Статья 24. ответственность за нарушение настоящего федерального закона

Юридическая компания «Пепеляев Групп» сообщает о том, что 24 февраля 2021 г.

опубликован Федеральный закон[1], которым вносятся изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ (далее – КоАП РФ) – существенно увеличиваются размеры административных штрафов за нарушение законодательства в области персональных данных (далее – ПДн).

В рамках тенденции усиления государственного контроля в области обработки персональных данных практически все размеры штрафов увеличены вдвое (кроме тех, которые установлены за нарушение требований локализации). Так, например, за отсутствие письменного согласия компанию смогут оштрафовать на сумму до 150 000 руб. Довольно строгим нововведением является исключение предупреждения как вида административного наказания из ст. 13.11 КоАП РФ.

  Кроме того, вводятся санкции за повторное совершение административных правонарушений, – это касается следующих составов:

  • обработки ПДн в случаях, не предусмотренных законодательством РФ, либо если обработка несовместима с целями сбора ПДн;
  • обработки ПДн без письменного согласия, либо когда письменное согласие не соответствует предъявляемым законодательством требованиям;
  • несвоевременного выполнения оператором ПДн требований субъекта ПДн, его представителя или уполномоченного органа по защите прав субъектов ПДн.

Соответственно, за уже упомянутое отсутствие письменного согласия, если такое нарушение будет совершено повторно, на компанию может быть наложен штраф до 500 000 руб.

Также крайне важным нововведением является увеличение срока давности привлечения к ответственности в области ПДн – с 3 месяцев до 1 года.

С подробным разбором изменения санкций предлагаем ознакомиться ниже:

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

О чем подумать, что сделать

Для минимизации рисков привлечения к ответственности за нарушения в области ПДн рекомендуем компаниям заранее провести проверку соблюдения требований законодательства о ПДн и устранить выявленные нарушения.

Это позволит в том числе заблаговременно подготовиться к возможным контрольным мероприятиям Роскомнадзора с целью управления рисками (их исключения, минимизации) привлечения к ответственности и применения иных мер принуждения по результатам такого контроля.

Помощь консультантов

Специалисты юридической компании «Пепеляев Групп» обладают большим опытом работы по вопросам соблюдения законодательства о персональных данных и готовы оказать комплексное правовое и техническое содействие в проверке соблюдения требований законодательства о ПДн и устранение выявленных нарушений, а также представлять интересы организации и ее сотрудников при проведении контрольных мероприятий и в спорах с административными органами.

[1] Федеральный закон от 24.02.2021 № 19-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях».

152 ФЗ — штрафы за нарушение закона О персональных данных

Штрафы за нарушение закона 152 ФЗ «О персональных данных» года существенно увеличены. С 1 июля вступила в законную силу новая редакция Закона. Самый высокий штраф – до 75 тыс. руб. установлен для юридических лиц. В новой редакции статьи 13.11 четко установлены случаи, за которые может быть наложен штраф.

Ваша компания попадает под действие Закона 152 ФЗ и сайт считается оператором по обработке персональных данных если на нем есть: 

Обратная связь

  • форма обратной связи
  • заказ обратного звонка
  • форма любой заявки
Продажи
Пользователи

  • Регистрация
  • Авторизация
  • Социальные сети
Email маркетинг

  • Подписка на новости
  • Авторизация
  • Социальные сети

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

Ответственность за нарушение закона «О персональных данных»

Уголовная ответственность

Уголовный кодекс предостерегает от незаконного сбора или распространения сведений о частной жизни, составляющих личную или семейную тайну человека, без его согласия. Наказанием может стать штраф до 300 000 руб. и выше, принудительные работы, а также лишение свободы на срок до 4 лет.

Административная ответственность

Кодекс об административных правонарушениях даёт возможность оштрафовать физическое или должностное лицо, индивидуального предпринимателя или компанию за невыполнение 152-ФЗ на 10 000 руб. Штраф может быть наложен не только на компанию, но и на работника: руководителя или ответственного за организацию обработки персональных данных.

