Статья 10. Вступление в силу настоящего Федерального закона

По закону судебные приставы-исполнители имеют право списывать с гражданина в счет погашения долга по исполнительным документам не все его доходы.

Статья 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» содержит перечень доходов, на которые не может быть обращено взыскание по исполнительному производству. Этот Перечень состоит из различных категорий выплат социального характера (пособий, единовременных компенсационных выплат, денежных сумм, выплачиваемых в возмещение вреда и пр.).

Однако, на практике такой запрет («иммунитет») далеко не всегда спасает должника от ареста счета или неправомерного взыскания. Это связано с особенностью банковской системы.

При поступлении в банк на счет получателя, в том числе и должника, любых выплат, они учитываются не отдельно, а в общей массе имеющихся на счете денежных средств, то есть обезличиваются.

Банки не всегда исполняют обязанности по отслеживанию целевого назначения поступивших на счета должников денежных средств социального характера, имея фактическую возможность идентифицировать такие денежные поступления.

ФССП России неоднократно в своих письмах обращала внимание банков на необходимость соблюдения положений статей 99 и 101 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве», предусматривающих виды доходов граждан, на которые в силу закона не может быть обращено взыскание по исполнительным документам или взыскание может быть обращено частично.

Федеральным законом от 12.02.2019 № 12-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон «Об исполнительном производстве», которые направлены на решение этой проблемы: — на исключение возможности обращения взыскания на денежные выплаты социального характера.

  • Указанные изменения вступают в силу с 1 июня 2020 года.
  • Чтобы не допускать списания социальных выплат в счёт долгов, внесенные в Закон изменения определяют дополнительные обязанности и права, как самого должника, так и работодателей, судебных приставов и банка.
  • Так, гражданину следует предоставлять судебному приставу документы об имеющихся у него наличных денежных средствах, на которые не может быть обращено взыскание.
  • Законом теперь закреплена обязанность работодателя указывать в платежных документах при перечислении денежных выплат работника в банк или другую кредитную организацию соответствующий код вида дохода  для идентификации платежей, а также сумму уже взысканную  работодателем по исполнительному документу с целью защиты от неправомерного взыскания.

106-ФЗ

Обновлено: 26.05.2020

  • Исходя из регулирования части 14 статьи 6 Закона № 106-ФЗ сумма процентов, неустойки (штрафов, пени), образовавшаяся на дату предоставления льготного периода, фиксируется на день установления льготного периода и не увеличивается как в течение льготного периода, так и после его окончания.
  • При этом отмечаем, что Закон № 106-ФЗ устанавливает особенности погашения для отдельных видов кредита (займа).
  • Потребительские кредиты (займы)

По окончании льготного периода кредитный договор (договор займа) продолжает действовать на условиях, действовавших до предоставления льготного периода. При этом срок возврата кредита (займа) продлевается на срок не менее срока действия льготного периода (часть 19 статьи 6 Закона № 106-ФЗ).

Соответственно, по окончании льготного периода платежи уплачиваются заемщиком в соответствии с первоначальным графиком платежей, т.е.

первый платеж заемщика по окончании льготного периода будет равен первому платежу, который заемщик бы уплатил как первый платеж (сумма процентных платежей и основного долга) в течение льготного периода в соответствии с первоначальным графиком платежей, если бы льготный период не был установлен.

Далее, после погашения обязательств заемщика по кредитному договору (договору займа), согласно первоначальному графику заемщиком уплачивается сумма процентов, начисленных на основной долг в течение льготного периода в соответствии с частью 18 статьи 6 Закона № 106-ФЗ, а также сумма процентов, неустойки (штрафа, пени), зафиксированная в соответствии с частью 14 статьи 6 Закона № 106-ФЗ.

При этом согласно части 20 статьи 6 Закона № 106-ФЗ проценты, а также суммы, зафиксированные по части 14 статьи 6 Закона № 106-ФЗ, уплачиваются в количестве и с периодичностью (в сроки), которые аналогичны установленным в соответствии с условиями кредитного договора (договора займа) до установления льготного периода. В этом случае кредитор обязан направить заемщику уточненный график платежей по кредитному договору (договору займа) не позднее пяти дней после дня окончания льготного периода.

