Статья 5. Гарантии прав граждан Российской Федерации вне зависимости от их знания языка

Права и свободы граждан Российской Федерации закреплены во второй главе Конституции. Положения этой главы составляют основы правового статуса личности в Российской Федерации.

Кроме того, права и свободы человека закреплены во Всеобщей декларации прав человека 1948 года и Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной государствами-членами Совета Европы, в том числе Россией в 1998 году. 

Вот одна из классификаций основных прав и свобод граждан: 

  • личные (гражданские), 
  • политические, 
  • экономические, 
  • социальные, 
  • культурные. 

Чем отличаются права от свобод

Право — юридическая возможность человека иметь или делать что-либо. Свобода — отсутствие необходимости, принуждения или ограничения в выборе или действии. 

При этом различаются ещё и права и свободы человека и права и свободы гражданина. Давайте разберёмся, в чём разница между правовым статусом человека и гражданина. 

Статья 5. Гарантии прав граждан Российской Федерации вне зависимости от их знания языка

Чем отличаются правовые статусы человека и гражданина

Конституция Российской Федерации разграничивает понятия «права человека» и «права гражданина». Каждый гражданин обладает правами человека, но не каждый человек в России обладает правами гражданина Российской Федерации.

Права человека предопределены его социальной природой, приобретаются с рождения и неотчуждаемы. 

Например, право на жизнь, право достоинство личности.

Права гражданина в России обусловлены правовой связью между лицом, являющимся гражданином, и государством. Они предоставлены именно гражданам России. В другом государстве права гражданина могут отличаться. 

Например, право избирать и быть избранным, право занимать определённые государственные должности, право заниматься определёнными видами деятельности.

Как понять, какое право считается правом человека, а какое относится только к гражданам? Если внимательно прочесть вторую главу Конституции России, видно, что при закреплении прав человека используется термин «каждый».

  • Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность (право человека). 
  • А при закреплении прав граждан фигурирует именно термин «гражданин», чтобы подчеркнуть принадлежность к гражданству страны.
  • Гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству (право гражданина). 

Классификация прав и свобод граждан Российской Федерации

Конституционные права и свободы граждан России делятся на несколько категорий в зависимости от сферы жизнедеятельности.

Статья 5. Гарантии прав граждан Российской Федерации вне зависимости от их знания языка

Рассмотрим, что подразумевает под собой каждая категория, и приведём примеры соответствующих статей Конституции. 

Личные (гражданские) права и свободы

Это права, которые принадлежат человеку как биосоциодуховному существу: 

  • право на жизнь (статья 20), 
  • право на достоинство (статья 21, часть 1), 
  • право на свободу и личную неприкосновенность (статья 22), 
  • право на неприкосновенность частной жизни (статья 23), 
  • право на тайну переписки, телефонных переговоров (статья 23). 

Экономические права и свободы

Это права, которые включают в себя возможности свободного распоряжения имущественными благами и ведения хозяйственной деятельности: 

  • свобода предпринимательской деятельности (статья 34), 
  • право на частную собственность (статья 35, 36), 
  • право наследования (статья 35, часть 4), 
  • свобода труда, право на труд в нормальных условиях (статья 37), 
  • право на защиту от безработицы (статья 37), 
  • право на отдых (статья 37). 

Политические права и свободы

Это права, которые позволяют личности участвовать в политической жизни общества: 

  • право на информацию (статья 29), 
  • право на собрания, митинги, демонстрации, шествия (статья 31), 
  • право на участие в управлении делами государства (статья 32), 
  • право избирать и быть избранным (статья 32, часть 2), 
  • право на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления (статья 33). 

Социальные права и свободы

Это права, которые подразумевают притязания на достойный уровень жизни и благосостояние: 

  • право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41), 
  • право на благоприятную окружающую среду (статья 42), 
  • право на образование (статья 43). 

Культурные права и свободы

Это права и свободы, обеспечивающие духовное развитие и самореализацию личности: 

  • право на участие в культурной жизни и доступ к культурным ценностям (статья 44), 
  • свобода творчества (статья 44). 

Защита прав и свобод граждан в России

Последняя редакция Статьи 45 Конституции РФ гласит: 

1. Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется.

2. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Охрана прав и свобод граждан осуществляется благодаря гарантиям в Конституции. Под государственной защитой прав и свобод понимаются направленные усилия всех ветвей государственной власти — законодательной, исполнительной, судебной.

