Статья 44. Внесение изменения в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»

Федеральный закон № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» подписан Президентом России, несмотря на многочисленные обращения оценочного сообщества к Владимиру Путину с просьбой отклонить подписание законопроекта. Документом вносятся существенные изменения в  закон N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Изменения, внесенные в закон об оценочной деятельности:

  • введен обязательный квалификационный экзамен;
  • отменена обязательная экспертиза СРО отчетов об оценке;
  • введена ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки;
  • изменены полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России.

Принятие закона прокомментировала Ирина Вишневская, генеральный директорBerkshire Advisory Group, эксперт Рабочего органа по методическому обеспечению и экспертизе при Совете по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ, эксперт Рабочего органа по защите прав и законных интересов оценщиков и СРОО Совета по оценочной деятельности Минэкономразвития РФ:

«Это закон, который уже подписал президент РФ, и для его выполнения всем придется начать работать по-новому. Началась новая эпоха работы в отрасли. Перезагрузка».

Обязательный квалификационный экзамен. Для всех

Законопроектом для всех оценщиков устанавливается обязательный квалификационный экзамен.

К сдаче экзамена допускается оценщик, имеющий высшее образование и/или прошедший профессиональную переподготовку по направлению оценки. Периодичность сдачи экзамена – раз в три года.

После успешного прохождения испытаний оценщик сможет работать только по направлениям, указанным в квалификационном аттестате. 

Статья 44. Внесение изменения в Федеральный закон

«В соответствии с новым законом оценщик может осуществлять оценочную деятельность только по направлениям, указанным в его квалификационном аттестате. Таким образом, в оценочной деятельности будет выделено несколько направлений — оценка движимого имущества, оценка недвижимого имущества, оценка бизнеса и т.д.

Раньше, к примеру, оценщик оборудования, который ни разу не оценивал бизнес, мог подписать отчет об оценке пакетов акций, не обладая необходимым уровнем компетенций.

С введением меры сертификации по направлениям оценщик вначале должен будет подтвердить свой экспертный уровень по оценке имущества определенного типа, после чего получит право подписывать отчеты об оценке».

Пересдать экзамен можно не раньше, чем через 90 дней. Пока у оценщика нет квалификационного аттестата, он не может стать членом СРОО, осуществлять оценочную деятельность и составлять отчеты об оценке.  

«Обязательный экзамен означает, что государство предприняло меры по зачистке рынка, в результате которого ожидается сокращение числа оценщиков в стране с 20 тысяч до примерно 4 тысяч. Сдача экзамена превратится в многомесячный «бич», аналогично тому, как проходят экзамены у аудиторов», – комментирует Ирина Вишневская.

Квалификационный аттестат выдается органом, уполномоченным на проведение квалификационного экзамена, при условии, что претендент сдал экзамен, а также имеет стаж (опыт) работы в сфере оценки не менее трех лет. Причем из них минимум год — в должности помощника оценщика или оценщика.

Олейников Владимир оценивает введение требований к опыту работы оценщика положительно:

«Введение данной меры абсолютно оправданно и является показателем повышения статуса профессии.

Ранее выпускник Вуза, получивший диплом об оценочном образовании, не имеющий ни года практики в оценочной деятельности, мог получить членство в СРО и статус оценщика.

Ничего не мешало такому оценщику подписывать отчеты об оценке самого сложного имущества рыночной стоимостью свыше нескольких миллиардов рублей».

Какой именно орган будет проводить экзамен, как будет проходить оценка квалификации и по каким направлениям – в Федеральном законе не указано. Стоит отметить, что отсутствие указания конкретных направлений создает предпосылки для дробления профессии на узкие специализации.

Специалисты, практикующие оценку нескольких видов собственности, очевидно, будут вынуждены либо сдавать экзамены по всем направлениям, либо сузить поле своей профессиональной деятельности.

Следствием принятия данного законопроекта неизбежно станет увеличение финансовой нагрузки на оценщиков.

«К росту стоимости услуг это вряд ли приведет, – отмечает Ирина Вишневская, – скорее это означает предел рынка: фирмы из 1-2 человек, существующие как «витрины» в интернете, будут объединяться. Укрупнение коснется и компаний с именем. Скорее всего, в следующем рейтинге «Эксперт РА» мы увидим совершенно других игроков рынка оценки».

