Статья 18. договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений

Статья 18. Договор доверительного управления средствами пенсионных накоплений

  • Касательно механизма передачи пенсионных активов разъясняет директор департамента рынка ценных бумаг Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка Едил МЕДЕУ.
  • Каков механизм перевода пенсионных накоплений и кто выбирает компанию?
  • Правом на перевод пенсионных накоплений в доверительное управление частных управляющих компаний могут воспользоваться вкладчики:
  • 1)  не достигшие пенсионного возраста и имеющие пенсионные накопления, превышающие «порог минимальной достаточности»;
  • 2) заключившие договоры пенсионного аннуитета со страховыми компаниями, обеспечивающие им пожизненные аннуитетные выплаты.

Информацию о «пороге минимальной достаточности», сумме пенсионных накоплений, доступной для перевода в частное управление, и данные о состоянии пенсионных накоплений можно получить через интернет-ресурс ЕНПФ и Личный кабинет вкладчика либо на сайте eGov.kz и через мобильное приложение eGov mobile.

Вкладчик сможет ознакомиться с перечнем управляющих инвестиционным портфелем и предлагаемыми ими инвестиционными декларациями на интернет-ресурсе ЕНПФ, после чего выбрать управляющую компанию, наиболее соответствующую его инвестиционным предпочтениям.

Для целей перевода пенсионных накоплений в частное управление вкладчику необходимо обратиться в ЕНПФ с заявлением на перевод пенсионных накоплений в доверительное управление одной или нескольким управляющим компаниям. Заявление может быть подано при личном обращении в ЕНПФ либо в электронном виде через интернет-ресурс ЕНПФ.

ЕНПФ, осуществив проверку наличия на индивидуальном пенсионном счете вкладчика пенсионных накоплений, превышающих порог достаточности, либо заключенного договора пенсионного аннуитета, осуществляет перевод в управление частной компании соответствующей части (остатка) пенсионных накоплений в течение 30 дней. Оставшаяся часть пенсионных накоплений продолжит находиться под управлением Национального Банка.

Какие требования предъявляются к управляющим компаниям для передачи им в управление пенсионных накоплений?

Управляющие пенсионными активами будут отбираться из уже действующих компаний, обладающих лицензией на управление инвестиционным портфелем, и опытом работы на рынке, которые показали себя в качестве эффективных управляющих. Получение дополнительных лицензий данным компаниям не требуется.

У управляющей компании должен быть достаточный размер собственного капитала для покрытия убытков, связанных с инвестированием пенсионных активов. Размер его собственного капитала зависит от объема пенсионных активов, находящихся у него в управлении.

Среди ключевых параметров можно также выделить наличие опыта управления активами клиентов и положительных результатов финансово-хозяйственной деятельности по итогам последних нескольких лет. Также необходимо наличие в структуре собственников крупного акционера, способного при необходимости докапитализировать компанию.

  1. Кроме того, для допуска к управлению пенсионными активами в деятельности управляющей компании должны отсутствовать факты нарушения пруденциальных нормативов, неисполненные меры надзорного реагирования либо санкции, примененные со стороны Агентства, а также факты недобросовестного поведения на рынке ценных бумаг.
  2. После согласования правил передачи пенсионных активов список компаний, отвечающих количественным и качественным параметрам, будет размещаться на официальном интернет-ресурсе Агентства и обновляться на ежемесячной основе.
  3. В случае нарушения компаний качественных и/или количественных параметров, к примеру, снижение размера собственного капитала, компаниям будет предоставлено время на устранение недостатков, и в случае необходимости применяться существующие меры надзорного реагирования или санкции.
  4. Могут ли вкладчики изымать пенсионные накопления, переданные в частные управляющие компании?
  5. Пенсионные накопления предназначены для обеспечения доходов граждан при выходе на пенсию, в связи с чем, пенсионные активы, передаваемые в доверительное управление частным управляющим компаниям, сохраняются в системе пенсионного обеспечения и при достижении пенсионного возраста используются на осуществление пенсионных выплат по графику, заключение договора пенсионного аннуитета, иные цели, предусмотренные законодательством, в том числе использование на улучшение жилищных условий и (или) лечение.
  6. Вместе с тем, использование разных инвестиционных стратегий при передаче накоплений в частное управление будет способствовать диверсификации рисков вкладчиков, получению более высокой инвестиционной доходности и, соответственно, преумножению пенсионных накоплений.
  7. При переводе вкладчиком своих пенсионных накоплений в частную управляющую компанию за ним сохраняется право перевода своих накоплений в другую управляющую компанию либо возврата под управление Национального Банка.
  8. За 10 дней до достижения вкладчиком пенсионного возраста пенсионные накопления, находящиеся в доверительном управлении частного управляющего, подлежат возврату в ЕНПФ для целей осуществления пенсионных выплат по графику, заключения договора пенсионного аннуитета или на иные цели, предусмотренные законодательством.
  9. Имеет ли право вкладчик при переводе средств в частную управляющую компанию регулировать параметры портфеля, как например доля валютных инструментов, соотношение долевых и долговых инструментов, географическую и отраслевую диверсификацию?
  10. Управление пенсионными активами частными управляющими компаниями осуществляется на принципах коллективного инвестирования, что означает что вкладчик, передавая в управление свои пенсионные накопления, соглашается с инвестиционной стратегией, определенной управляющей компанией, установленной в ее инвестиционной декларации, разработанной специально для инвестирования пенсионных активов.
  11. Инвестиционная декларация управляющей компании определяет структуру инвестиционного портфеля, лимиты инвестирования по видам финансовых инструментов и другие нормы диверсификации пенсионных активов в рамках ограничений, установленных законодательством.

