Статья 17. Организационное обеспечение системы лицензирования

Статья 17. Организационное обеспечение системы лицензированияКомментарий к статье 17

1. В комментируемой статье содержатся нормы общего характера, касающиеся лицензирования различных видов деятельности, объектом которых выступают драгоценные металлы и драгоценные камни.

Положения п. 1 определяют, что выдача лицензий на геологическое изучение и разведку месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, их добычу осуществляется федеральными и региональными органами исполнительной власти в соответствии с законодательством.

Это положение отсылает в первую очередь к предписаниям ст. 16 Закона РФ «О недрах», согласно которой организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.

Данной статьей определено, что федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы:- представляют в Правительство РФ предложения о проведении аукционов на право пользования участками недр федерального значения, о включении в перечень участков недр федерального значения, которые предоставляются без проведения аукционов, участков недр федерального значения континентального шельфа РФ, участков недр федерального значения, расположенных на территории РФ и простирающихся на ее континентальный шельф, участков недр федерального значения, содержащих газ, для разведки и добычи полезных ископаемых или для геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых, осуществляемых по совмещенной лицензии, а также о предоставлении права пользования такими участками без проведения аукционов;- осуществляют подготовку перечня участков недр, предлагаемых для предоставления в пользование, утверждают такой перечень и условия предоставления участков недр, за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения;- согласовывают перечни участков недр местного значения;- обеспечивают функционирование государственной системы лицензирования, за исключением лицензирования пользования участками недр местного значения, и т.д.

Эта же статья определяет, что органы исполнительной власти субъектов РФ относительно участков недр, находящихся на их территориях:

— обеспечивают функционирование государственной системы лицензирования пользования участками недр местного значения;- осуществляют подготовку условий пользования участками недр местного значения;- вправе представлять в федеральный орган управления государственным фондом недр или его территориальные органы предложения о формировании программы лицензирования пользования участками недр, об условиях проведения конкурсов или аукционов на право пользования участками недр и условиях лицензий на пользование участками недр;- осуществляют подготовку и утверждение перечней участков недр местного значения по согласованию с федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами и т.д.

2. Комментируемая статья (п.

2) определяет, что лицензирование пользования участками недр в целях геологического изучения недр и разведки месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней, а также в целях добычи драгоценных металлов и драгоценных камней осуществляется Федеральным агентством по недропользованию и его территориальными органами совместно с органами исполнительной власти субъектов РФ. По смыслу предписание п. 2 отличается от п. 1 комментируемой статьи только тем, что здесь присутствует указание на конкретный федеральный орган исполнительной власти и на законодательство, которым должны руководствоваться субъекты лицензирования.

В настоящее время во исполнение ст.

11 Закона РФ «О недрах» принят Административный регламент Федерального агентства по недропользованию по исполнению государственных функций по осуществлению выдачи, оформления и регистрации лицензий на пользование недрами, внесения изменений и дополнений в лицензии на пользование участками недр, а также переоформления лицензий и принятия, в том числе по представлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования и иных уполномоченных органов, решений о досрочном прекращении, приостановлении и ограничении права пользования участками недр (утвержден Приказом Минприроды России от 29 сентября 2009 г. N 315).

Административный регламент определяет, как распределяются полномочия по исполнению государственной функции по лицензированию между Роснедрами и его территориальными органами (Приложение N 2).

К компетенции территориальных органов Роснедр относится осуществление действий, связанных с оформлением, регистрацией и выдачей лицензий на пользование недрами, внесением изменений и дополнений в эти лицензии, переоформлением лицензий и досрочным прекращением, приостановлением или ограничением права пользования этими участками недр, в отношении:- участков недр, содержащих полезные ископаемые в количестве, не превышающем установленные предельные размеры (для серебра, например, это не более 1 000 тонн балансовых запасов и не более 2 000 тонн, если речь идет о прогнозных ресурсах). Исключение составляют участки недр федерального значения, а также участки недр, содержащие общераспространенные полезные ископаемые и участки недр местного значения;- участков недр (кроме участков недр федерального значения), на которых планируется проведение геологического изучения или осуществляется геологическое изучение на основании государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному);- участков недр, на которых планируется или осуществляется строительство и эксплуатация подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, а также геологического изучения в указанных целях (кроме строительства и эксплуатации нефтегазохранилищ, размещения отходов в пластах горных пород и глубоких горизонтах).