Введение обязательного квалификационного экзамена для оценщиков поддержала Ольга Косец, президент МОО поддержки и защиты малого и среднего бизнеса «Деловые люди», муниципальный депутат Москвы:

«Я считаю, что государство как заинтересованная сторона имеет право предъявлять чёткие требования к людям, осуществляющим оценку. Обязательный экзамен позволит не только определить уровень квалификации, но и простимулирует получение соответствующего уровня знаний.

Сопротивление и возмущение экспертного сообщества в данном случае мне непонятно. Хотя бы даже потому, что недобросовестные участники рынка — как ложка дегтя в бочке с мёдом наносят ущерб имиджу оценщиков в целом.

Хотя я разделяю озабоченность некоторых специалистов, которые считают, что на квалификационный аттестат можно будет сдать «за деньги».

Напомним, что вопросы определения уровня компетенции и профессионализма оценщиков последнее время активно обсуждались в рамках Совета по профессиональным квалификациям финансового рынка,  действующего в целях выполнения поручений Президента России о создании системы независимой оценки квалификаций.  Разработан профстандарт «Специалист в оценочной деятельности». В настоящий момент идет апробация профстандарта, а также разработка оценочных средств центрами оценки квалификаций.

Независимая оценка квалификации будет регулироваться  специальным Федеральным законом «О независимой оценке квалификации» (проект федерального закона № 1029618-6). В части 3 статьи 1 законопроекта указано:

В случае, если федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации установлен иной порядок оценки квалификации, чем установлен настоящим Федеральным законом, то оценка квалификации осуществляется в порядке, установленном соответствующим федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Такая редакция противоречит позиции Конституционного Суда РФ, высказанной в постановлении от 29 июня 2004 года №13-П и устанавливающей, что приоритетными признаются нормы того закона, который специально предназначен для регулирования соответствующих отношений. Кроме того, эта норма проекта закона допускает приоритет иных нормативных правовых актов РФ перед законом, что не соответствует конституционному принципу верховенства федеральных законов.

Пока сложно сказать, в каком виде будут сосуществовать две системы оценки квалификации оценщиков: обязательная (предусмотренная новой редакцией 135-ФЗ) и добровольная (в рамках системы независимой оценки квалификаций).

Отмена обязательной экспертизы СРО отчетов об оценке

Решение отменить обязательную экспертизу СРО выглядит непоследовательным: в течение последних нескольких лет вводились изменения, направленные именно на усиление ответственности экспертов при проведении экспертиз отчетов об оценке.

2011-2013 гг. — разработаны и утверждены требования к уровню знаний экспертов, введен единый квалификационный экзамен для подтверждения их профессионализма;

2014 г. — ответственность экспертов за возможные убытки перед потребителями увеличена до 5 000 000 руб.;

2015 г. — изменен предмет экспертизы:  обязанностью эксперта стало  проверять отчет об оценке не только на его соответствие требованиям законодательства, но и в части подтверждения рыночной стоимости объекта оценки. 

Ирина Вишневская полагает, что отмена обязательной экспертизы неизбежно приведет к снижению качества отчетов об оценке:

«Из-за отмены обязательной экспертизы оценочных СРО я ожидаю ухудшения качества услуг, в силу теперь уже бесконтрольности оценщиков, особенно региональных, где качество экспертизы и ранее существенно отставало от стандартов лидеров рынка — крупных московских и питерских компаний.

Как следствие – мы увидим рост количества жалоб со стороны потребителей услуг и наложенных дисциплинарных взысканий, особенно в связи с ужесточение требований по линии дисциплинарного кодекса СРОО. С учетом масштабного плана приватизации на 2016 год, возникает новая угроза.

Экспертиза СРО, которая ранее была обязательной, более не требуется, и как следствие, давление госзаказчика на оценщиков, которое всегда было существенным, но ограничивалось аргументом, что СРОО не пропустят отчет, исчезнет.

Также система саморегулирования, помимо контрольных функций, обеспечивала обмен знаниями, обучение оценщиков. Теперь этого не будет».

Ольга Косец напротив, уверена в полезности отмены обязательной экспертизы:

«Моё мнение — институт СРО на сегодняшний день у нас не прижился, его создание является преждевременным. Мы не готовы объединяться в профессиональные сообщества ради достижения государственных целей.

Чаще всего СРО являются дополнительной прокладкой, в результате существования которой предприниматели несут дополнительные расходы.

Обязательная экспертиза хоть и является бесплатной, но имеет явные коррупционные признаки, поэтому её отмена будет положительным фактором».

