Статья 55. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания

  • Статья 55. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания
  • Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания
  • Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
  • В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

  1. Статья 57. Разрешение споров по вопросам охраны и использования объектов животного мира
  2. Споры по вопросам охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания, предоставления животного мира в пользование разрешаются судом или арбитражным судом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  3. Статья 58. Недействительность сделок, нарушающих законодательство Российской Федерации и законодательство субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира
  4. Все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными.
  5. Статья 59. Изъятие незаконно добытых объектов животного мира и орудий незаконной добычи объектов животного мира
  6. Незаконно добытые объекты животного мира и полученная из них продукция, а также орудия незаконной добычи объектов животного мира, в том числе средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Безвозмездно изъятые или конфискованные объекты животного мира подлежат возвращению в среду обитания. Указанные объекты животного мира в случае, если их физическое состояние не позволяет возвратить их в среду обитания, а также полученная из них продукция подлежат реализации или уничтожению в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Безвозмездное изъятие или конфискация объектов животного мира не освобождает граждан, юридических лиц, незаконно добывших объекты животного мира, от обязанности возместить ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания.

Законы РФ об охране животного мира. Охрана и рациональное использование животного мира. Видеоурок

Новости

Подробности 18 декабря 2019 18149

Развитие экологического законодательства в РФ началось сравнительно недавно – в середине 1990-х годов, после принятия новой Конституции. Существует множество законов и подзаконных актов, регламентирующих охрану природы:

  • Федеральный закон «Об охране окружающей среды»;
  • • Федеральный закон «Об экологической экспертизе»;
  • • Федеральный закон «О радиационной безопасности населения»;
  • • Федеральный закон «Об отходах производства и потребления»;
  • • Федеральный закон «О безопасном обращении с пестицидами и агрохимикатами».
  • • Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях»;
  • • Федеральный закон «О природных лечебных ресурсах, лечебно-оздоровительных местностях и курортах»;
  • • Федеральный закон «О специальных экологических программах реабилитации радиационно-загрязненных участков территории»;
  • • Федеральный закон «О континентальном шельфе Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон «Об исключительной экономической зоне Российской Федерации»;
  • • Федеральный закон «О внутренних морских водах, территориальном море и прилежащей зоне»;
  • • Федеральный закон «Об охране озера Байкал»;
  • •Федеральный закон «О территориях традиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации»;
  • • Земельный кодекс РФ;
  • • Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»;
  • • Закон РСФСР «О плате за землю»;
  • • Федеральный закон «О мелиорации земель»;
  • • Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения»;
  • • Федеральный закон «О землеустройстве»;
  • • Федеральный закон «О государственном земельном кадастре»;
  • • Водный кодекс РФ;
  • • Федеральный закон «О плате за пользование водными объектами»;
  • • Лесной кодекс РФ;
  • • Закон РФ «О недрах»;
  • • Федеральный закон «О животном мире»;
  • • Федеральный закон «Об охране атмосферного воздуха».

Конституция РФ – это главный источник права по экологии. На ее положениях основаны все действующие ФЗ, кодексы в области охраны окружающей среды.

Основные элементы природоохранного права отражены в следующих статьях Конституции РФ: ст. 9 – об охране, использовании земель, других ресурсов; ст. 36 допускает свободное владение землей гражданами, если это не наносит ей вреда; ст. 41 поощряет деятельность к санитарному, экологическому благополучию; ст.

42 устанавливает право на безопасную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии; ст. 58 обязывает каждого сохранять, бережно относиться к природным богатствам; ст. 71 закрепляет основы установления федеральной экополитики, а также защиты воздушных пространств, моря, континентального шельфа; ст.

72 устанавливает совместное ведение, защиту, использование окружающей среды на федеральном и муниципальных уровнях. Конституция закрепляет основные постулаты экологического права, тогда как иные нормативные акты содержат их конкретизацию.

Положения Конституции являются приоритетными по сравнению с остальным законодательством при имеющихся разночтениях.

