Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению

Федеральный закон от 02.05.2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации») — основной действующий законодательный акт, специально посвященный порядку рассмотрения обращений граждан. 

  • Одним из важных вопросов, касательно порядка рассмотрения обращений граждан, является верное исчисление сроков их рассмотрения и получение ответа на них.
  • Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» устанавливает конкретные сроки рассмотрения обращений граждан
  • Под сроком рассмотрения обращений граждан понимается предусмотренный законом промежуток времени, в течение которого должно быть завершено рассмотрение по существу вопросов, изложенных в обращении, и гражданину направлен ответ. 
  • Значение установленных сроков заключается в том, что они:

— устанавливают определенный временной режим для реагирования на обращения граждан;- способствуют оптимальному осуществлению гражданином своих прав, препятствуя, с одной стороны, неоправданному затягиванию рассмотрения его обращения, однако, с другой стороны, предоставляя компетентным органам и должностным лицам достаточно времени на реализацию своих прав и обязанностей.

По общему правилу, — государственному органу, органу местного самоуправления, должностному лицу предоставляется 30 суток со дня регистрации обращения для работы с ним.

Закон «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» не содержит точных правил исчисления установленных в нем сроков. При этом ч. 1 ст.

3 предусмотрено, что правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, рассматриваемым Федеральным законом и иными федеральными законами.

Следовательно, при решении вопросов, не урегулированных Законом «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», должен быть применен системный подход к разрешению этих вопросов с применением, в частности, норм Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ) и других отраслей права.  

  1. Подробнее об этом здесь.
  2. Теперь, что касается 30-дневного срока рассмотрения письменного обращения.
  3. Письменное обращение подлежит обязательной регистрации в течение 3-х дней с момента поступления в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу.
  4. Письменное обращение, содержащее вопросы, решение которых не входит в компетенцию данных государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица, направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением гражданина, направившего обращение, о переадресации обращения.
  5. Как раз на случае этой переадресации обращения и стоит обратить особое внимание! 

На переадресацию должно уходить не более 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на переадресацию), при этом гражданину должны направить уведомление о том, что его обращение переслали в другой орган или другому должностному лицу, которые отвечают за решение вопросов. Но это не ответ, это лишь уведомление о перенаправлении.

  • В случае, если решение поставленных в письменном обращении вопросов относится к компетенции нескольких государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней со дня регистрации направляется в соответствующие государственные органы, органы местного самоуправления или же соответствующим должностным лицам.
  • Письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения
  • Подробнее о сроке, а точнее — о сроках:

3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение — это и есть законный срок рассмотрения обращений граждан (если не происходит перенаправлений обращения и т.п.). 

В случае перенаправления обращения этот срок незначительно увеличится согласно срокам на перенаправление, т.е. + 10 дней (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление).

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса, предусмотренного ч​. 2 ст​.

10 ​Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», руководитель государственного органа или органа местного самоуправления, должностное лицо либо уполномоченное на то лицо вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока его рассмотрения гражданина, направившего обращение​, ​​что подтверждается и судебной практикой.

Таким образом, с учетом требований статей 8, 10, 12​ Закона «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации»:

в случае, когда не требуется никаких пересылок, запросов и т.​п., срок рассмотрения составляет 33 дня (3 дня на регистрацию обращения + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). Без учета почтовой доставки. 

в случае, если ваше обращение перенаправляется в другой орган без дальнейших запросов куда-​либо, то срок рассмотрения составляет 43 дня (3 дня на регистрацию + 7 дней на перенаправление, затем опять 3 дня на регистрацию + 30 дней на рассмотрение с момента регистрации). ​То есть, к предыдущей схеме добавился срок на перенаправление и регистрацию у второго получателя. ​Без учета почтовой доставки.  в случае перенаправления ​обращения, ​с последующими запросами и уведомлением о продлении срока рассмотрения​:​ +30 дней к максимальному сроку, который ​рассчитан в​ыше, т.е. 43 дня + 30 дней = 73 дня​Без учета почтовой доставки. 