Государство давно выражало неудовлетворение работой экспертов СРО, однако планомерно решало эту проблему, усиливая ответственность экспертов. Теперь обязательной экспертизы нет вообще. Кому это понадобилось? Действительно сложно игнорировать факт, на который указала Ирина Вишневская: отмена обязательной экспертизы совпала с предстоящей масштабной приватизацией государственного имущества.

Ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки

Законопроект содержит и позитивные изменения, в частности, вводит ответственность заказчика за предоставление данных об объекте оценки.

 Ранее за объективность оценки отвечал оценщик и саморегулируемая организация, выполнявшая экспертизу.

Однако на объективность оценки, без сомнения, существенно влияет полнота и достоверность исходной информации, которую в ряде случаев было весьма проблематично поучить от заказчика.  

Читайте также:  Статья 28. Особенности предоставления гражданам (физическим лицам) в собственность, владение и пользование мелиорированных земель

«Любая сделка предполагает ответственность двух сторон — заказчика и исполнителя, именно этот пункт теперь закреплен законодательно.

Ранее вся ответственность за объективность оценки была возложена на оценщика и СРО, выполнявшую экспертизу отчета.

Для создания прозрачной процедуры сделок с имуществом, особенно когда речь идет о государственном и муниципальном имуществе, исходные данные для оценки, полученные от заказчика, являются необходимым пунктом», – отмечает Ольга Косец.  

Изменения, касающиеся ответственности заказчика, без сомнения, являются позитивными. Алина Тухватуллина, юрист «Конструктор документов FreshDoc.ru» считает, что абсолютно новой эту норму назвать нельзя:

«Поправки в закон об оценочной деятельности в основном затрагивают вопросы ответственности оценщиков. Но предусмотрено кое-что и про заказчика оценки, ему наконец-то будет посвящена отдельная статья в законе (15.2). Оговариваются права и обязанности заказчика; выделяется, например, обязанность заказчика давать оценщику всю необходимую информацию и документацию.

Теперь оценщик сможет прямо апеллировать к обязанности заказчика всемерно содействовать проведению оценки. Абсолютно новой эту норму, скорее всего, назвать нельзя, речь идет об уточнении имевшихся ранее обязанностей. Ведь и сейчас оценщики направляют заказчику требование о предоставлении информации по объекту оценки, ссылаясь статью 14 закона об оценочной деятельности.

Но если сейчас предоставление доступа к информации, являющейся коммерческой тайной, зависит от доброй воли заказчика, то в новом законе установлена прямая обязанность заказчика давать доступ к документам, хранящим коммерческую тайну.

Сейчас на практике наши клиенты прописывают доступ к коммерческой тайне в договоре об оказании оценочных услуг или в отдельном соглашении о конфиденциальности».

По мнению Ирины Вишневской,  изменения, касающиеся ответственности заказчика, вряд ли смогут применяться  в полной мере:

«Что касается попыток возложить ответственность на заказчика — я не верю в работоспособность данного механизма. Если это декларируется как способ снять с оценщиков возложенную на них ответственность за необходимость перепроверки фактов и данных, мы продолжим это делать».  

Полномочия Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России

Из полномочий Совета по оценочной деятельности при Минэкономразвития России исключается полномочие по рассмотрению проектов нормативных правовых актов Российской Федерации в области оценочной деятельности и представлению рекомендации по их утверждению.

«Совет по оценочной деятельности при Минэкономразвития России — теперь факультативный орган, – объясняет Ирина Вишневская. – Пока непонятны дальнейшие действия, вероятно СРОО предпримут попытку его сохранения и легитимизации материалов, которые там разрабатываются».

Оценочное сообщество опасается, что такие изменения могут привести к переходу от саморегулирования оценочной деятельности (принятия нормативных актов с учетом позиции как профессионального оценочного сообщества, так и мнения потребителей оценочных услуг) к государственному регулированию данной области.

Важно!

Большинство норм Закона вступает в силу с 01 июля 2017 года. Однако в документе имеется оговорка: для членов  СРОО (для лиц, являющихся членами по состоянию на 01.01.2017 года):

  • норма о том, что «оценщик может осуществлять оценочную деятельность по направлениям, указанным в квалификационном аттестате» будет применяться с 01 апреля 2018 года;
  • норма, устанавливающая обязательное условие членства в СРОО, помимо ныне действующих требований, а именно «наличие квалификационного аттестата», применяется с 01 апреля 2018 года.

