Законодательство по бухгалтерскому учету — советы юриста

Алексей Иванов рассказывает о действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России: ФСБУ, ОСБУ и все-все-все. Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились.

И даже в свежих учебниках по бухучёту встречаются описания системы, которая упразднена с 2013 года.

Законодательство по бухгалтерскому учету - советы юриста

Всем привет! С вами Алексей Иванов — директор по знаниям интернет-бухгалтерии «Моё дело» и автор телеграм-канала «Переводчик с бухгалтерского».

Каждую пятницу в нашем блоге на «Клерке» я рассказываю о бухгалтерском учёте. Начал с азов, потом перейду к более сложным материям.

Тем, кто только готовится стать бухгалтером, это поможет поближе познакомиться с профессией. Матёрым главбухам — взглянуть на привычные категории под другим углом.

Продолжаю освещать реформу бухучёта. Она хоть иногда и подбуксовывает, но движется. Сегодня расскажу об уже действующей системе нормативного регулирования бухгалтерского учёта в России.

Она сложилась при реализации реформы, но многие бухгалтеры ухитрились не заметить, что правила игры изменились.

Да что там рядовые бухгалтеры — в учебниках по бухучёту, изданных в 2020 году, встречаются описания системы, которая работала до 2013 года! Со студенческой скамьи будущие бухи получают искаженное видение действительности.

Главный бухгалтерский нормативный документ — федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учёте». Согласно статье 21 этого закона, документы в области регулирования бухгалтерского учёта подразделяются на:

  • федеральные стандарты бухгалтерского учёта (ФСБУ);
  • отраслевые стандарты бухгалтерского учёта (ОСБУ);
  • нормативные акты Центрального банка Российской Федерации;
  • рекомендации в области бухгалтерского учёта;
  • стандарты экономического субъекта.

ФСБУ устанавливают допустимые способы ведения бухгалтерского учёта. Они обязательны для всех. Например, ФСБУ 5/2019 «Запасы», который вступил в силу с 1 января 2021 года, разрешает оценивать запасы при списании одним из трёх альтернативных способов.

Это значит, что для оценки конкретного вида запасов в конкретной компании нужно выбрать один из этих способов. Оценивать как-то по-другому нельзя. Кстати, привычные российскому бухгалтеру ПБУ — Положения по бухгалтерскому учёту — это тоже ФСБУ.

В 2017 году статья 30 закона № 402-ФЗ была дополнена таким уточнением.

ОСБУ устанавливают особенности применения ФСБУ в отдельных отраслях экономики. ОСБУ обязательны для применения компаниями из соответствующих отраслей. Они разрабатываются Центробанком или Минфином и утверждаются ими же. Пока реально разрабатывает ОСБУ только первый.

Отсутствие других разработчиков ОСБУ делает финансовый сектор экономики единственной отраслью, которая имеет свои стандарты. Это очень странно, но это факт. Пару лет назад мы с коллегами по университету делали НИР для Минсельхоза.

Министерские чиновники были очень удивлены тем, что, оказывается, уже пять лет как не имеют полномочий издавать методические указания по бухучёту для отдельных сельхозотраслей. Только на поклон к Минфину — никак иначе.

Нормативные акты ЦБ РФ — это продолжение ОСБУ для финансового сектора. На этот уровень спускаются планы счетов, инструкции к ним и формы отчётности. Как и все циркуляры этого ведомства, они обязательны для применения в финсекторе, то есть банками, страховыми организациями, микрофинансовыми организациями, ломбардами.

Рекомендации в области бухгалтерского учёта детализируют порядок применения ФСБУ и ОСБУ. Они нужны, когда из нормативки верхнего уровня сложно понять как отразить в учёте конкретную специфичную ситуацию.

Рекомендации интерпретируют ФСБУ и ОСБУ в понятную для бухгалтера инструкцию. Они разрабатываются и принимаются негосударственными регуляторами. В отличие от ФСБУ и ОСБУ, рекомендации не являются обязательными к применению.

Например, мы разработали проект рекомендации «Учёт по энергосервисным договорам у исполнителя». Она нужна, когда исполнитель заключает с заказчиком договор, по которому за свой счёт заменяет оборудование заказчика на более энергоэффективное.

В дальнейшем заказчик отдаёт исполнителю часть экономии на оплате электроэнергии. Ни один бухгалтерский нормативный документ такую ситуацию не описывает. Энергосервисные договоры есть, а порядок учёта у всех разный.

Когда рекомендацию примут, обосновать правильность учёта аудиторам или суду будет проще.

Стандарты экономического субъекта — это учётная политика и другие документы, которые разрабатываются и утверждаются внутри компании и действуют только на неё.

️Напоследок важное уточнение. Система бухгалтерской нормативки иерархична — нижестоящие документы не должны противоречить вышестоящим. При расхождениях нужно руководствоваться вышестоящим документом.

Кстати, в сервисе «Моё дело Профбухгалтер» есть гибкие настройки учётной политики, которые бухгалтер может задавать индивидуально по каждому клиенту. А бухгалтерская и налоговая отчётность сдаётся в электронном виде прямо из сервиса без использования отдельных ТКС. Попробуйте бесплатно по этой ссылке — это удобно и экономит массу времени!

