Статья 4. правовые основы безопасности дорожного движения в российской федерации

Все,что относится к поведению находящихся на дороге и возможностью управлять машиной, регулируется нормами Федерального закона №196-ФЗ, ред 2018 г, (О безопасности дорожного движения).

Требовалась ли вам когда-нибудь помощь юриста по авто-вопросам?

Основные положения

Задачи настоящего Федерального закона

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииПри создании и утверждении федеральной нормы, закрепляющей принципы безопасности на дорогах, законотворцы ориентировались, прежде всего, на защиту здоровья, жизни и собственности в частном и общественном аспекте. Основной упор делается на предупреждение аварий, облегчение последствий от возможных казусов.

Основные термины

Для полного понимания сути нормы важно корректно понимать значения терминов, которые встречаются в ее тексте.

Дорожным движением называют комплекс отношений и событий, возникающих при передвижении на дороге — идет ли речь об авто или людях, передвигающихся пешком.Степень защищенности всех задействованных лиц относится к безопасности дорожного движения.

Под дорожно-транспортным происшествием понимают казус на дороге, повлекший урон собственности, жизни или здоровью гражданина. В обеспечение безопасности входит система действий для предупреждения дорожных казусов и снижения вреда от них.

Дорогой считается земляная или искусственно разостланная полоса, предназначенная для движения транспорта. Она может состоять из одной или более полос для езды, трамвайных рельсов и разделительных участков.

Под транспортным средством понимают устройство, перевозящие в специальном кузове людей, грузы или механизмы. Человек, который им управляет или тот, который инструктирует ученика во время урока по вождению, называется водителем.

Место, где можно запарковать авто, оборудуют и отгораживают соответствующим образом. Оно также выступает частью дороги.

Аварийно-опасным участком называется отрезок пути длиной в километр за пределами населенных зон, где за условный период произошло минимум пять различных (или три однотипных) аварий, повлекших урон здоровью или смерть. В населенной зоне этот отрезок короче — 200 м.

Основные принципы обеспечения безопасности дорожного движения

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииЖизнь и здоровье всех, кто вышел или выехал на дорогу — безусловный приоритет и несоизмеримо большая ценность, нежели экономические и хозяйственные достижения. При обеспечении безопасности государство ориентируется на сохранность законных частных и общественных прав и интересов.

Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Все, что имеет отношение к поведению находящихся на дорогах, регулируются настоящим Федеральным законом и сопряженными с ним актами.

Государственная политика в области обеспечения безопасности дорожного движения

Основные направления обеспечения безопасности дорожного движения

О сохранности собственной жизни обязан думать каждый, выходя или выезжая на улицу, но при этом он также вправе рассчитывать на защиту от общества и государства.

Основная обязанность по обеспечению общей безопасности движения возложена на исполнительную власть, местное самоуправление, немалый вклад вносят общественные объединения.

Обеспечение включает:

  • регулирование деятельности транспорта и дорожного хозяйства, также разработка и утверждение норм безопасности;
  • организация движения;
  • мероприятия по безопасности;
  • обучение езде и нормам движения;
  • медицинские мероприятия;
  • сертификация и декларирование;
  • лицензирование;
  • страхование.

Также в понятие обеспечения входят меры по надзору.

Лицензирование деятельности, связанной с обеспечением безопасности дорожного движения

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииКоммерческая деятельность, где затронут аспект безопасности движения, подлежит лицензированию. Это относится к

  • перевозчикам;
  • фирмам, занимающимся экспедированием;
  • ремонтникам;
  • проектировщикам;
  • строительным компаниям;
  • службам по испытанию и проверке качества;
  • автошколам;
  • производителям технических систем, сервисным центрам, обслуживающим их;
  • изготовителям регистрационных знаков;
  • компаниям, производящим бланки водительских прав.

Порядок лицензирования разработан Правительством РФ.

