В 2012 г. была одобрена и воплощена в жизнь идея создания автоматизированной ЕИСН (единой информационной системы нотариата).
Она обеспечила хранение, обработку и обмен информации о нотариальной деятельности, доступ к ней широких масс населения.
Обмен информацией осуществляется электронным способом, с использованием новейших цифровых технологий, в том числе и технологии электронной подписи.
Внимание! Подача в ЕИСН сведений о факте совершения нотариальных действий не расценивается как разглашение тайны (п. 4 ст. 34.1 Закона РФ о нотариате).
Оператором ЕИСН является ФНП (Федеральная Нотариальная Палата). ЕИСН содержит следующие электронные реестры:
- нотариальных действий (удостоверение и отмена доверенностей, брачных договоров, договоров по сделкам);
- единый реестр завещаний и наследственных дел (удостоверение и отмена завещаний, открытие наследственных дел);
- сведений о залоге движимого имущества;
- реестр списков участников ООО.
Единый реестр завещаний и наследственных дел в ЕИСН
Нотариусы, регистрируя действие в соответствующем реестре, должны вносить сведения об этом в ЕИСН:
- внесение сведений о нотариальных действиях (удостоверении доверенностей, договоров, завещаний) производится сразу же после их регистрации;
- сведения об открытии наследства в реестре наследственных дел (РНД) — не позднее, чем через 24 рабочих часа после приема заявлений: если заявления приняты накануне выходных/праздничных дней, то отсчет времени прерывается при наступлении выходного и возобновляется, начиная с первого рабочего дня.
Доступ к информации в ЕИСН
В ЕИСН, на основании ст. 34.4 Закона о нотариате могут получить свободный доступ неограниченное кол-во лиц к следующим сведениям:
- о доверенности:
- лице, ее подавшем;
- дате удостоверения, внесения изменений или отмены;
- регистрационном номере в реестре нотариальных действий;
- о залоге движимого им-ва:
- рег. номере уведомления о залоге;
- дате заключения и номере договора, явившегося основанием появления залога;
- описание залога, в т. ч. и цифровое;
- сведения о залогодателе (физическом или юридическом лице);
- другим данным.
Система предоставляет доступ только к открытой части сервисов проверки доверенностей и уведомления о залогах.
Информация ЕИСН предоставляется бесплатно.
Информация по запросу государственных и муниципальных органов
По запросу гос. и мун. исполнительных органов, а также гос. и мун. органов, предоставляющих услуги населению (Госуслуги, МФЦ, Росреестр и др.),федеральная нотариальная палата посредством ЕИСН может подтвердить содержание документа, удостоверенного нотариусом, чей электронный образец прислан.
Информация по запросам отдельных лиц
Перед совершением нотариальной сделки или нот. действия необходимо подготовиться к этому. Оператор ЕИСН ФНП может незамедлительно проинформировать в он-лайн режиме по запросу лиц:
- о поиске нотариуса (с предоставлением полных сведений;
- оплате нотариальных услуг;
- открытом наследственном деле;
- розыске наследников;
- оказать юридическую помощь;
- предоставить сведения из реестров Беларуси, Литвы, Украины, Казахстана.
Для чего необходим реестр завещаний и наследственных дел
Наследники часто не знают:
- оставил ли покойный завещание;
- в какой нотариальной конторе будет открыто наследство;
- что входит в наследственную массу.
Как узнать, не оставил ли покойный вам наследство
Обзванивать всех нотариуса города глупо и долго. Искать в комодах и шкафчиках завещание хлопотно, к тому же родственник мог жить и умереть вдали от вас. Вот где пригодится единая информационной системы нотариата.
Если завещание существует, оно зарегистрировано в реестре завещаний и наследственных дел, о чем имеются сведения в ЕИСН.
Наследникам необходимо прийти к нотариусу, принявшему завещанию, чтобы ознакомиться с документом. После его оглашения преемники, указанные в завещании, могут прибегнуть к следующим вариантам:
- подготовить документы к принятию наследства (свидетельство о смерти, документы о праве собственности наследодателя, о своем праве на насл-во — информацию о полном пакете документов и пошлине за оформление свид-ва можно также узнать в ФНП) и подать заявление на принятие;
- заявить об отказе от наследства (пишется заявление нотариусу, который принял завещание);
- никуда не подавать документы, а просто принять наследство по факту (если имеется преимущественное право принятия насл-ва);
- ничего вообще не предпринимать: через 6 месяцев срок принятия наследства просто истечет (исключение — непринятие наследства в срок по уважительной причине и подаче ходатайства о восстановлении срока).