Роснедра осуществляют аналогичные полномочия в отношении:

— участков недр, подпадающих под полномочия территориального органа Роснедр, но расположенных на территории двух и более субъектов РФ. По поручению Роснедр данные функции могут быть возложены на соответствующие территориальные органы Роснедр по федеральным округам, в состав которых входят субъекты РФ, на территории которых расположены указанные участки недр;- участков недр, содержащих не вошедшие в прилагаемую к Регламенту Таблицу полезные ископаемые;- участков недр, содержащих включенные в Таблицу, но содержащиеся на участках в количестве, превышающем предельные размеры, указанные в Таблице;- участков недр федерального значения, в том числе тех, на которых планируется проведение геологического изучения или осуществляется геологическое изучение на основании государственного контракта на выполнение работ по геологическому изучению недр (в том числе региональному);- участков недр, на которых планируется или осуществляется строительство и эксплуатация нефтегазохранилищ, размещение отходов в пластах горных пород и глубоких горизонтах.Передача функций Роснедр, связанных с выдачей лицензий по конкретным участкам недр, может осуществляться на основании письменного поручения начальника структурного подразделения Роснедр, ответственного за лицензирование.

3. Как установлено в п. 3 комментируемой статьи, лицензирование операций кредитных организаций с драгоценными металлами и драгоценными камнями осуществляет Банк России.

В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 49 ГК РФ право юридического лица осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение лицензии, возникает с момента получения такой лицензии или в указанный в ней срок и прекращается по истечении срока ее действия, если иное не установлено законом или иными правовыми актами.

Зарегистрированная, но не получившая лицензию, кредитная организация обладает общей правоспособностью, но не вправе осуществлять банковские операции.

Аналогичное суждение можно вынести и в отношении тех видов деятельности, на которые у действующей кредитной организации пока нет лицензии: такие виды деятельности вплоть до выдачи лицензии остаются для соответствующего субъекта недозволенными.В соответствии с п. 8 ст.

4 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» на Банк России возложены функции принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдачи кредитным организациям лицензии на осуществление банковских операций, приостановления их действия и их отзыва.

Как подчеркнул Конституционный Суд РФ, лицензирование кредитных организаций, а также отзыв у них лицензии на осуществление банковских операций, по существу, являются законодательной реализацией конституционной функции Банка России, который осуществляет банковское регулирование, надзор и контроль посредством принятия нормативно-правовых актов и индивидуально-правовых (ненормативных) актов на основе оперативной информации как о состоянии экономики в целом, так и в области денежно-кредитной политики .——————————— См.: Определение Конституционного Суда РФ от 14 декабря 2000 г. N 268-О «По запросу Верховного Суда Российской Федерации о проверке конституционности части третьей статьи 75 Федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)».Инструкцией Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» предусмотрена, в частности, возможность выдачи лицензий, предполагающих привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов, следующих видов:

а) созданному путем учреждения банку с универсальной лицензией:

— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов — по форме приложения 29 к указанной Инструкции;- лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (с правом привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов — по форме приложения 30 к указанной Инструкции;- лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц) — по форме приложения 32 к указанной Инструкции.Банк с универсальной лицензией в ряде случаев, помимо привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов, вправе осуществлять другие операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ;

Читайте также:  Статья 22. поступление на гражданскую службу и замещение должности гражданской службы по конкурсу

б) созданному путем учреждения банку с базовой лицензией:

— лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц) и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов — по форме приложения 34 к указанной Инструкции;- лицензии на осуществление банковских операций со средствами в рублях и иностранной валюте и на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов (без права привлечения во вклады денежных средств физических лиц и осуществления инкассации денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассового обслуживания физических и юридических лиц) — по форме приложения 36 к указанной Инструкции.Банк с базовой лицензией в ряде случаев, помимо привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов, вправе осуществлять другие операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ.