​Из личной практики следует, что довольно часто уведомления о продлении сроков отправляют​ся уже с нарушением сроков, т.к. это уведомление должно быть направлено до истечения первого срока рассмотрения обращения в 30 дней.​ 

Порядок рассмотрения обращений граждан

      Поступившие обращения граждан рассматриваются в течение 30дней со дня их регистрации.

      Если для рассмотрения обращения необходимо истребование дополнительных материалов или принятие других мер — сроки обращения могут быть продлены, но не более чем на 30 дней. В адрес заявителя направляется уведомление о продлении срока рассмотрения обращения, с указанием причин.

  •       Письменные обращения граждан по вопросам, не относящимся к компетенции Управления, в срок до семи дней со дня их регистрации в Управлении подлежат переадресации в соответствующий орган или соответствующим должностным лицам, в компетенцию которых входит решение указанных вопросов, с уведомлением гражданина о переадресации обращения.
  •       Ответ на обращение не дается, если в нем не указана фамилия гражданина, направившего обращение, его почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ.
  •       Ответ на обращение направляется заявителю в письменном виде, по почтовому адресу, указанному в обращении.
  •       Ответ на обращение, поступившее в электронной форме по электронной почте или на официальный сайт Управления в сети Интернет,  направляется заявителю в письменном виде, по почтовому адресу, указанному в обращении, сканированная копия ответа в форме электронного документа направляется заявителю по адресу электронной почты
  •       Информация о персональных данных граждан, направивших  обращение, хранится и обрабатывается с соблюдением требований российского законодательства о защите персональных данных. 

Административный порядок оспаривания нормативных правовых актов и иных решений, действий (бездействия) федерального органа исполнительной власти и его должностных лиц

  1.       В случае, если гражданин полагает, что его права и законные интересы нарушены, он вправе обжаловать решения, действия (бездействие) Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии, её территориальных органов  и должностных лиц, направив в Управление соответствующую жалобу.
  2.       При этом жалоба должна содержать просьбу гражданина о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц (с обоснованием излагаемых доводов).
  3.       Жалоба, поступившая в Управление подлежит обязательному рассмотрению.
  4.       В случае необходимости должностное лицо, рассматривающее жалобу, может обеспечить его рассмотрение с выездом на место.

      Запрещается направлять жалобу на рассмотрение должностному лицу, решение или действие (бездействие) которого обжалуется.

Если в соответствии с указанным запретом невозможно направление жалобы на рассмотрение должностному лицу, в компетенцию которого входит решение поставленных в жалобе вопросов, жалоба возвращается гражданину с разъяснением его права обжаловать соответствующие решение или действие (бездействие) в установленном судебном порядке.

Читайте также:  Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте

   2.Если гражданин полагает, что нарушены его права и законные интересы при предоставлении Управлением государственной услуги, он может обжаловать решение и действие (бездействие) органа, предоставляющего государственную услугу, либо государственного служащего, в порядке, установленном Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Обзор изменений законодательства о порядке рассмотрения обращений

Неотъемлемое право каждого гражданина России на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления закреплено Конституцией Российской Федерации. Соблюдение права на обращение гарантировано обязанностью органов государственной власти и местного самоуправления рассмотреть заявление и дать на него ответ.

Основные требования к рассмотрению обращений граждан урегулированы Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 59-ФЗ).

Учитывая новые технологии в области электронного документооборота, законодателем внесены изменения в вышеназванный закон, касающиеся электронных заявлений граждан.

            Так, частью 3 статьи 7 Закона № 59-ФЗ предусматривалось рассмотрение обращения, поступившего в государственный орган, орган местного самоуправления в форме электронного документа, в порядке, установленном законодательством о рассмотрении обращений граждан Российской Федерации, где гражданин помимо прочего обязательно указывал либо адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. При этом гражданин мог приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронной форме либо направить указанные документы и материалы или их копии в письменной форме.