Если завещание не обнаружено
Если сведений о завещании в реестре нет, ближайшие родственники покойного могут прийти с документами в нотариальную контору по месту открытия наследства (там, где проживал перед смертью человек или находилась его недвижимость):
- наследование будет осуществляться по закону, в порядке очередности;
- после приема заявления от первого наследника и регистрации открытия наследственного дела в реестре наследственных дел нотариус отправляет сведения в ЕИСН;
- с этого момента другие преемники могут найти сведения об открытии насл-ва на сайте ФНП и найденных наследниках.
Наследственное дело не может быть открыто одновременно у нескольких нотариусов, поэтому нотариус перед приемом заявлений производит запрос в реестре наследственных дел.
Наследники по закону вправе предпринять такие же действия по принятию или неприятию наследства, как и преемники по завещанию.
Наследник считает, что его права нарушены
Обойденный в правах наследник вправе подать иск о признании своих прав в суд:
- например, если наследство принял недостойный наследник;
- податель иска имеет право на обязательную долю;
- завещание составлено недееспособным лицом, либо находившимся в неадекватном состоянии на момент составления завещания;
- завещательный документ поддельный.
В этом также может частично помочь информационная система нотариата, которая предоставит сведения:
- какой нотариус открыл наследственное дело;
- есть ли сведения о регистрации завещания в реестре завещаний.
Как узнать информацию о наследстве
Информацию, касающуюся наследства, могут узнать лица, имеющие отношение к наследодателю:
- На сайте ФНП нужно открыть Справочную.
- Выбрать сервис Поиск наследственных дел. Откроется единый реестр завещаний и наследственных дел.
- В поля формы ввести ФИО наследодателя, дату рождения и дату смерти. Нажать Найти дело.
- При розыске наследников перед фамилией наследодателя указывается номер свидетельства о смерти.
5. Лекция по МДК 05.01 "Основы нотариальной деятельности и организация работы нотариуса": Контроль за деятельностью нотариусов. Единая информационная система нотариата
- Тема 1.6
- Контроль за деятельностью нотариусов.
- Единая информационная система нотариата.
-
Судебный контроль за совершением нотариальных действий.
Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления.
Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей.
-
Единая информационная система нотариата.
Содержание единой информационной системы нотариата.
-
Внесение сведений в единую информационную систему нотариата.
Предоставление сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата.
-
Судебный контроль за совершением нотариальных действий
- Отказ в совершении нотариального действия или неправильное совершение нотариального действия обжалуются в судебном порядке.
- Контроль за совершением нотариальных действий должностными лицами местного самоуправления
- Территориальный орган юстиции на основании информации о наличии нарушения законодательства Российской Федерации о нотариальной деятельности в действиях (бездействии) лиц, указанных в части четвертой статьи 1 настоящих Основ, проводит проверку в порядке, установленном федеральным органом юстиции.
- Предметом проверки является:
- 1) соблюдение органами местного самоуправления требований настоящих Основ при наделении должностных лиц местного самоуправления правом совершать нотариальные действия;
- 2) организация работы по совершению нотариальных действий;
- 3) исполнение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления правил нотариального делопроизводства;
- 4) соблюдение уполномоченными должностными лицами местного самоуправления законодательства Российской Федерации при совершении нотариальных действий.
- По результатам проведенной проверки территориальный орган юстиции вправе:
- 1) вынести должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации;
- 2) внести представление главе муниципального образования о прекращении полномочий должностного лица местного самоуправления по совершению нотариальных действий;
- 3) направить должностному лицу местного самоуправления, уполномоченному на совершение нотариальных действий, рекомендации по улучшению деятельности по совершению нотариальных действий.
- Контроль за исполнением нотариусами профессиональных обязанностей
Контроль за исполнением профессиональных обязанностей нотариусами, работающими в государственных нотариальных конторах, осуществляют федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю в сфере нотариата, и его территориальные органы, а нотариусами, занимающимися частной практикой, — нотариальные палаты. Контроль за соблюдением налогового законодательства осуществляют налоговые органы в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Российской Федерации.
