Фонды социального страхования дают возможность малоимущим гражданам, а также некоторым категориям людей, утратившим работоспособность, стабилизировать свое финансовое положение на время решения создавшихся проблем.
Для обеспечения этой функции предполагается методика финансирования социального страхования из разных источников.
Цель финансирования ФСС
Средства, аккумулирующиеся на счетах таких фондов, распределяются между разными категориями лиц, нуждающимися в экономической поддержке.
К этим категориям причисляются сотрудники предприятий, утратившие работоспособность вследствие профессиональных заболеваний.
Также к претендентам на выплаты из объединений соцстрахования относятся женщины, готовящиеся к материнству или лишенные возможности работать, находясь в отпуске по уходу за детьми.
Часть денежных средств направляется на обеспечение людей, получивших инвалидность, или утративших здоровье вследствие работы на предприятиях с вредными условиями труда.
Отдельной категорией граждан, претендующих на выплаты ФСС, являются дети, нуждающиеся в санитарно-оздоровительных мероприятиях.
Узнайте также о том, как получить льготную очередь на получение путевки в санаторий.
Из данного видео Вы узнаете о расходах и доходах ФСС:
Есть категория лиц, на которых в обязательном порядке распространяется пособие в случае временной или постоянной утраты трудоспособности.
Это государственные служащие, представители религиозных структур, зарегистрированных в государстве и имеющих юридический статус, а также индивидуальные предприниматели, нотариусы и юристы, лица, занимающие важные посты муниципальной структуры.
Деньги со счетов ФСС могут также направляться на строительство пансионатов для пожилых людей, закупку медицинского оборудования, протезной техники, обучение и реабилитацию инвалидов, создание приютов и детских домов, для обеспечения работы реабилитационных центров.
Методы финансирования
Чтобы обеспечивать пособия всем этим категориям граждан, средства организаций соцстрахования должны постоянно пополняться. В их практике финансирования существует классификация, включающая несколько методов:
- Обязательные отчисления;
- Средства налоговых платежей;
- Добровольные платежи;
- Пожертвования.
Эти методы могут реализоваться за счет физических и юридических лиц, а также за счет ассигнований из государственной казны.
Собственный капитал фонда
Основой финансирования таких фондовых объединений может служить капитал учредителей фонда, а также средства добровольных пожертвований или государственные инвестиции.
Кроме того, объем резерва фонда может увеличиваться и за счет его инвестиционной деятельности.
Свободные средства, полученные как разница между суммой поступлений и реальными расходами ФСС, могут быть реализованы в:
- Инвестиционные проекты;
- Ценные фондовые бумаги;
- Государственные долговые обязательства.
В случае инвестирования денежных ресурсов таких объединений этим процессом руководит компетентная управляющая компания. В ее обязанности входит поиск перспективных активов и стабильных инвестиционных проектов для реализации капиталовложений.
Средства госбюджета
Доля государственных инвестиций может занимать большой объем финансирования фондов соцстрахования. Традиционно деньги для этой цели поступают из таких источников:
- Дотационные средства из федерального бюджета;
- Штрафные отчисления, пени;
- Деньги, поступившие в виде страховых взносов;
- Денежные средства из муниципальных бюджетов.
Кроме этого, государство может финансировать вектор социального страхования в рамках федеральных целевых программ, ориентированных на поддержание здоровья нации, а также при реализации реабилитационных мероприятий.
О том, относится ли фонд социального страхования к сфере финансов читайте здесь.
Капитал юридических лиц
Каждое коммерческое, производственное или научно-исследовательское предприятие также может являться источником инвестирования в деятельность фондов соцстрахования.
Прежде всего, доля финансовых потоков от юридических лиц формируется за счет отчислений из их собственного фонда заработных плат. Кроме того, из зарплаты каждого сотрудника отчисляются средства для социального страхования.
Также в ФСС могут поступать деньги от юридических лиц в форме социального налога. Одновременно с этим каждое юридическое лицо вправе делать добровольные пожертвования на счет объединений социального страхования.
