Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов

В рамках региональной программы повышения мобильности трудовых ресурсов, утвержденной Постановлением Правительства Красноярского края от 27.07.2015 № 391-п, в соответствии со статьями 22.2, 22.

3 Закона Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» предусмотрена финансовая поддержка работодателей при привлечении на постоянную работу квалифицированных работников из других регионов Российской Федерации на рабочие места, которые не могут быть заполнены местными трудовыми ресурсами.

Размер финансовой поддержки составляет 225 тысяч рублей на одного работника. Средства могут расходоваться на любые меры поддержки привлекаемых из других регионов работников:

  • компенсация затрат на проезд к месту работы работника и членов его семьи;
  • оплата доставки багажа работника и членов его семьи;
  • компенсация затрат, связанных с предоставлением работнику, а также членам его семьи жилья (в том числе предоставление ведомственного жилья, найм или приобретение жилья, в том числе по договору ипотечного кредитования);
  • выплаты работнику на обустройство;
  • единовременная выплата работнику в связи с переездом из другого субъекта РФ и трудоустройством в рамках программы:
  • компенсация затрат на обучение работника (профессиональная подготовка, переподготовка, повышение квалификации), в том числе для получения необходимых компетенций перед трудоустройством;
  • оплата проезда работника до места учебы и обратно;
  • оплата пребывания в дошкольной образовательной организации и обучения детей работника в образовательных организациях;
  • оплата расходов (в том числе командировочных расходов работника) на прохождение работником независимой оценки квалификации на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
  • предоставление работнику дополнительного социального пакета (оплата полиса добровольного медицинского страхования, оплата питания в течение рабочего дня и иные меры поддержки).

Внимание! Финансирование не распространяется на работников, привлеченных из 19 территорий, входящих в Перечень регионов приоритетного привлечения трудовых ресурсов, утвержденный Распоряжением Правительства РФ от 20.04.2015 № 696-р.

Нормативные документы:

Дополнительную информацию можно получить в Центре занятости населения города Красноярска по телефону 265-48-29.

Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов Статья 22.2. Содействие работодателям в привлечении трудовых ресурсов в рамках реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов

Разъяснение Минтруда России относительно увеличения размера финансовой поддержки для работодателей-участников программ повышения мобильности трудовых ресурсов в ДФО

Ранее в некоторых СМИ появились сообщения со ссылкой на Минвостокразвития России о том, что законопроект, предусматривающий выплату до 1 миллиона рублей россиянам, переезжающим работать на Дальний Восток по программе трудовой мобильности, внесен на рассмотрение в Госдуму России. Это не соответствует действительности.

Минтруд России вынес на общественное обсуждение проект постановления Правительства России, в соответствии с которым предлагает увеличить размер финансовой поддержки для работодателей, участвующих в региональных программах повышения мобильности трудовых ресурсов, с 225 тысяч рублей до 1 миллиона рублей из расчета на одного привлекаемого работника. Данный проект разработан в рамках исполнения поручения Президента России по повышению эффективности реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов на территории субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа.

Напоминаем, что в рамках проекта поддержки трудовой мобильности регионам, включенным в Перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным, предоставляется субсидия из федерального бюджета на софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.

Данные программы являются механизмом точечного привлечения высококвалифицированных кадров. Работодателям предоставляется 225 тысяч рублей на одного привлеченного из другого региона работника.

Эти средства могут быть направлены на переезд, обустройство на новом месте, оплату жилья и другие аналогичные меры, которые определяются соглашением с каждым конкретным работодателем, участвующим в программе.

По мнению Минтруда России, предлагаемое повышение размера финансовой поддержки до 1 миллиона рублей позволит существенно увеличить численность работников, привлекаемых в рамках региональных программ на территорию Дальневосточного федерального округа, создаст условия для привлечения трудоспособного населения в трудонедостаточные территории и закрепления его там на постоянное место жительства.

Вместе с тем, в Госдуме России к рассмотрению в первом чтении готовится законопроект, направленный на совершенствование механизма мобильности трудовых ресурсов.

