Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления

  • В качестве основания для отмены актауправления или длявнесения в них изменений и дополнениймогут выступать:
  • · несоответствие содержания акта действующему законодательству либо актам вышестоящих должностных лиц (органов);
  • · несоблюдение установленных требований к порядку принятия и вступления в силу актов (например, отказ в государственной регистрации);
  • · необходимость замены устаревшего акта управления новым или внесения в него многочисленных существенных изменений и дополнений;
  • · истечение срока действия акта управления.

· нецелесообразность правового акта управления. Последнее из приведенных оснований может быть основанием для отмены только в том случае, когда решение об отмене принимается непосредственно издавшим органом или должностным лицом, а также вышестоящей инстанцией, наделенной соответствующими полномочиями. Так, акты Правительства РФ не могут быть отменены Президентом РФ иначе как по основанию их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ.

^ Решение об отмене акта государственного управления может быть принято:

  1. · по инициативе самого органа, издавшего акт государственного управления;
  2. · по инициативе вышестоящего органа государственного управления или должностного лица;

· в результате опротестования, т.е. по инициативе органов прокуратуры;

· в результате обжалования, т.е. по инициативе граждан, которым право обжаловать решения органов государственной власти и должностных лиц предоставлено ст.

46 Конституции РФ, либо по инициативе других субъектов административного права, наделенных соответствующими полномочиями по обжалованию актов государственного управления.

^ Принятие решения об отмене или приостановлении действия акта государственного управления может быть принято:

  • · органом, принявшим акт государственного управления;
  • · вышестоящим органом, имеющим на это специальные полномочия;
  • · судом (в том числе Конституционным Судом РФ).

В частности, Гражданским процессуальным кодексом РФ установлено, что гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются их права и свободы, гарантированные Конституцией РФ, законами и другими нормативными правовыми актами, а также прокурор в пределах своей компетенции вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части. С заявлением о признании нормативного правового акта противоречащим закону полностью или в части в суд вправе обратиться Президент РФ, Правительство РФ, законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, глава муниципального образования, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом нарушена их компетенция. Не подлежат рассмотрению в суде общей юрисдикции заявления об оспаривании нормативных правовых актов, проверка конституционности которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ. В соответствии с Конституцией РФ право отмены актов Правительства РФ предоставлено Президенту РФ. Со своей стороны, Правительство РФ вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти. Отмена акта государственного управления влечет за собой утрату актом юридической силы с момента отмены или с момента издания.

Кроме отмены правовых актов, законодательство и административно-правовые нормы предусматривают возможность приостановления их действия или исполнения.

Приостановление действия (исполнения) правовых актов управленияне влечет автоматическую утрату юридической силы правового акта. Временно, т.е. до определенных выводов по причинам, вызвавшим приостановление, прекращается его действие или исполнение. Затем, уже в зависимости от результатов, акт продолжает действовать, если устранены содержащиеся в нем дефекты, либо отменяется.

Наиболее типичные случаи приостановления действия и исполнения правовых актов управления следующие.

  1. · Президент РФ вправе приостанавливать действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод граждан.
  2. · Правительство РФ может принять решение о приостановлении действия актов федеральных органов исполнительной власти или внести предложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органов исполнительной власти субъектов РФ;
  3. · Органы законодательной власти субъектов РФ могут приостанавливать до рассмотрения судом или Правительством РФ действия актов федеральных органов исполнительной власти, противоречащих законодательству.
  4. · Принесение протеста прокурором на постановление о наложении административного взыскания приостанавливает исполнение некоторых взысканий до рассмотрения протеста.

Дата добавления: 2018-05-12; просмотров: 2046; Мы поможем в написании вашей работы!

Статья 15. Приостановление действия правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации и актов органов местного самоуправления Мы поможем в написании ваших работ!

Федеральное казначейство

Гражданин, организация, считающие, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, или должностного лица нарушаются их права и свободы.

Согласно п. 1 ч. 2 ст.

1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) суды в порядке, предусмотренном КАС РФ, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании нормативных правовых актов полностью или в части.