  • Экологическое правонарушение — это противоправное, как правило, виновное деяние (действие или бездействие), совершаемое праводееспособным субъектом, причиняющее экологический вред или создающее реальную угрозу причинения такого вреда, либо нарушающее иные права и законные интересы субъектов экологического права.
  • С учетом степени общественной опасности экологические правонарушения подразделяются на проступки и преступления.
  • Первые — менее общественно опасные деяния по сравнению со вторыми и являются дисциплинарными, административными и гражданскими правонарушениями.

Экологическими правонарушениями могут быть, например, правонарушения, последствиями которых является загрязнение атмосферного воздуха или вод, незаконная охота или рыбная ловля, небрежное обращение с огнем в лесу и нарушение правил пожарной безопасности в лесах и  др. За экологические правонарушения наступает дисциплинарная, административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность.

Читайте также:  Статья 33. право инвалидов на создание общественных объединений

В соответствии с действующим законодательством административная и уголовная ответственность физических лиц за экологические правонарушения наступает с 16-летнего возраста. В порядке гражданского судопроизводства граждане несут ограниченную ответственность с 14 до 18 лет, полную — с 18 лет. С этого возраста лицо становится полностью дееспособным.

Административная ответственность выражается в применении компетентным органом государства мер административного взыскания за совершение административного экологического правонарушения.

Таким правонарушением признается посягающее на экологический правопорядок, экологические права и свободы граждан, право собственности на природные ресурсы и порядок управления природопользованием и охраной окружающей среды противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) действие (бездействие), которое причинило или могло причинить вред окружающей среде и за которое законодательством предусмотрена административная ответственность.

Регулируется применение административной ответственности Кодексом РФ об административных правонарушениях и законодательными актами субъектов РФ об административных правонарушениях.

Административные экологические правонарушения в названном Кодексе сформулированы в области охраны собственности (гл. 7), охраны окружающей природной среды и природопользования (гл.

8) и в сельском хозяйстве, ветеринарии и мелиорации земель (гл. 10).

В области охраны собственности административная ответственность за экологические правонарушения установлена за самовольное занятие земельного участка (ст. 7.1), уничтожение специальных знаков (ст. 7.2), пользование недрами без разрешения (лицензии) либо с нарушением условий, предусмотренных разрешением (лицензией) (ст. 7.

3), самовольную застройку площадей залегания полезных ископаемых (ст. 7.4), самовольную добычу янтаря (ст. 7.5), самовольное занятие водного объекта или пользование им без разрешения (лицензии) (ст. 7.6), повреждение гидротехнического, водохозяйственного или водоохранного сооружения, устройства или установки (ст. 7.

7), самовольное занятие земельного участка прибрежной защитной полосы водного объекта, водоохранной зоны водного объекта либо зоны (округа) санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения (ст. 7.8), самовольное занятие участка лесного фонда или участка леса, не входящего в лесной фонд (ст. 7.

9), самовольную переуступку права пользования землей, недрами, участком лесного фонда, участком леса, не входящего в лесной фонд, или водным объектом (ст. 7.10), пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии) (ст. 7.

11), незакон­ный отвод земельных участков на особо охраняемых землях историко-культурного назначения (ст. 7.16).

За совершение административных экологических правонарушений КоАП РФ предусматривает административный штраф. Штраф является основным наказанием.

За совершение некоторых правонарушений наряду со штрафом предусмотрена конфискация (коллекционных объектов — ст. 8.34; орудий добывания животных или растений, а также самих животных или растений, их продуктов, частей либо дериватов  — ст. 8.

35; судна и других орудий лова — ст. 8.37). Конфискация в этих случаях применяется как дополнительное наказание.

В соответствии с КоАП РФ к административной ответственности за экологические правонарушения могут привлекаться граждане, должностные лица и юридические лица.

Размер административного штрафа, налагаемого на граждан, колеблется от трех до двадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц — от трех до двухсот минимальных размеров оплаты труда; на юридических лиц — от ста до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда.

Привлечение к административной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновное лицо от обязанности возмещения причиненного экологического или экогенного вреда.

Это объясняется тем, что штраф хотя и носит материальный характер, является мерой наказания, а не возмещением вреда; суммы штрафа идут не потерпевшему на возмещение вреда, а направляются в соответствии с законодательством в бюджет или на специальные счета экологических фондов.