Участие общественных объединений в осуществлении мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииНе только власти ответственны за безопасность сидящих за рулем и идущих пешком. Во всем, что так или иначе относится к этому вопросу, вправе принять участие общественные организации. Сюда входит также расследование происшествий. Полномочные представители объединений вправе сами передать материалы дела в прокуратуру и отстаивать себя при судебном разбирательстве. Если руководители объединения захотят провести некое мероприятие по безопасности, в соответствии с уставом, власти не вправе запретить им это. Иногда власти сами привлекают общественных деятелей для проведения профилактических мероприятий, но исключительно на добровольной основе.

Организация государственного учета основных показателей состояния безопасности дорожного движения

Исполнительная власть ведет учет степени безопасности на всей территории РФ. Берутся количественные показатели:

  • аварий и пострадавших;
  • нарушителей;
  • административных и уголовных нарушений в отношении дорожного движения.

Принимаются во внимание также другие данные, непосредственно относящиеся к вопросу.

Одним из наиболее эффективных способов уменьшения количества смертей и травм на дорогах выступает профилактика. С этой целью Правительство РФ организует федеральные и местные программы за счет финансов из государственной казны и иных источников.

Основные требования по обеспечению безопасности

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииСтроители, разработчики и проектировщики дорог на территории РФ обязаны ориентироваться на безопасность тех, кто будет пользоваться созданной ими дорогой. В своей деятельности они опираются на нормы соответствия техническим регламентам и другим нормам государственного строительного надзора или иной уполномоченной структуры. Ответственность за соответствие этим нормам вменяется руководству проекта, а при реконструкции и строительных работах — на исполнителей работ. Недопустимо снижать капитальные затраты, если это негативно скажется на безопасности дороги.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог

У ремонтных организаций приоритет тот же — безопасность. Насколько состояние ремонтируемой соответствует установленному регламенту, фиксируется актом контрольного осмотра, для правомочности которого обязательно присутствие представителя исполнительной власти.

Ответственность за это ложится на плечи лиц, проводящих работы по ремонту и содержанию дороги.

Обустройство дорог объектами сервиса

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииДля удобства путешественников на трассах устанавливают отделения сервисных служб, найти которые можно с помощью специальных знаков, например, сигнализирующих о расположении ближайшей клиники, заведения питания, отеля или отделения связи. Также с помощью последних предоставляют информацию по безопасности.

Временные ограничение или прекращение движения транспортных средств по автомобильным дорогам

Иногда движение на некоторых отрезках пути ограничивают или вообще прекращают. Такие полномочия есть у

  • исполнительных властей, ответственных за предоставление госуслуг и дорожное хозяйство;
  • представителей местного самоуправления.

Такой порядок утвержден Федеральным законом №257-ФЗ.

Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при эксплуатации транспортных средств

Каждый автовладелец следит за состоянием своего авто и садится за руль только той машины, которая признана соответствующей техническим нормам. Для этого необходимо своевременное посещение автоцентров для планового осмотра и страхование гражданской ответственности.

Последнее без осмотра невозможно.

Технический осмотр транспортных средств

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииВесь транспорт, использующийся в пределах РФ, подлежит установленному законом техническому осмотру. При этом должны соблюдаться следующие требования:

  • При проведении техобслуживания и ремонта ориентируются на соблюдение безопасности движения.
  • Соответствие нормам, правилам и процедурам заводов-изготовителей транспорта;
  • Организации и частные предприниматели, предоставляющие услуги технического ремонта и обслуживания, обязаны соответствовать установленным законом нормам.

Соответствие техническим нормам подтверждается официальным документом, который обязательно выдает исполнитель работ и услуг.

Основания и порядок запрещения эксплуатации транспортных средств

Запрещено использовать транспорт:

  • неисправный;
  • имеющий серьезные повреждения, влияющие на качество управления;
  • незастрахованный;
  • ведомый нетрезвым водителем.

Неисправности, при которых запрещено выезжать на дорогу, содержатся в соответствующем перечне, утвержденном Правительством РФ.

Запрет может налагаться только специально уполномоченным должностным лицом.

Мероприятия по организации дорожного движения

Федеральная и местная власть, также общественные деятели обязуются регулярно проводить мероприятия по организации движения. Этот вопрос затрагивает и парковочные места. При их разбивке и оборудовании ориентируются на нормы Федерального закона №257-ФЗ и сопряженные с ним акты.