В силу положений ч. 1 ст.

208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта недействующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.

Административное исковое заявление об оспаривании нормативных правовых актов подаются по подсудности, установленной статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

В районный суд подаются заявления об оспаривании нормативных правовых актов, не указанных в статьях 17.1, 18, 20, 21 КАС РФ.

Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, органу местного самоуправления, избирательной комиссии, комиссии референдума, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.

В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Сроков давности для подачи административного искового заявления в суд об обжаловании нормативных правовых актов действующее законодательство не устанавливает, таким образом, эти акты могут быть обжалованы в любое время в период их действия. Не могут быть обжалованы недействующие нормативные правовые акты.

  • Подача административного искового заявления об оспаривании нормативного правового акта в суд не приостанавливает действие оспариваемого нормативного правового акта.
  • Суд отказывает в принятии административного искового заявления об оспаривании нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), нарушающих права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, если имеется вступившее в законную силу решение суда, принятое по административному иску о том же предмете.
  • Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.
  • Суды разрешают административные дела на основании Конституции Российской Федерации, международных договоров Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти, конституций (уставов), законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления, должностных лиц, а также нормативных правовых актов организаций, которые в установленном порядке наделены полномочиями на принятие таких актов.
  • Если при разрешении административного дела суд установит несоответствие подлежащего применению нормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, он принимает решение в соответствии с законом или иным нормативным правовым актом, имеющим большую юридическую силу.
Читайте также:  Статья 30. Платежи, взимаемые в связи с импортом и экспортом товаров

В силу п. 2 ч. 2 ст.

1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном данным кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, должностных лиц, порядок производства по которым предусмотрен гл. 22 названного кодекса.

Положения ч. 1 ст.

218 КАС РФ предоставляют гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании действий (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, если он полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов.

Административное исковое заявление подается в суд по подсудности, установленной статьями статьями 17.1 — 21 КАС РФ.

  1. Административное исковое заявление к органу государственной власти, иному государственному органу, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, подается в суд по месту их нахождения, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему — по месту нахождения органа, в котором указанные лица исполняют свои обязанности.
  2. В случае, если место нахождения органа государственной власти, иного государственного органа, органа местного самоуправления, организации, наделенной отдельными государственными или иными публичными полномочиями, не совпадает с территорией, на которую распространяются их полномочия или на которой исполняет свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий, административное исковое заявление подается в суд того района, на территорию которого распространяются полномочия указанных органов, организации или на территории которого исполняет свои обязанности соответствующее должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.
  3. При рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
  4. 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
  5. 2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
  6. 3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
  7. а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
  8. б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
  9. в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;

4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.

Суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.

Гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления.

Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

  • Административные дела рассматриваются и разрешаются Верховным Судом Российской Федерации до истечения трех месяцев, а другими судами до истечения двух месяцев со дня поступления административного искового заявления в суд, включая срок на подготовку административного дела к судебному разбирательству, если иные сроки рассмотрения и разрешения административных дел не установлены настоящим Кодексом.
  • Суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
  • В день вступления в законную силу решения суда, которым удовлетворены заявленные требования, или в день обращения данного решения к немедленному исполнению его копии направляются с использованием способов, позволяющих обеспечить скорейшую доставку таких копий, руководителям органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, председателям квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии по приему экзамена на должность судьи, должностному лицу, государственному или муниципальному служащему, решения, действия (бездействие) которых были оспорены.
  • Судебный порядок обжалования по заявлениям граждан, организаций и иных лиц, затрагивающих права и законные интересы этих лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК).
  • Согласно статье 197 АПК РФ дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями (далее — органы, осуществляющие публичные полномочия), должностных лиц, в том числе судебных приставов — исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 24 АПК РФ.
  • Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Заявления о признании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, должностного лица, государственного служащего незаконными рассматриваются арбитражными судами по месту нахождения федерального органа исполнительной власти.
  • Срок обращения с заявлением в арбитражный суд о признании решений и действий (бездействия) незаконными согласно статье 198 АПК составляет три месяца со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов.
  • Необходимым условием для признания ненормативного правового акта, действий (бездействия) недействительными является одновременно несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному акту и нарушение прав и законных интересов организации в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
  • Согласно статье 199 АПК РФ заявление о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, частью 3 статьи 125 АПК РФ.