Экологическое преступление — это общественно опасное, противоправное деяние, совершенное в сфере использования природных ресурсов и охраны окружающей среды, за которое Уголовным кодексом РФ предусмотрена уголовная ответственность.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена в зависимости от тяжести совершённого деяния и последствий, которые это деяние повлекло:

Штраф – самое распространённое наказание за преступления против экологии. Варьируется от 200 до 700 минимальных зарплат преступника. За жестокое обращение с животными может применяться штраф до 80 000 или зарплата до полугода, согласно пункту 1 статьи 245.

Работы обязательного характера. Виновный должен в свободное время бесплатно работать на государство. 480 часов – один из видов возможного наказания за нарушение правил борьбы с болезнями растительности, которые повлекли массовое распространение инфекционных болезней среди диких и домашних животных на определенной территории – эпизоотии (ст.249 УК РФ).

Лишение виновного права выполнять определённую работу или работать в определённой должности до пяти лет.

Таким образом, Уголовный кодекс карает экологические правонарушения, совершённые высокопоставленными лицами, из-за халатности которых окружающая среда страдает.

К примеру, статья 248 УК – нарушение безопасности при обращении с токсинами. Санкция – до трёх лет лишения прав заниматься определённой работой.

Работы исправительного характера. Виновный работает на основном месте работы, но из его зарплаты удерживается сумма от 5 до 20 процентов. К примеру, за порчу почвы можно получить такое наказание до двух лет.

Ограничение свободы до трёх лет. Осуждённый в период, установленный приговором, находится под надзором. Ему запрещено в ночное время выходить из дома, посещать публичные места.

К примеру, пункт первый статьи 247 налагает ограничение свободы до двух лет за захоронение опасных отходов.

Арест до полугода. Виновный полностью изолируется в специальные места. За загрязнение моря УК РФ предполагает арест до четырёх месяцев.

Лишение свободы. Самая суровая уголовная ответственность, предусмотренная за нарушение экологического законодательства. Экоцид, то есть массовое уничтожение растительного или животного мира, отравление атмосферы или водных ресурсов, а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу, карается сроком 12–20 лет лишения свободы.

Последствия совершённых против экологии нарушений глобальны. Ведь зачастую вред, причинённый природе, настолько велик, что восстановить благоприятную окружающую среду становиться невозможно. Наказание за такие преступления наступает соответствующее проступку, насколько это реально.

Последствия можно условно разделить на следующие виды:

  1. Отрицательное влияние на качество окружающей среды. Определить данное последствие позволяют проверки конкретных характеристик и норм. К данным последствиям относятся случаи увеличения радиации, отравление воды и так далее.
  2. Потеря природного элемента. К примеру, вырубка леса, сожжение поля.
  3. Физический ущерб, причинённый людям и животным. Данное последствие является одним из самых глобальных, соответственно ответственность за него назначается серьёзная. К примеру, за невыполнением правил перевозки биологических отходов может последовать эпидемия среди людей либо смерть большого количества животных.
  4. Неустановленные изменения в окружающей среде. Сюда относятся иные отрицательные для природы исходы, связанные с несоблюдением человеком экологического законодательства. К примеру, исчезновение целого вида птиц, рыб или животных, в том числе занесённых в Красную книгу.
Читайте также:  Статья 12. Вопросы референдума

Законодательство делает всё возможное, чтобы люди понимали, что окружающая природная среда – залог здоровья и будущего. Очень важно понимать, что, причиняя вред природе, человек наказывает в первую очередь себя, своих детей и всё человечество в целом. В Конституции определено право человека на благоприятную окружающую среду. Это право одно из важнейших.

Юридическая ответственность за нарушения использования объектов животного мира

За нарушения законодательства об охране и использовании животного мира применяются следующие независимые друг от друга виды юридической ответственности: административная, гражданско-правовая, уголовная.

Административная ответственность возлагается либо в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (КоАП), либо специальным экологическим законодательством.

в ст. 7.11 «Пользование объектами животного мира без разрешения (лицензии)», а также за проступки в отношении живых ресурсов континентального шельфа в отношении животных в ходе сельскохозяйственной деятельности (ст. 10.11), при нарушении ветеринарных и других правил (ст. 10.6.) «Нарушение правил карантина животных или других ветеринарно санитарных правил», ст. 10.

