Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию российской федерации (статьи 18 — 24)

Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию российской федерации (статьи 18 - 24) Предметом регулирования нового закона являются отношения, связанные с ввозом, вывозом товаров, их перевозкой по территории РФ под таможенным контролем, временным хранением, таможенным декларированием, выпуском и использованием в соответствии с таможенными процедурами, проведением таможенного контроля, взиманием и уплатой таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин. Кроме того, документом определены права и обязанности лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела и др. Новый закон состоит из 68 глав, в то время как его предшественник только из 47. В числе нововведений стоит выделить возможности: использования «реестрового обеспечения» таможенного представителя при таможенном декларировании товаров, выдачи предварительных решений по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров, освобождения добросовестных компаний от предоставления обеспечения исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, представления предварительной информации на английском языке. Закон принят в связи с вступлением в силу с 01.01.2018 года Договора о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза (далее — ТК ЕАЭС). ТК ЕАЭС содержит отсылочные нормы, согласно которым регулирование ряда правоотношений, либо установление дополнительных условий, требований или особенностей нормативного правового регулирования должно определяться на уровне национального законодательства государств — членов ЕАЭС.

Законом установлены особенности таможенного регулирования в России в соответствии с положениями права ЕАЭС. В нём реализована значительная часть отсылочных норм ТК ЕАЭС, направленных на совершенствование таможенного администрирования и упрощение совершения таможенных операций.

Поправки направлены на обеспечение соблюдения прав и законных интересов лиц в связи с экспортом и импортом товаров, создание условий для развития внешнеэкономической деятельности и др.

Новый закон включает в себя в числе прочего положения, предусматривающие, что таможенные пошлины, налоги в отношении товаров для личного пользования могут быть уплачены с использованием программных и (или) технических средств в рамках платёжной системы, оператором которой является оператор таможенных платежей, а также наличными денежными средствами в кассу таможенного органа.

Кроме того, оплата таможенных пошлин физлицами в отношении товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях станет возможна в отделениях «Почты России».

Сокращены сроки выдачи предварительных решений о стране происхождения и классификации товара. В частности, решения о классификации товара таможенные органы будут принимать в течение 60 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии предварительного решения о классификации товара. Раньше этот срок составлял 90 дней. При этом предварительное решение о классификации товара будет действовать в течение 5 лет со дня его принятия (вместо 3 лет). Также появится возможность получать предварительное решение о происхождении товаров. Такие решения будут выдаваться на каждое наименование товара, ввозимого на таможенную территорию ЕАЭС из конкретной страны. Их тоже выдадут не позднее 60 календарных дней со дня регистрации заявления. Ещё можно будет получить предварительное решение по вопросам применения методов определения таможенной стоимости ввозимых товаров. Такое решение таможенный орган примет не позднее 30 календарных дней со дня регистрации заявления. Да, например, поправками реализована таможенная процедура свободного склада. В соответствии с этой процедурой товары размещаются и используются на свободном складе без уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, при соблюдении условий помещения товаров под эту таможенную процедуру. Установлены правила применения такой процедуры и возможность Правительства России вводить дополнительные ограничения. Таких поправок довольно много. Например, определён срок проведения камеральной проверки – 90 календарных дней, и этот срок может быть продлён на 120 календарных дней. Раньше подобные сроки не были определены. Разрешено передавать третьим лицам условно выпущенные товары, перемещаемые в несобранном или разобранном виде, для монтажа и наладки. Появилась отдельная норма, посвящённая проверке маркировки товаров. Новым законом предусмотрен срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей. Общий срок рассмотрения заявления о возврате авансовых платежей, принятия решения о возврате авансовых платежей и возврата авансовых платежей не может превышать 10 рабочих дней со дня, следующего за днём поступления заявления о возврате авансовых платежей в таможенный орган. В прежнем законе этот срок не был установлен и растягивался на более длительный период.

До 20 календарных дней сократился срок на получение отчёта о расходовании денежных средств, внесённых в качестве авансовых платежей (ранее этот срок составлял 30 календарных дней).

Таможенная стоимость

20.01.20

Елена Литвинова, руководитель таможенного отдела OnlogSystem

Таможенная стоимость или ТС ― одна из основных характеристик импортируемого/экспортируемого товара. Она является:

  • суммой затрат на производство товара и доставку товара до границы ЕАЭС;
  • базой для расчета таможенных платежей: ввозных/вывозных и иных видов пошлин, НДС, акцизов, сборов;
  • основанием для применения нетарифных и иных мер регулирования внешнеэкономической деятельности;
  • источником для сбора таможенной и внешнеторговой статистики.

ТС рассчитывается декларантом (грузовладельцем) или действующим по его поручению лицензированным агентом ВЭД, которым может быть:

  • таможенный представитель (брокер);
  • уполномоченный экономический оператор.

Как рассчитывается таможенная стоимость: 6 методов определения таможенной стоимости

Согласно 5 главам ТК ЕАЭС и ФЗ от 03 августа 2018 года №289-ФЗ при ввозе и Постановлению Правительства РФ №1877 от 27.12.2019 при вывозе, для определения таможенной стоимости как импортируемых, так и экспортируемых товаров определены 6 методов:

  1. по цене сделки;
  2. по цене сделки с идентичными товарами;
  3. по цене сделки с однородными товарами;
  4. метод вычитания;
  5. метод сложения;
  6. резервный метод.