            Изменения, внесенные в данную норму, строго определили, что гражданин, направляя обращение в форме электронного документа, прикладывает необходимые документы только в электронной форме и указывает адрес электронный почты, по которому должен быть направлен ответ или уведомление о принятом решении.

            Дополнительно внесены изменения в часть 4 статьи 10 Закона № 59-ФЗ относительно получения гражданином ответа из государственного органа, органа местного самоуправления или от должностного лица на обращение, содержащее предложение, заявление или жалобу, которые затрагивают интересы неопределенного круга лиц, в том числе, в котором обжалуется судебное решение, вынесенное в отношении неопределенного круга лиц. В таком случае ответ может быть размещен на официальном сайте государственного органа или органа местного самоуправления в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

            Также законом предусмотрено, что гражданин может обратиться в соответствующий орган по поводу места нахождения такой информации на официальном сайте органа.

Такое обращение регистрируется в органе и в течение 7 дней гражданину сообщается электронный адрес официального сайта, где он может ознакомиться с ответом на свой вопрос, при этом ответ на обращение направляется в форме электронного документа по адресу электронной почты, указанному в обращении, и в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, поступившем в письменной форме.

            Изменения также коснулись сокращения срока принятия решения по обращениям граждан в сфере миграции (части 3.1 статьи 8 и части 1.1 статьи 12 Закона № 59-ФЗ).

Так, письменное обращение по фактам возможных нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции в течение пяти дней со дня регистрации направляется в уполномоченный орган, осуществляющий контроль, надзор и оказание государственных услуг в указанной сфере, т.е. Управление по вопросам миграции УМВД России по Хабаровскому краю, а также высшему должностному лицу субъекта, т.е. губернатору края. Рассматривается такое обращение в течение 20 дней со дня его регистрации, тогда как ранее срок рассмотрения для таких обращений составлял 30 дней, а перенаправление обращения в уполномоченный орган осуществлялось в течение 7 дней.

ЕЛЕНА ХОХЛОВА, ПОМОЩНИК ПРОКУРОРА КРАЯ ПО РАССМОТРЕНИЮ ОБРАЩЕНИЙ И ПРИЕМУ ГРАЖДАН

            Источник публикации: информационный ежемесячник «Верное  решение» выпуск № 01 (195) дата выхода от 21.01.2019.

Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению

Статья 42. Принятие обращения к рассмотрению

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями).

(в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)

О принятом Конституционным Судом Российской Федерации решении уведомляются стороны.

В случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, процесса вступления в силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации.

Вопрос 119. Принятие наследства. Отказ от принятия наследства. Переход права на принятие наследства (наследственная трансмиссия). Раздел наследственного имущества.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному

Статья 472. Судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы

Статья 472. Судебное заседание по рассмотрению кассационной жалобы (1) Председатель состава суда руководит судебным заседанием по рассмотрению кассационной жалобы на решение по делу о правонарушении, обеспечивает порядок и торжественность заседания. (2) При

Статья 194. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой

Статья 194. Принятие к рассмотрению проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Государственной Думой
1. Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается

Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению

Статья 43. Отказ в принятии обращения к рассмотрению
Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению в случаях, если:1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду

Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению

Статья 98. Последствия принятия жалобы к рассмотрению
(в ред. Федерального конституционного закона от 03.11.2010 № 7-ФКЗ)Конституционный Суд Российской Федерации, приняв к рассмотрению жалобу на нарушение законом конституционных прав и свобод граждан, уведомляет об этом суд,

Статья 19. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей

Статья 19. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей
1. Арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом.2. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;2)

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров

Статья 70. Органы по рассмотрению индивидуальных служебных споров
1. Индивидуальные служебные споры (далее – служебные споры) рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальных служебных споров (далее – органы по рассмотрению служебных

Статья 382. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Статья 382. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и