Отдельно стоит сказать о знаках и ограничении заезда. Если встала необходимость установления знак или расчерчивания разметки, благодаря которым въезд любого транспорта будет запрещен, то об этом граждан извещают посредством официальных источников не меньше, чем за двадцать дней до введения новшества..

Требования по обеспечению безопасности дорожного движения в процессе его организации

Любые виды деятельности по организации дорожного движения в пределах РФ ориентируются на соответствующий Федеральный закон, посвященный организации дорожного движения, с учетом всех последних изменений.

Перечень документов, на которые предстоит ориентироваться, утверждается Правительством РФ. Недопустимы никакие изменения, если их проведение отрицательно скажется на безопасности движения.

Любые изменения организации движения проводятся только уполномоченным на то должностным лицом.

Выполнение его распоряжений обязательны для всех участников движения.

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииЛюбой человек, желающий пройти курсы вождения или устроиться на работу по этому профилю, обязан подтвердить, что с его здоровьем это возможно .То же самое относится к ситуации, если встал вопрос о лишении кого-то права садиться за руль. Это связано не только с психической вменяемостью, но также с риском возникновения патологий, выступающих абсолютным противопоказанием к вождению машин. Не все из них выявляются при плановых осмотрах, поэтому водители при необходимости посещают также внеочередные освидетельствования.

Читайте также:  Статья 16. Льготы, предоставляемые иностранному инвестору и коммерческой организации с иностранными инвестициями, по уплате таможенных платежей

Перед и после каждого рейса водитель обязан получить допуск от врачей. Свободны от предрейсового осмотра только выезжающие по вызову оперативных служб. Послерейсовый обязателен для тех, кто возит опасные грузы или пассажиров.

Любой обязательный осмотр, производят за счет самого обследуемого, исключение — работники транспорта, выезжающие на рейсы, в их случае обследование спонсирует наниматель.

После осмотра выписывают заключение по утвержденной форме с обязательным указанием всех показаний или ограничений к вождению.

Один экземпляр остается у учреждения, проводившего освидетельствование, а другой выдают на руки обследованному.

Понятие обеспечения безопасности дорог с медицинской точки зрения включает также ряд мероприятий санитарно-просветительской направленности. Их цель — пропаганда трезвой езды, обучение навыкам медицинской помощи.

Пострадавшим в авариях оказывают первую, медико-санитарную и специализированную помощь.

Также обязательно предоставляется скорая медпомощь непосредственно на месте аварии и по пути следования в клинику.

Права и обязанности участников дорожного движения

Все россияне, которые садятся за руль или выходят на улицу, вправе рассчитывать, что на дороге им гарантирована безопасность, если они сами будут соблюдать правила и не ущемят чужие частные или общественные интересы. Ни один закон не может конфликтовать с правом свободы передвижения, которое дает Конституция РФ.

Обо всех факторах, могущих ограничить это право, гражданина обязаны своевременно предупреждать, равно как и предоставлять актуальные данные по предоставляемым услугам в сфере обеспечения безопасности.

В случае возникновения казуса человек вправе рассчитывать на бесплатную врачебную помощь и возмещение полученного урона, в том числе — морального.

Если гражданин столкнется с произволом представителей властей, он вправе обратиться в суды и обжаловать их решения.

Государство всегда и везде охраняет и поддерживает своих граждан, в том числе и на дорогах. Однако при этом не стоит забывать, что собственная сохранность — основной приоритет каждого из участников движения и его же основная степень ответственности. Только осторожность и полное соблюдение правил уберегут от неприятных событий на дороге.

Вопросы, касающиеся прав автомобилистов, зачастую более важны, чем кажется на первый взгляд. Водитель может лишиться прав или понести другое суровое наказание из за незнания или неправильного трактования законов и правил. Не ленитесь глубоко погружаться в суть изучаемого вопроса, не стесняйтесь спросить совет у профессионалов.

Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения

Основы безопасности дорожного движения ­- это свод правил, созданный для защиты водителей и пешеходов. Его цель заключается в обеспечении условий для сохранения жизни и здоровья граждан и минимизации количества ДТП.

