Статья 10. Основы финансирования развития авиации

24 декабря 2012 21:00

Распоряжение от 24 декабря 2012 года №2509-р. Программа обеспечит условия для реализации комплекса программных мероприятий, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление её позиций на третьем месте в мире по объёму выпуска продукции.

Справка

Программа «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» разработана Минпромторгом России в соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2010 г.

№1950-р об утверждении перечня государственных программ Российской Федерации и постановлением Правительства Российской Федерации от 2 августа 2010 г.

№ 588 «Об утверждении Порядка разработки, реализации и оценки эффективности государственных программ Российской Федерации».

  • Проект программы согласован с Минтрансом России, Минэкономразвития России и Минфином России и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации.
  • Программа обеспечит условия для реализации комплекса программных мероприятий, направленных на достижение глобальной конкурентоспособности российской авиационной промышленности и укрепление её позиций на третьем месте в мире по объёму выпуска продукции.
  • Для достижения этой цели предусматривается решение следующих основных задач:
  • формирование научно-технического задела и технологий для создания перспективной авиационной техники;
  • укрепление научного, проектно-конструкторского, производственного и кадрового потенциала отрасли;
  • оптимизация продуктовой линейки путём создания семейств максимально унифицированных изделий;
  • повышение инвестиционной привлекательности отрасли;
  • достижение уровня передовых стран по качеству продукции;
  • стимулирование спроса на отечественную авиационную технику;
  • реализация мер государственной поддержки отрасли в соответствии с требованиями ВТО.

Для контроля и оценки эффективности хода реализации программы предусмотрены следующие основные целевые индикаторы и показатели:

  • выручка от продажи продукции, работ (услуг) организаций промышленности;
  • производительность труда;
  • рентабельность продаж и активов организаций промышленности;
  • количество поставленных воздушных судов и двигателей;
  • доля инновационных товаров, работ (услуг);
  • доля экспорта высокотехнологичных товаров на мировом рынке.

В соответствии со Стратегией инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года планируется осуществить следующие мероприятия:

  • разработка новых технологий и инновационных проектов в области авиастроения, обладающих высокой конкурентоспособностью на мировом рынке;
  • поддержание и развитие объектов уникальной стендовой базы, обеспечивающей развитие отрасли;
  • сокращение научно-технического и технологического отставания России от передовых стран в области авиастроения;
  • создание НИЦ «Институт имени Н.Е.Жуковского» по базовым проблемам развития отечественного авиастроения;
  • формирование инновационных территориальных кластеров авиационного профиля;
  • обеспечение передачи технологий в смежные отрасли промышленности.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • достижение долей мирового рынка в денежном выражении в гражданском и военном секторах соответственно:
  • самолётостроение – 3,2% и 10,9%;
  • вертолётостроение – 12% и 16,5%;
  • авиационное двигателестроение – 1,4% и 12,9%;
  • авиационное агрегатостроение – 4,4% и 5,4%;
  • авиационное приборостроение – 10,9% и 21%;
  • в сфере авиационной науки и технологий – создание эффективной системы управления научными исследованиями путём координации работ научных и промышленных организаций, формирование научно-технического задела для обеспечения прорыва по ключевым направлениям, создание научно-экспериментальных баз мирового уровня для проведения перспективных НИР и испытаний, расширение участия России в международных научных исследованиях по авиации;
  • в области малой авиации – модернизация существующего парка воздушных судов, разработка и организация производства современных самолётов для местных авиалиний.

Во всех секторах авиационной промышленности к 2025 году запланировано завершение формирования конкурентоспособных на мировом уровне корпораций с устойчивой прибыльностью, что позволит развернуть серийное производство перспективных воздушных судов и создать эффективную систему их послепродажного обслуживания.

Основные индикаторы программы к 2025 году (относительно уровня 2011 года):

  • количество ежегодно поставляемых гражданских самолётов 180 штук (рост в 26 раз) и военных самолётов 130 штук (рост в 1,4 раза);
  • количество ежегодно поставляемых гражданских вертолётов 215 штук (рост в 3,6 раза) и военных вертолетов 245 штук (рост в 1,2 раза);
  • количество ежегодно поставляемых авиационных двигателей военного и гражданского назначения 3 тыс. штук (рост в 4,3 раза);
  • количество ежегодно поставляемых двигателей для наземных и судовых газотурбинных установок 130 штук (рост в 3,1 раза);
  • выручка от продажи товаров, продукции, работ, услуг промышленных предприятий отрасли 1 775 млрд рублей (рост в 3,5 раза);
  • производительность труда на предприятиях отрасли не менее 14 млн рублей в год на человека (рост в 9,4 раза).

