Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

  • Что такое исполнительная власть в Российской Федерации?
  • Есть президент и правительство, суды и парламент, органы местного управления.
  • Все они, в своей совокупности, составляют государственную власть РФ, которая и разделяется между ними.
  • Поскольку наше государство является демократическим, в нем соблюдается принцип разделения власти на три ветви:
  • законодательную;
  • исполнительную;
  • судебную.

Во главе исполнительной власти стоит Правительство РФ.

Такой порядок закреплен конституционно.

Поэтому эта ветвь власти ни от кого не зависит, является самостоятельной.

Общая характеристика системы исполнительной власти

На законодательную власть возлагается задача принимать законы, которые будут обязательны для выполнения на всей территории страны.

А вот исполнительная власть существует для того, чтобы эти законы выполнялись на практике. Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

  1. Сюда относится и осуществление контроля соблюдения этих законом в государстве.
  2. Если принимаемые законы по своей сути являются инструментов, позволяющим населению удовлетворять свои нужды и интересы, то исполнительная власть занимается тем, чтобы эти инструменты были правильно применены и использованы.
  3. Это совсем не означает, что органы исполнительной власти не могут по собственной инициативе выдавать распоряжения в виде нормативно-правовых актов.
  4. Для реализации требований, которые изложены в законах, эти органы имеют право действовать по собственной инициативе в пределах отведенной им компетенции.
  5. Они вправе вдаваться до административного принуждения, принуждать к выполнению каких-либо действий.
  6. То есть, исполнительная власть представляет собой деятельность, направленную на управление страной и ее обществом, осуществляется специальными государственными властными органами, действует в пределах предоставленной законодательством компетенции, осуществляя специальные функции, и которая находится под контролем других ветвей власти.
  7. Что касается последнего, то в этом и состоит принцип разделения власти.
  8. Между собой эти ветви не находятся в иерархическом подчинении, но осуществляют контроль друг за другом.

Основные признаки и понятия исполнительной власти

Как и любое явление, исполнительная власть имеет собственные признаки.

Один из главных признаков ее существования – наличие государства.

Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

Государство обладает своими признаками, один из которых — обязательное наличие аппарата управления и принуждения, с помощью него принимаемые законы делаются обязательными для выполнения на всей территории этого государства.

Отсутствие государства автоматически делает ненужными органы исполнительной власти. Исполнять становится нечего.

  • Основной признак данной ветви власти – наличие планирования.
  • Следующий признак — самостоятельность этой ветви власти, но она находится во взаимодействии с законодательной и судебной властями.
  • Деятельность органов исполнительной власти осуществляется исключительной на законной основе.

Все требования по соблюдению принятых законов не должны выполняться без соблюдения прав, свобод и законных интересов граждан. 

  1. Нельзя представителю закона самому его нарушать, даже если это в интересах государства.
  2. В уголовном законодательстве предусмотрено такие нормы, как неосторожность, превышение норм необходимой обороны, превышение или злоупотребление властью.
  3. Часть из них касаются как госслужащих, так и обычных граждан, часть – исключительно госслужащих.

Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти

  • Так, убить или покалечить, превысив меры необходимой обороны, может и сотрудник полиции, и обычный гражданин.
  • А вот превысить власть или злоупотребить ею, может только госслужащий.
  • Так вот, если госслужащий, рьяно выполняющий положенные на него обязанности, но делает это в нарушение установленным нормам права, он будет отвечать перед законом за превышение власти.
  • Отсюда возникает еще один принцип как ответственность за принимаемые нормативные акты и совершаемые действия.
  • Исполнительная власть наделена правоохранительной деятельностью, что дает право ее органам исключительно в рамках своей компетенции и на основе закона применять меры принуждения, разрешать возникшие споры и конфликты, давать оценку законности действиям субъектам исполнительной деятельности.
  • Функции исполнительной власти:
  • исполнительная функция — выполняет действующие законы;
  • «правозащитная» функция – защищает и соблюдает права и свободы граждан;
  • социально-экономическая функция – создает необходимые условия для экономического и социального роста;
  • регулирующая функция —позволяет осуществлять функции госуправления;
  • нормотворческая функция – в рамках своей компетенции органы власти могут принимать нормативно-правовые акты;
  • функция юрисдикции — позволяет органам власти на основании закона применять меры принуждения к тем лицам, которые совершают правонарушения или преступления.
  1. Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной власти
  2. Вам наверняка будет интересно посмотреть ментальную карту «Права потребителей», где подробно объясняется порядок защиты Ваших прав
  3. Или ТУТ вы узнаете о правовых нормах, регулирующих общественные отношения
  4. Как происходит защита прав потребителей в суде:
  5. https://legalmap.ru/articles/gp/consumer/zashchita-prav-potrebitelya/

Принципы деятельности исполнительной власти

Они разделяются на две группы — конституционные и организационные.