Законопроектом предлагается создать условия для увеличения численности работодателей, предоставив возможность участия не только компаниям, реализующим инвестиционные проекты, но и тем компаниям, которые реализуют различные проекты развития. Это позволит привлекать работников не только на новый проект, но и на развитие действующего производства, если невозможно заместить вакансию за счет привлечения местных трудовых ресурсов.

Законопроектом также предлагается оптимизировать процесс отбора и согласования региональных программ путем повышения гибкости управления региональной программой и оперативности принятия и реализации решений в части согласования проекта региональной программы, изменения перечня работодателей без дополнительного согласования.

Кроме того, планируется отказаться от требования к работодателю не осуществлять сокращение численности или штата работников в период получения и использования финансовой поддержки, сделать более эффективной проверку наличия задолженности у работодателя по уплате страховых взносов – не в момент выдачи ему сертификата, а по итогам года.

  • В отдельных случаях по решениям Правительства России предлагается предоставить право отдельным организациям привлекать работников из субъектов Российской Федерации включенных в Перечень, поскольку, например, предприятия судостроительного комплекса Приморского края уже сейчас нуждаются в привлечении работников из соседних регионов Дальнего Востока.
  • По мнению Минтруда России, принятие законопроекта позволит увеличить гибкость и качество управления проектом, расширить возможность участия работодателей, увеличить количество интересных региональных проектов.
  • Справочно:
  • Перечень субъектов Российской Федерации, привлечение трудовых ресурсов в которые является приоритетным (утвержден распоряжением Правительства РФ от 20 апреля 2015 года № 696-р), включает 16 регионов: Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский и Хабаровский края, Амурскую, Архангельскую, Вологодскую, Калужскую, Липецкую, Магаданскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Тамбовскую и Ульяновскую области, Чукотский автономный округ.
  • В настоящее время вакансии организаций, являющихся участниками программы повышения мобильности трудовых ресурсов, размещены в специальном разделе на портале «Работа в России».

Мнение: Программа трудовой мобильности — важный инструмент реализации Концепции демографической политики Дальнего Востока

Комитет Государственной Думы Российской Федерации по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока  поддержал внесение изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части совершенствования механизма повышения мобильности трудовых ресурсов. 

По мнению главы Комитета Николая Харитонова, программа повышения мобильности трудовых ресурсов, несмотря на трудности в ее реализации, является одним из важнейших пунктов в выполнении задач Концепции демографической политики Дальнего Востока, в рамках которой население Дальнего Востока должно увеличиться с 6,2 млн человек в 2017 году до 6,5 млн в 2025 году. Учитывая дефицит трудовых ресурсов во многих отдаленных регионах страны и незначительную конкуренцию на рынке труда в сфере высококвалифицированных специалистов, программа повышения мобильности трудовых ресурсов необходима. В перспективе на Дальний Восток должны переехать по разным программам, направленным на стимулирование миграции, 250 тысяч человек. Это вполне осуществимо, в частности, при оптимизации процесса реализации региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов и при предоставлении субъектам Российской Федерации возможности более оперативно реагировать на изменения ситуации на рынке труда.

На сегодня софинансирование региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в федеральном бюджете на 2018 год предусмотрено 650,5 млн. рублей. В рамках действующей программы по повышению мобильности трудовых ресурсов на Дальний Восток в 2015 году было привлечено 68 человек, в 2016 году – 265 человек, в 2017 году – 372 человека.

Напомним, в 2014 году Правительством был  предложен  механизм получения финансовой поддержки работодателя: работодателю предоставляется сертификат, дающий право на привлечение трудовых ресурсов из других регионов, стоимостью 225 тыс.

рублей на 1 человека (150 тысяч рублей за счет федерального бюджета и 75 тыс. рублей за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации).

Данный механизм Правительство оставляет и на будущее, но предлагает упростить процедуру для работодателей.

Комитет считает, что необходимо в зависимости от региона, в который переезжает работник, изменить сумму финансовой помощи, и для дальневосточных регионов установить ее в размере не менее 1 миллиона рублей на одного работника.

