Статья 34.1. единая информационная система нотариата

В 2012 г. была одоб­ре­на и вопло­ще­на в жизнь идея созда­ния авто­ма­ти­зи­ро­ван­ной ЕИСН (еди­ной инфор­ма­ци­он­ной систе­мы нота­ри­а­та).

Она обес­пе­чи­ла хра­не­ние, обра­бот­ку и обмен инфор­ма­ции о нота­ри­аль­ной дея­тель­но­сти, доступ к ней широ­ких масс насе­ле­ния.

Обмен инфор­ма­ци­ей осу­ществ­ля­ет­ся элек­трон­ным спо­со­бом, с исполь­зо­ва­ни­ем новей­ших циф­ро­вых тех­но­ло­гий, в том чис­ле и тех­но­ло­гии элек­трон­ной подписи.

Вни­ма­ние! Пода­ча в ЕИСН све­де­ний о фак­те совер­ше­ния нота­ри­аль­ных дей­ствий не рас­це­ни­ва­ет­ся как раз­гла­ше­ние тай­ны (п. 4 ст. 34.1 Зако­на РФ о нотариате).

Опе­ра­то­ром ЕИСН явля­ет­ся ФНП (Феде­раль­ная Нота­ри­аль­ная Пала­та). ЕИСН содер­жит сле­ду­ю­щие элек­трон­ные реестры:

  • нота­ри­аль­ных дей­ствий (удо­сто­ве­ре­ние и отме­на дове­рен­но­стей, брач­ных дого­во­ров, дого­во­ров по сделкам);
  • еди­ный реестр заве­ща­ний и наслед­ствен­ных дел (удо­сто­ве­ре­ние и отме­на заве­ща­ний, откры­тие наслед­ствен­ных дел);
  • све­де­ний о зало­ге дви­жи­мо­го имущества;
  • реестр спис­ков участ­ни­ков ООО.

Единый реестр завещаний и наследственных дел в ЕИСН

Нота­ри­усы, реги­стри­руя дей­ствие в соот­вет­ству­ю­щем реест­ре, долж­ны вно­сить све­де­ния об этом в ЕИСН:

  • вне­се­ние све­де­ний о нота­ри­аль­ных дей­стви­ях (удо­сто­ве­ре­нии дове­рен­но­стей, дого­во­ров, заве­ща­ний) про­из­во­дит­ся сра­зу же после их регистрации;
  • све­де­ния об откры­тии наслед­ства в реест­ре наслед­ствен­ных дел (РНД) — не позд­нее, чем через 24 рабо­чих часа после при­е­ма заяв­ле­ний: если заяв­ле­ния при­ня­ты нака­нуне выходных/праздничных дней, то отсчет вре­ме­ни пре­ры­ва­ет­ся при наступ­ле­нии выход­но­го и воз­об­нов­ля­ет­ся, начи­ная с пер­во­го рабо­че­го дня.

Доступ к информации в ЕИСН

В ЕИСН, на осно­ва­нии ст. 34.4 Зако­на о нота­ри­а­те могут полу­чить сво­бод­ный доступ неогра­ни­чен­ное кол-во лиц к сле­ду­ю­щим сведениям:

  • о дове­рен­но­сти:
    • лице, ее подавшем;
    • дате удо­сто­ве­ре­ния, вне­се­ния изме­не­ний или отмены;
    • реги­стра­ци­он­ном номе­ре в реест­ре нота­ри­аль­ных действий;
  • о зало­ге дви­жи­мо­го им-ва: 
    • рег. номе­ре уве­дом­ле­ния о залоге;
    • дате заклю­че­ния и номе­ре дого­во­ра, явив­ше­го­ся осно­ва­ни­ем появ­ле­ния залога;
    • опи­са­ние зало­га, в т. ч. и цифровое;
    • све­де­ния о зало­го­да­те­ле (физи­че­ском или юри­ди­че­ском лице);
  • дру­гим данным.

Систе­ма предо­став­ля­ет доступ толь­ко к откры­той части сер­ви­сов про­вер­ки дове­рен­но­стей и уве­дом­ле­ния о залогах.

Инфор­ма­ция ЕИСН предо­став­ля­ет­ся бесплатно.