Всего за время реализации программы планируется построить около 3350 самолётов и 5550 вертолётов различного назначения и более 33 тыс. авиадвигателей, выручка от продажи которых должна составить порядка 14 000 млрд рублей.

Общий объём финансирования программы в 2013–2025 годах составит 1705,5 млрд рублей в ценах соответствующих лет, из них за счёт федерального бюджета – 1207,7 млрд рублей и из внебюджетных источников – 497,8 млрд рублей.

Достижение цели и системное решение поставленных задач проекта программы позволят сформировать качественно новый, инновационный облик авиационной промышленности в обеспечение устойчивого социально-экономического развития Российской Федерации и повышения качества жизни населения.

Авиации изменят финансирование — статьи об авиации

Министерство промышленности и торговли России переводит финансирование авиационной отрасли на проектный подход, что соответствует практике ведущих авиационно-космических стран. Цель — сконцентрировать финансовые ресурсы на конкретных приоритетных проектах.

В результате расходы на фундаментальные научные изыскания сокращаются в три раза, с 191 млрд рублей до 61 млрд рублей, на период до 2025 года.

Представители авиастроительной отрасли в целом поддерживают новый принцип, однако эксперты отмечают, что недофинансирование научной деятельности может привести к технологическому отставанию на горизонте 10–15 лет.

В обновленной госпрограмме «Развитие авиационной промышленности на 2013–2025 годы» произошло сокращение бюджетного финансирования в части подпрограммы «Авиационная наука и технологии» до 61 млрд рублей на 2018–2025 годы. В предыдущей версии этого документа были предусмотрены 191 млрд рублей на это время. Таким образом, произошло более чем трехкратное уменьшение инвестиций в научно-технический задел.

Как рассказали «Известиям» в Минпромторге, цели госпрограммы остались неизменны, а общие объемы финансирования сохранены на прежнем уровне. Госпрограмма направлена на сохранение статуса России как мировой авиационной державы и обеспечение потребностей в гражданских воздушных судах отечественного производства. Общий объем бюджетных ассигнований составляет 632,5 млрд рублей.

  • — В связи с тем что финансирование авиационной отрасли переходит на проектный подход и основной задачей Минпромторга России как главного распорядителя средств является повышение эффективности расходов федерального бюджета, объемы средств, ранее предусмотренные на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подпрограммы «Авиационная наука и технологии», перераспределены на финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ в рамках подпрограмм «Самолетостроение», «Вертолетостроение», «Авиационное двигателестроение», конечной целью которых является создание образца авиационной техники, — заявили «Известиям» в Минпромторге.
  • По словам представителя министерства, задачи были скорректированы с учетом требований методических указаний по разработке и реализации госпрограмм, утвержденных приказом Минэкономразвития России № 582 от 16 сентября 2016 года. Согласно этому документу, их формирование должно исходить из «принципов установления измеримых результатов, проведения регулярной оценки результативности и эффективности реализации государственных программ, измерения их вклада в решение вопросов модернизации и инновационного развития экономики…»
  • В госкорпорации «Ростех» заявили, что поддерживают переход на проектное финансирование авиационной отрасли.
Читайте также:  Законодательство по бухгалтерскому учету - советы юриста

— Такой подход позволит сделать управление инвестициями более эффективным и прозрачным: средства будут направляться на конкретный результат, обозначенный в четком техническом запросе заказчика.

Научные работы, оторванные от практического применения, более не будут финансироваться.

Также этот подход окажет позитивное влияние на конкуренцию между поставщиками, которые окажутся в условиях соревнований за инвестиции и, соответственно, будут стремиться к созданию лучших решений, — подчеркнул представитель «Ростеха».

Источник, близкий к руководству Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), рассказал «Известиям», что корпорация по-прежнему находится в плотной кооперации с Минпромторгом. При этом в контуре ОАК пока не предусмотрено сокращение финансирования на науку.

Директор Центра анализа стратегий и технологий Руслан Пухов отметил, что приоритеты должны быть выстроены, поскольку сейчас целому ряду проектов не хватает финансирования — в частности, в сфере авиадвигателестроения.

