Статья 2. цели создания особой экономической зоны и программа развития особой экономической зоны

Статья 2. Цели создания Особой экономической зоны и программа развития Особой экономической зоны

Для привлечения средств в важные для страны отрасли и ускоренного развития конкретных регионов государство придает некоторым территориям особый налоговый, юридический и таможенный статус. За такими частями региона законодательством закреплено название особых экономических зон (ОЭЗ). Они объявляются сферой действия наиболее благоприятного режима для предпринимателей, а иногда пользуются преимуществами и свободных таможенных зон.

Чтобы избежать терминологической путаницы, следует иметь в виду, что в части статей, особенно переводных, лекций и учебников могут фигурировать синонимы к слову «особая»:

  • Специальная,
  • свободная,
  • комплексная.

Инициатором организации зоны особого экономического развития выступают исполнительные органы субъектов РФ. По их заявке Правительство дает разрешение на создание и функционирование ОЭЗ. С ее помощью форсируется развитие экономики и социальной сферы:

  • отдельных регионов,
  • конкретных отраслей,
  • государства в целом.

Деятельность всех субъектов ОЭЗ оговаривается Федеральным законом

Статья 2. Цели создания Особой экономической зоны и программа развития Особой экономической зоны

Последняя редакция действует с 30 декабря 2020 г.

ОЭЗ действует 49 лет после создания. Входящие в нее предприятия, действующие на ее условиях, называются ее резидентами. Кроме них на территории особой экономической зоны допускается работа обычных, не входящих в нее предприятий.

Развитие ОЭЗ осуществляется под наблюдением и при содействии АО с одноименным названием. Все его акции принадлежат государству.

На территории РФ в 31 регионе действуют 38 особых зон. На середину марта 2021 года в них зарегистрировано 856 резидентов, из них 149 компаний из 41 страны вкладывают в деятельность ОЭЗ иностранный капитал. Всего инвестировано в их развитие около 479 миллиардов рублей. Резиденты создали на местах более чем 42 тысячи рабочих мест.

Цели ОЭЗ

Статья 2. Цели создания Особой экономической зоны и программа развития Особой экономической зоны

Государство заинтересовано в развитии особых территорий, так как это позволяет:

  • привлекать передовые технологии, иностранный капитал;
  • развивать импортозамещение;
  • создавать дополнительные места для квалифицированного труда;
  • расширять экспортные рынки;
  • опробовать новые методы в сфере управления.

Инвесторы преследуют свои цели. Для них деятельность в составе ОЭЗ способствует:

  • минимизации затрат за счет таможенных пошлин;
  • доступу к объектам инфраструктуры;
  • приближению производства к рынку сбыта;
  • привлечению рабочих высокой квалификации;
  • развитию территории;
  • получению налоговых льгот;
  • снижению административных препон;
  • применению упрощенных стандартов при оборудовании рабочих мест;
  • беспошлинному использованию импортного сырья и запчастей в производстве;
  • льготному выкупу земли;
  • более выгодной аренде недвижимости;
  • ускоренной амортизации оборудования (списанию его амортизации в первые годы эксплуатации);
  • экономии на коммунальных платежах за счет субсидий;
  • законодательной защите прав инвесторов.

Одним словом, целью инвесторов является существенное снижение затрат в процессе производства услуг или продукции, востребованной на территории ОЭЗ или РФ.

Их создают для приоритетного развития ведущих отраслей, среди которых:

  • обрабатывающие,
  • высокотехнологичные,
  • инновационные,
  • туристическая,
  • портовая,
  • санаторно-курортная,
  • транспортной инфраструктуры.

Отрасль во многом определяет тип ОЭЗ.

Классификации особых зон

Статья 2. Цели создания Особой экономической зоны и программа развития Особой экономической зоны

Закон оговаривает существование 4 типов ОЭЗ:

  • промышленно-производственных (ППЗ),
  • туристско-рекреационных,
  • технико-внедренческих (ТВЗ),
  • портовых.

Допустимо по решению Правительства РФ объединение разнотипных зон в единый кластер.

ППЗ могут занимать до 40 кв. км.; ТВЗ – до четырех. Туристские рекреационные зоны могут занимать несколько участков земли. Портовые занимают территории, которые прилегают:

  • к аэропортам,
  • речным и морским портам.

Под портовые особые зоны могут отводиться земельные участки с объектами инфраструктуры или на которых планируется проведение строительных, реконструкционных работ. Объекты ОЭЗ портов не должны включать здания или сооружения для пассажиров. Особая зона может занимать территории более чем одного:

  • муниципального образования;
  • субъекта РФ.

Отдельными законами РФ оговариваются условия создания особых зон:

  • в Севастополе и Крыму,
  • Магаданской области,
  • Калининградской области.

Для русской Прибалтики с 1991 г. условия многократно пересматривались в сторону ужесточения. На сегодняшний день полноценные условия ОЭЗ охватывают небольшую территорию, занятую игорной зоной, а на остальной части области осталась незначительная часть преференций.