Вернуться в раздел

Внесены изменения в закон об оценочной деятельности

Статья 44. Внесение изменения в Федеральный закон

Владимир Путин подписал Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон принят Государственной Думой 2 июля 2014 года и одобрен Советом Федерации 9 июля 2014 года.

Справка Государственно-правового управления

Федеральный закон направлен на совершенствование правового регулирования оценочной деятельности в Российской Федерации.

В частности, Федеральным законом определяются функции органов управления национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков, требования к его составу, структуре и порядку принятия им решения.

К полномочиям национального объединения саморегулируемых организаций оценщиков Федеральным законом отнесены в основном функции по координации деятельности саморегулируемых организаций оценщиков и обеспечению взаимодействия профессионального сообщества с органами государственной власти. Помимо этого предусматривается, что при федеральном органе исполнительной власти, осуществляющем функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, создаётся совет по оценочной деятельности (далее — регулирующий орган), функции которого связаны прежде всего с регулированием оценочной деятельности.

https://www.youtube.com/watch?v=1_ujeLuoTOA

Уточняются полномочия регулирующего органа.

В частности, к его новым полномочиям относятся формирование и утверждение программы разработки федеральных стандартов оценки и внесения изменений в них, а также внесение изменений в федеральный стандарт оценки по определению кадастровой стоимости и утверждение методических указаний к нему, обязательных для применения всеми участниками профессионального сообщества.

Федеральным законом уточняются обязанности оценщиков и повышается их ответственность перед пользователями оценочных услуг, а также ответственность саморегулируемых организаций оценщиков.

Например, оценщикам вменяется в обязанность включать информацию, касающуюся отчёта об оценке объекта оценки, в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц в тех случаях, когда проведение оценки объектов оценки обязательно.

Кроме того, более подробно регламентируются обязанности и ответственность юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.

Федеральным законом уточняются положения Федерального закона «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», касающиеся государственной кадастровой оценки.

В частности, устанавливается требование, в соответствии с которым государственная кадастровая оценка проводится не чаще чем один раз в течение трёх лет (в городах федерального значения — не чаще чем один раз в течение двух лет), но не реже чем один раз в течение пяти лет с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка.

Вводятся дополнительные требования к исполнителям работ по определению кадастровой стоимости и устанавливаются требования к заказчику в части обязанности раскрывать информацию о принятии решения о проведении государственной кадастровой оценки.

Источник: http://www.kremlin.ru/acts/news/46311

Ссылки по теме:

«Концепция поменялась!» ©

Федеральный закон от 02.06.2016 № 172-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»

Федеральный закон об оценочной деятельности с последними изменениями

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Федеральный закон об оценочной деятельности был принят государством для регулирования и контроля правоотношений сторон во время проведения оценки субъектов или объектов. Кроме того, закон регламентирует процессы и мероприятия, проводимые во время оценки.

Общие положения ФЗ 135

Закон об оценке и оценочной деятельности был принят Государственной Думой 16 июля 1998 года, а одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Последние изменения в него были внесены 29 июля 2017 года. Закон об оценке состоит из 4 глав и 26 статей.

Этот закон контролирует и регулирует правоотношения между сторонами сделки при оценке объектов, а также регламентирует оценку объектов, принадлежащих физическим и юридическим лицам, государству и субъектам России, муниципальным и государственным учреждениям, образованиям и органам.

Краткое содержание Федерального закона 135 «Об оценочной деятельности»:

  • В первой главе описаны общие положения закона. Даны другие акты, законопроекты и нормативы, регулирующие описываемую сферу. Описаны лица и учреждения, правоотношения которых регулируются настоящим законом. Описаны термины и понятия, приведены субъекты и объекты оценки. Дан список прав государственных и муниципальных учреждений на проведение оценки объектов и субъектов, принадлежащих им. Описаны ситуации, когда оценка рыночной стоимости объекта только предполагается и когда оценка должна проводиться обязательно;
  • В главе второй описаны ситуации, когда оценочная деятельность по отношению к объектам и субъектам обоснована и законна. Оформлены условия и требования для осуществления такой деятельности. Дан список оснований и обязательных требований. Описаны требования отчету об оценке. Оформлены способы подтверждения достоверности отчета. Описан способ подачи жалобы на сведения, предоставленные в отчете, в случае, если лицо считает их недействительными. Даны списки прав и обязанностей оценщика. Представлена информация о независимости юридических лиц и оценщиков, с которыми заключаются договоры. 17 статья 2 главы утратила силу 27 июля 2006 года;
  • В главе под номером три описаны процессы, способы и меры по регулировке оценочной деятельности. Дан список функций и полномочий государственных органов по контролю над действиями по оценке. Описаны стандарты настоящей сферы деятельности, чтобы по стандартам можно было вести контроль над сотрудниками. Оформлена вся информация и сведения по профессиональному обучению оценщиков, их карьерному росту, повышению квалификации, полномочиям и ответственности во время исполнения обязанностей. Описано, что такое саморегулируемая организация, занимающаяся оценкой, цели и задачи организации, ее функции и способы осуществления деятельности. Реестр и учет таких организаций. В главе 3.1 описана и оформлена информация об отдельной категории деятельности, проводимой государственными служащими кадастровой оценки;
  • В главе номер четыре описаны и проанализированы дополнительные и заключительные положения, условия и требования закона.