Первая группа признаков при формировании власти, осуществлении деятельности ее органами, установлена Основным законом страны и включает в себя:

  • соблюдение демократизма;
  • соблюдение законности;
  • соблюдение федерализма.

В группу организационных принципов формирования исполнительной власти, осуществлении деятельности ее органами, входят:

  1. Принцип распределения функций и властных полномочий. Их распределение закрепляется законом.
  2. Принцип сочетания централизации и децентрализации этой власти, который тесно переплетается с принципом федерализма.
  3. Статья 28. Полномочия федеральных органов исполнительной властиПринцип выделение органов госуправления в отдельные отрасли, внутри которых применяются специальные методы и формы управления, и которые не могут быть применены в других отраслях.
  4. Создание органов территориального управления в субъектах федерации, межрегиональных органов, обусловлено соблюдением принципа территориального управления.
  5. Наличие полномочий у органа власти управлять в рамках своей компетенции, несколькими отраслями. Иначе он называется принципом межотраслевого управления.
  6. Осуществление руководства организацией деятельности органов власти происходит по принципу коллегиальности и единоначалия

Система федеральных органов исполнительной власти в российской федерации

Глава 1. Общая характеристика органов исполнительной власти в Российской Федерации

1.1Понятие и виды органов исполнительной власти

1.2 Федеральные органы исполнительной власти: задачи и    функции

Глава 2. Структура органов исполнительной власти на современном этапе

2.1.  Анализ становления системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации : историко-правовой обзор

2.2.  Структура системы органов исполнительной власти на современном этапе

2.3. Направления совершенствования правовых основ организации деятельности федеральных органов исполнительной власти

Список использованной литературы

Актуальность темы исследования. Исполнительная деятельность – коррелирует с самостоятельной ветвью власти в Российской Федерации, согласно провозглашенному Конституцией РФ принципу разделения властей.  

В настоящее время в структуре федеральных органов исполнительной власти (далее — ФОИВ) Российской Федерации действует 73 органа, из которых 21 федеральное министерство, 22 федеральных агентства, 30 федеральных служб.  

Указанное количество федеральных органов исполнительной власти приводится с учетом недавно принятых Указов Президента от 05.04.2016 N 156 и N 157. 

При этом, по данным Федеральной службы государственной статистики, общее количество федеральных государственных служащих центральных аппаратов федеральных органов исполнительной власти к 2015 году увеличилось до 37,3 тыс.

человек (по сравнению с 30,2 тыс. человек в 2005 году), а федеральных государственных служащих территориальных федеральных органов исполнительной власти — до 1188,9 тыс. человек (по сравнению с 560,2 тыс. человек в 2005 году.

  

Данная статистика с 2014 г. включает численность территориальных органов МВД России. 

Процесс развития систему и структуры ФОИВ – динамичен. 

Требуют уяснения вопросы о понятии исполнительного органа власти, их видов, классификационных критериях, основных функциях и пр. 

Это обуславливает актуальность темы исследования. 

          Состояние научной разработанности темы. Аспекты обозначенной для исследования темы рассматривались в работах таких ученых, как Т.А. Занко, В.Г. Гриб, Р.Э. Адамян, С.С, Овчинский С.С., Т.П. Будякова, Е.Н. Клещина, Ю.О. Карпышева, С.Л. Морозов, Э.Л. Сидоренко, и др.  

Целью работы — является изучение современной структуры федеральных органов исполнительной власти и регламентирующего ее законодательства. 