Помимо классификации, определенной законом, существует еще несколько типологий в зависимости различных обстоятельств:

  • от вида деятельности (сервисные, торговые, производственные, финансовые и пр.);
  • степени организации (функциональные, территориальные, торгово-функциональные);
  • степени интеграции с экономикой страны (максимально интегрированные и минимально интегрированные, ориентированные преимущественно на экспорт);
  • от охвата стран (трансграничные и национальные);
  • от предоставляемых льгот.

В нашей стране действуют 38 ОЭЗ, из них:

  • ППЗ – 19;
  • ТВЗ – 7;
  • Портовых – 2;
  • туристических– 10.

Льготы, предоставляемые резидентам

Статья 2. Цели создания Особой экономической зоны и программа развития Особой экономической зоны

Особые экономические зоны на территории РФ могут быть наделены всеми возможными льготами и преимуществами или только некоторыми:

  • таможенными (по импортным операциям);
  • налоговыми;
  • финансовыми (по субсидиям, кредитам, аренде помещений, оплате по коммунальным платежам);
  • таможенными (по экспортным операциям);
  • административными, связанными с открытием предприятий, упрощенным порядком вывоза законной прибыли за пределы страны, въезда или выезда иностранцев.

В таблице для сравнения приведены ставки налогов в особой зоне и остальной России.

Ставки налогов, % ОЭЗ РФ Период действия
На прибыль От 2 до 15,5 20 Весь срок действия ОЭЗ
На имущество 0 2,2 До 10 лет
На землю 0 1,5 До 10 лет
На добавленную Стоимость 0* 20 Весь срок действия ОЭЗ
Транспортного (в руб. за л.с.) 0 От 0,01 до 7,61 До 10 лет
  • * — НДС не платится со стоимости работ, выполненных резидентами портовых особых зон.
  • Приобретение земли в РФ возможно по рыночным ценам, а в ОЭЗ – за сумму в размере от 1 до 30% от кадастровой оценки.
  • Если на территории особой зоны действует свободный таможенный режим, то резидентов освобождают от необходимости уплачивать таможенные пошлины:
  • на импорт оборудования, компонентов, материалов;
  • на экспорт готовой продукции за пределы ЕАЭС (Беларуси, Армении, России, Кыргызстана, Казахстана).

Они не платят НДС на ввоз оборудования, компонентов и материалов.

В среднем резиденты ОЭЗ экономят до 30% инвестиций по сравнению с субъектами, функционирующими в обычных условиях.

Промышленно-производственные ОЭЗ

Статья 2. Цели создания Особой экономической зоны и программа развития Особой экономической зоны

Приоритетным типом особых экономических зон являются промышленно-производственные. Они могут включать и объекты технико-внедренческие.

ППЗ принято организовывать в регионах с наличием:

  • значительного числа предприятий промышленности;
  • развитой транспортной инфраструктуры;
  • квалифицированной рабочей силы,
  • природных ресурсов.

Резидентами ППЗ могут выступать коммерческие (не унитарные) предприятия. Они должны внести не менее 120 миллиона рублей капвложений, из которых 40 или более должны быть инвестированы в течение первых 3 лет с момента подписания соглашения.

В рейтинге самых инвестиционно привлекательных ОЭЗ «Титановая долина» входит в десятку. Резидентами ППЗ являются более 250 предприятий, которые создали около 20 тысяч мест для работы местных жителей, осуществили около 300 миллиардов инвестиций, получили выручки примерно на 600 миллиардов рублей, отчислили государству более 60 миллиардов.

Особые экономические зоны | Министерство экономического развития Российской Федерации

В России функционирует 38 ОЭЗ в 31 регионе (19 промышленно-производственных, 7 технико-внедренческих, 10 туристско-рекреационных и 2 портовые).

По состоянию на 15 марта 2021 года в ОЭЗ зарегистрированы 856 резидентов, из которых 149 компаний с участием иностранного капитала из 41 страны. Общий объем осуществленных инвестиций резидентов составляет порядка 497 млрд рублей. Резидентами ОЭЗ создано более 42 тысяч новых рабочих мест.

Все площадки ОЭЗ обеспечены абсолютно новой и современной инфраструктурой.

ОЭЗ предлагают бизнесу ряд конкурентных преимуществ для реализации проектов, в том числе по локализации производства в России и выходе на евразийский рынок, в том числе:

  • Минимальные административные барьеры.
  • Налоговые льготы и таможенные преференции.
  • Сниженные цены на аренду и выкуп земли.
  • Помощь в реализации инвестиционного проекта на первой стадии его развития, а также его дальнейшее сопровождение со стороны управляющих компаний ОЭЗ.

Особые экономические зоны (ОЭЗ) – один из наиболее масштабных проектов по привлечению прямых инвестиций в приоритетные виды экономической деятельности.

Деятельность ОЭЗ в РФ регламентируется Федеральным законом от 22 июля 2005 года № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон об ОЭЗ). Решение о создании ОЭЗ утверждается Правительством Российской Федерации на основе заявки, подготовленной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации. ОЭЗ создаются на 49 лет.