Следует отметить, что в отношении размера платежа указанная статья не содержит соответствующих положений.

Представляется, что в данном случае размер периодического платежа будет состоять из сумм, зафиксированных в соответствии с частями 14 и 18 статьи 6 Закона № 106-ФЗ, деленных на количество платежей в течение льготного периода, уплачиваемых с периодичностью, которая была бы установлена в первоначальном графике платежей за период времени, приходящийся на время льготного периода.

  1. Кредиты (займы), обеспеченные ипотекой
  2. В отношении договоров кредита (займа), обеспеченного ипотекой, отмечаем, что в соответствии с частью 22 статьи 6 Закона № 106-ФЗ по окончании льготного периода платежи уплачиваются заемщиком в соответствии с графиком платежей, действовавшим до предоставления льготного периода (в размере, количестве и с периодичностью).
  3. Учитывая, что количество и периодичность платежей заемщика по окончании льготного периода сохраняются, в случае досрочного погашения заемщиком в течение льготного периода своих обязательств (их части) по основному долгу в соответствии с требованиями части 16 статьи 6 Закона № 106-ФЗ размер периодического платежа уменьшается.
  4. В случае отсутствия досрочного погашения размер платежа после окончания льготного периода остается неизменным.
  5. Платежи, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода, исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора (договора займа), но не были уплачены заемщиком в связи с предоставлением ему льготного периода, уплачиваются после погашения обязательств в соответствии с графиком, действовавшим до установления льготного периода.
  6. В то же время срок возврата кредита (займа) увеличивается на срок льготного периода в связи с необходимостью внесения заемщиком платежей, не уплаченных им в течение действия льготного периода.

После уплаты платежей, которые должны были быть уплачены заемщиком в течение льготного периода исходя из действовавших до предоставления льготного периода условий кредитного договора (договора займа), но не были уплачены заемщиком в связи с предоставлением ему льготного периода, заемщиком уплачивается сумма процентов, неустойки (штрафа, пени), зафиксированная в соответствии с частью 14 статьи 6 Закона № 106-ФЗ на день установления льготного периода. При этом Закон № 106-ФЗ не содержит специальных положений в отношении срока, в течение которого заемщиком должны быть уплачены такие платежи, в связи с чем полагаем, что сторонами может быть достигнуто соглашение по указанному вопросу при учете положений Закона № 106-ФЗ. Следует отметить также, что Закон № 106-ФЗ не устанавливает правил распределения (одним платежом или периодическими платежами) указанных платежей.

Кредиты (займы) с лимитом кредитования

Согласно пункту 26 статьи 6 Закона № 106-ФЗ по окончании льготного периода договор потребительского кредита (займа), предусматривающий предоставление потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования, продолжает действовать на первоначальных условиях, установленных до начала льготного периода. При этом доступная сумма потребительского кредита (займа) с лимитом кредитования уменьшается на размер обязательства заемщика, зафиксированный в соответствии с частью 25 статьи 6 Закона № 106-ФЗ.

По окончании льготного периода в соответствии с требованиями частей 25 и 27 статьи 6 Закона № 106-ФЗ сумма процентов, начисленных в течение действия льготного периода, а также сумма процентов, неустойки (штрафа, пени), не уплаченная до установления льготного периода, фиксируется в качестве обязательства заемщика. Указанное обязательство заемщика погашается им в течение 720 дней после дня окончания льготного периода равными платежами каждые 30 дней.

Статья 10. Периоды работы и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж

1. В страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

2.

Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части первой статьи 3 настоящего Федерального закона, за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии со статьей 29 Федерального закона «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».

Читайте также:  Раздел VIII. Ответственность на железнодорожном транспорте

Комментарий к Ст. 10 закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»

1. В комментируемой главе регламентировано исчисление страхового стажа, понятие которого определено в ст. 2 комментируемого Закона как учитываемая при определении права на трудовую пенсию суммарная продолжительность периодов работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, а также иных периодов, засчитываемых в страховой стаж.