Административная ответственность за правонарушения в области МО

22.11.2007 10:22  Просмотров: 9551

ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ПРАВОНАРУШЕНИЯ, СВЯЗАННЫЕ С ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Е.С. ШУГРИНА

Е.С. Шугрина, кандидат юридических наук, доцент, директор программы содействия развитию адвокатской деятельности ABA CEELI.

Несмотря на то что административная ответственность существует давно, ее можно отнести к одному из самых динамично развивающихся правовых институтов. Примером тому служит формирование правовых основ административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления.

В соответствии со ст. 1.1 КоАП РФ законодательство об административных правонарушениях состоит из самого Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Федерации об административных правонарушениях. К ведению России в области законодательства об административных правонарушениях (ст. 1.3) отнесено установление:

  • — общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;
  • — перечня видов административных наказаний и правил их применения;
  • — административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами;
  • — порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;
  • — порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.
  • Бланкетные нормы, а также нормы, регулирующие отдельные вопросы административной ответственности за правонарушения, связанные с осуществлением местного самоуправления, содержатся в законодательстве федеральном и субъектов Федерации.
Читайте также:  Федеральный закон от 25.07.1998 n 128-фз (ред. от 13.07.2020) "о государственной дактилоскопической регистрации в российской федерации"

В соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы государственной власти субъектов Федерации обязаны установить административную ответственность граждан, руководителей организаций, должностных лиц органов государственной власти и должностных лиц органов местного самоуправления:

—  за неисполнение или ненадлежащее исполнение муниципальных правовых актов органов местного самоуправления (ст. 7);

—   за нарушение порядка и срока письменного ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления (ст. 32);

—  за непредставление органам местного самоуправления материалов и информации, необходимых для формирования проекта соответствующего местного бюджета (ст. 84) .

См.: Курманов М.М., Миннегулов И.Х. Проблемы установления административной ответственности во исполнение федерального закона о местном самоуправлении // Современное право. 2006. N 1.

В пяти субъектах Федерации (Амурская, Иркутская, Омская и Пензенская области, Корякский автономный округ) законы уже приняты. В них регулируются все или большая часть составов административных правонарушений.

Согласно Кодексу Нижегородской области об административных правонарушениях 2003 года неисполнение решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах их полномочий, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц (ст. 9.3). Протоколы об административных правонарушениях вправе составлять главы местного самоуправления (главы администраций) и их заместители (ст. 12.3).

В Законе Удмуртской Республики от 16.11.

2001 «Об установлении административной ответственности за отдельные виды правонарушений» указано, что неисполнение требований нормативных правовых актов органов местного самоуправления, а равно невыполнение в установленный срок постановления должностного лица местного самоуправления, принятых в пределах их компетенции, если иное не установлено федеральным законодательством или этим Законом, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан, должностных и юридических лиц (ст. 19). Протоколы вправе составлять исполнительные органы местного самоуправления (ст. 31), дела рассматриваются мировыми судьями (ст. 28).

В ст.

55 Закона Алтайского края «Об административной ответственности за совершение правонарушений на территории Алтайского края» предусматривается, что неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданами, руководителями организаций, должностными лицами органов государственной власти и местного самоуправления муниципальных правовых актов влечет за собой наложение административного штрафа на граждан и должностных лиц. Дела об административных правонарушениях рассматривают мировые судьи (ст. 74).

Административная ответственность может наступить за нарушение норм таможенного, налогового, финансового законодательства, за правонарушения в области строительства и др.

Должностные лица местного самоуправления несут административную ответственность в случае совершения ими при исполнении служебных обязанностей правонарушений, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Федерации.

Толкование понятия должностного лица в административном и муниципальном праве различается. При привлечении должностных лиц местного самоуправления к административной ответственности следует руководствоваться примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, так как эта норма специальная .