Платежи физических лиц
В эту категорию средств финансирования, прежде всего, включаются обязательные сборы социального страхования с индивидуальных предпринимателей.
Кроме того, любой гражданин может по собственному желанию стать вкладчиком фонда, уплачивая регулярные платежи от своего имени и минуя посреднические звенья (например, — работодателя).
Таким образом, каждый человек имеет возможность собственными силами обеспечить свою социальную защиту. Также любое физическое лицо может осуществлять добровольные денежные пожертвования.
Правовой статус внебюджетных фондов социального страхования. Отличия государственного и негосударственного пенсионного фонда
Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ, Россия является социальным государством, то есть государством, создающим условия для обеспечения достойной жизни и свободного развития человека[1]. Данное положение является нормой-целью, а конкретизация понятия социального государства – направлением развития РФ в данной сфере. Одним из проявлений реализации данного направления является функционирование внебюджетных фондов социального страхования. Они подразделяются на государственные и негосударственные. В настоящее время ведутся дискуссии об изменении статуса фондов, что, в конечном счете, повлияет на пенсионные выплаты социально незащищенным слоям населения.
Н.В.
Миляков приводит следующее определение государственных внебюджетных фондов: «Государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, охрану здоровья и медицинскую помощь»[2], негосударственные фонды определяются как «особая организационно-правовая форма некоммерческой организации социального обеспечения, исключительным видом деятельности которой является негосударственное социальное обеспечение участников фонда на основании договоров с вкладчиками фонда в пользу участников фонда»[3].
В настоящее время существуют 3 федеральных государственных внебюджетных фонда: Пенсионный фонд России (ПФР), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС), территориальные фонды обязательного медицинского страхования в субъектах РФ (ТФОМС), Фонд социального страхования (ФСС). Среди негосударственных фондов самыми известными являются негосударственные пенсионные фонды (НПФ).
Правовой статус фондов социального страхования регулируют:
- Положение о пенсионном фонде Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. №2122-I
- Гражданский, Налоговый и Бюджетный Кодексы РФ
- Федеральный Закон от 29 ноября 2010 г. «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. «О фонде социального страхования Российской Федерации»
- Постановление Правительства РФ от 29 апреля 1994 г. «Об утверждении устава Федерального фонда обязательного медицинского страхования»
- Федеральный Закон от 7 мая 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»
Целью создания внебюджетных фондов является реализация указанных в Конституции прав граждан на социальное обеспечение и социальную защиту, то есть средства этих фондов носят целевой характер: они не могут быть изъяты и перенаправлены на какие-либо иные цели.
Внебюджетные фонды, как следует из их названия, образуются и расходуются независимо от федерального и регионального бюджетов, управляются органами государственной власти РФ, но подконтрольны финансовым органам.
Порядок составления и утверждения бюджета фонда определен в Бюджетном кодексе. Отчет об исполнении бюджета фонда представляется Правительством РФ или органом исполнительной власти РФ на рассмотрение Федеральному Собранию или законодательному (представительному) органу субъекта РФ соответственно.
- На первый взгляд, ПФР, ФФОМС и ФСС имеют общую цель деятельности: обеспечение реализации социальных прав граждан РФ, выполнение социальных задач РФ, но в соответствующих актах содержатся разные формулировки правового статуса фондов[4].
- ПФР – финансово-кредитное учреждение, осуществляющее деятельность в соответствии с законодательством РФ[5].
- ФФОМС – самостоятельное государственное некоммерческое финансово-кредитное учреждение, реализующее государственную политику в области обязательного медицинского страхования[6].
- ФСС – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, управляющее средствами социального страхования[7].
Цель и сущность деятельности государственных фондов одинаковы, но различается их правовой статус. Это вызвано тем, что нормативные акты, регулирующие данные организации, принимались в разное время, и авторы не согласовывали их тексты. Но анализ данных актов позволяет выявить следующие сходства правового статуса государственных фондов:
- Осуществляют управление финансами социальной сферы, однако не входят в систему федеральных органов исполнительной власти.