Что говорит закон

Правовые основы БДД опираются на 4 принципа, прописанных в ст. 3 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»:

  • приоритет жизни людей над результатами хозяйственной деятельности;
  • одновременное соблюдение гражданских, общественных и государственных интересов при обеспечении безопасности;
  • применение программно-целевого подхода к мероприятиям по созданию условий транспортного движения;
  • приоритет государственной ответственности над юридической и гражданской.

Основные правила безопасного поведения на дороге

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииПеречень для водителей:

  1. Необходимо изучать и повторять экзаменационные билеты по ПДД не реже, чем раз в год.
  2. Следует относиться к установленным нормам с максимальной ответственностью и серьезностью. Перед поездкой обязательно нужно отдыхать. Запрещается садиться за руль в сонном состоянии. При вождении на протяжении 3 часов подряд нужно совершить остановку на 15-20 минут.
  3. Запрещено управление автомобилем в состоянии алкогольного, наркотического и токсического опьянения.
  4. При движении нужно распределять видимое пространство на зоны и контролировать происходящее в них:
    • планирование — отдаленная территория, на которую автомобиль въедет через 1-2 минуты, в этой области подготавливаются предстоящие действия;
    • обзор — место, куда вы попадете в течение 10-20 секунд, в нем следует сосредотачивать внимание на отдельных препятствиях, представляющих опасность;
    • действие — ближайшее пространство, где водитель окажется через 2-4 секунды, при наличии рисков следует всеми силами попытаться избежать ДТП, затормозив, свернув или ускорившись.
  5. Запрещается разговаривать по телефону во время движения. Не рекомендуется использовать устройства, позволяющие отвечать на звонки в дистанционном режиме.
  6. Нельзя «соревноваться» с другими водителями и препятствовать обгону.

Дорожные условия и движение авто

В различное время и в зависимости от погоды у водителя могут возникать оптические иллюзии. Незнание этого приводит к аварии. Зависимость восприятия ситуации от окружения и советы по предотвращению ДТП представлены в таблице:

Условия движения Эффект Действия
Поля, пустыни и степи Скорость выше, чем чувствуется Контроль показаний спидометра и принудительное снижение скорости
Снижение прозрачности воздуха (туман, смог, дым и т.д.) Все объекты располагаются ближе, чем их видит водитель Увеличение дистанции до впереди едущего автомобиля и ранее торможение
Плохая видимость (ночное время суток, пасмурность, дождь, снег и т.д.) Автомобили на встречной полосе приближаются быстрее Выполнение обгона с увеличенным запасом дистанции

Состояние дорожного полотна и погода сильно влияют на управляемость. В первую очередь это касается тормозного пути. В таблице представлено расстояние, необходимое автомобилю для полной остановки, полученное после тестов:

Скорость (км/ч) Тормозной путь на сухом асфальте (м) Тормозной путь на льду (м)
30 6 17
60 23 69
90 52 156

Особенности управления в различных погодных условиях:

  1. Рыхлый свежевыпавший снег. Чтобы автомобиль не застрял в нем, следует двигаться на заранее пониженной передаче.
  2. Гололед. Чтобы избежать заноса или сноса и потери управления, нельзя резко нажимать на педали и быстро поворачивать рулевое колесо. Если требуется сбросить скорость, то это следует делать с помощью двигателя.
  3. Дождь после засухи. До момента, пока вода смоет пыль с дорожного покрытия, условия движения по такому асфальту близки к гололедице. Действовать нужно так же, как и в предыдущем пункте.
  4. Сильные дождь и ливень. При большом количестве воды на асфальте под колесами образуется прослойка, в результате автомобиль скользит по ней. В таких условиях нельзя двигаться со скоростью больше 80 км/ч. При потере управления выполнять выравнивание или остановку можно только с помощью двигателя. Нажатие на педаль тормоза приведет к заносу.
  5. Сильный ветер при выезде с закрытых или огороженных участков. Порывы, дующие автомобилю в бок после туннеля или дороги с плотной лесополосой, могут изменить траекторию. При таком маневре следует сбросить скорость и сконцентрироваться на удержании направления.