— Вместе с тем сокращение расходов на научно-исследовательские работы может привести к тому, что через 10–15 лет технологическое отставание России только увеличится.

Все ведущие авиастроительные державы ищут прорывные направления, которые в новом технологическом укладе позволят создавать качественно новую технику.

Если мы этим не занимаемся и делаем ставку только на текущие программы, то будем опять догонять, — сказал «Известиям» Руслан Пухов.

Эксперт в сфере авиационного права и экономики Сергей Детенышев считает, что ориентация на конкретный конечный продукт, безусловно, более эффективна, чем абстрактное развитие отрасли.

— Вместе с тем такой подход требует точного понимания существующего спроса и тенденций его изменения — здесь нет права на ошибку в прогнозах и постановке задач. Кроме того, ставка на конкретные «прорывные» продукты потребует высокого уровня международной кооперации, иначе целеполагание опять станет заложником технологических ограничений, — пояснил «Известиям» Сергей Детенышев.

Как в реальности будет организован проектный способ управления авиапромом, пока неизвестно — Минпромторг не сообщил о конкретной методике. В Объединенной авиастроительной корпорации, «Вертолетах России», концерне «Иркут», ПАО «Ил», двигателестроительном предприятии «ОДК-Сатурн», Национальном исследовательском центре «Институт им. Н.Е. Жуковского» не ответили на запрос «Известий».

Основные достижения российской авиации за 2020 год. Некоторые итоги

Доброго дня. Вот и наступил Новый 2021 год. Всех читателей поздравляю с праздником, желаю крепкого здоровья и успехов во всех жизненных начинаниях! Настало время подвести некоторые итоги ушедшего года. Несмотря на множество препятствующих факторов российская авиационная отрасль продолжила свое активное развитие.

Работа шла по всем направлениям- как в гражданской сфере, так и в военной. Продолжалась разработка новых самолетов и вертолетов, создавались новые двигатели, бортовое оборудование, вооружение. Внедрялись новые технологии, проводилось множество испытаний и экспериментов. Параллельно осуществлялось обновление материально-технической базы на предприятиях отрасли.

На заводах проходило соответствующее переоснащение и налаживание производства новых изделий. В рамках действующей программы перевооружения и заключенных ранее контрактов, шло производство новых и модернизированных образцов военной техники. Осуществлялся и плановый ремонт уже эксплуатируемых изделий.

В течении года было заключено несколько новых контрактов (как на ремонт с модернизацией, так и на постройку), которые обеспечат загруженность предприятий оборонной промышленности на ближайшую перспективу. В рамках данного обзора попробуем отметить основные события, которые произошли в авиационной отрасли по двум основным направлениям.

Во-первых это ход выполнения плановых поставок и заключение новых контрактов. Во-вторых это достигнутые успехи в создании новых или модернизированных образцов техники как гражданского, так и военного назначения.

Самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14. Автор фото- Денис Федорко.

Самолет МС-21-310 с двигателями ПД-14. Автор фото- Денис Федорко.

Поставки техники по действующим контрактам и заключение новых.

За 2020 год в состав ВКС были переданы самолеты и вертолеты как новой постройки, так и модернизированные образцы. Это фронтовые истребители Су-35С, Су-57, перехватчики МиГ-31БМ, фронтовые бомбардировщики Су-34, учебно-тренировочные Як-130 и другие изделия.

Стоит отметить что был полностью исполнен контракт на поставку 50 истребителей Су-35С, заключенный еще в 2015 году. В конце ноября последние из построенных Авиационным заводом имени Ю.А. Гагарина в Комсомольске-на-Амуре (КнААЗ) были переданы в состав 4-го ордена Ленина Краснознамённого Центра войсковых испытаний и подготовки персонала ВКС имени В. П.

Чкалова МО РФ в Липецке. Кроме того в июле был закрыт и контракт на закупку 92 фронтовых бомбардировщиков Су-34 от 2012 года. Их производство осуществлялось на Новосибирским авиационным заводом имени В.П. Чкалова (НАЗ). В этом году началась поставка самолетов-амфибий Бе-200ПС и Бе-200ЧС по перезаключенному контракту.

Построены они были на Таганрогском авиационном научно-техническом комплексе им. Г.М. Бериева. Два борта передали в состав авиации ВМФ. Велись и поставки самолетов военно-транспортной авиации. В частности модернизированных Ил-76МД-М и Ил-76МД-90А новой постройки.

