Статья 20. Утверждение, принятие международных договоров

  • Заключение договора – длительный переговорный процесс, состоящий из ряда последовательных стадий. К ним относятся:
  • 1) подготовка и принятие текста договора (разработка согласованного текста);
  • 2) установление его аутентичности;
  • 3) выражение согласия на обязательность договора (признание юридически обязательной силы договора).

Государства заключают договоры в лице своих высших органов власти и управления, установленных в конституциях и других внутригосударственных актах. Международные организации заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах.

Договоры заключаются, как правило, специально уполномоченными на то лицами, которым выдается специальный документ, называемый полномочиями. Полномочия могут выдаваться на все стадии заключения договора или на определенную стадию.

Выдача полномочий осуществляется в соответствии с внутренним законодательством. При заключении двусторонних договоров участники обмениваются полномочиями, а при заключении многосторонних – создается специальный комитет по проверке полномочий.

Подготовка и принятие текста договораосуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, т.е. двусторонних переговоров специальных делегаций, на международных конференциях и в международных организациях.

Проекты многосторонних договоров нередко подготавливаются органами международных организаций, например, Комиссией международного права ООН.

Для окончательной доработки текста договора международная организация может созвать международную конференцию, к участию в которой приглашаются все государства, в т.ч. и нечлены организации.

Проект текста международного может быть разработан и на специально созванной международной конференции.

Принятием текста договора заканчиваются переговоры между государствами относительно подготовки этого текста. Согласно ст.

9 Конвенции 1969 года текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении. На международных конференциях текст договора принимается в соответствии с их правилами процедуры.

В международных организациях текст договора принимается путем принятия соответствующей резолюции.

После того, как согласованный текст договора принят, становится необходимым удостоверить, что данный текст становится окончательным и не подлежит изменениям со стороны уполномоченных.

Эта процедура называется установлением аутентичности текста договораили его аутентификацией. Ст.

10 Венской конвенции рекомендует устанавливать аутентичность текста договора путем подписания, подписания ad referendum или парафирования представителями этих государств текста договора или заключительного акта конференции, содержащего этот текст.

Парафирование – постраничное подписание текста договора инициалами представителей государств или международных организаций.

Текст многостороннего договора включается в заключительный акт международной конференции либо в резолюцию международной организации об одобрении договора. Подписание такого акта приравнивается к установлению аутентичности текста договора.

Подписание ad referendum (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем одобрении соответствующим государством или международной организацией. Разница между условным подписанием и парафированием состоит в том, что после одобрения условное подписание становится окончательным, а после парафирования, как правило, необходимо полное, или окончательное подписание.

Полное подписание также может играть роль установления аутентичности договорного текста, если в дальнейшем договор нуждается в ратификации или утверждении.

Согласие государства на обязательность для него международного договора может быть выражено путем подписания договора, обмена документами, образующими договор, ратификации договора, принятия, утверждения или присоединения к нему или иным способом, о которых условились стороны.

Статья 20. Утверждение, принятие международных договоров

Наиболее распространенный способ – подписание (он применяется, если договор в дальнейшем не подлежит ратификации или утверждению).

Окончательным подписанием является также подписание ad referendum, если оно подтверждается государством.

Международная практика выработала определенные правила подписания международного договора, которые носят название альтерната (принцип чередования названий государств и подписей его представителей).

Ратификация – акт официального подтверждения договора. Ратификация – это утверждение договора высшим органом государственной власти. Этот международно-правовой акт воплощается в ратификационной грамоте.

Согласно Венской конвенции 1969 г. (ст.

15) ратификация предполагает обмен ратификационными грамотами при заключении двусторонних договоров и сдачу на хранению депозитарию ратификационной грамоты при заключении многосторонних договоров.

Ратификация также воплощается во внутригосударственном акте (в Республике Беларусь – законе). В Республике Беларусь договоры ратифицирует парламент – Национальное собрание. Перечень договоров, подлежащих ратификации определен в ст. 19 Закона «О международных договорах Республики Беларусь».

