Статья 25. ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты

24 мая 2021 в 15:24

Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты

Административная ответственность — тот вид юридической ответственности, с которым сталкиваются практически все юридические и физические лица. Водители могут быть привлечены за нарушение правил дорожного движения, компании – за задержку выплаты заработной платы, нарушение правил по охране труда или за несвоевременную сдачу отчетности.

Меры административной ответственности также, как и уголовной, налагаются государством, но они менее строгие, чем уголовные, и наступают за менее опасные деяния. Характерной особенностью является то, что наложить административное взыскание может не только суд, но и иной государственный или муниципальный орган.

  • Содержание:
  • Время чтения: 6 минут 27 секунд

Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты

Административная ответственность – это обязанность физического или юридического лица претерпевать меры государственного принуждения, предусмотренные КоАП РФ или законами субъектов РФ за совершение противоправного виновного действия (бездействия) (административного правонарушения).

Административная ответственность характеризуется следующими признаками:

  1. Она может быть предусмотрена не только федеральным законодательством, но и законами субъектов РФ;
  2. Наступает за административное правонарушение;
  3. Опирается на государственное принуждение;
  4. Субъектами административной ответственности могут быть как физические, так и юридические лица;
  5. Административное наказание как мера административной ответственности может назначаться широким кругом уполномоченных на это субъектов.

Основание привлечения к административной ответственности

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении:

  • непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях;
  • сообщения от физических и юридических лиц, государственных и муниципальных органов;
  • фиксация специальными техническими средствами видеонаблюдения.

В соответствии с ч. 1 ст. 28.2 КоАП РФ о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением отдельных предусмотренных КоАП РФ случаев.

Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты

Протокол составляется немедленно после выявления совершения административного правонарушения.

В случае если требуется дополнительное выяснение обстоятельств дела либо данных о физическом лице или сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело об административном правонарушении, протокол об административном правонарушении составляется в течение двух суток с момента выявления административного правонарушения.

В отдельных случаях, указанных в ст. 28.7 КоАП РФ, проводится административное расследование. В случае проведения административного расследования протокол об административном правонарушении составляется по его окончании.

Далее протокол об административном правонарушении направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении, в течение трех суток с момента составления протокола (ч. 1 ст. 28.8 КоАП РФ).

Основанием для привлечения к административной ответственности является совершение лицом административного правонарушения — противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Под составом административного правонарушения следует понимать совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние является административным правонарушением.

Элементами состава административного правонарушения являются:

1. объект административного правонарушения (охраняемые общественные отношения);

2. объективная сторона административного правонарушения (способ совершения, место, время, например, нарушение водителями ПДД (гл.12 КоАП РФ) может выражаться в разных действиях: превышение скорости движения, несоблюдение требования дорожных знаков);

3. субъект административного правонарушения;

4. субъективная сторона административного правонарушения (обязательно наличие вины).

Родовой объект правонарушения

Согласно КоАП РФ, к родовому объекту правонарушения относятся виды жизнедеятельности граждан и деятельности юридических лиц в области:

  • защиты прав и законных интересов граждан и общества (гл. 5, 6);
  • охраны всех видов собственности, например частной, государственной и муниципальной (гл. 7);
  • охраны окружающей природной среды и природопользования (гл. 8);
  • промышленности, строительства и энергетики (гл. 9);
  • сельского хозяйства, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10);
  • транспорта (гл. 11);
  • дорожного движения (гл. 12);
  • связи и информации (гл. 13);
  • предпринимательской деятельности (гл. 14);
  • финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг (гл. 15);
  • таможенного дела (нарушения таможенных правил) (гл. 16);
  • посягательства на институты государственной власти, порядка управления общественного порядка и общественной безопасности (гл. 17, 19, 20);
  • защиты Государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории РФ (гл. 18);
  • воинского учета (гл. 21).

Кроме общих субъектов административного правонарушения (физические лица, юридические лица), существуют и специальные (должностные лица, водители, военнослужащие).

Согласно ст. 2.3 КоАП РФ административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет.

С учетом конкретных обстоятельств дела и данных о лице, совершившем административное правонарушение в возрасте от шестнадцати до восемнадцати лет, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав указанное лицо может быть освобождено от административной ответственности с применением к нему меры воздействия, предусмотренной федеральным законодательством о защите прав несовершеннолетних.