Конкретные составы правонарушений, за которые должностные лица местного самоуправления могут быть привлечены к ответственности, содержатся в КоАП РФ, например ст. 14.9.

КонсультантПлюс: примечание.

Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (постатейный) СЕ. Чаннова включен в информационный банк.

См.: Комментарий к Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» / Под ред. СЕ. Чаннова. М., 2004. С. 239.

Одной из особенностей КоАП РФ является возможность привлечения к административной ответственности не только должностных, но и юридических лиц (органов местного самоуправления).

Последние подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных КоАП РФ или законами субъектов Федерации об административных правонарушениях (ст. 2.10).

Субъектом административной ответственности могут быть одновременно и должностное, и юридическое лицо (ч. 3 ст. 2.1). Назначение наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности виновное физическое лицо.

К сожалению, бюджетная сфера характеризуется низкой эффективностью бюджетно-правового регулирования, отсутствием четкого и простого механизма применения мер как административной, так и финансовой ответственности в сфере бюджетных отношений.

КоАП РФ предусматривает административную ответственность за следующие правонарушения: нецелевое использование бюджетных средств (ст. 15.14); нарушение срока возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе (ст. 15.

15); нарушение сроков перечисления платы за пользование бюджетными средствами (ст. 15.16). Этим правонарушениям корреспондируют нормы БК РФ (статьи 289 — 291, 304).

Двенадцать видов нарушений бюджетного законодательства (статьи 293, 295 — 303, 305, 306) не содержатся в КоАП РФ, хотя предусматривают наложение штрафов в соответствии с ним.

В отличие от административной меры бюджетной ответственности не применяются одновременно к юридическому и виновному должностному лицу. Однако сохраняется возможность наложения на правонарушителя одновременно мер административной и бюджетной ответственности. Так, бюджетные нарушения, предусмотренные статьями 15.14-15.

16 КоАП РФ, влекут за собой наложение административного штрафа на должностных лиц. Согласно БК РФ (статьи 282, 289 — 306) из всех мер ответственности за нарушение бюджетного законодательства в отношении должностных лиц возможно применение предупреждения о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса и наложения штрафа .

См.: Осин А.А. Ответственность должностных лиц за нарушение бюджетного законодательства // Финансы. 2004. N 12.

В КоАП РФ несколько сужен круг лиц, которых можно подвергнуть административному взысканию.

Административный штраф может быть наложен только на должностных лиц — получателей бюджетных средств (статьи 15.14 — 15.16). Согласно ст.

162 БК РФ ими являются бюджетное учреждение или иная организация, имеющие право на получение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью на соответствующий год.

Нормы бюджетного законодательства не согласуются с нормами КоАП РФ.

При совершении правонарушений, предусмотренных БК РФ, невозможно применить предусмотренную в бюджетном законодательстве меру ответственности — наложение штрафа на руководителей государственных органов, органов местного самоуправления и кредитных организаций, так как эти нормы отсылают к КоАП РФ, в котором отсутствуют соответствующие составы правонарушений .

См.: Архипенко Т.В., Макаров А.В. Соотношение административной и бюджетной ответственности // Финансовое право. 2004. N 4.

Еще одной проблемой является пробельность и противоречивость административного и бюджетного законодательства в части процедуры привлечения к ответственности. Некоторые субъекты Федерации принимают законы, чтобы их устранить.

В Законе Ульяновской области от 24.02.2005 N 014-30 «Об административной ответственности за нарушение бюджетного законодательства Ульяновской области», в частности, указывается, что дела об административных правонарушениях в отношении средств бюджетов муниципальных образований рассматриваются мировыми судьями (ст. 4).

КоАП РФ впервые ввел такое административное наказание, как дисквалификация — лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных федеральным законодательством (ст. 3.11). Административное наказание в виде дисквалификации назначается судьей и может быть применено к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица, членам совета директоров, индивидуальным предпринимателям, в том числе к арбитражным управляющим.

Дисквалификацию следует отличать от лишения специального права (ст. 3.8 КоАП РФ), а также от уголовного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УК РФ) . Статья 32.

