Статья 26.1. определение полномочий органов государственной власти субъекта российской федерации

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Полномочия субъектов РФ в области земельных отношений

  • Полномочия субъектов РФ в области земельного законодательства заключаются во внесении в резерв и изъятии участков.
  • Содержание
  • Полномочия субъектов Российской Федерации в урегулировании земельного законодательства заключаются во внесении в резерв и изъятии участков для общегосударственных потребностей, создании и внедрении на практике территориальных программ пользования землей и защиты природы, находящейся в регионе этих субъектов и иных полномочиях, которые не относятся ни к их компетенции, ни к компетенции органов местной исполнительной власти.
  • Говоря другими словами, они распоряжаются и ведут управление земельными участками, на тех или иных основаниях, имеющихся в их владениях.

Перечень полномочий субъектов РФ

В Конституции России за отдельными субъектами закреплены довольно важные полномочия в сфере земельных взаимоотношений, а также управления и распоряжения ресурсами, связанными с использованием земли.

Государство совместно с субъектами РФ ведет деятельность, связанную с природопользованием, охраной природы и экологической безопасностью, а также с созданием особых условий для нуждающихся в этом территориях и культурных и исторических памятников.

Перераспределение полномочий между субъектами и государственными исполнительными органами основано на том, что поскольку земля является территорией, на которой субъект РФ находится в силу сложившихся исторических обстоятельств, он имеет право на целенаправленное управление ею.

Россия занимает довольно большую территорию, поэтому использование земли в ее пределах, хоть и имеет законодательно много общего и должно обеспечивать единое в территориальном, экономическом и правовом смысле пространство, все же имеет множество различий и особенностей.

Как пример, можно привести области вечной мерзлоты, где требуются совсем другие меры по мелиорации и охране природы, чем, например, в степных областях. На этом уровне полномочия, предоставленные субъектам РФ и государству, достаточно похожи.

Полномочия исполнительной власти субъектов РФ

К полномочиям, предоставленным органам исполнительной власти, можно отнести:

  • определение базовых положений государственных действий в сфере урегулирования земельных отношений;
  • ограничения собственнических прав владельцев участков земли, а также их арендаторов, наложение ограничений относительно возможности оборота земельных участков;
  • руководство мониторингом земель, федеральным надзором над землей, землеустройством;
  • установление порядка резервирования и принудительного отчуждения земли для муниципальной или государственной необходимости;
  • разработка и внедрение общегосударственных программ по использованию земель и общей охране природных богатств.

Участками, на законодательном уровне принадлежащим к государственной собственности, управляет и распоряжается РФ.

Полномочия законодательных органов субъектов РФ

В действующей редакции Земельного кодекса России отдельным пунктом оговорено перераспределение полномочий между законодательными органами отдельных субъектов страны и порядок его производства. К объектам земельных отношений относятся земельные участки и их части, а также земля, если рассматривать ее как природный объект в целом и природный ресурс.

С точки зрения права собственности земельный участок является недвижимостью, но в то же время представляет собой часть поверхности планеты, которая имеет определенные характеристики. При необходимости законодательные органы РФ могут создавать искусственные земельные участки в порядке, определенном федеральным законодательством.

Перераспределение полномочий относительно подразделения многообразных земель страны по целевому предназначению тоже возложено на законодательные органы субъектов РФ. В их обязанности входит раздел участков земли на:

  • сельскохозяйственные;
  • землю населенных пунктов;
  • земли специального назначения;
  • особым образом охраняемую территорию;
  • лесной фонд;
  • водный фонд;
  • земли запаса.

Все эти участки используются в соответствии с тем целевым назначением, которое для них установлено. Правовое урегулирование спорных вопросов с ними определяется в зависимости от принадлежности к одной из вышеперечисленных категорий и разрешения на их использование, установленного в специальных федеральных законах о зонировании территорий.