7 «Сокрытие сведений о внезапном падеже или об одновременных массовых заболеваниях животных», ст. 10.8 «Нарушение ветеринарно санитарных правил перевозки или убоя животных, правил переработки, хранения или реализации продуктов животноводства»). В ст. 8.38 предусматривается ответственность за нарушение правил среды обитания и путей миграции животных, ст. 8.

34 – за несоблюдение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций, ст. 8.36 – за нарушение правил переселения, акклиматизации или гибридизации объектов животного мира, ст. 8.37 – за нарушение правил пользования ими, ст. 8.38 – за несоблюдение правил охраны рыбных запасов, ст. 8.

35 – за уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения животных, ст. 8.29 – за уничтожение мест обитания животных.

Гражданско-правовая ответствен­ность за нарушение законодательства о животном мире наступает в форме возмещения убытков. Основанием для ее применения служит вред (деликт), причиненный гражданами и предприятиями (организациями) объектам животного мира. По своей сути – это внедоговорная (деликтная) ответственность, предусмотренная частью второй ГК РФ.

Физические и юридические лица обязаны принимать реальные и необходимые меры по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях и акваториях. В случае объективной невозможности предотвратить такой ущерб убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Уголовная ответственность за совершенные правонарушения в области охраны и использования животных предусмотрена в гл. 26 «Экологические преступления» УК РФ. в ст. 256 УК РФ установлена ответственность за незаконную добычу водных животных и растений, а в ст.

258 УК РФ – за незаконную охоту, т.?е. охоту без надлежащего на то разрешения, или в запрещенных местах, в запрещенные сроки и пр., ст. 259 УК РФ устанавливает ответственность за уничтожение критических мест обитания для организмов, занесенных в ­Красную книгу РФ.

Штраф. Наказание в виде штрафа предусмотрено почти за все экологические преступления. Штраф назначается в двух видах: 1) в размере от двух тысяч пятисот до одного миллиона рублей; 2) в размере заработной платы и другого дохода осужденного за период от двух недель до пяти лет.

Лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Такое наказание предусмотрено за многие экологические преступления. В качестве основного вида наказания назначается от 1 года до 5 лет, в качестве дополнительного вида наказания – от 6 месяцев до 3х лет.

Обязательные работы. Этот вид наказания предусмотрен, в частности, ст. 260 УК РФ за незаконную порубку деревьев и кустарников (от 180 до 240 часов);

Исправительные работы. Устанавливаются на срок от двух месяцев до двух лет. Из заработка осужденного производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от 5 до 20%.

Такое наказание установлено, к примеру, за нарушение ветеринарных правил и правил, за загрязнение атмосферы, за нарушение режима особо охраняемых природных территорий и природных объектов, за незаконную добычу водных животных и растений

Ограничение свободы. Такое наказание предусмотрено за порчу земли (ст. 254 УК РФ) – до 3х лет; уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ

Арест. Предусматривается за загрязнение вод– до 3х месяцев; за ­загрязнение ­морской среды – до 4-х месяцев; за незаконную охоту– от 4х до 6-ти месяцев;

Лишение свободы на определенный срок.

Данный вид наказания предусматривается за многие преступления, в том числе и за нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ – до 5 лет; за нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов – от 3 до 8 лет; за загрязнение вод; за загрязнение атмосферы, за порчу земли – до 5 лет; за уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгу РФ – до 3 лет; за уничтожение или повреждение лесов – до 3 лет лишения свободы.

49. Основные положения Закона РФ «О ветеринарии» от 24 мая 1993г.

Под ветеринарией понимается область научных знаний и практической деятельности, направленных на предупреждение болезней животных и их лечение, выпуск полноценных и безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиту населения от болезней, общих для человека и животных.