- Назначаются Правительством РФ (ПФР, ФФОМС) или его председателем (ФСС).
- Целевой характер деятельности.
- Полномочия по изданию нормативно-правовых актов по вопросам своего ведения. Акты подлежат государственной регистрации в Министерстве Юстиции и опубликованию.
Данные характеристики государственных внебюджетных фондов говорят об их схожести с органами исполнительной власти. Однако они являются и юридическими лицами[8].
Что касается негосударственных фондов социального страхования, то они являются некоммерческими организациями. Их статус регулируется Федеральными законами «О некоммерческих организациях», «Об общественных объединениях», «О негосударственных пенсионных фондах».
Получается, что государственные внебюджетные фонды занимают промежуточное положение между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями, однако в их деятельности более выражено публично-правовое начало.
После того, как в общих чертах понятна характеристика государственных социальных фондов, в частности, ПФР, необходимо осветить статус негосударственных пенсионных фондов (НПФ). В ч.1 ст.
2 Федерального закона «О негосударственных пенсионных фондах» дается следующее определение: «Негосударственный пенсионный фонд — организация, исключительной деятельностью которой является негосударственное пенсионное обеспечение, в том числе досрочное негосударственное пенсионное обеспечение, и обязательное пенсионное страхование.
Такая деятельность осуществляется фондом на основании лицензии на осуществление деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию»[9].
Деятельность НПФ регулируется, помимо Конституции, Гражданского Кодекса и Налогового Кодекса, Федеральными законами «О негосударственных пенсионных фондах», «О некоммерческих организациях». НПФ действует на основе лицензии. В его задачи входит формирование, учет, накопление и распределение денежных средств между гражданами-вкладчиками по договору пенсионного обеспечения.
- Остановимся подробнее на правовом статусе ПФР и НПФ. Так, ПФР имеет следующие полномочия:
- — сбор, аккумуляцию, капитализацию и расходование денежных средств, контроль за их поступлением и расходованием;
- — организация деятельности по взысканию с работодателей в случае, если по их вине был причинен вред здоровью работникам;
- — международное сотрудничество по вопросам пенсионного обеспечения;
- — статистическая и научная деятельность по вопросам своего ведения;
- — юридическая консультация граждан, ведение разъяснительной работы по вопросам своей компетенции.
- ПФР, как уже было сказано, подконтролен подотчетен Правительству, правление ПФР отвечает за выполнение задач Фонда[10].
- Работники ПФР несут в зависимости от характера правонарушения гражданско-правовую, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность согласно Кодексу этики и служебного поведения работника системы Пенсионного фонда Российской Федерации, то есть аналогично с другими государственными служащими[11].
При совершении правонарушения в социально-обеспечительных отношениях ответственность наступает только в случаях, если имеет место: противоправное поведение лица, его виновность в этом, наступление имущественного вреда и причинно-следственная связь между правонарушением и наступившими последствиями.
Таким образом, если имеет место правонарушение, но вследствие него имущественный вред не нанесен, то юридическая ответственность не возникает. Это связано с тем, что в праве социального обеспечения чаще всего применяются 2 вида санкций: правовосстановительные и правоограничительные.
Ответственность ПФР, в свою очередь, имеет специфические черты:
- Недостаточно детально урегулирован механизм привлечения к ответственности ПФР
- Неясен механизм установления причинно-следственной связи. Такая проблема решается, исходя из судебной практики по аналогичным делам, чего не должно быть.[12]
- НПФ обязан:
- — исполнять обязательства по договору, заключаемому со вкладчиком;
- — осуществлять учет вкладов, предоставлять необходимую информацию вкладчикам;
- -не принимать в одностороннем порядке решения, нарушающие права вкладчиков, участников и застрахованных лиц[13].
Фонд несет ответственность в соответствии с гражданским законодательством. Предусматривается административная ответственность НПФ за нарушения требований законодательства, касающиеся его деятельности (ст. 15.29 КоАП РФ)[14].