В договорах с участием международных организаций вместо ратификации применяется акт официального подтверждения договора.

Согласие государства на обязательность для него международного договора может выражаться принятием или утверждением договора на условиях, подобных тем, которые применяются к ратификации.

Утверждение (конфирмация) – окончательное одобрение договора главой государства, правительства или ведомства, в зависимости от того, к чьей компетенции относится договор. В Республике Беларусь утверждению (принятию) подлежат договоры, не подлежащие ратификации, и не вступающие в силу со дня подписания (ст.

21 Закона «О международных договорах»). Принятие, утверждение оформляется в виде нот, писем и др. документов.

Согласие государства на обязательность договора может быть выражено путем присоединения к договору. Присоединение обычно осуществляется к уже вступившему в силу договору. Как правило, присоединение осуществляется теми же органами, что и ратификация или утверждение. Этот порядок закреплен в Законе «О международных договорах РБ» (ст.23).

Присоединение к международному договору оформляется путем извещения, сдачи на хранение депозитарию акта (протокола) о присоединении.

Республика Беларусь может признать обязательность международных договоров путем правопреемства в случаях, предусмотренных международным правом (ст.24 Закона).

3. Процедура принятия международных договоров

Процедура принятия международных договоров:

а) подготовка текста договора;

Договорная инициатива — это предложение одной или нескольких государств заключить международный договор для урегулирования определенных отношений между собой.

Обычно сторона выступила с таким предложением, и представляет проект будущего договора.

Если предложение находит отклик, заинтересованные стороны определяют совместные мероприятия по подготовке текста международного договора.

Согласно Венской конвенции 1969 г.

понятие «заключения международного договора» — это составление и принятие текста договора, установление подлинности текста, подписание договора, ратификация и другие способы выражения согласия на обязательность договора, обмен или депонирование ратификационных грамот (ст. 6-25 Конвенции). Некоторые из этих процедур определяются не только конвенции, но и внутренним законодательством.

Прохождение всех стадий — необязательное условие заключения договора, но ряд из них являются необходимыми.

Выяснение полномочий. Действия по заключению международного договора выполняют уполномоченные на это лица. Представители государств должны предъявить соответствующие полномочия (п/п (а) п. 1 ст. 7 Венской конвенции 1969 г.

), или они могут быть признаны таковыми, если «из практики соответствующих государств или других обстоятельств следует, что они намерены рассматривать такую личность как ту, что представляет государство для этой цели, и не требовать предъявления полномочий» (п/п (б) п. 1 ст. 7 Венской конвенции 1969 г.).

Полномочия (как на все стадии заключения договора, так и на любую определенную стадию) выдаются согласно внутреннему законодательству государства, представляемого лица.

Некоторые лица считаются такими, которые представляют государство по своей должности. Таким лицам издание специальных полномочий не нужно. В соответствии с п. 2 ст. 7 Венской конвенции 1969 г.

такими лицами являются: а) главы государств, главы правительств и министры иностранных дел — с целью осуществления всех актов, касающихся заключения договора; б) главы дипломатических представительств — с целью принятия текста договора между государством, что аккредитует, и государством, при которой они аккредитуются; в) представители, что уполномоченные государствами представлять их на международной конференции, в международной организации или в одном из ее органов, — с целью принятия текста договора на такой конференции, в такой организации или в таком органе. С этим положением Конвенции корреспондируют соответствующие положения ст. 6 Закона Украины «О международных договорах Украины».

Международная практика позволила наработать три основные организационно-правовые формы подготовки согласованного текста договора: обычные дипломатические каналы, международные конференции и международные организации.

Как правило, текст договора отрабатывается в рамках одной из этих форм. Бывают случаи, когда один и тот же договор во время подготовки проходит все три стадии.

На международных конференциях и в международных организациях текст договора принимается в соответствии с их процедурами.

б) принятие текста международного договора и установления его аутентичности;

Во время разработки текста и осуществление иных действий (парафирования и др.