Основными задачами ветеринарии в Российской Федерации являются: реализация федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации) болезней животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, и осуществление региональных планов ветеринарного обслуживания животноводства;

формирование федеральных программ по подготовке специалистов в области ветеринарии, производству препаратов и технических средств ветеринарного назначения, а также организация научных исследований по проблемам ветеринарии; контроль за соблюдением органами исполнительной власти и должностными лицами, предприятиями, учреждениями, организациями, иными хозяйствующими субъектами независимо от их подчиненности и форм собственности, общественными объединениями, международными организациями, иностранными юридическими лицами, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами и лицами без гражданства — владельцами животных и продуктов животноводства (далее — предприятия, учреждения, организации и граждане) ветеринарного законодательства Российской Федерации; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; осуществление государственного ветеринарного и ведомственного ветеринарно-санитарного надзора. Задачи в области ветеринарии в Российской Федерации осуществляют Государственная ветеринарная служба Российской Федерации во взаимодействии с ведомственными ветеринарно-санитарными и производственными ветеринарными службами, а также специалисты в области ветеринарии, занимающиеся предпринимательской деятельностью.

  • Ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего Закона и принимаемых в соответствии с ним законодательных актов республик в составе Российской Федерации, правовых актов автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
  • Ветеринарное законодательство Российской Федерации регулирует отношения в области ветеринарии в целях защиты животных от болезней, выпуска безопасных в ветеринарном отношении продуктов животноводства и защиты населения от болезней, общих для человека и животных.
Читайте также:  Статья 51. Требования к содержанию распространяемой, предоставляемой или раскрываемой информации

К ведению Российской Федерации относятся: федеральное ветеринарное законодательство; разработка и утверждение федеральных целевых программ по предупреждению и ликвидации карантинных и особо опасных болезней животных (по перечню, устанавливаемому Департаментом ветеринарии Министерства сельского хозяйства Российской Федерации), проведению научных исследований по проблемам ветеринарии, а также контроль за их реализацие формирование и реализация на территории Российской Федерации федеральных программ в области ветеринарии; организация и обеспечение деятельности Государственной ветеринарной службы Российской Федерации; установление и отмена на территории Российской Федерации карантина, других ограничений, направленных на предотвращение распространения и ликвидацию очагов заразных и массовых незаразных болезней животных; государственная сертификация и регистрация отечественных и импортных препаратов и технических средств ветеринарного назначения, руководство системой их стандартизации и аттестации, выдача разрешений на их производство и реализацию; разработка и утверждение ветеринарно-санитарных требований и норм по безвредности кормов и кормовых добавок; охрана территории Российской Федерации от заноса заразных болезней животных из иностранных государств; сотрудничество с международными организациями и иностранными государствами по вопросам ветеринарии. Республики в составе Российской Федерации, автономная область, автономные округа, края, области, города Москва и Санкт-Петербург самостоятельно решают вопросы ветеринарии, за исключением вопросов, решение которых отнесено к ведению Российской Федерации.

Уголовная и иная ответственность за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды

Федеральный закон «Об охране среды…» устанавливает разные виды ответственности за нарушения законодательства в сфере охраны окружающей среды.

Определение 1

Экологический контроль – это система мер, которая направлена на предотвращение и выявление нарушения законодательства в вопросах охраны окружающей среды, а также обеспечение соблюдения субъектами хозяйственной деятельности требований нормативных документов.

Виды ответственности за экологические правонарушения:

  • дисциплинарная ответственность – субъект привлекается за правонарушения экологического характера (нарушение предписаний и правил, которые входят в трудовые обязанности субъекта) администрацией своего предприятия;
  • материальная ответственность — применяется к юридическим и физическим лицам, представляет комплекс юридических мер, ориентированных на сохранение природной среды; реализуется через взыскание материального ущерба в судебном порядке по специально установленным таксам;
  • административная ответственность — применяется к физическим и юридическим лицам, предусмотрена за экологическое правонарушение при осуществлении предпринимательской деятельности;
  • уголовная ответственность – ее несут субъекты, совершившие уголовные преступления, которые по всем признакам могут быть классифицированы по уголовным законам; экологическое преступление – это запрещенное общественно опасное деяние, которое посягает на установленный правопорядок.

Дисциплинарная и административная ответственность за экологические правонарушения

Дисциплинарная ответственность – это юридическая ответственность, возникающая в порядке подчиненности служащих и рабочих предприятий, организаций и учреждений всех форм собственности за проступки, связанные с трудовой деятельностью.