Сколько раз в год можно перевести пенсионные накопления из одной управляющей компании в другую? Когда можно вернуть пенсионные накопления обратно под управление Национального Банка?

На протяжении всего периода за вкладчиками сохраняется право перевода своих накоплений в другую управляющую компанию не чаще одного раза в год либо возврата под управление Национального Банка через два года после первоначальной передачи пенсионных накоплений в доверительное управление в частную управляющую компанию. Ограничения по срокам обусловлены необходимостью планирования инвестиционного горизонта для управляющих, а также защитой интересов самих вкладчиков при краткосрочных колебаниях доходности.

  • Касательно гарантии сохранности пенсионных накоплений в частных управляющих компаниях, а также защиты интересов вкладчиков — разъясняет директор департамента защиты прав потребителей финансовых услуг Агентства Александр ТЕРЕНТЬЕВ.
  • Гарантируется ли сохранность пенсионных накоплений при их передаче в частные управляющие компании с учетом уровня инфляций?
  • Вкладчикам предоставляется возможность участия в управлении своими пенсионными активами, сформировать свой собственный пенсионный план, выбрать альтернативную политику инвестирования своих сбережений и получить доходность, соответствующую уровню их риск-аппетита.

Вкладчик, выбирая управляющего инвестиционным портфелем и инвестиционную стратегию для передачи в доверительное управление своих пенсионных накоплений, принимает на себя инвестиционные риски.

В связи с чем, гарантия государства сохранности пенсионных взносов с учетом уровня инфляции при передаче накоплений в частное управление  заменена гарантией управляющей компании по обеспечению минимального уровня доходности пенсионных активов, принятых в доверительное управление.

  1. В случае возникновения по итогам оцениваемого периода отрицательной разницы между номинальной доходностью, полученной управляющим, и минимальным значением доходности пенсионных активов, управляющий должен будет возместить данную разницу вкладчику за счет собственного капитала.
  2. Минимальный уровень доходности будет рассчитываться из средневзвешенной доходности пенсионных активов, переданных в управление частных управляющих компаний.
  3. Показатели минимальной доходности и средневзвешенной доходности по пенсионным активам будут ежемесячно рассчитываться и публиковаться на официальном интернет-ресурсе Национального Банка Республики Казахстан.
  4. Кто будет защищать интересы вкладчиков при взаимодействии с частной управляющей компанией?
Читайте также:  Статья 11. Условия уменьшения размера денежных средств, подлежащих взысканию с военнослужащего для возмещения причиненного им ущерба

Управление пенсионными активами будет осуществляться управляющими компаниями на основании договора, заключаемого между управляющей и ЕНПФ, как организацией, представляющей интересы вкладчиков. Типовая форма договора определяется нормативным правовым актом Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка.

Учитывая, что в соответствии с договором ЕНПФ представляет интересы вкладчиков, защита их интересов также будет осуществляться ЕНПФ.