) представитель должен действовать строго в рамках выданных полномочий; если лицо действовала за пределами своих повнова жень или не была должным образом уполномоченным, акты, которые она совершила, не имеют юридической силы, если только они в дальнейшем не подтверждены государством или организацией, которая уполномочила это лицо (ст. 8 Венской конвенции).

Читайте также:  Юридическая консультация - здесь вы можете задать вопрос юристу - советы юриста

Международное право

Право заключать международные договоры (договорная правоспособность) — важнейший элемент международной правосубъектности, необходимый атрибут основных субъектов международного права, прежде всего государств. Каждое государство обладает правоспособностью заключать международные договоры. Правоспособность международных организаций заключать договоры регулируется правилами соответствующей организации.

Заключение международного договора представляет собой процесс, состоящий из ряда последовательных стадии, главные из которых — согласование текста договора и различные способы выражения согласия сторон на обязательность договора. Они, в свою очередь, состоят из ряда этапов, таких, как подписание, ратификация, утверждение, присоединение и др.

Необязательно, чтобы каждый договор проходил все этапы, но любой договор проходит стадию согласования текста и ту или иную форму, в которой выражается согласие государства или международной организации на обязательность договора. Особенности порядка и стадий заключения международных договоров определяются как содержанием договора, так и составом его участников.

Например, международные организации совсем не применяют ратификацию.

Государства заключают международные договоры в лице своих высших органов государственной власти и управления, установленных конституциями и другими внутригосударственными нормативными актами, Международные организации заключают договоры через свои компетентные органы, указанные в их уставах или других нормативных актах этих организаций.

В подавляющем большинстве случаев органы государства, заключая международные договоры, действуют через специально уполномоченных на то лиц. Для этого им выдаются особые документы, называемые полномочиями.

Полномочия выдаются тем государственным органом, от имени которого заключается данный договор. Не нуждаются в полномочиях главы государств, главы правительств и министры иностранных дел.

Они вправе подписывать договоры без полномочий.

При заключении двусторонних договоров участники переговоров обмениваются полномочиями, а при многосторонних договорах создается специальный комитет по проверке полномочий. Уполномоченные должны действовать при заключении договора строго на основании и в пределах своих полномочий, иначе их действия не будут иметь международно-правового значения.

Кроме полномочий лица, ведущие переговоры, получают от своих правительств инструкции, которые определяют позицию делегации по обсуждаемым вопросам. Это внутренний документ делегации. Договор, заключенный в нарушение инструкций, не теряет своей юридической силы.

Согласование текста договора. Первой обязательной стадией заключения международного договора является выработка его согласованного текста. В эту стадию в качестве этапов входят принятие текста международного договора и установление его аутентичности.

Основной метод подготовки согласованного текста — это переговоры между договаривающимися сторонами. Имеются три основные формы выработки согласованных договорных текстов: через обычные дипломатические каналы, т.е.

двусторонние переговоры специальных делегаций (как правило, при подготовке двусторонних договоров, реже — многосторонних); международные конференции; международные организации (при подготовке многосторонних договоров).

Проекты многосторонних договоров нередко подготавливаются международными органами, в частности органами ООН.

Вступление договоров в силу. Действие (применение) договоров

Международный договор начинает действовать, т.е. порождать права и обязательства, с момента вступления в силу.

Вступление договора в силу означает, что его стороны приобретают права и несут обязанности, предусмотренные этим договором. Только вступивший в силу договор создает юридические последствия для его участников. Как указывается в ст.

26 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, каждый действующий договор обязателен для участников и должен ими добросовестно выполняться (принцип pacta sunt servanda). В соответствии со ст.

24 Венских конвенций 1969 и 1986 годов порядок и дата вступления договора в силу устанавливаются в самом договоре или согласуются самими участниками.

Как следует из международной практики, договоры могут вступать в силу с даты подписания, ратификации, утверждения, принятия, обмена ратификационными грамотами или сдачи депозитарию определенного числа ратификационных грамот.