Статьи про юридические аспекты в работе бухгалтерии

14 февраля 2020

Самозанятые — особая категория контрагентов. При работе с ними надо учесть несколько особенностей. Поделимся опытом, какие формулировки нужно обязательно включить в договор

31 мая 2018

Работодатель, принимая сотрудника на работу, запрашивает у него определенные сведения. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и какая ответственность за их несоблюдение ждет нарушителей.

29 марта 2018

Должная осмотрительность при выборе контрагента. Что нужно учесть при выборе и проверке контрагента, чтобы обезопасить себя? Как доказать, что налогоплательщик проявил должную осмотрительность и осторожность? Рассмотрим в статье.

12 марта 2018

В процессе осуществления хозяйственной деятельности руководство компании может принимать опасные решения и осуществлять операции с риском получить негативные налоговые и иные последствия. Причем отвечать за такие действия придется в том числе и главному бухгалтеру. На примерах сложившейся судебной практики рассмотрим: как и за какие преступления бухгалтер несет уголовную ответственность.

6 марта 2018

Иногда при составлении договора с контрагентом и руководитель и юрист организации принимают во внимание только нормы гражданского законодательства, забывая о налоговой составляющей.

Такой подход может привести не только к финансовым потерям в будущем, но и создает предпосылки для возникновения административных или уголовных дел.

В статье на примерах судебной практики проанализируем, что нужно учитывать при составлении договоров.

12 февраля 2018

Сохранности персональных данных стоит уделить особое внимание, так как с прошлого года законодатель ужесточил ответственность для работодателя за несоблюдение обязанности по их защите. В статье расскажем, что считается персональными данными, какие обязанности по их защите установлены для работодателей и как организовать правильный учет и хранение персональных данных сотрудников.

3 ноября 2017

Субсидиарная ответственность возлагается на определенных лиц, если имущества должника не хватает для погашения долгов кредиторов. Долги в таком случае будут взыскиваться с личного имущества руководителей, учредителей или лиц, контролирующих субъект.

3 июля 2017

Новых контрагентов надо проверять до сделки. Иначе есть риск оказаться в цепочке «серых и однодневок». Как проверить контрагента нигде в законе четко не сказано. Нам помогут советы налогового консультанта Алексея Петрова, автора вебинара про то, как проявить должную осмотрительность.

26 мая 2017

Выездная налоговая проверка позади, а что дальше? Эксперт в области налогового права подскажет, как правильно подготовить возражения на акт.

24 апреля 2017

По статистике количество выездных проверок год от года неуклонно снижается. Но суммы доначислений, приходящиеся на одну ревизию, растут.

Так, в 2000 году было проведено более 1,3 млн проверок, а в 2016 около 30 тыс. При этом сумма взысканий по одной проверке стала почти в 50 раз больше.

Что делать, если вы не согласны с актом и решением по проверке и как снизить сумму потенциального взыскания?

1 марта 2017

ФНС России каждый год снижает количество выездных проверок, одновременно повышая сумму доначислений по каждой проведенной ревизии. Так за 15 лет число проверок снизилось на 98%, а сумма доначислений выросла на 50%. Учитывая тенденции, плательщикам, которые попали в «разработку», следует вести себя осторожно и решать спорные ситуации с учетом арбитражной практики.

14 мая 2013

Обычно при составлении договора принимают во внимание только нормы гражданского законодательства, забывая при этом, что штрафы могут быть и со стороны налоговых органов. В статье расскажем, на что обращать внимание в тексте договора, чтобы налоговикам было не к чему придраться

Как вести бухгалтерский учёт и нужен ли вам бухгалтер — Сбербанк

Бухгалтерский учёт — это система непрерывного сбора, документирования и обобщения информации о хозяйственной деятельности предприятия, его имуществе и обязательствах.

Пока бизнес некрупный, кажется, что всю информацию о денежных потоках и обязательствах возможно удержать в голове или достаточно записывать самое важное в тетрадку, а вести бухучёт бессмысленно.

Это в какой-то мере правда: чем меньше бизнес и количество сделок, тем проще отслеживать операции. Но грамотный бухгалтерский учёт позволяет не только фиксировать факты хозяйственной жизни.

Благодаря ему можно:

  • Оценить реальное финансовое положение предприятия
  • Контролировать работу компании и выявлять расхождения с прогнозами
  • Находить резервы
  • Определять выгодные и убыточные операции
  • Следить за соответствием деятельности нормам законодательства
  • Вовремя сдавать отчётность, соблюдая график

Согласно закону 402-ФЗ, бухучёт могут не вести ИП и филиалы иностранных компаний — все остальные предприятия обязаны это делать и сдавать конкретные формы отчётности в налоговую.

Основа бухучёта — обработка первичных документов, которые соответствуют конкретным хозяйственным операциям. Это авансовые отчёты, счета-фактуры, накладные и т.п.

Можно использовать унифицированные формы первичных документов или разработанные самостоятельно — главное, чтобы они содержали все реквизиты, прописанные в п. 2 ст. 9 закона 402-ФЗ.

Для некоторых видов «первички» использование стандартных форм обязательно.

Сведения из первичных документов фиксируются в бухгалтерских регистрах — бумажных или электронных документах в форме ведомостей, журналов, таблиц и т.п. Каждое предприятие самостоятельно выбирает, какие регистры использовать, применяя стандартные или разработанные «под себя».

Информация из «первички» вносится в регистры по принципу двойной записи, которая отражает приход и расход материальных благ.

Например, закупка сырья – это приход материалов для производства и в то же время — расход денежных средств.