Предусмотрена также выдача лицензии на осуществление банковских операций для небанковских кредитных организаций — центральных контрагентов, содержащей все банковские операции, перечисленные в лицензии на осуществление банковских операций по форме приложения 41 к указанной Инструкции, или их допустимые сочетания. Данная небанковская кредитная организация, помимо привлечения во вклады и размещения драгоценных металлов, вправе осуществлять другие операции с драгоценными металлами в соответствии с законодательством РФ, если это не требует использования весоизмерительных приборов и разновесов.

https://www.youtube.com/watch?v=_pQg85cmLHI\u0026t=1685s

Согласно п. 3.15 Положения о рассмотрении документов, представляемых в территориальное учреждение Банка России для принятия решения о государственной регистрации кредитных организаций, выдаче лицензий на осуществление банковских операций, утв. Банком России 9 июня 2005 г.

N 271-П, территориальное учреждение Банка России ведет учет выданных свидетельств о государственной регистрации кредитных организаций по форме, установленной Банком России, расположенных на подведомственной ему территории, и реестр лицензий на осуществление банковских операций, выданных кредитным организациям, расположенным на подведомственной ему территории, на бумажных носителях по формам, установленным приложениями 1 и 2 к названному Положению. В реестре выданных кредитным организациям лицензий на осуществление банковских операций указываются:- полное фирменное и сокращенное фирменное наименования кредитной организации;- дата внесения записи о государственной регистрации кредитной организации в Единый государственный реестр юридических лиц;- основной государственный регистрационный номер записи (в соответствии с Единым государственным реестром юридических лиц);- регистрационный номер кредитной организации по данным Книги государственной регистрации кредитных организаций;- виды лицензий;- дата подписания лицензии и т.д.Реестр выданных кредитным организациям лицензий подлежит публикации Банком России в официальном издании Банка России («Вестнике Банка России») не реже одного раза в год. Изменения и дополнения в указанный реестр публикуются Банком России в месячный срок со дня их внесения в реестр.В лицензии на осуществление банковских операций обязательно указываются банковские операции, на осуществление которых данная кредитная организация имеет право, а также валюта, в которой эти банковские операции могут осуществляться.Лицензия на осуществление той или иной банковской операции выдается без ограничения сроков ее действия. Бессрочность действия лицензии на осуществление банковских операций корреспондирует с правом Банка России на отзыв у кредитной организации лицензии (основания предусмотрены в ст. 20 ФЗ «О банках и банковской деятельности»), а также на приостановление действия лицензии (согласно п. 4 ч. 2 ст. 74 ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»).

Формулировка п. 3 комментируемой статьи была изменена Федеральным законом от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ. Из сферы лицензирования, осуществляемого Банком России, исключены операции кредитных организаций с драгоценными камнями. Соответствующие изменения внесены также в Инструкцию Банка России от 2 апреля 2010 г. N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций». Следует отметить, что изменения, внесенные в текст указанной Инструкции, действуют с момента их внесения Банком России, хотя новая редакция комментируемой статьи начинает действовать, как это определил законодатель, только с 1 июня 2018 г.

Лицензирование деятельности, получение лицензии на осуществление лицензируемой деятельности — Эльба

Основной нормативно-правовой документ, который регламентирует лицензирование — это Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» № 99-ФЗ от 04 мая 2011 года. Также особенности лицензирования каждого вида деятельности устанавливаются положениями, утвержденными Правительством РФ.

Получение лицензии на осуществление лицензируемой деятельности — это требование законодательства, поэтому вопрос «зачем нужно лицензирование» не стоит, т.к. без получения лицензии государство не позволит предприятию заниматься бизнесом.

Давайте разберемся, в каком случае и как получить лицензию.

Когда лицензия нужна

Перечень видов деятельности, на которые требуются лицензии, строго определен в п.1 ст. 12 99-ФЗ. Если деятельности в списке нет, значит на её осуществление разрешение не требуется.

На каждый вид деятельности предоставляется отдельная лицензия. которая действует на всей территории РФ. Только нужно уведомить лицензирующий орган, того региона, куда вы планируете расширяться.