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииОбозначение дорожных знаков

Что означает время реакции водителя

Согласно статистике, в среднем человек реагирует на изменение обстановки на дороге за 0,5-1,5 секунд. Каждый фактор, влияющий на физическое и психологическое состояние, увеличивает это значение, что может привести к ДТП. Например, при движении транспортного средства со скоростью 90 км/ч задержка на 1 секунду удлиняет тормозной путь на 25 м.

По мере накопления усталости водитель начинает медленнее реагировать на изменение обстановки. Если во время дальней поездки он зевает и засыпает, то ему следует остановиться и поспать хотя бы час.

Тормозной путь машины

Это расстояние, которое проезжает автомобиль с момента нажатия на педаль до полной остановки. На его итоговое значение оказывает влияние:

  • скорость;
  • материал, качество и техническая готовность тормозной системы;
  • состояние дорожного покрытия;
  • вес автомобиля.

Резкое нажатие на педаль тормоза не сократит расстояние до точки остановки. Наоборот, оно его увеличит и может привести к заносу. Это происходит из-за блокировки. При резком нажатии на педаль колодки полностью останавливают колеса, но они продолжают скользить по инерции. Такую ситуацию называют юзом.

Большинство современных авто оснащены антиблокировочной системой (АБС). Она не позволяет колесам полностью остановиться путем распределения усилия схватывания тормозов. Однако даже с АБС блокировка может произойти, т. к. электроника работает не мгновенно. Чтобы быстро остановиться и не сорваться с дороги, нужно плавно пользоваться педалью.

Читайте также:  Глава VI. Оплата и распределение денежных средств от продажи имущества

Эффективность тормозов зависит от их рабочей температуры. Если она слишком высокая, то расстояние, необходимое до полной остановки, увеличивается. Особенно сильно этот эффект проявляется на поворотах и длительных спусках.

Если водителю нужно удерживать необходимую скорость при езде по наклонной вниз, то это делается с помощью торможения двигателем. Чтобы его выполнить, следует переключиться на пониженную передачу и продолжить движение без нажатия на педаль газа. В результате рабочая температура колодок будет оставаться в пределах допустимых значений и эффективность тормозной системы не уменьшится.

Вывод транспорта из заноса

Ситуация, когда задняя ось автомобиля сдвигается относительно траектории движения, начиная обгонять передние колеса, называется заносом. Он приводит к потере управления и может вызвать разворот.

Причиной является:

  • резкое торможение;
  • быстрый набор скорости на автомобилях с задним и полным приводом;
  • пробуксовка ведущей оси;
  • сильный поворот руля на большой скорости.

Для вывода авто из заноса нужно плавно повернуть в ту сторону, куда уходит его задняя часть, и найти угол, при котором траектория начнет выпрямляться. Дальнейшие действия зависят от вида привода:

  1. Задний. Потребуется сбросить газ, повернуть рулевое колесо в сторону заноса и постепенно уменьшать угол до выпрямления.
  2. Передний. Повернуть руль в направлении скольжения и плавно ускориться.
  3. Полный. Крутить руль как на авто с передними ведущими колесами и нажать на педаль газа до промежуточного положения, при котором начнется выравнивание.

При заносе нельзя пользоваться тормозом и сцеплением. Независимо от привода транспортного средства это приведет к полной потере управления и может стать причиной аварии.

Опрокидывание автомобиля

Падение на бок происходит из-за того, что значение центробежной силы превышает допустимую отметку. Если во время поворота автомобиль начинает отрываться от земли боковым колесами, то это значит, что он двигается слишком быстро.

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской ФедерацииЦентробежная сила

Величина центробежной силы пропорциональна текущей скорости в квадрате. Чтобы минимизировать риск опрокидывания, следует правильно выбирать траекторию поворота и двигаться, предварительно затормозив. Если дорожное полотно уходит вправо, то перед совершением маневра следует прижаться левее.