  • Согласно Закону об ОЭЗ резидент ОЭЗ не вправе иметь филиалы и представительства за пределами территории ОЭЗ.
  • ОЭЗ – часть территории региона, на которой действует льготный режим предпринимательской деятельности, а также может применяться процедура свободной таможенной зоны.
  • ОЭЗ создаются для развития обрабатывающих и высокотехнологичных отраслей экономики, туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктуры, разработки и коммерциализации технологий, а также для производства новых видов продукции.
  • На территории Российской Федерации могут создаваться ОЭЗ 4-х типов

Каталог продукции резидентов ОЭЗ

Каталог представляет собой единую структурированную базу, в которой представлены продукция и услуги, производимые и выпускаемые компаниями-резидентами ОЭЗ. Каталог служит для удобства инвесторов при ознакомлении со спецификой производства на территории конкретных ОЭЗ, видах производимой продукции и предоставляемых услуг.

Каталог продукции резидентов ОЭЗ

Читайте также:  Статья 36.23. вознаграждение и оплата расходов фонда, управляющей компании, специализированного депозитария

► Отчет о результатах функционирования особых экономических зон за 2020 год

Особая экономическая зона (ОЭЗ)

Особая экономическая зона (ОЭЗ) – территория, имеющая особый юридический статус по отношению к остальной территории страны и льготные экономические условия для предпринимателей.

Цель создания особых экономических зон

Цели свободных экономических зон состоят в стимулировании экономического развития страны и налаживании внешнеэкономических связей.

Особые экономические зоны создаются с целью:

  • привлечения прямых иностранных инвестиций;
  • создания новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала;
  • развития экспортной базы;
  • минимизации затрат за счёт отсутствия экспортных и импортных таможенных пошлин;
  • приближения производства к потребителю;
  • использования более дешёвой рабочей силы;
  • развития территорий.

Преимущества использования особых экономических зон

Инвесторам предоставляется система льгот и преференций, а именно:

  • особый административный режим (минимизация бюрократических барьеров, принцип «одного окна»);
  • готовая инфраструктура для развития бизнеса;
  • большое количество рабочей силы;
  • возможность оборудования рабочих мест по упрощенным стандартам;
  • отсутствие пошлин на сырьё и запасные части импортного производства, если таковые используются для производства конечного продукта, а не для перепродажи;
  • доступные рынки сбыта;
  • возможность выкупа земельных участков по льготной стоимости;
  • льготная аренда зданий, офисов и участков земли;
  • предоставление субсидий для оплаты коммунальных платежей;
  • предоставление особого налогового режима (комплекс налоговых льгот в виде пониженных налоговых ставок либо полное отсутствие налоговых платежей);
  • предоставление особого таможенного режима (процедура свободной таможенной зоны);
  • возможность применения ускоренной амортизации (большая часть стоимости амортизируемого актива списывается на затраты уже в первые годы его эксплуатации);
  • более мягкие требования к защите окружающей среды;
  • предоставление правовых гарантий в части защиты прав инвесторов (неизменность законодательства).

Таким образом, те, кто осуществляет деятельность на территории особых экономических зон, получают следующие преимущества в виде:

  • Льгот по налогообложению;
  • Экономии на пошлинах и других видах платежей;
  • Возможности привлекать персонал высокой квалификации;
  • Возможности увеличивать доходы при минимизации своих затрат.

Условия для полноценного функционирования особых экономических зон

Условия для полноценного функционирования особых экономических зон заключаются в следующем:

  • Выгодное географическое положение;
  • Наличие свободных площадей для развития;
  • Высокая обеспеченность инфраструктурами;
  • Возможность привлекать квалифицированные кадры;
  • Возможность развивать внешнеэкономические связи;
  • Наличие исторически сложившихся на данной территории видов деятельности.

Классификация действующих особых экономических зон

Классифицировать особые экономические зоны можно следующим образом:

  • Территориальная особая экономическая зона. Создается для взаимодействия с другими регионами — ограниченного либо полного;
  • Функциональная особая экономическая зона. Создается для выполнения определенных задач (для развития производства и так далее);
  • Таможенная особая экономическая зона. В данном случае предоставляются существенные льготы по импорту и экспорту товаров;
  • Налоговая особая экономическая зона. В этом случае предусмотрена частичная или полная отмена налогов и сборов;
  • Финансово-инвестиционная особая экономическая зона. В этом случае предусмотрено применение пониженных ставок по налогам и сборам, пониженных процентов по полученным кредитам, а также льготного страхования;
  • Административная особая экономическая зона – с упрощенным порядком регистрации и постановки на учет различных компаний, с упрощенными правилами выезда и въезда иностранных граждан.

Классификация действующих особых экономических зон

В зависимости от своих функций, степени интеграции в экономику и предоставляемых льгот, особые экономические зоны делятся на:

  • Логистические особые экономические зоны – территории, находящиеся в непосредственной близости от основных транспортных путей. Созданы для предоставления логистических услуг.
  • Промышленные особые экономические зоны – территории, на которых налажено производство конкретной промышленной продукции, а инвесторам предоставляются различные льготы.
  • Технологические особые экономические зоны – территории, где размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации (технопарки, технополисы).
  • Туристические особые экономические зоны – территории, где идёт развитие объектов инфраструктуры туризма и отдыха, и оказываются услуги в сфере туризма.