Документы для получения лицензии необходимо подать сразу же после государственной регистрации. Или перед началом ведения лицензируемой деятельности.

Требования, которым должна соответствовать организация, чтобы получить лицензию и осуществлять деятельность, устанавливаются положением о лицензировании конкретного вида деятельности.

Например, если вы решили заняться врачебной деятельностью, тогда для того, чтобы получить лицензию вы должны соответствовать следующим основным характеристикам:

  1. должно быть помещение в собственности или снятое в аренду;
  2. должно быть мед.оборудование, аппараты, необходимые для оказания услуг;
  3. у руководителей и ответственных сотрудников должно быть высшее мед.образование, соответствующая квалификация и стаж работы не менее 5 лет;
  4. с работниками должны быть заключены трудовые договоры;
  5. наличие контроля качества и безопасности.

Также могут быть ограничения на организационно-правовую форму, например, ИП не может получить лицензию на производство и продажу алкогольной продукции, лицензии предоставляются исключительно юр.лицам.

Какие документы нужны для получения лицензии

В лицензирующий орган нужно подать следующий пакет документов:

  • заявление по установленной форме;
  • копии учредительных документов организации, заверенных у нотариуса;
  • необходимые документы, которые могут быть установлены положением о лицензировании конкретного вида деятельности;
  • опись прилагаемых документов.

Форма заявления устанавливается положением о лицензировании отдельного вида деятельности.

Способы предоставления документов

  • В лицензирующий орган — с 1 января 2021 только в электронном виде при помощи электронной подписи.
  • Через МФЦ — можно на бумаге. Только уточните перед визитом в МФЦ, оказывают ли они подобную услугу. 

Куда подавать заявление и сроки получения лицензии

Лицензирующие органы определены по видам деятельности в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. N 957. Необходимо обращаться в их региональные управления. Например, МЧС осуществляет лицензирование деятельности по обеспечению пожарной безопасности, МВД —охранную деятельность, Росздравнадзор —фармацевтическую деятельность.

В течение трех рабочих дней со дня представления заявления лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении или о возврате с мотивированным обоснованием причин возврата.

Если в заявлении будет выявлено нарушение требований или документы представлены не в полном объеме, то в течение трех рабочих дней лицензирующий орган вручает уведомление о необходимости устранения. На исправление даётся 30 дней.

В течение 45 рабочих дней со дня приема заявления и документов, осуществляется проверка полноты и достоверности сведений и принимается решение о предоставлении лицензии.

Решение оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа. В течение 3 рабочих дней после подписания лицензии лицензирующим органом предпринимателю отправляют уведомление — на email или по почте.

Заодно могут отправить выписку из реестра, если вы выбрали такую опцию в заявлении.

Бумажные лицензии с 1 января 2021 года не выдают. Имеет значение только запись в реестре. 

Проверки

За фирмами, которые получили лицензию на осуществление деятельности, ведётся контроль, поэтому предпринимателю нужно быть готовым к плановым и внеплановым проверкам.

Плановые проверки проводятся на основании утвержденного плана-графика. Для каждого вида деятельности разная периодичность проверок, сроки варьируются от одного года до трех лет.

Внеплановая выездная проверка может быть назначена, если:

  1. истек строк устранения выявленных нарушений лицензионных требований;
  2. в лицензирующий орган поступили обращения, заявления о грубых нарушениях лицензионных требований;
  3. истечение срока, на который было приостановлено действие лицензии;
  4. если организация просит о проведении лицензирующим органом внеплановой выездной проверки в целях установления факта досрочного устранения нарушений лицензирующего органа;
  5. по приказу (распоряжению), изданного лицензирующим органом в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации.

Какие лицензии продлили из-за пандемии

Лицензии бывают срочные и бессрочные. Бессрочные продлевать не надо: они действуют до тех пор, пока не изменятся важные реквизиты организации. Все срочные лицензии продлили на 2020 год постановлением правительства № 440. На 2021 год лицензии продлят уже не всем, а только определённым сферам. Например, медицине, охране труда и образованию. 

