Статья 11. Коллегия Судебного департамента

Порой, поведение судьи вызывает сильное возмущение – хамство, наглость, или того хуже, унижение участников судебного разбирательства. Аморальное поведение судьи, неуважительное отношение невозможно не заметить. В другом случае судья пытается как-то «заморозить» судебный процесс, тянет время, появляется непонятная волокита с документами.

А некоторые судьи, вообще, грубо нарушают закон и существующие процессуальные нормы. На форумах в интернете разворачиваются настоящие дискуссии по поводу произвола судебной власти в России. Там люди пишут свои истории на эту тему, дают дельные советы: как решали проблему, куда и в какой срок обращались за помощью и т. д.

  • уважительное отношение к участникам судебного заседания. Нельзя грубить, как-либо показывать лицемерие. Даже если участники процесса ведут себя в зале суда неподобающим образом, судья должен в любом случае сохранять спокойствие, сдержанность. Необходимо соблюдать существующие этические нормы, с пониманием и терпением относиться к людям, которые находятся в помещении;
  • аккуратность и пунктуальность в составлении документов. Судья должен соблюдать порядок в правовых актах. То же самое касается и содержания документов – судья не вправе как-то искажать, перевирать полученную информацию, делая её недостоверной или ложной;
  • своевременность рассмотрения дел – ещё одно важное правило, которое судья обязан соблюдать. Необходимо соблюдать и учитывать все процессуальные сроки рассмотрения дел. Судья не вправе как-то уклоняться от рассмотрения поступивших заявлений от граждан;
  • действия судьи не должны каким-либо образом понижать статус судебной власти в целом.

Всё это закреплено в Конституции РФ и различных нормативно-правовых актах. Чтобы уменьшить коррумпированность в судебной системе, было решено повысить судьям заработную плату. Совокупность этих факторов в некоторой степени сказывается на неправомерном поведении и действий судей.

Квалификационная Коллегия судей предназначена именно для таких случаев. Каждый год ККС получает тысячи жалоб на судей.

Обычные граждане, желающие как-то воздействовать на судью, вправе обратиться в данный орган с целью обжаловать действия судьи.

Коллегия судей либо самостоятельно проведёт проверку в составе комиссии, либо же направит жалобу на проверку председателю соответствующего суда (откуда поступила данная жалоба).

После этого будет проведён анализ работы данного судьи. Поднимется вопрос – оставлять судью на прежнем месте работы (это если не доказана вина судьи) или отстранить от работы. В этом случае последует увольнение, если доказательств будет для этого достаточно. На судью налагается дисциплинарное взыскание в виде: предупреждения и, собственно, увольнения.

Нужно помнить, что обратившись в ККС, приговор, решение суда не будет отменено. Ни Высшая ККС, ни ККС не имеет права как-то влиять на принятые решения судей, изменять его или настаивать на изменении какой-либо санкции.

Жалоба на судью предусматривает рассмотрение коллегией деятельности самого судьи, его поведения во время судебного заседания, а не вынесенного им решения или приговора.

Эффективность применения Квалификационной коллегией судей мер воздействия на лиц, недостойных этого звания – судьи, довольно высокая. Большое количество людей, занимающих должность судьи, были уволены в результате поступления на них жалоб от граждан в Квалификационную Коллегию.

Согласно действующим нормам права, подать жалобу на действия судьи вправе любой гражданин РФ, лицо без гражданства или подданный другой страны. Чтобы обратиться с заявлением, нужно собрать доказательства неправомерности действий служителя закона.

Юристы предостерегают граждан от двух ошибок: обращения в СМИ и органы Прокуратуры. Первая инстанция не имеет никакого влияния на органы правосудия, поэтому может помочь потерпевшему только сочувствием. Вторая откажет в принятии заявления.

Куда жаловаться на мирового судью? Для получения реального результата можно обратиться в:

  • Совет Судей;
  • Квалификационную коллегию судей (ККС);
  • Высший совет юстиции.

Если служитель закона не выполняет требования к самой процедуре процесса, можно высказать замечания Председателю суда.

Сроки

Письма с жалобами, поступившие от граждан в ККС, могут подлежать удовлетворению либо, наоборот, – поступит отказ.