НПФ является некоммерческой организацией, и из этого следует первое его отличие от ПФР: преобладание частноправового начала регулирования. На НПФ распространяются все правила о некоммерческих организациях с учетом особенностей, установленных специальным Федеральным законом.
НПФ имеет право заниматься приносящей доход деятельностью, не противоречащей его уставу.
По сути, целевое направление деятельности фонда – коммерческое использование денежных средств и распределение между вкладчиками полученных в результате этого доходов.
В этом смысле НПФ близки в коммерческим организациям. Также следует отметить, что ПФР подотчетен Правительству РФ, а НПФ – Центральному Банку.[15]
Существуют 2 основных варианта получения негосударственных пенсий: бессрочные и срочные выплаты. В первом случае денежные средства начисляются в течение всего пенсионного возраста вкладчика до его смерти, но не могут быть переданы по наследству.
Также возможны выплаты в течение определенного времени, и если вкладчик умирает раньше, чем кончается срок выплат, то средства, оставшиеся на его счете, переходят по наследству.
Существует также возможность получить все накопленные средства единоразово.
Несомненными плюсами НПФ по сравнению с ПФР являются: возможность самому выбирать определенный фонд и режим начисления пенсии, государственное страхование вкладов. Однако НПФ не пользуется значительным доверием населения из-за их ненадежности: НПФ не гарантирует стабильный доход. Необходимо тщательно подходить к выбору фонда.[16]
А главное сходство ПФР и НПФ состоит в выполняемой ими функции: социальном обеспечении граждан в случаях, установленных договором (у НПФ) или законодательством (у ПФР).
Фонды аккумулируют средства, получаемые от взносов, и распределяют их согласно уставу.
Граждане могут добровольно делать взносы не только в НПФ, но и в ПФР в случаях, если они являются, например, индивидуальными предпринимателями, адвокатами и нотариусами.
Целью данной статьи было выяснение основных черт правового статуса государственных и негосударственных фондов социального страхования, их сходств и различий. В процессе работы стало ясно, что нормативное регулирование данного вопроса нуждается в реформировании, а именно в упорядочивании нормативно-правовой базы.
В настоящее время в науке ведутся дискуссии относительно того, следует ли придавать НПФ коммерческий статус.[17] С одной стороны, это позволило бы им активно использовать находящиеся у них денежные средства. Для этого предлагается преобразовать НПФ в особый вид акционерных обществ или реорганизовать их в структуру, схожую с паевыми инвестиционными фондами.
Однако, НПФ выполняет не только коммерческую, но и социально-значимую функцию: социальное обеспечение вкладчиков. Поэтому необходимо сохранить статус НПФ как некоммерческих организаций.
В таком случае возможен государственный контроль над их деятельностью.
Более того, такой контроль необходим, так как, охраняя вклады граждан в НПФ, государство выполняет свою функцию по социальной защите граждан.
Что касается нормативного регулирования статуса ПФР, ФСС и ФФОМС, то он регулируется подзаконными актами, которые были приняты в разное время и не унифицированы.
Сходство в правовом статусе значительно, в связи с чем было бы целесообразно либо принять единый Федеральный закон, объединяющий и упорядочивающий положения старых источников, или унифицировать акты, регулирующие правовое положение государственных фондов для упорядочивания правоприменительной практики и уменьшения количества сорных ситуаций.
Список литературы:
- Конституция РФ // Собрание законодательства РФ. – 2014. — №31. – Ст. 4398.
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях // Собрание законодательства РФ. – 2002. — №1. – Ст. 1.
- Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» // Собрание законодательства РФ. – 1998. — №19. – Ст. 2071.
Финансирование государственной системы социального страхования
Страховые принципы, с учетом которых функционирует и отечественная система соцстрахования, основаны на аккумулировании финансов в специально созданных организациях.
Особенность финансовой системы соцстрахования заключается в том, что полученные средства могут быть потрачены только с определенной целью — возмещение дохода трудоустроенным гражданам и их семьям.
Право на возмещение возникает при наступлении одного из страховых событий: временной потери трудоспособности, инвалидности, безработице и так далее.
