Федеральный закон от 25.07.1998 n 128-фз (ред. от 13.07.2020) «о государственной дактилоскопической регистрации в российской федерации»

17.07.2019

В ряде случаев иностранцы и россияне должны не только предоставить документальную информацию о себе. В ситуациях, предписанных ФЗ N 128, физические лица должны пройти процедуру дактилоскопической регистрации (ДР).

Федеральный закон от 25 июля 1998 г. N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации»

Общие сведения

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020) Дактилоскопией называют способ идентификации личности человека по его отпечаткам пальцев и ладоней. Соответственно, для последующего определения личности и учёта собранных сведений сначала гражданин должен пройти процедуру сбора данных. Данный момент отражён в ст. 2 ФЗ N 128.

Чтобы зафиксировать все условия и порядок проведения дактилоскопического учёта граждан на федеральном уровне был принят ФЗ N 128. Он установил регламент добровольной и обязательной сдачи данных.

Описание закона

Федеральный закон N 128 состоит из пяти глав.

Глава Что закрепила
1 Общие положения
2 Порядок и методы проведения дактилоскопической госрегистрации
3 Регламент хранения, использования и уничтожения информации
4 Алгоритм по надзору и контролю за соблюдением положений ФЗ
5 Заключение

ФЗ N 128 утвердил:

  • основные термины, касающиеся дактилоскопической регистрации;
  • цели проведения дактилоскопии;
  • правовые основания документа и его соблюдения;
  • перечень лиц, с которых в обязательном порядке собираются персональные данные.

В конце документа фиксируются условия финансирования мероприятий по дактилоскопической госрегистрации.

Что и для чего регулирует

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020)

Контроль за соблюдением положений законодательства о проведении дактилоскопирования осуществляется на следующих уровнях:

  • прокурорском;
  • ведомственном;
  • судебном.

Собранные данные (согл. ст. 6) могут быть использованы для:

  • поиска пропавших иностранцев, лиц без гражданства или россиян, находившихся внутри РФ;
  • установления личности граждан, которые не способны подтвердить её самостоятельно;
  • расследования преступлений.

Читать так же:  ​​Закон о садоводческих товариществах

Следовательно, получить доступ к таким данным вправе;

  • суды;
  • сотрудники из прокуратуры;
  • инстанции, занимающиеся делами об административных нарушениях;
  • органы, осуществляющие предварительное следствие, дознание или розыск.

Если же речь идёт об иностранных гражданах, то для получения дополнительной информации, необходимой для установления личности лица, нужно получить одобрение от иностранных госучреждений и организаций. Взаимодействие отечественных и зарубежных органов осуществляется согласно положениям международных договоров.

Основание для проведения дактилоскопии

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020)

  • решение призывной комиссии;
  • приказ о назначении на должность в органы МВД или ВС;
  • обращение руководителя госоргана;
  • заявление о добровольной сдачи отпечатков, поданное гражданином или его опекунами;
  • постановление о возбуждении дела в отношении лица, чью личность необходимо установить посредством сбора отпечатков пальцев.

Последние поправки

Закон был принят ещё в 1998 году и с тех пор прошёл немало поправок.

Изменения, внесенные в закон о дактилоскопировании

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020) Правкам подверглась ст. 9 ФЗ N 128, в которой прописаны условия обязательной госрегистрации. Напомним, что пройти процедуру должны:

  • призывники и военнослужащие;
  • представители МВД, ФСБ нацгвардии и охраны;
  • сотрудники противопожарной службы;
  • госслужащие;
  • судебные приставы;
  • таможенники;
  • работники уголовно-исполнительной системы, следственных отделов;
  • сотрудники внешней разведки;
  • лица, состоящие в экипаже всех видов авиации;
  • подозреваемые, обвиняемые или осуждённые;
  • иностранцы, которых решено было депортировать из РФ, вели незаконную трудовую деятельность, а также те, кто получил ВНЖ или разрешение на работу без патента;
  • беженцы, запрашивающие убежище в России;
  • лица, которые незаконно находились на территории страны;
  • граждане, желающие получить лицензию на работу в качестве частного детектива или охранники;
  • люди, желающие оформить удостоверение моряка;
  • иностранные граждане, запросившие в органах ВД копии выданных в РФ документов, которые были утрачены или испорчены;
  • неопознанные трупы;
  • представители ведомственной охраны либо прочих юрлиц, в чьи обязанности входит учёт и хранение оружия.