11 КоАП РФ предусматривает немедленное прекращение договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, что соответствует положениям ст.

77 Трудового кодекса РФ, указывающим на возможность прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным федеральными законами

См.: Комментарий к Кодексу Российской Федерации об административных правонарушениях. 5-е изд., перераб. и доп. / Под ред. Е.Н. Сидоренко. М., 2006.

См.: Горячев А.С. Административная ответственность руководителя // Право и экономика. 2005. N 6,7.

Согласно КоАП РФ дисквалификация возможна за следующие административные правонарушения:

— нарушение законодательства о труде и об охране труда (ст. 5.27);

Читайте также:  Статья 94.1. Документы, необходимые для совершения исполнительной надписи об обращении взыскания на заложенное имущество

— незаконные действия по получению и (или) распространению информации, составляющей кредитную историю (ст. 5.53);

— фиктивное или преднамеренное банкротство (ст. 14.12);

— неправомерные действия при банкротстве (ст. 14.13);

— ненадлежащее управление юридическим лицом (ст. 14.21);

— совершение сделок и иных действий, выходящих за пределы установленных полномочий (ст. 14.22);

— осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (ст. 14.23);

—   нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 14.25);

— незаконное получение или предоставление кредитного отчета (ст. 14.29);

— невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль) (ст. 19.5).

Статьи 14.12 — 14.13, 14.25, 14.

29 КоАП РФ содержатся в главе 14 «Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности», поэтому вряд ли могут быть применены к должностным лицам органов местного самоуправления. А вот ст. 19.

5 применима к должностным лицам органов местного самоуправления, например за нарушения в бюджетной сфере по результатам проверки Счетной палатой РФ или иным контрольным органом.

В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц или дисквалификацию, на юридических — штраф.

Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Земельное право » Земельные споры » Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Признание недействительным акта государственного органа возможно лишь при наличии соответствующего судебного решения.

Содержание

Действующая законодательная база земельной сферы предусматривает разработку и усовершенствование нормативных актов различного направления.

В законодательных активах существуют статьи, которые определяют формы собственности, устанавливают права и обязанности пользователей земель, определяют особенности заключения сделок с землей, а также уточняют все финансовые и административные механизмы распоряжения земельными территориями.

Помимо этого, законодательная база включает в себя статьи, которые позволяют обеспечить надежную защиту прав собственников на их землю, а также уточняют механизмы рассмотрения земельных споров в судебном и административном порядке.

Одним из видов нарушения прав собственников, владельцев или пользователей земельных территорий является принятие исполнительными органами местного или государственного управления таких нормативных актов, которые не соответствуют законодательной базе и нарушают интересы и права собственников.

Для разрешения таких споров предусмотрена законная процедура, которая делает возможным признание ненормативного правового акта недействительным в судебном порядке. Поэтому для предотвращения случаев нарушения прав пользователей и собственников территорий, все владельцы участков земли должны знать особенности и порядок признания незаконных нормативных актов недействительными.

Признание недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления в суде

Признание недействительным акта местного самоуправления субъектов РФ или исполнительного органа государственной власти – это защитная мера, которая позволяет в судебном порядке отстоять права собственников и владельцев земельных территорий. В результате издания соответствующих актов физические и юридические лица могут нести определенные расходы и убытки, которые подлежат последующему возмещению.

Ненормативные законодательные акты могут быть обжалованы в судебном порядке в соответствии с установленным законом порядком, а в результате судебного разбирательства – быть признаны недействительными и неправомерными.

Согласно действующему законодательству недействительными могут быть признаны следующие группы законодательных актов и официальных документов:

акты, выданные исполнительными органами местного самоуправления или исполнительными учреждениями государственной власти, которые не соответствуют нормативам земельного законодательства и нарушают права землепользователей в определенной мере;

  • правоустанавливающие и нормативные акты, которые противоречат законодательной базе, а также не соответствуют нормативным правовым актам законодательства;
  • ненормативные документы, содержание которых нарушает права и интересы физических и юридических лиц в сфере эксплуатации, целевого использования, освоения и охраны земельных участков.