При этом может быть установлен срок, по истечении которого после сдачи на хранение определенного числа ратификационных грамот или иных документов, выражающих согласие участников на обязательность договора, договор вступает в силу. Так, в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

предусматривается, что она вступит в силу через 12 месяцев после сдачи 60 — й ратификационной грамоты или документа о присоединении. В Договоре о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний от 24 сентября 1996 г.

указывается, что он вступает в силу через 180 дней после сдачи на хранение ратификационных грамот всеми государствами, которые перечислены в приложении к этому договору, но не ранее чем через два года после открытия его для подписания.

Договоры вступают в силу в том порядке и в тот срок, которые указаны в договоре. Договоры, не подлежащие ратификации или утверждению, вступают в силу: 1) с момента подписания; 2) по истечению определенного срока после подписания; 3) с указанной в договоре даты. Порядок вступления в силу договоров, подлежащих ратификации (утверждению), обусловлен их характером.

Двусторонние договоры вступают в силу: 1) в день обмена ратификационными грамотами; 2) по истечении установленного срока (часто — тридцати дней) со дня обмена грамотами.

Многосторонние договоры вступают в силу: 1) в день сдачи на хранение депозитарию определенной по счету ратификационной грамоты; 2) по истечении установленного срока после сдачи на хранение определенной по счету грамоты; 3) в день сдачи на хранение определенного количества грамот с указанием конкретных государств, чьи грамоты обязательно должны быть сданы. В качестве примера:

«Настоящее Соглашение вступает в силу с момента его подписания» (ст. VIII Соглашения между СССР и США о предотвращении ядерной войны 1973 г.).

«Настоящий Договор подлежит ратификации и вступает в силу в день обмена ратификационными грамотами» (ст. 33 Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между РФ и Республикой Таджикистан 1993 г.).

«Настоящая Конвенция подлежит ратификации и вступает в силу через 30 дней после даты обмена ратификационными грамотами» (Консульская конвенция между Российской Федерацией и Республикой Корея 1992 г.).

«Настоящая Конвенция вступает в силу после сдачи на хранение пятой ратификационной грамоты» (ст. XXIV Конвенции о международной ответственности за ущерб, причиненный космически ми объектами, 1972 г.).

«Настоящая Конвенция вступает в силу через 12 месяцев после сдачи на хранение шестидесятой ратификационной грамоты или документа о присоединении» (ст. 308 Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.).

Устав ООН вступил в силу «по сдаче на хранение ратификационных грамот Китайской Республикой, Францией, Союзом Советских Социалистических Республик, Соединенным Королевством Великобритании и Северной Ирландии и Соединенными Штатами Америки и большинством других государств, подписавших Устав» (п. 3 ст. 110 Устава ООН). Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г. — после сдачи на хранение ратификационных грамот государствами — депозитариями (СССР, США, Великобритания) и сорока другими договаривающимися государствами.

Приведенный здесь список вариантов вступления договоров в силу не является исчерпывающим. В договорах могут предусматриваться и другие, особые, условия вступления его в силу.

Стороны могут согласиться о временном введении в действие или о временном применении договора либо его части.

В качестве примера можно назвать Соглашение между СССР и США о линии разграничения морских пространств в Беринговом море от 1 июня 1990 г., которое временно применяется Россией и США.

Договор обратной силы не имеет: он применяется лишь к тем событиям, фактам и действиям, которые наступят после вступления его в силу. Однако стороны по взаимному согласию могут распространить действие договора на события и факты, существовавшие до вступления его в силу.

Таким образом, международное право не препятствует участникам договора условиться о том, чтобы распространить договор в отношении любого действия или факта, которые имели место до вступления договора в силу, или в отношении любой ситуации, которая перестала существовать до этой даты.

Это положение зафиксировано в ст. 28 Венских конвенций 1969 и 1986 годов.

Иногда договоры не предусматривают дату их вступления в силу. Это относится главным образом к двусторонним договорам, юридическую силу которым придают подписи договаривающихся сторон. Предполагается, что они начинают действовать с момента подписания.