Настоящая описываемая сфера регулируется не только ФЗ 135, но и другими Федеральными законами и международными договорами РФ.

Последние изменения в ФЗ об адвокатуре в новой редакции смотрите здесь:

Последние поправки, внесенные в закон

Последние поправки в закон РФ об оценочной деятельности были внесены 29 июля 2017 года, при принятии ФЗ номер 274. Изменения были внесены в ст. 24.18 закона об оценочной деятельности. В этой статье описаны способы и процессы рассмотрения споров об оценочной деятельности по кадастровой стоимости объекта или субъекта.

Также ознакомьтесь с последними изменениями ФЗ 220 тут:

Читайте также:  Раздел X. Ответственность за нарушение режима особо охраняемых природных территорий

Согласно последней поправке, изменения произошли в первой части 24.18 статьи.

В этой части описано, что лица могут оспорить результаты оценки собственности, в случаях, если были затронуты права и интересы этих лиц, а органы государственной власти могут оспорить оценку недвижимости, находящейся в собственности государства. Согласно изменениям, были добавлены слова, что исключениями считаются случаи, описанные в настоящем Федеральном законе.

Согласно последней поправке, была добавлена 28 часть 24.18 статьи. В этой части написано, что органы государственной власти федерального значения или органы местного самоуправления могут через суд оспорить решение оценочной комиссии по отношению к земельному участку.

В случаях, если земельный участок расположен на территории Москвы, Севастополя или Санкт-Петербурга и лицо, которому принадлежит участок, сообщает, что рыночная стоимость, определенная оценочной комиссией, была снижена, органы перечисленных городов могут подать иск в суд на комиссию.

Согласно тому, что появилась новая часть 28 в статье 24.18, нумерация сдвинулась и 28 часть теперь считается 29-ой, 29 считается 30-ой, а с части 30-ой по 32 соответственно сдвинулось на 31 – 33. И в 29 часть после слов «в суде» была добавлена фраза «по основаниям для их пересмотра, предусмотренным частью одиннадцатой настоящей статьи».

В ст. 24 закона об оценочной деятельности перечислены определенные требования для получения членства в саморегулируемой организации:

  • Лицо должно обладать высшим образованием или профессиональной подготовкой в описываемой сфере деятельности;
  • Лицо должно иметь при себе аттестат с информацией о полученной квалификации;
  • Лицо не должно иметь непогашенные судимости, особенно в сфере экономики. Не должно быть также преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений.

Для того, чтобы вступить и быть членом саморегулируемой организации, лицо обязано предоставить документы о получении среднего и высшего образования, о пройденных курсах профессиональной подготовки и другие документы о получении знаний в сфере оценочной деятельности. Также предоставляется справка с информацией об отсутствии или наличии судимостей. В саморегулируемой организации документы предоставляются коллегиальному органу, который и определяет, имеет ли право лицо стать членом компании.

Причины для отказа лицу во вступлении в членство организации:

  • Гражданин не подходит по требованиям и условиям, описанным выше;
  • Лицо не может быть принято ни в одну организацию из-за совершенных нарушений по настоящему Федеральному закону, другим ФЗ или по международным договорам;
  • Лицо не походит по требованиям и условиям, оформленным самостоятельно органом в саморегулируемой организации.

В случае, если оценщик был принят саморегулируемой организацией и признан ее членом, он более не может вступать в другие такие организации. Чтобы вступить в другое учреждение, ему необходимо выйти из того, в котором он состоит.

Скачать новую редакцию закона об оценочной деятельности

Федеральный закон номер 135 был принят Государственной Думой для регулирования правоотношений между оценщиками объектов и субъектов и владельцами этих объектов и субъектов.