Не подлежит привлечению к административной ответственности невменяемое физическое лицо, а также лицо, действующее в ситуации крайней необходимости, когда предотвращенный вред меньше, чем совершенный. Например, водитель может покинуть место ДТП с целью спасения жизни потерпевшего.

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Должностные лица – это лица, которые выполняют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, организациях.

В компаниях ответственность за все правонарушения несут руководители. Но они могут своим приказом (в должностной инструкции) назначить ответственным за те или иные сферы деятельности иных лиц).

Привлечение к ответственности юридического лица не исключает одновременное привлечение и его должностного лица.

В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Юридическое лицо подлежит ответственности в случаях, предусмотренных КоАП или законами субъектов РФ.

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ).

Согласно ч. 2 ст. 2.

10 КоАП РФ в случае, если в статьях особенной части кодекса не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, если по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу.

В ч. 2 ст. 3.2 КоАП РФ перечислены виды наказаний, которые могут быть применены к юридическим лицам: предупреждение; административный штраф; конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения; административное приостановление деятельности.

Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты

В КоАП РФ предусмотрены следующие виды административной ответственности:

  • предупреждение
  • административный штраф;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности;
  • обязательные работы;
  • административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения.

Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты

При назначении наказания учитываются как смягчающие, так и отягчающие обстоятельства.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

  1. Продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
  2. Повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение однородного административного правонарушения в течение 1 года со дня вступления в законную силу постановления о назначении административного наказания;
  3. Вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
  4. Совершение административного правонарушения группой лиц;
  5. Совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
  6. Совершение административного правонарушения в состоянии опьянения.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

  • раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;
  • добровольное прекращение противоправного поведения лицом, со-вершившим административное правонарушение;
  • добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;
  • оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
  • предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;
  • добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение при-чиненного вреда;
  • добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения;
  • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
  • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
  • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
Читайте также:  Статья 20. Воинские кладбища и военные мемориальные кладбища

Судья или иное лицо могут признать в качестве смягчающих и другие обстоятельства.

Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты

К обстоятельствам, исключающим административную ответственность, относятся:

  1. Отсутствие события административного правонарушения;
  2. Отсутствие состава административного правонарушения, в том числе недостижение физическим лицом возраста для привлечения к административной ответственности или невменяемость;
  3. Действия лица в состоянии крайней необходимости, то есть совершенные для устранения опасности, непосредственно угрожающей личности и правам данного лица или других лиц, а также охраняемым законом интересам общества или государства, если эта опасность не могла быть устранена иными средствами и если причиненный вред является менее значительным, чем предотвращенный вред;
  4. Признание утратившими силу закона или его положения, устанавливающих административную ответственность за содеянное, за исключением случая одновременного вступления в силу положений закона, отменяющих административную ответственность за содеянное и устанавливающих за то же деяние уголовную ответственность;
  5. Истечение сроков давности привлечения к административной ответственности, указанных в ст.4.5 КоАП РФ (два месяца (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении три месяца) со дня совершения административного правонарушения (обнаружения), за некоторые правонарушения предусмотрены более длительные сроки давности — год и более).

В соответствии со ст. 2.9 КоАП РФ при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.

Некоммерческим организациям, а также являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при отсутствии угрозы причинения вреда жизни, здоровью, экологии, безопасности государства (ст. 4.1.1 КоАП РФ)

Административная ответственность за нарушение требований охраны труда

Статья 25. Ответственность должностного лица за нарушение требований по обеспечению государственной защиты

Аннотация. Статья посвящена исследованию действующих на сегодня норм административного законодательства, касающихся ответственности работодателя за нарушение охраны труда. Будут подробно рассмотрены особенности каждого вида ответственности, а также случаи их применения. Внимание уделено также категориям субъектов ответственности – организациям, гражданам, должностным лицам и т.д.

Ключевые слова: работодатель, работник, Трудовой кодекс, ответственность, охрана труда, наказание.