Также компания может быть оштрафована на сумму до 20 000 руб., если не выполнит в срок предписание Роскомнадзора или не ответит на его запрос.

Нарушения трудового законодательства, в том числе главы 14 Трудового кодекса, наказываются штрафом до 50 000 руб. Для компании может стать неприятной новостью, что не только Роскомнадзор, но и Трудовая инспекция интересуется тем, как она осуществляет обработку персональных данных.

Гражданско-правовая ответственность

Закон «О персональных данных» даёт физическим лицам право на возмещение морального и имущественного вреда, а также понесённых убытков. Размер возмещения будет определяться судом, и заранее он ничем не ограничен.

Подготовим Соглашение о защите персональных данных

Для наших клиентов мы предлагаем услугу подготовки текста Соглашения о конфиденциальности и Положения по обработке персональных данных. Эти документы проходят проверку юристом и соответствуют всем требованиям Закона 152 ФЗ. Вы можете обратиться в веб студию АВАНЗЕТ за подготовкой этих документов.

После этого необходима настройка всех форм обратной связи таким образом, чтобы пользователь, который отправляет письмо с любой формы на вашем сайте сначала познакомился с этими документами и поставил галочку в чек боксе, что он с ними знаком и только после этого он получит возможность отправить вам сообщение.

Мы уверены, что  большинство наших клиентов — законопослушные люди, и поэтому мы хотим существенно облегчить соблюдение этого закона, чтобы помочь избежать штрафов. Напишите нам письмо и мы подготовим все необходимые документы и произведем нужные настройки на вашем сайте

Размер штрафов за нарушение закона «О персональных данных»

Согласно новой редакции ст.13.11 КоАП РФ, нарушение порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах, обработка данных в не установленном законом порядке и использование этих данных не по назначению караются следующими штрафами:

  • Частное лицо может получить предупреждение или штраф в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб.
  • Должностное лицо заплатит от 5 тыс. до 10 тыс. руб.,
  • Юридическое лицо — от 30 тыс. до 50 тыс. руб.

Обработка персональных данных без согласия гражданина приведет к наложению штрафа:

  • в размере от 3 тыс. до 5 тыс. руб. для граждан,
  • от 10 тыс. до 20 тыс. руб. — для должностных лиц
  • от 15 тыс. до 75 тыс. руб. для юридических лиц.

В случае если оператор персональных данных не опубликовал информацию и не обеспечил доступ к документу, в котором прописаны все условия использования персональных данных или сведения о реализуемых требованиях, ему будет вынесено предупреждение или выписан административный штраф.

  • Для граждан он составит от 700 до 1500 руб.,
  • для должностных лиц — от 3 тыс. до 6 тыс. руб.,
  • для индивидуальных предпринимателей (ИП) — от 5 тыс. до 10 тыс. руб.,
  • для юридических лиц — от 15 тыс. до 30 тыс. руб.

Самый лучший способ оградить себя и свою компанию от наложения штрафа и других видов ответственности — выполнить требования Закона 152 ФЗ «О персональных данных»! Заходите на сайт нашего партнера, регистрируйтесь и для вас будет подготовлен пакет документов, который необходим для выполнения всех требований Закона 152 ФЗ

Как не нарушить закон о персональных данных

Если на вашем сайте присутствует форма регистрации, то вам нужно уведомить Роскомнадзор и опубликовать политику конфиденциальности (политику защиты персональных данных). Без них вы будете нарушителем закона.

С 1 июля вступили в законную силу правки к п. 13.11 КоАП о нарушении в обработке персональных данными. За эти нарушения: сбор, хранение или обработка вы можете получить штраф до 75 000 руб. Роскомнадзор составил план для проверки компаний. Но не паникуйте: срочно идти к юристу не обязательно, всё не так страшно. Так что же нужно сделать?

Кого в первую очередь касается этот закон? 

Закон о персональных данных касается операторов персональных данных: физических лиц и организации, которые собирают, хранят и обрабатывают персональные данные.

Оператором персональных данных может стать кто угодно. Даже если у вас личный сайт с формой регистрации, вам всё равно могут выписать штраф. Правда штрафы частным лицам не велики, компаниям значительно выше.