Дисциплинарная ответственность наступает при наличии некоторых обстоятельств и условий и прописана в следующих нормативных документах: Кодекс законов о труде, правила внутреннего трудового распорядка, уставы, различные акты федерального и регионального уровня, принимаемые в организациях локальные акты. В данных документах прописаны меры дисциплинарного воздействия в случае их невыполнения, обязанности сотрудников (работники природоохранных установок и цехов, экологических служб предприятий, лиц, связанных с охраной и использованием природных ресурсов.

Замечание 1

Содержание и характер дисциплинарной ответственности определяются содержанием и характером должностных обязанностей работника.

Виды дисциплинарной ответственности:

  • приказ о замечании;
  • лишение премии;
  • лишение финансовых средств поощрения;
  • выговор;
  • строгий выговор;
  • увольнение.

Административная ответственность наступает за административные проступки экологического характера.

Административный проступок – это виновное, противоправное действие или бездействие, которое посягает на собственность, общественный или государственный порядок, установленный порядок управления, права и свободы граждан, и за который следует предусмотренная законодательством административная ответственность.

Замечание 2

Административные взыскания налагают государственные органы РФ в сфере охраны окружающей среды, трудовой технической инспекции профессиональных союзов, санитарно-эпидемиологического надзора.

Административные правонарушения предполагают посягательства на некоторые природные ресурсы: недра, водные ресурсы, лесной фонд, фауна.

К административным правонарушениям относятся нарушения в отношении:

  • земель — порча, бесхозяйственное использование, несвоевременный возврат, уничтожение межевых знаков, отступление от проектов внутрихозяйственного землеустройства;
  • недр — нарушение требований, касающихся гидроминеральных ресурсов и недр, нарушение существующих норм, стандартов, правил, условий лицензии;
  • водных ресурсов — нарушение правил водопользования, охраны, повреждение водохозяйственных повреждений и т. д.;
  • лесных ресурсов — незаконное повреждение деревьев и кустарников и порубка, использование незаконное земель лесного фонда, повреждение или уничтожение в лесах подроста, нарушение пожарной безопасности в лесах, засорение лесов отбросами и бытовыми отходами и т. п.;
  • атмосферного воздуха — выброс в атмосферу загрязняющих веществ с нарушением нормативов, нарушение правил эксплуатации, не применение оборудования для очистки выбросов в атмосферу и др.;
  • животного мира – нарушение требований охраны среды обитания, уничтожение находящихся под угрозой и редких исчезновения животных, нарушение правил порядка пользования животным миром, рыболовства и охоты и т. п.

В законодательстве РФ предусмотрены следующие административные взыскания:

  • предупреждение;
  • конфискация либо возмездное изъятие предмета, которое является непосредственным объектом или средством совершения административного правонарушения (рыболовной сети, ружья, туши убитого животного);
  • штраф;
  • лишение права, предоставленного гражданину (управления автомототранспортом, рыбной ловли, права охоты, лишение или ограничение права природопользования);
  • административный арест и исправительные работы;
  • закрытие или приостановление предприятия, негативно влияющего на окружающую среду.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения

Принципы уголовной ответственности предусматривают соблюдение определенных принципов, предусматривающих экологическую безопасность общества и человека, экологический правопорядок, принцип справедливости привлечения к ответственности, применения наказания и др.

К уголовной ответственности ведут преступления против окружающей среды, которые представляют собой общественно опасные деяния. К таким преступлениям относятся следующие виды нарушений охраны окружающей среды: при обращении с экологически опасными отходами и веществами, при производстве работ, при обращении с биологическими и микробиологическими токсинами или агентами и др.

К уголовной ответственности ведет нарушение режима особо охраняемых природных объектов и природных территорий, нарушение правил использования и охраны недр, порча земли, загрязнение морской среды и других водных ресурсов, повреждение или уничтожение лесов, преступления, посягающие на общественные отношения в области охраны атмосферного воздуха и животного мира, радиоактивное заражение окружающей среды и т.д.

Уголовная ответственность за экологические правонарушения:

  • лишение права заниматься определенной деятельностью или занимать определенные должности на срок до 5 лет;
  • штраф до 500 минимальных окладов;
  • исправительные работы на срок до 2 лет;
  • арест до 6 месяцев;
  • ограничение свободы на срок до 3 лет;
  • обязательные работы на срок от 180 до 240 часов;
  • лишение свободы на различные сроки.
Ссылка на основную публикацию