Касаемо последних, то следует отметить что произошло переподписание контракта с Ульяновский авиазаводом «Авиастар-СП«. Точное количество самолетов, которые должны поставить до 2028 года- неизвестно. Пока же речь шла о 14 единицах.

Серийный истребитель Су-57. Автор фото: Светлана Балаева. Учебно-тренировочный Як-130. Источник фото: https://bmpd.livejournal.com/Фронтовой истребитель Су-35С. Источник фото: https://bmpd.livejournal.com/

Серийный истребитель Су-57. Автор фото: Светлана Балаева.

Что же касается вертолетной техники, то думаю что следует выделить начало поставок транспортного вертолета Ми-38. Были получены как его военная, так и гражданская модификация. Их постройка осуществляется на Казанском вертолетном заводе.

По теме беспилотников основное событие года- это принятие на вооружение средневысотного беспилотного летательного аппарата большой продолжительности полета «Орион«. Данная разработка АО «Кронштадт» должна наконец-то закрыть пробел в нише ударных беспилотников своего класса.

Говоря о новых контрактах между ПАО «ОАК» и Министерством обороны, то большая их часть была заключена в августе, во время проведения военно-технического форума Армия-2020 (Ссылка на статью).

В рамках этих закупок российские ВКС РФ получат: 30 многоцелевых истребителей Су-35С, 24 фронтовых бомбардировщиков Су-34 (базовой модификации), 14 (предположительно) военно-транспортных самолетов Ил-76МД-90А и два Ил-112В.

Также будут приобретены 25 учебно-боевых самолетов Як-130 и 20 легких Diamond DA-42T. А для авиации ВМФ закупят 21 единицу многофункциональных двухместных истребителей Су-30СМ2.Кроме того в рамках форума были заключены и новые контракты на ремонт и продление ресурса различных транспортных и пассажирских самолетов.

Читайте также:  Статья 36. Участие Правительства Российской Федерации в законодательной деятельности

Заправщик Ил-78М-90А. Источник фото: https://bmpd.livejournal.com/

Заправщик Ил-78М-90А. Источник фото: https://bmpd.livejournal.com/

Из прочих соглашений можно выделить контракт на закупку 10 самолетов-заправщиков Ил-78М-90А. Он был заключен 18 декабря. Производство самолетов будет осуществлять Ульяновский авиазавод «Авиастар-СП«.

Начало летных испытаний военных образцов.

В данном сегменте мы выделим четыре основных события, которые произошли в ушедшем году. Все они связаны со стартом испытаний модернизированных образцов стратегических бомбардировщиков и вертолетов. Сразу отметим их:

  • Первый полет модернизированного стратегического бомбардировщика Ту-95МСМ;
  • Первый полет модернизированного бомбардировщика Ту-160М с новыми серийными двигателями НК-32-02;
  • Проведение комплексных испытаний ударно-транспортного вертолета Ми-8АМТШ-ВН;
  • Первый полет опытного образца модернизированного ударного вертолета Ка-52М.

Самое важное, на мой субъективный взгляд, это начало летных испытаний модернизированного ракетоносца Ту-95МСМ. Данная модернизация является комплексной и затрагивает многие системы и узлы самолета.

Это и двигательная установка (замена винтов), замена радиолокационной станции, новые навигационные системы и т. д.

Внесение этих изменений позволит существенно продлить срок службы нашего основного стратега и позволит ему оставаться на вооружение еще не менее десяти лет (а то и более).

Ракетоносец Ту-95МСМ. Источник фото: https://bmpd.livejournal.com/

Ракетоносец Ту-95МСМ. Источник фото: https://bmpd.livejournal.com/

Ввиду того что этих ракетоносцев гораздо больше чем Ту-160, продление его срока службы и улучшение основных характеристик, позволит поддерживать основу парка дальней авиации на должном уровне до появления смены в виде ПАК ДА или до получения сопоставимого количества Ту-160. Не менее значимое событие это успехи по дальнейшей модернизации ракетоносца Ту-160. Использование нового двигателя НК-32-02 разработки ПАО «Кузнецов» несомненно улучшит его характеристики. В частности практическую дальность полета.

Турбореактивный двигатель НК-32-02. Автор фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости.

Турбореактивный двигатель НК-32-02. Автор фото: Сергей Мамонтов / РИА Новости.

Для справки. Турбореактивный двигатель НК-32-02. Является дальнейшим развитием знаменитого двухконтурного трехвального НК-32. Сохраняет все особенности его архитектуры и конструкции. Модернизация была направлена на увеличение надежности и улучшения экономичности изделия.