Основы финансирования
Страховщиком, осуществляющим непосредственное руководство финансовыми потоками соцстрахования, является организация, правовой статус которой регламентирован профильными законами федерального уровня по каждому виду страхования (пенсионному, медицинскому, социальному).
В соцстраховании такие организации обязаны предоставлять места в управленческом секторе всем участникам системы: выступающим в роли страхователей работодателям, застрахованным сотрудникам.
При этом страховщики подотчетны государственным органам, что выражается в утверждении бюджетов (реализованных и планируемых) на уровне Правительства в виде федеральных законов. Главные особенности финансов соцстрахования:
- Хранение на счетах Центробанка и (или) в уполномоченных государством иных банковских учреждениях;
- Обособленность от госбюджета;
- Запрет на изъятие любыми исполнительными органами;
- Размещение средств, которые временно не используются для выплаты компенсаций, только под правительственные гарантии;
- Доход от инвестирования освобождается от налогообложения;
- Отсутствие платы за услуги банков;
- Контроль использования средств осуществляется госнадзором, Счетной палатой.
Все доходы страховщиков, независимо от источников, могут использоваться только для социальных нужд.
Работа организаций носит некоммерческий характер, поэтому получение прибыли не является главной целью, в отличие от добровольного, личного, иных видов страхования.
К базовым функциям финансовой системы соцстрахования относятся формирование страховых организаций (фондов-страховщиков), начисление и выплата пенсий, пособий, прием взносов.
Принципы формирования ресурсов соцстрахования
Существует 6 принципов, на которых основано формирование финансов соцстрахования. Первый — экономико-финансовая приемлемость, обуславливающая посильность взносов для работодателей. Принцип тесно связан с налогообложением, поскольку налоговая нагрузка на зарплатные фонды может быть уменьшена при повышении страховых тарифов.
Второй принцип подразумевает социальную справедливость, согласно которой величина пенсий и компенсаций напрямую связана с длительностью перечисления взносов и их размером. Социальная эффективность, как третий принцип, демонстрирует успешную компенсацию страховыми выплатами утраченного дохода.
При небольшом страховом стаже страховка должна защитить застрахованное лицо от бедности. Четвертым принципом является эквивалентность доходной и расходной части системы соцстрахования. В любой период стоимость расходов должна равняться стоимости будущих доходов, учитывая резерв.
В рамках данного принципа солидарность застрахованных приближает соцстрахование к соцобеспечению, уравнивая всех участников.
Пятый принцип заключается в солидарном перераспределении ресурсов. Это значит, что размер взносов устанавливается вне зависимости от индивидуального уровня социальных рисков и других особенностей жизнедеятельности застрахованного лица.
Например, взносы обязательного медстрахования не зависят от состояния здоровья плательщика, наличия хронических заболеваний, возраста и др. Солидарность в системе соцстрахования должна ограничиваться установленными рамками, иначе страхование будет приближено к соцобеспечению.
Последний принцип базируется на эквивалентности участия поколений в финансировании соцстрахования. Практически это проявляется в рамках «социального контракта» поколений, когда трудоспособное население обеспечивает своими взносами выплаты пенсионерам.
Дополнительные принципы: субсидиарность, когда государство покрывает дефицит средств соцстрахования; государственная ответственность, предусматривающая создание законодательной базы, контроль работы фондов.
Источники получения денежных средств
Механизм финансирования сферы обязательного соцстрахования — это совокупность финансовых и страховых отношений, система сбора и размещения средств, методы и модели управления финансами, а также законодательная база, с учетом которой работает система.
Эффективность работы Фонда соцстрахования зависит от предусмотренных законом уровней компенсации социальных рисков, величины взносов, нагрузки на фонды и форм контроля, обеспечивающих регулярность перечисления взносов на соцстрахование.