Проверка организации работы нотариуса проводится один раз в четыре года. Первая проверка организации работы нотариуса, впервые приступившего к осуществлению нотариальной деятельности, должна быть проведена через год после наделения его полномочиями нотариуса.
- Нотариусы обязаны представлять должностным лицам, уполномоченным на проведение проверок, сведения и документы, касающиеся расчетов с физическими и юридическими лицами.
- Законодательством субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные сроки проведения проверок организации работы нотариуса.
- 2. Единая информационная система нотариата
Единой информационной системой нотариата признается автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).
Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные настоящими Основами сведения.
Состав таких сведений определяется в соответствии с настоящими Основами.
- Оператор единой информационной системы нотариата:
- 1) обеспечивает бесперебойное ежедневное и круглосуточное функционирование единой информационной системы нотариата в соответствии с требованиями настоящих Основ;
- 2) принимает меры по обеспечению доступа к предусмотренным настоящими Основами реестрам единой информационной системы нотариата в случаях, предусмотренных настоящими Основами;
- 3) обеспечивает изготовление резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата;
- 4) обеспечивает предоставление федеральному органу юстиции резервных копий предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата, отчетности о функционировании этих реестров ежеквартально, а также по запросу указанного органа не позднее чем в течение семи рабочих дней со дня поступления такого запроса.
- Передача нотариусами в единую информационную систему нотариата сведений, предусмотренных настоящими Основами, не является разглашением тайны совершения нотариальных действий.
Нотариусы, имеющие доступ к сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата, и лица, осуществляющие обработку вносимых в единую информационную систему нотариата сведений, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять сведения, содержащиеся в этой информационной системе, за исключением случаев, установленных настоящими Основами. За разглашение или незаконное использование указанных сведений такие лица несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
- Защита сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
- Форма предоставления отчетности о функционировании предусмотренных настоящими Основами реестров единой информационной системы нотариата устанавливается федеральным органом юстиции.
- Содержание единой информационной системы нотариата
- Единая информационная система нотариата включает в себя ведущиеся в электронной форме реестры:
- 1) нотариальных действий;
- 2) наследственных дел;
- 3) уведомлений о залоге имущества, не относящегося к недвижимым вещам (далее — реестр уведомлений о залоге движимого имущества).
- Наряду с реестрами единая информационная система нотариата включает в себя иные сведения (в том числе сведения справочно-аналитического характера), которые касаются деятельности нотариусов и состав которых определяется федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
- Требования к содержанию реестров единой информационной системы нотариата, указанных в пунктах 1 и 2 части первой настоящей статьи, определяются федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
-
Внесение сведений в единую информационную систему нотариата
- Внесение сведений в единую информационную систему нотариата осуществляется нотариусами, а в установленных настоящими Основами или в соответствии с ними случаях — нотариальными палатами.
- Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения:
- 1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата;
- 2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела;
- 3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;
4) иные сведения в соответствии с частью второй статьи 34.2 настоящих Основ, если их внесение не возложено на нотариальные палаты.
Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся нотариусом в единую информационную систему нотариата незамедлительно.
Сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений.
Сроки и порядок внесения сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества устанавливаются главой XX.1 настоящих Основ.
- Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, в том числе порядок внесения сведений в них, устанавливается федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой.
- Предоставление сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата
- Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к следующим сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата:
- 1) сведения о доверенности (сведения о лице, удостоверившем доверенность, дате удостоверения доверенности, ее регистрационном номере в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дате и времени внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр в случае, если доверенность отменена);
- 2) сведения о залоге движимого имущества:
- а) регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества;
- б) наименование, дата заключения и номер договора залога или иной сделки, на основании которой или вследствие совершения которой возникает залог (при наличии в реестре таких сведений);
- в) описание предмета залога, в том числе цифровое, буквенное обозначения предмета залога или их комбинация (при наличии в реестре таких сведений);
- г) информация о залогодателе и залогодержателе:
- для физического лица — фамилия, имя и (если имеется) отчество буквами русского алфавита и (при наличии в реестре таких сведений) буквами латинского алфавита, а также дата рождения, субъект Российской Федерации, в котором проживает лицо (для лица, проживающего на территории Российской Федерации), серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность;
- для юридического лица — полное наименование буквами русского алфавита и (при наличии в реестре таких сведений) буквами латинского алфавита, идентификационный номер налогоплательщика, а также для юридического лица, зарегистрированного в соответствии с законодательством Российской Федерации, государственный регистрационный номер в едином государственном реестре юридических лиц, для иного юридического лица — страна регистрации (за исключением международных организаций, имеющих права юридических лиц) и (при наличии) регистрационный номер.