1) Если поступил отказ в принятии данной жалобы, то она направляется к тем органам и должностным лицам, которые имеют соответствующую компетенцию в течение 5 рабочих дней. Одновременно об этом извещается автор жалобы.

Статья 11. Коллегия Судебного департамента

2) Если обращение было принято, но необходимо провести какие-то проверки, то производство по жалобе проводится в течение одного месяца. В случае если проверок никаких не требуется – в течение 15 суток. Этот же срок установлен и для военнослужащих – в теч. 15 дней.

3) Жалобы от лиц, которые обладают законодательной инициативой, будь то депутат или член Совета Федерации, рассматриваются в кратчайшие сроки – в течение 3 дней (без проведения проверки). Если нужно что-то проверить – в течение 20 дней.

Как направить жалобу в Квалификационную коллегию

Направить претензию можно в несколько надзорных и контролирующих инстанций. Первым адресатом служит региональная квалификационная комиссия судей.

Заявление направляется на имя председателя комиссии с перечислением нарушений, допущенным судьей в ходе заседаний.

При сборе доказательств можно осуществлять диктофонные записи и видео съемку, которые станут основными доказательствами явных нарушений ведения процесса.

ККС рассматривает жалобу в течение 30 дней, на время которых особым постановлением судья может быть отстранен от работы.

В исключительных случаях и при несогласии заявителя с выводами комиссии рассмотрение жалобы передается в Высшую федеральную комиссию по работе судейского состава.

На разбор конфликта и установление истины отводится 90 дней, после чего заинтересованное лицо письменно уведомляется о результатах расследования по жалобе гражданина.

Кроме специальных органов судейства, пожаловаться на работу сотрудников суда можно Президенту, в прокуратуру или председателю суда, где шло рассмотрение дела.

Если в действиях судьи были доказаны неправомочные действия, то может быть возобновлено рассмотрение судебного дела с новым составом судейства.

Явные и грубые промахи в проведении дела приведут к исключению судьи из коллегии по признакам служебного несоответствия.

Чтобы отстоять свою позицию, необходимо взвешенно подойти к процедуре подачи жалобы. Каждое слово заявителя должно быть подкреплено фактическими доказательствами и сносками на нормы закона.

Чтобы не обострять конфликтную ситуацию понапрасну, недовольный участник процесса должен уяснить для себя, что он желает получить в результате своей жалобы и ходатайства о неправомочных действиях судьи.

Заявление не должно содержать указаний на то, как следует наказать судью, подобные действия являются прерогативой руководства, но не заявителя.

Почему возникает необходимость написания жалобы?

Для того чтобы поставить хамоватого судью «на место», необходимо грамотно написать жалобу в коллегию судей на судью. Чёткое обоснование своей позиции, объективная оценка действия судьи будет поводом для вмешательства ККС в его работу.

Вот перечень важных моментов при написании, которые нужно запомнить:

  • жалоба составляется с использованием закона, т. е. нужно ссылаться на определённые статьи законодательства номера страниц дела и акцентировать внимание на том, что были зафиксированы нарушения судьёй;
  • лучше всего, если к жалобе будут приложены аудио и видеодоказательства, свидетельские показания некорректного поведения судьи (от потерпевших, например);
  • всё должно быть точным при написании жалобы: даты, адрес суда, Ф. И. О. судьи, данные о месте жительстве, работы/учёбы и т. д., иначе квалификационная коллегия не будет разбираться в этом деле.

Если эти основные пункты будут соблюдены, то вероятность того, что судью привлекут к ответственности, возрастёт в разы.

Основными причинами в отказе в рассмотрении заявления могут быть: угрозы, ненормативная лексика, текст невозможно прочитать либо же жалоба связана как-то с тайной (государственной, коммерческой служебной и др.).

А теперь, следует разобрать типичные ошибки граждан, которые могут служить поводом в отказе от принятия жалобы.

1) Многие граждане пишут письмо без понимания того, как функционирует Высшая ККС или ККС субъектов РФ. Примерно знают, чем эти органы занимаются, но досконально не изучили и не вникли в эту тему.

Отсюда и требования в жалобах, которые разрешению не подлежат в силу того, что это не входит в компетенцию ККС. «Прошу представлять мои интересы в суде…», «Прошу отменить приговор суда…» и т. д.