Охрана — это установление общего правового режима, а защита — те меры, которые предпринимаются в случаях, когда гражданские права нарушены или оспорены.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина принадлежит Президенту как гаранту прав и свобод человека и гражданина (ст. 80 Конституции).

Конституция Российской Федерации гарантирует, что каждый вправе защищать свои права и свободы в случае их нарушения, в том числе в суде и с помощью квалифицированных юристов. Закреплена презумпция невиновности — до тех пор, пока вина не доказана в судебном порядке, человек считается невиновным (ст. 49). Кроме того, никто не обязан свидетельствовать против себя и близких (ст. 51). 

Кроме того, в Российской Федерации существуют различные неправительственные организации, которые занимаются защитой прав человека — например, общество «Мемориал», комитеты и фонды солдатских матерей, комитет за гражданские права и другие. 

Статья 5. Гарантии прав граждан Российской Федерации вне зависимости от их знания языка

Ещё в статье 46 Конституции РФ предусмотрено право на защиту прав и свобод в межгосударственных органах в случае их ограничения. Исчерпав внутренние средства правовой защиты, можно подать жалобу в другие инстанции — например, в Европейский Суд по правам человека (ЕСПЧ). Порядок подачи жалобы закреплён в статье 35 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Это не исчерпывающий перечень способов защиты своих прав. Но главным гарантом прав и свобод человека и гражданина является Президент. 

Резюме

Основные права и свободы человека и основные права и свободы гражданина РФ закреплены в Конституции. Они делятся на несколько категорий: личные, экономические, политические, социальные и культурные.

Помимо этого, есть гарантии прав и свобод человека и гражданина. Основные гарантии обеспечения прав и свобод граждан связаны с защитой. Это значит, что вы сможете получить юридическую помощь, будете считаться невиновным, пока вина не доказана в судебном порядке, и не обязаны давать показания против себя и близких. 

Учите обществознание вместе с домашней онлайн-школой «Фоксфорда»! По промокоду SOCIETY92020 вы получите бесплатный доступ к курсу обществознания 9 класса, в котором изучаются права человека и гражданина

А.Ф.Никитин, Т.И.Никитина. Право. 10-11 класс. Базовый и углублённый уровни

ЧАСТЬ ВТОРАЯ. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.

§ 28. Права и свободы человека и гражданина

Все права и обязанности человека, закреплённые нормами разных отраслей права, составляют его правовой статус.

Основные свободы, права и обязанности, провозглашённые в Конституции, представляют собой конституционный статус человека. Правовой статус человека является, естественно, понятием более широким, чем конституционный статус.

Одно из ведущих мест в Конституции РФ занимает глава 2 «Права и свободы человека и гражданина». Она содержит сорок восемь статей и является самой большой по объёму.

Конституционные свободы человека представляют собой закреплённую в Конституции возможность определённого поведения человека, т.е. отсутствие ограничений личности действовать по своему усмотрению (например, право на жизнь, свобода слова, мысли, вероисповедания и др.). Государство не мешает человеку реализовывать свои свободы (это пассивные обязанности государства).

Конституционные права человека – это возможности че­ ловека действовать только при условии исполнения государством (государственными органами) своих обязанностей.

Иными словами, государство должно предоставить эти возможности (блага) человеку (это активные обязанности государства, например: право на жилье, право на образование, право на охрану здоровья и медицинскую помощь и т.д.).

Более важных и менее важных прав и свобод человека и гражданина не существует. Каждое право из закреплённых в международном и российском законодательстве обладает абсолютной ценностью. Вместе с тем юристы выделяют такие права и свободы, которые составляют своеобразный фундамент, на котором прочно стоит всё здание.

К таким нормам относятся: право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22), право на свободу передвижения внутри страны, на выезд из неё и возвращение в неё (ст. 27), право на свободу совести, вероисповедания (ст. 28), право на свободу мысли и слова (ст.

29), право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей (ст. 32), право частной собственности (ст. 35), право свободно распоряжаться своими способностями к труду (ст. 37), право на образование (ст. 43), гарантии судебной защиты прав и свобод (ст. 46).

Надо отметить, что отдельные элементы прав и свобод человека отражены также в трудовом, гражданском, семейном, уголовно-процессуальном, гражданско-процессуальном законодательстве РФ.