В случае, если гражданин считает, что во время оценки или после получения отчета были нарушены его права, то лицо может обратиться либо сразу в судебные органы, либо в органы местного самоуправления (только в случаях оценки земельных участков).

При помощи описываемого закона можно добиться повышения оценки рыночной стоимости объекта. Чтобы добиться лучшего исхода рекомендуется изучить настоящий закон.

Скачать Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» можно по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Поправки в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» | МГБТЭ

2 июня 2016 года вступили в силу поправки в Федеральный закон от 29.07.1998г. «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» № 135-ФЗ, касающиеся экспертизы отчетов об оценке.

Законодателем были внесены изменения в понятие экспертизы: теперь целю экспертизы является формирование мнения эксперта/экспертов СРО в отношении отчета, подписанного оценщиком или оценщиками, о соответствии требованиям законодательства, а также добавлено, что экспертиза отчета не является контролем, осуществляемым в соответствии со статьей 24.3 ФЗ-135.

Доводим до сведения, что 23 июня 2016 г. Советом РОО было принято решение проводить экспертизу отчетов об оценке в соответствии с порядком, утвержденным Федеральным стандартом оценки №5 (применение ФСО №5 прямо предусмотрено ст. 17.1 ФЗ-135), а именно проводить экспертизу отчетов об оценке подготовленных и подписанных оценщиками – членами РОО.

Сообщаем, что из главы III.1. ФЗ-135 (Государственная кадастровая оценка) было исключено требование о проведение экспертизы отчета об определении кадастровой стоимости, а также в целях пересмотра кадастровой стоимости в Комиссии, к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости теперь не требуется прикладывать экспертное заключение саморегулируемой организации оценщиков.

 В тоже время в соответствие с п. 13 Порядка создания и работы комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости,   утвержденного Приказом Минэконоразвития России от 4 мая 2012 г. № 263 (в ред. Приказа Минэкономразвития России от 16.05.

2013 № 259) к заявлению о пересмотре кадастровой стоимости по инициативе заявителя также могут прилагаться иные документы.

Также отмечаем, что в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации в ст. 246 помимо документов, указанных в статье 126 настоящего Кодекса, к административному исковому заявлению прилагается, в том числе и положительное экспертное заключение саморегулируемой организации.

Информируем всех заинтересованных лиц, что РОО продолжает осуществлять экспертизу отчетов об оценке, подписанных оценщиками – членами РОО в соответствие с действующим законодательством и локальными актами РОО

Юридическая служба РОО

Это краткая аннотация к одной из проведенных экспертиз. Чтобы проконсультироваться по Вашему случаю, звоните:

+7 /916/ 357-3796

Разъяснения и мнения по Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке"

  • Предоставление Росреестром информации, необходимой для определения кадастровой стоимости

      В соответствии с частью 6 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), обеспечивает сбор недостающей информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе путем направления запросов о ее предоставлении в органы и организации, в распоряжении которых имеется такая информация. При этом согласно части 7 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им организации, в частности организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере ценообразования и сметного нормирования в сфере градостроительной деятельности, в сфере земельных отношений, государственного мониторинга земель, изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, органы исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органы местного самоуправления, а также подведомственные им организации, организации, осуществляющие управление многоквартирными домами, указанные в пунктах 2 и 3 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации, ресурсоснабжающие организации и организации, осуществлявшие до 1 января 2013 года государственный технический учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимости, обязаны бесплатно предоставить бюджетному учреждению имеющуюся в их распоряжении информацию ли уведомить об отсутствии запрошенной информации в течение двадцати рабочих дней со дня получения указанного запроса. Вместе с тем частью 1 статьи 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ) предусмотрено предоставление органом регистрации прав сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), за исключением сведений, доступ к которым ограничен федеральным законом. Таким образом, в случае направления запроса в орган регистрации прав о предоставлении недостающей информации об объектах недвижимости, соответствующая информация может быть представлена в виде документов, предоставление которых предусмотрено Федеральным законом № 218-ФЗ. Кроме того, с целью исполнения требований части 5 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение может обратиться с соответствующим запросом в орган регистрации прав, либо получить информацию об объектах недвижимости на официальном сайте Росреестра в фонде данных государственной кадастровой оценки.Следует отметить, что с 1 января 2022 г. вступает в силу часть 8 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ, согласно которой сведения о границах зон с особыми условиями использования территорий, территориальных зон, границах публичных сервитутов, границах территорий объектов культурного наследия, особо охраняемых природных территорий, особых экономических зон, охотничьих угодий, территорий опережающего социально-экономического развития, зон территориального развития в Российской Федерации, игорных зон, лесничеств, о Государственной границе Российской Федерации, границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о береговых линиях (границах водных объектов), границах Байкальской природной территории и ее экологических зон, а также сведения о проектах межевания территорий и сведения о сделках с объектами недвижимости, включая цены таких сделок (без сведений, идентифицирующих стороны сделки), содержащиеся в ЕГРН, ежегодно формируются и бесплатно предоставляются в уполномоченные органы субъектов Российской Федерации подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением.
    Читайте также:  Статья 5. Соблюдение прав и свобод человека и гражданина при осуществлении оперативно-розыскной деятельности