Читайте также:  Статья 23. Подготовка кадров для таможенных органов

– эти требования никак не связаны с деятельностью ККС и ВККС.

2) Очень распространённая ошибка – люди не знают название органа. Искажают полное наименование очень сильно, практически до неузнаваемости: «Высший коллегиальный орган судей РФ», «Коллегия судей квалификационной инстанции». Либо же путают название самого суда: «Жалоба на судью Верхового арбитражного суда в квалификационную коллегию судей».

3) Порой, гр-н хочет привлечь судью к уголовной ответственности. И в жалобе так и пишет: «Прошу привлечь судью такого-то суда к уголовной ответственности…», направляет её в ККС. Эта жалоба также подлежит возврату автору. В таком случае нужно обращаться только в Следственный комитет при прокуратуре РФ.

Статья 11. Коллегия Судебного департамента

4) В Высшую ККС зачастую поступают письма с жалобами на судью из обрывков газеты. Ошибка заключается в том, что разбирательством по проблеме, которую изложил автор жалобы, входит в функции ККС субъектов РФ, рекомендовавшая данного судью на должность.

Жалоба в коллегию судей на судью, если не совершать ошибок, будет рассмотрена в срок.

Конституция РФ гласит, что суд должен быть беспристрастным и объективным. Практика часто демонстрирует иное:

  • дела находятся в производстве годами, хотя срок их рассмотрения по ст. 154 ГПК РФ не должен превышать двухмесячного периода;
  • судья сознательно игнорирует доказательства и свидетельские показания, подтверждающие позицию одной из сторон;
  • протоколы не соответствуют реальному содержанию процесса и показаниям его участников;
  • представители суда сознательно не дают слово истцу или ответчику;
  • представители правосудия прямо в ходе процесса консультируют одну из сторон.

Неискушенные граждане наивно полагают, что жалоба на мирового судью, поданная в квалификационную комиссию, немедленно возымеет действие, и представителя закона заменят на другого, беспристрастного и объективного. Достаточно найти «правильный» образец и узнать, в какие инстанции обращаться. На практике все иначе. Чтобы были приняты меры, необходима мощная доказательная база со стороны пострадавшего.

По закону судьи независимы, а потому ни одно лицо в государстве не вправе отстранить их от конкретного дела или повлиять на принятие решения. Максимум, которого можно достичь жалобой, – применение к нарушителю мер дисциплинарной ответственности. По статистике, это происходит лишь в 30% случаев, остальные обращения граждан не удовлетворяются.

Обращение в судебный департамент

При Верховном суде работает судебный департамент, основная задача которого сводится к организационному обеспечению работы федеральных судов, для осуществления независимого и полного правосудия.

Это ведомство не имеет права напрямую накладывать какие-либо дисциплинарные взыскания или привлекать к административной ответственности.

Но судебный департамент может рассматривать претензии в рамках данных ему полномочий и оказывать косвенное воздействие на решение.

Различия Высшей ККС от Квалификационной Коллегии Судей?

Статья 11. Коллегия Судебного департамента

1) Высшая ККС.

2) ККС субъектов РФ.

Вполне понятно, что Высшая Квалификационная Коллегия Судей (Высшая ККС или ВККС) занимает более высокое положение, чем Квалификационная Коллегия Судей субъектов РФ. В общей сложности в коллегию входят 29 судей различных судов.

В ФЗ «Об органах судейского сообщества в РФ» написано, что «в состав Высшей ККС входят следующие члены коллегии:

  • из Верховного и Высшего Арбитражного Судов РФ избираются два судьи;
  • из федеральных арбитражных судов округов и военных судов по три судьи;
  • из верховных судов республик; краевых, областных судов и арбитражных судов субъектов РФ – 4 судьи.
  • по одному судьи от военного, конституционного (субъекта РФ) и мирового судов;
  • по 3 судьи от районного суда;
  • по 5 судей от мирового суда».

Численность Высшей квалификационной коллегии судей составляет 18 человек, а в квалификационную коллегию субъектов РФ входят 11.

Что касается функций и той и другой коллегий судей, то имеются некоторые отличия, которые прописаны в законе: «Высшая ККС рассматривает представления председателей Верховного суда об утверждении на должность председателя коллегий по гражданским, уголовным делам и т. д.» Также Высшая квалификационная коллегия производит отбор на вакантные места – работа судей, председателем, его заместителем и т. д.