Сбор данных не должен представлять опасность для здоровья и жизни человека (ст. 4 Закона).

Сдача данных осуществляется дееспособными и недееспособными гражданами. Недееспособные и несовершеннолетние лица проходят процедуру после подачи заявления от родителей или опекунов.

Пункт «в» ст. 9 Закона был отменен. Статья была дополнена пунктом «в.4», который утвердил обязательное проведение дактилоскопии для госслужащих и сотрудников госохраны.

Нововведения коснулись ст. 11 и 13 ФЗ. В присутствовавшие в них формулировки внесли указание на новый п. «в.4» из ст. 9.

Последняя редакция

Крайние поправки в ФЗ N 128 вносились в 2017 году.

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020) Что нужно для прохождения добровольной ДР

Применение на практике на примере Минобороны РФ

В ВС РФ проведение ДР военных и призывников осуществляется с 2000 года. Эта процедура была установлена в качестве обязательной для увековечения памяти защитников отечества, погибших во время службы.

Проводится дактилоскопия согласно положениям;

  • ФЗ N 128;
  • ПП РФ N 386;
  • Приказа Министра обороны РФ N 205 и N 400;

Читать так же:  Обработка персональных данных

Соответствующие Приказы также издавались и другими госорганами, работники которые обязательно должны сдавать отпечатки пальцев:

  • ФСО;
  • МВД;
  • ФСБ;
  • МЧС;
  • СВР;
  • ФТС;
  • МинФина;
  • МинЮста;
  • ФМС и т.д.

В Приложениях 1 и 2, указанных Приказов, содержится форма регистрационной карточки.

Постановление Правительства РФ от 06.04.1999 N 386 «Об утверждении перечня должностей, на которых проходят службу граждане Российской Федерации, подлежащие обязательной государственной дактилоскопической регистрации»

О некоторых проблемах государственной дактилоскопической регистрации в российской федерации

В современных условиях в Российской Федерации происходит планомерное разрешение проблемы, связанной с реализацией концепции внедрения государственной дактилоскопической регистрации.

 Однако с момента принятия  Федерального закона  №128-ФЗ “О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации”, принятого 1 января 1999 года,  прошло уже немало лет, а общий замысел и цели государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, как представляется авторами статьи, не достигнуты.

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020)

Авторы: Холопова Е.Н., Костовский О.Н.

В современных условиях в Российской Федерации происходит планомерное разрешение проблемы, связанной с реализацией концепции внедрения государственной дактилоскопической регистрации, которая начала свое полноценное формирование после принятия 1 января 1999 года Федерального закона “О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации” № 128-ФЗ[1] (далее ФЗ №128-ФЗ). Указанный закон на сегодняшний день является единственным и основным источником (помимо нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти) правового регулирования в рассматриваемой сфере.

Однако с момента принятия рассматриваемого ФЗ №128-ФЗ прошло уже 14 лет, а общий замысел и цели государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, как представляется авторами статьи, не достигнуты. Анализ проведенного исследования позволяет выделить четыре подхода, связанных с отношением граждан Российской Федерации, к государственной дактилоскопической регистрации.

К первой группе исследования можно отнести граждан, выступающих за тотальную дактилоскопическую регистрацию всех, не зависимо от категории лиц и оснований. Ко второй относятся лица, усматривающие в дактилоскопической регистрации, некое ярмо, и дальнейшую возможность применения дактилоскопической информации в противоправных целях.

Третья категория считает, что обязательной государственной дактилоскопической регистрации должны быть подвергнуты все лица указанные в статье 9 ФЗ №128-ФЗ и по данному факту не имеют оснований возражать или оправдывать ее.

К четвертой категории можно причислить всех граждан, придерживающихся нейтральной точки зрения по отношению к дактилоскопической регистрации.

Изложенная ситуация подчеркивает необходимость проведения масштабной информационной работы с целью единого понимания важности и значения дактилоскопической регистрации в Российской Федерации.

На сегодняшнем этапе существуют реальные возможности по модернизации и развитию механизма правового регулирования государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации.

Федеральный закон 128 о дактилоскопической регистрации

Федеральный закон 128 о дактилоскопической регистрации предписывает основные принципы ее проведения. Законоположением определяются также виды государственной дактилоскопии. Основное назначение документа – регулирование требований к проведению соответствующей процедуры, а также определение порядка хранения и использования полученной информации.