Читайте также:  Статья 10. Российские лица и иностранные лица как участники внешнеторговой деятельности

По каждому первичному документу в одной колонке прописывается приход (дебет), а во второй — расход (кредит) в денежном эквиваленте.

Один и тот же факт хозяйственной жизни «проводится» через обе колонки и помечается двумя разными числовыми кодами.

Эти числовые коды называются бухгалтерскими счетами и соответствуют конкретным группам близких хозяйственных операций.

Каждая компания самостоятельно решает, какие счета использовать, выбрав нужные из общего плана. Фиксация дебета и кредита с указанием счетов называется бухгалтерской проводкой.

На основании проводок по каждому счёту считается сальдо — разница между его дебетовыми и кредитовыми оборотами за определённый период, которая может быть нулевой. Счета делятся на активные — отражающие активы предприятия, пассивные — отражающие источники и расход средств — и активно-пассивные.

Если дебет по счёту больше кредита, сальдо называется дебетовым, если меньше — кредитовым, если дебет и кредит равны, то сальдо будет нулевым.

Сальдо активного счёта может быть дебетовым или нулевым, сальдо пассивного счёта — кредитовым или нулевым, а сальдо активно-пассивного счёта — и дебетовым, и кредитовым, причём, возможно, одновременно.

Данные по каждому счёту помогают составить бухгалтерский баланс, в котором сгруппированы все активы и пассивы компании за отчётный период, и отчёт о финансовых результатах (он же ОПиУ — отчёт о прибыли и убытках).

Эти два документа, а также приложения к ним — и есть бухгалтерская отчётность, которую каждое предприятие предоставляет в Налоговую службу раз в год.

В перечень приложений входят: отчет об изменениях капитала, отчет о движении денежных средств, отчет о целевом использовании средств и пояснения к отчетности.

В правильно составленном балансе активы всегда равны пассивам.

С 2013 года, согласно п. 4 ст. 6 закона 402-ФЗ, малые предприятия имеют право вести бухучёт в упрощённой форме.

Напомним, что бизнес считается малым, если его годовой доход не более 800 млн рублей, численность сотрудников — не более 100 человек, доля участия государства и фондов в уставном капитале — не более 25%, а доля других юрлиц — не более 49%.

Суть упрощённого бухучёта раскрыл Минфин России в Рекомендациях по применению упрощенных способов ведения бухучета и составления бухотчетности. Документ предлагает малому бизнесу 3 варианта упрощённого бухучёта: его полную форму, сокращённую и самую простую.

Полный вариант упрощённого учёта рекомендован предприятиям, которые сталкиваются с большим количеством разноплановых хозяйственных операций.

Он предполагает использование сокращённого плана бухгалтерских счетов, в котором родственные счета объединены в один. А также этот способ позволяет исправлять ошибки в текущем периоде отчётности.

Шаблоны регистров, которые можно применять при такой форме упрощённого учёта, приведены в виде приложений к Рекомендациям.

Сокращённая форма упрощённого учёта предполагает всё то же, что и полная, но также позволяет вести вместо нескольких регистров всего один — журнал учёта фактов хозяйственной жизни. Образец журнала тоже есть в приложении к документу Минфина.

Самая простая форма упрощённого учёта рекомендована только микропредприятиям — компаниям, у которых не более 15 работников, а годовой доход — не более 120 млн рублей.

Этот способ ведения бухучёта позволяет отказаться от двойной записи с указанием дебета и кредита. И вести только книгу учёта фактов хозяйственной жизни по группам статей документов отчётности так называемым.

Такой метод бухучёта называется кассовым.

Все 3 формы подразумевают и упрощённую бухгалтерскую отчётность: малые предприятия обязаны предоставить налоговой только бухгалтерский баланс и отчёт о финансовых результатах — без приложений.

Тем не менее, не все малые предприятия могут вести упрощённый бухучёт. Это запрещено для:

  • организаций, деятельность которых подлежит аудиту;
  • жилищно-строительных и кредитных потребительских кооперативов;
  • микрофинансовых организаций;
  • компаний госсектора и политических партий;
  • адвокатских бюро и нотариальных палат;
  • НКО, выполняющих функции иностранных агентов.

Если вы пока не можете взять опытного специалиста в штат, есть другие способы справляться с бухучётом.

Если вы ИП, можно не вести бухгалтерский учёт и ограничиться финансовым, который позволит отслеживать денежные потоки.

Если вы ООО, удовлетворяющее критериям малого бизнеса, попробуйте вести учёт самостоятельно — пройдите краткосрочные бухгалтерские курсы или используйтеспециальные программы, не требующие особых экономических знаний. Некоторые сервисы предлагают бесплатный пробный период использования и варианты решений для бизнеса на выбор. Например, у Бухгалтерии Сбербанка их три.

Если вы применяете несколько налоговых режимов, бухучёт будет сложным — в данном случае желательна квалифицированная помощь. Наймите стажёра-операциониста, который сможет обрабатывать первичную документацию, или отдайте ведение бухучёта на аутсорсинг, или используйте разное ПО для операций по каждому режиму. Затраты на эти услуги окупятся сполна.