Статья актуальна на 28.01.2021

Статья 91. Лицензирование образовательной деятельности

Комментарий к статье 91

Лицензирование представляет собой жесткий административный регулятор хозяйственной и иной предпринимательской деятельности.

Лицензия — это, по сути дела, разрешение. Осуществление лицензируемого вида деятельности без этого разрешения является незаконным и влечет юридическую ответственность.

Основным законодательным актом, устанавливающим правовые основы лицензирования, является Федеральный закон от 4 мая 2011 г. N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Под лицензированием в нем определяются деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования (ст. 3).

Упомянутый Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» не является единственным актом, устанавливающим порядок осуществления лицензирования.

На основании иной правовой основы осуществляется лицензирование двенадцати видов деятельности, к которым отнесены, напр., страховая, клиринговая, космическая и др. (перечислены в п. 2 ст. 1 указанного ФЗ).

Читайте также:  Статья 3. Правовое регулирование статуса столицы Российской Федерации

Пять видов деятельности имеют особенности лицензирования, в том числе в части, касающейся порядка принятия решения о предоставлении лицензии, срока действия лицензии и порядка продления срока ее действия, приостановления, возобновления и аннулирования действия лицензии, которые могут устанавливаться федеральными законами, регулирующими их осуществление (п. 4 ст. 1 указанного ФЗ), и к таким видам относится рассматриваемая нами образовательная деятельность.

Лицензирование образовательной деятельности как частный вид лицензионной деятельности (лицензирования) вообще устанавливает соответствие условий осуществления образовательного процесса, предлагаемых образовательным учреждением, государственным и местным требованиям.

Так, особенности правового регулирования лицензирования образовательной деятельности установлены в п. 1 комментируемой статьи.

Легальное определение лицензирования образовательной деятельности дано в Постановлении Правительства РФ от 28.10.

2013 N 966 «О лицензировании образовательной деятельности» (вместе с Положением о лицензировании образовательной деятельности) (далее — Положение) , где оно определяется как оказание образовательных услуг по реализации установленных 20 образовательных программ, закрепленных в Перечне образовательных услуг по реализации образовательных программ (приложение к указанному Постановлению Правительства РФ).

———————————

Лицензирование

В соответствии с возложенными полномочиями Восьмое управление Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляет лицензирование деятельности юридических лиц, связанной с созданием средств защиты информации.

Правовую основу лицензионной деятельности Восьмого управления Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации в области создания средств защиты информации составляют:

  1. Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне».
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 1995 г. № 333 «О лицензировании деятельности предприятий, учреждений и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, созданием средств защиты информации, а также осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».
  3. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 28 января 1998 г. № 54 «О создании в Министерстве обороны Российской Федерации системы лицензирования деятельности органов военного управления, объединений, соединений, воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений, предприятий и организаций по проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, а также с созданием средств защиты информации, относящихся к его компетенции».
  4. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 5 сентября 1996 г. № 058 «О создании системы сертификации средств защиты информации Министерства обороны Российской Федерации по требования безопасности информации».
  5. Приказ Министра обороны Российской Федерации от 10 ноября 2016 г. № 730 «Об утверждении Административного регламента Министерства обороны Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм на право проведения работ, связанных с созданием средств защиты информации, а также лицензированию деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых форм, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, по допуску к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, и с осуществлением мероприятий и (или) оказанием услуг по защите государственной тайны».

Предприятия, учреждения и организации могут претендовать на получение лицензий Минобороны России, дающих право проводить следующие виды работ, перечисленные в пунктах 2 и 3 «Перечня видов деятельности…» (приложение № 2 к Положению, утвержденному приказом Министра обороны Российской Федерации 1998 года № 54):

  • сертификационные испытания (2.2),
  • проектирование (3.1),
  • разработка (3.2),
  • производство (3.3),
  • реализация (3.4),
  • установка (3.5),
  • монтаж (3.6),
  • наладка (3.7),
  • испытания (3.8),
  • ремонт (3.9),
  • сервисное обслуживание (3.10) средств защиты информации, относящихся к компетенции Министерства обороны Российской Федерации (в скобках указаны подпункты соответствующих пунктов «Перечня видов деятельности…»).