Кто выше квалификационной коллегии судей?

Более высокое положение занимает Высшая квалификационная коллегия судей, её полномочия более широкие, нежели у квалификационной коллегии.

Но при этом Высшая ККС никак не может влиять на ККС субъектов РФ. Эти два органа занимают одинаковое положение, нет соподчиненности между ними.

  • Если возникает вопрос: куда писать жалобу на действия судьи – в ККС или сразу в ВККС?
  • 1) Первым делом обратиться в квалификационную коллегию судей субъектов РФ.
  • 2) В случае если решение этого органа не устраивает, тогда уже писать жалобу в ВККС.
  • При этом упомянув, что ККС субъектов РФ не удовлетворила данную жалобу.

Жалоба в следственный комитет

Следственным комитетом реализуются полномочия относительно судей, которые предположительно совершили уголовно наказуемые преступления. При этом решение о возбуждении дела должно приниматься Председателем следственного комитета России только при наличии разрешения на это:

  • Конституционного суда – возбуждение дела в адрес судей Конституционного суда;
  • Высшей квалификационной комиссии судов – в адрес судей Верховного суда или субъекта, военного, арбитражного суда;
  • Квалификационной коллегии субъекта – в адрес судей других инстанций.

Образец жалобы в квалификационную коллегию судей

В данном пункте будет представлен примерный образец жалобы на судью в квалификационную коллегию судей, который можно использовать при написании жалобы.

Куда подавать жалобу на судью: квалификационная, департамент, президенту?

В России правосудие признано одним из гарантов законности на конституционном уровне. Суды являются самостоятельной ветвью власти, главной функцией которой является беспристрастное разбирательство различных спорных вопросов. К сожалению, в жизни иногда возникают ситуации, когда нарушителями являются сами судьи. В статье будет рассказано, как правильно действовать в подобной ситуации.

Ситуации, в которых следует подавать жалобу на судей

Все виды возможных нарушений, совершаемых судьями, можно условно разделить на три категории. В первую категорию входят все нарушения норм материального права, в том числе и совершение судьей различных должностных преступлений. Примерами таких деяний являются следующие:

  • Превышение должностных полномочий (ст. 286 УК РФ);
  • Злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК РФ);
  • Получение взятки (ст. 290 УК РФ);
  • Служебный подлог (ст. 292 УК РФ).

Указанные преступления на практике являются наиболее распространенными. Например лишился своих полномочий судья из Анапы, в отношении которого было возбуждено уголовное дело. 

Помимо должностных преступлений, поводом для подачи жалобы на судью может стать нарушение им этических норм, входящих в кодекс чести судьи.

Примерами подобных нарушений является хамское и аморальное поведение судьи, предвзятое отношение к одной из сторон и др.

Для примера можно вспомнить судью Арбитражного суда Краснодарского края, который лишился своих полномочий за нарушение кодекса судейской этики и закона о статусе судей. 

Наконец, пожаловаться на судью можно в случае нарушений им норм процессуального законодательства. Наиболее распространенными среди них являются следующие:

  • Нарушение нормы ст. 154 ГПК РФ, то есть умышленное затягивание сроков рассмотрения дела;
  • Неправомерный отказ от приобщения к делу доказательств, предоставленных одной из сторон;
  • Оказание содействия одной из сторон в процессе судебного разбирательства дела;
  • Неправомерный отказ от приобщения к делу ходатайств одной из сторон;
  • Несоответствие протокола судебного заседания фактически высказанным на суде материалам;
  • Неправомерный отказ от предоставления возможности высказаться одной из сторон;
  • и тому подобное. 
Читайте также:  Раздел I. Состояние и основные проблемы развития системы образования

На практике могут встречаться и другие нарушения судьями норм процессуального права, которые также могут стать основаниями для составления жалобы.

Какие доказательства лучше всего приобщить?