Федеральной нотариальной палатой должна обеспечиваться возможность поиска сведений в реестре уведомлений о залоге движимого имущества по таким данным, как фамилия, имя, отчество залогодателя — физического лица, наименование залогодателя — юридического лица, регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества, идентифицирующие предмет залога цифровое, буквенное обозначения или их комбинация, в том числе идентификационный номер транспортного средства (VIN). При поиске сведений по данным о залогодателе для уточнения поиска используются данные о дате рождения, серия и номер паспорта или данные иного документа, удостоверяющего личность, и данные о субъекте Российской Федерации, на территории которого проживает залогодатель — физическое лицо, а также регистрационный номер и идентификационный номер налогоплательщика залогодателя — юридического лица.
Федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой может быть установлено, что Федеральная нотариальная палата предоставляет возможность поиска сведений также по иным данным, которые содержатся в реестре уведомлений о залоге движимого имущества и к которым согласно настоящей статье предоставляется открытый доступ.
После регистрации уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества сведения о соответствующих уведомлениях, включая уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества, предоставляются в течение трех месяцев с даты регистрации уведомления об исключении сведений о залоге движимого имущества. По истечении указанного срока сведения о соответствующих уведомлениях, предусмотренные настоящей статьей, не предоставляются, их поиск не осуществляется.
Федеральная нотариальная палата посредством единой информационной системы нотариата в порядке, установленном федеральным органом юстиции совместно с Федеральной нотариальной палатой, обеспечивает по направленным в электронной форме с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия запросам органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги и исполняющих государственные и муниципальные функции, в связи с предоставлением ими услуг и исполнением функций и при присоединении к запросу электронного образа проверяемого нотариально удостоверенного документа подтверждение нотариусом содержания удостоверенного документа с использованием инфраструктуры, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме. Указанные в настоящей части сведения предоставляются в электронной форме в автоматизированном режиме незамедлительно, но не позднее рабочего дня, следующего за днем получения соответствующего запроса.
Сведения, содержащиеся в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата и необходимые для совершения нотариального действия или проверки действительности нотариально оформленного документа, предоставляются нотариусам по их запросам, поданным через единую информационную систему нотариата, незамедлительно в автоматизированном режиме.
Сведения, содержащиеся в единой информационной системе нотариата, за исключением сведений, содержащихся в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, а также сведений, которые содержатся в реестре уведомлений о залоге движимого имущества и не предоставляются в свободном доступе согласно части первой настоящей статьи, могут быть предоставлены Федеральной нотариальной палатой третьим лицам, в том числе по договору с третьими лицами.
Единая информационная система нотариата – пять лет опережающего развития
Пять лет назад начала свою работу Единая информационная система нотариата (ЕИС), созданная Федеральной нотариальной палатой, которая стала основой «электронного нотариата» в России.
«Цифровая экономика» — сегодня это не просто популярный термин, информационные технологии на глазах меняют мир. Инновации в социальных отношениях, бизнесе, логистике и прочих сферах требуют столь же активного развития в правовой сфере.
При всех новшествах, многократно ускоряющих гражданский оборот, необходимо обеспечить его стабильность, защитить права граждан и права собственности в новых условиях, при этом предоставляя качественно новый сервис и скорость реагирования.
По критериям цифровизации российский нотариат стал одним из наиболее передовых правовых институтов.
По своей инициативе Федеральная нотариальная палата разрабатывает и внедряет в работу новейшие цифровые технологии в самые короткие сроки.