Методы применяются последовательно, начиная с первого. Методы 2-6 используются только если ТС не может быть определена по предыдущему. Исключение: методы 4 и 5, которые могут применяться в любой последовательности, по усмотрению декларанта.

1. По цене сделки

Первый метод ― способ подтвердить цену сделки путем предоставления полного пакета документов, который включает в себя:

  • копию внешнеторгового контракта;
  • договор транспортно-экспедиторского обслуживания;
  • инвойс;
  • прайс-лист;
  • банковские документы;
  • товаросопроводительные документы.

Полный перечень документов утвержден п.8 Решения ЕАЭК №42 от 27 марта 2018 года(официально опубликовано на сайте ЕАЭС).

  • Расчет ТС по первому методу выполняется на основании суммы фактурной стоимости товаров, указанной в инвойсе, стоимости доставки грузов до границы ЕАЭС и попутных затрат.
  • Условно расчет таможенной стоимости по первому методу можно представить в виде формулы:
  • Раздел IV. Методы определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию российской федерации (статьи 18 - 24)
  • Если расходы покупателя рассмотреть более детально, то:

2. По цене сделки с идентичными товарами

  1. Согласно второму методу, таможенная стоимость ввозимых товаров рассчитывается на основании таможенной стоимости идентичных товаров*, ввезенных на таможенную территорию Союза или вывезенных за ее пределы в тот же период времени ― не более 90 дней.

  2. *Идентичные товары ― одинаковые по своим физическим и/или химическим характеристикам, производителю, стране происхождения, качеству и репутации товары, ввезенные на территорию ЕАЭС.

  3. У идентичных товаров допускаются расхождения во внешнем виде, не влияющие на стоимость (другой цвет корпуса или одной из деталей).

  4. Оцениваемые товары, произведенные другим производителем той же страны, могут быть рассмотрены в качестве идентичных только в случае отсутствия подходящих товаров того же производителя.
  5. Иные различия у идентичных товаров не допускаются.

  6. Товары не считаются идентичными, если:
  • произведены в разных странах;
  • в их отношении проводились работы, вносящие изменение в их конструкцию/дизайн, были выполнены на территории ЕАЭС.

На практике применение второго метода происходит следующим образом:

  1. После проверки заявленных сведений, у таможенных органов возникают сомнения относительно их достоверности/достаточности;
  2. У декларанта запрашивается дополнительный пакет подтверждающих документов, назначается дополнительная проверка;
  3. Если по результатам дополнительной проверки принято решение о недостаточности сведений для подтверждения первого метода, таможенные органы подбирают подходящие источники ценовой информации. Если подходящих вариантов цен с идентичными товарами найдено два и более, то для определения ТС оцениваемых товаров применяется наиболее подходящая из них;
  4. Декларант или уполномоченное им лицо осуществляет расчет ТС на основании предоставленной таможенными органами информации с учетом поправок, учитывающих различия в коммерческом уровне продажи, способе транспортировки груза, количестве и/или весе товарной партии.

Условно расчет таможенной стоимости по цене сделки с идентичными товарами, в случае различия партий только по весу, можно представить в виде формулы:

Однако не всегда возможно найти товары, полностью идентичные ввозимым; в этом случае определение таможенной стоимости осуществляется по цене сделки с однородными товарами.

3. По цене сделки с однородными товарами

Метод по цене сделки с однородными товарами не отличается по процедуре применения от второго метода. Единственным отличием является то, что оцениваемыми являются однородные товары ― имеющие сходные характеристики, состоящие из схожих компонентов и произведенные из таких же материалов, что и ввозимые товары, что позволяет им:

  • выполнять те же функции, что и ввозимые товары;
  • быть коммерчески взаимозаменяемыми с ввозимыми товарами.
  • При определении однородности товаров, учитываются также качество, репутация и наличие товарного знака.
  • Причины неотнесения оцениваемых товаров к числу однородных такие же, как и во втором методе.
  • Условно расчет таможенной стоимости по третьему методу можно представить в виде формулы:
  • В случае невозможности использования ни одного из методов определения ТС по цене сделки, применяется метод вычитания или сложения.

4. Метод вычитания

По четвертому методу таможенная стоимость определяется путем вычисления разницы между ценой реализации товара на территории ЕАЭС и всеми затратами, понесенными участником ВЭД после фактического ввоза и подачи ДТ. В качестве уменьшаемого может быть использована конечная стоимость не только ввозимых (оцениваемых) товаров, но также идентичных или однородных товаров.

Условно расчет таможенной стоимости по четвертому методу можно представить в виде формулы:

На практике для расчета ТС четвертый метод используется крайне редко.

5. Метод сложения

  1. Определение таможенной стоимости по пятому методу происходит путем сложения всех затрат, понесенных на производство, доставку продукции до границы ЕАЭС.

    Условно это можно представить в виде формулы:

  2. Если все статьи расходов рассмотреть более детально, то:
  3. На практике метод сложения, также как и метод вычитания, используется крайне редко, поскольку:
  • большая часть участников ВЭД стараются заявить таможенную стоимость, рассчитанную по наименьшему методу (1-3);
  • для расчета ТС по 5 методу необходима информация о расходах, понесенных производителем в процессе производства товаров, которые чаще всего являются конфиденциальными сведениями, в случае отказа производителя предоставлять закрытые данные, применение данного метода становится невозможным.

6. Резервный метод

· Шестой (резервный) метод определения таможенной стоимости является полным отражением своего названия. Он применяется, когда расчет ТС методами 1 ― 5 невозможен, что, как правило, происходит при ввозе/вывозе товаров не по договору купли-продажи, а иным способом, например, при ввозе образцов или рекламных материалов на безвозмездной основе.