Итоги

По своей сути, особая экономическая зона – это специально выделенная территория, на которой действует льготный валютный, таможенный и налоговый режим.

От других территорий страны особые экономические зоны отличаются следующим:

  • Максимальными привилегиями по налогам, включая полное от них освобождение на определённый период времени;
  • Действием льгот на ввоз продукции, необходимой для деятельности организаций;
  • Сниженными тарифами на услуги ЖКХ;
  • Упрощенной процедурой регистрации бизнеса.

На данных территориях ведётся совместное предпринимательство, и иностранный капитал в виде инвестиций вливается в промышленность. Также эти территории имеют и особый юридический статус.

Особые экономические зоны в России позволяют решить ряд следующих задач:

  • Создание новых мест работы для лиц, обладающих достаточной квалификацией;
  • Стимулирование роста отечественных производителей, повышение объёмов инвестиций в производство;
  • Сохранение и развитие интеллектуального потенциала;
  • Привлечение в страну капитала из других стран.

Особая экономическая зона (ОЭЗ): подробности для бухгалтера

  • IT-организации: сложные вопросы применения пониженных тарифов страховых взносов … качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны. Положение о государственной … качестве резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны;
    иметь долю доходов … статуса резидента технико-внедренческой особой экономической зоны или промышленно-производственной особой экономической зоны такая организация лишается …
  • Отчет по налогу на прибыль за 2020 год по-новому … -производственной особой экономической зоны;
    «2» – резидент технико-внедренческой особой экономической зоны;
    «3» – резидент туристско-рекреационной особой экономической зоны;
    «4 … » – резидент портовой особой экономической зоны;
    «5 …
  • Страховые взносы — 2020: тарифы, уплата, отчетность … «О свободном порте Владивосток»;
    резиденты особой экономической зоны в Калининградской области в соответствии … .01.2006 № 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о … технико-внедренческих или промышленно-производственных особых экономических зонах;
    организации и предприниматели, которые заключили … , кто работает в туристско-рекреационных особых экономических зонах, объединенных решением Правительства РФ в …
  • Льготы для участников специальных инвестиционных контрактов … :
    участником консолидированной группы налогоплательщиков;
    резидентом особой экономической зоны любого типа или территории опережающего …
  • Представляем отчеты по страховым взносам за 2019 год … технико-внедренческой или туристско-рекреационной особой экономической зоне
    06
    Плательщики страховых взносов, осуществляющие … свободного порта Владивосток
    17
    Резиденты особой экономической зоны в Калининградской области (Письмо ФНС …
  • Общие и специальные ставки по налогу на прибыль … № 104-ФЗ приобрели статус участника особой экономической зоны в Магаданской области (далее – участник …
  • Новые счета-фактуры для системы прослеживаемости … свободной таможенной зоны на территории особой экономической зоны в Калининградской области.
    При совершении …
  • Передача имущества в качестве вклада в уставный капитал и НДС … целях реализации соглашений о создании особых экономических зон и 100% акций которого принадлежит … указанных целях, являющихся управляющими компаниями особых экономических зон.
    Правило о том, что при …
  • Что ждет работодателей и ИП в 2020 году … , которые заключили с органами управления особыми экономическими зонами специальные соглашения об осуществлении технико …
  • Внутренние офшоры или как получить максимальную выгоду от налогового режима … бизнесу различные преференции. Речь об особых экономических зонах и территориях опережающего развития. Их …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за ноябрь 2019 … отношениях статус иностранных, на территории особой экономической зоны, на которой в соответствии с …
  • Новое в законодательстве в 2019 году … их сторон сделки является резидентом особой экономической зоны или участником свободной экономической зоны …
  • Уплачиваем страховые взносы с выплат сотрудникам-иностранцам … трудовой деятельности резидентами технико-внедренческой особой экономической зоны, – в размере не менее 58 …
  • Обзор писем Министерства финансов РФ за февраль 2019 года … , услуг), отгруженных (выполненных, оказанных) резидентами особых экономических зон начиная с 1 января 2019 …
  • Страховые взносы: новое в 2019 году … ВУЗами​;
    резидентов технико-внедренческой особой экономической зоны.​
    Но тут необходимо учесть …

Оэз — виды и цели особых экономических зон, особая и свободная экономическая зона

Особая экономическая зона (ОЭЗ), или свободная экономическая зона (СЭЗ) — это определенная территория государства, имеющая особое юридическое положение по отношение к другим территориям в пределах государства. Создание особых экономических зон — это крупномасштабный проект правительства страны, который создан с целью привлечения инвестиций в приоритетные для государства сферы деятельности.

Цели создание особой экономической зоны

Особые экономические зоны создаются для того, чтобы стимулировать развитие инфраструктуры государства и налаживать внешнеэкономические связи.