Информация по запросу государственных и муниципальных органов

По запро­су гос. и мун. испол­ни­тель­ных орга­нов, а так­же гос. и мун. орга­нов, предо­став­ля­ю­щих услу­ги насе­ле­нию (Госус­лу­ги, МФЦ, Росре­естр и др.),федеральная нота­ри­аль­ная пала­та посред­ством ЕИСН может под­твер­дить содер­жа­ние доку­мен­та, удо­сто­ве­рен­но­го нота­ри­усом, чей элек­трон­ный обра­зец прислан.

Информация по запросам отдельных лиц

Перед совер­ше­ни­ем нота­ри­аль­ной сдел­ки или нот. дей­ствия необ­хо­ди­мо под­го­то­вить­ся к это­му. Опе­ра­тор ЕИСН ФНП может неза­мед­ли­тель­но про­ин­фор­ми­ро­вать в он-лайн режи­ме по запро­су лиц:

  • о поис­ке нота­ри­уса (с предо­став­ле­ни­ем пол­ных сведений;
  • опла­те нота­ри­аль­ных услуг;
  • откры­том наслед­ствен­ном деле;
  • розыс­ке наследников;
  • ока­зать юри­ди­че­скую помощь;
  • предо­ста­вить све­де­ния из реест­ров Бела­ру­си, Лит­вы, Укра­и­ны, Казахстана.

Для чего необходим реестр завещаний и наследственных дел

Наслед­ни­ки часто не знают:

  • оста­вил ли покой­ный завещание;
  • в какой нота­ри­аль­ной кон­то­ре будет откры­то наследство;
  • что вхо­дит в наслед­ствен­ную массу.

Как узнать, не оставил ли покойный вам наследство

Обзва­ни­вать всех нота­ри­уса горо­да глу­по и дол­го. Искать в комо­дах и шкаф­чи­ках заве­ща­ние хло­пот­но, к тому же род­ствен­ник мог жить и уме­реть вда­ли от вас. Вот где при­го­дит­ся еди­ная инфор­ма­ци­он­ной систе­мы нотариата.

Если заве­ща­ние суще­ству­ет, оно заре­ги­стри­ро­ва­но в реест­ре заве­ща­ний и наслед­ствен­ных дел, о чем име­ют­ся све­де­ния в ЕИСН.

Наслед­ни­кам необ­хо­ди­мо прий­ти к нота­ри­усу, при­няв­ше­му заве­ща­нию, что­бы озна­ко­мить­ся с доку­мен­том. После его огла­ше­ния пре­ем­ни­ки, ука­зан­ные в заве­ща­нии, могут при­бег­нуть к сле­ду­ю­щим вариантам:

  • под­го­то­вить доку­мен­ты к при­ня­тию наслед­ства (сви­де­тель­ство о смер­ти, доку­мен­ты о пра­ве соб­ствен­но­сти насле­до­да­те­ля, о сво­ем пра­ве на насл-во — инфор­ма­цию о пол­ном паке­те доку­мен­тов и пошлине за оформ­ле­ние свид-ва мож­но так­же узнать в ФНП) и подать заяв­ле­ние на принятие;
  • заявить об отка­зе от наслед­ства (пишет­ся заяв­ле­ние нота­ри­усу, кото­рый при­нял завещание);
  • нику­да не пода­вать доку­мен­ты, а про­сто при­нять наслед­ство по фак­ту (если име­ет­ся пре­иму­ще­ствен­ное пра­во при­ня­тия насл-ва);
  • ниче­го вооб­ще не пред­при­ни­мать: через 6 меся­цев срок при­ня­тия наслед­ства про­сто исте­чет (исклю­че­ние — непри­ня­тие наслед­ства в срок по ува­жи­тель­ной при­чине и пода­че хода­тай­ства о вос­ста­нов­ле­нии срока).