В статье 56 Конституции РФ отмечается, что в условиях чрезвычайного положения возможно временное ограничение прав и свобод. Но право на жизнь, запрет пыток и унижения человеческого достоинства, право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну и некоторые другие права не могут быть ограничены ни при каких обстоятельствах.

Не все учёные-правоведы согласны с тем, что в конституциях следует наряду с правами отражать и обязанности граждан. Обязанности, утверждают они, противоречат правам, как бы им противопоставлены.

На самом деле обязанности нисколько не умаляют прав, существуют с ними в неразрывном единстве. Обязанности столь же важны для характеристики социального статуса человека, что и права.

Они призваны стабилизировать общественные отношения, помочь человеку определить своё место в обществе.

  • Конституционные обязанности – это определённое (должностное) поведение человека, предписанное и закреплённое в Конституции.
  • В Конституции перечислены следующие обязанности граждан России:
  • • соблюдать Конституцию РФ и законы (ст. 15);
  • • платить установленные законом налоги и сборы (ст. 57);
  • • заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44);
  • • сохранять природу и окружающую среду (ст. 58);
Читайте также:  Статья 12. Порядок производства денежных удержаний

• защищать Отечество, нести военную службу (ст. 59).

Обязанности, перечисленные в Основном Законе, называются конституционными.

Глава Конституции РФ о правах и свободах человека и гражданина – удачный пример воплощения в национальном законодательстве принципов и норм международных правовых актов (см. таблицу прав и свобод граждан по Конституции РФ на с. 156).

Есть юридические документы, международное значение которых практически никем не оспаривается. Один из них – Всеобщая декларация прав человека, принятая 10 декабря 1948 г. Генеральной Ассамблеей ООН.

Её значение в том, что впервые в истории человечества были сформулированы основные права и свободы человека, которые рассматриваются мировым сообществом как стандарты, в соответствии с которыми должны приниматься национальные акты о правах человека.

Декларация объявляет всех людей свободными и равными в своём достоинстве и правах. Она провозглашает ряд прав человека, которые можно разделить на две большие группы: гражданские и политические права; социальные, экономические и культурные права.

Права и свободы граждан по Конституции РФ

Как уже говорилось, разделять эти права на более важные и менее важные неправильно. Раньше такой классификацией увлечённо занимались как у нас, так и в странах Запада. Взвешенное решение вопроса о приоритете социально-экономических или политических прав зависит от современного понимания прав человека, от того, что называется философией прав человека.

Первое, что нужно понять, постигая философию прав человека, – права человека реальны только в правовом государстве.

Другое важное обстоятельство: права человека не создаются государством, а присвоены личности, являются естественными, прирождёнными. Без этих прав и свобод личность лишена чести и достоинства, обречена на убогое, несвободное существование.

Центральное положение философии прав человека: интересы личности абсолютны, интересы государства относительны. Достоинство человека никогда не может быть принесено в жертву интересам государства. Наоборот, государство должно быть защитником прав личности.

Важный вопрос философии прав человека – соотношение прав и обязанностей. Существует мнение о том, что обязанности важнее прав.

Классическая демократическая точка зрения выражена в статье 29 Всеобщей декларации: каждый человек имеет обязанности перед обществом и должен при осуществлении своих прав и свобод подвергаться таким ограничениям, которые учитывают права и свободы других и требования морали.

Отстаивая права, нельзя забывать об обязанностях, действовать по принципу: «Я хочу, имею право и требую моё желание выполнить любой ценой».

Следующий вопрос – соотношение прав народа и отдельной личности. Демократический подход таков: права человека имеют приоритет над правами народа. К тому же понятие «права народа» весьма неопределённое. Им часто пользуются в сугубо политических интересах. Где права, там и ответственность. Но могут ли нести ответственность целые народы?

В России, как и во многих других странах, существует традиция оценивать правовые нормы с позиций морали, за юридическими отношениями видеть отношения нравственные.

Права человека тесно связаны с уровнем нравственной, правовой культуры, образования, воспитания людей.

Право на свободу демонстраций людей озлобленных, агрессивных ведёт к организации кровавых уличных беспорядков, а свобода слова превращается подчас в публичные оскорбления противников.