Расчет ТС по шестому методу выполняется путем использования процедуры вычислений одного из предшествующих методов (1-5) с учетом возможности применения ряда упрощений допускается отнесение к числу идентичных/однородных следующих товаров:

  • при импорте: произведенных в стране, отличной от страны происхождения ввозимых товаров;
  • при экспорте: ввезенных более 90 дней с момента вывоза оцениваемых товаров.

· После определения методологии, т.е. выбора соответствующей формулы и принципа расчета ТС, к резервному методу применяется соответствующее обозначение, например, «метод 6 на основе метода 2» или «6 метод на базе 1».

Вне зависимости от метода определения таможенной стоимости товаров, размер ТС, получившийся в результате расчетов, округляется по математическим правилам с точностью до двух знаков после запятой и заявляется:

  • в 45 графе декларации на товары (ДТ), где используется в качестве базы для расчета таможенных платежей;
  • в декларации таможенной стоимости (ДТС).

· При использовании первого метода, декларация таможенной стоимости оформляется по форме ДТС-1. При использовании 2-6 методов ― по форме ДТС-2.

Если в результате проверки ДТ и сопутствующего пакета документов у должностного лица таможенного органа возникают сомнения в достоверности заявленной таможенной стоимости, он вправе запросить недостающие документы и сведения.

Дополнительная проверка таможенной стоимости товаров

Дополнительная проверка таможенной стоимости товаров ― запрос таможенными органами документов и сведений, которые позволят инспектору принять однозначное решение о товаре.

Дополнительная проверка таможенной стоимости может быть назначена, если:

  • инспектором выявлены признаки недостоверного определения таможенной стоимости товаров, например, в части выбора метода определения;
  • предоставленного пакета документов недостаточно для подтверждения заявленной таможенной стоимости.

В случае принятия решения о проведении дополнительной проверки таможенной стоимости, декларанту направляется мотивированный запрос о предоставлении дополнительных документов и сведений. Список документов и сведений, подтверждение или уточнение которых может запросить таможенный орган, установлен Решением ЕЭК №42 от 27 марта 2018 года.

Помимо перечня документов, которые необходимо допредоставить, таможенные органы в письме сообщают:

  • аргументированное обоснование назначения дополнительной проверки с указанием конкретных доказательств того, что декларант умышленно/непреднамеренно заявил недостоверную таможенную стоимость ввозимых/вывозимых товаров;
  • достаточный срок для предоставления запрошенных сведений, который, как правило, определяется индивидуально.
  • Срок проведения дополнительной проверки определяется индивидуально, путем сложения временных затрат на сбор, подготовку и подачу запрошенной информации, а также времени, необходимого таможенным органам для проверки предоставленных данных. В зависимости от того, когда был сделан запрос сведений (до или после выпуска), время на его выполнение составляет:
  • Если запрошенные документы и сведения декларант предоставить не может или не успевает, он должен подготовить мотивированное объяснение, в котором изложить причины возникновения сложившейся ситуации.
  • В случае, если по результатам дополнительной проверки декларанту не удалось доказать достоверность заявленных в ДТ сведений и/или их достаточность для принятия решения о товаре, таможенный орган вправе принять решение о
  • назначении корректировки таможенной стоимости товаров или КТС на основании той информации, которая ранее была предоставлена в его распоряжение.

Корректировка таможенной стоимости

Корректировка таможенной стоимости или КТС ― внесение изменений в декларацию на товары из-за того, что таможенная стоимость, заявленная в ДТ, ниже среднестатистической или при заполнении ДТ были допущены ошибки или неточности*. КТС производится путем заполнения дополнительной формы таможенной отчетности ― КДТ.

*Преднамеренное заявление недостоверной информации влечет за собойадминистративную ответственность.

Для товаров, приобретаемых по договору купли-продажи, расчет ТС не по первому методу означает назначение КТС. Корректировка, как правило, производится в сторону увеличения из-за чего возникает расход, связанный с уплатой дополнительных таможенных платежей, рассчитанных по скорректированной стоимости.

Наиболее частыми причинами назначения КТС являются:

  • выявление факторов/сведений/материалов ранее неизвестных/неучтенных, которые оказывают весомое влияние на размер ТС;
  • ошибки или неточности, допущенные при заполнении ДТ, вне зависимости от мотивированности (преднамеренно или случайно).
  1. Как правило, корректируются графы 45 «Таможенная стоимость» и 47 «Исчисление платежей»).
  2. О назначении КТС таможенные органы уведомляют декларанта письмом, которое содержит причину принятия такого решения, а также срок, в течение которого декларант обязан: внести необходимые изменения в ДТ и уплатить доначисленные таможенные платежи.

Архив новостей Все новости НАЗАД

Система методов определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации

В соответствии со ст. 4 Соглашения об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС (в ред. Протокола от 23 апреля 2012 г.

), таможенную стоимость товаров, ввозимых на территорию ТС, представляет стоимость сделки с ними, т.е. цена, фактически уплаченная за эти товары при их продаже. В ст.

5 этого же соглашения указаны платежи и иные расходы (дополнительные начисления), которые при соблюдении определенных условий добавляются к указанной цене.

Таможенная стоимость определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу ТС, а также с учетом принципов и положений но оценке товаров для таможенных целей ГАТТ 1994 г.