Статья 397. Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора

Статья 397. Вопросы, подлежащие рассмотрению судом при исполнении приговора
Суд рассматривает следующие вопросы, связанные с исполнением приговора:1) о возмещении вреда реабилитированному, восстановлении его трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав в соответствии с

Статья 382. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров

Статья 382. Органы по рассмотрению индивидуальных трудовых споров
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и

Читайте также:  Статья 28. социально-бытовое обслуживание инвалидов

Статья 29. 1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Статья 29.
1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;2)

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении

Статья 29.1. Подготовка к рассмотрению дела об административном правонарушении
Судья, орган, должностное лицо при подготовке к рассмотрению дела об административном правонарушении выясняют следующие вопросы:1) относится ли к их компетенции рассмотрение данного

Статья 30.15. Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста

Статья 30.15. Принятие к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста
1. О принятии к рассмотрению в порядке надзора жалобы, протеста судья выносит определение.2. Судья, принявший к рассмотрению в порядке надзора жалобу, протест, обязан известить лицо, в отношении

Статья 19. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей

Статья 19. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей
1. В соответствии со ст. 118 Конституции РФ правосудие в РФ осуществляется только судом, а согласно ч. 1 ст. 1 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. «О судебной системе Российской

Статья 19. Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей

Статья 19.
Привлечение к рассмотрению дел арбитражных заседателей
1. Арбитражные заседатели привлекаются к осуществлению правосудия в арбитражных судах первой инстанции в соответствии с федеральным законом.2. Ходатайство о рассмотрении дела с участием арбитражных

Принятие конституционными судами обращений к рассмотрению. Отклонение обращений

Целью данной стадии конституционного судопроизводства является принятие окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу, либо в этом ему будет отказано.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается всем составом конституционного (уставного) суда не позднее месяца со дня завершения предварительного изучения. Однако представляется, что в отдельных республиках решение о принятии обращения к рассмотрению принимается в неразумно короткие сроки.

Например, в Республике Дагестан — не позднее 5 дней после его предварительного изучения, в Республиках Марий Эл — 10 дней, Коми — двух недель, Адыгея — 15 дней.

После принятия судом обращения к рассмотрению аппарат направляет сторонам уведомление о принятом решении. Определение суда о принятии к рассмотрению формулируется по каждому обращению отдельно, как правило, в протокольной форме.

Рассмотрение каждого дела составляет предмет особого заседания. Суд вправе соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

  • Обращения в конституционный суд могут быть отклонены, что будет означать отказ в возбуждении конституционного судопроизводства. Обычно в законах о конституционных судах дается перечень оснований отклонения ходатайств:
  • 1. разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственного суду;
  • 2. обращение в соответствии с требованиями Конституционного закона не является допустимым;

3. по предмету обращения судом ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

  1. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению обычно излагается в виде отдельного документа и обязательно должно быть мотивированным.
  2. В конституционном судопроизводстве, как и в судах общей юрисдикции, в случае повторного обращения заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу повсеместно оставляются без ответа.
  3. Подготовка к судебному разбирательству

Стадия подготовки к судебному разбирательству имеет целью обеспечить все условия для оперативного и эффективного слушания дела. Ее содержание зависит от рассматриваемой категории дел.

Решение о назначении дел к слушанию принимается конституционным судом. Активную роль в подготовке слушания дела в судебном заседании играет судья-докладчик, который, как правило, готовит проект решения по делу. Судью-докладчика назначает председатель конституционного суда. Судья-докладчик осуществляет, как правило, следующие действия:

  • а) направляет копии обращения и прилагаемые к нему документы и иные материалы другой стороне;
  • б) изучает письменные объяснения другой стороны относительно обращения в случае их представления;
  • в) истребует от соответствующих органов и должностных лиц материалы, имеющие отношение к делу;
  • г) разрешает вопрос о производстве экспертизы, назначает экспертов, составляет список вопросов для эксперта;
  • д) составляет проект итогового решения;
  • е) принимает иные меры, необходимые для разрешения дела.