В свою очередь, Национальный Банк и Агентство будут осуществлять защиту интересов вкладчиков в рамках своей компетенции.

Где и каким образом будут храниться и учитываться пенсионные накопления вкладчиков, переданные в доверительное управление частным управляющим компаниям? В случае лишения лицензии или ликвидации управляющий компании, что будет с активами вкладчиков?

  • Учет и хранение пенсионных активов, переданных в доверительное управление, будет осуществляться на счете ЕНПФ, открытом в неаффилированном с управляющей компанией банке-кастодиане.
  • Одной из ключевых задач банка-кастодиана является осуществление контроля за целевым использованием пенсионных активов и соответствием приобретаемых финансовых инструментов за счет пенсионных активов требованиям законодательства и инвестиционной декларации управляющей компании.
  • В целях обеспечения индивидуального учета пенсионных накоплений каждого из вкладчиков, ЕНПФ продолжит учитывать пенсионные накопления, переданные в частное управление, в своей информационной системе в разрезе индивидуальных пенсионных счетов вкладчиков.

Управляющая компания должна будет проводить трехстороннюю сверку данных своей системы внутреннего учета пенсионных активов на соответствие данным банка-кастодиана и ЕНПФ, с периодичностью, установленной трехсторонним кастодиальным договором (ежедневно, еженедельно и ежемесячно). Это позволит обеспечить прозрачность и достоверность учета пенсионных активов в каждой из сторон кастодиального договора и, соответственно, обеспечит сохранность пенсионных активов вкладчиков.

  1. В случае приостановления либо лишения лицензии управляющей компании, пенсионные активы, хранящиеся в банке-кастодиане, будут возвращены на кастодиальный счет ЕНПФ в Национальном Банке
  2. Касательно налогообложения, комиссий, дополнительных платежей при передаче пенсионных активов разъяснения дает директор департамента рынка ценных бумаг Едил Медеу.
  3. Будет ли передача средств управляющим фондам облагаться подоходным налогом?
  4. Перевод вкладчиком части своих пенсионных накоплений в частное управление управляющей компании не относится к изъятию единовременной пенсионной выплаты, поскольку пенсионные накопления, подлежащие передаче в частное управление, остаются в системе ЕНПФ. 
  5. Таким образом, переданные в частное управление пенсионные активы, не будут облагаться подоходным налогом в момент передачи в частное управление.

Куда будут вкладывать частные управляющие компании пенсионные накопления вкладчиков? Предусмотрены ли какие-либо ограничения к инвестиционной политике управляющих компаний?

  • Агентством в рамках регулирования деятельности управляющих компаний определен перечень финансовых инструментов, в которые частными управляющими компаниями могут быть инвестированы пенсионные активы, принятые в управление, с учетом их кредитного качества.
  • Данный перечень включает государственные ценные бумаги Республики Казахстан и иностранных государств, долевые и долговые негосударственные ценные бумаги, выпущенные как казахстанскими, так и иностранными организациями, а также вклады в банках второго уровня Республики Казахстан и в банках-нерезидентах.
  • В целях диверсификации портфеля установлены лимиты инвестирования пенсионных активов: в один выпуск финансовых инструментов, в финансовые инструменты, выпущенные одной организацией и ее аффилированными лицами, а также в финансовые инструменты, номинированные в иностранной валюте.
  • При этом стратегия инвестирования пенсионных активов будет определяться самой управляющей компанией в рамках утверждаемой инвестиционной декларации, которая будет определять структуру инвестиционного портфеля, лимиты инвестирования по видам финансовых инструментов и другие нормы диверсификации пенсионных активов в рамках ограничений, установленных законодательством.

Какую комиссию планируется установить для управляющих компаний, которые захотят управлять частью пенсионных активов? Или она будет зависеть от каких-то факторов?

Предельная величина комиссионного вознаграждения управляющего инвестиционным портфелем за управление пенсионными активами установлена статьей 53 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан» и составляет величину, не превышающую 7,5% от полученного инвестиционного дохода.

Фактическая величина комиссионного вознаграждения определяется договором на управление пенсионными активами, заключенным между управляющим инвестиционным портфелем и ЕНПФ.

Иллюстрация: buh.mcfr.kz.

Управляющие компании и НПФ: в чем разница (часть 1)

С
пенсионными накоплениями работают не только фонды, но и управляющие компании.
Их часто путают. Посмотрим, чем они отличаются.