Компетенция Министерства обороны Российской Федерации определена «Перечнем средств защиты информации, подлежащих сертификации в системе сертификации Министерства обороны Российской Федерации по требованиям безопасности информации». Указанный перечень приведен в приложении № 2 к приказу Министра обороны Российской Федерации 1996 года № 058.

Лицензии выдаются Восьмым управлением Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Для получения лицензии соискатель лицензии (заявитель) направляет заявление о выдаче лицензии с приложением необходимых документов по форме согласно приложению № 1.

Государственная пошлина за предоставление лицензии, за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии, уплачивается в размерах и порядке, установленных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.

В соответствии с подпунктом 92 пункта 1 статьи 333.33 части второй Налогового кодекса Российской Федерации уплачивается государственная пошлина в следующих размерах:

  • за предоставление лицензии – 7500 рублей;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в связи с внесением дополнений в сведения об адресах мест осуществления лицензируемого вида деятельности, о выполняемых работах и об оказываемых услугах в составе лицензируемого вида деятельности – 3500 рублей;
  • за переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, и (или) приложения к такому документу в других случаях – 750 рублей;
  • за выдачу дубликата документа, подтверждающего наличие лицензии – 750 рублей.
  • Банковские реквизиты для уплаты государственной пошлины приведены в приложении № 2.
  • Консультацию по вопросам лицензирования деятельности, связанной с созданием средств защиты информации, можно получить по вторникам и четвергам с 10:00 до 12:00 (время московское) по телефонам:
  • 8‑495-498-14-18, 8-495-498-14-20.

Лицензирование деятельности в области защиты информации. Ответственность за правонарушения в области защиты информации

Лицензирование деятельности в области защиты информации представляет собой определенную форму государственного контроля и должно обеспечить не только допуск организаций, соответствующих определенным требованиям и условиям, к осуществлению определенных видов деятельности, но и повышение качества непосредственно мероприятий и услуг по технической защите информации.

Основополагающим федеральным законом в области лицензирования является Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности». Рассмотрим основные понятия в области лицензирования.

  • Лицензия — специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.
  • Лицензирование — деятельность лицензирующих органов по предоставлению, переоформлению лицензий, продлению срока действия лицензий в случае, если ограничение срока действия лицензий предусмотрено федеральными законами, осуществлению лицензионного контроля, приостановлению, возобновлению, прекращению действия и аннулированию лицензий, формированию и ведению реестра лицензий, формированию государственного информационного ресурса, а также по предоставлению в установленном порядке информации по вопросам лицензирования.
  • Лицензирующие органы — уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, а в случае передачи осуществления полномочий Российской Федерации в области лицензирования органам государственной власти субъектов Российской Федерации органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие лицензирование.
  • Соискатель лицензии — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением о предоставлении лицензии.
  • Лицензиат — юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, имеющие лицензию;
  • Лицензионные требования — совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.

В ст.12 Федерального закона перечислены виды деятельности, на которые требуется лицензия. В контексте информационной безопасности лицензия требуется на следующие виды деятельности:

  • разработка, производство, распространение шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, выполнение работ, оказание услуг в области шифрования информации, техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств (за исключением случая, если техническое обслуживание шифровальных (криптографических) средств, информационных систем и телекоммуникационных систем, защищенных с использованием шифровальных (криптографических) средств, осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработка, производство, реализация и приобретение в целях продажи специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации;
  • деятельность по выявлению электронных устройств, предназначенных для негласного получения информации (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя);
  • разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
  • деятельность по технической защите конфиденциальной информации[91].

Лицензия является бессрочной.