Соответственно, включаемые в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, в течение которых уплачивались страховые взносы в ПФР, определены в комментируемой статье, а включаемые в страховой стаж иные периоды — в следующей статье. Как неоднократно отмечалось КС России, институт страхового стажа не тождественен институту общего трудового стажа (см. комментарий к ст. ст.

2 и 12 Закона).

В пункте 1 комментируемой статьи 10 Закона О трудовых пенсиях предусмотрено, что в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории РФ лицами, указанными в ч. 1 ст. 3 комментируемого Закона (т.е.

гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании; см. комментарий к указанной статье), при условии что за эти периоды уплачивались страховые взносы в ПФР. При этом следует иметь в виду, что согласно п. 2 ст.

29 комментируемого Закона при применении данного Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г.

, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

Постановлением КС России от 10 июля 2007 г. N 9-П , п. 1 комментируемой статьи и абз. 3 п. 7 Правил учета страховых взносов, включаемых в расчетный пенсионный капитал, утв. Постановлением Правительства РФ от 12 июня 2002 г.

N 407 (согласно указанной норме поступившие суммы текущих платежей по страховым взносам, а также платежей по страховым взносам за прошлые периоды распределяются по индивидуальным лицевым счетам застрахованных лиц пропорционально суммам начисленных страховых взносов):
———————————

СЗ РФ. 2007. N 29. Ст. 3744.

  • признаны не противоречащими Конституции РФ в той мере, в какой во взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы, они направлены на обеспечение нормального функционирования финансовой системы обязательного пенсионного страхования на основе страховых принципов и исполнения обязательств ПФР перед застрахованными лицами;
  • признаны не соответствующими Конституции РФ в той мере, в какой содержащиеся в них нормативные положения во взаимосвязи с иными законодательными предписаниями, регламентирующими условия назначения и размеры трудовых пенсий, — при отсутствии в действующем регулировании достаточных гарантий беспрепятственной реализации пенсионных прав застрахованных лиц, работавших по трудовому договору и выполнивших предусмотренные законом условия для приобретения права на трудовую пенсию, на случай неуплаты или неполной уплаты страхователем (работодателем) страховых взносов за определенные периоды трудовой деятельности этих лиц — позволяют не включать такие периоды в их страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, и снижать при назначении (перерасчете) трудовой пенсии размер ее страховой части.
  • Указанным Постановлением также предписано федеральному законодателю в целях обеспечения в этих случаях права застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на трудовую пенсию установить правовой механизм, гарантирующий реализацию приобретенных ими в системе обязательного пенсионного страхования пенсионных прав, в том числе источник выплаты той части страхового обеспечения, которая не покрывается страховыми взносами страхователя.
  • В соответствии с Постановлением впредь до установления законодателем соответствующего правового регулирования — исходя из принципа непосредственного действия Конституции РФ и с учетом особенностей отношений между государством и ПФР и между государством, страхователями и застрахованными лицами — право застрахованных лиц, работавших по трудовому договору, на получение трудовой пенсии с учетом предшествовавшей ее назначению (перерасчету) трудовой деятельности при неуплате или ненадлежащей уплате их страхователями (работодателями) страховых взносов в ПФР должно обеспечиваться государством в порядке исполнения за страхователя обязанности по перечислению ПФР необходимых средств в пользу тех застрахованных лиц, которым назначается трудовая пенсия (производится ее перерасчет), за счет средств федерального бюджета.

Как отмечено в Определении КС России от 20 ноября 2007 г. N 798-О-О , из содержания Постановления КС России от 10 июля 2007 г.

N 9-П однозначно следует, что начиная с этой даты подсчет страхового стажа застрахованных работников и определение размера страховой части их трудовой пенсии должны осуществляться с учетом всех выработанных ими на дату установления (перерасчета) пенсии периодов трудовой деятельности (но не ранее чем с момента вступления в силу комментируемого Закона), включая не оплаченные (частично оплаченные) страховыми взносами (независимо от того, когда они имели место — до или после 10 июля 2007 г.), возмещение сумм которых и их перечисление страховщику должны быть обеспечены государством в объеме, полагавшемся к уплате страхователем.
———————————

ВКС РФ. 2008. N 1.