Идеального программного обеспечения, которое подошло бы и лавке по продаже орехов, и оконной фабрике, не существует. Выбирая программу, подумайте, что она должна уметь и каким запросам соответствовать. Вот перечень параметров, которые стоит учесть:

  • подготовка отчётности в соответствии с налоговым спецрежимом и организационно-правовой формой;
  • возможность синхронизации с кассовым аппаратом;
  • возможность запуска на разных устройствах, включая мобильные;
  • наличие напоминания о сроках отчётности;
  • умение формировать отчёты в цифрах и графиках;
  • степень сложности в обращении;
  • стоимость.

Программы, рассчитанные на неспециалиста, легче в использовании: они дают подсказки, формируют отчёты по готовым схемам и упрощают анализ финансовых данных.

Учётная политика — это подробная инструкция по ведению бухгалтерского и налогового учёта. Составляет её, как правило, бухгалтер, а одобряет и закрепляет соответствующим приказом — руководитель компании. Если учётная политика разработана грамотно, благодаря ей в случае увольнения бухгалтера дела с лёгкостью сможет продолжить новый специалист или сам руководитель.

Перечень положений учётной политики зависит от вида деятельности компании, выбранного налогового режима и того, упрощённый учёт применяется или полный. Но — в части бухгалтерского учёта — в учётной политике должно быть указано следующее:

  • Лицо, ответственное за ведение бухучёта;
  • Какой способ ведения учёта выбран: упрощённый, сокращённый или простой, бумажный или электронный;
  • Рабочий план счетов;
  • Формы первичной документации и регистров;
  • Порядок учёта доходов и расходов;
  • Положение об основных средствах компании и порядок их оценки, инвентаризации и перерасчёта;
  • Порядок учёта и оценки товарно-материальных ценностей, товаров и готовой продукции;
  • Порядок внесения исправлений и критерии ошибок;
  • Перечень нормативных документов: применяемые положения бухгалтерского учёта (ПБУ), Налоговый кодекс, закон 402-ФЗ.

Шаблоны реестров и первичной документации, если они разработаны компанией самостоятельно и отличаются от унифицированных, оформляются в виде приложений к политике.

Для создания учётной политики, включающей бухгалтерский и налоговый разделы, можно использовать платные или бесплатные конструкторы, которые легко найти через интернет-поисковики.

Как правило, такие сервисы умеют подстраиваться под применяемый налоговый режим и даже совмещение режимов.

Главное, убедитесь в том, что используемый конструктор учитывает актуальные требования законодательства, а если есть возможность — обратитесь за разработкой документа к профессионалу.

Учётная политика едина для всех структурных подразделений бизнеса. По мере необходимости документ можно дополнять новыми положениями, а вот менять позволено всего 1 раз в год. И только в 3 случаях: если изменилось законодательство или условия хозяйствования (например, виды деятельности), а также если выбраны другие способы ведения бухучёта.

Нормативные документы, которыми регламентируется ведение бухгалтерского учета

Бухгалтерский учет — сфера, работа в которой регламентирована законодательством. Поэтому, отвечая на вопрос, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, нужно помнить, что система нормативного регулирования бухгалтерского учета — сложная, многокомпонентная система с несколькими уровнями иерархии.

Ее развитию государство уделяет значительное  внимание. Это связано с необходимостью формировать объективную информацию о состоянии бизнеса, составлять бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Постоянно меняющиеся запросы бизнеса на местном, международном уровнях, требуют современной адаптации положений учета.

Активное участие российских организаций во внешнеэкономической деятельности, взаимопроникновение российских и иностранных инвестиций диктует бизнесу применение общих подходов к составлению бухгалтерской отчетности, а именно стандартов МСФО (Международные стандарты финансовой отчетности, IFRS англ. International Financial Reporting Standards).

В 1998 году в России была принята к исполнению программа реформирования бухгалтерского учёта в соответствии с МСФО.

Для чего необходима система нормативной документации бухгалтерского учета

Главная цель системы нормативного регулирования бухгалтерского учета, независимо от того, какими нормативными документами регламентируется процесс в конкретный момент, – это установление единых требований к к учету, отчетности, а также создание правового механизма для всех субъектов экономической деятельности. Информация,  составляющая бухгалтерскую (финансовую) отчетность, должна быть полезной,  открытой и доступной всем пользователям этой отчетности: собственникам бизнеса, инвесторам, кредиторам, контролирующим органам, менеджменту экономического субъекта.

Важный фактор достижения общего понимания в оценке показателей отчетности для российских и иностранных партнеров, участников внешнеэкономической деятельности, — сближение стандартов РСБУ с правилами МСФО. Министерство финансов 25 ноября 2011 года утвердило приказ № 160н о введении МСФО в Российской Федерации.

Приказом Минфина РФ от 28.04.2017г. № 69н установлен приоритет МСФО в очередности выбора способов учета в случае, когда федеральные и отраслевые стандарты не содержат необходимых правил.

Существенный фактор для принципа рационального ведения учета — сближение бухгалтерских и налоговых правил, что значительно облегчает взаимодействие с налоговыми органами при проверках.

В российской практике Правительство РФ постоянно совершенствует систему бухгалтерского учета, чтобы она могла решать задачи.

Пути совершенствования системы бухучета:

  • оптимизации качества, достоверности сведений отчетности;
  • увеличения гибкости системы регулирования БУ — прямого взаимодействия органов власти, бухгалтерского сообщества на основе разумного сочетания и дополнения;
  • повышения эффективности контроля в отношении квалификации специалистов, которые занимаются ведением БУ и аудитом отчетности;
  • соответствия запросам пользователей отчетности, уровню развития науки и практики БУ;
  • эффективного международного взаимодействия представителей бизнеса в условиях рыночной экономики
  • применения признанных в международной практике принципов учета и отчетности.
Читайте также:  Глава IV. Внутреннее устройство политической партии

Чтобы достичь этих и других целей, нормативные документы должны быть собраны в четкую, логически выстроенную систему. В России у нее четыре основных уровня иерархии.