За счет внесенных изменений был снижен расход топлива на 10 %.

Этот двигатель будет использован как на модифицированных вариантах уже построенных машин (Ту-160М), так и на модификации Ту-160М2 новой серии. В ноябре состоялся первый полет одного из Ту-160М с этими двигателями.

Естественно кроме него замене подверглись и остальные системы данного самолета- навигационные, системы связи, автопилот и т. д. Что же касается вертолетной тематики, то дальнейшее развитие направлено на комплексное улучшение боевых и эксплуатационных характеристик модернизируемых машин.

Это позволит поддерживать их актуальность и конкурентоспособность.

Новинки и летные испытания гражданского сегмента.

Основные события в данном направлении здесь произошли в декабре, что называется «под елочку». Среди них:

  • Первый полет (15 декабря) среднемагистрального узкофюзеляжного лайнера МС-21-310 с установленными российскими двигателями ПД-14.
  • Первый полет (16 декабря) регионального турбовинтового пассажирского самолета Ил-114-300.
  • Первый полет (29 декабря) модернизированного легкого многоцелевого вертолета «Ансат-М«.

Безусловно важнейшим событием является начало летных испытаний по теме нашего среднемагистрального самолета МС-21-310 с применением российского двигателя ПД-14. Это имеет далеко идущие перспективы.

Двигатель ПД-14. Автор фото: Дмитрий Комиссаров.

Двигатель ПД-14. Автор фото: Дмитрий Комиссаров.

Для справки. Турбореактивный двухконтурный двухвальный двигатель ПД-14. Является перспективным российским двигателем, который был разработан в АО «ОДК-Авиадвигатель» на основе двухконтурного ПС-12. Применяется на авиалайнерах МС-21-300.

Планируется наладить выпуск целого семейства (ПД-14А, ПД-14М, ПД-8, ПД-10, ПД-18) на базе унифицированного газогенератора.

Надеемся что вскоре весь необходимый цикл испытаний машины будет успешно завершен и начнется ее серийное производство.

Возобновление темы регионального турбовинтового самолета Ил-114 также имеет огромное значение для возрождения нашего гражданского самолетостроения. Потребности в данном типе самолетов очень высоки. И эту нишу необходимо заполнить.

К тому же есть и определенные перспективы его применения в интересах военных.

Турбовинтовой самолет Ил-114-300. Автор фото Вячеслав Грушников.

Турбовинтовой самолет Ил-114-300. Автор фото Вячеслав Грушников.

Что же касается проекта «Ансат-М«, то работы по модернизации этого универсального вертолета, были направлены в первую очередь на улучшение его эксплуатационных качеств в условиях Крайнего севера. Основным заказчиком модернизированного варианта является авиакомпания «Полярные авиалинии«.

В рамках модернизации была увеличена дальность полета, улучшена путевая устойчивость. Разработчики внесли и определенные изменения в конструкцию машины, что позволило уменьшить ее вес и повысить летные характеристики. Также было установлено новое бортовое радиоэлектронное оборудование и противообледенительная система.

Начать серийные поставки планируется с 2021 года.

Модернизированный вертолет «Ансат-У». Источник фото: https://bmpd.livejournal.com/

Модернизированный вертолет «Ансат-У». Источник фото: https://bmpd.livejournal.com/

Такими были основные события в российской авиации за прошедший 2020 год. Надеемся что наступивший 2021 год будет не менее плодотворным и принесет нам еще больше хороших новостей.

При написании данной статьи использовались материалы со следующих источников: https://www.rusarmyexpo.ru/, http://www.patriot-expo.ru/, http://forums.airforce.ru/, https://forums.spacebattles.com/, https://russianplanes.net/, https://bmpd.livejournal.com/, https://aviation21.ru/, https://avia.pro/, https://topwar.ru/, http://knaaz.org/, https://rostec.ru/, https://uacrussia.ru/ru/, http://www.avid.ru/.

Уважаемые читатели, подписывайтесь на канал, ожидайте новых публикаций.

Ознакомиться с полным каталогом наших статей вы можете здесь (Ссылка на обзор).

Облачные перспективы: что ждет военную авиацию России

В 2020 году завершилось исполнение нескольких многомиллиардных контрактов по серийному производству боевых самолетов и вертолетов. Но финансовые трудности государства, связанные с пандемией, внесли коррективы в планы оборонного ведомства и вынудили его отложить некоторые подряды.