«Стартовавшие и планируемые в ближайшее время к реализации инвестиционные проекты создают высокий спрос на рабочую силу. На первом месте – местные кадры. Но если требуются узкоспециализированные работники мы должны создать условия для того чтобы они переезжали на Дальний Восток», — заявлял глава Министерства РФ по развитию Дальнего Востока.

Екатерина Макарова +7(915)[email protected]

Канал Минвостокразвития России в Telegram 

Реализация повышения мобильности трудовых ресурсов

Нургалеева, В. Ю. Реализация повышения мобильности трудовых ресурсов / В. Ю. Нургалеева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 37 (223). — С. 66-68. — URL: https://moluch.ru/archive/223/52599/ (дата обращения: 06.06.2021).



В связи с глобализацией, повышение мобильности трудовых ресурсов — является важным элементом развития экономики России. Стоит отметить, что такая мобильность ограничена, так как проблемы в социальной, демографической сфере оказывают негативное влияние на экономические процессы.

В Российской Федерации существует устойчивая правовая база по вопросам регулирования труда и занятости населения. Обязательства государства в области содействия занятости населения вытекают из ст. 7 Конституции РФ, где указано, что Российская Федерация является социальным государством.

В свою очередь, государство рассматривает обязанность создании условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, в качестве одного из направлений общегосударственной политики.

Основные направления политики российского государства по содействию реализации прав граждан на полную, продуктивную и свободно избранную занятость закреплены в ст. 5 Федерального закона о занятости [3]. Главной проблемой в области реализации таких направлений являются те территории, в которых наблюдается переизбыток трудовых ресурсов.

В первую очередь — это крупные города с большой плотностью населения. В связи с этим, государству не удается в полной мере обеспечить экономическую активность, так как её точки роста находятся, в основном, в малонаселенных местностях. Другими словами, количество рабочих мест не всегда соответствует численности населения.

Решение такой проблемы, связанной с безработицей, повлияло на необходимость разработки современных механизмов содействия трудовой мобильности.

В настоящее время органы государственной власти создают определенные правовые и финансово-экономические условия для благоприятного переезда потенциальных работников в местности, где привлечение рабочей силы носит первостепенный и перспективный для целей экономического развития страны характер. Стоит заметить, что проблемы трудоустройства на законодательном уровне начали решаться относительно недавно. Необходимость в разработке, по мнению ученых-юристов, обусловлена экономическим кризисом [7].

Самым важным регулятором трудоустройства в России является — вступивший в силу с 1 января 2015 г. Федеральный закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации» в части повышения мобильности трудовых ресурсов.

Данный документ регламентирует деятельность государства в области повышения мобильности трудовых ресурсов, осуществляя государственное содействие работодателям, привлекающим трудовые ресурсы из других регионов. Государственная поддержка выражается в комплексе мероприятий, направленных на развитие внутренней трудовой миграции.

Они представляют собой, в первую очередь, контроль за состоянием рынка труда и потребностей граждан в области трудовых ресурсов, принятие региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов, а также установление выплат работникам, которые переезжают в другую местность.

Данный федеральный закон регламентирует деятельность Правительства РФ, которое определяет перечень территорий приоритетного привлечения трудовых ресурсов.

В соответствии с разъяснениями пояснительной записки к проекту рассматриваемого Федерального закона, «необходимо стимулирование привлечения трудовых ресурсов на территории, не относящиеся к территориям естественной миграционной привлекательности.

Актуальным является привлечение трудовых ресурсов на территории, являющиеся стратегически важными для Российской Федерации, например, приграничные территории, территории Дальнего Востока и Сибири», т. е. в регионах стратегического и опережающего развития [5].

Стоит отметить такой документ, как Распоряжение Правительства РФ, которое регламентирует перечень субъектов РФ, привлечение трудовых ресурсов в которых является приоритетным. В первую очередь, это касается территории Дальнего Востока и Сибири [4]. Окончательный список пополнился Амурской областью.