Если завещание не обнаружено

Если све­де­ний о заве­ща­нии в реест­ре нет, бли­жай­шие род­ствен­ни­ки покой­но­го могут прий­ти с доку­мен­та­ми в нота­ри­аль­ную кон­то­ру по месту откры­тия наслед­ства (там, где про­жи­вал перед смер­тью чело­век или нахо­ди­лась его недвижимость):

  • насле­до­ва­ние будет осу­ществ­лять­ся по зако­ну, в поряд­ке очередности;
  • после при­е­ма заяв­ле­ния от пер­во­го наслед­ни­ка и реги­стра­ции откры­тия наслед­ствен­но­го дела в реест­ре наслед­ствен­ных дел нота­ри­ус отправ­ля­ет све­де­ния в ЕИСН;
  • с это­го момен­та дру­гие пре­ем­ни­ки могут най­ти све­де­ния об откры­тии насл-ва на сай­те ФНП и най­ден­ных наследниках.

Наслед­ствен­ное дело не может быть откры­то одно­вре­мен­но у несколь­ких нота­ри­усов, поэто­му нота­ри­ус перед при­е­мом заяв­ле­ний про­из­во­дит запрос в реест­ре наслед­ствен­ных дел.

Наслед­ни­ки по зако­ну впра­ве пред­при­нять такие же дей­ствия по при­ня­тию или непри­я­тию наслед­ства, как и пре­ем­ни­ки по завещанию.

Наследник считает, что его права нарушены

Обой­ден­ный в пра­вах наслед­ник впра­ве подать иск о при­зна­нии сво­их прав в суд:

  • напри­мер, если наслед­ство при­нял недо­стой­ный наследник;
  • пода­тель иска име­ет пра­во на обя­за­тель­ную долю;
  • заве­ща­ние состав­ле­но недее­спо­соб­ным лицом, либо нахо­див­шим­ся в неадек­ват­ном состо­я­нии на момент состав­ле­ния завещания;
  • заве­ща­тель­ный доку­мент поддельный.

В этом так­же может частич­но помочь инфор­ма­ци­он­ная систе­ма нота­ри­а­та, кото­рая предо­ста­вит сведения:

  • какой нота­ри­ус открыл наслед­ствен­ное дело;
  • есть ли све­де­ния о реги­стра­ции заве­ща­ния в реест­ре завещаний.

Как узнать информацию о наследстве

Инфор­ма­цию, каса­ю­щу­ю­ся наслед­ства, могут узнать лица, име­ю­щие отно­ше­ние к наследодателю:

  • На сай­те ФНП нуж­но открыть Справочную.
  • Выбрать сер­вис Поиск наслед­ствен­ных дел. Откро­ет­ся еди­ный реестр заве­ща­ний и наслед­ствен­ных дел.
  • В поля фор­мы вве­сти ФИО насле­до­да­те­ля, дату рож­де­ния и дату смер­ти. Нажать Най­ти дело.
  • При розыс­ке наслед­ни­ков перед фами­ли­ей насле­до­да­те­ля ука­зы­ва­ет­ся номер сви­де­тель­ства о смерти.

5. Лекция по МДК 05.01 "Основы нотариальной деятельности и организация работы нотариуса": Контроль за деятельностью нотариусов. Единая информационная система нотариата

  • Тема 1.6
  • Контроль за деятельностью нотариусов.
  • Единая информационная система нотариата.
  1. Судебный контроль за совершением нотариальных действий.

Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.

Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.

  1. Единая информационная система нотариата.

Содержание единой информационной системы нотариата.

  1. Внесение сведений в единую информационную систему нотариата.

Предоставление сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата.

  1. Судебный контроль за совершением нотариальных действий

  1. Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.
  2. Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления
  3. Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) лиц, указанных в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.
  4. Предметом проверки является:
  5. 1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;
  6. 2) организация работы по совершению нотариальных действий;
  7. 3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;
  8. 4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.
  9. По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе:
  10. 1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;
  11. 2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;
  12. 3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.
  13. Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей
Читайте также:  Статья 2. нормативно-правовое регулирование в ветеринарии

Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.

  • Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.
  • Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.
  • 2. Единая информационная система нотариата

Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения.

Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами.

  1. Оператор единой информационной системы нотариата:
  2. 1) обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование единой информационной системы нотариата в соответствии с требованиями настоящих Основ;
  3. 2) принимает меры по обеспечению доступа к предусмотренным настоящими Основами реестрам единой информационной системы нотариата в случаях, предусмотренных настоящими Основами;
  4. 3) обеспечивает изготовление резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата;
  5. 4) обеспечивает предоставление федеральному органу юстиции резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата, отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса.
  6. Передача нотариусами в единую информационную систему нотариата сведений, предусмотренных настоящими Основами, не является разглашением тайны совершения нотариальных действий.

Нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку вносимых в единую информационную систему нотариата сведений, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе, за исключением случаев, установленных настоящими Основами. За разглашение или незаконное использование указанных сведений такие лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

  • Защита сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
  • Форма предоставления отчетности о функционировании предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата устанавливается федеральным органом юстиции.
  • Содержание единой информационной системы нотариата
  • Единая информационная система нотариата включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры:
  • 1) нотариальных действий;
  • 2) наследственных дел;
  • 3) уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам (далее — реестр уведомлений о залоге движимого имущества).
  • Наряду с реестрами единая информационная система нотариата включает в себя иные сведения (в том числе сведения справочно-аналитического характера), которые касаются деятельности нотариусов и состав которых определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
  • Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, указанных в пунктах 1 и 2 части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
  1. Внесение сведений в единую информационную систему нотариата

  1. Внесение сведений в единую информационную систему нотариата осуществляется нотариусами, а в установленных настоящими Основами или в соответствии с ними случаях — нотариальными палатами.
  2. Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения:
  3. 1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата;
  4. 2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела;
  5. 3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;

4) иные сведения в соответствии с частью второй статьи 34.2 настоящих Основ, если их внесение не возложено на нотариальные палаты.

Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся нотариусом в единую информационную систему нотариата незамедлительно.

Сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений.

Сроки и порядок внесения сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества устанавливаются главой XX.1 настоящих Основ.

  • Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, в том числе порядок внесения сведений в них, устанавливается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
  • Предоставление сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата
  • Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к следующим сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата:
  • 1) сведения о доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена);
  • 2) сведения о залоге движимого имущества:
  • а) регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества;
  • б) наименование, дата заключения и номер договора залога или иной сделки, на основании которой или вследствие совершения которой возникает залог (при наличии в реестре таких сведений);
  • в) описание предмета залога, в том числе цифровое, буквенное обозначения предмета залога или их комбинация (при наличии в реестре таких сведений);
  • г) информация о залогодателе и залогодержателе:
  • для физического лица — фамилия, имя и (если имеется) отчество буквами русского алфавита и (при наличии в реестре таких сведений) буквами латинского алфавита, а также дата рождения, субъект Российской Федерации, в котором проживает лицо (для лица, проживающего на территории Российской Федерации), серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность;
  • для юридического лица — полное наименование буквами русского алфавита и (при наличии в реестре таких сведений) буквами латинского алфавита, идентификационный номер налогоплательщика, а также для юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, государственный регистрационный номер в едином государственном реестре юридических лиц, для иного юридического лица — страна регистрации (за исключением международных организаций, имеющих права юридических лиц) и (при наличии) регистрационный номер.

Федеральной нотариальной палатой должна обеспечиваться возможность поиска сведений в реестре уведомлений о залоге движимого имущества по таким данным, как фамилия, имя, отчество залогодателя — физического лица, наименование залогодателя — юридического лица, регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества, идентифицирующие предмет залога цифровое, буквенное обозначения или их комбинация, в том числе идентификационный номер транспортного средства (VIN). При поиске сведений по данным о залогодателе для уточнения поиска используются данные о дате рождения, серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, и данные о субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает залогодатель — физическое лицо, а также регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика залогодателя — юридического лица.

Читайте также:  Статья 2. Право на объединение в профсоюзы

Федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой может быть установлено, что Федеральная нотариальная палата предоставляет возможность поиска сведений также по иным данным, которые содержатся в реестре уведомлений о залоге движимого имущества и к которым согласно настоящей статье предоставляется открытый доступ.

После регистрации уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества сведения о соответствующих уведомлениях, включая уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества, предоставляются в течение трех месяцев с даты регистрации уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества. По истечении указанного срока сведения о соответствующих уведомлениях, предусмотренные настоящей статьей, не предоставляются, их поиск не осуществляется.

Федеральная нотариальная палата посредством единой информационной системы нотариата в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Указанные в настоящей части сведения предоставляются в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.