Тем не менее в ближайшие годы Воздушно-космические силы получат сотни новых летательных аппаратов. Начнутся испытания и нескольких перспективных авиакомплексов. А вот развитие транспортной и специальной авиации отстает, подавляющее большинство самолетов для нее было произведено еще в прошлом веке.

Каковы ближайшие и отдаленные перспективы российской пилотируемой военной авиации, разбирались «Известия».

Фронтовые контракты

Уже второй год заметно снижение числа новых боевых самолетов, поставляемых в оперативно-тактическую авиацию. Это связано с успешным завершением целого ряда долгосрочных контрактов. В 2020 году войска получили последние истребители Су-35С по договору от 2015 года и бомбардировщики Су-34, законтрактованные в 2012-м.

В ближайшие четыре года Вооруженные силы пополнят более 400 новых и модернизированных самолетов и вертолетов. Основную их часть составят уже привычные модели четвертого поколения.

На форуме «Армия-2020» Минобороны анонсировало новые контракты на бомбардировщики Су-34, истребители Су-35, Су-30СМ2 и учебно-боевые Як-130. Точные параметры договоров и количество машин не объявлены.

По неофициальным данным, это небольшие краткосрочные контракты на два-четыре десятка бортов. Нет сомнений, что промышленность сможет их выполнить в самые ближайшие годы.

Читайте также:  Статья 289 БК РФ. Нецелевое использование бюджетных средств (действующая редакция)

После годичной паузы из-за аварии в декабре 2019 года войскам для испытаний передан первый серийный истребитель пятого поколения Су-57.

До 2028 года должно быть произведено 76 машин, что позволит полностью укомплектовать прорывной техникой три строевых полка. Реализовать эти планы будет непросто.

Достигнуть высоких темпов выпуска планируется лишь после 2024-го, когда разработают Су-57 «второго этапа» с новыми мощными двигателями, усовершенствованной авионикой и расширенным набором вооружения.

В семействе истребителей сложно продвигается проект новых МиГ-35. Их госиспытания пока не завершены, что не дает перейти к серийной закупке этих легких истребителей, которые должны прийти на смену МиГ-29. Удачнее складывается судьба тяжелых перехватчиков МиГ-31.

Восстановления их производства не предвидится, но около сотни машин прошли ремонт с модернизацией до современного уровня МиГ-31БМ и послужат еще в 2030-е. Часть из них уже получила гиперзвуковые ракеты «Кинжал» .

Ожидается разработка и других авиакомплексов на основе заслуженного самолета, включая противоспутниковый и со сверхдальними ракетами «воздух–воздух».

— Переломным моментом для нашей авиации стало участие в сирийской операции, — сказал «Известиям» военный эксперт Владислав Шурыгин. — Там в деле проверили и новые, и старые модели техники, вооружение, тактику действий.

И судя по официальным заявлениям, нашли недостатки даже в образцах, лишь недавно принятых на вооружение. Наблюдения за карабахским конфликтом потребуют дополнительного изменения планов.

Наверняка в ВКС будет пересмотрен баланс между пилотируемой и беспилотной авиацией.

Минобороны по итогам боевых действий в САР инициировало около полутора десятков модернизационных программ авиатехники и определилось с требованиями к перспективным авиационным комплексам. Например, для боевых вертолетов главным из них стало увеличение дальности действия оружия, отметил эксперт.

Стратегические задачи

Модернизация стратегической авиации и превращение ее в мощную ударную неядерную силу стали одной из приоритетных задач после того, как она хорошо показала себя в боевых действиях против экстремистов в Сирии. Поэтому в ближайшее десятилетие дальняя авиация вырастет не только качественно, но и количественно.

Уже стартовали программы по совершенствованию тех типов самолетов, что сейчас в строю. Они будут доведены до уровня Ту-22М3М, Ту-95МСМ и Ту-160М. Но важнейшим из проектов стало возрождение серийного производства «Белых лебедей» под новым индексом Ту-160М2. Всего к 2030 году запланировано получить 50 ракетоносцев данного типа.

В более отдаленной перспективе старые варианты «стратегов» сменит новый авиационный комплекс дальней авиации — ПАК ДА. Сейчас начало предварительных испытаний опытных четырехместных бомбардировщиков-невидимок назначено на апрель 2023 года, а государственных — на февраль 2026-го.