Уже сегодня нотариусы страны предлагают услуги, вчера казавшиеся фантастикой: нотариальная «телепортация» документов, онлайн проверка доверенностей через удобный нотариальный сервис и многие другие новшества.
- Как отмечает президент Федеральной нотариальной палаты Константин Корсик, «публичные онлайн-сервисы нотариата очень позитивно воспринимаются обществом».
- Все цифровые инициативы нотариата разрабатываются и реализуются исключительно за счет собственных средств нотариата, без дотаций из государственного или муниципальных бюджетов.
- Уже с первого дня запуска системы (1 июля 2014 года) нотариусы смогли использовать в работе сразу три электронных реестра: реестр нотариальных действий, реестр наследственных дел и реестр уведомлений о залоге движимого имущества.
В период с 2015 по 2016 год перечень вносимых в ЕИС нотариальных действий расширился вдвое, прежде всего за счет добавления в него сведений о действиях в отношении юридических лиц.
В 2017 году ЕИС пополнилась еще одним самостоятельным реестром, созданным специально для решения ряда актуальных проблем юридических лиц, — реестром участников обществ с ограниченной ответственностью.
А уже с 2018 года нотариат перешел на электронную регистрацию абсолютно всех нотариальных действий в своей цифровой базе данных. Ключевая цель этой меры — обеспечение защиты нотариальных актов от подделок и гарантии достоверности юридически значимых сведений.
Задача ЕИС — сделать процесс работы с нотариальными сведениями автоматизированным, а значит, более удобным и быстрым.
Кроме того, система обеспечивает оперативный обмен данными, как между самими нотариусами, так и в Системе межведомственного электронного взаимодействия.
Среди «онлайн-партнеров» нотариата — Федеральная налоговая служба, Росреестр, Центральный Банк России, Центральный каталог кредитных историй, Министерство внутренних дел РФ и др.
Возможности ЕИС позволили повысить гарантии достоверности юридически значимых сведений, а также сделать обращение к нотариусу максимально комфортным и не затратным по времени. Все российские нотариусы перешли на работу по принципу «одного окна», т.е.
стали сами получать и направлять необходимые документы, избавляя граждан от лишних хлопот. Благодаря этому упростился целый ряд процедур. Например, для удостоверения сделки с недвижимостью единственное, что сейчас нужно сделать ее участникам — прийти в нотариальную контору.
А нотариус с помощью ЕИС сам оперативно запросит информацию у Росреестра и других государственных органов.
Сразу после удостоверения сделки нотариус направит документы для регистрации права собственности в Росреестр в электронном виде, что сокращает срок регистрации права до 1 рабочего дня.
Граждане и бизнес оценили возможность перевода документа из бумажной формы в электронную и обратно с дальнейшей мгновенной передачей его в другой город с сохранением юридической силы.
Только в 2018 году этим действием воспользовались более 1 млн раз, что в 1,5 раза превышает показатели 2017 года. Интересно отметить, что документы из бумажной в электронную форму переводят в два раза чаще.
Это вызвано тем, что государственные органы и иные структуры чаще принимают документы в цифре, что отражает требования современного общества.
На основе отдельных показателей, предоставленных Федеральной нотариальной палатой, также можно сделать вывод о популярности тех или иных публичных ресурсов нотариата среди россиян.
Так, реестр проверки доверенностей, значение которого трудно переоценить при пресечении множества криминальных схем, содержит более 3 миллионов записей.
К помощи сравнительно «молодого» реестра наследственных дел ежедневно обращается около 2,5 тысяч человек, которые мгновенно могут выяснить, какой именно нотариус ведет наследственное дело.
Один из самых популярных — реестр уведомлений о залоге движимого имущества, был создан в 2014 году по поручению Президента России. Сегодня в нем содержится более 7 миллионов записей, и ежедневно около 20 тысяч человек проверяют его сведения онлайн.
Изначально созданный для проверки залоговой чистоты автомобилей на вторичном рынке, реестр моментально расширил свою сферу применения и фактически стал эффективным регулятором залоговых отношений для бизнеса. Это позитивно повлияло на рост позиций Российской Федерации в рейтинге «DoingBusiness».