Структура нормативной документации

Систему бухгалтерского учета в России определяет Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011г. № 402-ФЗ.

Законодательство РФ в этой сфере состоит из Закона N 402-ФЗ, других федеральных законов, нормативных правовых актов.

Свод федеральных законов, принятых в соответствии с ними нормативных актов в Законе N 402-ФЗ не приводится, то есть в систему законодательства входят все федеральные законы.

На практике специалисты БУ в своей работе обращаются прежде всего именно к этому закону, затем, в случае необходимости, используют нормы иных федеральных законов, раскрывающих правила осуществления того или иного факта хозяйственной жизни.

К ним относятся: Гражданский Кодекс РФ, Налоговый Кодекс РФ, Таможенный Кодекс РФ, Трудовой Кодекс РФ, Воздушный Кодекс РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта  и другие законы.

Правила Закона 402-ФЗ обязательны к применению для всех экономических субъектов в РФ: организаций всех видов (в т. ч. госорганов и некоммерческих организаций), индивидуальных предпринимателей, иностранных филиалов и представительств.

В основном бухгалтерском Законе (N 402-ФЗ) выделены четыре уровня документов в области регулирования бухгалтерского учета:

  • федеральные стандарты по бухгалтерскому учету;
  • отраслевые стандарты по бухгалтерскому учету;
  • рекомендации в области бухгалтерского учета;
  • стандарты бухгалтерского учета экономического субъекта.

Поясним, что Стандарт БУ – это документ, устанавливающий минимально необходимые требования к бухгалтерскому учету, а также допустимые способы ведения бухгалтерского учета.

Иерархия уровней регулирования бухгалтерского учета в РФ включает:

  • федеральный уровень (законодательство и стандарты);
  • отраслевой нормативный уровень (отраслевые стандарты);
  • методологический уровень (рекомендации, письма, разъяснения, различная информация);
  • уровень экономического субъекта (внутренние положения).

Основными органами государственного регулирования бухгалтерского учета в России являются Минфин РФ, Центробанк РФ. Они утверждают федеральные и отраслевые стандарты в пределах своей компетенции.

В полномочия Центробанка РФ входит утверждение стандартов для кредитных и некредитных финансовых организаций. К некредитным финансовым организациям относятся в частности:  профессиональные участники рынка ценных бумаг, различные инвестиционные фонды, различные финансовые кооперативы, микрофинансовые организации, ломбарды.

Федеральные стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ и издаются в виде Приказов Минфина РФ и Положений (Указаний) Центробанка.

Отраслевые стандарты также могут утверждаться отдельными Министерствами в пределах своей отраслевой принадлежности. Отраслевые стандарты устанавливают особенности применения федеральных стандартов в отдельных видах экономической деятельности. К ним относятся различные методические рекомендации по бухгалтерскому учету Минсельхоза, Роскомторга, Минтранса, Госстроя РФ.

Отраслевые стандарты обязательны к применению всеми экономическими субъектами отрасли, если иное прямо не указано в самом стандарте и издаются в виде Приказов соответствующих Министерств.

Методологический уровень регулирования бухгалтерского учета реализуется изданием рекомендаций в целях правильного применения федеральных и отраслевых стандартов, уменьшения расходов на организацию БУ, а также распространения передового опыта организации и ведения бухгалтерского учета. Рекомендации, в основном, разрабатываются субъектами негосударственного регулирования бухгалтерского учета и применяются на добровольной основе.

К субъектам негосударственного регулирования в частности относятся: саморегулируемые организации аудиторов, профессиональных бухгалтеров, микрофинансовых организаций и другие.

Четвертый уровень регулирования бухгалтерского учета осуществляется непосредственно в экономическом субъекте путем самостоятельной разработки и утверждения учетной политики, положений и правил, которые закрепляются приказами или распоряжениями руководителя экономического субъекта. Эти стандарты применяются всеми подразделениями экономического субъекта, включая его филиалы и представительства, независимо от их места нахождения, а также дочерними обществами в случаях, предусмотренных учетной политикой основного общества.

Стандарты всех уровней не должны противоречить друг другу, а лишь дополнять и конкретизировать общие правила для их адаптации в конкретной экономической работе.

Правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности определены в Законе №402-ФЗ.

Закон о бухгалтерском учете включает четыре  раздела, в которых:

  • сформулированы определения, объекты и задачи бухгалтерского учета;
  • указаны ключевые законодательные акты, которыми регламентируется бухгалтерский учет;
  • перечислены требования к ведению бухгалтерского учета и документальному оформлению  фактов хозяйственной жизни, оценке активов/обязательств, проведению инвентаризаций, организации внутреннего контроля; 
  • определены состав, правила оформления и сдачи отчетности;
  • указаны документы, регулирующие бухгалтерский учет, порядок их соответствия и применения;
  • определены субъекты регулирования учета, даны ответы на вопросы:

— кто выполняет функции государственного регулирования, утверждая федеральные и отраслевые стандарты,

—  кто участвует в негосударственном регулировании, разрабатывая эти стандарты, а также различные рекомендации, инструкции и т.д.