Реализация прав человека зависит и от уровня экономического развития страны. Право на жилище не может быть осуществлено, если не развёрнуто массовое жилищное строительство. Лишь на бумаге в условиях экономического кризиса существуют права на труд, на отдых, на социальное обеспечение.

1. Охарактеризуйте конституционный статус человека, из чего он складывается.

2.

 Сравните конституционный и правовой статусы человека. Какой из них шире и почему?

3. Сформулируйте определения конституционных прав и свобод человека.

4. Приведите примеры из жизни, СМИ нарушений прав человека.

5. Классифицируйте в схематичном виде обязанности граждан по Конституции РФ.

6*. Составьте таблицу основных положений философии прав человека. Используя дополнительные источники информации, в том числе интернет-ресурсы, дайте их характеристику.

7. Объясните, каково значение Всеобщей декларации прав человека.

8. Классифицируйте на группы права человека, которые составляют содержание Всеобщей декларации.

9. Охарактеризуйте современное понимание прав человека.

10. Каково соотношение прав и обязанностей?

11. Проанализируйте соотношение прав человека и прав народов.

12*. Рассмотрите на конкретных примерах, как связаны права человека с нравственностью, экономическим развитием страны.

Декларация независимости Соединённых Штатовпринята в Филадельфии 4 июля 1776 г.(Извлечения)

Мы считаем следующие истины бесспорными и очевидными сами по себе: что все люди созданы равными; что они получили от Создателя некоторые неотчуждаемые права; что среди этих прав следует поставить на первое место жизнь, свободу и искание счастья; что для обеспечения себе возможности пользоваться этими правами люди создали в своей среде правительства, справедливая власть которых основывается на согласии управляемых; что всякий раз, когда какая-нибудь форма правления оказывается гибельной для тех целей, ради которых она была создана, народ имеет право изменить или упразднить её и создать новое управление, обосновав его на таких началах и придав власти такую форму, которые он найдёт наиболее обеспечивающими безопасность и счастье.

Всеобщая декларация… была лишь первым шагом в формулировке международных стандартов прав человека. Было решено выработать Пакт о правах человека Организации Объединённых Наций, и Советский Союз, естественно, участвовал в выработке этого пакта.

Однако позиция Советского Союза в отношении социально-экономических прав была достаточно твёрдой, и вскоре оказалось, что для демократических стран весьма трудно прийти к компромиссу с Советским Союзом в этой области.

Компромисс, однако, был найден, вместо одного пакта о правах человека были разработаны два пакта: первый – Международный пакт о социальных, экономических и культурных правах – отражал преимущественно советскую точку зрения на права человека, второй – Международный пакт о гражданских и политических правах – отражал преимущественно западную точку зрения.

(В. Чалидзе, историк).

Исследуем документы и материалы

Конституция Российской Федерации(Извлечения)

Статья 17

3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.

Статья 18

Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 19

1. Все равны перед законом и судом.

2.

 Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Статья 22

1. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность.

2.

 Арест, заключение под стражу и содержание под стражей допускаются только по судебному решению. До судебного решения лицо не может быть подвергнуто задержанию на срок более 48 часов.

1. Как соотносятся права народа и отдельной личности? Несёт ли общество ответственность за поступки каждого человека?

2.

 Что бывает, если правами человека пользуются люди аморальные, в безнравственных целях?

Темы для проектов и рефератов

1. Роль и значение главы 2 Конституции РФ в развитии правового государства и гражданского общества в России.

2.

 Нравственность и права человека.

Реферат Государственные гарантии прав граждан в области образования

Государственные гарантии прав граждан в области образования.

Право на образование является одним из важнейших прав человека. Однако в силу своего социального характера это право нуждается в социально-правовом обеспечении, которое может быть предоставлено только государством.

Поэтому закрепленная в Конституции РФ международно-правовая норма, устанавливающая, что «каждый имеет право на образование» (ч. 1 ст. 43), должна быть подкреплена соответствующими государственными гарантиями. Как подчеркивает Л.Д.

Воеводин, «государственные гарантии служат тем надежным мостиком, который обеспечивает необходимый в основах правового статуса личности переход от общего к частному, от прокламируемой в законе возможности к действительности».