    Возможность получения дежурных кадастровых карт

      Согласно пункту 5.4 Методических указаний о государственной кадастровой оценке, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 12 мая 2017 г. № 226 (далее – Методические указания), ценообразующие факторы, представленные в графической форме, определяются на основе цифровых тематических карт. Основой для формирования цифровых тематических карт являются дежурные кадастровые карты. Согласно статье 12 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» дежурные кадастровые карты предназначены исключительно для использования органом регистрации прав при ведении Единого государственного реестра недвижимости. В этой связи их предоставление бюджетному учреждению, созданному субъектом Российской Федерации и наделенному полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), не представляется возможным. Вместе с тем в соответствии с разделом 4 Методических указаний бюджетным учреждением осуществляется сбор рыночной информации, в том числе о сегменте рынка объектов недвижимости. На основании проведенного анализа информации о внешней среде объектов недвижимости определяются ценообразующие факторы, характеризующие объекты недвижимости. На основании анализа информации о рынке, сегменте рынка объектов недвижимости определяются ценообразующие факторы, характеризующие непосредственное окружение и сегмент рынка объектов недвижимости. Кроме того, существующие картографические материалы, в том числе содержащиеся в открытом доступе, позволяют сопоставить собираемые бюджетным учреждением сведения о ценообразующих факторах с объектами недвижимости, в отношении которых осуществляется определение кадастровой стоимости.В этой связи отсутствие в распоряжении у бюджетного учреждения дежурных кадастровых карт не ограничивает возможность исполнения требований Методических указаний в части сбора и анализа сведений о ценообразующих факторах.

    Возможность получения сведений о ценах сделок из Единого государственного реестра недвижимости

      Порядок предоставления сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости (далее – ЕГРН), установлен статьей 62 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Согласно указанной норме орган регистрации прав имеет право предоставлять обобщенную информацию и аналитическую информацию, полученные на основе сведений, содержащихся в ЕГРН, если предоставление такой информации не нарушает права и законные интересы правообладателей. К обобщенной информации, полученной на основе сведений, содержащихся в ЕГРН, относится в том числе информация об общем количестве прошедших государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию объектов недвижимости, сделок с ними, заключенных на определенной территории за определенный период, обобщенная информация о субъектах таких сделок (без идентифицирующих конкретное лицо сведений) или об объектах таких сделок, информация о средней цене приобретения прав на недвижимое имущество. При этом предоставление исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченным на принятие решения о проведении государственной кадастровой оценки (далее – уполномоченные органы), сведений непосредственно о ценах сделок с конкретными объектами недвижимости в настоящее время не предусмотрено.Обращаем внимание, что что с 1 января 2022 г. вступает в силу часть 8 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке», согласно которой сведения в том числе о сделках с объектами недвижимости, включая цены таких сделок (без сведений, идентифицирующих стороны сделки), содержащиеся в ЕГРН, ежегодно формируются и бесплатно предоставляются в уполномоченные органы подведомственным органу регистрации прав федеральным государственным бюджетным учреждением.