Кто отвечает за накопления
граждан

В
системе обязательного пенсионного страхования (ОПС) страховщиками могут быть
только фонды: государственные (ПФР) и негосударственные (НПФ). Они отвечают
перед клиентами за сохранность и прирост их накоплений.

А непосредственным
вложением накоплений занимаются управляющие компании, которым пенсионные накопления
передаются в доверительное управление. Для «молчунов» — клиентов ПФР — это
будет государственная управляющая компания ВЭБ.РФ.

По своему желанию клиенты
ПФР также могут самостоятельно выбрать частную управляющую компанию. Таким
образом, клиенты ПФР получают тот доход, который для них заработала УК-
государственная ВЭБ.РФ или одна из частных.

Для клиентов НПФ такого выбора нет:
с их накоплениями будут работать только те управляющие компании, которых выберет
НПФ. Доход клиентов НПФ складывается из доходов всех УК, которым этот НПФ
передал средства в управление.

У кого есть информация по
счету

Другое
важное отличие управляющей компании от пенсионного фонда: отсутствие доступа к
персональным данным граждан.

Непосредственно с людьми работают только фонды —
будь то открытие пенсионного счета, расчет накопительной пенсии, получение
нужной выписки и, в конечном итоге, выплат по достижению пенсионного возраста.

Для того, чтобы уточнить доходность, которую вы получаете по итогам года в виде
дохода на своем счете, нужно также обращаться к своему страховщику —
Пенсионному фонду России (ПФР) или негосударственному пенсионному фонду (НПФ).

Управляющие
компании (как частные, так и государственная ВЭБ.РФ) работают только с
деньгами: они не имеют доступа к персональным данным граждан, поэтому получить
у них информацию, связанную с накоплениями, вы не сможете.

Что еще нужно знать об
управляющих компаниях

Управляющие
компании (УК) — это финансовые организации, с которыми фонд заключил договор о
доверительном управлении. На основании договора УК управляют накоплениями,
которые передает им фонд, инвестирует их, в зависимости от стратегии, в
различные финансовые инструменты.

Пенсионный
фонд России работает как с государственной управляющей компанией ВЭБ.РФ, так и
с частными УК. Негосударственные пенсионные фонды работают только с частными УК.

При этом одни и те же частные УК могут сотрудничать одновременно и с ПФР, и с
НПФ, а также работать с деньгами по программам негосударственного пенсионного обеспечения.

Под каждого такого клиента УК имеет определенную стратегию инвестирования и
обособленный от других портфель.

Можно ли выбрать управляющую компанию, как оплачиваются услуги УК — ответы на эти и другие вопросы читайте в нашей статье «Управляющие компании и НПФ: в чем разница (часть 2)»

Читайте также:  Статья 50. общие условия проведения предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума на каналах организаций телерадиовещания, в периодических печатных изданиях и сетевых изданиях

Ао «единый накопительный пенсионный фонд»

  • С января 2021 года вступили в силу законодательные нормы, предоставляющие гражданам право использования части своих пенсионных накоплений для передачи в инвестиционное управление управляющим компаниям (управляющим инвестиционным портфелем – УИП).
  • Агентство Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка:
  • — разрабатывает и утверждает требования к УИП, которым могут быть переданы в доверительное управление пенсионные активы, а также перечень финансовых инструментов, разрешенных к приобретению за счет пенсионных активов;
  • — ежемесячно ведет и размещает на своем интернет-ресурсе реестр УИП, соответствующих требованиям к деятельности по управлению пенсионными активами.
  • Ознакомиться с перечнем действующих УИП и их инвестиционными декларациями
  • Для передачи пенсионных накоплений в доверительное управление необходимо:
  • со стороны УИП:
  • 1) соответствие требованиям, установленным нормативным правовым актом уполномоченного органа — Агентства Республики Казахстан по регулированию и развитию финансового рынка;
  • 2) внесение УИП в реестр уполномоченного органа;
  • 3) наличие договора о доверительном управлении пенсионными активами, заключенного между ЕНПФ и УИП;
  • 4) наличие кастодиального договора, заключенного между ЕНПФ, УИП и банком-кастодианом.
  • со стороны вкладчика:
  • 1) наличие письменного заявления вкладчика о выборе УИП, поданное в ЕНПФ;
  • 2) наличие на индивидуальном пенсионном счете вкладчика в ЕНПФ средств, достаточных для передачи в УИП.
  • Пенсионные накопления вкладчика могут быть переданы в управление УИП:
  • • в размере, не превышающем разницы между фактической суммой пенсионных накоплений вкладчика в ЕНПФ и порогом минимальной достаточности пенсионных накоплений;
  • • либо в размере, не превышающем остатка пенсионных накоплений на счете вкладчика в ЕНПФ, в случае наличия заключенного договора пенсионного аннуитета со страховой организацией, предусматривающего пожизненные выплаты.