Перераспределение полномочий между органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления

Принятие актов и законов земельного законодательства субъектами РФ основано на нормативах, прописанных в Конституции РФ. Перераспределение полномочий по управлению природными ресурсами и другими природными богатствами, неразрывно связанными с землей, проведено так, что всеми землями управляет сама Российская Федерация совместно со своими субъектами.

В Конституции установлены взаимоотношения между всеми существующими законодательными актами.

Субъекты РФ не имеют права издавать и принимать федеральные законы, входящие в противоречие с конституционными законами.

Однако в случае если возникает противоречие общегосударственного закона и нормативного акта, принятого субъектом РФ, ситуация разрешается согласно положениям документа, изданного в регионе.

Собственное правовое урегулирование по предметам, ведением которых субъекты РФ занимаются совместно с государством, они проводят самостоятельно вплоть до того момента, пока не был принят соответствующий государственный закон. После его принятия правовые акты субъекта РФ должны быть изменены до соответствия положениям закона с высшим приоритетом.

Система управления и распоряжения земельными участками, находящимися в собственности субъектов РФ

Особенностью этой системы в Российской Федерации является то, что земельные отношения нельзя в полной мере разделить на те, которые подвластны общей компетенции и те, которые можно отнести к специальной компетенции. Региональная система в нашей стране не является развернутой настолько, как это сделано на федеральном уровне.

Однако и данную систему можно классифицировать определенным образом. В частности, критерием классификации в данном случае может выступать природа управленческих полномочий, которые законодательство предоставляет каждой конкретной группе органов.

Региональные государственные органы в этой связи целесообразно будет разделить на две группы:

  • законодательной власти;
  • исполнительной власти.

Деятельность органов законодательной власти субъектов России (региональных парламентов по государственному урегулированию) установлена Конституцией, где закреплено, что вопросы пользования и распоряжения земельными участками, недрами земли, а также водными и другими природными ресурсами, как и земельное законодательство находятся в совместном ведении государства и его субъектов. Нельзя не отметить позитивный характер этого положения, поскольку по своей природе земельные отношения неразрывно связаны с регионом, к которому относятся спорные земельные участки.

Исходя из этого правила, субъектам России доступны для самостоятельного урегулирования земельные отношения, объективно являющиеся для их региона особенными. Иногда федеральный законодатель устанавливает для них обязанность урегулировать вопрос, который в федеральной законодательной базе укрепить невозможно.

Следует также соблюдать правила законотворчества: субъекты РФ имеют право активного формирования собственной законодательной базы касательно тех земельных отношений, которые для их региона являются специфическими.

Органам исполнительной власти субъектов РФ в рамках урегулирования земельных отношений предоставлена собственная компетенция: им дано право реализовать на практике положения регионального, а также федерального земельного законодательства. Так, например, правительства субъектов России могут:

  • управлять земельными участками из региональной собственности, а также распоряжаться участками, на которые не была разграничена государственная собственность;
  • переводить участки из региональной земли сельскохозяйственного назначения в другие формы собственности;
  • устанавливать публичные сервитуты;
  • решать вопросы о размере арендной платы за земельные участки;
  • утверждать региональные программы по рациональному использованию земли, повышению ее плодородия и охране земельных ресурсов;
  • осуществлять резервирование земель и принимать решения об изъятии земель для региональных нужд и др.
Читайте также:  Статья 17. прекращение статуса адвоката

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Статья 8. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования

Отнесение Конституцией РФ (п. «е» ч. 1 ст. 72) общих вопросов образования к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает необходимость уточнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования.

В Федеральном законе от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»[1] (п. 2 ст. 26.

3) установлены полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (они были перечислены в комментарии к ст. 7 Закона).

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования уточнены в комментируемом Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» и в законах субъектов Российской Федерации об образовании (например, статья 4 «Полномочия органов государственной власти Республики Башкортостан в сфере образования» Закона Республики Башкортостан от 1 июля 2013 г. № 696-з «Об образовании в Республике Башкортостан»[2]).

К таким полномочиям отнесены:

— разработка и реализация региональных программ развития образования с учетом региональных социально-экономических, экологических, демографических, этнокультурных и других особенностей субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Тюменской области от 30 декабря 2014 г.