Договоры могут быть срочными, причем срок их действия фиксируется в договоре (5 лет, 10 лет, 20 лет и т.д.), и бессрочными, что либо прямо отмечается в договоре, либо вытекает из его содержания (Конвенция о физической защите ядерного материала от 3 марта 1980 г., Договор об обычных вооруженных силах в Европе 1990 г. и др.).

Большинство договоров срочные.К бессрочным относятся договоры, создающие общие нормы международного права, кодифицирующие конвенции, уставы международных организаций, а также договоры о границах, мирные договоры, договоры по космосу. В качестве примера приведем Договор о запрещении испытаний ядерного оружия 1963 г.

, Договор о нераспространении ядерного оружия 1968 г.

Читайте также:  Карта: золотая орда во второй половине 13 веке - история России

В некоторых случаях действие договора рассчитано на срок, необходимый для выполнения обязательств.

В некоторых договорах, хотя и не указывается конкретный срок их действия, может содержаться условие, определяющее, что по достижении установленных договорами целей действие таких договоров прекращается.

Так, Договором о правопреемстве в отношении внешнего государственного долга и активов бывшего СССР от 4 декабря 1991 г. предусматривается, что его действие прекращается после урегулирования всех платежей и расчетов, определенных его положениями, а также дополнительными соглашениями и протоколами.

Пролонгация есть продление действия договора, осуществляемое до истечения срока. Пролонгация осуществляется на условиях, предусмотренных в договоре, или иным образом по согласованию между сторонами. Так, несколько раз досрочно продлевались Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимопомощи между СССР и Финляндией 1948 г.

, советско — афганский Договор о нейтралитете и взаимном ненападении 1931 г. Продление обычно оформляется специальным соглашением. Так, Постановлением Совета Министров — Правительства РФ «О пролонгации Соглашения с Австралией в области рыбного хозяйства» от 22 февраля 1993 г.

поручалось Министерству иностранных дел России оформить договоренность с австралийской Стороной о продлении срока действия Соглашения на 3 года.

Нередко предусматривается возможность автоматического продления действия договора. Так, Соглашение стран СНГ о сотрудничестве в области образования от 15 мая 1992 г. заключено сроком на 5 лет; оно будет автоматически продлеваться на последующие пятилетние периоды для тех государств, которые не заявят о денонсации.

В отличие от пролонгации возобновление договора есть восстановление в действии уже прекращенного договора. Например, в 1955 г. был возобновлен советско — йеменский Договор о дружбе и торговле 1928 г., прекративший к этому времени свое действие вследствие истечения срока.

Каждый договор имеет территориальную, или пространственную сферу действия. Если иное намерение не указано в договоре или не установлено иным образом, то договор обязателен для каждого участника в отношении всей его территории. Ряд многосторонних договоров предусматривает пространственную сферу иную, чем территория государств.

В качестве примера можно назвать Договор об Антарктике 1959 г., Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, 1967 г. Сложная территориальная сфера действия предусмотрена в Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

, которая охватывает пространства, начиная от внутренних морских вод и кончая воздушным пространством над открытым морем. Территориальная сфера действия Конвенции по охране и использованию трансграничных водотоков 1992 г.

имеет специфический характер: она распространяет свое действие на трансграничные воды, под которыми понимаются любые поверхностные или подземные воды, пересекающие границы между двумя или более государствами или расположенные на таких границах.

Международная практика показывает, что государства нередко заключают многосторонние договоры по одному и тому же вопросу. И в этих договорах могут содержаться взаимоисключающие положения. В связи с этим возникает вопрос о применении прежних и новых договоров, заключенных по одному и тому же вопросу.

К тому же круг участников прежних и новых договоров часто не совпадает. Обычно в договорах, последовательно заключенных по одному и тому же вопросу, имеются положения о применении таких договоров. Так, ст.

103 Устава ООН предусматривает, что в том случае, когда обязательства членов Организации, предусмотренные Уставом, окажутся в противоречии с их обязательствами по какому — либо другому международному соглашению, преимущественную силу имеют обязательства по Уставу.