В рамках проведения работы по вступлению России в ВТО можно сделать вывод о том, что в современных условиях у представителей коммерческих структур и таможенных органов появится больше возможностей для реализации своего права отстаивать заявленную таможенную стоимость. При этом для таможенных органов при осуществлении контроля таможенной стоимости таможенным законодательством установлены более четкие требования — необходимость корректировки таможенной стоимости требуется обосновать.

Таким образом, прослеживается тенденция усовершенствования таможенного законодательства, основанного на принципах предсказуемости и прозрачности, повышения качества проведения таможенных процедур. Практика работы в рамках ТС только формируется, но перспективы эффективного сотрудничества таможни и бизнеса уже заложены в нормах законодательства РФ.

Исходная база (основа) для определения таможенной стоимости ввозимых товаров

Цена товара (продукции) является важнейшей его характеристикой и существенным условием сделки. Цепа (стоимость) товара должна быть указана с необходимой и достаточной точностью и полнотой описания со всеми разъяснениями и оговорками. Именно цена (стоимость) товара, определенная во внешнеторговом контракте, и является исходной базой для определения таможенной стоимости товара.

Документальным подтверждением заявленной декларантом стоимости товара является счет-фактура (инвойс), который должен быть предъявлен декларантом вместе с таможенной декларацией и внешнеторговым контрактом, или счет-проформа для сделок, по которой не осуществляется оплата ввозимого товара (например, бартерные и компенсационные поставки, поставки в счет гарантии, безвозмездные поставки и т.п.), либо аккредитив о фактической оплате. При сдаче-приемке груза, в том числе в момент сто таможенного оформления, могут быть выявлены отклонения по количеству и качеству ввозимого товара от условий контракта, которые могут повлечь за собой изменение контрактной цены товара. Наличие скидки в контракте также может повлечь за собой изменение контрактной цены товара. При осуществлении сделок купли-продажи возможны ситуации, когда поставка ввозимых товаров учитывает кредит, предоставленный продавцом покупателю. В таких случаях кредит образует часть цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары и, следовательно, должен быть включен в цену сделки и таможенную стоимость. Однако доход по процентам на кредит не должен входить в таможенную стоимость, так как он не является ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате. Это возможно в том случае, если:

  • а) кредитное соглашение составлено в письменной форме;
  • б) установленный размер процентного дохода не превышает фактически сложившийся в стране уровень.

Данные положения применяются независимо от того, кем предоставляется кредит: продавцом, банком или какой-либо другой организацией.

В зависимости от условий (базиса) поставки расходы по доставке товара либо уже входят в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, либо должны доначисляться к этой цене дополнительно.

В настоящее время основное многообразие возможных вариантов распределения обязанностей по доставке товара от продавца к покупателю описываются Международными правилам и толкования торговых терминов «Инкотермс-2010».

Зная правила «Инкотермс-2010», легко сориентироваться в структуре транспортных расходов, которые необходимо добавить или наоборот вычесть из контрактной цены ввозимого товара.

Валюта цены в контракте может быть выражена в валюте страны-экспортера, импортера или в валюте третьей страны.

При выборе валюты цены на массовые товары большое значение имеют торговые обычаи, существующие в торговле этими товарами.

Экспортер, как правило, стремится зафиксировать цену в относительно более устойчивой валюте, а импортер, наоборот, заинтересован в том, чтобы установить цену в валюте, подверженной обесцениванию.

Цена может быть зафиксирована в контракте в момент его заключения или определяться в течение срока его действия или к моменту исполнения контракта.

В зависимости от способа фиксации различают следующие виды цен: твердая, подвижная, скользящая, с последующей фиксацией.

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.).

Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. При транспортировке товара существуют также риски, связанные с порчей или потерей товара. Как правило, все сделки международной купли-продажи сопровождаются обязательным страхованием груза.

Если существует два договора о страховании товара, например страховка за морской фрахт и страховка за перевозку товара автомобильным транспортом, то они должны быть обе включены в таможенную стоимость. Расходы по доставке товара весьма велики и могут составлять до 50% цены товара, в отдельных случаях стоимость авиаперевозок может быть выше цены товара.

Условия поставки предполагают разные места, где происходит разграничение обязанностей продавца и покупателя, поскольку путь от склада продавца до склада покупателя включает в себя погрузку и разгрузку, возможную перегрузку с одного вида транспорта на другой, расходы на транзит через те страны, которые товар должен пересечь, расходы на таможенное оформление в этих странах, расходы по страхованию груза и др.

При заключении внешнеторговой сделки партнеры должны четко распределить между собой многочисленные обязанности, связанные с доставкой товара от продавца к покупателю (транспортировка, страхование в пути, оформление таможенных документов и т.д.).

Каждая из этих обязанностей предполагает различные расходы. Расходы по доставке товара весьма велики и могут составлять до 50% цены товара, в отдельных случаях стоимость авиаперевозок может быть даже выше цены товара.

Условия поставки предполагают разные места, где происходит разграничения обязанностей продавца и покупателя.

Ведь путь от склада продавца до склада покупателя включает погрузку и разгрузку, возможную перегрузку с одного вида транспорта на другой, расходы на транзит через те страны, которые товар должен пересечь, расходы на таможенное оформление в этих странах, расходы по страхованию груза и др. Базисные условия поставки представлены в табл. 7.1.