  В современных условиях особую значимость приобретает охрана прав трудящихся, особенно в той части, что касается условий труда. Законом на каждого работодателя возложена обязанность по созданию и поддержанию надлежащих условий труда, которые бы соответствовали нормативным актам. В случае неисполнения данной обязанности со стороны работодателя в отношении него законом установлены определенные санкции. Виды санкций варьируются в зависимости от тяжести совершенного проступка: либо это дисциплинарная ответственность, либо материальная, административная, а за тяжкие нарушения – уголовная.  Основные обязанности работодателя по созданию надлежащих условий труда закреплены в Трудовом кодексе РФ. Так, в ст. 212 речь идет об обеспечении безопасных условий труда со стороны работодателя для работников. Статьей 419 детально регламентированы виды ответственности, которую несет в случае нарушений работодатель, а также лица, на которых возложена обязанность по обеспечению охраны труда на предприятии.[1]  Но права работников, связанные с охраной труда, регламентируются не только трудовым законодательством. Поскольку в данной статье речь пойдет именно об административной ответственности за нарушение требований по охране труда, то наибольший интерес для нас представляют нормы Кодекса об административных правонарушениях РФ, в частности, ст. 5.27. Нормами данной статьи установлена ответственность для работодателей и должностных лиц.[2]  КоАП РФ устанавливает следующие виды наказаний для виновных в нарушении требований по охране труда, в зависимости от степени тяжести правонарушения: это предупреждение, которое может быть вынесено в случае первичного незначительного нарушения; также законом установлено применение административного штрафа, который может быть наложен на юридических или должностных лиц, в случае более серьезного нарушения. В вышеуказанной статье также предусмотрены и более серьезные виды административных наказаний – это дисквалификация и административное приостановление деятельности. Раскроем каждый из перечисленных видов наказаний в отдельности.

Так, за незначительное нарушение выносится предупреждение, которое обязательно должно быть выражено в письменном виде – оно считается официальным порицанием совершенного физическим или юридическим лицом проступка.

  Штраф представляет собой денежное взыскание, наложенное на физическое или юридическое лицо за совершенный им административный проступок.  Среди наиболее тяжких видов административных наказаний – дисквалификация – представляет собой лишение. Для физических лиц оно выражается в том, что они не имеют права на определенный срок занимать руководящие должности, а также лишены права на осуществление организационно-распорядительных функций. [4] Срок данного административного наказания устанавливается судом на основании представления органа контроля и надзора, варьирует в пределах от 6 месяцев до 3 лет.  И, наконец, приостановление деятельности, назначается на срок до 90 дней. Его суть заключается в том, что  работа частных лиц, различных подразделений организации, предприятия в целом, приостанавливается. Указанный вид санкции так же, как и дисквалификация, может быть назначен только судом. Однако он применяется в случае недостижения целей наказания менее строгим его видом.       Еще одним видом административного наказания, применяемого довольно редко на практике, является временный запрет деятельности, который устанавливается обычно до 5 суток. Данная санкция назначается не в судебном порядке, а непосредственно органом государственного надзора и контроля. Как правило, за временным запретом следует приостановление деятельности. Суть применения данного вида наказания в том, что его необходимость возникает тогда, когда нужно предотвратить опасность для жизни и здоровья граждан, также случаи применения данной санкции регламентированы ст. 27.1 КоАП РФ. [7]  Наиболее часто встречающейся санкцией за нарушения в области охраны труда являются административные штрафы. Данный вид взыскания является денежным, его вправе назначить только те государственные органы, которые имеют на это установленные законом полномочия: это суды, полиция, органы государственного контроля и надзора. Закон запрещает работодателю назначать штрафы своим работникам, какие бы нарушения они не совершили.  Полагаем, следует более подробно остановиться на размерах санкций, предусмотренных КоАП РФ за нарушения правил охраны труда. Так, если некоторые части ст. 5.27 и 5.27.1 КоАП РФ не предусматривают повышенное наказание за те или иные виды нарушений, то для каждого субъекта – работодателя установлен свой размер взыскания. Так, должностные лица могут получить предупреждение, либо на них будет наложен административный штраф, минимальный размер которого составляет 1000 руб., максимальный – 5000 руб. Если нарушение допущено индивидуальным предпринимателем, то размер штрафных санкций для таких лиц может составлять  также от 1000 до 5000 руб. А вот юридические лица несут повышенную ответственность: для данных категорий субъектов устанавливается штраф в размере от 30 000 до 50 000 руб. В случае, если административный проступок совершен вышеуказанными субъектами ранее, и они уже подверглись административному наказанию, то за повторное аналогичное нарушение должностным лицам грозит штраф от 10 000 до 20 000 руб., либо они могут быть дисквалифицированы на срок от 1 до 3 лет. Если повторное нарушение допущено индивидуальным предпринимателем, то размер санкций будет составлять минимально 10 000 руб., максимально  — 20 000 руб., а на юридическое лицо может быть наложен штраф от 50 000 до 70 000 руб.  С 2015 г., согласно Федеральному закону от 28.12.2013 № 421-ФЗ [3], внесены изменения, касающиеся размеров штрафных санкций за следующие нарушения: — если должностное лицо фактически допускает работника к работе, но при этом не заключило с ним трудовой договор, то на него может быть наложен штраф в размере от 10 000 до 20 000 руб.; — ответственность за уклонение от оформления трудового договора с работником, а равно  — заключение ненадлежащего договора, например, гражданско-правового, которым регулируются трудовые отношения между работником и работодателем, представляет собой наложение штрафа, размер которого для должностных лиц составляет от 10 000 до 20 000 руб., а для юридических лиц – от 50 000 до 100 000 руб. В случае повторно совершенного аналогичного проступка граждане уплатят штраф размером 5000 руб., должностным лицам может грозить дисквалификация от 1 до 3 лет; для ИП в качестве взыскания будет применяться штраф от 30 000 до 40 000 руб.; а юридические лица заплатят штраф от 100 000 до 200 000 руб. [5]  Неблагоприятные последствия в виде санкций также повлечет  и такой проступок со стороны работодателя, как нарушение порядка, согласно которому проводится специальная оценка условий труда, либо если такая оценка не проводится вовсе. Здесь для должностных лиц и ИП размеры административного штрафа (пределы) будут одинаковы: от  5000 до 10 000 руб.; а вот для юридических лиц во всех случаях нарушений с их стороны наступает повышенная многократно ответственность – сумма штрафа может составлять от 60 000 до 80 000 руб.  Немаловажным также для работодателя является проведение необходимых обучений, проверок, медицинских осмотров и освидетельствований  работников. Если работодатель пренебрегает данными действиями, являющихся неотъемлемой составляющей охраны труда, то это может повлечь за собой наказание в виде штрафа. Размеры санкций установлены КоАП РФ: должностные лица и ИП могут заплатить штраф от 15 000 до 25 000 руб.; юридические лица – от 110 000 до 130 000 руб.  Работодатель обязан обеспечить работников, если работы связаны с повышенной опасностью для здоровья, средствами индивидуальной защиты (например, если работы ведутся в цехах, трудовая деятельность связана с химической и иными видами промышленности, металлургией, и т.д.). Нарушение данной обязанности влечет штраф, размер которого для должностных лиц и ИП составит от 20 000 до 30 000 руб.; для организаций и предприятий – от 130 000 до 150 000 руб.