Венские конвенции 1969 и 1986 годов, отражая международную практику, устанавливают общие правила о том, как должны применяться последовательно заключенные договоры по одному и тому же вопросу (ст. 30).

Заключая договор, его участники могут предусмотреть, что применение договора обусловлено действием предыдущего или последующего договора, либо указать на совместимость с таким договором. В данном случае преимущественную силу будет иметь этот предыдущий или последующий договор.

Другими словами, самим договором устанавливается порядок применения новых, предыдущих и будущих договоров по одному и тому же вопросу. В качестве примера можно назвать Венскую конвенцию о консульских сношениях 1963 г.

, в которой прямо указывается, что ее положения не отражаются на других международных договорах, действующих между его участниками, а также не препятствуют заключению международных соглашений, подтверждающих, дополняющих, распространяющих или расширяющих положения Конвенции.

Договор о запрещении размещения на дне морей и океанов и в его недрах ядерного оружия и других видов оружия массового уничтожения 1971 г. прямо указывает, что его положения ни в коей мере не затрагивают обязательств, взятых на себя участниками данного Договора по международным соглашениям, учреждающим зоны, свободные от ядерного оружия.

В том случае, если участники нового договора являются одновременно и участниками предыдущего договора, действие которого не прекращено или не приостановлено, положения такого предыдущего договора будут действовать в той мере, в какой они совместимы с положениями нового договора.

Так, Конвенция ООН по морскому праву 1982 г. предусматривает, что она имеет преимущественную силу между ее участниками перед Женевскими конвенциями по морскому праву 1958 г.

В то же время она не изменяет прав и обязательств, которые вытекают для участников из других договоров, совместимых с названной Конвенцией.

Венская конвенция 1969 г. предусматривает и такие случаи, когда не все участники последующего договора являются участниками предыдущего договора.

В отношениях между участниками обоих договоров предыдущий договор будет применяться в той мере, в какой его положения совместимы с положениями нового договора.

А в отношениях между участником обоих договоров и участником только одного договора будет применяться тот договор, участниками которого оба они являются. Так, в той же Конвенции ООН по морскому праву 1982 г.

предусматривается, что два или более ее участников могут заключать соглашения, изменяющие или приостанавливающие действие положений Конвенции, но при условии, что такие соглашения не касаются тех положений, отступление от которых несовместимо с эффективным осуществлением объекта и цели Конвенции.

Способы выражения согласия на обязательность международного договора

Последней стадией заключения договора является выражение субъектами международного права согласия на его обязательность. Она необходима для вступления договора в силу. Международная практика к способам выражения согласия относит:

  • — подписание,
  • — обмен документами, образующими договор,
  • — ратификацию,
  • — акт официального подтверждения,
  • — утверждение (принятие),
  • — одобрение,
  • — присоединение к договору.

Это нашло закрепление в ст. 11 Венских конвенций 1969 и 1986 годов. Однако этот перечень не является исчерпывающим. Как указывается в названных статьях, стороны могут договориться и об иных способах выражения согласия на обязательность договора.

Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является подписание. Подписание двусторонних договоров осуществляется в порядке альтерната (чередования).

Альтернат означает, что подписи представителей государств ставятся друг против друга либо одна под другой. В экземпляре договора (на двух языках) подпись слева (в текстах на арабском языке — справа) или сверху ставит представитель того государства, у которого будет храниться данный экземпляр договора. В таком экземпляре название этого государства упоминается первым.

Подписи под многосторонними договорами ставятся одна под другой в алфавитном порядке названий государства на языке, о котором договорились участники. Обычно подписание многостороннего договора открыто до определенного срока либо до вступления в силу.

В том случае, если подписание предшествует ратификации, утверждению или одобрению, Венские конвенции 1969 и 1986 годов (ст. 18) предусматривают, что государства и международные организации должны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор его объекта и цели.