Параллельно идет и разработка новых боеприпасов для стратегических ракетоносцев. В ближайшие годы все они — от Ту-22М3 до перспективного ПАК ДА — получат более дальнобойные и скоростные ракеты. Некоторые из них наверняка будут гиперзвуковыми.

Вертолетный ренессанс

За прошедшие годы удалось перевооружить на новые транспортные и боевые вертолеты большинство частей армейской авиации. Теперь более 200 новых Ми-28Н и Ка-52 являются гораздо более частым зрелищем в небе и на учениях, чем старые «Крокодилы» Ми-24 и их модернизированные варианты Ми-35М.

В 2021-м в серию пойдет новое поколение российских ударных вертолетов — лучше вооруженных, более «зорких» и защищенных. Первые серийные Ми-28НМ из заказа на 98 единиц уже поступают в войска. Испытания модернизированных Ка-52М начались в 2020-м. Минобороны сообщало о планах подписать контракт на более чем сотню таких машин.

Хорошо отлаженное производство современных вариантов Ми-8 позволило насытить сотнями новых машин вертолетные части. Это дало возможность поднять вопрос о формировании дополнительных бригад армейской авиации, которые будут предназначены для действий совместно с ВДВ.

Для этого быстро продвигается создание новой «летающей БМП» для десанта и спецназа. Опытный Ми-8АМТШ-ВН «Сапсан» начал испытания в завершившемся году. От обычных транспортно-боевых машин его отличает более сильное вооружение.

Машину оснастили не только дополнительными пулеметами и возможностью применять бомбы — подвешивать на нее можно будет и дальнобойные управляемые ракеты, способные поразить танк или здание за 15 км.

Впервые десантный отсек будет защищен броней от огня стрелкового оружия с земли.

Первые такие машины разрабатывались в интересах сил специальных операций. Но в декабре заместитель министра обороны Алексей Криворучко заявил, что ими будут оснащать и аэромобильные части ВДВ нового типа, которым передадут часть первого десятка заказанных «Сапсанов».

Транспортные проблемы

На фоне успехов в модернизации боевых самолетов и вертолетов слабо выглядит развитие транспортной и специальной авиации. По доле новой техники она сильно отстает. Подавляющее большинство самолетов было произведено еще в прошлом веке.

— Без военно-транспортной авиации сложно представить российскую операцию в Сирии или в Нагорном Карабахе, — сообщил «Известиям» военный историк Дмитрий Болтенков. — Ей нет альтернативы для оперативной переброски миротворцев за рубеж и для выполнения наших союзнических обязательств. Да и во внутренних армейских перевозках по нашей огромной стране без нее не обойтись.

Критически необходимы для боеспособности армии самолеты специального назначения. Это и воздушные танкеры, и техника для разведки и радиоэлектронной борьбы, и противолодочные машины, и воздушные пункты управления для высшего командования. Бесконечно поддерживать в строю советское наследие невозможно, считает Дмитрий Болтенков.

Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК) пока не удалось наладить серийный выпуск новых машин этого назначения.

Дальше всего продвинулся проект по производству основного среднего транспортника для войск — модернизированных Ил-76МД-90А. Но сроки их выпуска постоянно отстают от заявленных.

Тем не менее это не помешало Минобороны в декабре подписать дополнительный крупный контракт на выпуск десяти единиц в варианте воздушного заправщика Ил-78М-90А

Продвинулись исследования по определению облика более тяжелого самолета ВТА — перспективного авиационного комплекса военно-транспортной авиации. В наступившем году запланировано начало опытно-конструкторских работ и строительство прототипа машины, способной перевозить 80 т груза на 5 тыс. км. Но до первого взлета, а тем более серийного производства этой замены Ан-124 пройдет еще много лет.

Всё еще далек от готовности легкий военный Ил-112В. Он должен к началу 2030-х заменить десятки Ан-26, срок жизни которых подходит к концу. Но из-за осложнения отношений с Украиной остановилось сотрудничество над Ан-140 и Ан-148. Перспективы среднего многоцелевого транспортного самолета, известного под обозначением МТС и Ил-214, еще туманнее.

В 2020-м руководство ОАК провело серьезные структурные изменения и перестановки в своем дивизионе транспортной авиации. Заявлено, что это поможет улучшить обстановку с ключевыми проектами и наладить серийный выпуск самолетов данного типа для Минобороны и на экспорт.

Ссылка на основную публикацию