Читайте также:  Статья 24. ответственность за нарушение настоящего федерального закона

Важно также отметить, что оценка специальных условий труда является обязанностью экспертов. В связи с этим, КоАП РФ в ст. 14.54 предусматривает ответственность за нарушения, допущенные экспертами при оценке условий труда. В данном случае ответственность для экспертов будет наступать такая же, как и для должностных лиц. [6]

  Подводя итоги, отметим, что на современном этапе развития трудового и административного законодательства, регламентирующего трудовые отношения, закрепляющего права работников, существует все же значительное количество нарушений со стороны недобросовестных работодателей. Этому есть несколько причин, главная из которых, на наш взгляд – желание работодателя как можно меньше затрачивать денежных средств и ресурсов. Кто-то пытается сэкономить ресурсы, намеренно не заключая трудовой договор с работником, который бы в большей степени, чем гражданский, защищал права последнего; кто-то допускает работников к работе на устаревшем, и вследствие этого – опасном для жизни и здоровья людей, оборудовании, при этом не обеспечив должным образом работника средствами защиты. Недобросовестных работодателей в некоторых случаях не пугают даже штрафы, которые для некоторых нарушений являются незначительными, неспособными обеспечить предотвращение других нарушений в данной сфере. Уплатив 150 000 рублей, организации часто не устраняют имеющиеся серьезные нарушения и продолжают свою уже незаконную деятельность. Считаем, что целесообразно будет дополнить перечень административных наказаний еще одним, который будет актуален как для ИП, должностных лиц, так и в большей степени – для организаций: полный запрет заниматься определенным видом деятельности, в котором ранее были допущены грубые нарушения. Такой вид именно в качестве административного наказания будет на наш взгляд, наиболее эффективным, поскольку отечественное законодательство, к сожалению, не предусматривает уголовной ответственности для организаций.

