном выше понимании в связи с определенной религиозной организацией.

Эта статья может помещаться в главе 17 «Особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся».

В нее следует интегрировать основные нормы реализации концепции религиозного образования в его полном, целостном понимании как:

  1. профессионального религиозного (духовного) образования в целях подготовки служителей и религиозного персонала;
  2. «обучения религии» или катехизации в целях освоения правил и норм практического участия в религиозной жизни общины;
  3. религиозно-культурологического образования, преподавания религиозной культуры в государственных, муниципальных, частных образовательных организациях по выбору родителей несовершеннолетних учащихся или самих учащихся с определенного возраста (в средней школе со старшей ступени). Этот вид религиозного образования направлен на систематическое изучение определенной религиозной культуры, традиции так, как она понимается и сохраняется в соответствующей религиозной общине. Получение такого образования, в отличие от первых двух видов, не требует от учащегося определенной мировоззренческой самоидентификации, обязательного участия в религиозных службах, вовлечения в религиозную организацию.

Прежде всего, в статье необходимо определить тот самый вид религиозного образования, который реализуется в светской школе, в составе основных образовательных программ общего, профессионального, дошкольного и других типов образования в соответствии с государственными образовательными стандартами.

Религиозное образование является мировоззренческим, поскольку основывается на определенном мировоззрении и соответствующей системе морали. Оно направлено как на освоение учащимся знаний об определенной религии, религиозной традиции, культуре, так и на его приобщение к этой культуре, соответствующее духовно-нравственное воспитание.

Конституция Российской Федерации исключает установление любой государственной или обязательной идеологии (ст. 13) и религии (ст. 14), поэтому общее образование и общественное воспитание не могут основываться на какой-либо одной идеологии или религии. Мировоззренческое образование и воспитание в системе общего образования возможны, но только на добровольной основе.

Отметим, что мировоззренческими являются также и курсы религиоведения, истории религий и т.п., поскольку кроме фактических знаний о религиях они формируют и отношение учащихся к религии, содержат «объяснения» религии: ее происхождения, изменений, развития.

В последнем случае — на основе нерелигиозных мировоззренческих подходов (эволюционизм, позитивизм или иное в сочинениях конкретного философа-религиоведа).

Необходимо закрепление гарантии религиозного образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях, но с принципиальным ограничением: по выбору обучающихся или родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся. В ст.

133 содержатся нормы о духовных школах и возможности реализации в них программ профессионального образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, но не установлено никаких гарантий в отношении религиозного образования в государственной и муниципальной школе.

В данном случае законопроект не соответствует существующей практике. По данным Общественной палаты Российской Федерации, еще в 2006-2007 учебном году курсы религиозной культуры, фактически религиозного образования, изучали уже около миллиона учащихся государственных и муниципальных школ.

При этом доля школьников, изучающих курсы православной культуры из соответствующей национально-культурной группы, была почти вдвое меньше, чем процент изучающих исламские курсы, и на порядок меньше, чем курсы по иудаизму, преподающиеся в основном в отдельных государственных и муниципальных школах с национальным компонентом образования [1].

Имея в виду оценки экспертов и суждения ряда руководителей образования в регионах, совет Общественной палаты РФ тогда же рекомендовал Министерству образования и науки «выйти с законодательным предложением по правовому закреплению в федеральном законодательстве, с необходимой степенью детализации, порядка изучения религий в государственной и муниципальной системе образования на религиозной мировоззренческой основе с участием религиозных организаций» [2]. Эти рекомендации были подготовлены в ответ на обращение в Общественную палату РФ самого министра образования и науки.

Не соответствует законопроект в этом отношении и проводимому федеральному эксперименту по апробации комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики». На встрече со Святейшим Патриархом Кириллом и лидерами других российских религиозных организаций 21 июля 2009 года Президент Российской Федерации Д.А.

Медведев положительно оценил практику изучения религиозных культур в регионах во взаимодействии с религиозными организациями: «В большинстве субъектов Федерации имеется довольно значительный опыт взаимодействия местных властей и религиозных объединений, в том числе в сфере школьного образования.

И преподавание основ традиционных религий для них уже далеко не новость, не какая-то экзотика, как это было в начале 90-х годов, а успешно осуществляемые программы» [3].

По итогам встречи Президент дал поручение Правительству РФ обеспечить введение в 2010 году в 18-ти субъектах РФ в общеобразовательных учреждениях «новых предметов для изучения учащимися по их выбору или по выбору их родителей (законных представителей)» [4]. В числе этих предметов по выбору — «Основы православной культуры».

Добавлю к этому, что в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования уже введена новая предметная область духовно-нравственной направленности, включающая учебные предметы (модули) по основам религиозных культур (православия, ислама, буддизма, иудаизма) по выбору родителей школьников [5].

Таким образом, на практике такое религиозное или религиозно-культурологическое образование уже присутствует в российской государственной и муниципальной школе. Поэтому и необходимо его правовое закрепление в профильном законе — «Об образовании».