Для достижения указанной цели нами сформулированы для решения следующие задачи: 

  • проанализировать и обобщить основные теоретические положения, отражающие различные аспекты темы; 
  • дать понятие органов исполнительной власти; 
  • раскрыть их виды; 
  • проанализировать особенности становления структуры федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации (в период с 2004 года — по 2016 гг.); 
  • исследовать структуру федеральных органов исполнительной власти на современном этапе; 
  • изучить основные функции федеральных органов исполнительной власти; 
  • раскрыть правовой статус Правительства РФ как высшего исполнительного органа государственной власти РФ; 
  • сформулировать выводы по исследованным в работе вопросам. 
Читайте также:  Статья 33. порядок осуществления ревизии и оказания сопутствующих ревизии услуг

Объектом исследования является совокупность общественных отношений, складывающихся по поводу создания, функционирования системы ФОИВ и реализации ими своих задач. 

Предметом исследования являются научные положения административного права, отечественное административное законодательство, статистические данные, аргументирующие отраженные в работе вопросы. 

Методологическая основа исследования. В выполненной работе использован диалектический (общенаучный) метод познания. На его основе применялись иные частнонаучные методы. 

Теоретической основой работы являются исследованные автором научные труды в различных научных отраслях – общей теории права, конституционного, административного права. 

В работе использована научная, учебная и справочная литература. Анализируются научные статьи.   

Теоретическая и практическая значимость работы заключается в том, что собранный, обобщенный и проанализированный материал представляется возможным использовать в дальнейшем осуществлении научных исследований по рассмотренной теме. 

Структура работы включает в себя введение, основную часть, заключение и список использованных в работе источников. 

Глава I. Общая характеристика органов исполнительной власти и формирование системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации.

1. Понятие и виды органов исполнительной власти.

Определение органа исполнительной власти, разработка его сущностных признаков – обладает важным практическим значением. 

Понимание органа исполнительной власти – является основой формирования системы органов исполнительной власти в Российской Федерации. 

С помощью выработанного общего понятия органа исполнительной власти возможна разработка эффективного порядка их взаимодействия. 

Орган — разновидность организации.  

Организация осуществляет свою деятельность посредством своих структурных органов. 

В Российской Федерации каждый государственный орган является ее представителем и осуществляет свою деятельность в интересах федерации. 

Совокупность государственных органов составляет государственный аппарат. 

Частью государственного аппарата, в свою очередь, являются органы исполнительной власти. 

Они наделены различной компетенцией.  

С правовой позиции самой значимой в делегируемой компетенции являются властные полномочия в установленной сфере деятельности. 

Орган исполнительной власти, иными словами, осуществляет определенный объем возложенной на него государственной деятельности. 

Основные признаки органа исполнительной власти отражают его административную правосубъектность. 

  1. Государственно-правовая природа органов исполнительной власти. 

Наличие в системе государственной власти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципа разделения властей. 

  1. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выражения исполнительной власти.  

Создание органов исполнительной власти обусловлено необходимостью реализации государственного управления в экономической, социально-культурной и административно-политической сферах жизнедеятельности. 

Деятельность органов исполнительной власти ведется на основе базовых правовых принципов. 

Среди таких принципов назовем: 

  • верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; 
  • исключение сосредоточения полномочий в ведении одного органа государственной власти  
  • единство системы государственной власти, и пр. 

Региональная система органов исполнительной власти – подчинена федеральным органам. 

Органы исполнительной власти не имеют никаких властных полномочий по отношению к судебной и законодательной ветвям власти. 

Взаимоотношения между ними реализуется согласно законодательным предписаниям. 

Исходя из наименования, из сущности органов исполнительной власти, их основное предназначение — исполнение нормативных предписаний. 

В то же время существуют также некоторые органы и организации, выполняющие отдельные задачи и функции исполнительной власти и наделенные для этого властными полномочиями наряду со своими основными функциями.  

Они в систему органов исполнительной власти — не входят. 

По содержанию деятельность органов исполнительной власти имеют характер: 

  • управленческий 
  • организующий 
  • исполняющий 
  • контрольный 

Каждый орган исполнительной власти обладает организационной структурой.  

Это означает наличие структурных подразделений (департаментов, отделов и т.д.).  

Государственная должность замещается государственным служащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права, обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.).  

Необходимо отметить и понятие и содержание компетенции органа исполнительной власти. 

Она выражена в комплексе полномочий конкретного органа по предметам его ведения.  

Полномочия — это права и обязанности органа в отношении осуществления других государственно-властных действий. 

Исследователями выделяются основные, обязательные элементы компетенции органа исполнительной власти: 

  • цели и задачи деятельности; 
  • функции; 
  • совокупность полномочий; 
  • организационные формы и методы деятельности. 