№ 698-п «Об утверждении государственной программы Тюменской области «Основные направления развития образования и науки» до 2020 года»»[3], Постановление Правительства Республики Ингушетия от 18 декабря 2012 г.

№ 280 «О республиканской целевой программе «Развитие системы образования Республики Ингушетия на 2013 — 2017 годы»»[4];

— создание, реорганизация, ликвидация образовательных организаций субъектов Российской Федерации, осуществление функций и полномочий учредителей образовательных организаций субъектов Российской Федерации (например, Постановление правительства Еврейской автономной области от 4 февраля 2014 г.

№ 25-пп «О Порядке согласования создания филиалов государственных образовательных организаций на территории Еврейской автономной области»[5], Решение Владимирского городского Совета народных депутатов от 27 января 2005 г.

№ 6 «О «Положении о порядке создания, реорганизации, ликвидации муниципальных образовательных учреждений г. Владимира и утверждения их уставов»»[6], Постановление правительства Тульской области от 27 января 2014 г.

№ 32 «Об утверждении Порядка проведения оценки последствий принятия решения о реорганизации или ликвидации государственной образовательной организации, находящейся в ведении Тульской области, муниципальной образовательной организации»[7]);

— обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях, обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Свердловской области от 2 апреля 2014 г. № 278-ПП «Об утверждении порядков расчета объемов (размеров) субвенций, предоставляемых из областного бюджета местным бюджетам на финансовое обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в муниципальных общеобразовательных организациях и обеспечение дополнительного образования детей в муниципальных общеобразовательных организациях»[8], Постановление Правительства Белгородской области от 30 декабря 2013 г. № 565-пп «Об утверждении нормативов расходов и порядка перечисления местным бюджетам субвенций из областного бюджета на обеспечение государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в дошкольных образовательных организациях, дошкольных группах образовательных организаций»[9]);

— организация предоставления общего образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Приказ Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай от 25 февраля 2014 г.

№ 331 «Об утверждении административного регламента предоставления Министерством образования, науки и молодежной политики Республики Алтай государственной услуги по предоставлению информации об организации общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, а также дополнительного образования в образовательных организациях, расположенных на территории Республики Алтай»[10]);

— создание условий для осуществления присмотра и ухода за детьми, содержания детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 апреля 2014 г. № 94 «О среднем размере родительской платы за присмотр и уход за детьми в образовательных организациях Республики Адыгея и муниципальных образовательных организациях, реализующих образовательную программу дошкольного образования»[11]);

— финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования в частных общеобразовательных организациях (например, Постановление Правительства Ростовской области от 6 марта 2014 г.

№ 149 «О порядке определения объема и предоставления субсидий частным дошкольным образовательным организациям и субсидий частным общеобразовательным организациям»[12], Постановление Правительства Красноярского края от 3 апреля 2014 г.

№ 119-п «Об утверждении Порядка предоставления субсидии на возмещение затрат частным образовательным организациям на финансовое обеспечение получения дошкольного образования в частных дошкольных образовательных организациях, дошкольного образования в частных общеобразовательных организациях, осуществляющим образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, расположенным на территории Красноярского края»[13]);

— организация предоставления среднего профессионального образования, включая обеспечение государственных гарантий реализации права на получение общедоступного и бесплатного среднего профессионального образования (например, Постановление Правительства Республики Бурятия от 6 августа 2014 г.

№ 362 «Об утверждении Порядка установления организациям, осуществляющим образовательную деятельность, контрольных цифр приема граждан по профессиям и специальностям для обучения по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам среднего профессионального образования за счет бюджетных ассигнований республиканского бюджета»[14], Приказ Министерства образования и науки Республики Калмыкия от 16 января 2015 г. № 30 «Об утверждении Порядка предоставления бесплатного питания обучающимся в средних профессиональных образовательных организациях Республики Калмыкия»[15], Постановление Правительства Магаданской области от 15 мая 2014 г. № 402-пп «Об утверждении норматива формирования стипендиального фонда и порядка назначения государственной академической стипендии и (или) государственной социальной стипендии студентам, обучающимся по очной форме обучения по программам среднего профессионального образования, за счет бюджетных ассигнований областного бюджета и других форм денежных выплат»[16]);

Читайте также:  Статья 3. Цели и задачи торгово-промышленных палат

— организация предоставления дополнительного образования детей в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Амурской области от 15 мая 2014 г.