Вероятность опрокидывания увеличивается с подъемом центра тяжести. Например, при перевозке груза или большого количества пассажиров точка его расположения поднимается выше осей. Чтобы уменьшить риск падения автомобиля на бок, при его загрузке нужно размещать тяжелые предметы как можно ниже. Особенно это касается высокого транспорта (автобусы, грузовики, седельные тягачи с прицепами и т.д.).

Экономия топлива

При движении важно правильно тратить топливо. Два водителя с отличающимися стилями езды, проезжающие на одинаковых автомобилях по одному маршруту, используют разное количество бензина. На расход влияют следующие факторы:

  1. Техническое состояние. Для экономии нужно исключить возможные утечки. Важно следить за состоянием бака, двигателя и топливной системы. Проверять надежность прокладок и креплений.
  2. Используемая передача. Чем она выше, тем ниже обороты двигателя, соответственно, тем меньше бензина расходует автомобиль. Больше всего топлива тратиться на первой передаче, поэтому двигаться на ней следует только при трогании и подъеме в крутую гору.
  3. Резкий сброс и увеличение скорости. При быстром торможении энергия, полученная с разгоном, тратиться впустую. При интенсивном наборе скорости расходуется больше бензина, чем при плавном.

Меры обеспечения БДД

Мероприятия по организации безопасности на дороге делятся на:

  • активные — действия и процедуры, улучшающие и контролирующие условия движения транспорта;
  • пассивные — модернизация автомобилей и дорог в целях снижения травматизма при ДТП.

Активные меры

К ним относится:

  • контроль технического состояния транспорта и оборудования;
  • отслеживание качества дорожного полотна и его своевременное изменение (модернизация, ремонт или замена) в целях снижения вероятности аварий;
  • грамотное проектирование работы транспортной системы и сопутствующих ей объектов;
  • контроль эффективности и корректировка нормативно-законодательных норм, касающихся ПДД;
  • своевременный ответ государства на сообщения водителей о недостатках дорог и их исправление.

Пассивные меры

К ним относится:

  • проектирование улучшений для автомобильных кузовов — усиление рамы, установка систем безопасности (ремни, подушки, каркасы и т.д.);
  • введение в эксплуатацию электронных систем, помогающих водителю в управлении (АБС, ПБС, блок распределения мощности между ведущими колесами, усилители руля и т.д.);
  • проектирование, создание и модернизация объектов, защищающих пешеходов.

Обеспечение безопасности пешеходов

При соблюдении ПДД риск попадания человека в аварию снижается до минимума. Правила поведения на дороге и возле нее:

  1. Запрещено передвигаться по дорожному полотну. Если нет пешеходной зоны или тротуара, то идти можно только по обочине навстречу автомобилям.
  2. Пересекать дорогу на зеленый сигнал светофора или по соответствующему указанию регулировщика. При его отсутствии — только по переходам. Ступать на проезжую часть можно после того, как все водители остановились.
  3. Запрещается перелезать за ограничительные ограждения: отбойники, ремонтные заборы и т.д.
  4. При появлении автомобиля с включенным проблесковым маячком красного или синего цвета нельзя переходить улицу даже на зеленый сигнал светофора.
  5. Во дворах домов нужно внимательно смотреть на дорогу.
  6. Ожидать транспорт на остановках или тротуаре. Садиться в автомобиль можно только после полного прекращения движения.

Основы БДД — это правила, созданные для обеспечения безопасности на дороге. Если все водители и пешеходы будут их соблюдать, то риск попасть в аварию и получить травмы сократится до минимума.

Вам также может понравиться

Законодательство российской федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения

Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской Федерации

Одной из серьезных проблем является обеспечение безопасности дорожного движения. Аварийность на дорогах во многих странах расценивается как национальное бедствие. Цена, которую страна платит за блага автомобилизации, слишком велика. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий угрожает национальной безопасности.

Обеспечение высокого уровня безопасности дорожного движения — одна из задач Российского государства. Данный вывод следует из основных положений Конституции РФ и Закона РФ «О безопасности» от 5 марта 1992 г.