Перечислим общий порядок получения лицензии, описанный в ст. 13 ФЗ:

  1. Для получения лицензии соискатель должен направить в лицензирующий орган должным образом заполненное заявление, в котором указываются:
    • для юридического лица: полное и сокращенное наименование и организационно-правовая форма, адреса, где планируется ведение лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юр.лица и данные документа, подтверждающего внесение в реестр юридических лиц РФ, номера телефонов и адрес электронной почты юр. лица.
    • для индивидуального предпринимателя: полное ФИО, место жительства, адреса мест, где планируется ведение лицензируемой деятельности, данные документа, удостоверяющего личность (например, паспорта), государственный регистрационный номер записи о регистрации и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.
    • ИНН и данные документа, подтверждающего постановку соискателя на учет в налоговом органе.
    • лицензируемый вид деятельности
    • доказательства уплаты государственной пошлины за получение лицензии
    • реквизиты документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о соответствии соискателя лицензии лицензионным требованиям, — в отношении документов, на которые распространяется требование пункта 2 части 1 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг».
Читайте также:  Статья 8. военно-техническое сопровождение поставок продукции военного назначения

К заявлению соискатель должен приложить копии документов в соответствии с положением о лицензировании конкретного вида деятельности и опись прилагаемых документов. Следует отметить, что в последних редакциях закона предусмотрена электронная отправка документов в лицензирующий орган с электронной подписью соискателя.

В течение трех рабочих дней лицензирующий орган принимает решение о соответствии предоставленных документов. В случае принятия документов на рассмотрение в срок не позднее 45 рабочих дней принимается решение об отказе или предоставлении лицензии соискателю.

Решение о предоставлении лицензии или об отказе в ее предоставлении оформляется приказом (распоряжением) лицензирующего органа.

Уведомление о принятии решения вручается или отправляется соискателю в письменной форме. Если решение отрицательное, должны указываться причины отказа и реквизиты акта проверки возможности выполнения соискателем лицензии лицензионных требований и условий, если причиной отказа является невозможность выполнения соискателем лицензии указанных требований и условий.

Причинами отказа в получении лицензии могут быть:

  • наличие в документах, представленных соискателем лицензии, недостоверной или искаженной информации;
  • несоответствие соискателя лицензии, принадлежащих ему или используемых им объектов лицензионным требованиям и условиям;
  • если у соискателя ранее была лицензия на этот же вид деятельности и она была аннулирована.

Лицензирующими органами в области защиты информации являются ФСБ и ФСТЭК. В области технической защиты конфиденциальной информации, которой посвящен данный курс, — ФСТЭК.

Требования для получения лицензии устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ.

Лицензирование в области технической защиты конфиденциальной информации осуществляется на основании «Положения о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации» от 03.02.2012 (далее — Положение).

В соответствии с Положением к юридическому лицу — соискателю лицензии -предъявляются следующие требования:

  • В штате по основному месту работы в соответствии со штатным расписанием руководителя и(или) уполномоченного руководить работами лица, имеющих высшее образование по направлению подготовки (специальности) в области информационной безопасности и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 3 лет, или высшее образование по направлению подготовки (специальности) в области математических и естественных наук, инженерного дела, технологий и технических наук и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 5 лет, или иное высшее образование и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 5 лет, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки по одной из специальностей в области информационной безопасности (нормативный срок обучения — не менее 360 аудиторных часов).
  • Не менее двух инженерно-технических работников имеющих высшее образование по направлению подготовки (специальности) в области информационной безопасности и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 3 лет или иное высшее образование и стаж работы в области проводимых работ по лицензируемому виду деятельности не менее 3 лет, прошедших обучение по программам профессиональной переподготовки по одной из специальностей в области информационной безопасности (нормативный срок обучения — не менее 360 аудиторных часов).
  • Наличие помещений, принадлежащих на праве собственности или ином законном основании, в которых созданы необходимые условия для осуществления лицензируемого вида деятельности;
  • Наличие необходимого оборудования, принадлежащего на праве собственности или ином законном основании, в соответствии с перечнем, определяемым ФСТЭК, в том числе:
    • измерительных приборов, прошедших в установленном законодательством Российской Федерации порядке метрологическую поверку (калибровку);
    • программных (программно-технических) средств, включая средства контроля эффективности защиты информации, сертифицированных по требованиям безопасности информации, а также средств контроля (анализа) исходных текстов программного обеспечения.
  • Использование принадлежащих лицензиату на праве собственности или ином законном основании автоматизированных систем, предназначенных для обработки конфиденциальной информации, а также средств защиты такой информации, прошедших процедуру оценки соответствия, аттестованных и (или) сертифицированных по требованиям безопасности информации, в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • Наличие технической и технологической документации, национальных стандартов и методических документов в соответствии с определенным ФСТЭК перечнем.