По закону в России все судьи наделены неприкосновенностью, поэтому привлечь их к ответственности достаточно непросто. Поэтому, чтобы жалоба на судью возымела должное действие, должны быть неопровержимые доказательства вины судьи. Чтобы их получить, нужно тщательно подготовиться:

  • Анализировать материалы судебного разбирательства. Места в тексте, вызвавшие сомнения, следует откопировать;
  • Внимательно читать протоколы судебных заседаний. В случае выявления несоответствий следует подавать соответствующие замечания;
  • Записывать ход судебного заседания на диктофон. Закон позволяет делать такие аудиозаписи, и судья или другие должностные лица не вправе препятствовать реализации данного права;
  • Подать ходатайство с просьбой осуществлять видеозаписи судебного заседания. Отказ правомерен только в случае судебного разбирательства дел, затрагивающих личные или семейные тайны граждан.

Важно: согласно ст. 231 ГПК РФ при несоответствии протокола судебного заседания фактическим обстоятельствам разбирательства дела, высказанным в зале суда, подать на него замечание можно в течение пяти дней.

Замечания можно подавать как непосредственно во время заседания, так и после него. В последнем случае нужно будет воспользоваться канцелярией суда. Текст замечания составляется в двух экземплярах и подается в канцелярию. На втором экземпляре проставляется штамп о приеме документа с указанием даты и подписи должностного лица. Он остается у заявителя.

Нередко именно видео и аудиозаписи помогают подтвердить нарушения представителей судейского сообщества

  • Вот например, видео, после которого судья Курганинского районного суда лишился своих полномочий: 
  • А вот видео про судьею из Саратовской области: 
  • Случай кончено уникальный!

В какие инстанции следует подавать жалобы на судью?

Подать жалобу на судью можно в несколько инстанций. Это зависит напрямую от того, какой характер носят нарушения закона, совершенные судьей.

В случае нарушения судьей преступления, следует подавать заявление в следственный комитет или в органы полиции. При этом нужно иметь четкие доказательства виновности судьи.

В случае нарушений морально-этических или процессуальных норм жалобу на судью можно подать в следующие инстанции:

  • Квалификационную коллегию судей;
  • Департамент обеспечения деятельности судов;
  • Администрация Президента РФ.

Важно: подавать жалобу на действия судьи в средства массовой информации бессмысленно, так как пресса не имеет влияния на систему правосудия.

Жалоба в квалификационную коллегию судей

Первым делом лучше всего жалобу направить в квалификационную коллегию судей, которая имеется в каждом регионе России. В «шапке» заявления указывается ФИО председателя коллегии, так как оно подается на его имя. Помимо этого, должны быть указаны данные заявителя. Анонимные заявления рассмотрению не подлежат.

В описательной части должны быть раскрыты все факты нарушений в логической и хронологической последовательности. При написании следует ссылаться на доказательства, которые оформляются в виде приложений.

После изложения фактов совершенных нарушений указывается требования о проведении разбирательства, а также проставляется дата и подпись заявителя.

Жалобу можно подать лично или посредством почтового отправления. В первом случае она составляется в двух экземплярах и подается в канцелярию. На втором экземпляре проставляется штамп о получении с указанием даты и подписи должностного лица. Этот экземпляр отдается заявителю. При отправлении жалобы почтой лучше всего направить на адрес коллегии заказное письмо с уведомлением.

По закону данная жалоба должна быть рассмотрена в течение 30 дней с момента ее подачи. По окончанию данного срока заявителю должен быть дан ответ с обоснованием принятого решения.

В случае несогласия заявитель имеет право на подачу жалобы в Высшую квалификационную коллегию судей РФ, которая рассматривает заявление в течение 90 дней.

Жалоба в Департамент обеспечения деятельности судов

В эту инстанцию подаются жалобы на действия таких судебных подразделений, как судебная канцелярия. Помимо этого, в департамент можно подать жалобу и в случае перебоев в работе официального сайта суда. Пожаловаться в судебный департамент можно также и на отсутствие публикаций на сайте о ходе судебного разбирательства.

Если в суде не работают телефоны, если вы не можете дозвониться до суда по несколько дней, если секретари судебного заседания или помощники судьи ведут себя по-хамски — можно так же жаловаться в Департамент. 

Важно: Любые жалобы, которые вправе рассматривать судебный департамент, могут быть также поданы и на имя председателя суда.

На жалобу, подаваемую в судебный департамент, распространяются те же требования, что и на заявление в квалификационную коллегию судей.

Жалоба в Администрацию Президента РФ

Согласно действующей Конституции РФ Президент назначает на должность руководителей высших судебных инстанций страны. Поэтому жалоба на любые нарушения закона со стороны судей в Администрацию Президента РФ являются правомерными. Такая жалоба составляется по тем же правилам, что и предыдущие.