Описание закона 128 о дактилоскопической регистрации

Федеральный закон 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» принят 3 июля 1998, вступил в силу 1 января 1999. Структурно Закон о дактилоскопии подразделяется на следующие главы:

  • общие положения, регламентирующие основные аспекты;
  • порядок проведения государственной дактилоскопической регистрации;
  • предписания по хранению, использованию и ликвидации полученной информации;
  • регламент надзора и контроля над исполнением положений данного закона.

Общие положения Закона о дактилоскопической регистрации регулируют следующие вопросы:

  • основные понятия, используемые законодательством;
  • цели проведения государственной дактилоскопии;
  • правовая основа, на которой базируются положения документа, а также принципы, соблюдение которых является основополагающим;
  • список лиц, которые должны пройти процедуру дактилоскопирования;
  • виды дактилоскопической регистрации – добровольная и обязательная.

Проведение дактилоскопии согласно положениям ФЗ 128 подразделяется на добровольное и обязательное. В соответствии с видами определяется и порядок действий.

Глава о хранении и использовании информации определяется следующими положениями:

Федеральный закон от 25.07.1998 N 128-ФЗ (ред. от 13.07.2020)

  • перечень требований;
  • сроки хранения;
  • право использовать и получать информацию о дактилоскопической регистрации;
  • порядок ликвидации сведений.

В отношении контроля над исполнением законодательства по дактилоскопированию выделяют следующие виды:

  • прокурорский надзор;
  • ведомственный контроль;
  • судебный контроль.

В заключительные положения документа включены статьи о финансировании мероприятий по государственной дактилоскопической регистрации, а также о вступлении закона в силу и приведении законодательных актов в актуальное состояние.

Читайте также:  Глава 8. Экономическая основа местного самоуправления

С момента вступления в силу Закон о дактилоскопировании претерпел ряд изменений. Последние поправки были введены в июле 2017.

Скачать

Скачать Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» можно тут.

По ссылке представлена актуальная версия документа со всеми изменениями, внесенными в июле 2017.

Последняя редакция ФЗ об обязательной дактилоскопической регистрации будет востребована как для заинтересованных лиц, так и для юридического изучения права в данном разделе законодательства.

Ознакомьтесь  Помощь погорельцам по закону

Последние изменения, внесенные в закон о дактилоскопировании

Последние поправки в Закон о дактилоскопии были внесены 1 июля 2017 года. Изменения коснулись ст 9 ФЗ 128 о дактилоскопической регистрации, проводимой в обязательном порядке. Согласно положениям статьи 9 таковой подлежат следующие лица:

  • граждане, призываемые на военную службу, и военнослужащие;
  • служащие в органах внутренних дел;
  • сотрудники государственной налоговой службы;
  • сотрудники гражданской обороны и служб по чрезвычайным ситуациям;
  • судебные приставы;
  • работники таможенных органов;
  • служащие уголовно-исполнительной системы;
  • работники противопожарной службы;
  • сотрудники федеральных органов исполнительной власти, занимающихся вопросами в сфере войск национальной гвардии РФ, оборота оружия, частной и вневедомственной охраны;
  • дактилоскопическую регистрацию проходят сотрудники внешней разведки;
  • сотрудники федеральной службы безопасности;
  • служащие следственных отделов;
  • работники государственной охраны;
  • члены экипажей всех видов авиации;
  • граждане, не способные по причине недееспособности самостоятельно сообщить свои личные данные;
  • подозреваемые, обвиняемые или осужденные в преступлении граждане;
  • иностранцы, подлежащие депортации из страны, также проходят обязательную дактилоскопическую регистрацию;
  • беженцы, ходатайствующие о предоставлении убежища;
  • лица, незаконно находящиеся на территории РФ;
  • иностранцы, имеющие разрешение на временное проживание в России;
  • граждане, ходатайствующие о предоставлении лицензии частного детектива или охранника;
  • лица, на которых оформляется удостоверение моряка, обязаны пройти дактилоскопическую регистрацию;
  • иностранцы, которым разрешается работать на территории РФ без патентов;
  • иностранные лица, ведущие свою трудовую деятельность с нарушением законодательства РФ;
  • иностранцы, обратившиеся в органы внутренних дел за получением дубликата выданных в России документов, которые были испорчены или утеряны;
  • работники ведомственной охраны или иных юридических лиц, обязанности которых связаны с учетом и хранением оружия;
  • в обязательном порядке дактилоскопическую регистрацию проходят все неопознанные трупы.