Сведения, содержащиеся в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата и необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариально оформленного документа, предоставляются нотариусам по их запросам, поданным через единую информационную систему нотариата, незамедлительно в автоматизированном режиме.

Сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата, за исключением сведений, содержащихся в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, а также сведений, которые содержатся в реестре уведомлений о залоге движимого имущества и не предоставляются в свободном доступе согласно части первой настоящей статьи, могут быть предоставлены Федеральной нотариальной палатой третьим лицам, в том числе по договору с третьими лицами.

Единая информационная система нотариата – пять лет опережающего развития

Пять лет назад начала свою работу Единая информационная система нотариата (ЕИС), созданная Федеральной нотариальной палатой, которая стала основой «электронного нотариата» в России.

«Цифровая экономика» — сегодня это не просто популярный термин, информационные технологии на глазах меняют мир. Инновации в социальных отношениях, бизнесе, логистике и прочих сферах требуют столь же активного развития в правовой сфере.

При всех новшествах, многократно ускоряющих гражданский оборот, необходимо обеспечить его стабильность, защитить права граждан и права собственности в новых условиях, при этом предоставляя качественно новый сервис и скорость реагирования.

По критериям цифровизации российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов.

По своей инициативе Федеральная нотариальная палата разрабатывает и внедряет в работу новейшие цифровые технологии в самые короткие сроки.

Уже сегодня нотариусы страны предлагают услуги, вчера казавшиеся фантастикой: нотариальная «телепортация» документов, онлайн проверка доверенностей через удобный нотариальный сервис и многие другие новшества.

  • Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «публичные онлайн-сервисы нотариата очень позитивно воспринимаются обществом».
  • Все цифровые инициативы нотариата разрабатываются и реализуются исключительно за счет собственных средств нотариата, без дотаций из государственного или муниципальных бюджетов.
  • Уже с первого дня запуска системы (1 июля 2014 года) нотариусы смогли использовать в работе сразу три электронных реестра: реестр нотариальных действий, реестр наследственных дел и реестр уведомлений о залоге движимого имущества.

В период с 2015 по 2016 год перечень вносимых в ЕИС нотариальных действий расширился вдвое, прежде всего за счет добавления в него сведений о действиях в отношении юридических лиц.

В 2017 году ЕИС пополнилась еще одним самостоятельным реестром, созданным специально для решения ряда актуальных проблем юридических лиц, — реестром участников обществ с ограниченной ответственностью.

А уже с 2018 года нотариат перешел на электронную регистрацию абсолютно всех нотариальных действий в своей цифровой базе данных. Ключевая цель этой меры — обеспечение защиты нотариальных актов от подделок и гарантии достоверности юридически значимых сведений.

Задача ЕИС — сделать процесс работы с нотариальными сведениями автоматизированным, а значит, более удобным и быстрым.

Кроме того, система обеспечивает оперативный обмен данными, как между самими нотариусами, так и в Системе межведомственного электронного взаимодействия.

Среди «онлайн-партнеров» нотариата — Федеральная налоговая служба, Росреестр, Центральный Банк России, Центральный каталог кредитных историй, Министерство внутренних дел РФ и др.

Возможности ЕИС позволили повысить гарантии достоверности юридически значимых сведений, а также сделать обращение к нотариусу максимально комфортным и не затратным по времени. Все российские нотариусы перешли на работу по принципу «одного окна», т.е.

стали сами получать и направлять необходимые документы, избавляя граждан от лишних хлопот. Благодаря этому упростился целый ряд процедур. Например, для удостоверения сделки с недвижимостью единственное, что сейчас нужно сделать ее участникам — прийти в нотариальную контору.

А нотариус с помощью ЕИС сам оперативно запросит информацию у Росреестра и других государственных органов.

Сразу после удостоверения сделки нотариус направит документы для регистрации права собственности в Росреестр в электронном виде, что сокращает срок регистрации права до 1 рабочего дня.

Граждане и бизнес оценили возможность перевода документа из бумажной формы в электронную и обратно с дальнейшей мгновенной передачей его в другой город с сохранением юридической силы.

Только в 2018 году этим действием воспользовались более 1 млн раз, что в 1,5 раза превышает показатели 2017 года. Интересно отметить, что документы из бумажной в электронную форму переводят в два раза чаще.