, в которых впервые в законодательной практике России закреплены правовые основы обеспечения безопасности в государстве, определена система безопасности и ее функции, установлены силы и средства обеспечения безопасности, порядок организации и деятельности органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за этой деятельностью.

Состояние законодательства в любой области общественных отношений определяется тем, какое внимание уделяет государство той или иной сфере деятельности.

Это в полной мере относится к обеспечению безопасности дорожного движения, центральное место в нормативной правовой основе которой занимают Федеральный закон от 10 декабря 1995 г.

«О безопасности дорожного движения» и Положение о Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РФ от 15 июня 1998 г.

Также был принят ряд указов Президента Российской Федерации и постановлений Правительства Российской Федерации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения.

В ноябре 2005 г. проведено заседание Президиума Государственного совета Российской Федерации по вопросу о состоянии безопасности дорожного движения и мерах по совершенствованию государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения.

По итогам указанного заседания были даны поручения Президента Российской Федерации, в соответствии с которыми принято решение о разработке проекта Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 — 2012 годах».

Данная Федеральная целевая программа, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 г. N 100, стала основой национальной стратегии в области обеспечения безопасности дорожного движения. Ее главной целью является сокращение к 2012 г. числа погибших в дорожных происшествиях в полтора раза по отношению к уровню 2004 г.

  • Проведенный комплексный анализ существующей системы нормативно-правового регулирования в области обеспечения безопасности дорожного движения позволяет выявить наиболее характерные недостатки. К их числу, по нашему мнению, можно отнести следующие:
  • — нормативная правовая база не в полной мере регулирует общественные отношения в этой области и характеризуется наличием целого ряда противоречий;
    — имеются пробелы в нормативном правовом регулировании координации деятельности органов исполнительной власти, как на федеральном, так и на региональном уровне;
    — недостаточно детально определен порядок финансирования необходимых мероприятий в рассматриваемой области;
    — недостаточно строго регламентированы формы и методы контроля за соблюдением требований безопасности дорожного движения;
    — законодательство об административных правонарушениях в области обеспечения безопасности дорожного движения не обеспечивает в полной мере реализацию главной задачи — предупреждения правонарушений;
  • — практически отсутствуют нормы, стимулирующие участие институтов гражданского общества и средств массовой информации в деятельности по предупреждению аварийности.
  • Анализ отдельных положений нормативных актов свидетельствует о необходимости уточнения ряда положений, что в некоторых случаях имеет достаточно принципиальный характер.
Читайте также:  Причины и последствия распада золотой орды - история России

Сопоставление основной задачи Федерального закона от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения» (абзац 2 ст. 1) и определение термина «безопасность дорожного движения» (абзац 3 ст. 2) позволяют сделать вывод о наличии определенного противоречия.

Основной задачей Закона является «охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства» от дорожно-транспортных происшествий и их последствий. В то же время в ст.

2 (абзац 3) указывается более узкий круг лиц — «участники дорожного движения», правам и законным интересам которых, по смыслу данной нормы, может быть причинен ущерб в результате ДТП.

Представляется очевидным, что в результате ДТП фактически причиняется материальный и иной ущерб не только участникам дорожного движения, но и юридическим лицам (владельцам транспортных средств, собственникам перевозимых автотранспортом грузов), владельцам дорог и иным субъектам деятельности в рассматриваемой сфере, а также лицам, не имеющим непосредственного отношения к процессу дорожного движения, — собственникам расположенных на прилегающих к дорогам территориях объектов, принадлежащих предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам.

Актуальной является подготовка предложений по внесению изменений в Федеральный закон от 6 октября 1999 г.

N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и Федеральный закон от 6 октября 2003 г.

N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в части уточнения компетенции указанных органов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Внесение соответствующих изменений в федеральное законодательство позволит создать необходимую правовую основу для кардинального повышения эффективности государственного управления в области обеспечения безопасности дорожного движения и, соответственно, снижения уровня дорожно-транспортной аварийности.