Для перевода пенсионных накоплений в одну или несколько УИП вкладчику необходимо обратиться в ЕНПФ с заявлением. Заявление может быть подано через личный кабинет на сайте ЕНПФ либо при личном обращении в любое региональное отделение ЕНПФ.

ЕНПФ осуществляет перевод части пенсионных накоплений, превышающей сумму достаточности, в доверительное управление УИП в течение тридцати календарных дней после даты поступления заявления от вкладчика. Оставшаяся часть пенсионных накоплений вкладчика продолжит находиться под управлением Национального Банка.

Переданные в инвестиционное управление УИП пенсионные накопления не относятся к изъятиям единовременных пенсионных выплат (как в случае изъятий на цели улучшения жилищных условий и/или лечение) и не будут облагаться индивидуальным подоходным налогом в момент их перевода в УИП.

После получения пенсионных активов от ЕНПФ УИП инвестирует их в разрешенные финансовые инструменты, указанные в Правилах осуществления деятельности по управлению инвестиционным портфелем, утвержденных постановлением Правления Национального Банка РК от 3 февраля 2014 года №10, и предусмотренные в Инвестиционной декларации УИП.

Согласно Закону о пенсионном обеспечении, УИП имеют право на взимание комиссионного вознаграждения за инвестиционное управление. Предельная величина вознаграждения УИП не может превышать 7,5% от полученного инвестиционного дохода. Фактическая величина комиссионного вознаграждения будет ежегодно утверждаться органом управления УИП и может меняться не чаще одного раза в год.

  1. После первоначальной передачи пенсионных активов в доверительное управление УИП вкладчик имеет право:
  2. • не чаще одного раза в год предоставлять заявление в ЕНПФ на передачу своих пенсионных накоплений в доверительное управление от одного УИП к другому УИП;
  3. • представить в ЕНПФ заявление на возврат пенсионных накоплений, находящихся в доверительном управлении УИП, в доверительное управление Национальному Банку (не ранее, чем через два года после первоначальной передачи пенсионных накоплений в доверительное управление УИП).
  4. За 10 календарных дней до достижения вкладчиком пенсионного возраста пенсионные накопления вкладчика возвращаются под инвестиционное управление Национального Банка.

В период нахождения пенсионных накоплений под управлением Национального Банка до достижения вкладчиком пенсионного возраста действует гарантия сохранности пенсионных накоплений с учетом уровня инфляции.

При переводе пенсионных накоплений в управление УИП гарантия государства заменяется гарантией управляющей компании по обеспечению минимального уровня доходности пенсионных активов. Минимальный уровень доходности будет рассчитываться исходя из средневзвешенной доходности пенсионных активов, переданных в управление УИП, действующим на рынке.

Информация о показателях минимальной доходности и средневзвешенной доходности по пенсионным активам будет ежемесячно публиковаться.

Доверительное управление средствами пенсионных накоплений. некоторые особенности

  • диссертационные исследования.
  • Во-вторых, с учетом особенностей договорной ответственности учреждений ОВД РФ не подлежит сомнению, что по их обязательствам как федеральных учреждений при недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность несет Российская Федерация в лице управомоченного государственного органа исполнительной власти.
  • В-третьих, при разрешении споров по порядку возложения и механизму реализации ответственности органов внутренних дел РФ, возникающих из договорных обязательств, следует учитывать следующее.
  • Субсидиарная ответственность ОВД, а также федеральных органов исполнительной власти, являющихся главными получателями и распорядителями бюджетных средств, через которые непосредственно осуществляется финансирование учреждений системы ОВД РФ, наступает лишь тогда, когда подобные договорные обязательства обеспечены финансированием из федерального бюджета и включены в соответствующие статьи расходов утвержденной сметы.
  • В-четвертых, исполнение судебных актов, вынесенных в отношении организаций-должников, должно осуществляться не судебными приставами-исполнителями, а территориальными органами федерального казначейства, где у ОВД РФ открыты счета как по учету получаемых бюджетных средств, так и средств, полученных от разрешенной деятельности.
  • Учет вышеназванных особенностей возложения и реализации договорной ответственности учреждений органов внутренних дел Российской Федерации позволит, по нашему мнению, стабилизировать имущественный оборот с их участием.