  • определены правила хранения/архивирования документов бухгалтерского учета.

Закон на государственном уровне определяет обязанность для каждого экономического субъекта вести бухучет, формировать отчетную документацию и обеспечивать непрерывность, полноту и достоверность представленной в отчетности информации.

Непосредственное нормативное регулирование бухгалтерского учета. Правовой статус документов

Выделим три «практических» уровня определяющих правовое значение для участников экономической деятельности документов, регламентирующих бухгалтерский учет в РФ. Они объединяют все документы, в которых сформулированы руководства, правила, порядок организации бухгалтерского учета, изданные как органами власти, так и ответственными лицами экономических субъектов.

Первый уровень представляют документы обязательные для применения, изданные органами исполнительной власти и обладающие статусом нормативных документов в контексте правоприменительной практики. Порядок издания этих документов определен правилами, установленными на государственном уровне (регистрация, публикация).

К ним относятся:

  • закон о бухгалтерском учете (отраслевые и иные федеральные законы);
  • приказы Минфина РФ, Положения и Указания Центробанка РФ (федеральные стандарты – это ПБУ);
  • приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка (отраслевые стандарты).

На сегодняшний день утверждены и действуют 24 Положения по бухгалтерскому учету (ПБУ) и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ.

Внесением изменений в Закон 402-ФЗ (Закон 160-ФЗ от 18.07.2017г.

) всем ПБУ, изданным после 1 октября 1998 года включительно, присвоен статус федеральных стандартов, кроме Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ № 34н).

Представители Минфина считают, что многие правила этого Положения устарели и изменены, поэтому этот документ не может претендовать на статус федерального. Но правила Положения продолжают действовать, и обязательны к применению всеми экономическими субъектами в РФ.

Положения определяют правила выполнения основных учетных процессов. Они охватывают вопросы:

  • учетной политики и формирования отчетности;
  • учета по отдельным направлениям — от активов/обязательств и МПЗ до договоров строительного подряда или информации о связанных сторонах;
  • признания доходов и расходов предприятия, событий после отчетной даты, условных фактов деятельности и оценочных обязательств;
  • учета расходов по их обслуживанию.
  • На втором уровне регламентных документов выделяем методические рекомендации, инструктивные указания, письма Минфина и ФНС, других Министерств, разъясняющие общие правила применения нормативных документов и отдельные учетные ситуации.
  • Документы этого уровня не считаются нормативными в области бухгалтерского учета, носят рекомендательный характер и не обязательны к применению.
  • План счетов и инструкцию по его применению можно выделяют как наиболее значительный документ этого уровня.

План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержден Приказом Минфина РФ № 94н от 31.10.2000г.  и Инструкция к нему применяется в организациях РФ всех форм собственности и организационно-правовых форм, но это не нормативный документ.

Письма Минфина и ФНС РФ, также не носят нормативно-правовой характер, но они значимы для правоприменительной практики, так как помогают участникам споров объективно рассматривать конкретные сделки, их налоговые последствия. При защите своих интересов налогоплательщик вправе учитывать позицию, изложенную в письмах Минфина России, но должен руководствоваться законодательством о налогах и сборах.

Руководители Минфина РФ указывают, что выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений по вопросам уплаты налогов и сборов, может освободить его от ответственности только в том случае, если эти разъяснения даны персонально ему или были направлены неопределенному кругу лиц, что указывается в письме.

По налоговым спорам официально признанный Минфином РФ в 2013 году приоритет постановлений, решений, информационных писем ВАС РФ и Верховного Суда РФ.

Третий уровень — документы, обязательные не для всех организаций, а для конкретной организации. Кроме учетной политики, к ним относятся положения, которые утверждает руководитель хозяйствующего субъекта. Это локальные нормативные акты.

Внутренние положения охватывают вопросы бухгалтерского и налогового учета, документооборота, внутреннего контроля, положений об оплате труда и премировании, внутреннего распорядка, командировочных расходах, эксплуатации автомобильного транспорта и другие аспекты деятельности организации.

Несмотря на то, что внутренние стандарты экономического субъекта правомерны только для конкретной компании, оформлять их нужно по общим правилам. Содержание этих документов имеет существенное значение для экономического обоснования расходов организации в целях налогообложения прибыли.

Представим в виде таблицы различия в статусе документов, регламентирующих бухгалтерский учет.

Область применения Обязанность применения Примеры
1 уровень Все экономические субъекты РФ Обязаны применять. Имеют статус нормативных документов. Федеральные законы, Приказы Минфина РФ и других Министерств, Положения и Указания Центробанка
2 уровень Все экономические субъекты РФ Имеют право не применять. Не имеют статус нормативных документов. Письма Минфина РФ и ФНС РФ
3 уровень Конкретный экономический субъект (организация) Обязаны применять. Не имеют статус нормативных документов. Приказы и распоряжения руководителя, утвержденные внутренние положения

Если у вас остались вопросы, какими нормативными документами регламентируется ведение бухгалтерского учета, компания BDO Unicon Outsourcing осуществляет бухгалтерское, кадровое, финансовое консультирование. Предоставим помощь компетентных экспертов. Уровень нашей поддержки подтвержден успешным завершением более чем 350 проектов и 25-летним опытом в сфере учета и консалтинга.