Все действия судьи-докладчика по подготовке дела к рассмотрению осуществляются от имени соответствующего конституционного суда. Требования судьи-докладчика являются обязательными для исполнения.

Отказ или уклонение от рассмотрения либо исполнения, нарушение сроков рассмотрения либо исполнения, неисполнение или ненадлежащее исполнение требований конституционного суда, а также умышленное введение его в заблуждение влекут установленную законодательством ответственность.

В случае, если в процессе подготовки дела к слушанию дается поручение о проведении экспертизы, оно формулируется в соответствии с правилами, которые регулируют права, обязанности и ответственность эксперта на этой стадии.

Если проведение экспертизы поручается группе экспертов, согласованное заключение подписывается всеми экспертами. В случае разногласий между экспертами каждый из них составляет собственное заключение.

Судья-докладчик или Конституционный Суд вправе привлекать для консультаций, проведения проверок, исследования отдельных документов только специалистов, лично не заинтересованных в исходе дела.

Процесс подготовки обращения к рассмотрению заканчивается составлением судьей-докладчиком проекта итогового решения конституционного суда. В зависимости от характера и сложности дела судья-докладчик составляет также перечень вопросов, подлежащих, по их мнению, обсуждению и разрешению в процессе совещания судей по принятию итогового решения.

Конституционный Суд субъекта Федерации может отложить рассмотрение дела, если по связанному с ним вопросу начато производство в суде общей юрисдикции или в арбитражном суде, либо в ином государственном органе, в компетенцию которого входит установление фактических обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Заметим также, что Конституционный Суд Российской Федерации может отложить собственное рассмотрение вопроса о назначении дела к слушанию либо перенести дату рассмотрения назначенного дела до его окончания в конституционном (уставном) суде субъекта Российской Федерации.

Судебное разбирательство.

Данная стадия конституционного судопроизводства имеет целью рассмотрение всех обстоятельств дела, уяснение правовой позиции сторон. Обычно эта стадия проходит в форме устного разбирательства.

В конституционных судах субъектов Федерации при разрешении всех категорий дел предусмотрена упрощенная форма судопроизводства, т.е. дела рассматриваются всем составом судей. Исключение составляет Конституционная Палата Республики Адыгея. Дела разрешаются Палатой в полном (9 членов) и неполном (5 членов) составах.

  1. Закон Республики Адыгея о Конституционной Палате предусматривает, что обращения в Конституционную Палату проходят такие же стадии и проверку, как и в других органах конституционного контроля и, на наш взгляд, вполне было бы целесообразно использовать упрощенную форму конституционного судопроизводства с соблюдением всех процессуальных прав сторон и других участников процесса.
  2. «Классическое» конституционное судопроизводство в обязательном порядке включает стадию судебного разбирательства, открытого, публичного слушания дела.
  3. Для судебного разбирательства, прежде всего, важен вопрос обеспечения законного состава суда и наличие кворума, при котором суд правомочен рассматривать дела.

Законодательство субъектов Российской Федерации об органах конституционного контроля предусматривает, что для проведения заседаний конституционного суда необходимо присутствие простого большинства судей.

Судья не имеет права отсутствовать на заседании. Дело рассматривается конституционным судом при неизменном составе судей.

Но если судья не способен участвовать в уже начатом процессе по уважительным причинам, рассмотрение дела может быть продолжено в том же составе при наличии кворума.

  • Во всех субъектах Федерации признается институт отвода (отстранения) судьи от участия в рассмотрении дела. Судья может быть отстранен от участия в рассмотрении дела в случаях, если:
  • а) в силу прежней профессиональной деятельности он участвовал в принятии акта, являющегося предметом рассмотрения;
  • б) объективность судьи в разрешении дела может быть поставлена под сомнение ввиду его родственных или супружеских связей с представителями сторон;
Читайте также:  Законодательство о банкротстве - советы юриста

в) судья публично высказался относительно конституционности оспариваемого акта, действий должностного лица и т.д.