182То есть назначение гарантий состоит в том, чтобы «обеспечивать гражданам фактическое пользование конституционными правами и свободами», но при этом «направлять процесс осуществления этих прав и свобод по пути, отвечающему интересам российского общества и государства».183

Государственные гарантии реализации права на образование

Конституция РФ не только провозглашает право каждого человека на образование (ч. 1 ст. 43), но также закрепляет гарантии этого права. Конституционные нормы получили развитие в нормах Закона РФ «Об образовании». Для граждан Российской Федерации особое значение имеет ст.

Читайте также:  Глава II. Формы ведения гражданами садоводства, огородничества и дачного хозяйства

5 Закона РФ «Об образова-нии»184, в которой определяются государственные гарантии их прав в области образования. Важнейшей из них является обеспечение государством права граждан на образование «путем создания системы образования и соответствующих социально-экономических условий для получения образования» (п.2 ст. 5).

При этом гарантируется равенство прав всех граждан Российской Федерации на получение образования, то есть «возможность получения образования независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным организациям (объединениям), возраста, состояния здоровья, социального, имущественного и должностного положения, наличия судимости» (п.1 ст. 5).

Благодаря созданной и поддерживаемой государством системе образования обеспечивается общедоступность и бесплатность основных видов образования, а также на конкурсной основе бесплатность профессионального среднего, высшего и послевузовского образования (п.3 ст. 5).

Эти гарантии действительны при условии получения основных видов образования «в государственных и муниципальных образовательных учреждениях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые» (п.3 ст. 5). Государство гарантирует создание условий для получения образования гражданами с отклонениями в развитии (п.6 ст.

5) и оказание содействия в получении образования гражданами, проявившими выдающиеся способности (п.7 ст. 5).

Иностранные граждане, проживающие на территории Российской Федерации, пользуются правом на получение образования наравне с российскими гражданами.

Кроме того, иностранные граждане, не проживающие в России, могут проходить обучение, подготовку и повышение квалификации в образовательных учреждениях (организациях) Российской Федерации в соответствии с международными договорами (ст. 57 Закона).

Постановлением Правительства РФ «О сотрудничестве с зарубежными странами в области образования»186устанавливается определенная квота приема иностранных граждан в образовательные учреждения для получения высшего и послевузовского профессионального образования (п. 1).

Иностранные граждане, принятые на обучение на основании международных договоров Российской Федерации, на время обучения обеспечиваются стипендией и общежитием на условиях, установленных для граждан РФ (п. 1 указанного постановления).

Законодательно закреплены меры по обеспечению реализации права на получение образования в РФ и лиц без гражданства.

Согласно Федеральному закону «О беженцах» лицо без гражданства, признанное в установленном порядке беженцем, имеет право на получение содействия в устройстве своих детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения, образовательные учреждения начального профессионального образования, а также на содействие в переводе своих детей в образовательное учреждение среднего профессионального и высшего профессионального образования наравне с российскими гражданами в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Федерации, если иное не установлено международными договорами РФ (пп. 8,11 п.1 ст.8).

Интерес представляют и правовые механизмы обеспечения права на образование лиц, являющихся вынужденными переселенцами.

В Законе РФ «О вынужденных переселенцах»188не закреплено их право на получение содействия в устройстве своих детей в государственные и муниципальные дошкольные и общеобразовательные учреждения и в учреждения начального профессионального образования, а также на содействие в переводе в учреждения среднего и высшего профессионального образования.

Вместе с тем оказание соответствующего содействия возложено в качестве обязанности на федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления. До принятия Федерального закона от 22.08.

2004 №122-ФЗ эта обязанность ограничивалась содействием в устройстве и переводе в образовательные учреждения на места, обеспеченные финансированием за счет средств соответствующего бюджета, что на практике зачастую становилось значительным ограничением. Данное обстоятельство подтверждает относительность права на образование и необходимость государственных гарантий, в том числе дополнительных (для наименее защищенных категорий), позволяющих реализовать это право.

Предполагается, что государственные гарантии направлены на создание условий и средств, обеспечивающих фактическую реализацию и всестороннюю охрану права на образование всех и каждого. Однако проблемы с реализацией права на образование могут возникать даже при наличии государственных гарантий в федеральном законодательстве.

Конституция РФ относит вопросы образования и воспитания к предметам совместного ведения (п. «е» ч.1 ст.

72), что означает, что наряду с Федерацией правом правового регулирования отношений в сфере образования наделены и субъекты Российской Федерации. Это право активно использует подавляющее большинство субъектов Федерации.