    Перечень документов, которые могут быть приложены к декларации о характеристиках объектов недвижимости

      В соответствии с частью 3 статьи 12 Федерального закона от 3 июля 2016 г. № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» (далее – Федеральный закон № 237-ФЗ) в целях сбора и обработки информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, правообладатели объектов недвижимости вправе предоставить бюджетному учреждению, созданному субъектом Российской Федерации и наделенному полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости (далее – бюджетное учреждение), декларации о характеристиках соответствующих объектов недвижимости (далее – декларация). Порядок рассмотрения декларации, в том числе ее форма, утверждены приказом Минэкономразвития России 4 июня 2019 г. № 318 (далее – Порядок). Согласно пункту 12 Порядка бюджетное учреждение в ходе рассмотрения декларации проверяет информацию, содержащуюся в декларации, путем сопоставления указанной информации с имеющимися в распоряжении бюджетного учреждения сведениями и информацией. Содержащаяся в декларации информация считается подтвержденной бюджетным учреждением в случае ее соответствия сведениям и информации, имеющимся в распоряжении бюджетного учреждения. Пунктом 13 Порядка установлено, что в случае если в ходе проверки, предусмотренной пунктом 12 Порядка, достоверность информации, содержащейся в декларации, подтверждена, такая информация учитывается бюджетным учреждением, за исключением случая, если информация, содержащаяся в декларации, противоречит сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, или в ходе проверки, предусмотренной пунктом 12 Порядка, достоверность указанной информации не подтверждена. Таким образом, информация из декларации учитывается, если она не опровергнута сведениями, полученными из иных источников. Кроме того, согласно части 6 статьи 12 Федерального закона № 237-ФЗ бюджетное учреждение обеспечивает сбор недостающей информации, необходимой для определения кадастровой стоимости, в том числе путем направления запросов о ее предоставлении в органы и организации, в распоряжении которых имеется такая информация. При этом ряд сведений, которые могут быть уточнены в ходе выполнения работ по сбору, обработке, систематизации и накопления информации, необходимой для определения кадастровой стоимости в соответствии со статьей 7 Федерального закона № 237-ФЗ, могут быть получены в установленном законодательством порядке от уполномоченных органов власти субъектов Российской Федерации и организаций (например, сведения об отнесении земельных участков к категории земель могут быть получены от органов местного самоуправления, сведения об объектах капитального строительства могут быть получены от органов технической инвентаризации, осуществлявших в установленном порядке государственный технический учет таких объектов капитального строительства).Вместе с тем формой декларации не определены ограничения в части перечня документов, которые могут быть приложены к декларации, подтверждающих информацию, содержащуюся в такой декларации.

    Использование сведений, содержащихся в техническом паспорте, изготовленном после 1 января 2013 г.

      Согласно части 9 статьи 47 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» нормативные правовые акты в сфере осуществления государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства применяются до 1 января 2013 года. Вместе с тем в соответствии с частью 2 статьи 14 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» технический паспорт не является основанием для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав. При этом частями 4 и 5 статьи 19 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ) установлено, что жилищный фонд на территории Российской Федерации подлежит обязательному государственному учету наряду с иными формами его учета, предусматривающему проведение технического учета жилищного фонда, в том числе его техническую инвентаризацию и техническую паспортизацию (с оформлением технических паспортов жилых помещений). Кроме того, подготовка технических паспортов предусмотрена в случаях, указанных в статьях 23, 25 и 26 ЖК РФ. Следует отметить, что государственный учет жилого фонда осуществляется в соответствии с Положением о государственном учете жилищного фонда в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1997 г. № 1301, согласно которому технический учет жилищного фонда возлагается на специализированные государственные и муниципальные организации технической инвентаризации – унитарные предприятия, службы, управления, центры, бюро (далее – органы и организации технической инвентаризации). Исходя из вышеизложенного, полагаем, что до момента приведения порядка государственного учета жилищного фонда, предусмотренного ЖК РФ, в соответствие с действующим законодательством, органы и организации технической инвентаризации вправе осуществлять техническую инвентаризацию объектов, относящихся к жилищному фонду (не для целей государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав), и выдачу технических паспортов на объекты жилищного фонда. Обращаем внимание, что в соответствии с законодательством, регулирующим проведение государственной кадастровой оценки, установлено, что к декларации о характеристиках объекта недвижимости, к замечанию, связанному с определением кадастровой стоимости, к обращению об исправлении ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости (далее – ошибки), прилагаются документы, подтверждающие соответственно значения (описание) декларируемых характеристик, наличие ошибок в предварительных отчетных документах и ошибок в отчете об итогах государственной кадастровой оценке. Вместе с тем Законом о ГКО не регламентирован перечень прилагаемых документов в вышеуказанных случаях.Таким образом, по мнению Росреестра, бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости, вправе использовать информацию, содержащуюся в технических паспортах, изготовленных органами и организациями технической инвентаризации после 1 января 2013 г. в соответствии со статьями 23, 25 и 26 ЖК РФ.
  • Ссылка на основную публикацию