Как сообщает Министерство по развитию Дальнего Востока, регион испытывает нехватку рабочих мест различного профиля и квалификации. Особой новеллой в области повышения мобильности трудоустройства является собеседование онлайн. Данная процедура хотя и появилась относительно недавно, но уже способствует усилению мобильности отечественного рынка труда. Таким образом, жители одного региона страны проходят собеседование в организацию, которая находится в другом субъекте РФ. Следовательно, будет возрастать эффективность внутренней миграции рабочих. По словам главы Роструда Вуколова, ситуация на рынке труда в данный момент остается стабильной. Однако количество безработных выросло, что уже противоречит «стабильности».

На сайте ведомства был проведен опрос трудоспособного населения. Его цель заключалась в том, чтобы выяснить готовы ли они переехать в другие регионы ради работы. По результатам исследования, более 50 % опрошенных пользователей были бы не против работы в другом субъекте РФ. А также более 60 % из них готовы работать по другой профессии.

Исходя из результатов опроса, половина респондентов считают приемлемую зарплату в размере 80 тысяч рублей в месяц. В связи с этим, задача региональных программ состоит в привлечении на постоянное место жительства квалифицированных специалистов в малонаселенные территории. Обязательным условием является трудоустройство не менее чем на 3 года.

Также некоторые работодатели готовы предоставить потенциальным работникам съем жилья, а ещё и финансовую помощь, в основном, в размере 1 миллион рублей. Такие поощрительные меры связаны с тем, что на сегодняшний день на предприятиях различных отраслей существует одна общая проблема — низкая эффективность использования трудовых ресурсов.

Существование такой проблемы в данной области приводит к тому, что работодатель недополучает прибыль, снижается уровень продаж. Данные последствия могут привести к ликвидации или банкротству предприятия. Для эффективности использования трудовых ресурсов, работодатель ввел такое понятие, как мотивация труда у рабочих.

Мотивация труда — это стимулирование работников к трудовой деятельности для достижения целей предприятия или организации [9]. Для потенциальных работников не всегда важна материальная мотивация. Так как для многих, например, важна социальная поддержка, включая льготы.

Именно такая мотивация в большинстве своем более эффективна, как для сотрудников, так и для руководства.

В целях создания новых точек притяжения трудовых ресурсов в регионах стратегического и опережающего развития, условий для переезда граждан Российской Федерации в указанные субъекты Российской Федерации предлагается определить нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации, являющиеся территориями приоритетного привлечения трудовых ресурсов.

В качестве приоритетного привлечения трудовых ресурсов логично и эффективно рассматривать те территории, которые испытывают потребность в таких ресурсах. Благодаря этому, также будет происходить развитие экономики страны.

Такая инициатива является эффективным действием для решения такой проблемы, как безработица, а также территориального перераспределения квалифицированных кадров. Для того, чтобы такой процесс был полностью реализован необходимо продумать все действия.

В особенности, это касается предоставления субсидий, а также тот момент, что далеко не все трудоспособное население готово на переезд в другой регион. Например, программа повышения трудовой мобильности предусматривает возможность заключения трудового договора с компанией, участвующей в программе, из одного из семи субъектов ДФО [6].

При этом компания может оплатить: стоимость переезда самого работника и членов его семьи, провоз багажа, проживание, обучение/переобучение и любые другие нужды, связанные с переездом и адаптацией на новом месте.

Ещё одной из самых популярных региональных программ является «Земский доктор» — федеральная программа для врачей 2018, присоединиться к которой могут только специалисты с высшим образованием в регионах-участниках.

В частности, на подъемные могут рассчитывать те, кто переезжает в деревни и рабочие поселки Московской, Калининградской, Смоленской, Иркутской, Томской и Волгоградской областей. Каждому потенциальному работнику выплачивается 1 миллион рублей, а также предоставляется жилье. Самым главным условием считается — заключение трудового договора не менее, чем на 5 лет.

Правительство России в 2017 году направило 203,3 млн рублей на финансирование 14 региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов.