№ 285 «О Правилах предоставления иных межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных районов и городских округов на предоставление грантов общеобразовательным организациям на дополнительное образование детей по программам изучения традиционных промыслов коренных малочисленных народов»[17], Постановление Администрации Ярославской области от 19 апреля 2006 г. № 76-а «О нормативе бюджетного финансирования предоставления услуг по дополнительному образованию детей»[18]);

— организация предоставления дополнительного профессионального образования в государственных образовательных организациях субъектов Российской Федерации (Постановление Правительства Республики Тыва от 11 декабря 2014 г.

№ 572 «Об утверждении Положения о порядке и условиях направления на прохождение профессионального обучения или получение дополнительного профессионального образования, включая обучение в другой местности, некоторых категорий граждан»[19], Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 № 1099 «Об утверждении Положения об организации в Республике Татарстан опережающего профессионального обучения и дополнительного профессионального образования работников организаций, осуществляющих реструктуризацию и модернизацию деятельности в соответствии с инвестиционными проектами, на 2014 —2020 годы»[20]);

— организация обеспечения муниципальных образовательных организаций и образовательных организаций субъектов Российской Федерации учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ (например, Постановление Кабинета министров Республики Татарстан от 31 декабря 2013 г. № 1115 «Об утверждении порядка обеспечения в Республике Татарстан муниципальных образовательных организаций и государственных образовательных организаций Республики Татарстан учебниками в соответствии с федеральным перечнем учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и учебными пособиями, допущенными к использованию при реализации указанных образовательных программ»[21]);

— обеспечение осуществления мониторинга в системе образования на уровне субъектов Российской Федерации (например, Постановление Правительства Ленинградской области от 19 июня 2014 г.

№ 251 «Об обеспечении осуществления мониторинга в системе образования Ленинградской области»[22], Приказ минобразования Нижегородской области от 25 сентября 2014 г.

№ 2073 «О проведении мониторинга системы образования Нижегородской области»[23]);

— организация предоставления психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, своем развитии и социальной адаптации (например, Приказ Главного управления образования и молодежной политики Алтайского края от 2 сентября 2014 г. № 4664 «Об организации психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи обучающимся, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации в образовательных организациях Алтайского края»[24], Приказ Департамента образования Ивановской области от 5 марта 2013 г. № 311-о «Об утверждении Административного регламента оказания государственной услуги «Психолого-педагогическая, медицинская и социальная помощь детям, испытывающим трудности в освоении основных общеобразовательных программ, развитии и социальной адаптации»»[25];

— создание условий для организации проведения независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность (например, Приказ Министерства образования и науки Краснодарского края от 18 октября 2013 г.

№ 6275 «Об утверждении порядка проведения независимой оценки качества работы государственных образовательных организаций, подведомственных министерству образования и науки Краснодарского края»[26], Постановление Правительства Республики Дагестан от 13 августа 2015 г.

№ 239 «О независимой оценке качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[27].

Перечень полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования, установленный в комментируемой статье, не является закрытым. Он может изменяться и дополняться через внесение соответствующих поправок и дополнений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Последний раз такая поправка вносилась Федеральным законом от 21 июля 2014 г.

№ 256-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам проведения независимой оценки качества оказания услуг организациями в сфере культуры, социального обслуживания, охраны здоровья и образования»[28].

В части 2 комментируемой статьи установлено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации имеют право на дополнительное финансовое обеспечение мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных образовательных организациях и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, а также предоставление государственной поддержки дополнительного образования детей в муниципальных образовательных организациях.