В законе нет четкого списка, что считать персональными данными. Правило такое: если по данным, что вы собираете, можно найти пользователя, сотрудника или клиента, это персональные данные. Например, если у вас есть имя, фамилия и электронная почта клиента, теоретически вы сможете найти его через поиск в Гугле.

Что относится к персональным данным:

  • ФИО (фамилия, имя, отчество)
  • домашний адрес
  • личный телефон
  • ваша электронная почта
  • дата и место рождения
  • ссылка на профиль в соцсети
  • ваша профессия

Что же делать, без оформления документов никак? Конечно лучше обезопасить себя и оформить документы, тем более за это не нужно платить. Иначе есть только два варианта:

  • убрать с сайта все формы регистрации, которые запрашивают данные посетителей;
  • вместо классической формы регистрации поставить одно поле «Контактные данные» и надеяться, что Роскомнадзор не сможет понять, относятся эти данные к персональным или нет.

Один посетитель сайта напишет свое ФИО, другой — укажет телефон, третий — может обругать матом 🙂 Для вашего спокойствия лучше играть в эти игры с Роскомнадзором, рекомендуем сделать всё по установленным правилам.

Читайте также:  Статья 31. утратила силу. - федеральный закон от 28.12.2016 n 503-фз.

Как правильно уведомить Роскомнадзор?

Уведомления следует подавать до момента начала обработки данных. Иначе, если форма регистрации или подписки на вашем сайте есть, но вы не уведомили об этом Роскомнадзор, то вы уже являетесь нарушителем закона. Но если отправите уведомление сейчас, то Роскомнадзор не будет штрафовать за прошлые месяцы или годы нарушения.

Заполнить и отправить уведомление можно на сайте Роскомнадзора. Для этого придется заполнить форму с 57 полями. Сначала ее надо отправить в электронном виде, потом — по почте и ждать ответа Роскомнадзора. Вот ссылка на форму регистрации оператора персональных данных на сайте Роскомнадзора

Но есть путь легче — это можно сделать через сервис Контура. Мы рекомендуем сделать это один рази больше не волноваться что вы не выполняете требования закона о защите персональных данных. Надеемся, что наша публикация была вам полена

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона

В 2020 году власти в 10 раз увеличат штрафы за утечки персональных данных

По информации cnews.ru Минюст России работает над новым КоАП, в котором предусмотрено увеличение штрафов за утечку персональных данных в десять раз. Эксперты считают, что это может не сработать, поскольку стоимость украденных данных может многократно превышать размеры максимального штрафа.

До 500 тыс. руб. за одну утечку

Министерство юстиции России предложило значительно увеличить штрафы за утечку персональных данных. Реализовать это предложено путем внесения поправок в Кодекс об административных правонарушениях (КоАП).

Штрафы за утечку персональных данных в новой версии КоАП Минюст предлагает увеличить в ряде случаев более чем в десять раз.

В случае принятия поправок изменения коснутся как юрлиц, так и должностных лиц, а также индивидуальных предпринимателей (ИП) вместе с физлицами.

  • Для физических лиц размер штрафа, в настоящее время составляющий 2000 руб., предложено увеличить до 20 тыс. руб.
  • Должные лица будут платить за утечку не нынешние 10 тыс. руб., а до 100 тыс. руб. а ИП – до 300 тыс. руб. вместо 20 тыс. руб.
  • Максимальный размер штрафа предусмотрен для юридических лиц – в настоящее время он равен 50 тыс. руб., но Минюст предлагает увеличить его до 500 тыс. руб.

В проекте КоАП сказано, что изменения будут внесены в часть 6 статьи 33.1 (Невыполнение обязанности по соблюдению конфиденциальности персональных данных). Действующие до вступления в силу новой версии Кодекса штрафы предусмотрены в части 6 статьи 13.11 КоАП.