Таблица 7.1

Базисные условия поставки согласно «Инкотермс-2010»

Тер мин Вид транспорта Описание
EXW Любые виды транспорта EX Works (…named place) Франко завод (…название места)
FCA Любые виды транспорта Free Carrier (…named place) Франко перевозчик (…название места)
FAS Морской и внутренний водный транспорт Free Alongside Ship (…named port of shipment) Франко вдоль борта судна (…название порта отгрузки)
FOB Морской и внутренний водный транспорт Free On Board (…named port of shipment) Франко борт (…название порта отгрузки)
CFR Морской и внутренний водный транспорт Cost and Freight (…named port of destination) Стоимость и фрахт (…название порта назначения)
CIF Морской и внутренний водный транспорт Cost, Insurance and Freight (…named port of destination) Стоимость, страхование и фрахт (…название порта назначения)
CIP Любые виды транспорта Carriage and Insurance Paid To (…named place of destination) Фрахт/перевозка и страхование оплачены до (…название места назначения)
CPT Любые виды транспорта Carriage Paid То (…named place of destination) Фрахт/перевозка оплачены до (…название места назначения)
DAT Любые виды транспорта Delivered At Terminal (…named terminal of destination) Поставка на терминале (…название терминала')
DAP Любые виды транспорта Delivered At Point (…named point of destination) Поставка в пункте (…название пункта)
DDP Любые виды транспорта Delivered Duty Paid (…named place of destination) Поставка с оплатой пошлины (…название места назначения)

Порядок определения таможенной стоимости товара

22.04.2013ГАРАНТ

Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Вахромова Наталья, Монако Ольга

Международным контрактом предусмотрено, что доставка товара, приобретаемого в США российской организацией для ввоза в РФ, осуществляется за счет покупателя. Организацией был заключен договор на осуществление доставки товара от склада продавца в США до склада покупателя в РФ.

При этом в договоре предусмотрено, что стоимость услуг по доставке разделяется на две составляющие: стоимость доставки товара до границы РФ и стоимость доставки товара от границы РФ до склада Вашей организации.

Организацией получены два счета-фактуры, в которых стоимость доставки указана с учетом НДС 18%.

Как рассчитать таможенную стоимость товара? Входит ли уплаченный за доставку до границы РФ НДС в таможенную стоимость товара? Каков порядок обложения НДС при ввозе товаров на территорию РФ?

  • По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
  • Суммы НДС, неправомерно предъявленные перевозчиком, не должны включаться в таможенную стоимость товара.
  • Обоснование позиции:

В соответствии с подп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается ввоз товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией.

Единую таможенную территорию Таможенного союза составляют территории Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации, а также находящиеся за пределами территорий государств – членов Таможенного союза искусственные острова, установки, сооружения и иные объекты, в отношении которых государства – члены таможенного союза обладают исключительной юрисдикцией (п. 1 ст. 2 ТК ТС).

Согласно подп. 3 п. 1 ст.

4 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее – ТК ТС) под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибыли на таможенную территорию таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи до их выпуска таможенными органами.

Порядок определения налоговой базы при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, определен ст. 160 НК РФ.

Согласно п. 1 этой статьи при ввозе товаров (за исключением продуктов переработки товаров, ранее вывезенных с нее для переработки вне таможенной территории и с учетом ст.ст. 150 и 151 НК РФ) на территорию РФ налоговая база определяется как сумма:

  1. – таможенной стоимости этих товаров;
  2. – подлежащей уплате таможенной пошлины;
  3. – подлежащих уплате акцизов (по подакцизным товарам).

Таможенная стоимость товаров определяется декларантом или его таможенным представителем, а в случаях, установленных ТК ТС, — таможенным органом (п. 3 ст. 64 ТК ТС).

Порядок определения таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, независимо от страны происхождения этих товаров, определяется в соответствии с Соглашением об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (Москва, 25 января 2008 г.) (далее – Соглашение).

По общему правилу таможенная стоимость определяется исходя из стоимости сделки (цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате за товары), с увеличением на отдельные расходы и платежи, указанные в ст. 5 Соглашения (п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 4 Соглашения). В частности, в соответствии с подпунктами 4, 5 и 6 п. 1 ст.

5 Соглашения при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по стоимости сделки с ними к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за эти товары, добавляются расходы по перевозке (транспортировке) товаров, по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, расходы на страхование в связи с операциями, связанными с перевозкой (транспортировкой) товаров до места прибытия товаров на таможенную территорию Таможенного союза.

Таможенная стоимость ввозимых товаров не должна включать пошлины, налоги и сборы, уплачиваемые на таможенной территории Таможенного союза в связи с ввозом или продажей ввозимых товаров (п. 2 ст. 5 Соглашения).

При декларировании таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию РФ, следует руководствоваться Порядком декларирования таможенной стоимости товаров, утвержденным решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 г. № 376.

Приложением № 1 к указанному Порядку определен Перечень документов, подтверждающих заявленную таможенную стоимость товаров.

Пунктом 5 ст. 164 НК РФ определено, что при ввозе товаров на территорию РФ и иные территории, находящиеся под ее юрисдикцией, применяются налоговые ставки в размере 10% и 18% (п. 2, п. 3 ст. 164 НК РФ).

НДС, взимаемый при ввозе товара, входит в состав таможенных платежей (ст. 70 ТК ТС).

Сумма НДС, а также таможенные пошлины должны быть уплачены на счет Федерального казначейства (ч. 7 ст. 116 Федерального закона от 27.11.2010 г. № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации»).