Изменения 2017 года упразднили десятый абзац пункта «в» статьи 9, в также ввели пункт «в.4», указывающий на обязательную дактилоскопию федеральных государственных служащих и работников государственной охраны. Соответственно были внесены поправки в статьи 11 и 13 ФЗ 128, где в формулировку было добавлено указание на введенный пункт «в.4» ст 9.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части проведения государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации"

  • Принят Государственной Думой 20 декабря 2017 года
  • Одобрен Советом Федерации 26 декабря 2017 года
  • Статья 1

Абзац второй пункта 3 статьи 3 Федерального закона «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956; 2000, N 46, ст. 4537; 2004, N 35, ст. 3607) изложить в следующей редакции:

«Лицо, обратившееся с ходатайством на территории Российской Федерации, проходит процедуру идентификации личности, включая обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию, по месту подачи ходатайства. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лица, обратившегося с ходатайством вне пределов территории Российской Федерации, проводится по месту выдачи удостоверения беженца.».

Статья 2

Внести в Федеральный закон от 25 июля 1998 года N 128-ФЗ «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3806; 2001, N 11, ст. 1002; 2002, N 30, ст. 3032, 3033; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 18, ст. 1687; N 27, ст.

2711; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 24, ст. 2832; 2008, N 19, ст. 2094; N 52, ст. 6227, 6235; 2009, N 1, ст. 30; 2010, N 21, ст. 2524; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3867; 2013, N 19, ст. 2326; 2014, N 23, ст. 2930; N 48, ст. 6638; 2016, N 27, ст. 4160, 4238; 2017, N 27, ст. 3945; N 50, ст.

7562) следующие изменения:

  1. 1) статью 1 дополнить абзацами следующего содержания:
  2. «идентификация личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук — установление тождественности проверяемых отпечатков пальцев (ладоней) рук и определение их принадлежности одному лицу;
  3. традиционный (красковый) метод получения дактилоскопической информации — получение дактилоскопической информации путем использования типографской краски и бланка дактилоскопической карты;
  4. электронный (бескрасковый) метод получения дактилоскопической информации — получение дактилоскопической информации путем использования дактилоскопического сканера с последующим формированием электронной дактилоскопической карты;
  5. лицо, признанное недееспособным, или лицо, ограниченное в дееспособности, — лицо, признанное таковым в соответствии с законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации.»;
  6. 2) статью 5 изложить в следующей редакции:
  7. «Статья 5. Перечень лиц, в отношении которых проводится государственная дактилоскопическая регистрация
  8. В Российской Федерации государственная дактилоскопическая регистрация проводится в отношении достигших возраста шести лет граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства.»;
  9. 3) в статье 6:
  10. а) абзац третий изложить в следующей редакции:
  11. «установление личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук неопознанного трупа;»;
  12. б) абзац четвертый дополнить словами «либо не имеющих документов, удостоверяющих личность»;
  13. 4) статью 7 изложить в следующей редакции:
  14. «Статья 7. Виды государственной дактилоскопической регистрации и методы получения дактилоскопической информации
  15. Государственная дактилоскопическая регистрация может быть следующих видов:
  16. добровольная государственная дактилоскопическая регистрация;
  17. обязательная государственная дактилоскопическая регистрация.
  18. При проведении государственной дактилоскопической регистрации используется традиционный (красковый) метод получения дактилоскопической информации или электронный (бескрасковый) метод получения дактилоскопической информации.»;
  19. 5) статью 8 после слова «Федерации» дополнить словами «, иностранные граждане и лица без гражданства»;
  20. 6) в части первой статьи 9:
  21. а) пункт «и» изложить в следующей редакции:
  22. «и) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с ходатайствами о предоставлении политического убежища на территории Российской Федерации или признании их беженцами на территории Российской Федерации либо с заявлениями о предоставлении им временного убежища на территории Российской Федерации, и прибывшие с ними члены их семей;»;
  23. б) пункт «л» изложить в следующей редакции:
  24. «л) иностранные граждане и лица без гражданства, обратившиеся с заявлениями о выдаче разрешений на временное проживание в Российской Федерации либо заявлениями о выдаче вида на жительство без оформления разрешений на временное проживание в Российской Федерации;»;
  25. 7) статью 10 изложить в следующей редакции:
  26. «Статья 10. Проведение добровольной государственной дактилоскопической регистрации
  27. Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится по письменному заявлению указанных лиц органами внутренних дел, за исключением случаев, предусмотренных частями второй и третьей настоящей статьи.

Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, ограниченных в дееспособности, проводится органами внутренних дел по письменному заявлению указанных лиц или их попечителей. При подаче такого заявления попечителями указанных лиц добровольная государственная дактилоскопическая регистрация проводится в присутствии попечителей указанных лиц.

  • Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, признанных недееспособными, или несовершеннолетних проводится органами внутренних дел по письменному заявлению законных представителей указанных лиц в присутствии законных представителей указанных лиц.
  • Добровольная государственная дактилоскопическая регистрация граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства проводится на безвозмездной основе по месту их жительства или месту их пребывания в Российской Федерации.»;
  • 8) в статье 11:
  • а) абзац седьмой части первой после слова «двенадцатом» дополнить словами «и тринадцатом»;
  • б) часть вторую изложить в следующей редакции:
  • «Дактилоскопическая информация, полученная органами, указанными в абзацах втором, четвертом, шестом и девятом части первой настоящей статьи, направляется в органы внутренних дел в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации. Одновременно с дактилоскопической информацией в органы внутренних дел направляются следующие данные:
  • а) фамилия, имя, отчество (при наличии), гражданство (при наличии), пол, дата и место рождения, сведения о регистрации по месту жительства или месту пребывания лица, прошедшего обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию;
  • б) наименование и реквизиты документа, удостоверяющего личность (серия, номер, дата выдачи, наименование органа, выдавшего документ, при наличии сведений о наименовании такого органа);
  • в) наименование органа, организации или подразделения, получивших дактилоскопическую информацию;
  • г) основание и дата проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации.»;
  • в) дополнить частями третьей — седьмой следующего содержания:
  • «Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация указанных в пунктах «и», «л», «п» и «с» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона лиц, признанных недееспособными, и несовершеннолетних проводится в присутствии их законных представителей.
  • Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация лиц, ограниченных в дееспособности вследствие психического расстройства и указанных в пунктах «и», «л», «п» и «с» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, проводится в присутствии их попечителей.
  • В случае, если для проведения обязательной государственной дактилоскопической регистрации в отношении одного лица имеются одновременно два и более основания, обязательная государственная дактилоскопическая регистрация проводится один раз с обязательным указанием перечня всех оснований.
Читайте также:  Порядок заполнения декларации по транспортному налогу - советы юриста

При наличии технической возможности органы внутренних дел проводят идентификацию личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация не проводится в отношении указанных в части первой статьи 9 настоящего Федерального закона категорий лиц в соответствии с перечнем, определяемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в случае идентификации личности проверяемого лица по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени.

  1. Порядок проведения идентификации личности человека по отпечаткам пальцев (ладоней) рук в режиме реального времени в соответствии с частью шестой настоящей статьи определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.»;
  2. 9) в части второй статьи 12 слова «, содержащейся на материальных носителях,» исключить;
  3. 10) в статье 13:
  4. а) часть первую изложить в следующей редакции:
  5. «Органы внутренних дел хранят дактилоскопическую информацию о:
  6. лицах, указанных в пунктах «а» и «б», абзацах втором, седьмом — девятом, двенадцатом, тринадцатом и шестнадцатом пункта «в», пунктах «г» и «д» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, — до достижения ими возраста 80 лет или установления факта их смерти;
  7. лицах, указанных в статье 8, пунктах «е» — «н», «п» — «у» части первой статьи 9 настоящего Федерального закона, — до достижения ими возраста 80 лет, но не менее 10 лет с момента проведения дактилоскопической регистрации, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15 настоящего Федерального закона.»;
  8. б) часть вторую изложить в следующей редакции:
  9. «Органы внутренних дел хранят дактилоскопическую информацию о неопознанных трупах до установления личности человека, но не более 10 лет.»;
  10. в) в части третьей слова «материальные носители, содержащие» исключить, слова «в органы внутренних дел» заменить словами «, содержащие дактилоскопическую информацию об этих лицах, в органы внутренних дел, которые хранят дактилоскопическую информацию об этих лицах до достижения ими возраста 80 лет или установления факта их смерти»;
  11. г) в части четвертой слова «материальные носители, содержащие» исключить;
  12. 11) в статье 15:
  13. а) часть первую изложить в следующей редакции:

«Дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации, уничтожается органами внутренних дел.