Основные цели создания ОЭЗ:

  • привлечение прямых инвестиций от иностранных инвесторов;
  • обеспечение новыми рабочими местами квалифицированный персонал;
  • приближение продуктов производства к потребителю;
  • расширение базы для экспорта;
  • уменьшение затрат на производство за счет отсутствия таможенных пошлин;
  • развитие территорий государства;
  • развитие транспортной инфраструктуры;
  • развитие обрабатывающих отраслей экономики;
  • стимулирование промышленного экспорта и получение на этой основе валютных средств;
  • освоение мирового опыта;
  • производство новых видов продукции, которые не выпускаются в стране и завозятся из-за границы.
Читайте также:  Раздел III. Продолжительность отпусков

Виды особых экономических зон

Особые (свободные) экономические зоны можно систематизировать таким образом:

  • Территориальная ОЭЗ — создается с целью взаимосвязи с другими регионами государства;
  • Функциональная ОЭЗ — создается с целью реализации определенных задач (например, для усовершенствования производства и т.д);
  • Таможенная ОЭЗ — создается с целью получения льготных условия для экспорта и импорта товаров;
  • Налоговая ОЭЗ — создается с целью изменения количества налогов и сборов, а точнее их уменьшения, или полной отмены;
  • Финансово-инвестиционная ОЭЗ — создается с целью обеспечения населения уменьшенными ставками на страхование, кредитными ставками, а также ставками по сборам и налогам;
  • Административная ОЭЗ — создается с целью обеспечение упрощения выезда и въезда граждан с иностранным гражданством, а также упрощения процедуры государственной регистрации компаний и частных предприятий.

Особые экономические зоны их типы

Выделяются 4 основных типа ОЭЗ:

  • Туристско-рекреационные. В этих зонах государства активно развивается туристическое направление;
  • Технико-внедренческие. В таких зонах упор идет на работу лабораторий, научно-образовательных центров, технопарков, технополисов и т.д. Приоритетные направления развития данных зон: медицинские технологии, био- и нанотехнологии, информационные технологии, ядерная физика, приборостроение, электроника и средства связи;
  • Портовые. Такие зоны расположены на территории портов (морских, речных), вблизи от крупномасштабных транзитных путей. Основные направления: погрузочно-разгрузочные работы, хранение товаров, помещение их на склады, ремонт, техническое обслуживание морских и речных судов;
  • Промышленно-производственные. В этих зонах приоритетной отраслью является развитие определенного производства. Приоритетные направления деятельности таких зон: машиностроение, производство строительных материалов, бытовой техники, торгового оборудование, химической продукции.

Условия, необходимые для функционирования особой экономической зоны

Чтобы особая экономическая зона могла функционировать и развиваться, необходимы определенные условия:

  • география расположения ОЭЗ;
  • площадь для строительства предприятий;
  • обеспеченность инфраструктурой: обустроенные территории, сети телекоммуникаций, снабжение водой, электроэнергией, наличие жилья для местного и иностранного персонала;
  • наличие, или возможность привлечения высококвалифицированных кадров в той, или иной отрасли; развитие внешнеэкономических связей;
  • использование видов деятельности, исторически сложившихся на определенной территории;
  • Решение о создании ОЭЗ принимается правительством государства.

На территории особых экономических зон запрещается:

  • разрабатывать месторождения полезных ископаемых, а также добывать их. Исключая разработку месторождений минеральных вод, лечебных грязей и других природных лечебных ресурсов;
  • переработка полезных ископаемых и лома черных и цветных металлов;
  • производство и переработка подакцизных товаров. Исключая мотоциклы и автомобили.

Налоговые льготы для резидентов особых экономических зон

Резидент ОЭЗ — это индивидуальный предприниматель, или коммерческая организация, чья деятельность ведется в пределах конкретной особой экономической зоны. Государством предусмотрены особые льготы для резидентов особых экономических зон:

  • уменьшение ставка налога на прибыль, или полное отсутствие налога (в зависимости от ОЭЗ, в которой происходит деятельность резидента);
  • отмена уплаты налога на имущество резидента. Это касается имущества, которое было приобретено, или создано для ведения деятельности на ОЭЗ;
  • отмена уплаты акцизов подакцизных товаров, которые ввозятся на территорию портовых ОЭЗ;
  • отмена уплаты земельного налога на 5 лет с месяца получения права собственности на земельный участок. Это относится к земельным участкам, которые расположены на территории ОЭЗ;
  • уменьшение тарифов страховых взносов;
  • административные льготы: упрощенная система регистрации предприятий, разрешение на вывоз законно полученной прибыли иностранным резидентам;
  • Скидка иностранным фирмам при покупке оборудования местного производства.

Как стать резидентом?

Чтобы компания, или индивидуальный предприниматель имели возможность вести свою деятельность в особой экономической зоне, он должен иметь статус резидента. Чтобы стать резидентом необходимо выполнить следующие действия:

  • зарегистрироваться в той ОЭЗ, в которой в будущем будет развиваться деятельность;
  • подготовить и подать пакет документов, требуемых Федеральным законом об особых экономических зонах;
  • если решение комиссии будет положительным — заявителю выдается решение о включении в единый реестр резидентов ОЭЗ.

Требования к резидентам ОЭЗ:

  • компания, или индивидуальный предприниматель обязаны быть зарегистрированными в той особой экономической зоне, в которой будут вести свою деятельность;
  • производство товаров, или другой продукции должно быть осуществлено на территории особой экономической зоны, в которой зарегистрирован предприниматель;
  • компании-резиденты не могут применять специальные налоговые режимы и не могут относиться к финансовым организациям.