Список литературы

Ответственность должностных лиц казенных учреждений

За какие нарушение требований бюджетного законодательства и других нормативных актов могут привлечь к ответственности должностных лиц казенных учреждений? Рассмотрим основные виды нарушений и последствия за их совершение.

Нарушения бюджетного законодательства

Казенные учреждения являются участниками бюджетного процесса и на них распространяются нормы, установленные БК РФ. Понятие бюджетного нарушения, их виды и бюджетные меры принуждения, применяемые за их совершение, предусмотрены гл. 29 и 30 БК РФ. В ходе проверок деятельности казенных учреждений выявляются бюджетные нарушения, указанные в таблице 1.

Таблица 1

Статья БК РФ Бюджетное правонарушение Меры принуждения
306.4 Нецелевое использование бюджетных средств – направление средств бюджета бюджетной системы РФ и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств Нецелевое использование межбюджетных субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение. Передача уполномоченному по соответствующему бюджету части полномочий главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств. Бесспорное взыскание суммы средств, полученных из другого бюджета бюджетной системы РФ, и платы за пользование ими либо приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).
306.8 Нарушение  (главным распорядителем (распорядителем) и получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты) условий предоставления межбюджетных трансфертов, если это действие не связано с нецелевым использованием бюджетных средств. Бесспорное взыскание суммы межбюджетного трансферта и (или) приостановление (сокращение) предоставления межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций).

Меры бюджетного принуждения, предусмотренные кодексом, применяются к юридическим лицам. Вместе с тем в соответствии с п. 7 ст. 306.2 БК РФ наряду с применением бюджетных мер принуждения применяются меры ответственности в случаях, предусмотренных законодательством РФ, в частности КоАП РФ.

Административная ответственность

Административной ответственности в соответствии со ст. 2.4 КоАП РФ подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Перечень административных правонарушений в области финансов установлен гл. 15 КоАП РФ.

Целый ряд мер предусмотрен за нарушения бюджетного законодательства и нормативных актов, регулирующих ведение бюджетного учета и представление бюджетной отчетности (табл. 2).

Таблица 2

Статья КоАП РФ Административное правонарушение Административное наказание, предусмотренное для должностного лица* штраф, (тыс. руб.) дисквалификация
15.14 Нецелевое использование бюджетных средств от 20 до 50 от 1 года до 3 лет
15.15.4 Нарушение условий предоставления бюджетных инвестиций от 10 до 30
15.15.6 Нарушение порядка представления бюджетной отчетности от 10 до 30
15.15.7 Нарушение казенным учреждением порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет или порядка учета бюджетных обязательств от 10 до 30
15.15.8 Нарушение запрета на предоставление казенному учреждению бюджетных кредитов и (или) субсидий от 20 до 50
15.15.10 Нарушение порядка принятия бюджетных обязательств от 20 до 50

Следует отметить, что по отдельным статьям (15.14, 15.15.6) к административной ответственности может быть привлечено юридическое лицо.

Распространенные правонарушения

Нарушение порядка представления бюджетной отчетности. Порядок составления и представления бюджетной отчетности установлен приказом Минфина РФ от 28.12.

2010 №191н «Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ» (далее — Инструкция № 191н). Согласно п.

10 Инструкции №191н, получатель бюджетных средств представляет бюджетную отчетность своему вышестоящему распорядителю (главному распорядителю) бюджетных средств в установленные им сроки.

Таким образом, подлежат привлечению к ответственности должностные лица за нарушение сроков представления отчетности, установленных распорядителем или представление не в полном объеме всех предусмотренных форм.

Помимо указанных противоправных действий, неотражение в бюджетном учете фактов хозяйственной жизни, повлекших искажение данных отчетности квалифицируется как ненадлежащее исполнение возложенных служебных обязанностей и также влечет административную ответственность должностных лиц (такое разъяснение доведено, например, территориальным управлением Росфиннадзора в г. Санкт-Петербурге).

«Отражение штрафов и пеней»

Читайте также:  Статья 24.1. Саморегулируемая организация виноградарей и виноделов

Нарушение порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет. В силу пункта 1 ст.

221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с Общими требованиями к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений, утвержденными приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н.