Источники финансирования Фонда:
- Взносы страхователей (работодателей, ИП). Это процент от оплаты труда, который предназначен для защиты от социальных рисков;
- Взносы сотрудников госпредприятий и самозанятых лиц. Средства удерживаются из зарплаты;
- Штрафы за нарушение законов соцстрахования;
- Пени за просрочку взносов;
- Взносы, выплачиваемые государством за неработающих граждан;
- Средства, изъятые по решению суда. Эти платежи — результат регрессных исков, когда страховщик требует возврата средств от лиц, которые несут ответственность за причиненный застрахованному лицу вред;
- Деньги из регионального либо федерального бюджета. Такие перечисления обусловлены дефицитом средств в ФСС или необходимостью покрытия страховщиком нестраховых выплат (по решению госорганов).
Бюджет соцстрахования может быть также дополнен добровольными перечислениями, если они не противоречат действующим нормам.
Взносы соцстрахования перечисляются каждый месяц на счета профильных фондов (пенсионного, медицинского, социального).
Важнейшим признаком страховых взносов является их целевое предназначение: компенсация заработка при наступлении официально подтвержденного страхового события.
Виды расходов
В современной системе отечественного соцстрахования существует три вида расходов: на пенсии и пособия, на административные расходы, на оплату издержек, связанных с инвестиционной деятельностью фондов. Грамотная классификация рисков способствует оптимизации расходов и удобству при получении страхового покрытия.
Пенсионное соцстрахование включает риск смерти кормильца, наступления старости и долговременной утраты трудоспособности, инвалидизации. Краткосрочные пособия (оплата больничных листов, выплаты роженицам) базируются на минимальном страховом стаже. Ограниченность выплат по времени позволяет за короткий срок стабилизировать финансовую систему.
Для этого ресурсы распределяются ежемесячно, а для резерва формируется небольшой фонд.
Долгосрочные выплаты (пенсии по возрасту, инвалидности) требуют стабильных тарифов, действующих длительный период. Также важен размер взносов, не превышающий возможностей страхователей. На административные издержки средства идут из дохода соцстрахования, а не из госдотаций.
Данным видом расходов можно эффективно управлять, оценивая его уровень и качество предоставляемых услуг. Инвестиционные расходы обусловлены необходимостью создания резервного фонда.
Средства для инвестиций — это излишек, который образуется при долгосрочном страховании (взносы некоторое время превышают выплаты).
Анализ доходов и расходов бюджета ФСС за 2014-2017 года
2014 год был последним, когда доходная часть бюджета Фонда соцстрахования превышала расходную. Уже в 2015 г. дефицит составил 55,42 млрд. рублей. Подобная тенденция сохранялась в 2016 г. (дефицит — 37,37 млрд.) и в 2017 г. (дефицит — 41,21 млрд.).
Наличие постоянного дефицита бюджета оказывает отрицательное влияние на эффективное функционирование системы соцстрахования, что обуславливает снижение уровня соцзащиты россиян.
Причиной уменьшения доходной части бюджета являются кризисные явления этого периода, негативно воздействующие на фонд оплаты труда, из которого платятся страховые взносы.
Увеличение выплат, связанных с материнством, демонстрирует положительные тенденции в демографической сфере: в 2017 г. объем выплат увеличился на 24% по сравнению с 2013 г. Размер бюджета на 2018 г.
утвержден законом «О бюджете Фонда соцстрахования РФ на 2018 год…». Доходная часть составляет 708 905 255,7 тыс. рублей, расходная — 736 603 500,1 тыс. рублей. Предусмотрен дефицит в размере 27 698 244,4 тыс.
рублей.
Заключение
Финансирование системы соцстрахования основано на страховых взносах, субсидиях государства, штрафных выплатах, взысканиях по решению суда. С 2014 г. бюджет Фонда соцстрахования утверждается с учетом дефицита.
Источники финансирования денежных выплат населению
Читайте об изменениях в законодательстве в области социального обеспечения в 2019 году.
В настоящее время проблемам финансирования социального обеспечения уделяется большое внимание. Практически в каждом из законов о тех или иных родах и видах социального обеспечения содержатся нормы, указывающие на то, каким образом должно производиться финансирование обеспечительных мер, чьим расходным обязательством являются конкретные меры социальной поддержки.