Судья конституционного суда при наличии указанных обстоятельств обязан заявить самоотвод до начала слушания дела.

Предложение об отводе судьи может исходить и от сторон. Отвод должен быть мотивированным и заявлен при открытии заседания.

Позднейшее заявление отвода допускается в случаях, когда основание для отвода стало известно в процессе рассмотрения дела.

При этом стороны не могут заявлять отвод судьи по мотивам его необъективности, исходя, например, из субъективной оценки его политических взглядов, нравственного облика, характера задаваемых им вопросов.

4. Принятие конституционными судами обращений к рассмотрению. Отклонение обращений

/Целью данной стадии конституционного судопроизводства является принятие окончательного решения относительно того, будет ли обращение заявителя рассматриваться по существу либо в этом ему будет отказано. Основанием к принятию и рассмотрению дела является обнаружившаяся правовая неопределенность в свете положений действующей конституции в вопросах, находящихся в компетенции конституционного суда.

Решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается конституционным судом в пленарном заседании, либо в заседании его коллегии (палаты, сената и т.д.), либо специально созданным  структурным  подразделением  суда (секцией). О принятом конституционным судом решении уведомляются стороны, по усмотрению суда – другие заинтересованные лица и органы^

Конституционный суд может обратиться к соответствующим государственным органам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта, договора и т.п. до завершения рассмотрения дела, если реализация данного акта может повлечь необратимые процессы и нежелательные результаты.

Обращения в конституционный суд могут быть отклонены, что будет означать отказ в возбуждении конституционного судопроизводства.

Обычно в законах о конституционных судах дается перечень оснований отклонения ходатайств как в общем виде (применительно ко всем видам производства), так и в отношении конкретных видов производства.

В силу этого основания отклонения обращений в конституционный суд можно разделить на общие и специальные. Основания отклонения обращений могут быть также классифицированы на материально-правовые (по существу ходатайства) и формально-юридические.

Отклонение обращений по формально-юридическим основаниям не погашает права вторичного обращения в конституционный суд при исправлении указанных недостатков в оформлении. При этом зачастую устанавливается определенный срок для внесения необходимых исправлений в обращения.

  • Используются и такие основания отклонения обращений,которые, по существу, носят оценочный характер, например по
  • мотивам необоснованности обращения либо явной незначительности поднимаемого в нем вопроса.
  • По всем видам производства в Конституционном Суде Австрии обращения могут быть отклонены в силу: а) их явной неподсудности Конституционному Суду; б) пропуска установленного законом срока; в) неустранения недостатков в оформлении, которое не соответствует необходимым требованиям; г) наличия по делу вступившего в законную силу решения, приговора.
  • К формально-юридическим основаниям отклонения ходатайств о защите конституционных прав и свобод относятся:

а) предъявление иска после предусмотренного срока; б) предъявление иска без соблюдений установленных законом условий или без приложения предусмотренных документов.

В Испании обращения по поводу нарушений конституционных прав могут быть отклонены в случаях: а) если в предъявленном иске речь идет о правах и свободах, не подпадающих под конституционную защиту; б) если в предъявленном иске поставленный вопрос не составляет исключительную прерогативу Конституционного Суда; в) если Конституционный Суд ранее уже отклонил по существу обращение по аналогичному случаю, т. е. решение Суда имеет преюдициальное значение.