По общему правилу уплата НДС, акциза и таможенных пошлин производится до момента выпуска товаров таможенным органом (п. 1 ст. 82, подп. 3 п. 1 ст. 195 ТК ТС), то есть до момента внесения (проставления) должностным лицом таможенного органа соответствующих отметок в (на) таможенную декларацию и (или) коммерческие, транспортные (перевозочные) документы (п. 4 ст. 195 ТК ТС).

Это, в частности, относится к выпуску товаров в соответствии с таможенной процедурой выпуска для внутреннего потребления (подп. 1 п. 3 ст. 211 ТК ТС).

В связи с этим напомним, что в силу ст. 209 ТК ТС под выпуском для внутреннего потребления понимается таможенная процедура, при помещении под которую иностранные товары находятся и используются на таможенной территории таможенного союза без ограничений по их пользованию и распоряжению, если иное не установлено ТК ТС.

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 151 НК РФ при помещении товаров под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления НДС уплачивается в полном объеме.

Таким образом, при ввозе товаров из США на территорию РФ сумма НДС, уплачиваемая на таможне, исчисляется по следующей формуле: (таможенная стоимость товаров + сумма таможенной пошлины) x ставка НДС / 100.

В рассматриваемой ситуации контрактом предусмотрено, что доставка товара осуществляется за счет покупателя. Вашей организацией был заключен договор на осуществление доставки товара от склада продавца в США до склада покупателя в РФ.

При этом в договоре предусмотрено, что стоимость услуг по доставке разделяется на две составляющие: стоимость услуг по доставке товара до границы РФ и стоимость услуг по доставке товара от границы РФ до склада Вашей организации.

Учитывая приведенные нормы законодательства, при определении таможенной стоимости товара в данном случае к контрактной стоимости прибавляется, в частности, стоимость услуг по доставке товара до границы РФ (подпункт 4 п. 1 ст. 5 Соглашения).

По поводу включения в таможенную стоимость сумм НДС, предъявленных и уплаченных перевозчику, отметим следующее.

Согласно п. 1 ст. 146 НК РФ объектом обложения НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ. Определение места реализации работ (услуг) регламентируется ст. 148 НК РФ.

В силу подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ местом реализации услуг по перевозке и (или) транспортировке, а также услуги (работы), непосредственно связанные с перевозкой и (или) транспортировкой, будет признаваться территории РФ, и, соответственно, указанные услуги будут являться объектом налогообложения в том случае, если:

– услуги оказаны российской организацией;

– пункт назначения и (или) пункт отправления расположены на территории РФ.

В рассматриваемой ситуации услуги по доставке товара оказываются российской организацией, а пункт назначения находится на территории РФ. Следовательно, местом реализации услуг по доставке в данном случае признается территория РФ.

Ставки НДС установлены ст. 164 НК РФ.

Так, подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ определяет, что налогообложение производится по налоговой ставке 0% при реализации услуг по международной перевозке товаров.

Для целей применения ст. 164 НК РФ под международными перевозками товаров понимаются перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река — море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории Российской Федерации.

Также отметим, что положения подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ распространяются и на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые российскими организациями на основании договора транспортной экспедиции, при организации международной перевозки.

В целях применения данного подпункта к транспортно-экспедиционным услугам относятся участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров, оформление документов, прием и выдача грузов, завоз-вывоз грузов, погрузочно-разгрузочные и складские услуги, информационные услуги, подготовка и дополнительное оборудование транспортных средств, услуги по организации страхования грузов, платежно-финансовых услуг, услуги по таможенному оформлению грузов и транспортных средств, а также разработка и согласование технических условий погрузки и крепления грузов, розыск груза после истечения срока доставки, контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования, перемаркировка грузов, обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей, обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях и на открытых площадках экспедитора.

Определение таможенной стоимости товаров (Тяпухин С.В.)

Дата размещения статьи: 10.09.2014

Банк решений арбитражных судов (www.arbitr.ru) содержит огромное количество судебных решений по вопросам, связанным с определением таможенной стоимости товаров, ввозимых на территорию Таможенного союза.

В частности, органы таможни не соглашаются с выбранным организацией методом определения таможенной стоимости товара (как правило, импортеры применяют первый метод) и корректируют (увеличивают) таможенную стоимость в результате применения иного метода.

  • Немного теории
  • Условия, при выполнении которых может применяться первый метод определения таможенной стоимости товаров
  • Порядок определения таможенной стоимости товаров по первому методу
  • Представление документов и сведений
  • Если таможня усомнилась
  • Дополнительные расходы