Это вызвано тем, что государственные органы и иные структуры чаще принимают документы в цифре, что отражает требования современного общества.

На основе отдельных показателей, предоставленных Федеральной нотариальной палатой, также можно сделать вывод о популярности тех или иных публичных ресурсов нотариата среди россиян.

Так, реестр проверки доверенностей, значение которого трудно переоценить при пресечении множества криминальных схем, содержит более 3 миллионов записей.

К помощи сравнительно «молодого» реестра наследственных дел ежедневно обращается около 2,5 тысяч человек, которые мгновенно могут выяснить, какой именно нотариус ведет наследственное дело.

Один из самых популярных — реестр уведомлений о залоге движимого имущества, был создан в 2014 году по поручению Президента России. Сегодня в нем содержится более 7 миллионов записей, и ежедневно около 20 тысяч человек проверяют его сведения онлайн.

Изначально созданный для проверки залоговой чистоты автомобилей на вторичном рынке, реестр моментально расширил свою сферу применения и фактически стал эффективным регулятором залоговых отношений для бизнеса. Это позитивно повлияло на рост позиций Российской Федерации в рейтинге «DoingBusiness».

А в будущем у российского «цифрового» нотариата не менее амбициозные планы — осуществить возможность удаленного совершения ряда нотариальных действий, не требующих проверки воли и волеизъявления гражданина, а также дистанционного удостоверения сделок с участием двух и более нотариусов. Такие задачи предусматриваются реализацией программы «Цифровая экономика», в разработке положений которой представители нотариата принимают активное экспертное участие.

Совершенствование электронного документооборота с Единой информационной системой нотариата

Булыгин, А. Д. Совершенствование электронного документооборота с Единой информационной системой нотариата / А. Д. Булыгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 283-284. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69910/ (дата обращения: 06.06.2021).



В статье автор определяет направление пути развития электронного документооборота, в частности Единой информационной системы нотариата, описывает возможности и перспективы развития данной отрасли.

Ключевые слова: нотариат, электронный нотариат, электронный документооборот, единая информационная система нотариата.

IT-сфера постепенно распространяется на все области жизни гражданского общества. В частности, на сферы деятельности, напрямую связанные с электронным документооборотом. Одна из таких — нотариальная деятельность [1, с.191–202].

  • С этим обстоятельством связаны несколько факторов:
  • – эволюция электронного взаимодействия среди нотариальных контор и органов государственной власти,
  • – интенсивное развитие электронных способов получения государственных и муниципальных услуг,
  • – появление новых цифровых инструментов для совершения нотариальных действий,
  • – повышенный спрос на нотариальные действия, выполняемые в цифровом пространстве (например, обеспечение доказательств), и многие другие.
  • Появление востребованности к электронному документообороту проявило себя в создании Единой информационной системы нотариата 1 июля 2014 года [2].
Читайте также:  Статья 33. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

Однако, в настоящее время, нотариат совершил полный переход на электронный документооборот. Это случилось 1 января 2018 года, когда на нотариусов легла законодательно закрепленная обязанность регистрировать все осуществляемые ими нотариальные действия в электронной базе ЕИС [3].

Вместе с повышением числа обязанностей, нотариусы получили также ряд преимуществ. Так, нотариусы получили возможность напрямую взаимодействовать с Росреестром, ФНС, МВД и многими другими организациями и учреждениями.

В ближайшем будущем планируется запустить в использование электронный обмен данными с органами ЗАГС. На момент написания данной статьи данный ресурс уже существует, но в режиме ограниченного бета-тестирования.

В настоящее время, каждый нотариус имеет в своем распоряжении усиленную квалифицированную электронную подпись. Данная подпись хранится на специальном флэш-носителе, выдаваемым нотариусам непосредственно областной нотариальной палатой.

Данная технология позволяет совершать прогрессивные нотариальные действия на расстоянии. Например, удостоверения равнозначности — нотариальное действие, направленное на электронную передачу заверенного документа (допустим, согласие на выезд ребенка, либо доверенность) от одного нотариуса другому нотариусу.