Дактилоскопическая информация уничтожается по истечении срока ее хранения или в срок не позднее 30 суток со дня поступления письменного заявления гражданина Российской Федерации, иностранного гражданина или лица без гражданства, прошедших добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию, либо в случаях проведения добровольной государственной дактилоскопической регистрации в соответствии с частями второй и третьей статьи 10 настоящего Федерального закона письменного заявления соответственно их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей. Такое заявление подается в орган внутренних дел по месту жительства или месту пребывания лица, прошедшего добровольную государственную дактилоскопическую регистрацию. По просьбе заявителя ему выдается уведомление об уничтожении дактилоскопической информации.»;

б) часть третью изложить в следующей редакции:

«Дактилоскопическая информация о лицах, подозреваемых в совершении преступления, обвиняемых в совершении преступления либо осужденных за совершение преступления, уничтожается по истечении одного года после прекращения уголовного дела по основаниям, влекущим возникновение права на реабилитацию в порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, или вынесения оправдательного приговора суда по письменному заявлению этих лиц либо письменному заявлению соответственно их родителей (усыновителей), опекунов, попечителей.».

Статья 3

Внести в Федеральный закон от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2003, N 46, ст. 4437; 2006, N 30, ст. 3286; 2007, N 2, ст. 361; N 49, ст. 6071; 2008, N 30, ст. 3616; 2009, N 19, ст. 2283; N 26, ст. 3125; 2010, N 21, ст. 2524; N 31, ст. 4196; N 40, ст.

4969; N 52, ст. 7000; 2011, N 13, ст. 1689; N 17, ст. 2321; N 27, ст. 3880; N 49, ст. 7061; 2012, N 53, ст. 7645; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3477; N 30, ст. 4036, 4037, 4081; N 52, ст. 6955; 2014, N 19, ст. 2311, 2332; N 48, ст. 6638; N 49, ст. 6918; 2015, N 1, ст. 72; N 21, ст. 2984; N 27, ст. 3951, 3990; N 29, ст. 4339; N 48, ст. 6709; 2017, N 24, ст. 3480; N 31, ст.

4765) следующие изменения:

1) пункт 4 статьи 6 дополнить абзацем следующего содержания:

«Иностранный гражданин, обратившийся с заявлением на территории Российской Федерации, проходит обязательную государственную дактилоскопическую регистрацию по месту подачи заявления.

Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация иностранного гражданина, обратившегося с заявлением в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, проводится по месту выдачи ему разрешения на временное проживание.»;

2) пункт 46 статьи 13 после слов «договором Российской Федерации» дополнить словами «или федеральным законом».

Статья 4

Часть 2 статьи 11 Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; 2011, N 31, ст. 4701; 2014, N 23, ст. 2927) после слова «актов,» дополнить словами «в связи с проведением обязательной государственной дактилоскопической регистрации,».

  • Статья 5
  • Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня его официального опубликования.
  • Президент Российской Федерации В. Путин

Закон О государственной дактилоскопической регистрации

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Дактилоскопия — это способ, при помощи которого можно идентифицировать личность человека по его отпечаткам пальцев (в том числе и ладоней).

Под дактилоскопической регистрацией понимается регистрация граждан, которые предоставляют свои отпечатки пальцев государству. В обязательном порядке отпечатки пальцев предоставляют военные, полицейские, пограничники и другие люди, чья деятельность связана с угрозой жизни. Чтобы пройти такую процедуру, потребуется обратиться в паспортный отдел по месту регистрации или жительства добровольно.

Чтобы урегулировать процедуру, был создан Федеральный закон №128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации».