Бухгалтерский учет и налогообложение юридических услуг — расходы на юридические услуги

Во время налоговых проверок инспекторы обращают пристальное внимание на все возмездные услуги, включая консультации, рекламное продвижение и помощь юристов. Поэтому важно грамотно проводить бухгалтерский учет юридических услуг.

Тем более что в отношении этого вида поддержки может возникнуть проблема доказательства соответствия требованиям, которое предъявляет законодательство.

Читайте также:  Статья 1. цели и задачи закона

Главным образом это касается включения в состав расходов по налогу на прибыль и в вычет по НДС.

Судебная практика по этому вопросу противоречивая, потому Президиум Верховного Суда сформулировал единый подход к оценке правомерности включения работы сторонних юристов в расходы.

Согласно Налоговому кодексу, налогоплательщики вправе учитывать затраты на юруслуги в составе прочих расходов.

Однако организация имеет право признать расходы при расчете налога на прибыль только в случае, если они соответствуют следующим требованиям:

  • обоснованность и экономическая оправданность;
  • документальное подтверждение – бухгалтерский учет юридических услуг;
  • нацеленность на получение дохода.

Обоснованность расходов подразумевает, что затраты компании оправданы с экономической точки зрения, и это можно подтвердить финансовыми расчетами. Документальное подтверждение затрат требует, чтобы все операции и договоренности между сторонами были оформлены в соответствии с законодательными требованиями и обычаями делового оборота.

Это утверждение справедливо и для случаев, когда деятельность фирмы полностью или частично проходит на территории другого государства. Подтвердить расходы можно и при помощи бумаг, которые свидетельствуют о тратах косвенно.

Например, это могут быть таможенные декларации, приказы о командировке, проездные документы, отчеты о выполненной работе.

Расходами признают любые затраты при условии, что они были направлены на коммерческую деятельность и получение прибыли, при наличии установленных выше требований.

Чтобы бухгалтерский учет юридических услуг не вызывал вопросов со стороны контролирующих органов при определении налогооблагаемой базы, затраты должны соответствовать следующим доводам:

  • Подробное документальное оформление услуг. При составлении актов стороны не вправе ограничиться формулировкой «юридические услуги по договору оказаны в полном объеме и с надлежащим качеством». Оформляя бумаги, детально расписывайте, какие именно услуги и в каком объеме оказывались, как рассчитывалась их стоимость.
  • Положительный экономический результат. Затраты должны привести к увеличению дохода предприятия, они должны быть оправданы с финансовой точки зрения.
  • Налоговая прозрачность. Помощь юристов не может быть нацелена на необоснованные налоговые выгоды, например с целью уклонения от уплаты налогов. Ваши интересы не должны противоречить закону.
  • Отсутствие штатных юристов. Если у компании есть собственные специалисты, их обязанности и функции не должны полностью соответствовать предмету договора со сторонними юристами. В этом случае вы можете воспользоваться поддержкой другой фирмы или отдельного адвоката, если их специализация или вид услуг не пересекаются с функциями штатных работников фирмы. Однако это вовсе не означает, будто наличие в штате юрисконсульта не позволяет привлекать третью сторону для решения рабочих вопросов. Просто это привлечение должно быть оправдано. Согласно Письму Минфина от 31 мая 2004 года, при наличии в штатном расписании должности юриста вопрос о тратах на привлечение сторонних адвокатов должен рассматриваться в каждой отдельной ситуации. При этом учитывают положения статьи 252 НК в части повторного включения расходов в налогооблагаемую базу по налогу на прибыль.

Бухгалтерский учет юридических услуг и судебная практика

Проанализировав актуальную судебную практику налоговых споров, специалисты «ВАЛЕН» сформулировали следующие выводы. Во-первых, налоговые органы не могут оценивать расходы предприятия с точки зрения их экономической целесообразности.

Исходя из положений законодательства, связанные с работой компании расходы требуют признания их экономически оправданными.

Судебный контроль также не должен проверять целесообразность решений, которые принимают предприниматели, обладающие в сфере бизнеса самостоятельностью и широкой дискрецией.

Во-вторых, при налогообложении к учету принимается цена, указанная сторонами сделки. Предполагается, что она соответствует уровню рыночных цен.

Налоговая инспекция не имеет права проверить правильность формирования стоимости по договорам и поставить эти цены под сомнение, если только нет оснований для контроля, предусмотренных 40 статьей НК.

Например, это сделки между взаимозависимыми лицами, бартер, внешнеторговые сделки, резкие изменения цены.

В-третьих, от налогоплательщика, подтвердившего факт и размер произведенных расходов, контролирующие органы не могут требовать дополнительных доказательств оправданности этих трат.

Но в соответствии с 65 статьей АПК, участники судебного процесса должны доказать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания собственных требований.

При этом в случае с актами государственных органов обязанность доказать обстоятельства, на основании которых принят акт, возложена на представителей соответствующей официальной инстанции.

Юридические услуги, бухгалтерский учет и налогообложение

Чтобы правильно заполнить налоговую документацию, все траты, связанные с арбитражными судебными процессами, следует учитывать с прочими расходами на производство и реализацию.

Но также эти траты вкупе с оплатой представительства в суде могут быть проведены как внереализационные выплаты. Только сама компания или руководители решают, к какой категории отнести эти траты.

Более подробно это право описано в 252 статье Налогового кодекса.