Импортеры товаров обязаны заявить в таможню сведения о методе определения таможенной стоимости товаров, величине таможенной стоимости товаров, об обстоятельствах и условиях внешнеэкономической сделки, имеющих отношение к определению таможенной стоимости товаров, представить подтверждающие документы. Иными словами, задекларировать таможенную стоимость товаров (ч. 2 ст. 65 ТК ТС).Между Правительством РФ, Правительством Республики Беларусь и Правительством Республики Казахстан 25.01.2008 достигнуто Соглашение об определении таможенной стоимости товаров, перемещаемых через таможенную границу Таможенного союза (далее — Соглашение), согласно которому таможенная стоимость ввозимых на территорию ТС товаров определяется одним из шести методов:- по стоимости сделки с ввозимыми товарами (метод 1);- по стоимости сделки с идентичными товарами (метод 2);- по стоимости сделки с однородными товарами (метод 3);- методом вычитания (метод 4);- методом сложения (метод 5);- резервным методом (метод 6).Причем выбор метода осуществляется неслучайно. В основу определения таможенной стоимости ввозимых товаров должна быть положена стоимость сделки с этими товарами в максимально возможной степени. Иными словами, приоритетным является первый метод определения таможенной стоимости товаров. Если этот метод не может быть использован, применяется второй. В случае отсутствия сделок с идентичными товарами — третий и т.д. То есть выбор метода должен осуществляться последовательно.Импортеры в подавляющем большинстве случаев применяют первый метод определения таможенной стоимости товаров — по стоимости сделки с ввозимыми товарами. Но этот метод может применяться, если соблюдаются условия.В частности, названные условия перечислены в п. 1 ст. 4 Соглашения:- отсутствие ограничений в отношении прав покупателя на пользование и распоряжение товарами (за исключением ограничений, существенно не влияющих на стоимость товаров; установленных совместным решением органов Таможенного союза; ограничений географического региона, в котором товары могут быть перепроданы);- продажа товаров или их цена не зависят от каких-либо условий или обязательств, влияние которых на цену товаров не может быть количественно определено;- никакая часть дохода или выручки, полученные от последующей продажи, не причитается прямо или косвенно продавцу;- покупатель и продавец не являются взаимосвязанными лицами (либо если они являются таковыми, их взаимосвязь не должна влиять на цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате).Ценой, фактически уплаченной или подлежащей уплате за ввозимые товары, является общая сумма всех платежей за эти товары, осуществленных или подлежащих осуществлению покупателем непосредственно продавцу или иному лицу в пользу продавца. Кроме того, при определении таможенной стоимости ввозимых товаров по первому методу к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате за данные товары, добавляются (ст. 5 Соглашения):- суммы вознаграждения посредникам, брокерам, расходы на тару, если для осуществления таможенных целей она рассматривается как единое целое с ввозимыми товарами, расходы по упаковке, включая стоимость упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае если указанные расходы не включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары;- соответствующим образом распределенная стоимость товаров и услуг, прямо или косвенно предоставленных покупателем продавцу бесплатно или по сниженной цене для использования в связи с производством и продажей для вывоза оцениваемых (ввозимых) товаров на таможенную территорию ТС, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимые товары (в частности, стоимость сырья, материалов, деталей, полуфабрикатов, из которых состоят ввозимые товары; стоимость инструментов, штампов, использованных при производстве ввозимых товаров; стоимость проектирования, разработки, художественного оформления, выполненных вне таможенной территории ТС и необходимых для производства ввозимых товаров);- часть полученного в результате последующей продажи дохода (выручки), который прямо или косвенно причитается продавцу;- расходы по перевозке товаров до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС, а также расходы по погрузке, разгрузке или перегрузке товаров и проведению иных операций, связанных с их перевозкой до аэропорта, морского порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС;- расходы на страхование в связи с операциями по перевозке товаров;- лицензионные и иные подобные платежи за использование объектов интеллектуальной собственности (включая платежи за патенты, товарные знаки, авторские права), которые относятся к оцениваемым (ввозимым) товарам и которые прямо или косвенно произвел или должен произвести покупатель в качестве условия продажи оцениваемых товаров, в размере, не включенном в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за эти товары.Не должны добавляться к цене, фактически уплаченной или подлежащей уплате:- платежи за право воспроизводства (тиражирования) ввозимых товаров на таможенной территории ТС;- платежи за право распределения или перепродажи ввозимых товаров, если такие платежи не являются условием продажи ввозимых товаров для вывоза на таможенную территорию ТС.Согласно п. 12 п. 1 ст. 183 ТК ТС при таможенном декларировании должны представляться в том числе документы, подтверждающие заявленную таможенную стоимость товаров и выбранный метод определения таможенной стоимости товаров. Перечень документов утвержден Решением Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 N 376 (Приложение 1 к Порядку декларирования таможенной стоимости товаров). Так, при определении таможенной стоимости по первому методу лицом, заполнившим декларацию таможенной стоимости (ДТС), должны быть представлены следующие документы:- учредительные документы покупателя ввозимых товаров;- внешнеторговый договор купли-продажи (возмездный договор поставки), действующие приложения, дополнения и изменения к нему;- счет-фактура (инвойс);- банковские документы (если счет-фактура оплачен в зависимости от условий внешнеторгового контракта), а также другие платежные документы, отражающие стоимость товара;- страховые документы в зависимости от установленных договором условий сделки;- договор по перевозке (договор транспортной экспедиции, если такой договор заключался), погрузке, разгрузке или перегрузке товаров, счет-фактура, банковские документы (если счет-фактура оплачен) или документы (информация) о транспортных тарифах или бухгалтерские документы, отражающие стоимость перевозки (если перевозка товара осуществлялась собственным транспортом декларанта), в случаях, когда транспортные расходы до аэропорта, порта или иного места прибытия товаров на таможенную территорию ТС не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате, или