Описание 128 ФЗ

  • Федеральный закон №128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» был принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, а одобрен Советом Федерации спустя 6 дней того же года.
  • ФЗ 128 определяет принципы, цели, виды государственной дактилоскопической регистрации в РФ и устанавливает условия по проведению процедуры, хранению и использованию данных по назначению.
  • Краткое содержание ФЗ 128:
  • Глава 1 — описывает общие положения настоящего Федерального закона;
  • Глава 2 — раскрывает методы по проведению государственной дактилоскопической процедуры;
  • Глава 3 — описывает способы хранения, использования и уничтожения дактилоскопических данных;
  • Глава 4 — раскрывает порядок проведения надзора и контроля за исполнением действующего законодательства;
  • Глава 5 — Перечисляет заключительные положения.
Читайте также:  Статья 18. Социальная и правовая защита граждан, содействующих органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность

Последние изменения в ФЗ 128 были внесены 5 декабря 2017 года. Также в это время вносились правки в закон 141. Читайте об этом по ссылке: 

Последние поправки

Как говорилось в статье выше, последние изменения в Федеральный закон «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации» были внесены 5 декабря 2017 года. В частности, изменения были внесены в статью 11.

  1. Ст 11
  2. Федеральный орган исполнительной власти разрабатывает государственную политику и контролирует область деятельности войск национальной гвардии РФ в области оборота оружия, частной охранной деятельности и в области вневедомственной охраны.
  3. Ниже рассмотрены дополнительные важные статьи ФЗ 128:

Статья 2. Описывает цели государственной дактилоскопической регистрации. А именно такая процедура используется с целью идентификации личности гражданина Российской Федерации.

Статья 4. Рассматривает базовые принципы государственной дактилоскопической регистрации. Несмотря на проведение конфиденциальной процедуры, она осуществляется с соблюдением свобод и прав гражданина, которые предусмотрены в Конституции РФ. Подобная процедура не должна предоставлять опасность для здоровья человека.

Статья 6. Описывает способы использования дактилоскопической информации.

Полученные данные используются:

  • для поиска граждан, которые без вести пропали на территории РФ, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • для установки личности граждан, которые не способны по собственному состоянию здоровья это сделать;
  • чтобы расследовать преступления различного характера, в том числе выявить административные правонарушения.

Статья 8. Граждане могут пройти дактилоскопическую регистрацию в добровольном порядке. Подобная регистрация осуществляется на основании условий, которые предусматриваются статьей 10 ФЗ 128.

Ст 10. Описывает процедуру добровольной государственной дактилоскопической регистрации. Регистрация осуществляется только после получения органами внутренних дел письменного заявления.

В содержании текста указывается место жительство конкретного гражданина Российской Федерации.

Если лицо недееспособное или несовершеннолетнее, письменное заявление составляется в присутствии родителей или опекунов.

Ст 13. Описывает сроки хранения дактилоскопических данных.

Органы внутренних дел обязаны сохранять информацию о неопознанных трупах до установления личности человека, но не более чем 10 лет. Информация о моряках хранится в соответствующей базе данных порта до тех пор, пока моряку не исполнится 75 лет.

Ст 14. Описывает право на использование или получение дактилоскопической информации.

Использовать подобную информацию могут:

  • Служащие в прокуратуре;
  • Суды;
  • Органы предварительного следствия;
  • Органы дознания;
  • Лица, осуществляющие оперативно-розыскную деятельность;
  • Органы, которые ведут дела в сфере административных правонарушений и так далее.

Если обнаруженная личность является моряком, то использовать информацию имеют право федеральный орган исполнительной власти в соответствующей области речного и морского транспорта, а также органы федеральной службы безопасности. Чтобы получить дополнительную информацию об идентификации личности, потребуется соответствующее право иностранных организаций в соответствии с международными договорами РФ.

Чтобы идентифицировать личность гражданина России или иностранного гражданина, а также лица без гражданства, государственные органы могут самостоятельно идентифицировать личность посредством отпечатков рук или пальцев, которые были получены у проверяемой личности.

Скачать текст закона о дактилоскопической регистрации

Дактилоскопическая регистрация является обязательной для служащих, деятельность которых предоставляет опасность для жизни человека.

Добровольно пойти на эту процедуру могут жители РФ, которые занимают должность, не предполагающую риска.

Чтобы подробнее ознакомиться с полной документацией Федерального закона № 128 «О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации», можно скачать его по ссылке.

Бесплатная консультация юриста по телефону:

Государственная дактилоскопическая регистрация в Российской Федерации

Система дактилоскопической регистрации, существовавшая в России с первых десятилетий XX столетия, решала, в основном, задачу установления личности лиц, подлежащих уголовной дактилоскопической регистрации, т.е. осужденных, привлекавшихся к уголовной ответственности. Они обязательным образом дактилоскопировались, их дактилокарты вливались в картотеки Информационных центров региональных Управлений внутренних дел.