Органы исполнительной власти наделены правом издания актов управления (административных актов) – в целях осуществления функций государственного управления. 

Правовые акты органов исполнительной власти являются подзаконными правовыми актами и представляют собой: 

  • правовую форму управленческих действий 
  • результат административного нормотворчества в системе государственного управления.  

Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование. 

Ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц регламентируется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации. 

В осуществлении предоставленных им полномочий органы исполнительной власти являются самостоятельными и независимыми.  

В настоящее время дефиниции (законодательно определённые понятия) конституционных терминов «система» и «структура» ФОИВ – отсутствуют. 

Разрабатываются классификации органов исполнительной власти. 

1. По уровню нахождения органа в системе исполнительной власти в Российской Федерации выделяют: 

а) федеральные органы исполнительной власти; 

б) органы исполнительной власти субъектов РФ. 

Для данного раздела классификации важнейшее значение имеет установление территориальных границ, в рамках которых тот или иной орган исполнительной власти может осуществлять государственно-властные полномочия.  

2. По способу учреждения: 

а) органы, руководители которых наделяются полномочиями высшего должностного лица субъекта РФ; 

б) органы, формируемые в установленном порядке высшими должностными лицами. 

3. По организационно-правовой форме: 

г) агентства (федеральные агентства); 

ж) департаменты, управления, главные управления, комитеты, отделы. 

4. По характеру компетенции: 

б) отраслевой компетенции.  

в) межотраслевой компетенции. 

г) специальной компетенции. 

5. По порядку принятия управленческих решений: 

Таким образом, многоплановость функций органов исполнительной власти обусловливает объективную необходимость их научной классификации. 

 2. Федеральные органы исполнительной власти: задачи и функции. 

Задачи федеральных органов исполнительной власти: 

1. Исполнительная (правоприменительная) – исполнение Конституции, федеральных законов и законов субъектов РФ;  2. Правозащитная – функция соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина;  3.

Социально-экономическая (обеспечительная) – создание условий для развития хозяйственного строительства, социально-культурного и административно-политического управления;  4. Обеспечения законности и соблюдения конституционного порядка в стране;  5.

Регулирующая – осуществление руководства, контроля, координации, планирования, учета, прогнозирования и т. д.;  6. Нормотворческая – осуществление в установленном порядке деятельности по принятию нормативных правовых актов;  7.

Охранительная (юрисдикционная) – применение к юридическим и физическим лицам мер государственного (административного) принуждения в случае, если указанными лицами нарушаются нормы законодательства.  

Регламентирована система функций ФОИВ. 

К таким функциям относятся: 

  • принятие нормативных правовых актов 
  • контроль и надзор 
  • управление государственным имуществом 
  • оказание государственных услуг. 

Под функцией принятия нормативных правовых актов понимается разработка обязательных к исполнению правил деятельности. 

Функции по контролю и надзору – это деятельность по контролю за соблюдением установленных стандартов, правил деятельности в определенной сфере. Надзор – более узкое понятие, составляющая контроля в РФ. 

Функции по управлению государственным имуществом – это реализация полномочий собственника в отношении федерального имущества. 

Оказание государственных услуг – функционально представляет собой я предоставление услуг гражданам и организациям в установленных федеральным законодательством сферах жизнедеятельности (например, в сфере образования и пр.) 

            Система рассмотренных функций делегирована конкретному органу исполнительной власти.  

Функции, которые данный орган осуществлять в определенной сфере деятельности не вправе – также регламентированы. Например, федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование. 

Глава II. Структура федеральных органов исполнительной власти.

1. Анализ становления системы федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации: историко-правовой обзор.

Система федеральных органов исполнительной власти в Российской Федерации была принята более чем 12 лет назад, в 2004 году.  

Система государственных комитетов, агентств, комиссий, ведомств — была заменена системой федеральных министерств, агентств и служб.  

В результате проведенного реформирования – было создано более 76 федеральных органов исполнительной власти. 

Читайте также:  Статья 23. Социальная поддержка, предоставляемая увольняемым работникам и другим категориям лиц

Процесс преобразования на этом не завершился.  

Новая структура ФОИВ утверждена Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636. И в настоящее время система ФОИВ – продолжает развиваться и динамично совершенствуется: создаются новые органы, некоторые – упраздняются.  