А в будущем у российского «цифрового» нотариата не менее амбициозные планы — осуществить возможность удаленного совершения ряда нотариальных действий, не требующих проверки воли и волеизъявления гражданина, а также дистанционного удостоверения сделок с участием двух и более нотариусов. Такие задачи предусматриваются реализацией программы «Цифровая экономика», в разработке положений которой представители нотариата принимают активное экспертное участие.
Совершенствование электронного документооборота с Единой информационной системой нотариата
Булыгин, А. Д. Совершенствование электронного документооборота с Единой информационной системой нотариата / А. Д. Булыгин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 19 (309). — С. 283-284. — URL: https://moluch.ru/archive/309/69910/ (дата обращения: 06.06.2021).
В статье автор определяет направление пути развития электронного документооборота, в частности Единой информационной системы нотариата, описывает возможности и перспективы развития данной отрасли.
Ключевые слова: нотариат, электронный нотариат, электронный документооборот, единая информационная система нотариата.
IT-сфера постепенно распространяется на все области жизни гражданского общества. В частности, на сферы деятельности, напрямую связанные с электронным документооборотом. Одна из таких — нотариальная деятельность [1, с.191–202].
- С этим обстоятельством связаны несколько факторов:
- – эволюция электронного взаимодействия среди нотариальных контор и органов государственной власти,
- – интенсивное развитие электронных способов получения государственных и муниципальных услуг,
- – появление новых цифровых инструментов для совершения нотариальных действий,
- – повышенный спрос на нотариальные действия, выполняемые в цифровом пространстве (например, обеспечение доказательств), и многие другие.
- Появление востребованности к электронному документообороту проявило себя в создании Единой информационной системы нотариата 1 июля 2014 года [2].
Однако, в настоящее время, нотариат совершил полный переход на электронный документооборот. Это случилось 1 января 2018 года, когда на нотариусов легла законодательно закрепленная обязанность регистрировать все осуществляемые ими нотариальные действия в электронной базе ЕИС [3].
Вместе с повышением числа обязанностей, нотариусы получили также ряд преимуществ. Так, нотариусы получили возможность напрямую взаимодействовать с Росреестром, ФНС, МВД и многими другими организациями и учреждениями.
В ближайшем будущем планируется запустить в использование электронный обмен данными с органами ЗАГС. На момент написания данной статьи данный ресурс уже существует, но в режиме ограниченного бета-тестирования.
В настоящее время, каждый нотариус имеет в своем распоряжении усиленную квалифицированную электронную подпись. Данная подпись хранится на специальном флэш-носителе, выдаваемым нотариусам непосредственно областной нотариальной палатой.
Данная технология позволяет совершать прогрессивные нотариальные действия на расстоянии. Например, удостоверения равнозначности — нотариальное действие, направленное на электронную передачу заверенного документа (допустим, согласие на выезд ребенка, либо доверенность) от одного нотариуса другому нотариусу.
На современном этапе, такое возможно осуществить только в пределах Российской Федерации. Однако, в перспективе, данное нотариальное действие может быть доступно и между странами (в частности, с Республикой Казахстан, Республикой Таджикистан). Таковые разговоры уже ведутся в нотариальном сообществе.
Что касается Единой информационной системы нотариата, поле деятельности этого сервиса уже значительно даже для физических лица. Так, например, сервис уведомления о залоге движимого имущества пользуется особой популярностью у автосалонов, банков, при совершении сделок между обычными физическими лицами).
Огромным спросом пользуется и еще один сервис — проверка доверенности по реквизитам. С 1 января 2017 года любой гражданин может провести проверку доверенности, просто заполнив требуемые данные.
Примечательно, что и банки, и, порой, сами нотариусы пользуются этим же сервисом для проверки предоставленных им доверенностей.
Это лишний раз доказывает, насколько большая надежность данных работы данного сервиса.
С апреля 2018 года также работает сервис проверки наследственных дел. Только с начала старта работы данного сервиса всего лишь за 3 месяца Федеральной нотариальной палатой было зафиксировано около 150 000 обращений, что говорит о востребованности данной услуги [4].
Следует также отметить, что все эти сервисы бесплатны и находятся в общем доступе на официальной сайте Федеральной нотариальной палаты.
Также, следует упомянуть про свежайшее нововведение электронного документооборота в нотариате. Электронная регистрация нотариально удостоверенной сделки.