Утечка персональных данных обойдется компаниям в полмиллиона рублей

Ведомство опубликовало проект нового КоАП на федеральном портале проектов нормативных правовых актов 29 мая 2020 г. Номер проекта – 02/04/05-20/00102447, и на момент публикации материала он находился на этапе публичного обсуждения, дата завершения которого – 24 июня 2020 г.

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства рф

Статья 24. Ответственность за нарушение настоящего Федерального закона В Российской Федерации административным правонарушением признается противоправное деяние физического или юридического лица, выраженное в действии или бездействии виновного, и за которое российским законодательством установлена административная ответственность. При административных правонарушениях объектами посягательства являются здоровье населения, общественная нравственность, собственность, общественный порядок, экология, экономика и иное.

Основным отличием административного правонарушения от преступления является тот факт, что его совершение не наносит обществу существенного вреда, правонарушение не обладает признаком общественной опасности, в том смысле, в каком его предлагает уголовное законодательство. Исключением являются такие отдельные деяния (хищение и нарушение авторских прав и т.д.), где поступок может быть признан как правонарушением, так и преступлением, в зависимости от степени причиненного вреда. По составу правонарушения, также как и преступления, образуют четыре элемента – объект (общественные отношения, которые нарушены), объективная сторона (признаки отдельного деяния, его последствия и причинная связь), объект – физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, или юридическое лицо, субъективная сторона (вина в форме умысла или неосторожности).

Административная ответственность охватывает собой большую сферу ее реализации. Так, административной ответственности подлежат некоторые отдельные эпизоды в применение ответственности за нарушение бюджетного законодательства , финансового, экономического, гражданско-правового, а также ответственность за нарушение трудового законодательства , экологического и так далее.

Признаками ответственности за нарушение административного законодательства

являются: противоправность, виновность и наказуемость. Противоправность заключается в самом совершении деяния, и как следствие, нарушении норм административного и иного права, которые охраняются мерами административной ответственности.

Виновность заключается в юридическом аспекте, таким, как тот факт, что деяние является административным правонарушением только в том случае, если вина данного лица имеет место быть, другими словами деяние совершенно лицом умышленно или по неосторожности.

Наказуемость заключается в том, что за каждое административное правонарушение обязательно наступает административная ответственность.

Консультация юриста

УЗНАЙТЕ, КАК РЕШИТЬ ИМЕННО ВАШУ ПРОБЛЕМУ — ПОЗВОНИТЕ ПРЯМО СЕЙЧАС

Ответственность за нарушение административного законодательства определяет отдельные санкции для правонарушителя, то есть виды административных наказаний. Весь перечень таких санкций перечислен в статье 3.2. КоАП РФ и другого наказания для виновного быть не может. К ним относят:

  • предупреждение
  • – выражается в официальном порицании физического или юридического лица, выносится в письменной форме;
  • административный штраф
  • – денежное взыскание;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения
  • – выражается в принудительном обращении в федеральную собственность не изъятых из оборота вещей на безвозмездной основе, осуществляется только по решению суда;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу
  • – осуществляется только в судебном порядке;
  • административный арест
  • – выражается в содержании нарушителя в условиях изоляции от общества, сроком до 15 суток, в некоторых случаях до 30 суток. Мера осуществляется только по решению суда;
  • административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства
  • – выражается в принудительном, контролируемом государством перемещении указанных лиц через государственную границу РФ за ее пределы;
  • дисквалификация
  • – выражается в лишении лица права заниматься руководящей должностью на какой-то определенный срок, реализуется только по решению суда.
  • административное приостановление деятельности

– выражается во временном прекращении деятельности юридического лица, его филиалов и представительств. Осуществляется только по решению суда.

Глава 6. Нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственность за их совершение (ст.ст. 40 — 52)

Глава 6. Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение

См. Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 5 мая 2010 г. N 120р

См. схему «Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах»

>Понятие нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и порядок привлечения к ответственности за его.
СодержаниеФедеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Глава 6. Нарушения законодательства РФ о страховых взносах и ответственность за их совершение (ст.ст. 40 — 52)

Глава 6. Нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и ответственность за их совершение

См. Методические рекомендации по организации работы территориальных органов ПФР по привлечению к ответственности плательщиков страховых взносов за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, утвержденные распоряжением Правления ПФР от 5 мая 2010 г. N 120р

См. схему «Ответственность за нарушение законодательства РФ о страховых взносах»

>Понятие нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах и порядок привлечения к ответственности за его.
СодержаниеФедеральный закон от 24 июля 2009 г. N 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального.