Документы, подтверждающие периоды работы и иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, указаны соответственно в разд. II и III Правил 2002 г.

подсчета и подтверждения страхового стажа (после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица иные периоды подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета, см. комментарий к ст.

13 Закона).

Документы, подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж (разд. II Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа):

основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца (далее — трудовая книжка).

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы (п. 6);

в случае, когда трудовая книжка не ведется, периоды работы по трудовому договору подтверждаются письменным трудовым договором, оформленным в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений (п. 7);

периоды работы по договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются указанным договором, оформленным в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом работодателя об уплате обязательных платежей. При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей (п.

8);

периоды работы по авторским и лицензионным договорам подтверждаются указанными договорами, оформленными в соответствии с гражданским законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей.

Читайте также:  Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации - советы юриста

При этом продолжительность периода работы, включаемого в страховой стаж, определяется согласно сроку действия договора, соответствующему периоду уплаты обязательных платежей. В случаях, когда срок действия договора не установлен, продолжительность указанного периода определяется исходя из периода уплаты обязательных платежей (п.

9);

периоды работы у отдельных граждан по договорам (домашние работницы, няни, секретари, машинистки и другие) за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между нанимателем и работником, зарегистрированным в профсоюзных органах, и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 10);

периоды работы членов крестьянского (фермерского) хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, подтверждаются трудовой книжкой и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей. Записи, внесенные в трудовые книжки членов хозяйства и граждан, работающих в крестьянском (фермерском) хозяйстве по договорам об использовании их труда, удостоверяются органом местного самоуправления (п. 11);

периоды работы в качестве пастуха по договору с коллективом граждан — владельцев скота за время до заключения трудовых договоров или договоров гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, подтверждаются договором между пастухом и коллективом граждан — владельцев скота (с отметкой о его исполнении) и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 12).

Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж (разд. III Правил 2002 г. подсчета и подтверждения страхового стажа):

периоды индивидуальной трудовой деятельности лиц, имевших регистрационные удостоверения или патенты, выданные исполкомами местных Советов народных депутатов, периоды трудовой деятельности на условиях индивидуальной или групповой аренды за период до 1 января 1991 г.

подтверждаются документом финансовых органов или справками архивных учреждений об уплате обязательных платежей. Указанные периоды деятельности (за исключением деятельности индивидуальных предпринимателей, перешедших на уплату единого налога на вмененный доход и применявших упрощенную систему налогообложения) начиная с 1 января 1991 г.

подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 13);

периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которой индивидуальным предпринимателем уплачивался единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности, подтверждаются свидетельством об уплате единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, выдаваемым территориальными налоговыми органами в установленном порядке. Периоды осуществления предпринимательской деятельности, в течение которых индивидуальным предпринимателем, применяющим упрощенную систему налогообложения, в установленном порядке уплачивалась стоимость патента, подтверждаются за периоды до 1 января 2001 г. документом территориальных органов ПФР в порядке, определяемом Минтруда России, а за периоды после 1 января 2001 г. — документом территориальных налоговых органов по форме согласно приложению N 1 к данным Правилам (п. 14);

  1. периоды деятельности в качестве глав крестьянских (фермерских) хозяйств подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 15);
  2. периоды деятельности в качестве членов родовых, семейных общин коренных малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования, подтверждаются документом соответствующей общины о периоде этой деятельности и документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 16);
  3. периоды творческой деятельности членов творческих союзов, не состоящих в штате организаций, подтверждаются справкой организации, выплатившей указанному лицу вознаграждение за созданное им произведение, об уплате с суммы этого вознаграждения обязательных платежей (п. 17);
  4. периоды деятельности в качестве частных детективов, занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов и других лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, подтверждаются документом территориального органа ПФР или территориального налогового органа об уплате обязательных платежей (п. 18);

периоды иной деятельности, не указанной в п. п.