Потребности в государственной дактилоскопической регистрации, сдерживающие факторы

Вопрос об использовании дактилоскопической регистрации в более широком плане стоял с тех пор, как были созданы первые картотечные системы дактилоскопического учёта. Со временем этот вопрос становился более острым.

Это обуславливалось, например, имеющимися в ряде случаев сложностями по установлению личности неопознанных трупов, жертв несчастных случаев, техногенных и природных катастроф, авиакатастроф, жертв локальных военных конфликтов и т.д.

Дактилоскопическая регистрация, основанная на использовании отпечатков пальцев рук, как на одной из биометрических характеристик человека, является в ряду подобных направлений наиболее дешёвым, простым, технологичным и надёжным средством идентификации личности. Она во многом удовлетворяет требованиям к общегосударственной системе регистрации граждан и обеспечивает решение стоящих перед нею задач.

Сдерживало широкое применение дактилоскопической регистрации следующее:

  • она не могла быть оперативной, быстродействующей в связи с высокой трудоёмкостью работы с картотечными учётами;
  • десятипальцевый принцип организации картотечной системы — при отсутствии какого-то количества отпечатков пальцев на «запросной» дактилокарте сложность и время поиска по картотеке возрастали в несколько раз, в десятки и сотни раз.

Создание автоматизированных дактилоскопических систем решало эти проблемы:

  • скорость поиска определялась уровнем и качеством программного обеспечения и алгоритмов поиска и кодирования папиллярных узоров, а также объёмом и быстродействием всего программно-технического комплекса АДИС (автоматизированной дактилоскопической информационной системы);
  • поиск ведётся не по десятипальцевому принципу, как в картотечных учётах, АДИС является системой монодактилоскопической, т.е. для поиска достаточно отпечатка одного пальца руки или даже лишь его фрагмента, это обеспечивает возможность установления личности, например, неопознанных трупов, когда объём дактилоскопического материала может быть очень малым.

Задачи, решаемые системой дактилоскопической регистрации

Создание в России отечественной автоматизированной дактилоскопической системы, удовлетворяющей всем техническим и эксплуатационным требованиям, позволило приступить к созданию Государственной системы дактилоскопической регистрации. Был принят и 25 июля 1998 года подписан Президентом Российской Федерации соответствующий закон[1].

В нём определялось, что дактилоскопическая информация, полученная в результате проведения государственной дактилоскопической регистрации, используется для:

  • розыска пропавших без вести граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • установления по неопознанным трупам личности человека;
  • установления личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, не способных по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности;
  • подтверждения личности граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
  • предупреждения, раскрытия и расследования преступлений, а также предупреждения и выявления административных правонарушений.

Категории лиц, подлежащих дактилоскопической регистрации

Законом предусматривалась добровольная дактилоскопическая регистрация, а также определялся перечень лиц, подлежащих обязательной дактилоскопической регистрации:

  • а) граждане Российской Федерации, призываемые на военную службу;
  • б) военнослужащие;
  • в) граждане Российской Федерации, проходящие службу:
    • в органах внутренних дел;
    • в органах федеральной службы безопасности;
    • в органах внешней разведки;
    • органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;
    • органах государственной налоговой службы;
    • органах по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
    • органах и подразделениях службы судебных приставов;
    • таможенных органах;
    • органах государственной охраны;
    • учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
    • Государственной противопожарной службе;
  • г) спасатели профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований Российской Федерации;
  • д) члены экипажей воздушных судов государственной, гражданской и экспериментальной авиации Российской Федерации;
  • е) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, не способные по состоянию здоровья или возрасту сообщить данные о своей личности, если установить указанные данные иным способом невозможно;
  • ж) граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, подозреваемые в совершении преступления, обвиняемые в совершении преступления либо осужденные за совершение преступления, подвергнутые административному аресту, совершившие административное правонарушение, если установить их личность иным способом невозможно;
  • з) иностранные граждане и лица без гражданства, подлежащие выдворению (депортации) за пределы территории Российской Федерации;
  • и) иностранные граждане и лица без гражданства, прибывшие в Российскую Федерацию в поисках убежища и подавшие ходатайства о предоставлении политического или иного убежища либо о признании их беженцами на территории Российской Федерации;
  • к) иностранные граждане, незаконно находящиеся на территории Российской Федерации;
  • л) иностранные граждане, получившие разрешение на временное проживание.
Ссылка на основную публикацию