Как показывает практика, их подходы могут оказывать значительное влияние на возможности реализации права на образование.

Первые региональные законы об образовании были приняты еще в середине 90-х годов, преимущественно в республиках. При этом предмет их правового регулирования фактически совпадал с предметом регулирования Закона РФ «Об образовании», что фактически вело к подмене действия федерального закона на территории республики действием закона республиканского.

Кроме того, в этот период в конституциях ряда республик был введен, наряду с российским, институт гражданства конкретной республики, что нашло свое отражение в их законодательстве об образовании.

Такой подход нередко приводил к тому, что право на образование гарантировалось гражданам Российской Федерации далеко не в каждом республиканском законе об образовании.

Очевидно, что в условиях многонационального государства интересы различных социальных слоев могут быть обеспечены только путем дополнения и развития федеральных норм в региональном законодательстве, разрабатываемом с учетом национальных, социально-экономических, географических, демографических и других особенностей регионов. При этом важно, чтобы содержание норм регионального законодательства соответствовало нормам Конституции РФ и федеральных законов в области образования, а дополнение и конкретизация последних применительно к специфике того или иного региона осуществлялись строго в пределах компетенции субъектов Федерации.

На рубеже веков в России была проведена серьезная работа по приведению регионального законодательства в соответствие с требованиями федеральных законодательных актов.

Следует отметить, что в результате принятия Конституционным Судом Российской Федерации нескольких решений по вопросам суверенитета республик, находящихся в составе Российской Федерации, вышеуказанные нормы законов субъектов Российской Федерации утратили юридическую силу.

190В этих постановлениях Конституционного Суда были разъяснены отдельные положения Конституции Российской Федерации в части уточнения конституционного статуса этих республик (как субъектов Российской Федерации), юридической силы издаваемых ими нормативных правовых актов и их соотношения с федеральным законодательством. Кроме того, Конституционный Суд установил, что республики в составе Российской Федерации не вправе вводить свое, республиканское, гражданство.

Таким образом, учитывая исключительную роль образования как стратегического ресурса устойчивого развития полиэтнического российского общества и важного фактора обеспечения национальной безопасности многонационального государства, можно констатировать, что на законодателях субъектов Федерации, разрабатывающих образовательно-правовые нормы применительно к региональным особенностям, лежит особая ответственность по обеспечению государственных гарантий права на образование.

Обучение на родном языке

Сходная ситуация наблюдалась в 90-е годы и с вопросом о государственных гарантиях получения образования на родном языке, который для России как многонационального государства является весьма значимым.

Конституция РФ относит право на пользование родным языком, на свободный выбор языка общения, воспитания, обучения и творчества к числу основных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации. При том что государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык (ч. 1 ст.

68), Конституция РФ гарантирует всем народам России право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития (ч. 3 ст. 68).

Статья 5. Государственные гарантии прав граждан Российской Федерации в области образования

Гражданам
Российской Федерации гарантируется
возможность получения образования
независимо от пола, расы, национальности,
языка, происхождения, места жительства,
отношения к религии, убеждений,
принадлежности к общественным организациям
(объединениям), возраста, состояния
здоровья, социального, имущественного
и должностного положения, наличия
судимости. Ограничения прав граждан на
профессиональное образование по
признакам пола, возраста, состояния
здоровья, наличия судимости могут быть
установлены только законом.

  • Государство
    обеспечивает гражданам право на
    образование путем создания системы
    образования и соответствующих
    социально-экономических условий для
    получения образования.
  • Государство
    гарантирует гражданам общедоступность
    и бесплатность начального общего,
    основного общего, среднего (полного)
    общего образования и начального
    профессионального образования, а также
    на конкурсной основе бесплатность
    среднего профессионального, высшего
    профессионального и послевузовского
    профессионального образования в
    государственных и муниципальных
    образовательных учреждениях в пределах
    государственных образовательных
    стандартов, если образование данного
    уровня гражданин получает впервые.
  • Затраты
    на обучение граждан в платных
    негосударственных образовательных
    учреждениях, имеющих государственную
    аккредитацию и реализующих образовательные
    программы общего образования, возмещаются
    гражданину государством в размерах,
    определяемых государственными нормативами
    затрат на обучение граждан в государственном
    или в муниципальном образовательном
    учреждении соответствующих типа и вида.