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства

Регулярное денежное пособие, которое выплачивается лицам, достигшим пенсионного возраста, имеющим инвалидность или лицам, потерявшим кормильца, имеет название пенсия.

Согласно действующему законодательству, в РФ существует несколько категорий пенсий – трудовая, по инвалидности, по потере кормильца и государственная.

В соответствии с законом, трудовая пенсия есть ежемесячная денежная выплата гражданам, являющая собой цель компенсации заработной платы или другого дохода, получаемого застрахованным лицом перед выходом на пенсию либо утратой нетрудоспособности.

Ежемесячная государственная денежная выплата, которая назначается в соответствии с условиями и нормами российского законодательства, предоставляемая гражданам в целях компенсации им дохода, в связи с прекращением госслужбы, носит название – государственная пенсия.

Читайте так же:  Можно ли оплатить алименты по почте

Деятельность в сфере пенсионного обеспечения граждан России любой категории строго контролируется со стороны государства, что соответственно, способствует обязательному соблюдению норм законов и иных правовых актов в этой сфере, и влечет ответственность за нарушение пенсионного законодательства

в определенных случаях. Ответственность предпринимателей за нарушение законодательства , также включена в ответственность в сфере пенсионного обеспечения, что реализуется в форме привлечения руководителей и должностных лиц предприятия к налоговой и административной ответственности.

Читайте также:  Ведение бухгалтерского учета ИП на ЕНВД - советы юриста

Ответственность за нарушение пенсионного законодательства, также как и ответственность в большинстве случаев (например, ответственность за нарушение рекламного законодательства ) осуществляется посредством административного, гражданско-правового и иного российского законодательства.

При этом, ответственность за нарушение пенсионного законодательства имеет несколько субъектов – это могут быть руководители и должностные лица предприятий, юридические и физические (плательщики) лица.

Ответственность плательщика за нарушение законодательства, при оплате страховых взносов, выражается в применении к нарушителям штрафных санкций в размере от 5 до 40% от неуплаченной суммы страховых взносов, каждый отдельный штраф рассчитывается в соответствии с определенным случаем.

Согласно российскому законодательству, ответственность за нарушения в сфере пенсионного обеспечения, как правило, влечет меру воздействия в виде наложения штрафных санкций не только при уплате страховых взносов, но и при иных видах нарушений со стороны руководителей и должностных лиц. Так, Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» регламентирует ответственность:

– за нарушение страхователем срока регистрации в ПФР – до истечения 90 дней штраф в размере 5000р., по истечении 90 дней – 10000р.;

– за неуплату сумм страховых взносов, занижения базы для исчисления взносов и иных неправомерных действий в сфере неправильных исчислений – по неосторожности – в размере 20% от неуплаченной суммы, умышленно – 40%;

– за несвоевременное или неправомерное сообщение лицом сведений, которые должны были быть сообщены ПФР – однократно – в размере 1000р., повторно в течение календарного года – 5000р.

Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» статьей 17 определяет ответственность для страхователей за не предоставление в ПФР сведений для осуществления индивидуального учета, равно как и предоставление таких сведений не в полном объеме либо в недостоверной форме – штраф составляет 10% от платежей ПФР причитающихся за отчетный год.

Финансовые санкции за нарушение законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете

Подписка на новости

Письмо для подтверждения подписки отправлено на указанный вами e-mail.