Бухгалтерский учет юридических услуг также опирается на 264 и 265 статьи НК. Одна из них закрепляет расходы на работу юристов и юрисконсультов в качестве производственных трат.

Причем статья не определяет, какие именно услуги можно отнести к категории помощи юриста, поэтому возможно широкое толкование этого права. Другая статья указывает, что судебные издержки и арбитражные сборы могут быть отнесены к внереализационным расходам компании.

Другими словами, бухгалтерия может оформить их в качестве затрат на работу компании, непосредственно не связанных с производством или продажей.

С перечнем судебных издержек можно ознакомиться в 106 статье АПК. Если говорить об арбитражном суде, то обычно к этой категории принадлежат:

  • оплата помощи экспертов, переводчиков и других специалистов, необходимых для доказывания позиции компании в суде;
  • расходы на уведомление о корпоративном споре, если того требует ситуация;
  • гонорары адвокатов и других задействованных в процессе юристов;
  • стоимость осмотра доказательств на месте;
  • прочие расходы, которые несут участники дела.

Согласно приведенным нормам, все перечисленные выше расходы могут отнести к судебным издержкам только стороны процесса: истец и ответчик. Во всех остальных ситуациях подобные траты нельзя охарактеризовать как судебные издержки, даже если предприятие несет подобные расходы.

Взыскание судебных издержек с проигравшей стороны

Чтобы учесть расходы на ведение процесса в качестве издержек, нужно, чтобы услуги юриста были оказаны именно юридическому лицу, а не его руководству, специалистам или партнерам.

Нельзя учитывать расходы на помощь адвоката, если предметом соглашения, заключенного от имени компании, являлось оказание правовой помощи должностному лицу.

Таким образом, к затратам относят только работу, проделанную для компании, а не ее отдельных представителей, включая директора. 

Еще один важный момент: издержки, взысканные с органов в как возмещение убытков, обязательно уменьшают на принятую к вычету сумму НДС.

Согласно 106 статье АПК, к подлежащим возмещению судебным издержкам относят расходы на работу адвоката, который оказывает компании помощь.

Статья 110 указывает, что возмещают также понесенные участниками процесса расходы, если суд принимает сторону этой стороны.

Если суд примет сторону компании, она может засчитать присужденную сумму в качестве дохода. По бухгалтерии они должны пройти в составе прочих доходов за отчетный период, на который приходится вынесение судебного решения. С точки зрения налогового учета это нереализационные доходы, которые записывают на дату вступления в силу судебного акта.

Пакет документов для подтверждения трат зависит от организационной формы компании, которая предоставляет правовую помощь. При заключении соглашения с представителем чаще всего платежи оформляют в соответствии с требованиями закона «О бухгалтерском учете» и порядком ведения кассовых операций.

Если документы не будут формально соответствовать требованиям нормативных актов, само по себе это не может быть основанием для отказа в удовлетворении требований о взыскании. Тем не менее, подобных решений следует избегать, так как эти нарушения вкупе с несоответствием реквизитов платежного поручения указанным в договоре данным, могут повлиять на решение суда.

Подтвердить факт оплаты правовой поддержки можно при помощи таких бумаг:

  • платежное поручение,
  • расходный кассовый ордер,
  • квитанция.

Несмотря на это, расписка, подтверждающая передачу средств, формально может быть признана доказательством произведенной оплаты по договору заключенному с физическим лицом, независимо от наличия или отсутствия расходно-кассового ордера. Однако важно принимать во внимание, что исполнительский сбор не уменьшает налогооблагаемую базу по налогу на прибыль. Размеры этого сбора составляют 7% от суммы, которая взыскивается в судебном порядке.

Документальное оформление

Юридические услуги оказываются на основании договора. Как правило, применяют 3 вида соглашений:

  • возмездное оказание услуг – подходит для консультативной поддержки или в случаях, когда предприятие нанимает юриста для составления важных документов;
  • поручения – этот вид соглашений выбирают, когда требуется представление интересов компании в зале суда;
  • смешанный договор объединяет элементы двух предыдущих форм документов, подходит для ситуаций, когда требуется целый перечень юридической помощи. Это могут быть консультации, подготовка бумаг, урегулирование споров в досудебном порядке и представительство интересов клиента в суде.

После того как договор исполнен оформляется акт об оказании услуг. В этом документе прописывают реквизиты сторон соглашения, его прилагают к основному договору и бухгалтерским бумагам. Единой формы для этого акта нет, но закон требует, чтобы в нем были однозначно указаны стороны соглашения, реквизиты и стоимость услуг.

Все операции должны сопровождать стандартные проводки. Если затраты на адвоката будет компенсировать вторая сторона судебного процесса, сумма должна быть разумной.

Ее обязательно сопоставляют с аналогичными предложениями на рынке. В этом случае суд определит срок и порядок оплаты проигравшей стороной работы юристов.

Важная особенность возмещения: оно происходит только при наличии доказательств стоимости проделанной работы.

Компания VALEN имеет большой опыт в области бухгалтерского учета юридических услуг. Мы сотрудничаем с крупным и малым бизнесом, консультируем международные корпорации и зарубежные компании, работающие в России. Наши специалисты консультируют по вопросам учета, готовят документацию, выступают представителями в зале суда.

Чтобы заказать услугу или проконсультироваться со специалистами, набирайте номер: +7 (495) 7-888-096! Мы также ждем вас в нашем офисе в Москве.

Ссылка на основную публикацию