Кроме гарантии религиозного образования в государственной и муниципальной школе в статье должны быть установлены основные предметы взаимодействия религиозной организации с учредителями школ — государственными и муниципальными организациями, органами управления образованием. К этим предметам совместного ведения относятся: содержание образования, содержание подготовки педагогических работников и нормы их допуска к преподаванию.

Соответственно, в статье должны быть пункты (части статьи) о том, что:

  • содержание образовательных программ, учебных курсов, дисциплин, предметов, модулей религиозного образования, учебных пособий («конфессионально ориентированных» или «религиозного компонента образования») должно быть согласовано с соответствующей централизованной религиозной организацией;
  • содержание образовательных программ подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических работников по указанным образовательным программам, учебным курсам и т.д. также должно быть согласовано с соответствующей централизованной религиозной организацией;
  • педагогические работники вправе преподавать такие программы, учебные курсы, дисциплины, предметы, модули с момента выдачи им конфессионального представления соответствующей централизованной религиозной организацией.

В современной педагогике, теоретических обоснованиях образовательной практики и при ее реализации каждое слово в обсуждаемом законопроекте может иметь принципиальное значение.

Нынешние условия требуют все большего внимания к юридическому сопровождению интересов Русской Православной Церкви, которые неразрывно связаны с жизненными интересами православного сообщества, составляющего более половины населения нашей страны.

Нельзя забывать и о том, что законотворчество в демократическом государстве — это всегда не только профессиональный юридический процесс. На него могут и должны активно влиять общественность, группы поддержки гражданского участия.

Согласованные усилия профессионалов и церковной общественности позволят решить проблему обеспечения правовых гарантий религиозного образования в российской школе.

Примечания:

Читайте также:  Статья 100. Сроки заявления о морском протесте

1 Предварительные результаты мониторинга соблюдения принципов свободы совести и вероисповедания при изучении учебных курсов по истории и культуре религий в государственных и муниципальных общеобразовательных учреждениях в регионах Российской Федерации. 24.04.2007 // http://www.oprf.ru/structure/comissions2006/11/materials/1896; Доклад Общественной палаты РФ «О состоянии гражданского общества в Российской Федерации» 2007 г. С. 46 // http://www.oprf.ru/files/final.pdf.2 Предложения совета Общественной палаты РФ по вопросам изучения религиозной культуры в системе образования от 29 ноября 2006 г., п. 4.3 // http://www.oprf.ru/publications/documents/resolutions/1963.3 Стенографический отчет о совещании по вопросам преподавания в школах «Основ религиозной культуры и светской этики» и введения в Вооруженных силах РФ института воинских и флотских священнослужителей // http://www.kremlin.ru/text/appears/2009/07/220032.shtml.4 Поручение Президента РФ Д.А. Медведева от 2.08.2009 г. Пр-2009 // http://www.oodvrs.ru/article/index.php?id_page=17&id_article=1161.5 Общее образование. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Примерная основная образовательная программа начального общего образования // http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/.

Кого признают соотечественником в Российской Федерации

  • А.Докучавева
  • Федеральный закон «О государственной политике в отношении соотечественников, проживающих за рубежом» (далее- Закон о соотечественниках) в статье 1 дает следующее определение понятия «соотечественник»:
  • «Статья 1. Понятие соотечественника

(в ред. Федерального закона от 23.07.2010 N 179-ФЗ)

  1. Соотечественниками являются лица, родившиеся в одном государстве, проживающие либо проживавшие в нем и обладающие признаками общности языка, истории, культурного наследия, традиций и обычаев, а также потомки указанных лиц по прямой нисходящей линии.
  2. Соотечественниками за рубежом (далее – соотечественники) являются граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации.
  3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:

лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;

выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.»

Не возникает вопросов, что граждане России, постоянно проживающие за рубежом, являются соотечественниками. Это закреплено во втором пункте процитированной статьи.

  1. Для многомиллионной российской диаспоры за рубежом важно какие иностранные граждане (либо лиц без гражданства – ЛБГ) считают  в России соотечественниками, проживающими за рубежом.
  2. Это определение используется при применении Закона о соотечественниках и связанных с ним других законодательных актах, в том числе, в «Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» (далее – Госпрограмма переселения).
  3. Рассмотрим более подробно определение соотечественника (не гражданина России), проживающего за рубежом, данное в статье 1 Закона о соотечественниках.
  4. К соотечественникам закон относит следующих лиц:

во-первых, это лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации (т.е. соотечественники определяются по этническому признаку – по принадлежности к народам, исторически проживавшим в России);

во-вторых, это лица, сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации (в период существования и когда-то выехали из России в территории, которые стали новыми независимыми государствами при разрушении СССР, или в страны «дальнего зарубежья», став эмигрантами, (т.е. соотечественники определяются независимо от этнической принадлежности, но – по территориальному признаку проживания предков в России).