Субсидии из федерального бюджета получили Камчатский, Красноярский, Пермский, Приморский, Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Вологодская, Липецкая, Магаданская, Новосибирская, Сахалинская, Ульяновская области и Чукотский автономный округ. В рамках региональных программ планируется реализация 60 работодателями 62 инвестиционных проектов. Ожидается, что из других регионов будет привлечено 1183 работника. Работники будут заняты на крупных инвестиционных проектах, реализуемых в том числе АО «Аметистовое» (строительство горно-обогатительного комбината «Аметистовый» на территории Камчатского края), ООО «ЕвроХим-Усольский калийный комбинат» (на территории Пермского края), ООО «Судостроительный комплекс «Звезда» (на территории Приморского края), АО «Авиастар-СП» (производство тяжелого военно-транспортного самолета Ил-76МД-90А и его модификаций на территории Ульяновской области).

Проблема нехватки квалифицированных рабочих кадров является актуальной для современной российской промышленности по сей день. Отсутствие квалифицированного персонала и неэффективная организация труда являются основополагающими факторами, препятствующие развитию экономики РФ.

Такая проблема не может остаться без внимания со стороны работодателей. Поэтому государство взаимодействует с работодателями для достижения общей цели — занятость и трудоустройство населения [8].

И для того, чтобы равномерно распределить трудовые ресурсы по всем регионам необходимо создание на местах конкурентоспособных рабочих мест с достойными условиями труда.

Литература:

  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г.: по сост. на 21 июля 2014 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014.№ 4. Ст. 445.
  2. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ: по сост. на 05 февраля 2018 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. 2018. № 7. Ст. 968.

Информация для работодателей о возможностях участия в РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРОГРАММЕ ПОВЫШЕНИЯ МОБИЛЬНОСТИ ТРУДОВЫХ РЕСУРСОВ — PDF Скачать Бесплатно

Подробнее

Подробнее
Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

Подробнее

«Выявление способов и факторов их определяющих при привлечении трудовых ресурсов работодателями Красноярского края, в том числе из других территорий». Р Е З У Л Ь Т А Т Ы С О Ц И О Л О Г И Ч Е С К О Г

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 27 декабря 2012 г. 2570-р МОСКВА В целях реализации Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую

Подробнее

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПРОГРАММА «СОДЕЙСТВИЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ» СОДЕРЖАНИЕ О ПРОГРАММЕ ЦЕЛИ, КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ И ПОКАЗАТЕЛИ ФИНАНСИРОВАНИЕ ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ПОДПРОГРАММЫ О ПРОГРАММЕ ЦЕЛИ, КЛЮЧЕВЫЕ ЗАДАЧИ

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ РАСПОРЯЖЕНИЕ от 19 апреля 2016 г. 141-рп г. Архангельск Об утверждении отчета о реализации в 2015 году государственной программы «Содействие занятости населения, улучшение

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО ПЕРМСКОГО КРАЯ ПОСТАНОВЛЕНИЕ 8.09.04 07-п ^О внесении изменений в Программу дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда Пермского края в 0-05 годах, утвержденную постановлением

Подробнее

Приложение 2 к опросному листу ПОРЯДОК И СРОКИ перечисления мер социальной поддержки посредством предоставления гранта участникам Программы социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно

Подробнее

Приложение 3 к опросному листу ПОРЯДОК И СРОКИ перечисления мер социальной поддержки посредством предоставления гранта участникам Программы социальной поддержки граждан Российской Федерации, самостоятельно

Подробнее

АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА КИРСАНОВА ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ ПОСТАНОВЛЕНИЕ «15» октября 2012 г. г.кирсанов 1414 Об утверждении городской целевой «Оказание содействия добровольному переселению соотечественников, проживающих

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е от 9 июля 1250-р МОСКВА 1. Утвердить прилагаемый план мероприятий по обеспечению повышения производительности труда, создания и модернизации высокопроизводительных

Подробнее

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ П О С Т А Н О В Л Е Н И Е от 30 декабря 2018 г. 1759 МОСКВА О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Содействие занятости населения» Правительство

Подробнее

Взаимодействие службы занятости населения с работодателями по вопросам привлечения и использования иностранной рабочей силы. Начальник отдела трудоустройства и специальных программ департамента труда и

Подробнее

Ссылка на основную публикацию