Утвержденные показатели бюджетной сметы казенного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств по обеспечению выполнения функций казенного учреждения.

Как указано в п. 6 Общих требований, к представленной на утверждение смете прилагаются обоснования (расчеты) плановых сметных показателей, использованных при формировании сметы, являющихся неотъемлемой частью сметы.

Таким образом, обоснования (расчеты) плановых сметных показателей являются неотъемлемой частью сметы, следовательно, утверждение сметы без подобного обоснования (расчетов) части сметных показателей является неправомерным и влечет административную ответственность.

Наказания за нарушения антиковидных ограничений

Ранее мы рассказывали, какие обязанности должен выполнять работодатель для профилактики коронавирусной инфекции.

Сейчас же рассмотрим: какая может быть ответственность за нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов; по какой статье возможно привлечение в различных ситуациях; кто конкретно будет наказан: работодатель, его ответственное должностное лицо или работник? Разъясним статус актов Роспотребнадзора и проанализируем уже имеющуюся судебную практику.

За нарушение санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий1 административная ответственность наступает по ст. 6.3 КоАП РФ. Но не все требования содержатся в нормативных правовых актах федерального уровня.

Во время пандемии Президент РФ поручил главам субъектов РФ в зависимости от обстановки в регионе разработать собственные нормы. Верховный Суд РФ, в свою очередь, разъяснил2, что за нарушение установленных на региональном уровне правил может применяться также ст. 20.6.

1 КоАП РФ (невыполнение правил поведения при чрезвычайной ситуации или угрозе ее возникновения).

Вместе со смягчением коронавирусных ограничений будет меняться и статистика по штрафам (в сторону их уменьшения).

Не стоит забывать, что в определенных ситуациях за подобные нарушения могут последовать и более серьезные наказания – ​приостановление деятельности на срок до 90 суток (ст. 6.3 и ч.

 2 ст. 20.6.1 КоАП РФ) и даже уголовная ответственность (ст. 236 УК РФ), см. Схему.

Схема. Когда за нарушение санитарных правил будет административная или уголовная ответственность

Разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора

Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).

Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:

  • для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
  • предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
  • работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
  • салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
  • киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).

Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам. В частности, в письмах содержатся рекомендации:

  • по контролю температуры у сотрудников;
  • обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
  • соблюдению социальной дистанции;
  • дезинфекции помещений и оборудования;
  • своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
  • информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.

Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.

2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно проинформировать организации и территориальные органы ведомства о рекомендательном характере документов и невозможности проверки соблюдения их положений. Что и было сделано. В письме от 22.07.

2020 № 09-11169-2020-40 Роспотребнадзор указал, что статуса нормативного правового акта его рекомендации не имеют и не включают правовые нормы, в связи с этим в случае их несоблюдения организации не могут быть привлечены к ответственности.

Таким образом, неисполнение рекомендаций Роспотребнадзора не может быть основанием для привлечения к административной ответственности, поскольку они не являются санитарными правилами и не имеют нормативного характера.

Но практика показала, что сотрудники ведомства пытаются оштрафовать работодателей за нарушение рекомендаций. И тогда приходится оспаривать такое решение в суде.

В Ижевске 25.05.2020 Роспотребнадзор провел проверку механического завода и выявил нарушения рекомендаций, направленных письмом Роспотребнадзора от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24. Так:

  • в нарушение п. 4.7 в течение рабочего дня в цехе не проводился опрос работников на наличие респираторных заболеваний и термометрия с периодичностью 1 раз в 4 часа;
  • в нарушение п. 4.10 на рабочих местах отсутствовали кожные антисептики для обработки рук;
  • в нарушение п. 4.11 в цехе отсутствовала комната приема пищи – ​работники принимают пищу на рабочих местах.

В отношении завода был составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. Судья Первомайского районного суда г. Ижевска 27.07.

2020 пришел к выводу, что завод несвоевременно и не в полном объеме провел санитарно-противоэпидемические мероприятия в целях предупреждения возникновения и распространения инфекционных болезней, что привело к возникновению у работников групповой заболеваемости коронавирусом.

На основании этого суд признал завод виновным в совершении правонарушения и привлек организацию к административной ответственности по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ (размер штрафа из судебного акта изъят).

Организация обратилась с жалобой в Верховный суд Удмуртской Республики, и он 07.09.2020 отменил постановление нижестоящего суда.