Особые экономические зоны России

На территории Российской Федерации есть функционирующие особые экономические зоны и зоны, которые строятся. Также, государством планируется увеличение количества особых экономических зон.

У каждой особой экономической зоны есть свои приоритетные направления развития, который исходят из особенностей самих областей. Например, особенности Калининградской области, которые служат залогом успеха Калининградской ОЭЗ: Калининградская область – самая экспортно-ориентированная область РФ.

На юге граничит с Польшей, на севере и востоке — с Литвой, на западе омывается Балтийским морем и его заливами — Куршским и Вислинским;

  • Единственный незамерзающий порт на Балтике – находится в нашем регионе;
  • 90 % мировых запасов янтаря возрастом около 50 миллионов лет сосредоточено на территории области;
  • 1-е место в РФ по соотношению «цена-качество» для отдыха, а пляжи Куршской косы входят в 10-ку лучших и имеют международную награду «Голубой флаг»;
  • Лучший российский город для развития бизнеса по мнению журнала «Forbes» (2013);
  • Уникальная железная дорога двух видов – ширококолейная (страны ЕАЭС) и узкоколейная (европейская), что позволяет переправлять груз из Европы в Россию за кратчайшие сроки;
  • 8 дней потребуется для доставки грузов из Калининграда до Китая по проекту «нового Шелкового пути»;
  • На всей территории области действует режим особой экономической и свободной таможенной зоны, с льготным валютным, таможенным и налоговым режимом, гарантии неизменности которых утверждены законодательно;
  • Самые минимальные пороги инвестиций: 1 млн.р нужно для открытия бизнеса в сферах IT, web-media и НИОКР; 10 млн.р. для здравоохранения; 50 млн.р для производственных предприятий, сельского хозяйства и туризма;
  • Более 48 тыс. успешных предприятий реализованы на территории области. Каждый 2-ой российский телевизор сделан на территории Калининградской области и каждая 10-я машина, проданная в РФ сделана в этой области.

Деятельность особых экономических зон на территории Российской Федерации обусловлена и регулируется Федеральным законом от 22. 07. 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации»

Вывод: Благодаря особым экономическим зонам государство привлекает инвестиции, капиталовложения, квалифицированных работников в отрасли, развитие которых является наиболее важным и актуальным для страны, поощряя резидентов ОЭЗ льготами при условии их функционирования их деятельности на территориях особых экономических зон.

Создание особых экономических зон (ОЭЗ)

На 2019 год в России функционирует порядка 30 территорий с особым экономическим режимом. А вот как происходит создание особых экономических зон (ОЭЗ).

Понятие и кто принимает решение

В целом создание особых экономических зон в России регламентирует Федеральный закон от 22.07.2005 № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» (далее – Закон № 116-ФЗ).

Согласно ему (ст. 2), особая экономическая зона – это часть территории России, которая определена Правительством РФ и на которой:

  • действует особый режим ведения предпринимательской деятельности;
  • может применяться режим свободной таможенной зоны.

Таким образом, решение о создании особой экономической зоны принимается кабинетом министров.

Зачем создают ОЭЗ

Согласно Закону № 116-ФЗ, цели создания особых экономических зон могут быть такие:

  • развитие обрабатывающих/высокотехнологичных отраслей экономики;
  • развитие туризма, санаторно-курортной сферы, портовой и транспортной инфраструктур;
  • разработка технологий и коммерциализация их результатов;
  • производство новых видов продукции.

Таким образом, цели создания ОЭЗ – это не только развитие промышленного/инновационного производства, но и, например, создание туристско-рекреационных особых экономических зон.

Как создают ОЭЗ

Порядок создания особых экономических зон в РФ регулирует:

  • Законом № 116-ФЗ;
  • принятое в соответствии с ним постановление Правительства РФ от 26.04.2012 № 398 «Об утверждении критериев создания особой экономической зоны» (далее – Критерии создания ОЭЗ).

Само решение о создании ОЭЗ принимает федеральное Правительство на основании заявки на создание особой экономической зоны от субъекта РФ и муниципальных образований, на территории которых создается ОЭЗ.

Есть специальный приказ Минэкономразвития России от 19 июля 2012 г. № 439, которым утвержден порядок оформления и подачи заявки на создание особой экономической зоны.

В том числе перечня документов, прилагаемых к заявке.

Естественно, условий создания особых экономических зон масса. После получения соответствующей заявки Минэкономразвития совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти проводит ее оценку и в случае соответствия критериям создания особых экономических зон готовит и вносит в Правительство в установленном порядке проект постановления о создании ОЭЗ.

Также см. «Перечень особых (свободных) экономических зон и территорий опережающего развития 2019».

Источник: Обзор вопросов, содержащихся в обращениях граждан, представителей организаций (юридических лиц), общественных объединений, поступивших в Минэкономразвития России, и принимаемых мер (утв. Минэкономразвития РФ).