Возможные результаты рассмотрения жалобы на судью

По результатам рассмотрения жалобы уполномоченный орган может принять следующие решения:

  • Привлечь судью к дисциплинарной ответственности. На практике чаще всего судье выносится выговор. Случаи увольнения крайне редки;
  • Принятие решения об отводе судьи. Такое решение принимается в случае выяснения факта заинтересованности судьи в разрешении дела тем или иным образом. В такой ситуации разбирательство будет продолжено другим судьей;
  • Привлечение судьи к административной ответственности. Такое решение будет принято в случае выявления в его действиях признаков состава административного правонарушения;
  • Привлечение судьи к уголовной ответственности – при выявлении в действиях судьи признаков состава преступления;
  • По результатам рассмотрения жалобы противоправных действий в поведении судьи не выявлено. Такое решение может быть обжаловано в вышестоящие инстанции в случае несогласия с ним.

Лекция 15. Судебный департамент при Верховном Суде рф – орган, осуществляющий организационное обеспечение деятельности судов и органов судейского сообщества

Федеральный Закон «О судебном департаменте
при Верховном Суде Российской Федерации»,
подписанный Президентом РФ 8 января
1998 г., вступил в законную силу с момента
его опубликования (см. ст. 20 Закона).

Судебный департамент не является
судебным органом. Он не наделен судебными
полномочиями. Судебный департамент –
федеральный государственный орган,
осуществляющий организационное
обеспечение деятельности судов общей
юрисдикции и органов судейского
сообщества.

Деятельность Верховного Суда РФ,
Конституционного Суда РФ, Высшего
Арбитражного Суда РФ обеспечивают
аппараты этих судов в соответствии с
Федеральным конституционным законом
«О судебной системе Российской Федерации».

Судебный департамент занимается
вопросами кадрового, финансового,
материально-технического и иного
характера, направленными на создание
условий для полного и независимого
осуществления правосудия. В этом
заключается организационное обеспечение
деятельности судов.