Читайте также:  Статья 29. применение физической силы

Подписание является и формой принятия текста договора, и способом выражения согласия на его обязательность. Таким образом, подписание в одних случаях представляет собой принятие текста договора, а в других – и принятие текста, и одновременно согласие на обязательность договора.

  1. Днем подписания датируется и самый договор.
  2. Подписание договора означает вступление его в силу только в том случае, если стороны об этом прямо условились.
  3. Ратификация— это утверждение договора высшим или высшими органами власти (парламентом либо главой государства) в соответствии с процедурой, предусмотренной национальным законодательством.

Международные договоры Российской Федерации ратифицируются Федеральным Собранием РФ. Государственная Дума рассматривает внесенный Президентом или Правительством на ратификацию международный договор.

После обсуждения в комитетах и комиссиях принимается решение о ратификации в форме федерального закона. Такой закон подлежит обязательному рассмотрению в Совете Федерации.

Принятый им федеральный закон о ратификации направляется Президенту для подписания и опубликования.

Венские конвенции 1969 и 1986 годов не определяют, какие конкретно договоры подлежат ратификации. В них только устанавливается, что договор подлежит ратификации, если об этом условились Оговаривающиеся государства либо их представители подписали договор под условием ратификации.

Ратификации подлежат обычно лишь наиболее важные международные договоры, хотя, например, в Бельгии ратифицируются все договоры, независимо от содержания.

Отказ от ратификации считается дискреционным правом государства и не может рассматриваться как недружелюбный акт или нарушением норм международного права. Однако многочисленные необоснованные отказы ратифицировать договоры ослабляют доверие к подписи государства.

  • Одновременно с принятием решения о ратификации международного договора составляется ратификационная грамота, имеющая три части:
  • а) вступительную, в которой указывается высший орган государства, ратифицировавший договор;
  • б) основную, где воспроизводится текст договора с оговорками и (или) заявлениями, если они сделаны;
  • в) заключительную, содержащую заявление о неукоснительном и добросовестном выполнении договора.

При заключении двустороннего договора государства-участники обмениваются ратификационными грамотами. Как правило, если договор заключается на территории одного государства, то обмен грамотами происходит на территории другого.

При заключении многостороннего договора ратификационные грамоты сдаются на хранение депозитарию. Такая процедура называет депонированием ратификационных грамот. Депозитарий определяется в самом договоре.

Им может быть одно государство, несколько государств, международная организация или ее главное должностное лицо. Получили распространение договоры, депозитарием которых является Генеральный Секретарь ООН.

Международные организации в целях выражения своего согласия на обязательность договора применяют акт официального подтверждения, который приравнивается к ратификации.

Утверждение, принятие, одобрениетакже являются способами выражения согласия на обязательность договора.

Они применяются в том случае, если об этом условились договаривающиеся стороны либо это предусмотрено нормативными актами таких сторон.

Обычно утверждение, принятие и одобрение осуществляются тем государственным органом (как правило, органом исполнительной власти), от имени которого заключен договор.

Закон «О международных договорах Российской Федерации» предусматривает применение таких способов, как утверждение и принятие, которые могут осуществляться Президентом РФ, Правительством РФ либо федеральным органом исполнительной власти. Утверждение и принятие международного договора, как следует из закона, возможно и в форме федерального закона.

Присоединениеиспользуется в том случае, когда государство или международная организация, не участвовавшие в переговорах по заключению договора, решили стать его участниками. Как правило, присоединение осуществляется в отношении договоров, вступивших в силу.

Присоединение осуществляется также в том случае, когда государство, хотя и участвовало в переговорах по заключению договора и подписало его, однако не выразило согласия на его обязательность до вступления договора в силу.

Присоединение может осуществляться в форме ратификации, утверждения, принятия или одобрения, что определяется либо положениями соответствующего Договора, либо нормативными актами государства.

Согласие на обязательность договора может быть выражено государствами и международными организациями путем обмена документами(нотами или письмами), образующими договор.

Это упрощенная процедура его заключения. Должностные лица, или уполномоченные, направляют друг другу письма (ноты), в которых излагаются предварительно согласованные положения по существу вопроса.