Читайте также:  Статья 26. Общественный контроль за соблюдением законодательства

Практики

Видео по теме

Особая экономическая зона или Свободная экономическая зона (сокращённо ОЭЗ или СЭЗ) — ограниченная территория в регионах, с особым юридическим статусом по отношению к остальной территории и льготными экономическими условиями для национальных или иностранных предпринимателей. Главная цель создания таких зон — решение стратегических задач развития государства в целом или отдельной территории: внешнеторговых, общеэкономических, социальных, региональных и научно-технических задач. В России системное развитие особых экономических зон началось в 2005 году, с момента принятия Федерального Закона об ОЭЗ 22.07.2005 года. Особая экономическая зона создается на сорок девять лет. Срок существования ОЭЗ продлению не подлежит.

Понятие ОЭЗ и смешение понятий

Понятие ОЭЗ

1) В целом, существует некоторое смешение понятий в рамках данной темы. Общий термин для данного понятия появляется разный.

Например, в рамках российского законодательства обобщённое понятие — особая экономическая зона (ОЭЗ), или в некоторых учебниках или статьях — свободная экономическая зона (СЭЗ).

Но в целом общее понятие ОЭЗ для этого является равноценно термину СЭЗ.

2) При этом ещё одно смешение — и тот, и другой термин является одновременно подсистемой комплексных зон (см. ниже). Выходит, что ОЭЗ —> Комплексные зоны —> ОЭЗ.

3) Ещё один момент — перевод special economic zone. Чаще переводят как ОЭЗ (особая экономическая зона). Но иногда переводят дословно «Специальная экономическая зона», сокращённо также СЭЗ, что может вносить некоторую путаницу.

  1. Торговая ОЭЗ: Зона свободной торговли
  2. Ещё одно смешение понятий возникает при толковании термина Зона свободной торговли как подсистема Торговых ОЭЗ.
  3. Существует понятие зоны свободной торговли en как степени интеграции по Б.Балашша, суть которого:
  • предоставление беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на основе договора, подписанного странами-подписантами
  • предоставление беспошлинного режима для товаров стран-подписантов на всей территории стран подписантов.

А существует понятие зоны свободной торговли en в рамках классификации торговых ОЭЗ, которая:

  • действует на основе решения внутри одной страны (иногда, в случае трансграничных зон — нескольких)
  • действует для всех стран, выполнивших критерии
  • может действовать не только в отношении товаров
  • часто предоставляются льготы, причём не только таможенные.

При этом стоит отметить, что и в английском языке существует смешение понятий. Например, зона свободной торговли как этап интеграции называется как free trade zone, как и зона свободной торговли как торговая ОЭЗ.

Цели создания ОЭЗ

Цели создания с точки зрения государства

  • Привлечение прямых иностранных капиталов, передовых технологий производства товаров и услуг.
  • Создание новых рабочих мест для высококвалифицированного персонала.
  • Развитие экспортной базы.
  • Импортозамещение.
  • Апробация новых методов менеджмента и организации труда.

Цели создания с точки зрения инвесторов

  • Приближение производства к потребителю.
  • Минимизация затрат, связанная с отсутствием экспортных и импортных таможенных пошлин
  • Доступ к инфраструктуре.
  • Использование более дешёвой рабочей силы.
  • Снижение административных барьеров.
  • Развитие территории.
  • Классификация ОЭЗ
  • ОЭЗ могут быть классифицированы по видам хозяйственной деятельности, по степени организации, по степени интеграции в национальную экономику, по принципу национальности и по системам предоставляемых льгот.
  • По видам хозяйственной деятельности

Торговая зона (ТЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории. Внутри проводятся операции по складированию товаров и их предпродажной подготовке (упаковка, маркировка, контроль качества и т. п.). Отличаются достаточно быстрой окупаемостью. Основные виды:

  • Свободные порты
  • Свободные города
  • Зоны свободной торговли (не путать с ЗСТ-интеграции!)
  • Свободные таможенные зоны
  • Магазины Duty Free

Промышленно-производственная зона (ППЗ) — часть национальной таможенной территории, внутри которой налажено производство конкретной промышленной продукции; при этом инвесторам предоставляются различные льготы. Часто может служить целям экспортного ориентирования или импортозамещения. Основные виды:

  • Зона одной отрасли
  • Зона одного предприятия
  • Экспортно-производственная зона
  • Промышленный парк

Технико-внедренческая зона (ТВЗ) — территория, выведенная за пределы национальной таможенной территории, внутри которой размещаются научно-исследовательские, проектные, конструкторские бюро и организации. Нацелены на разработку НИОКР и коммерциализацию результатов. Некоторые виды:

Сервисная зона — территория с льготным режимом для фирм, занятых оказанием финансовых и нефинансовых услуг (экспортно-импортными операциями, операциями с недвижимостью, перевозками). Основные виды:

  • Зона свободных банковских услуг
  • Зона свободных финансовых услуг
  • Зона свободных страховых услуг
  • Зона свободных туристско-рекреационных услуг
  • Офшорная зона — отдельно, но есть отличия.