13 — 18 данных Правил, осуществлявшейся гражданами, в отношении которых в соответствии с законодательством РФ возникают в связи с уплатой обязательных платежей обязательства по обязательному пенсионному страхованию, подтверждаются документом территориального органа ПФР об уплате обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование (п. 19).

2.

Пунктом 2 комментируемой статьи 10 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» закреплено правило, позволяющее включать в страховой стаж периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в ч.

1 ст. 3 комментируемого Закона (т.е. гражданами РФ, застрахованными в соответствии с Законом 2001 г. об обязательном пенсионном страховании; см. комментарий к указанной статье), за пределами территории РФ:

либо в случаях, предусмотренных законодательством РФ или международными договорами РФ (о соответствующих международных договорах РФ см. комментарий к ст. 1 Закона О трудовых пенсиях РФ);

либо в случае уплаты страховых взносов в ПФР в соответствии со ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании.

Указанная ст. 29 Закона 2001 г. об обязательном пенсионном страховании регламентирует добровольное вступление в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию. В подпункте 1 п. 1 указанной статьи (в ред.

Федерального закона от 30 апреля 2008 г.

N 55-ФЗ) предусмотрено, что граждане РФ, работающие за пределами территории РФ, в целях уплаты страховых взносов в ПФР за себя вправе добровольно вступить в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию.

Как отмечено в Определении КС России от 15 января 2009 г. N 188-О-П , самостоятельная уплата страховых взносов в бюджет ПФР в порядке ст. 29 Закона 2001 г.

об обязательном пенсионном страховании выступает в качестве основания включения в страховой стаж периодов работы, выполняемой застрахованными лицами за пределами территории РФ, лишь в случаях, когда иной порядок уплаты страховых взносов в отношении данной категории застрахованных лиц не предусмотрен законодательством или международными договорами.
———————————

ВКС РФ. 2009. N 4.

Этим же Определением КС России от 15 января 2009 г. N 188-О-П установлено, что п.

2 комментируемой статьи в системной взаимосвязи с законоположениями, закрепляющими безусловную обязанность всех страхователей (работодателей) своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы за своих работников, не может истолковываться как исключающий возможность зачета в страховой стаж периодов работы граждан РФ, занятых по трудовому договору на должностях гражданского персонала Вооруженных Сил РФ в войсковых частях, дислоцированных на территории иностранных государств, — независимо от того, уплачивались ли за них в эти периоды войсковыми частями страховые взносы в ПФР.

Как говорилось выше, согласно п. 2 статьи 29 Закона О трудовых пенсиях РФ при применении данного Закона уплата взносов на государственное социальное страхование до 1 января 1991 г.

, единого социального налога (взноса) и единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, имевшая место в период до вступления в силу данного Закона, приравнивается к уплате страховых взносов в ПФР.

Читайте также:  Статья 23. Профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по направлению органов службы занятости

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона. Комментарий к Федеральному закону Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации

Статья 24. Вступление в силу настоящего Федерального закона

1. Комментируемая статья определяет время вступления Закона в силу.

По общему правилу, действие закона во времени начинается с момента вступления его в силу. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14 июня 1994 г.

N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания» федеральные законы вступают в силу одновременно на всей территории РФ по истечении 10 дней со дня официального опубликования, если самим законом не установлен другой порядок вступления их в силу. Любой нормативный акт подлежит доведению до сведения общественности: это является обязательным и необходимым условием для вступление его силу. Нормативно-правовые акты, которые определяют права и обязанности граждан, не доведенные до сведения населения в установленном порядке, считаются недействительными.

Доведение федеральных законов до сведения общественности осуществляется путем опубликования в течение 7 дней после дня их подписания Президентом РФ.

Официальным опубликованием федерального закона считается первая публикация полного текста соответствующего нормативного акта в «Парламентской газете», «Российской газете» или «Собрании законодательства РФ».