На современном этапе, такое возможно осуществить только в пределах Российской Федерации. Однако, в перспективе, данное нотариальное действие может быть доступно и между странами (в частности, с Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан). Таковые разговоры уже ведутся в нотариальном сообществе.

Что касается Единой информационной системы нотариата, поле деятельности этого сервиса уже значительно даже для физических лица. Так, например, сервис уведомления о залоге движимого имущества пользуется особой популярностью у автосалонов, банков, при совершении сделок между обычными физическими лицами).

Огромным спросом пользуется и еще один сервис — проверка доверенности по реквизитам. С 1 января 2017 года любой гражданин может провести проверку доверенности, просто заполнив требуемые данные.

Примечательно, что и банки, и, порой, сами нотариусы пользуются этим же сервисом для проверки предоставленных им доверенностей.

Это лишний раз доказывает, насколько большая надежность данных работы данного сервиса.

С апреля 2018 года также работает сервис проверки наследственных дел. Только с начала старта работы данного сервиса всего лишь за 3 месяца Федеральной нотариальной палатой было зафиксировано около 150 000 обращений, что говорит о востребованности данной услуги [4].

Следует также отметить, что все эти сервисы бесплатны и находятся в общем доступе на официальной сайте Федеральной нотариальной палаты.

Также, следует упомянуть про свежайшее нововведение электронного документооборота в нотариате. Электронная регистрация нотариально удостоверенной сделки.

Теперь, с 1 февраля 2020 года все нотариусы РФ, обязаны все сделки, связанные с отчуждением недвижимого имущества отправлять самостоятельно в электронном виде на регистрацию в Росреестр через особые сервис, доступный исключительно для нотариусов (под названием ЕИС 2.0).

Среди всех особенностей, связывающих вышеуказанные сервисы, следует отметить наиболее примечательные:

– вышеуказанные сервисы работают постоянно, круглосуточно, без выходных, праздников и т. д.,

  1. – они имеют обязательные резервные копии, которые обновляют регулярно. В случае, если будут технические проблемы либо целенаправленная электронная атака на зафиксированную информацию, практически все данные останутся целы и невредимы,
  2. – внесение нотариусами (либо сотрудниками ФНП, либо иными уполномоченными лицами) сведений в вышеуказанные сервисы не является разглашением нотариальной тайны,
  3. – осуществляется полномасштабная и многоуровневая защита данных лиц, обратившихся к нотариусу за совершением нотариального действия [5].

Подводя итоги, следует сказать о том, что в наше время, актуальность вопроса электронного документооборота уже даже не обсуждается. Граждане ждут, когда границы электронного нотариата будут еще больше расширяться и привычные всем классические нотариальные действия можно будет совершать на расстоянии.

Литература:

1. Бегичев, А. В. Нотариат: Учебник для бакалавров / А. В. Бегичев. — Москва: Проспект, 2018. — 427 c. — непосредственный.

Что такое Единая информационная система нотариата?

Единая информационная система нотариата — это автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).

Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате сведения.

Защита сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.

Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения: 1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата; 2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела; 3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;

4) иные сведения в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате.

Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся нотариусом в единую информационную систему нотариата незамедлительно.

Сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений. Сроки и порядок внесения сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества устанавливаются Основами законодательства РФ о нотариате.

Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, в том числе порядок внесения сведений в них, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.

Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к следующим сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата: 1) сведения об отмене доверенности, в том числе сведения о лице, удостоверившем доверенность, дата удостоверения доверенности, ее регистрационный номер в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дата и время внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр нотариальных действий; 2) сведения реестра уведомлений о залоге движимого имущества: а) регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества; б) наименование, дата заключения и номер договора залога или иной сделки, на основании которой или вследствие совершения которой возникает залог (при наличии в реестре таких сведений); в) описание предмета залога, в том числе цифровое, буквенное обозначения предмета залога или их комбинация (при наличии в реестре таких сведений); г) информация о залогодателе и залогодержателе.

Нотариусы в своих нотариальных конторах обязаны обеспечивать технические условия для своевременного внесения в единую информационную систему нотариата сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.

статью в газете Коммерсант «Нотариат с апгрейдом»

  • назад >
  • Ссылка на основную публикацию
    Для любых предложений по сайту: [email protected]