Комплексные зоны. Представляют собой зоны с льготным режимом хозяйственной деятельности на территории отдельного административного района. Это — зоны свободного предпринимательства в Западной Европе, Канаде, сформированные в депрессивных районах, специальные экономические зоны в Китае, территории особого режима в Аргентине, Бразилии. Некоторые виды:

  • Свободная зона
  • Свободная экономическая зона
  • Особая экономическая зона

По степени организации Территориальные ОЭЗ — льготы предоставляются на конкретной территории, часто присутствует развитая инфраструктура. Их виды:

  • Анклавные зоны — либеральная политика, но в области лишь одного региона, что снижает их связи с другими регионами страны. Бывают часто свободными портами, зонами свободной торговли (отличать от ЗСТ-степень интеграции!), экспортно-производственные зоны
  • Открытые зоны — существует политика таможенного контроля, но нет такого особого ограничения, что делает их более связанными с другими регионами. Часто бывают комплексными зонами, зонами услуг: финансовых, туристско-рекреационных.

Функциональные ОЭЗ — льготы предоставляются под конкретную деятельность, причём размещаться предприятие может быть в любом месте страны. По факту, компаниям предоставляется свободный экономический режим в зависимости от того, в какие сферы намерено государство привлекать компании. Часто бывают экспорто-ориентированных компаний

Территориально-функциональные ОЭЗ

  • Бывает чаще всего, как смешанное.

По степени интеграции в национальную экономику

  • Зоны, интегрированные в национальную экономику. Ориентир — развитие связей с отраслями национальной экономики, не входящими в зону; помощь в решении проблемы экспортного производства; повышение технологического уровня производства; повышение качества продукции, удовлетворение внутренних потребностей. Бывают часто комплексными, технико-внедренческими и пр.
  • Анклавные (экспортно-ориентированные). Производство ориентировано на экспорт и пополнение валютной выручки, а связь с внутренней экономикой минимальна. То есть работа в рамках программ сбыта товаров на внешнем рынке. Бывают часто торговыми и промышленно-производственными: зоны одного предприятия, экспортно-производственные зоны, разные высоко-технологичные компании.

По принципу национальности

  • Национальные (в рамках одного государства)
  • Трансграничные (в рамках двух и более государств. Примеры: В 1950-е гг. создавали в практике ЕС (Еврорегионы), до 100 штук, в которых участвует сейчас даже Россия; «Треугольник экономического роста», «Зоны экономического роста» в рамках АТЭС. Затем такие зоны стали создаваться даже в Африке).

По системам льгот

  • Налоговые: налоговые «каникулы» — частичное или полное освобождение инвесторов от уплаты налогов на собственность и имущество, НДС и т. п. (в соответствии с законом об ОЭЗ, вступивший в силу 1 января 2006 года: резиденты ППЗ на пять лет освобождаются от уплаты земельного, имущественного и транспортного налогов, на 4 % (до 16 %) снижается налог на прибыль. Для ТВЗ также предусматривается снижение ставки ЕСН с 26 % до 14 %).
  • Торговые, или таможенные (импорт), — частичное или полное освобождение от импортных пошлин на полуфабрикаты, сырье и т. п., ввозимых для использования внутри зоны;
  • Таможенные (экспорт) — частичное или полное освобождение от экспортных пошлин на изготовленную внутри зоны продукцию.
  • Финансовые — инвестиционные субсидии, государственные льготные кредиты, сниженные ставки на оплату коммунальных услуг и аренду производственных помещений.
  • Административные — упрощенный порядок регистрации предприятий, упрощенный порядок въезда-выезда иностранных граждан, беспрепятственный вывоз правомерно полученной прибыли иностранными гражданами за рубеж.

В России

Особые экономические зоны — это территории, которые государство наделяет особым юридическим статусом и экономическими льготами для привлечения российских и зарубежных инвесторов в приоритетные для России отрасли. Создана Министерством экономического развития Федеральный закон № ФЗ-116 от 22 июля 2005 г.

Цель создания особых экономических зон — развитие высокотехнологичных отраслей экономики, импортозамещающих производств, туризма и санаторно-курортной сферы, разработка и производство новых видов продукции, расширение транспортно-логистической системы. Развитием особых экономических зон в России занимается специально созданная управляющая компания — ОАО ОЭЗ «Особые экономические зоны», единственным акционером которого является государство.

  1. На территории ОЭЗ действует особый режим осуществления предпринимательской деятельности:
  2. Инвесторы получают созданную за счет средств государственного бюджета инфраструктуру для развития бизнеса, что позволяет снизить издержки на создание нового производства
  3. Благодаря режиму свободной таможенной зоны резиденты получают значительные таможенные льготы
  4. Предоставляется ряд налоговых преференций
  5. Система администрирования «одно окно» позволяет упростить взаимодействие с государственными регулирующими органами
  6. В России существуют особые экономические зоны четырёх типов:
  • Промышленно-производственные зоны или промышленные ОЭЗ.
  • Tехнико-внедренческие зоны или инновационные ОЭЗ.
  • Портовые зоны
  • Туристско-рекреационные зоны или туристические ОЭЗ

Кроме того, в Калининградской области с 1991 года действует ОЭЗ (СЭЗ «Янтарь», ОЭЗ в Калининградской области), условия функционирования которой на настоящий момент оговорены в отдельном Федеральном законе № 16-ФЗ от 10.01.2006 г..

Ссылка на основную публикацию