И.А. ЖУКОВА

1 Комментарий к ФЗ «О некоммерческих организациях»: Под ред. В.В. Залесского, Р.Ф. Калистратовой. М.: Юрайт, 2005. С. 264.

2 Комментарий к Гражданскому кодексу РФ: Под ред. О.Н. Са-дикова. М.: ИНФРА-М., 2007. С. 543.

  1. Экономика, бизнес, право
  2. ДОВЕРИТЕЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ СРЕДСТВАМИ ПЕНСИОННЫХ НАКОПЛЕНИЙ
  3. Некоторые особенности

До принятия ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» отчисления в Пенсионный фонд накапливались и большей частью расходовались на текущие выплаты нынешним пенсионерам.

Оставшиеся же деньги лежали мертвым грузом и обесценивались в силу инфляции1. Одной из задач пенсионной реформы стала необходимость предотвратить обесценивание пенсионных денег.

И для этих целей был выбран институт доверительного управления.

По договору доверительного управления одна сторона (учредитель управления) передает другой стороне (доверительному управляющему) на определенный срок имущество в доверительное управление, а другая сторона обязуется осуществлять управление этим имуществом в интересах учредителя или указанного им лица (выгодоприобретателя). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности на него к доверительному управляющему (п. 1 ст. 1012 ГК РФ).

Читайте также:  Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 20.07.2020) "Об инвестиционных фондах" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2021)

Деньги — это особый объект гражданского оборота, служащий эквивалентом всеобщего обмена; они являются законным платежным средством, поэтому при передаче наличных денег (купюр и монет) происходит и переход права собственности на них. Именно этим объясняется положение п. 2 ст. 1013 ГК РФ, в

соответствии с которым не могут быть самостоятельным объектом доверительного управления деньги, за исключением случаев, предусмотренных законом. Одно из таких исключений регулирует ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в РФ» (далее — ФЗ № 111)2.

Правовое регулирование складывающихся отношений осуществляется в первую очередь названным Законом, который, кроме того, содержит прямые отсылки к ст. 1025 и 1026 ГК РФ.

Доверительное управление средствами пенсионных накоплений является специальным видом доверительного управления, поэтому правила гл.

53 ГК РФ о доверительном управлении имуществом применяются к таким отношениям субсидиарно, за исключением статей, не подлежащих применению, напрямую названных в указанном выше Законе (абз. 1 ст. 2, п. 7 ст. 18).

В классической конструкции, предусмотренной ГК РФ, участвуют два основных субъекта: учредитель управления (собственник имущества) и доверительный управляющий. Если управление осуществляется в интересах лица, не являющегося учредителем, то появляется третий субъект — выгодоприобретатель.

  • В отношениях доверительного управления средствами пенсионных накоплений участвуют несколь-
  • Закони право 10 • 2008
  • 92

&иссер.&.ационнме исследования.

ко иные субъекты: Пенсионный фонд РФ (далее — ПФР), специализированный депозитарий, управляющие компании, застрахованные лица, страхователи (ст. 4 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»).

Между этими субъектами складываются две группы отношений, вытекающие из договора обязательного пенсионного страхования и договора доверительного управления средствами пенсионных накоплений. В качестве страхователей выступают физические и юридические лица, производящие выплаты работникам и иным физическим лицам; страховщиком является ПФР (ст.

5, 6 ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в РФ»)3, застрахованными лицами — работающие по трудовому договору и иные лица, прямо названные в ст. 7 данного ФЗ.

Сформированные ПФР за счет пенсионных отчислений и иных источников (ст. 3 ФЗ № 111) денежные средства поступают в доверительное управление управляющей компании, выигравшей торги. При этом средства пенсионных накоплений являются собственностью Российской Федерации (ст.