Для получения лицензии соискатель отправляет в ФСТЭК:

  1. заявление;
  2. копии документов, подтверждающих необходимую квалификацию у сотрудников;
  3. копии правоустанавливающих документов на помещения, предназначенные для осуществления лицензируемого вида деятельности, права на которые не зарегистрированы в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (в случае, если такие права зарегистрированы в указанном реестре, — сведения об этих помещениях);
  4. копии технических паспортов и аттестатов соответствия защищаемых помещений требованиям безопасности информации;
  5. копии технических паспортов автоматизированных систем, предназначенных для хранения и обработки конфиденциальной информации (с приложениями), актов классификации автоматизированных систем по требованиям безопасности информации, планов размещения основных и вспомогательных технических средств и систем, аттестатов соответствия автоматизированных систем требованиям безопасности информации или сертификатов соответствия автоматизированных систем требованиям безопасности информации, а также перечень защищаемых в автоматизированных системах ресурсов, описание технологического процесса обработки информации в автоматизированных системах;
  6. копии документов, подтверждающих право соискателя лицензии на программы для электронно-вычислительных машин и базы данных, планируемые к использованию при осуществлении лицензируемого вида деятельности;
  7. документы, содержащие сведения о наличии контрольно-измерительного, производственного и испытательного оборудования, средств защиты информации и средств контроля защищенности информации, необходимых для осуществления лицензируемого вида деятельности, с приложением копий документов о поверке (калибровке) и маркировании контрольно-измерительного оборудования, а также документов, подтверждающих права соискателя лицензии на использование указанного оборудования, средств защиты информации и средств контроля защищенности информации;
  8. документы, содержащие сведения об имеющихся технической и технологической документации, национальных стандартах и методических документах, необходимых для выполнения работ и (или) оказания услуг, предусмотренных пунктом 4 настоящего Положения, с приложением копий документов, подтверждающих, что документы, содержащие информацию ограниченного доступа, получены в установленном законодательством Российской Федерации порядке;
  9. если лицензируемый вид деятельности — «услуги по мониторингу информационной безопасности средств и систем информатизации»- копии документов, подтверждающих наличие необходимой системы производственного контроля в соответствии с установленными стандартами.

Лицензионный контроль также осуществляет ФСТЭК в соответствии с Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и статьей 19 Федерального закона «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Следует отметить, что если трактовать ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» буквально, то лицензия нужна всем организациям, которые пытаются защитить свою информацию. По этому поводу в 2012 г. было много дискуссий и вопросов к регулятору. Результатом стало информационное сообщение ФСТЭК от 30 мая 2012 г. N 240/22/2222:

«…получение юридическим лицом лицензии ФСТЭК России на деятельность по технической защите конфиденциальной информации является обязательным в случае, если эта деятельность направлена на получение прибыли от выполнения работ или оказания услуг по технической защите конфиденциальной информации и (или) она необходима для достижения целей деятельности, предусмотренных в учредительных документах юридического лица, а также, если это юридическое лицо (уполномоченное лицо) обеспечивает техническую защиту конфиденциальной информации при ее обработке в соответствии с Федеральным законом «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» по поручению обладателя информации конфиденциального характера и (или) заказчика информационной системы».

Таким образом, если ТКЗИ не приносит прибыли и не направлена на достижение целей деятельности, предусмотренных в учредительных документах, лицензия на ТКЗИ не нужна. Если же юридическое лицо оказывает услуги или выполняет работы по ТКЗИ — то получение лицензии является обязательным в соответствии с ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» и Гражданским кодексом РФ.

В области технической защиты конфиденциальной информации ФСТЭК также осуществляет лицензирование деятельности по разработке и(или) производству средств защиты конфиденциальной информации в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 3 марта 2012 г. N 171 «О лицензировании деятельности по разработке и производству средств защиты конфиденциальной информации».

Ссылка на основную публикацию