Так, в Постановлении Правительства Оренбургской области от 26 февраля 2014 г.

№ 104-п «Об установлении дополнительного финансового обеспечения мероприятий по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам»[29] установлено, что дополнительное финансовое обеспечение за счет средств областного бюджета осуществляется в форме предоставления субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области на мероприятия по организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных организациях Оренбургской области и обучающихся в частных общеобразовательных организациях по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам в порядке, предусмотренном Правительством Оренбургской области.

В качестве уполномоченного органа на предоставление субсидии бюджетам городских округов и муниципальных районов области определено министерство образования Оренбургской области.

Методические рекомендации о порядке определения нормативных затрат при формировании субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере дополнительного образования детей утверждены Минобрнауки России 1 июля 2014 г. № ВК-103/09вн)[30].

В ч. 3 комментируемой статьи закреплено, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования субъектов Российской Федерации. Данная норма федерального закона воспроизводится в региональных законах об образовании.

Так в ст. 6 «Полномочия Правительства Республики Хакасия в сфере образования» Закона Республики Хакасия от 5 июля 2013 г.

№ 60-ЗРХ «Об образовании в Республике Хакасия»[31] установлено: «Правительство Республики Хакасия вправе обеспечивать организацию предоставления на конкурсной основе высшего образования в образовательных организациях высшего образования Республики Хакасия».

[1] СЗ РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

[4] Ингушетия, № 194-195, 20.12.2012.

Читайте также:  Статья 32. Социальная поддержка членов семей спасателей

Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов

Заякин, В. Г. Современные проблемы распределения полномочий между органами власти Российской Федерации и ее субъектов / В. Г. Заякин. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 51 (341). — С. 202-204. — URL: https://moluch.ru/archive/341/76657/ (дата обращения: 04.07.2021).

  • Статье анализируются современные научно-практические проблемы российского федерализма, возникающие при решении вопросов о распределении предметов ведения и полномочий между федеральными и региональными органами власти .
  • Ключевые слова: федерация, субъекты федерации, регионы, конституционные положения, разграничение предметов ведения, разделение властей, федерализм, демократия, баланс интересов, политика.
  • The article analyzes modern scientific and practical problems of Russian federalism that arise when solving questions about the distribution of subjects of competence and powers between Federal and regional authorities.
  • Keywords: federation, subjects of the Federation, regions, constitutional provisions, differentiation of subjects of competence, separation of powers, federalism, democracy, balance of interests, politics.

Федеративное государственно-территориальное устройство, закрепленное ст. 1 Конституции Российской Федерации [1], представляет особой особую форму организации и функционирования власти на уровне федерального центра и регионов, распределения полномочий и финансовых ресурсов между ними.

Федерализм «позволяет достигать наиболее оптимальные соотношения общего и частного, целого и его составляющих, универсального и конкретного, что диктуется потребностями демократического существования и развития» [3].

Подобное соотношение проявляется в демократических институтах, реализуемых на всех уровнях (от государственного — до регионального), а также в децентрализации власти, проявляющейся в распределении полномочий между государственными органами Российской Федерации и ее субъектов.

  1. При общей позитивной исторической и политико-правовой оценке федерализма как формы государственного устройства и основанной на ней системы управления следует признать, что он таит в себе немало проблем, основные из которых могут быть обозначены следующим образом:
  2. – фактическое становление двух разноплановых процессов в федеративных отношениях: с одной стороны усиливается роль федерального центра, а с другой — все более сильными становятся субъекты, что порождает проблему распределения предметов ведения и полномочий между центром и субъектами;
  3. – отсутствие действенных механизмов, обеспечивающих реальное участие субъектов РФ в принятии важных экономических, социальных и политических решений;
  4. – диспропорции в развитии регионов [6];
  5. – стремление регионов к большей самостоятельности;
  6. – несогласованность политики центра и регионов в финансовых вопросах;
  7. – традиционный характер социально-бытовой и производственной инфраструктуры отдельных регионов, «не вписывающийся» в общую картину финансово-экономической политики России;
  8. – разногласия между руководителями федерального и регионального уровня по принципиально важным вопросам, препятствующие сотрудничеству и взаимопониманию;
  9. – самобытность культур и религиозных убеждений отдельных народов, населяющих отдаленные регионы России;
  10. – существенно различающийся уровень жизни (доходов) населения центральных и отделенных регионов России.
  11. Необходимо понимать, что «федеративный порядок для демократического государства является не только вопросом выбора, но и важной необходимостью» [8], поэтому решение обозначенных проблем является стержневым направлением внутренней политики Российской Федерации.