  • Чтобы получить представление о значимости
    деятельности Судебного департамента,
    достаточно рассмотреть его полномочия,
    закреплённые в ст. 6 Федерального закона,
    согласно которой Судебный департамент:
  • 1) организационно обеспечивает деятельность
    верховных судов республик, краевых и
    областных судов, судов городов федерального
    значения, судов автономной области и
    автономных округов, военных и
    специализированных судов, органов и
    учреждений Судебного департамента, а
    также Всероссийского съезда судей и
    образуемых им органов судейского
    сообщества;
  • 2) управляет органами и учреждениями
    Судебного департамента;
  • 3) разрабатывает по вопросам своего
    ведения проекты федеральных законов и
    иных нормативных правовых актов;
  • 4) разрабатывает и представляет в
    Правительство Российской Федерации
    согласованные с Председателем Верховного
    Суда Российской Федерации и Советом
    судей Российской Федерации предложения
    о финансировании судов, мировых судей
    и квалификационных коллегий судей;
  • 5) изучает организацию деятельности
    судов и разрабатывает предложения о ее
    совершенствовании;
  • 6) вносит в установленном порядке в
    Верховный Суд Российской Федерации
    предложения о создании либо об упразднении
    судов;
  • 7) определяет потребность судов в кадрах;
    обеспечивает работу по отбору и подготовке
    кандидатов на должности судей;
    взаимодействует с образовательными
    учреждениями, осуществляющими подготовку
    и повышение квалификации судей и
    работников аппаратов судов;
  • 8) обеспечивает отбор и профессиональную
    подготовку работников аппарата Судебного
    департамента и работников органов и
    учреждений Судебного департамента;
  • 9) разрабатывает научно обоснованные
    нормативы нагрузки судей и работников
    аппаратов судов;
  • 10) перераспределяет по согласованию с
    Председателем Верховного Суда Российской
    Федерации и с учетом мнения председателей
    верховных судов республик, краевых и
    областных судов, судов городов федерального
    значения, судов автономной области и
    автономных округов, военных и
    специализированных судов образовавшиеся
    в соответствующих судах вакансии на
    должности судей;
  • 11) ведет статистический и персональный
    учет судей и работников аппаратов судов,
    а также работников органов и учреждений
    Судебного департамента;
  • 12) ведет судебную статистику, организует
    делопроизводство и работу архивов
    судов; взаимодействует с органами
    юстиции при составлении сводного
    статистического отчета;
  • 13) рассматривает жалобы и заявления
    граждан в пределах своей компетенции;
  • 14) принимает меры по материально-техническому
    и иному обеспечению деятельности органов
    и учреждений Судебного департамента;
    организует проведение научных исследований
    в области судебной деятельности и
    финансирует их;
  • 15) организует строительство зданий, а
    также ремонт и техническое оснащение
    зданий и помещений судов, органов и
    учреждений Судебного департамента;
  • 16) организует разработку и внедрение
    программно-аппаратных средств, необходимых
    для ведения судопроизводства и
    делопроизводства, а также
    информационно-правового обеспечения
    судебной деятельности; осуществляет
    работу по систематизации законодательства;
    ведет банк нормативных правовых актов
    Российской Федерации, а также общеправовой
    рубрикатор законодательства;
  • 17) принимает во взаимодействии с судами,
    органами судейского сообщества и
    правоохранительными органами меры по
    обеспечению независимости, неприкосновенности
    и безопасности судей, а также безопасности
    членов их семей;
  • 18) организует материальное и социальное
    обеспечение судей, в том числе пребывающих
    в отставке, работников аппаратов судов,
    а также принимает меры по обеспечению
    их благоустроенным жильем; организует
    медицинское обслуживание и
    санаторно-курортное лечение судей, в
    том числе пребывающих в отставке, членов
    их семей и работников аппаратов судов
    в соответствии с федеральным
    законодательством;
  • 19) устанавливает и развивает связи с
    государственными и иными органами,
    учреждениями и организациями, в том
    числе иностранными, в целях совершенствования
    организации работы судов и повышения
    эффективности деятельности Судебного
    департамента;
  • 20) взаимодействует с адвокатурой,
    правоохранительными и другими
    государственными органами по вопросам
    надлежащего обеспечения деятельности
    судов;
  • 21) осуществляет иные меры по обеспечению
    деятельности судов, органов судейского
    сообщества, а также органов и учреждений
    Судебного департамента.
Читайте также:  Административные изменения. попытки экономических реформ - история России

Перечень полномочий обширный и создает
возможности с учётом рационально
организованных структурных подразделений
(управлений, отделов), осуществлять
деятельность исполнительно-распорядительного
характера.

Судебный департамент обладает
собственной компетенцией, имеет свою
структуру, применяет присущие ему формы
и методы деятельности, является
юридическим лицом, имеет право использовать
государственную символику.

Судебный департамент отдалён от
исполнительной власти по вопросам
организационного обеспечения судебной
деятельности и самостоятельно
функционирует, создавая условия для
независимой деятельности судебной
власти(Приложение 6).

Возглавляет Судебный департамент
Генеральный директор, назначаемый
на должность и освобождаемый от должности
Председателем Верховного Суда РФ с
согласия Совета судей РФ (ч.2 п. 1 ст. 10
Закона об органах судейского сообщества
в РФ и п. 1 ст. 8 Закона «О Судебном
департаменте при Верховном Суде РФ»).

Генеральному директору Судебного
департамента предоставляется материальное
и социальное обеспечение на условиях,
установленных для федерального министра.
Генеральный директор Судебного
департамента имеет заместителей, которые
назначаются и освобождаются от должности
Председателем Верховного Суда РФ по
представлению Генерального директора
Судебного департамента.

  1. К важнейшим полномочиям Генерального
    директора Судебного департамента
    относится представление судебной
    системы в Правительстве РФ, федеральных
    органах исполнительной и законодательной
    власти при решении вопросов, относящихся
    к компетенции Судебного департамента.
  2. По сложившейся практике к ним относятся,
    прежде всего, проблемы формирования и
    исполнения федерального бюджета в части
    финансирования судов общей юрисдикции,
    военных судов, мировых судей и системы
    Судебного департамента, совершенствование
    условий труда, законодательства в
    интересах судебной системы, материального
    и социального обеспечения судей.
  3. Генеральный директор несёт персональную
    ответственность за выполнение задач,
    возложенных на Судебный департамент,
    ежегодно отчитывается перед Председателем
    Верховного Суда РФ, Советом судей РФ, а
    также представляет отчёт Всероссийскому
    съезду судей.1
  4. Органы Судебного департамента в субъектах
    Федерации выполняют те же функции в
    отношении районных судов, органов
    судейского сообщества субъекта Федерации
    и финансирования мировых судей.
  5. Организационное обеспечение областных
    и равных им судов, а также военных и
    специализированных судов, Всероссийского
    съезда судей и образуемых им органов
    судейского сообщества осуществляет
    непосредственно Судебный департамент
    при Верховном Суде РФ.