Конституция РФ не содержит однозначно прописанного механизма финансирования реализации прав граждан на социальное обеспечение, так же как и указаний на конкретные организационно-правовые формы институтов социального обеспечения.
Такими механизмами могут быть бюджетное финансирование, обязательное социальное страхование, а также добровольное социальное страхование. Однако в настоящее время основным механизмом, в рамках которого реализуется право граждан Российской Федерации на социальное обеспечение, является механизм обязательного социального страхования.
Это подтверждается действующим законодательством, а также позицией Конституционного Суда РФ, отраженной в ряде его решений.
В России в начале 90-х годов прошлого века при переходе к рыночной модели хозяйствования была практически сформирована правовая и институциональная основа системы социального страхования. В частности, были созданы независимые специализированные институты социального страхования — так называемые внебюджетные социальные фонды.
Созданные структуры — Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд и территориальные фонды обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости населения РФ — обладали главными характеристиками институтов социального страхования, зафиксированными в системе международных трудовых норм.
Их средства не были консолидированы в составе федерального бюджета, обеспечивая тем самым большую степень прозрачности для их использования исключительно на нужды застрахованных.
Каждый из фондов отвечал за управление социальной защитой от определенной группы социальных рисков, традиционно объединяемых в рамках самостоятельных отраслей социальной защиты:
- старость, инвалидность, потеря кормильца;
- необходимость медицинской помощи;
- временная нетрудоспособность, включая беременность, роды и уход за малолетними детьми; безработица.
Каждый из фондов осуществлял сбор обязательных страховых взносов, уплачиваемых работодателями (и работником в случае обязательного пенсионного страхования), что определяло ответственность каждого фонда за финансовое состояние отрасли социального страхования. Порядок уплаты и размеры взносов устанавливались законом.
В июле 1999г. был принят Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования». Этот Закон занимает особое место в правовом массиве, регулирующем права граждан на социальное обеспечение, так как имеет рамочный характер.
В Законе заложены правовые основы и общие принципы функционирования всей системы обязательного социального страхования. Подразумевается, что все другие законы, касающиеся отдельных видов обязательного социального страхования, должны соответствовать общим принципам, зафиксированным в данном Законе.
В частности, в тексте Закона дано определение правового статуса объектов социального страхования, изложены их права и обязанности.
Впервые в этом Законе закреплены основные принципы обязательного социального страхования:
- устойчивость его финансовой системы за счет эквивалентности страхового обеспечения и страховых взносов;
- всеобщий и обязательный характер;
- доступность для застрахованных лиц;
- государственная гарантия соблюдения прав застрахованных лиц на защиту от социальных рисков;
- исполнение страховщиком обязательств по обязательному социальному страхованию независимо от финансового положения;
- государственное регулирование системы обязательного социального страхования;
- паритетность участия субъектов в органах управления;
- общественный контроль.
Также предусмотрены правовые механизмы, обеспечивающие защищенность финансовых средств государственного социального страхования.
Устанавливается автономность бюджетов обязательного социального страхования, которые не входят в бюджеты органов государственной власти и местного самоуправления; включены положения о разделении полномочий федеральных и региональных органов государственной власти в сфере обязательного социального страхования, определен круг вопросов, относимых к ведению федеральных властей.
Для ведения финансовой деятельности государственных внебюджетных фондов ежегодно принимаются федеральные законы о бюджетных фондов на очередной финансовый год, и утверждается исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов за очередной финансовый год.
Тем не менее, изменения последних лет в законодательстве, регулирующем обязательное социальное страхование, в частности порядок его финансирования, говорят скорее о стихийном, чем последовательном развитии этой социально значимой сферы жизни общества. В данной представленной работе нас более всего интересует работа Фонда социального страхования.
Фонд социального страхования РФ – специализированное финансово-кредитное учреждение при Правительстве РФ, которое управляет средствами государственного социального страхования Российской Федерации, является юридическим лицом, имеет гербовую печать со своим наименованием, текущие, валютные и иные счета в банках.