15 февраля 2017 15:42

С 1 января 2017 внесены изменения в Федеральный закон N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в части привлечения страхователей к ответственности. Финансовые санкции применяются к страхователям, которые уклоняются от представления достоверных и в полном объеме следующих видов отчетности:

  • Ежегодно до 1 марта сведений о периодах работы, в том числе на соответствующих видах работ;
  • Ежемесячно до 15 числа сведений о факте работы;
  • Не позднее 20 дней со дня окончания квартала отчетности, предусмотренной Федеральным законом от 30.04.2008 № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную пенсию и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений;
  • В течение трех календарных со дня обращения к страхователю- сведений о застрахованном лице, подавшем заявление о назначении пенсии (межотчетная форма).
  • Законодательно установлена ответственность за несоблюдение порядка представления сведений в форме электронных документов. Страхователь, имеющий 25 и более работающих у него застрахованных лиц в предшествующем отчетном периоде, обязан представлять отчетность в форме электронного документа. В противном случае к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 1000 рублей.

Страхователи не привлекаются к ответственности в случае:

  • Представления страхователем в течение пяти рабочих дней исправленных сведений в случае обнаружения в них ошибок;
  • Самостоятельного выявления страхователем ошибок в ранее представленных сведениях и представления исправленных (уточненных) сведений о застрахованном лице до момента обнаружения ошибки территориальным органом ПФР;

Помимо финансовых санкций, к административной ответственности привлекаются непосредственно должностные лица организаций. В Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях добавлена новая статья 15.33.2.

, которая предусматривает, что за непредставление в установленный законодательством Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования срок либо отказ от представления в органы Пенсионного фонда Российской Федерации оформленных в установленном порядке сведений (документов), необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде — влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трёхсот до пятисот рублей.

Ответственность за нарушение законодательства

Ответственность за нарушение пенсионного и социального законодательства (таблица штрафов)

Нарушение Наказание Основание
Нарушение законодательства об обязательном пенсионном, медицинском и социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством
Нарушение страхователем срока регистрации в ПФР (для лиц, начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц): а) до истечения 90 дней с момента истечения срока

б) по истечении 90 дней

Штраф страхователя:

а) в размере 5000 рублей

[3]

б) в размере 10 000 рублей.

Статья 27 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ
Непредставление расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в орган контроля за уплатой страховых взносов

  1. 1)Непредставление плательщиком страховых взносов в установленный законом срок Расчета по месту учета
  2. 2)Несоблюдение порядка представления Расчета в электронном виде
  3. 2)в размере 200 рублей.
  4. 5 000 рублей

Статья 24. Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона

  • Статья 24.
  • Ответственность за нарушение требований настоящего Федерального закона
  • Комментарий к статье 24

Юридическая ответственность — составная часть большинства правоотношений.

За неисполнение возложенных на участников соответствующих правоотношений в области обработки персональных данных последние могут быть привлечены к следующим видам ответственности: административной, гражданско-правовой, уголовной и дисциплинарной.

Кодекс об административных правонарушениях устанавливает административную ответственность за шесть самостоятельных составов правонарушений, которые напрямую связаны с деятельностью по обработке персональных данных:

нарушение установленного законом порядка сбора, хранения, использования или распространения информации о гражданах (персональных данных) — влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст.13.11 КоАП РФ);

нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), -влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (п.1 ст.13.12 КоАП РФ);

использование несертифицированных информационных систем, баз и банков данных, а также несертифицированных средств защиты информации, если они подлежат обязательной сертификации (за исключением средств защиты информации, составляющей государственную тайну), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц — от десяти до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией несертифицированных средств защиты информации или без таковой (п.2 ст.13.12 КоАП РФ);

грубое нарушение условий, предусмотренных лицензией на осуществление деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну), —

влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц — от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до ста пятидесяти минимальных размеров оплаты труда или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток (п.5 ст.13.12 КоАП РФ);

занятие видами деятельности в области защиты информации (за исключением информации, составляющей государственную тайну) без получения в установленном порядке специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) в соответствии с федеральным законом обязательно (обязательна), — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на должностных лиц — от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой; на юридических лиц — от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда с конфискацией средств защиты информации или без таковой (п.1 ст.13.13 КоАП РФ);

разглашение информации, доступ к которой ограничен федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, — влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от сорока до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст.13.14 КоАП РФ).