Известна такая форма, как прекращение существования органов в результате их  преобразования. 

Интересной формой, отражающей изменения в структуре ФОИВ, выступает присоединение.  

На практике она была применена один раз — при присоединении Федеральной службы страхового надзора к Федеральной службе по финансовым рынкам. 

Наиболее часто применяются изменения в форме переименования. В процессе таких изменений возникла, например, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (2008 год). 

Распространенной формой изменений является «придание статуса». Например, Федеральной службе безопасности Российской Федерации придавался статус федеральной службы, Управлению делами Президента Российской Федерации — статус федерального агентства.  

Придание статуса не требует осуществления штатных мероприятий, проводится без переназначения сотрудников указанных органов власти. 

Из многочисленных Указов Президента РФ некоторыми вносятся перечисленные выше изменения.  

Однако есть базовые указы, которыми утверждается структура федеральных органов власти. 

Таких указов с 2004 года было пять. 

Указом от 09.03.2004 N 314, устанавливающим трехзвенную систему ФОИВ, был также уточнен механизм взаимодействия ФОИВ между собой. 

Административное право России

Данные органы, а также их определенные виды имеют как общие, так и специфические функции и полномочия. Это обусловлено их принадлежностью к одной и той же ветви государственной власти и функциональным назначением.

Общие — это одинаковые (однотипные, однородные) по своему характеру функции и полномочия.

Они свойственны либо всем органам исполнительной власти, либо их определенным видам1Общие функции и полномочия органов исполнительной власти освещаются обособленно исходя из того, что это позволяет ограничить повтор одних и тех же положений при характеристике их компетенции применительно к порученным им сферам, а также уяснить основания дифференциации объема функции и полномочий относительно конкретных органов данного вида. Это облегчает также восприятие специфических функций и полномочий органов, для осуществления которых они созданы..

Объем общих функций и полномочий федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ не совпадает: неодинаковы организация их систем, масштабы деятельности и т.д. Но он неодинаков и для органов исполнительной власти данного вида, зависит от их непосредственной подчиненности, особенностей порученных сфер и содержания деятельности.

  • Положениями о федеральных органах исполнительной власти закрепляются а) общие для всех этих органов, б) общие для каждого их вида: федеральных министерств, федеральных служб, федеральных агентств, в) специфические для каждого их вида функции и полномочия. Все федеральные органы исполнительной власти:
  • осуществляют функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на их содержание и реализацию возложенных на них функций; организуют прием граждан, обеспечивают своевременное и полное рассмотрение обращений граждан; обеспечивают в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну; организуют профессиональную подготовку работников, их переподготовку, повышение квалификации и стажировку; осуществляют работу по комплектованию, хранению и учету архивных документов, образовавшихся в процессе их деятельности; вправе запрашивать и получать сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к их компетенции вопросам; обеспечивать мобилизационную подготовку данного органа, а также контроль и координацию деятельности находящихся в их ведении организаций по мобилизационной подготовке; привлекать в установленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к их сфере деятельности, научные и иные организации, ученых и специалистов; создавать координационные и совещательные органы (советы, комиссии, группы, коллегии), в том числе межведомственные, в установленной сфере деятельности.
  • Общие для данного вида федеральных органов исполнительной власти функции и полномочия наряду с общими для всех федеральных органов исполнительной власти иногда имеют существенные различия в зависимости от того, осуществляет ли непосредственное руководство ими Президент РФ или Правительство РФ либо они подведомственны федеральным министерствам, Примечательно также то, что те из них, которыми непосредственно руководит Президент РФ, осуществляют некоторые функции и полномочия в качестве субъектов, обязанных одновременно по отношению к Президенту РФ и Правительству РФ.
  • Но в принципе к общим функциям и полномочиям федеральных министерств относятся:

внесение в Правительство РФ проектов федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и других документов, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к установленным им сферам ведения и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств, а также проектов планов работы и прогнозных показателей деятельности министерств; на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ принимают нормативные правовые акты по определенным, специфическим для каждого министерства, вопросам; обобщение практики применения законодательства Российской Федерации и проведение анализа реализации проведения государственной политики в установленной сфере деятельности; контроль и координацию деятельности подведомственных федеральных служб и федеральных агентств; утверждение в пределах их компетенции сведений, составляющих государственную тайну, и т.д.