Случаи признания акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, нарушающего права и интересы граждан или юридических лиц в области использования и охраны земель, недействительным

Признание недействительным акта государственного органа в сфере земельного права возможно лишь при наличии соответствующего судебного решения, в котором сказано, что оспариваемый документ:

  • полностью или частично не соответствует основному государственному законодательному акту;
  • препятствует попыткам граждан в реализации собственных прав и свобод в отношении земельных наделов;
  • возлагает на физические или юридические лица определенные права и обязанности, которые противоречат действующему земельному законодательству;
  • становится основанием для привлечения пострадавшего лица к какой-либо форме юридической ответственности;
  • нарушает законные права, свободы и интересы землепользователей и владельцев земельных участков.

Порядок признания недействительным акта исполнительного органа государственной власти или акта органа местного самоуправления

Признание недействительным акта государственного органа предусматривает соблюдение определенной правовой процедуры, в соответствии с которой возможно вынесение положительного решения судебными органами в отношении нарушителей права. Основным этапом в порядке признания незаконного акта недействительным является подача административного искового заявления в судебный орган.

Обратиться с таким заявлением с требованием признания нормативного акта недействительным в полной или частичной мере имеют право следующие лица:

  • стороны, в отношении которых был применен соответствующий документ;
  • лица, которые стали субъектами правовых отношений, регулируемых недействительным правовым актом;
  • граждане, чьи законные права, интересы и свободы в сфере эксплуатации земельных территорий были нарушены.

Порядок признания нормативных актов незаконными предусматривает организацию судебного разбирательства, в процессе которого судебное учреждение обязано проверить законность всех положений изданного документа, а также все важные нюансы:

  • факт нарушения прав и интересов заявителя, что препятствует полноценной реализации собственных прав и обязанностей в отношении земельных участков;
  • соответствие нормативного акта всем законодательным требованиям (соблюдение процедуры принятия, формы и вида, правил введения в действие и др.);
  • соответствие изданного документа всем государственным законодательным актам, которые имеют значительную юридическую силу.

После выяснения всех обстоятельств суд принимает решение о частичном или полном удовлетворении искового заявления или отказе в удовлетворении всех заявленных требований. В случае признания акта недействительным и незаконным, соответствующий документ частично или полностью прекращает свое действие со дня принятия соответствующего решения судом.

Возмещение убытков, причиненных незаконным актом органа государственной власти или органа местного самоуправления

Признание ненормативного правового акта недействительным влечет за собой определенные правовые последствия, которые негативно сказываются на установленном правонарушителе – органе государственной власти или учреждении местного самоуправления, а также выгодно тем, кто пострадал в результате действий нарушителей.

После признания акта недействительным и незаконным пострадавшая сторона полностью восстанавливает свои прежние права на владение и использование земельных территорий.

Помимо восстановления прав и законности в сфере эксплуатации земельных участков, в подобных судебных разбирательствах используется определенная форма гражданско-правовой ответственности, которая становится предметом регулирования правоотношений. Данная мера предусматривает возмещение убытков, которые были причинены действиями ненормативного акта.

Лицами, которые обязуются возместить убытки физических и юридических лиц в полном размере, являются органы государственной власти, учреждения местного муниципального самоуправления, а также должностные лица данных организаций, которые причастны к изданию ненормативных правовых актов. Материальный вред, причиненный любым физическим и юридическим лицам, которые являются собственниками и пользователями земельных территорий, должны возместить в таких случаях:

  • при совершении действий, нарушающих действующие законодательные нормы российского законодательства;
  • при бездействии, которое повлекло за собой нарушение прав и интересов физических и юридических лиц.

Материальный вред и финансовые убытки сторон, права и интересы которых были нарушены в результате неправомерных действий органов государственной власти и их сотрудников, возмещается за счет следующих материальных фондов:

  • государственной казны страны;
  • финансовой казны определенных субъектов федеративного значения;
  • казны муниципальных субъектов местного самоуправления.

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Ссылка на основную публикацию