2. Уголовная ответственность будет иметь место в случаях:

незаконного разглашения сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст.183 УК РФ);

незаконного сбора или распространения сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространения этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации (ч.1 ст.137 УК РФ);

неправомерного отказа должностного лица в предоставлении собранных в установленном порядке документов и материалов, непосредственно затрагивающих права и свободы гражданина, либо предоставление гражданину неполной или заведомо ложной информации, если эти деяния причинили вред правам и законным интересам граждан (ст.140 УК РФ).

Дисциплинарная ответственность предусмотрена по ст.192 ТК РФ. За дисциплинарный проступок могут быть применены следующие дисциплинарные взыскания: замечание; выговор; увольнение по соответствующим основаниям.

Читайте также:  Статья 56.1. особенности государственной охраны объекта культурного наследия, являющегося жилым помещением или многоквартирным домом

Нормативные акты
АПК РФ – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24 июля 2002 г.;ГК РФ – Гражданский кодекс Российской Федерации;Закон № 7-ФЗ – Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ «О клиринге и клиринговой деятельности»;Закон «О банках и

Статья 23. Вступление настоящего Федерального закона в силу

Статья 23.
Вступление настоящего Федерального закона в силу
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.2. Предложить Президенту Российской Федерации и поручить Правительству Российской Федерации привести свои правовые акты в

Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона

Статья 56. Вступление в силу настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 марта 2011 года.2. Действие положений статей 29, 43–46 настоящего Федерального закона распространяется на сотрудников органов внутренних дел, не являющихся

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства,

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства,

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона
1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и

СТАТЬЯ 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона

СТАТЬЯ 50. Ответственность за нарушение настоящего Закона
Уголовная ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается законодательством Российской Федерации. Административная и иная ответственность за нарушение настоящего Закона устанавливается

СТАТЬЯ 3. Применение настоящего Федерального закона

СТАТЬЯ 3. Применение настоящего Федерального закона
Настоящий Федеральный закон распространяется на граждан Российской Федерации, на находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, в том числе постоянно проживающих в

Глава IV. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ

Глава IV. КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ НАСТОЯЩЕГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ЕГО НАРУШЕНИЕ СТАТЬЯ 23. Организация государственного контроля за соблюдением настоящего Федерального закона
Государственный контроль за производством и оборотом этилового спирта,

СТАТЬЯ 53. Права и обязанности должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением требований настоящего Федерального закона

СТАТЬЯ 53. Права и обязанности должностных лиц органов, уполномоченных осуществлять контроль за исполнением требований настоящего Федерального закона
1. При наличии достаточных данных, свидетельствующих о нарушении порядка деятельности, связанной с оборотом

СТАТЬЯ 1. Цели настоящего Федерального закона

СТАТЬЯ 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются обеспечение населения Российской Федерации качественным зерном и продуктами его переработки и установление государственного контроля за качеством и рациональным

СТАТЬЯ 1. Цель настоящего Федерального закона

СТАТЬЯ 1. Цель настоящего Федерального закона
Целью настоящего Федерального закона является обеспечение охраны растений и продукции растительного происхождения от карантинных объектов на территории Российской

Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона

Статья 7. Ответственность граждан и должностных лиц за нарушение настоящего Федерального закона
1. В случае неявки граждан в указанные в повестке военного комиссариата или иного органа, осуществляющего воинский учет, место и срок без уважительных причин, а также в иных

Статья 2. Цель настоящего Федерального закона

Статья 2.
Цель настоящего Федерального закона
Комментарий к статье 2Определив в числе целей принятия настоящего Закона необходимость создания общих унифицированных требований к действиям, связанным с персональными данными, во всех сферах, где персональные данные

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона

Статья 1. Цели настоящего Федерального закона
Целями настоящего Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства,

Наказание за нарушение 152 ФЗ о персональных данных

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Если предпринимательская деятельность разворачивается на территории Российской Федерации, изменения в законодательстве должны быть все время учтены. Нормы законодательства о персональных данных постоянно подвергаются изменению. Поэтому требования к бизнесу на территории РФ стали еще жестче.