Решение ряда вопросов деятельности федеральных министерств составляет прерогативу федеральных министров, например, утверждение ежегодных планов работы и показателей деятельности подведомственным министерствам федеральных служб и федеральных агентств, отмена противоречащих федеральному законодательству решении подведомственных федеральных служб и федеральных агентств, если иной порядок их отмены не установлен федеральным законом, а также в решении ряда вопросов организации министерств и подведомственных им федеральных служб и федеральных агентств и других вопросов.

Федеральные службы и федеральные агентства, руководимые Президентом РФ и Правительством РФ, обладают более широкими функциями и полномочиями, чем подведомственные федеральным министерствам.

Хотя и не в одинаковом объеме, они выполняют отдельные общие функции и полномочия такие же, какие и федеральные министерства.

Например, осуществляют нормативное правовое регулирование в порученной сфере, некоторые из них представляют Правительству РФ проекты документов по вопросам, по которым оно принимает решения, и т.д.

Федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные федеральным министерствам, такого рода функций и полномочий не имеют. Они возложены на соответствующие министерства, которые в этом случае выступают в известном смысле промежуточными звеньями между Правительством РФ и подведомственными им федеральными службами и федеральными агентствами.

За исключениями, обозначенными выше, как федеральные службы, так и федеральные агентства осуществляют определенные общие функции и полномочия.

Среди возложенных на федеральные службы общих для них функций и полномочий к важнейшим из них относятся: осуществление контроля и надзора в установленной сфере.

Это обобщающая функция, предопределяющая назначение и содержание деятельности данных органов, и все другие их функции и полномочия, в том числе и такие, как: применение предусмотренных законодательством РФ мер ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленных на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также ликвидацию последствий нарушений; осуществление производства по делам об административных правонарушениях и рассмотрение таких дел в соответствии с законодательством РФ об административных правонарушениях и другие.

Осуществление ряда важных полномочий по организации и деятельности федеральных служб возложено на руководителя такой службы, например, внесение по подведомственности Правительству РФ или федеральному министру проекта ежегодного плана и прогнозных показателей деятельности службы, а также отчета об их исполнении; предложений по формированию проекта федерального бюджета в части финансирования обеспечения деятельности службы; назначение на должность и освобождение от должности должностных лиц центрального аппарата службы и др.

Общие функции федеральных агентств в положениях о них сведены к реализации государственной политики, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в установленной сфере.

Это можно объяснить высокой степенью специализации соответствующих сфер деятельности и адекватных ей разнообразных функций в каждой из них, например, Федерального космического агентства, федеральных агентств атомной энергии, связи и т.п.

Для конкретизации общих функций только федеральных агентств нет достаточных социально-экономических и технических предпосылок. Это подтверждается содержанием нормативных правовых актов, устанавливающих их правовое положение.

Читайте также:  Статья 37. Финансирование мелиорации земель на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению

Функции и полномочия органов исполнительной власти определяются также не только с учетом сфер их деятельности, но и места, занимаемого ими в их иерархической системе. Это относится к ведению субъектов РФ: в решении соответствующих вопросов допустимо разнообразие, диктуемое различными для них факторами.

В целом в нормативных правовых актах достаточно развернуто, подробно регламентируются функции и полномочия федеральных органов исполнительной власти, определяемые спецификой сфер их деятельности. Необходимому их анализу посвящаются последующие главы.

Федеральные органы исполнительной власти

Структура федеральных органов исполнительной власти формируется:

  • в соответствии со статьей 112 Конституции РФ и
  • статьей 32 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

Статья 112 Конституции РФ:

  • Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;
  • Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров.

Статья 32 «Особенности руководства некоторыми федеральными органами исполнительной власти» Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями от 28 декабря 2016 г.):

  • Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами руководит деятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросами обороны, безопасности, внутренних дел, юстиции, иностранных дел, предотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, деятельности войск национальной гвардии РФ, утверждает по представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает руководителей и заместителей руководителей этих органов, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ;
  • Президент РФ руководит непосредственно и через федеральных министров деятельностью федеральных органов исполнительной власти, указанных в части первой настоящей статьи и находящихся в ведении соответствующих федеральных министерств;
  • Президент РФ распределяет функции между федеральными органами исполнительной власти, указанными в части первой настоящей статьи. Президент РФ в случае изменения в установленном порядке системы и структуры федеральных органов исполнительной власти до принятия федеральных законов о внесении соответствующих изменений в федеральные законы может перераспределять установленные федеральными законами функции федеральных органов исполнительной власти, деятельностью которых руководит Президент РФ;
  • Правительство РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами и распоряжениями Президента РФ координирует деятельность федеральных органов исполнительной власти, указанных в части первой настоящей статьи.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена:

  • Указом Президента РФ от 15 мая 2018 г. № 215 (с изменениями и дополнениями от 28 октября 2019 г.) «О структуре федеральных органов исполнительной власти».