В
целях реализации права на образование
граждан, нуждающихся в социальной
помощи, государство полностью или
частично несет расходы на их содержание
в период получения ими образования.
Категории граждан, которым оказывается
данная помощь, ее формы, размеры и
источники устанавливаются федеральным
законом.

Государство
создает гражданам с отклонениями в
развитии условия для получения ими
образования, коррекции нарушений
развития и социальной адаптации на
основе специальных педагогических
подходов.

Государство
оказывает содействие в получении
образования гражданами, проявившими
выдающиеся способности, в том числе
посредством предоставления им специальных
государственных стипендий, включая
стипендии для обучения за рубежом.
Критерии и порядок предоставления таких
стипендий устанавливаются Правительством
Российской Федерации.

Статья 6. Язык (языки) обучения

Общие
вопросы языковой политики в области
образования регулируются Законом РСФСР
«О языках народов РСФСР».

Читайте также:  Статья 9. обязанности организаций

Граждане
Российской Федерации имеют право на
получение основного общего образования
на родном языке, а также на выбор языка
обучения в пределах возможностей,
предоставляемых системой образования.

Право граждан на получение образования
на родном языке обеспечивается созданием
необходимого числа соответствующих
образовательных учреждений, классов,
групп, а также условий для их
функционирования.

Язык (языки), на котором
ведутся обучение и воспитание в
образовательном учреждении, определяется
учредителем (учредителями) образовательного
учреждения и (или) уставом образовательного
учреждения.

Государство в соответствии
с международными договорами Российской
Федерации оказывает содействие
представителям народов Российской
Федерации, проживающим вне ее территории,
в получении ими основного общего
образования на родном языке.

  1. Во
    всех имеющих государственную аккредитацию
    образовательных учреждениях, за
    исключением дошкольных, изучение
    русского языка как государственного
    языка Российской Федерации регламентируется
    государственными образовательными
    стандартами.
  2. Вопросы
    изучения государственных языков
    республик в составе Российской Федерации
    регулируются законодательством этих
    республик.
  3. Государство
    оказывает содействие в подготовке
    специалистов для осуществления
    образовательного процесса на языках
    народов Российской Федерации, не имеющих
    своей государственности.

Конституционные гарантии государственной защиты прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации

Гарантии прав и свобод человека и гражданина — условия, средства, меры, направленные на обеспечение их осуществления, на их охрану и защиту. Принцип гарантированности является одним из принципов правового статуса человека и гражданина.

Конституцией РФ и федеральными законами закрепляются как общие гарантии реализации всех прав и свобод, так и конкретные гарантии отдельных прав и свобод, наиболее важные гарантии закрепляются в Конституции РФ. Государство в соответствии со статьями 2, 17, 19 Конституции РФ не только признаёт, но и гарантирует права и свободы человека и гражданина.

Гарантии правовые прав и свобод человека и гражданина подразделяются на правовые (юридические) гарантии (правовые средства осуществления и защиты прав и свобод человека и гражданина), политические гарантии (соответствующая политика государства и деятельность государственных органов) и социально-экономические гарантии. Важнейшие правовые гарантии прав и свобод человека и гражданина закреплены в Конституции РФ.

Конституционные гарантии прав и свобод человека можно подразделять на общие гарантии (статьи 45, 46, 48 часть 2, 52-55) конституционные гарантии правосудия (статьи 47-51, 54 часть 2) и специальные гарантии.

Конституционные гарантии прав и свобод человека и гражданина:

1) Государственная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина в РФ.

Права и свободы человека и гражданина определяют содержание всех органов государственной власти и местного самоуправления.

Президент РФ является гарантом прав и свобод человека и гражданина в РФ, Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению прав и свобод граждан, прокуратура осуществляет надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный по правам человека рассматривает жалобы граждан РФ и других заявителей на решения и действия государственных органов и органов местного самоуправления и принимает меры по восстановлению нарушенных прав, о судебной защите см.

ниже

2) Право на самозащиту. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещёнными законом (статья 45 Конституции РФ).

Право на самозащиту раскрывается, в частности, в гражданском законодательстве (статья 14 ГК РФ «Самозащита гражданских прав»), в уголовном законодательстве (статья 37 «Необходимая оборона», статья 39 «Крайняя необходимость» УК РФ). Способы самозащиты прав должны быть соразмерны нарушению.