  1. ГТТринятие обращения к рассмотрению в Конституционном Суде Российской Федерации или отказ в принятии обращения к рассмотрению. Обращения, по которым завершено предварительное изучение, рассылаются всем судьям и вносятся в пленарное заседание Конституционного Суда для рассмотрения вопроса о принятии их к рассмотрению^
  2. f Заявитель, а также органы или должностные лица, издавшие оспариваемый акт или участвующие J}_cnooe__p компетенции, JMoryr быть заблаговременно уведомлены о времени и месте заседания Конституционного Суда по вопросу о принятии соответствующего обращения к рассмотрению]
  3. F~Ha основании статьи 42 Федерального конституционного закона » О Конституционном Суде Российской Федерации» решение по вопросу о принятии обращения к рассмотрению принимается Конституционным Судом Российской Федерации в пленарном заседании не позднее месяца с момента завершения предварительного изучения обращения судьей (судьями}^
  4. рГ случаях, не терпящих отлагательства, Конституционный Суд Российской Федерации может обратиться к соответствующим органам и должностным лицам с предложением о приостановлении действия оспариваемого акта,упроцесса вступления в
  5. силу оспариваемого международного договора Российской Федерации до завершения рассмотрения дела Конституционным Судом Российской Федерации. ^_Гакого рода предложения оформляются мотивированным определением Конституцион-ногоСуда, излагаемым в виде отдельного документа^

{После принятия Конституционным Судом обращения к рассмотрению Секретариат направляет сторонам уведомление о принятом решении; стороне, не являющейся заявителем, наряду с уведомлением высылаются также копии обращения и приложенных к нему материалов. О принятом к рассмотрению запросе о толковании Конституции Российской Федерации могут быть уведомлены также государственные органы и должностные лица, не являющиеся участниками процесса.

Определение Конституционного Суда о принятии к рассмотрению формулируется по каждому обращению отдельно, как правило, в протокольной форме J

Рассмотрение каждого дела образует предмет особого заседания. Конституционный Суд может соединить в одном производстве дела по обращениям, касающимся одного и того же предмета.

В соответствии с установленной Конституционным Судом очередностью рассмотрения дел в пленарных заседаниях и в заседаниях палат, а также с учетом загруженности судей делами, переданными им ранее для подготовки к рассмотрению, сложности и объема этих дел, Конституционный Суд в пленарном заседании назначает по каждому делу судью-докладчика (судей-докладчиков).

В случае, если в силу сложившихся обстоятельств (болезнь, командировка, отпуск) судья не может в течение длительного времени исполнять свои обязанности, он передает обращение Председателю Конституционного Суда или председательствующему в палате для назначения другого судьи-докладчика.

Председатель Конституционного Суда или председательствующий в палате ставит вопрос о замене судьи-докладчика.

В случаях отстранения судьи, являющегося докладчиком по делу, от участия в рассмотрении дела, приостановления или прекращения его полномочий вместо него также назначается другой судья-докладчик.

  • 'Г Конституционный Суд Российской Федерации принимает решение об отказе в принятии обращения к рассмотрению, как установлено в статье 43 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», в случаях, если:
  • 1) разрешение вопроса, поставленного в обращении, не подведомственно Конституционному Суду Российской Федерации;
  • 2) обращение в соответствии с требованиями названного Федерального конституционного закона не является допустимым;
  • 3) по предмету обращения Конституционным Судом Российской Федерации ранее было вынесено постановление, сохраняющее свою силу.

Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению излагается в виде отдельного документа. Определение об отказе в принятии обращения к рассмотрению должно быть мотивированным.

В случае повторного обращения заявителя в Конституционный Суд Российской Федерации по вопросу, по которому ранее было вынесено постановление Конституционного Суда либо состоялось решение Конституционного Суда об отказе в принятии обращения к рассмотрению или о прекращении производства по делу, заявителю вторично высылается копия соответствующего решения Конституционного Суда с одновременным уведомлением заявителя о том, что в дальнейшем переписка с ним по данному вопросу прекращается^) Такое уведомление подписывается руководителем Секретариата Конституционного Суда либо его заместителем. Дальнейшие заявления одних и тех же лиц по одному и тому же вопросу оставляются без ответа и передаются в канцелярию Конституционного Суда на хранение.

^ ^^?J?^~/,

Ссылка на основную публикацию