Федеральные законы могут быть опубликованы в иных печатных изданиях, а также доведены до всеобщего сведения (обнародованы) по телевидению и радио, разосланы государственным органам, должностным лицам, предприятиям, учреждениям, организациям, переданы по каналам связи, распространены в машиночитаемой форме.

Текст комментируемого Федерального закона был опубликован в «Российской газете» от 5 августа 1998 г. и в Собрании законодательства РФ от 3 августа 1998 г., N 31, ст. 3802.

2. Момент вступления в силу всего или отдельных норм закона может быть специально указан в самом законе.

Комментируемый Федеральный закон вступает в силу в следующем порядке:

1) со дня его официального опубликования — с 5 августа 1998 г. вступил в силу Закон в его первоначальной редакции за исключением:

а) п. 3 ст. 7 (об участии педагогов, медицинских и социальных работников, других специалистов по поручению органов опеки и попечительства в мероприятиях по обеспечению защиты прав и законных интересов детей);

б) п. 3 ст. 9 (о праве обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, ходатайствовать о проведении дисциплинарного расследования деятельности работников учреждений, нарушающих и ущемляющих права ребенка, а также о праве проводить собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав);

в) п. 3, 4, 6, 7 ст. 13 (о целевом использовании объектов социальной инфраструктуры для детей; п. 6 ст. 13 утратил силу с 1 января 2005 г. на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

г) п. 3 ст. 15 (о возможности общественных объединений и организаций обращаться в суд и защищать права детей, находящихся в трудной жизненной ситуации);

д) п. 2 ст. 23 (об освобождении от уплаты государственной пошлины исков о защите прав детей).

2) с 1 июля 1999 г. Закон вступил в силу за исключением ст. 8, которая должна была вступить в силу с 1 января 2000 г. (ст. 8 комментируемого Закона утратила силу на основании Федерального закона от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ);

3) с 1 января 2000 г. комментируемый Закон вступил в силу полностью.

Установление такой отсрочки вступления Закона в силу по отдельным его положениям было связано с необходимостью разработки в соответствии с комментируемым Законом правовой базы, регулирующей вопросы защиты прав детей. Ведь нормы должны иметь не только декларативный характер, а иметь конкретный механизм исполнения.

2. С момента принятия комментируемого Закона в него не раз вносились изменения. Изменения были внесены следующими документами:

Федеральным законом от 3 июня 2009 г. N 118-ФЗ «О внесении изменения в статью 14 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 28 апреля 2009 г. N 71-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства РФ» (изменения вступили в силу с 1 января 2009 г.);

  • Федеральным законом от 30 июня 2007 г. N 120-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросу о гражданах с ограниченными возможностями здоровья» (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);
  • Федеральным законом от 26 июня 2007 г. N 118-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ в части приведения их в соответствие с Земельным кодексом РФ» (изменения вступили в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона);
  • Федеральным законом от 21 декабря 2004 г. N 170-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (изменения вступили в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона);

Федеральным законом от 22 августа 2004 г.

N 122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты РФ и признании утратившими силу некоторых законодательных актов РФ в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (изменения вступили в силу с 1 января 2005 г.);

Федеральным законом от 20 июля 2000 г. N 103-ФЗ «О внесении изменения в статью 22 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ» (изменения вступили в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона).

Изменения, вступившие в силу 1 января 2005 г., оказались наиболее существенными. Они были связаны с изменением разграничения полномочий между органами государственной власти РФ и субъектов РФ, а также органов местного самоуправления.

2. Комментируемый Федеральный закон подчиняется общему правилу о том, что акты законодательства не имеют обратной силы и применяются к отношениям, возникшим после введения этих актов в действие.

Таким образом, можно сказать, что комментируемый Закон применяется к отношениям к отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий детям, возникшим после дня его вступления в силу.

Соответственно, к вновь возникающим в данной области отношениям, комментируемый Закон применяется в полной мере.

К отношениям в области обеспечения дополнительных государственных гарантий, возникшим до дня вступления в силу комментируемого Закона, данный Закон применяется в части прав и обязанностей, которые возникнут после его вступления в силу.

Ссылка на основную публикацию