из цены, фактически уплаченной или подлежащей уплате, заявлены вычеты расходов по перевозке (транспортировке) товаров после их прибытия на таможенную территорию ТС;- котировки мировых бирж в случае, если ввозится биржевой товар;- договор об оказании посреднических услуг, счета-фактуры (инвойсы), банковские платежные документы за оказание посреднических услуг в зависимости от установленных договором условий сделки;- договоры, счета-фактуры (инвойсы), счета-проформы, бухгалтерские документы, таможенные декларации, оформленные таможенными органами государств — членов ТС на вывоз товаров (если товары поставлялись на вывоз с таможенной территории Таможенного союза), и другие документы о стоимости товаров и услуг, предоставленных покупателем бесплатно или по сниженным ценам для использования в связи с производством и продажей для вывоза на таможенную территорию ТС ввозимых (ввезенных) товаров, если предоставление таких товаров и услуг предусмотрено внешнеторговой сделкой и их стоимость не включена в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате;- лицензионный договор, счет-фактура, банковские платежные документы, бухгалтерские и другие документы, содержащие сведения о платежах за использование объектов интеллектуальной собственности, которые относятся к ввозимым (ввезенным) товарам (если указанные платежи предусмотрены в качестве условия продажи ввозимых товаров);- документы (в том числе бухгалтерские) и сведения, содержащие данные о части дохода (выручки), которая прямо или косвенно причитается продавцу в результате последующей продажи, распоряжения иным способом или использования ввезенных товаров (если это установлено условиями внешнеторговой сделки);- договоры, счета, банковские платежные документы о стоимости тары, упаковки, включая документы о стоимости упаковочных материалов и работ по упаковке, в случае, если данные расходы произведены покупателем, но не были включены в цену, фактически уплаченную или подлежащую уплате за ввозимый товар (если это предусмотрено условиями внешнеторговой сделки);- другие документы и сведения, которые декларант может представить в подтверждение заявленной таможенной стоимости.——————————— Названным Решением утверждены также Порядок декларирования таможенной стоимости товаров, Порядок контроля таможенной стоимости товаров, Порядок корректировки таможенной стоимости товаров.В п. 1 Постановления Пленума ВАС РФ от 25.12.2013 N 96 (далее — Постановление N 96) сказано, что декларант вправе представить доказательства заключения сделки, на основании которой приобретен товар, в любой не противоречащей закону форме, главное, чтобы информация о цене в представленных документах была достоверной, соотносилась с количественными характеристиками товаров, присутствовала информация об условиях поставки и оплаты.На таможенные органы возложены полномочия по осуществлению контроля за таможенной стоимостью товаров. По результатам проведенного контроля должностное лицо принимает одно из следующих решений (п. 7 Порядка контроля таможенной стоимости товаров):- о принятии заявленной таможенной стоимости товаров;- о корректировке заявленной таможенной стоимости товаров.В случае невозможности принятия решения в отношении заявленной декларантом таможенной стоимости товаров при обнаружении признаков, указывающих на то, что сведения о таможенной стоимости товаров могут являться недостоверными либо заявленные сведения должным образом не подтверждены, должностное лицо принимает решение о проведении дополнительной проверки. Сам факт подачи сведений, имеющих, по мнению таможни, признаки недостоверности, не является (!) основанием для корректировки таможенной стоимости товаров, а служит лишь поводом для проведения дополнительной проверки (п. 3 Постановления N 96).В абз. 5 п. 1 названного Постановления разъясняется, в каких случаях проявляются признаки недостоверности сведений о цене сделки: при значительном отличии цены сделки от ценовой информации, содержащейся в базах данных таможенных органов, по сделкам с идентичными и однородными товарами, ввезенными на таможенную территорию ТС при сопоставимых условиях, а в случае отсутствия таких сделок — данных иных официальных или общепринятых источников информации, включая сведения изготовителей и распространителей товаров, а также товарно-ценовых каталогов.Для проведения дополнительной проверки заявленных сведений о таможенной стоимости товаров таможенный орган вправе запросить у декларанта дополнительные документы и сведения и установить срок для их представления. А декларант обязан либо представить запрашиваемые документы, либо в письменной форме объяснить причины, по которым они не могут быть представлены (п. 3 ст. 69 ТК ТС).Отметим, что непредставление дополнительных документов само по себе не может повлечь принятие таможенным органом решения о корректировке таможенной стоимости товаров, если у декларанта имелись объективные препятствия к представлению запрошенных документов. Но организация должна дать письменные пояснения о причинах, по которым запрашиваемые документы не могут быть представлены. В таком случае таможня вправе воспользоваться информацией, имеющейся в ее распоряжении, полученной от лиц, имеющих отношение к производству, перемещению или реализации товаров, контрагентов декларанта и таможенных органов иностранных государств.Кроме обязанности представлять дополнительные документы и сведения (пояснять причины, по которым таковые не могут быть представлены) у российских организаций есть право доказывать правомерность избранного им метода определения таможенной стоимости путем представления иных (не запрашиваемых таможней) дополнительных документов и сведений (п. 9 Постановления N 96).Если же по итогам дополнительной проверки выносится решение о корректировке таможенной стоимости товаров, организациям доначисляются таможенные платежи.

Часто поводом для дополнительной проверки, а также для корректировки таможенной стоимости товаров являются расходы на перевозку товаров, не учтенные, по мнению таможни, при расчете таможенной стоимости ввозимых товаров. Рассмотрим случаи из арбитражной практики.

Номер судебного решения Базисное условие поставки товара по контракту Претензия таможенного органа Обоснование организации, выводы суда
Постановление ФАС ДВО от 09.07.2014 по делу N А51-32804/2013 CFR — продавец обязан оплатить фрахт, все расходы, относящиеся к товару до момента передачи его перевозчику, включая расходы по погрузке товара на борт судна, и любые расходы по выгрузке товара в согласованном порту разгрузки Фактически расходы, связанные с перевозкой товаров, продавцом не оплачены При подаче декларации у импортера не было оснований сомневаться в том, что расходы по доставке понес продавец, покупателю они не предъявлялись
Ссылка на основную публикацию