Автор статьи: И.И. КОРЯКИН

Изменения в федеральный закон "О безопасности дорожного движения"

  • Принят Государственной Думой 29 июня 2011 года
  • Одобрен Советом Федерации 6 июля 2011 года
  • Статья 1

Внести в Федеральный закон от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 50, ст. 4873; 2003, N 2, ст. 167; 2004, N 35, ст. 3607; 2009, N 1, ст. 21) следующие изменения:

  1. 1) в статье 4:
  2. а) наименование изложить в следующей редакции:
  3. «Статья 4. Правовые основы безопасности дорожного движения в Российской Федерации«;
  4. б) дополнить словами «, муниципальных правовых актов»;
  5. 2) в абзаце втором статьи 5 слова «и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации» заменить словами «, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления»;
  6. 3) в статье 6:
  7. а) пункт 3 изложить в следующей редакции:
  8. «3. К полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения при осуществлении дорожной деятельности, включая:
  9. принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах регионального или межмуниципального значения в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
  10. осуществление мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  11. участие в организации подготовки и переподготовки водителей транспортных средств;
  12. информирование граждан о правилах и требованиях в области обеспечения безопасности дорожного движения.
  13. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации.
  14. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий в области обеспечения безопасности дорожного движения.»;
  15. б) пункт 4 изложить в следующей редакции:

«4.

К полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.

  • К полномочиям органов местного самоуправления муниципального района в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района при осуществлении дорожной деятельности, включая:
  • принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения вне границ населенных пунктов в границах муниципального района в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
  • участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории муниципального района.
  • К полномочиям органов местного самоуправления городского округа в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах городского округа при осуществлении дорожной деятельности, включая:
  • принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах городского округа в целях обеспечения безопасности дорожного движения;
  • участие в осуществлении мероприятий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма на территории городского округа.

Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 6 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1999, N 42, ст.

5005; 2003, N 27, ст. 2709; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст. 3287; N 31, ст. 3452; N 44, ст. 4537; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 13, ст. 1464; N 21, ст. 2455; N 30, ст. 3747, 3805, 3808; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 29, ст.

3418; N 30, ст. 3613, 3616; N 48, ст. 5516; N 52, ст. 6236; 2009, N 29, ст. 3612; N 48, ст. 5711; N 51, ст. 6163; 2010, N 15, ст. 1736; N 31, ст. 4160; N 41, ст. 5190; N 46, ст. 5918; N 47, ст. 6030, 6031; N 49, ст. 6409; N 52, ст. 6984; 2011, N 17, ст.

2310) следующие изменения:

  1. 1) пункт 1 статьи 21 после слов «социального обеспечения» дополнить словами «, безопасности дорожного движения»;
  2. 2) подпункт 11 пункта 2 статьи 26 [3] изложить в следующей редакции:
  3. «11) осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог регионального или межмуниципального значения и обеспечения безопасности дорожного движения на них, включая создание и обеспечение функционирования парковок (парковочных мест), предоставляемых на платной основе или без взимания платы;».
  4. Статья 3

Внести в Федеральный закон от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 40, ст. 3822; 2005, N 1, ст. 17, 25; 2006, N 1, ст. 10; N 23, ст. 2380; N 30, ст.

3296; N 31, ст. 3452; N 43, ст. 4412; N 50, ст. 5279; 2007, N 1, ст. 21; N 21, ст. 2455; N 25, ст. 2977; N 43, ст. 5084; N 46, ст. 5553; 2008, N 48, ст. 5517; N 52, ст. 6236; 2009, N 48, ст. 5733; N 52, ст. 6441; 2010, N 15, ст. 1736; N 49, ст. 6409; 2011, N 17, ст.

2310) следующие изменения:

  • 1) пункт 5 части 1 статьи 14 после слов «в границах населенных пунктов поселения» дополнить словами «и обеспечение безопасности дорожного движения на них»;
  • 2) пункт 5 части 1 статьи 15 после слов «в границах муниципального района» дополнить словами «и обеспечение безопасности дорожного движения на них»;
  • 3) пункт 5 части 1 статьи 16 после слов «в границах городского округа» дополнить словами «и обеспечение безопасности дорожного движения на них».
  • Президент Российской Федерации
  • Д. Медведев
Ссылка на основную публикацию