Что такое персональные данные по закону?

Персональные данные — информация, относящаяся к идентификации физического лица, который выступает в роли субъекта. Персональные данные обрабатываются без нарушения законодательства.

Основным законом, регулирующим защиту личных сведений, является Федеральный закон №152 «О персональных данных», который был принят 8 июля 2006 года, а одобрен 14 июля того же года. Также в это время вносились корректировки в ФЗ 152.

Подробнее об этом тут:

Основные положения закона:

Ст 2

В статье 2 описываются цели настоящего Федерального закона. Основная цель — обеспечение сохранности прав и свобод гражданина РФ и человека без гражданства или с иностранным гражданством в случае обработки его личной информации. Это касается и неприкосновенности частной, личной и семейной жизни.

Ст 5

В статье 5 описываются основные принципы, на основе которых персональные данные будут обработаны. Личная информация обрабатывается и сортируется на законных основаниях. Обработка осуществляется лишь в конкретных и законных целях. Если цели обработки не совместимы с действительностью, это действие запрещается законом.

Личные данные хранятся до момента, пока субъект не будет определен, но не дольше. Затем сведения уничтожаются или ликвидируются.

Ст 6

В статье 6 перечисляются условия по обработке персональных данных. Их обработка осуществляется в связи с:

  • гражданским;
  • конституционным;
  • административным;
  • уголовным судопроизводством.

Информацию можно обрабатывать при исполнении определенных действий федеральных органов исполнительной власти. Обработка сведений требуется для исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных или по которому субъект будет являться поручителем или выгодоприобретателем.

  • Также читайте: ФЗ 116 в последней редакции. Подробнее тут: 
  • Обработка персональных данных требуется для защиты здоровья, жизни и других важных интересов, если получить согласие гражданина не предоставляется возможным.
  • Ст 7

В статье 7 описывается конфиденциальность личной информации. Операторы или другие лица, которые получили личную информацию, обязаны ее использовать непосредственно для обслуживания этого клиента и не передавать третьим лицам, если другое не предусмотрено законодательством.

Ст 11

В статье 11 говорится о данных биометрического характера. Биометрическая информация может быть обработана только после письменного согласия гражданина или человека. Если действие происходит согласно международному договору РФ в связи с правосудием и исполнением судебных актов, согласие гражданина на обработку персональных данных не требуется.

Ст 13

Государственные и муниципальные органы используют свои должностные полномочия для создания информационной системы или информационной базы персональных данных.

В муниципальных и государственных учреждениях могут быть учтены особенности обработки личных данных в информационных системах. Права и свободы человека и гражданина не ограничиваются при обработке персональных данных.

Государственный реестр населения создается как раз для того, чтобы права субъектов личных данных в связи с их обработкой и сортировкой были соблюдены.

Ответственность за нарушение закона о персональных данных

Федеральный закон «О персональных данных» предусматривает ответственность в случае нарушения положений. В частности, об этом гласит статья 24 ФЗ 152. В КоАП нарушение персональных данных определяется штрафом в размере 10 тысяч рублей. К привлечению могут быть подвергнуты не только физические, но и должностные лица, которым грозит штраф в размере до 75 тысяч рублей.

Организация получает штраф от 20 тысяч до 50 тысяч рублей. Штраф в размере 50 тысяч рублей выписывается компании, не выполнившей требования Трудовой инспекции. Трудовая инспекция — организация, которая проводит проверку на основании главы 14 ТК РФ, защищая сотрудников компании в отношении их личных данных.

Следует отметить, что статья 137 УК РФ предусматривает уголовную ответственность в случае нарушения персональных данных. В частности, речь идет о неприкосновенности личной жизни. Размер наказания определяется в зависимости от:

  • Степени разглашения информации;
  • Использования должностного положения.

Если работа оператора попадет под действия такой статьи, предусматривается штраф в размере 300 тысяч рублей, лишение свободы на срок до 4 лет или принудительные работы.

Уголовное преследование может коснуться и гражданина, который собирает персональные данные о конкретном человеке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Ссылка на основную публикацию