5), следовательно, Федерация выступает учредителем доверительного управления, о чем прямо говорится в п. 3 ст. 18. Пенсионный фонд обладает правами учредителя управления (п. 3 ст. 18), он непосредственно заключает договор.

Выгодоприобретателем по договору также является Российская Федерация в лице ПФР, т.е. договор заключается в пользу учредителя. Доверительный управляющий — это управляющая компания, выигравшая торги. Так выглядит конструкция доверительного управления.

Однако при более внимательном ее рассмотрении возникает несколько интересных моментов.

ПФР — не учредитель управления, но наделен правами такового. Получается двухзвенная система учредителя управления: РФ является учредителем управления, а ПФР принадлежат права учредителя. Возникает вопрос: действует в данной ситуации ПФР как орган государственной власти или как представитель государства? Судя по всему, речь идет о представительстве, основанном на нормах закона.

Исходя из норм ст. 1 Положения о Пенсионном фонде РФ (России)4 ПФР является государственным финансово-кредитным учреждением. Учреждение — самостоятельный субъект гражданского оборота, созданный собственником для осуществления функций некоммерческого характера; оно действует от своего имени, а не от имени публичной власти в рамках компетенции.

Следовательно, объяснить возможность ПФР вступать от имени Российской Федерации в отношения доверительного управления средствами пенсионных накоплений можно только с точки зрения законного представительства.

В соответствии со ст. 120, 296 ГК РФ учреждению как юридическому лицу имущество принадлежит на праве оперативного управления.

Получается, что денежные средства, передаваемые Пенсионным фондом в доверительное управление, либо принадлежат ПФР на праве оперативного управления (и тогда они не могут передаваться в доверительное управление в силу прямого запрета п. 3 ст. 1013 ГК РФ), либо не принадлежат ПФР ни на каком вещном праве.

Однако исходя из ст. 5 ФЗ № 111, а также ст. 2, 4 Положения о Пенсионном фонде РФ денежные сред-

ства ПФР находятся в государственной собственности Федерации и формируются за счет страховых взносов работодателей, иных категорий граждан, средств бюджета Российской Федерации.

Кроме того, в п. 2 ст. 14 ФЗ № 111 указывается, что суммы страховых взносов зачисляются на отдельные банковские счета ПФР. То есть из сопоставления этих правовых норм вытекает, что денежные средства все же принадлежат ПФР на праве оперативного управления, вследствие чего доверительное управление ими в силу прямого указания Закона невозможно.

В результате получается некая двухзвенная система управления: сначала деньги передаются учреждению — ПФР на праве оперативного управления, а потом ПФР передает эти деньги в доверительное управление управляющей компании.

Если исходить из сути складывающихся отношений, то доверительное управление и оперативное управление — две взаимоисключающие конструкции, так как доверительное управление изначально было создано параллельно с хозяйственным ведением и оперативным управлением, чтобы можно было управлять имуществом без создания юридического лица.

Кроме того, право оперативного управления, как правило, не предполагает распоряжение закрепленным за учреждением имуществом (ст. 298 ГК РФ).

Передача же денежных средств в доверительное управление ПФР является не чем иным, как распоряжением имуществом, хотя и осуществляемым по прямому указанию собственника.

Можно было бы признать оправданным закрепление этих моментов в ФЗ в качестве «особенностей» доверительного управления средствами пенсионных накоплений, однако это нарушает основы правовых положений ГК РФ о доверительном и оперативном управлении.

Выходом из создавшейся ситуации можно быть предложение сделать ПФР органом государственной власти, который будет осуществлять свою деятельность в рамках компетенции от имени Российской Федерации.

Еще одной особенностью доверительного управления средствами пенсионных накоплений является то, что выгодоприобретателем по договору является Российская Федерация в лице ПФР (абз. 2 п. 3 ст. 18 ФЗ № 111), а ПФР осуществляет свои права и исполняет обязанности исключительно в интересах застрахованных лиц (п. 1 ст. 10. ФЗ № 111).

Несмотря на то что непосредственных договорных отношений между доверительным управляющим и застрахованными лицами не возникает, ПФР по сути выполняет одну из государственных функций в интересах всего общества.

Н. ФОКИНА

1 Кузин А. Пенсионный фонд станет магазином // Финансовая Россия. 2002. Вып. 17.

2 ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ.

Ссылка на основную публикацию