Распределение предметов ведения между Российской Федерацией и ее субъектами, согласно конституционным предписаниям, производится по трем направлениям: предметы ведения РФ (ст.

71 Конституции РФ); предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ (ст.

72 Конституции РФ); вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти (ст. 73 Конституции РФ).

Особым компонентом распределения предметов ведения и полномочий между федеральными органами РФ и ее субъектов является предусмотренная в ч. 2 ст.

78 возможность федеральных органов исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции РФ и федеральным законам.

Формой передачи полномочий федеральных органов исполнительной власти органам государственной власти субъектов выступают соглашения, которые заключаются в случае, если осуществление части полномочий не может быть возложено федеральным законом в равной мере на исполнительные органы государственной власти субъекта РФ (ч. 1 ст. 26.8 Федерального закона № 184-ФЗ от 06.10.1999 «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» [2].

  • Соглашение о передаче полномочий между федеральным органом исполнительной власти и органом исполнительной власти субъекта РФ выступает оптимальной и взаимовыгодной формой сотрудничества в сфере взаимодействия уровней публичной власти в федеративном государстве [4].
  • Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и ее субъектов является одним из важнейших вопросов развития российского федерализма, поскольку оно «определяет конституционно-правовой статус последних и влияет на формы и методы государственного строительства» [7].
  • Конституционно-правовое разграничение предметов ведения РФ и ее субъектов обладает весомой значимостью, проявляющейся в то, что оно: способствует укреплению и развитию федерализма, его уникальной национальной асимметричной национальной модели, а также стабилизации российской государственности; обеспечивает в разумных пределах равенство субъектов РФ во взаимоотношениях друг с другом и федеральным центом; обеспечивает сбалансированное и справедливое распределение финансово-экономических средств государства между регионами (учитывая особенности их территории и уровень развития); способствует предотвращению конфликтов (соперничества, отстаивания прерогативы) между субъектами федерации, обеспечивает согласованность их действий в процессе реализации совместных проектов; служит укреплению основ соблюдения, обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Предметы ведения субъектов РФ подвергаются подробной законодательной регламентации в Конституциях и Уставах ее субъектов.

И в подобном контексте возникает серьезная проблема — субъекты на своем уровне активно лоббируют идею унитаризма, находящую отражение в их законодательстве.

Последствием подобного правотворчества выступает противоречие законов субъектов РФ Конституции РФ и федеральному законодательству, которое, по оценкам отечественных ученых, в различные периоды колеблется от 50 до 80 %.

  1. Преодоление обозначенной проблемы видится в укреплении жизнеспособности российского федерализма «при условии предоставления максимальной политической самостоятельности составным частям федерации» [5], обеспечения разумного компромисса между федеральным центром и регионами при обеспечении реального разделения властей, что, в свою очередь, создаст условия для дальнейшего развития демократических институтов и стабилизации общественной жизни в целом.
  2. Резюмируя изложенное, можно с полной уверенностью утверждать, что конституционная форма разграничения совместной компетенции РФ и субъектов РФ не исчерпала свой потенциал, она имеет тенденцию к расширению и совершенствованию посредством поэтапного устранения проблем, возникающих на пути достижения баланса интересов центра и субъектов, без которого немыслимо существование любого федеративного государства.
  3. Литература:
Ссылка на основную публикацию