  • При этом о предках соотечественника, названных в определении, говориться, что они  ранее проживали на территории России (в период Российского государства Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации), затем выехали и:
  • – проживают (проживали) в бывших союзных республиках, имеют (имели) их гражданство или являются (являлись) ЛБГ, а в бытость СССР были его гражданами; или
  • – проживают (проживали) в странах «дальнего» зарубежья, имеют (имели) их гражданство или остались ЛБГ, являются выходцами (эмигрантами) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, гражданство (подданство) которых имели.
  • Если коротко, то – соотечественником признается лицо, имеющее одно из двух (или оба) основания:
  • по национальности (этнической принадлежности) относящегося к исторически проживавшим в России народам;
  • по предку, ранее проживавшему в России, но эмигрировавшему за пределы страны (СССР, Российской империи) или выехавшего в бывшие союзные республики (в бытность СССР).

Этническое основание признания российским соотечественником очень зыбкое. Четко определить принадлежность «соотечественника» к народам России, мешает отсутствие официального перечня «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации». Такой научно обоснованный документ

Если бы такой перечень существовал, то определение в этой части могло бы  выглядеть вполне определенно, а именно, быть таким, например,: «Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, в соответствии с Перечнем, определенным Правительством Российской Федерации», – без оговорки «как правило», очень неудобной для законодательного акта. А пока такого перечня не существует, первая часть определения «соотечественник» остается декларацией, а не юридической нормой, которую можно употребить при реализации того или иного права соотечественника.

В то же время принадлежность к соотечественникам по предку можно подтвердить документально.

Такое подтверждение необходимо, например, если соотечественник хочет воспользоваться правом на получение образования в российских учебных и научных учреждениях наравне с гражданами России.

В соответствии со статьей 17 Закона о соотечественниках «Поддержка соотечественников в области культуры, языка, религии и образования» отношение к соотечественникам подтверждают следующие документы:

  1. для лиц, проживающих в бывших союзных республиках:
  2. 1) проживание в прошлом на территории России;
  3. 2) наличие в прошлом гражданства СССР;
  4. 3) гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления:
  5. – для выходцев (эмигрантов):
  6. 1) проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации;
  7. 2) имевшуюся соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории;
  8. 3) гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления;
  9. для потомков соотечественника  – в дополнение к вышеназванным -подтверждающие родство по прямой восходящей линии с указанными выше лицами;
  10. – для всех указанных лиц  – проживание за рубежом.

Какого-либо одного документа, принадлежности к соотечественникам (например, как карта поляка) не существует. Свидетельство соотечественника, которое предполагалось в первой редакции Закона о соотечественниках 1999 года, было исключено из него в 2010 году.

Для части соотечественников, ставших участниками Госпрограммы переселения, удостоверением их принадлежности к соотечественникам является свидетельство участника данной программы. Хотя есть немало вопросов к тому, кто и как получают доступ в эту Госпрограмму.

Участники Госпрограммы – это далеко не все, кто считает (самоидентифицирует) себя российским соотечественником, доказывая это самоопределение своей «общественной либо профессиональной деятельностью по сохранению русского языка, родных языков народов Российской Федерации, развитию российской культуры за рубежом, укреплению дружественных отношений государств проживания соотечественников с Российской Федерацией, поддержке общественных объединений соотечественников и защите прав соотечественников либо иными свидетельствами свободного выбора данных лиц в пользу духовной и культурной связи с Российской Федерацией».

Именно такой общественной деятельностью доказывается принадлежность к соотечественникам, если следовать статье 3 «Признание и подтверждение принадлежности к соотечественникам» в Законе о соотечественниках.

 Без всякой формализации и документирования к соотечественникам за рубежом относят членов общественных объединений, действующих в названных направлениях более, чем в 90 странах мира, присылающих своих представителей на Всемирные конгрессы соотечественников.

Фактически их признают соотечественниками сотрудники дипломатических представителей России, утверждающие списки делегатов.

Того, кто может участвовать в Госпрограмме переселения как соотечественник, определяет сотрудник диппредставительства или временной рабочей группы МВД, прикомандированный к диппредставительству.

При этом опираются на определение Закона о соотечественниках. Конкретных требований к претенденту на участие в Госпрограмме переселения, чтобы его считали соотечественником, не сформулировано.

Подразумевается, что он должен свободно владеть русским языком.

Однако владение русским языком как единственный критерий для того, чтобы считаться соотечественником, в Законе о соотечественниках не значится. Но не известно, чтобы от кого-либо попросили представить документы, подтверждающие наличие предков, происходящих из России, как основание признания соотечественников.

Не требуют и предоставления документов, свидетельствующих об этнической принадлежности. Можно было бы установить в разъясняющих инструкциях, что к соотечественникам, должны быть отнесены представители государствообразующего народа России, народов, имеющих национально- административные образования, коренных народов (Перечень коренных малочисленных имеется).

Наверно, надо бы учесть и украинцев, и белорусов в числе тех, кто может стать участником Госпрограммы, как народов с культурой, близкой  государствообразующему народу.

Но, как говорилось выше, пока нет Перечня «народов, исторически проживающих на территории Российской Федерации», написание инструкции для Госпрограммы по определению соотечественника в связи с его этничностью, очень затруднительно.

Необходима реконструкция определения «соотечественник» в Законе о соотечественниках, что требуется не только для корректного выделения субъекта Госпрограммы переселения, но и для обсуждаемого проекта закона о репатриации.

Ссылка на основную публикацию