В соответствии с этим Указом:

  • Председатель Правительства РФ имеет 10 заместителей, в том числе:
    • одного Первого заместителя Председателя Правительства РФ — Министра финансов РФ,
    • Заместителя Председателя Правительства РФ — полномочного представителя Президента РФ в Дальневосточном федеральном округе и
    • Заместителя Председателя Правительства РФ — Руководителя Аппарата Правительства РФ.
  • к федеральным органам исполнительной власти относятся:

    • Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
    • Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам;
    • Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ.

Федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

1 Министерство внутренних дел РФ
2 Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий
3 Министерство иностранных дел РФ
4 Федеральное агентство по делам Содружества Независимых Государств, соотечественников, проживающих за рубежом, и по международному гуманитарному сотрудничеству
5 Министерство обороны РФ
6 Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству
7 Федеральная служба по техническому и экспортному контролю
8 Министерство юстиции РФ
9 Федеральная служба исполнения наказаний
10 Федеральная служба судебных приставов
11 Государственная фельдъегерская служба РФ (федеральная служба)
12 Служба внешней разведки РФ (федеральная служба)
13 Федеральная служба безопасности РФ (федеральная служба)
14 Федеральная служба войск национальной гвардии РФ (федеральная служба)
15 Федеральная служба охраны РФ (федеральная служба)
16 Федеральная служба по финансовому мониторингу (федеральная служба)
17 Федеральное архивное агентство (федеральное агентство)
18 Главное управление специальных программ Президента РФ (федеральное агентство)
19 Управление делами Президента РФ (федеральное агентство)

Федеральные министерства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этим федеральным министерствам:

1 Министерство здравоохранения РФ
2 Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения
3 Федеральное медико-биологическое агентство
4 Министерство культуры РФ
5 Министерство науки и высшего образования РФ
6 Министерство природных ресурсов и экологии РФ
7 Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
8 Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
9 Федеральное агентство водных ресурсов
10 Федеральное агентство лесного хозяйства
11 Федеральное агентство по недропользованию
12 Министерство промышленности и торговли РФ
13 Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии
14 Министерство просвещения РФ
15 Министерство РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики
16 Министерство РФ по делам Северного Кавказа
17 Министерство сельского хозяйства РФ
18 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
19 Федеральное агентство по рыболовству
20 Министерство спорта РФ
21 Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ
22 Министерство транспорта РФ
23 Федеральная служба по надзору в сфере транспорта
24 Федеральное агентство воздушного транспорта
25 Федеральное дорожное агентство
26 Федеральное агентство железнодорожного транспорта
27 Федеральное агентство морского и речного транспорта
28 Министерство труда и социальной защиты РФ
29 Федеральная служба по труду и занятости
30 Министерство финансов РФ
31 Федеральная налоговая служба
32 Федеральная пробирная палата (федеральная служба)
33 Федеральная служба по регулированию алкогольного рынка
34 Федеральная таможенная служба
35 Федеральное казначейство (федеральная служба)
36 Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ
37 Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций
38 Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям
39 Федеральное агентство связи
40 Министерство экономического развития РФ
41 Федеральная служба по аккредитации
42 Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
43 Федеральная служба государственной статистики
44 Федеральная служба по интеллектуальной собственности
45 Федеральное агентство по туризму
46 Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
47 Министерство энергетики РФ

Федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство РФ:

1 Федеральная антимонопольная служба
2 Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека
3 Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки
4 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору
5 Федеральное агентство по государственным резервам
6 Федеральное агентство по делам молодежи
7 Федеральное агентство по делам национальностей

Если у вас имеются какие-либо вопросы по нарушению Ваших прав, либо вы попали в затруднительную жизненную ситуацию, то дежурный юрист онлайн готов бесплатно проконсультировать вас по данному вопросу

Право на государственную службу

Ссылка на основную публикацию