Обмен письмами означает согласие на обязательность этих положений.

Оговорки к международным договорам.Международное право признает, что государства и другие субъекты имеют право делать оговорки. В соответствии со ст.

2 Венских конвенций 1969 и 1986 годов под оговоркой понимается одностороннее заявление, сделанное государством или международной организацией в любой формулировке и под любым наименованием при подписании, ратификации акте официального подтверждения, принятии, утверждении или присоединении, посредством которого эти субъекты желают исключить или изменить юридическое действие определенных положений договора в их применении к данному государству или данной организации.

Государство или международная организация не могут делать оговорки в тех случаях, когда они договором запрещены либо не совместимы с его объектом и целями. Иногда договор прямо предусматривает, к каким его положениям разрешается делать оговорки.

Оговорка изменяет действие договора в целом либо его отдельного положения, к которому сделана оговорка, между государством, сделавшим такую оговорку, и другими участниками договора.

Государство может возразить против оговорки и заявить, что договор действует, за исключением положения, к которому сделана оговорка, либо договор не будет действовать в целом между ним и участником, сделавшим оговорку.

Если государство признает оговорку, то договор будет действовать между ним и участником, сделавшим оговорку, за исключением соответствующего положения договора.

Оговорка, возражения против оговорки и согласие с ней должны быть сделаны в письменной форме и доведены до сведения договаривающихся сторон.

Если оговорка была сделана при подписании договора, который подлежал ратификации, акту официального подтверждения, принятию или утверждению, то она должна быть подтверждена сделавшим оговорку участником при выражении своего согласия на обязательность договора.

Государство, сделавшее оговорку, может в любое время ее снять. Снятие оговорки или возражения против оговорки осуществляется в письменной форме.

Обмен и депонирование ратификационных грамот и других документов. Ратификация, акт официального подтверждения, принятие, утверждение или присоединение оформляются официальными документами.

Такими документами являются ратификационные грамоты и документы об официальном подтверждении, утверждении, принятии или присоединении. Эти документы являются, как следует из ст.

16 Венских конвенций 1969 и 1986 годов, формами согласия на обязательность договоров.

В случае двусторонних договоров происходит обмен ратификационными грамотами и документами об официальном подтверждении, принятии или утверждении.

В отношении многосторонних договоров осуществляется сдача названных документов на хранение. Венские конвенции 1969 и 1986 годов (ст.

16) предусматривают, что вместо обмена или сдачи ратификационных грамот или иных документов может применяться и такая упрощенная форма, как уведомление о выражении согласия на обязательность договора.

Эта форма применяется в том случае, когда она предусматривается в самом договоре. Уведомление осуществляется, как правило, в виде ноты.

Законом «О международных договорах Российской Федерации» 1995 года установлено, что на основании федерального закона о ратификации международного договора Президент РФ подписывает ратификационную грамоту, которая скрепляется его печатью и подписью министра иностранных дел (ст. 18).

Обмен ратификационными грамотами и сдача этих грамот на хранение производятся, если стороны не договорились об ином, Министерством иностранных дел РФ либо по его поручению дипломатическим представительством в иностранном государстве или представительством РФ при международной организации (ст.

19).

Депозитарий и его функции.

Депозитарий — это хранитель подлинного текста договора, то есть аутентичного текста. Он назначается в отношении многосторонних договоров.

В качестве депозитария могут быть назначены одно или несколько государств, международная организация либо главное должностное лицо такой организации.

Так, депозитарием Венских конвенций 1969 и 1986 годов и Конвенции ООН по морскому праву является Генеральный секретарь ООН.

В соответствии со ст. 77 Венской конвенции 1969 года и ст. 78 Венской конвенции 1986 года в функции депозитария входит хранение подлинного текста договора и переданных ему полномочий, а также всех документов, относящихся к договору: ратификационных грамот, других документов о согласии на обязательность договоров, документов о денонсации, заявлений об оговорках и возражений против них и т.д.

Ссылка на основную публикацию