Теперь, с 1 февраля 2020 года все нотариусы РФ, обязаны все сделки, связанные с отчуждением недвижимого имущества отправлять самостоятельно в электронном виде на регистрацию в Росреестр через особые сервис, доступный исключительно для нотариусов (под названием ЕИС 2.0).
Среди всех особенностей, связывающих вышеуказанные сервисы, следует отметить наиболее примечательные:
– вышеуказанные сервисы работают постоянно, круглосуточно, без выходных, праздников и т. д.,
- – они имеют обязательные резервные копии, которые обновляют регулярно. В случае, если будут технические проблемы либо целенаправленная электронная атака на зафиксированную информацию, практически все данные останутся целы и невредимы,
- – внесение нотариусами (либо сотрудниками ФНП, либо иными уполномоченными лицами) сведений в вышеуказанные сервисы не является разглашением нотариальной тайны,
- – осуществляется полномасштабная и многоуровневая защита данных лиц, обратившихся к нотариусу за совершением нотариального действия [5].
Подводя итоги, следует сказать о том, что в наше время, актуальность вопроса электронного документооборота уже даже не обсуждается. Граждане ждут, когда границы электронного нотариата будут еще больше расширяться и привычные всем классические нотариальные действия можно будет совершать на расстоянии.
Литература:
1. Бегичев, А. В. Нотариат: Учебник для бакалавров / А. В. Бегичев. — Москва: Проспект, 2018. — 427 c. — непосредственный.
Что такое Единая информационная система нотариата?
Единая информационная система нотариата — это автоматизированная информационная система, принадлежащая на праве собственности Федеральной нотариальной палате и предназначенная для комплексной автоматизации процессов сбора, обработки сведений о нотариальной деятельности и обеспечения всех видов информационного взаимодействия (обмена).
Оператором единой информационной системы нотариата является Федеральная нотариальная палата. В единую информационную систему нотариата подлежат включению сведения, в том числе в форме электронных документов, о совершении нотариальных действий, а также иные предусмотренные Основами законодательства РФ о нотариате сведения.
Защита сведений, содержащихся в единой информационной системе нотариата, осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в области персональных данных и законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации.
Нотариусы обязаны вносить в единую информационную систему нотариата сведения: 1) о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата; 2) об открытии наследства при поступлении заявлений, являющихся основанием для заведения наследственного дела; 3) об уведомлениях о залоге движимого имущества при их регистрации в реестре уведомлений о залоге движимого имущества;
4) иные сведения в соответствии с Основами законодательства РФ о нотариате.
Сведения о совершении нотариальных действий при их регистрации в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата вносятся нотариусом в единую информационную систему нотариата незамедлительно.
Сведения об открытии наследства вносятся нотариусом в реестр наследственных дел единой информационной системы нотариата не позднее следующего рабочего дня после поступления соответствующих заявлений. Сроки и порядок внесения сведений в реестр уведомлений о залоге движимого имущества устанавливаются Основами законодательства РФ о нотариате.
Порядок ведения реестров единой информационной системы нотариата, в том числе порядок внесения сведений в них, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере нотариата, совместно с Федеральной нотариальной палатой.
Федеральная нотариальная палата обеспечивает с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» ежедневно и круглосуточно свободный и прямой доступ неограниченного круга лиц без взимания платы к следующим сведениям, содержащимся в единой информационной системе нотариата: 1) сведения об отмене доверенности, в том числе сведения о лице, удостоверившем доверенность, дата удостоверения доверенности, ее регистрационный номер в реестре нотариальных действий единой информационной системы нотариата, дата и время внесения сведений об отмене доверенности в этот реестр нотариальных действий; 2) сведения реестра уведомлений о залоге движимого имущества: а) регистрационный номер уведомления о залоге движимого имущества; б) наименование, дата заключения и номер договора залога или иной сделки, на основании которой или вследствие совершения которой возникает залог (при наличии в реестре таких сведений); в) описание предмета залога, в том числе цифровое, буквенное обозначения предмета залога или их комбинация (при наличии в реестре таких сведений); г) информация о залогодателе и залогодержателе.
Нотариусы в своих нотариальных конторах обязаны обеспечивать технические условия для своевременного внесения в единую информационную систему нотариата сведений в соответствии с законодательством Российской Федерации.