Генеральный директор Судебного
департамента издает приказы и распоряжения
на основании решений коллегии, действующей
в Судебном департаменте в соответствии
со ст. 11 Федерального закона «О Судебном
департаменте при Верховном Суде РФ».

Судебный департамент с его полномочиями
в структуре органов государства явление
новое, но за прошедшие с времени его
создания годы в сложных условиях
экономического кризиса и проводимой
судебной реформы показал свою
состоятельность и перспективность.

Статья 7 Федерального закона определила
его структуру.

Согласно её положениям
Судебный департамент состоит из следующих
подразделений: главное управление
организационно-правового обеспечения
деятельности судов; главное управление
обеспечения деятельности военных судов;
главное финансово-экономическое
управление; управление государственной
службы и кадрового обеспечения;
контрольно-ревизионное управление;
управление делами; управление капитального
строительства, эксплуатации зданий и
сооружений; отдел учебных и образовательных
учреждений; отдел международно-правового
сотрудничества.

Коллегия Судебного департамента по
представлению Генерального директора
Судебного департамента может принять
решение об образовании в Судебном
департаменте иных подразделений.
Например, решением коллегии Судебного
департамента от 27 марта 2001г.

был образован
отдел по связям со средствами массовой
информации Судебного департамента,
который обеспечивает интересы судов и
органов судейского сообщества в
информационном поле, осуществляет
взаимодействие со средствами массовой
информации.

Было образовано также
управление обеспечения деятельности
органов судейского сообщества.

Количество заместителей Генерального
директора
может изменяться. Должность
первого заместителя Генерального
директора Судебного департамента в
настоящее время упразднена. Круг
обязанностей заместителей может
меняться, за исключением заместителя
Генерального директора — начальника
Главного управления обеспечения военных
судов.

  • Генеральный директор и его заместители
    курируют главные управления, управления
    и самостоятельные отделы Судебного
    департамента.
  • Коллегия Судебного департамента проводит
    коллегиальное обсуждение и вырабатывает
    принципиальные решения и рекомендации
    по наиболее важным проблемам обеспечения
    деятельности федеральных судов общей
    юрисдикции и органов судейского
    сообщества, определяет направления и
    формы взаимодействия с органами
    государственной власти и общественными
    объединениями в решении проблем,
    связанных с развитием и совершенствованием
    судебной системы, осуществлением
    судебной реформы.
  • Коллегия работает по утверждаемому
    плану, заседания проходят два раза в
    год, но могут проводиться и внеплановые
    заседания.

Для решения важных текущих вопросов
обеспечения деятельности судебной
системы Генеральный директор Судебного
департамента проводит оперативные
совещания, на которых присутствует
руководящий состав департамента и его
территориальных органов, председатели
верховных, краевых, областных и равных
им судов, председатели органов судейского
сообщества, представители заинтересованных
министерств и ведомств. Как на заседаниях
коллегии, так и на оперативных совещаниях,
ведутся протоколы, они оформляются
решениями, подписываются Генеральным
директором и доводятся до исполнения
территориальными органами Судебного
департамента, его учреждениями и судами
в части, их касающейся.

Аналогичным образом построена система
управления в территориальных органах
Судебного управления. Управление (отдел)
Судебного департамента в субъекте
Российской Федерации является органом
Судебного департамента при Верховном
Суде РФ и подчиняется Генеральному
директору Судебного департамента,
подотчётен Совету судей субъекта
Российской Федерации.

Создание Судебного департамента явилось
важным шагом в дальнейшем совершенствовании
российской судебной системы, укрепления
её самостоятельности и независимости
при осуществлении правосудия.

Ссылка на основную публикацию