3) Судебная защита прав и свобод. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждому гарантируется судебная защита их прав и свобод.

Решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.

Порядок обращения в суд, судебной защиты прав, судебного обжалования, судопроизводства устанавливается Законом РФ «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан», Гражданским процессуальным кодексом РСФСР, Уголовно-процессуальным кодексом РФ, другими федеральными законами.

4) Право на международную защиту. В соответствии со статьёй 46 Конституции РФ каждый вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека (например, в Европейский суд по правам человека), если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

5) Квалифицированная юридическая помощь. Статьёй 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Право на защиту является разновидностью права на квалифицированную юридическую помощь.

6) Защита прав потерпевших. В соответствии со статьёй 52 Конституции РФ права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причинённого ущерба.

7) Право на возмещение вреда. Согласно статье 53 Конституции РФ каждый имеет право на возмещение государством вреда, причинённого незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.

Статья 1069 ГК РФ устанавливает ответственность государства за вред, причинённый государственными органами (а также органами местного самоуправления) и их должностными лицами, статья 1070 ГК РФ — ответственность государства за вред, причинённый органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда, а также порядок возмещения такого вреда,

8) Недопустимость произвольных ограничений прав и свобод человека и гражданина. Согласно статье 55 Конституции РФ в Российской Федерации не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Конституционные гарантии судопроизводства

В системе гарантий прав и свобод человека и гражданина особо выделяются конституционные гарантии судопроизводства, то есть правовые гарантии прав и свобод человека при осуществлении судопроизводства, уголовного, и иных видов процесса (иначе говоря, гарантии процессуального характера). Конституция предусматривает особые правовые гарантии для участников уголовного процесса, в первую очередь для обвиняемых в совершении преступления.

К таким гарантиям относятся:

1) Гарантии подсудности (статья 47). Никто не может быть лишён права на рассмотрение его дела тем судом и тем судьёй, к подсудности которых оно отнесено законом. В случаях, предусмотренных федеральным законом, обвиняемый в совершении преступления, имеет право на рассмотрение его дела с участием присяжных заседателей.

2) Право на защиту (статья 48). Каждый задержанный, заключённый под стражу, обвиняемый в совершении преступления, имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения. В некоторых случаях участие защитника обязательно.

3) Презумпция невиновности (статья 49). Каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральном законе порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.

Обвиняемый не обязан доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения толкуются в пользу обвиняемого.

4) Недопустимость повторного осуждения (статья 50). Никто не может быть повторно осужден за одно и то же преступление.

5) Недействительность незаконно полученных доказательств (статья 50). При осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона.

6) Право на пересмотр приговора, на прошение о помиловании (статья 50). Каждый осуждённый за преступление имеет право на пересмотр приговора вышестоящим судом в порядке, установленном федеральным законом (Уголовно-процессуальным кодексом), а также право просить о помиловании или смягчении наказания (в УК РФ смягчение наказания охватывается понятием «помилование»).

7) Освобождение от обязанности давать свидетельские показания (статья 51). Никто не обязан свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников, круг которых определён федеральным законом.

Статья 5 УПК РФ определяет круг близких родственников, к ним относятся супруг, супруга, родители, дети, усыновители, усыновлённые, родные братья и сёстры, дедушка, бабушка, внуки. Федеральным законом могут устанавливаться иные случаи освобождения от обязанности давать свидетельские показания (адвокатская тайна, тайна исповеди и т.п.).

8) Принцип обратной силы закона и ответственности за правонарушения (статья 54). Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.

Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не считалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.

Готовые работы на аналогичную тему

К гарантиям общего характера относятся следующие положения:

  • права и свободы, закрепленные в Конституции, должны соответствовать нормам и принципам международного права;
  • реализация прав и свобод одних граждан не должна нарушать свободы и права других граждан;
  • каждый имеет право всеми способами защищать свои права и свободы, если это не запрещено законом;
  • каждый гражданин гарантировано получает судебную защиту своих прав и свобод;
  • перед судом и законом все равны.

Конкретные конституционные гарантии классифицируют по группам – каждой группе прав и свобод соответствует группа гарантий, закрепленных в Конституции.

Следующая

Ссылка на основную публикацию