Фонд Социального Страхования является самостоятельным финансово-кредитным учреждением. Указом Президента РФ от 20.03.2001 года №318 введена государственная регистрация актов, издаваемых ФСС.
Постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 утверждается Положение о Фонде социального страхования Российской Федерации с последующими изменениями (от 24 июля 1995 г., 19 февраля, 15 апреля, 23 декабря 1996 г.
, 22 ноября 1997 г., 23 декабря 1999 г., 19 июля 2002 г.).
В соответствии с вышеуказанным Положением ФСС управляет средствами государственного социального страхования России и является специализированным финансово-кредитным учреждением при Правительстве РФ.
Денежные средства и иное имущество, находящееся в оперативном управлении Фонда, а также имущество, закрепленное за подведомственными Фонду санаторно-курортными учреждениями, являются федеральной собственностью. Денежные средства Фонда не входят в состав бюджетов соответствующих уровней, других фондов и изъятию не подлежат.
Бюджет Фонда и отчет о его исполнении утверждаются федеральным законом, а бюджеты региональных и центральных отраслевых отделений Фонда и отчеты об их исполнении после рассмотрения правлением Фонда утверждаются председателем Фонда.
Основными задачами Фонда являются:
- обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг, санаторно-курортное обслуживание работников и их детей;
- участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования;
- осуществление мер, обеспечивающих финансовую устойчивость Фонда;
- организация работы по подготовке и повышению квалификации специалистов для системы государственного социального страхования, разъяснительной работы среди страхователей и населения по вопросам социального страхования;
- сотрудничество с аналогичными фондами (службами) других государств и международными организациями по вопросам социального страхования.
Средства Фонда образуются за счет:
- страховых взносов работодателей (администрации предприятий, организаций, учреждений и иных хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности);
- страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью и обязанных уплачивать взносы на социальное страхование в соответствии с законодательством;
- страховых взносов граждан, осуществляющих трудовую деятельность на иных условиях и имеющих право на обеспечение по государственному социальному страхованию, установленному для работников, при условии уплаты ими страховых взносов;
- добровольных взносов граждан и юридических лиц; поступлений иных финансовых средств, не запрещенных законодательством;
- прочих поступлений (возмещаемых страхователем расходов, не принятых к зачету в счет страховых взносов, и не принятых расходов на выплату пособий по временной нетрудоспособности вследствие трудового увечья или профессионального заболевания; недоимок по обязательным платежам, сумм штрафов и иных санкций, предусмотренных законодательством);
Средства ФСС направляются на:
- выплату пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, женщинам, вставшим на учет в ранние сроки беременности, при рождении ребенка, при усыновлении ребенка, по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет, а также социального пособия на погребение или возмещение стоимости гарантированного перечня ритуальных услуг;
- оплату дополнительных выходных дней по уходу за ребенком-инвалидом или инвалидом с детства до достижения им возраста 18 лет; оплату путевок для работников и их детей в санаторно-курортные учреждения, расположенные на территории Российской Федерации, и в санаторно-курортные;
- частичную оплату путевок в детские загородные оздоровительные лагеря, находящиеся на территории Российской Федерации, для детей работающих граждан;
- оплату проезда к месту лечения и обратно;
- финансирование деятельности подразделений органов исполнительной власти, обеспечивающих государственную защиту трудовых прав работников, охрану труда (включая подразделения надзора и контроля за охраной труда) в случаях, установленных законодательством;
- осуществление иных мероприятий в соответствии с задачами Фонда, включая разъяснительную работу среди населения. ФСС имеет свой фонд развития за счет средств, полученных от взимания пеней и наложения финансовых санкций. Положение о порядке формирования и расходования средств фонда развития утверждается Правительством РФ.
Выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей. Ответственность за начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.
Для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию, проведением оздоровительных мероприятий на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Проверка финансово-хозяйственной деятельности центрального аппарата Фонда осуществляется не реже одного раза в год специализированной аудиторской организацией, имеющей соответствующую лицензию.