Вышестоящая инстанция напомнила, что нормативными правовыми актами, устанавливающими санитарно-эпидемиологические требования, являются государственные санитарно-эпидемиологические правила. Это санитарные правила и нормы и гигиенические нормативы3.

Рекомендации, приведенные Роспотребнадзором в письме от 21.04.

2020 № 02/7495-020-32, не являются санитарными правилами и не обеспечены реальным механизмом правового принуждения, с нарушением которых законодатель связывает наступление административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ. В связи с этим выводы районного суда о наличии в действиях организации состава административного правонарушения являются неправомерными.

Постановление судьи районного суда было отменено, производство по делу прекращено в связи с отсутствием состава административного правонарушения (решение Верховного суда Удмуртской Республики от 07.09.2020 по делу № 12-211/20204).

Санитарные правила федерального уровня

На общегосударственном (федеральном) уровне требования к профилактике коронавируса установлены в санитарно-эпидемиологических правилах Роспотребнадзора. До 01.01.2022 действуют Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.1.

3597-20 «По профилактике новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», утв. постановлением главного государственного санитарного врача РФ от 22.05.2020 № 15.

Данными Правилами предусмотрены: всеобщий масочный режим, ограничение проведения массовых мероприятий из-за коронавируса, дезинфекция помещений и транспорта и др.

Как мы говорили раньше, за нарушение санитарных правил установлена административная ответственность по ст. 6.3 КоАП РФ.

При этом частью 2 названной статьи предусмотрено ужесточение ответственности, если нарушение правил происходило в период угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих или в период карантина на соответствующей территории.

Коронавирусная инфекция внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих5. Поэтому нарушение антиковидных ограничений как раз относится к этой части статьи. Ею предусмотрен административный штраф:

  • на граждан – ​от 15 000 до 40 000 руб.;
  • должностных лиц и предпринимателей – ​от 50 000 до 150 000 руб.;
  • юридических лиц – ​от 200 000 до 500 000 руб.

Индивидуального предпринимателя и организацию вместо штрафа могут наказать административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток (см. судебную практику ниже).

Протоколы об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ вправе составлять должностные лица полиции6 и Роспотребнадзора7. Правонарушения по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ являются длящимися – ​срок давности привлечения к административной ответственности по ним составляет 1 год с момента обнаружения8.

Дела об административных правонарушениях по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ рассматриваются судьями районных судов9.

Роспотребнадзор на проверке выявил, что на предприятии:

  • не организован ежедневный «входной фильтр» с проведением бесконтактного контроля температуры тела работников с целью выявления и изоляции с признаками ОРВИ и других инфекционных заболеваний (температура, кашель, насморк);
  • нет журнала с фиксацией данных температуры (вход на предприятие осуществляется через проходную, через которую на территорию предприятия также проходят сотрудники и посетители 26 организаций-арендаторов);
  • отсутствует запас одноразовых масок, перчаток и кожных антисептиков для обеспечения 96 сотрудников средствами индивидуальной защиты органов дыхания (исходя из продолжительности рабочей смены с учетом необходимости смены масок не реже 1 раза в три часа);
  • нет СИЗ органов дыхания (маски) у сотрудников на проходной предприятия (КПП);
  • в туалетных комнатах не установлен диспенсер с кожным антисептиком;
  • недостаточное количество дезинфицирующих средств;
  • не ведется учет расхода дезинфицирующих средств, в связи с чем юрлицо не осуществляет контроль за достаточным его запасом;
  • отсутствуют сведения о проведении очистки и дезинфекции систем вентиляции и кондиционирования воздуха силами специализированной организации (не реже 1 раза в месяц) (журналы, графики, акты выполненных работ);
  • нет ультрафиолетовых бактерицидных облучателей для обеззараживания воздуха в помещениях, т. е. не проводятся мероприятия по уничтожению болезнетворных микроорганизмов, передающихся воздушно-капельным путем, что не исключает возможность распространения коронавируса среди персонала и посетителей;
  • находятся в неудовлетворительном санитарном состоянии помещения цеха (поверхности, полы заставлены множеством предметов, что не позволяет проводить их регулярную качественную дезинфекционную обработку);
  • не проводятся санитарно-противоэпидемические мероприятия, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной инфекции.
Ссылка на основную публикацию