Административные изменения. попытки экономических реформ — история России

Из истории экономических реформ в России

Аннотация. Предпринята попытка проанализировать причины, замыслы, ход, и итоги хозяйственной реформы 1965 года в СССР. Исследовано влияние реформы А. Н.

Косыгина на развитие советской экономики во второй половине 60-х – начале 80-х годов. Обозначены основные проблемы и причины свертывания реформ.

Ключевые слова: экономические реформы, административно–командная экономическая система, элементы рынка.

В настоящее время перед исторической наукой стоит задача осмысления всего опыта реформирования советской экономики. Это позволяет эффективно решать настоящие проблемы российской экономики, не допуская ошибок прошлых лет.

В прошедшем году свою 50-летнюю годовщину отметила экономическая реформа 1965 года, получившая у нас в стране название «косыгинская», а на западе известная как «реформа Либермана».

Под руководством председателя Совета Министров СССР Алексея Николаевича Косыгина была предпринята попытка ослабления роли государства в ведении экономики страны, внесения элементов рынка в плановую экономику.

На грани 50-60-х годов ХХ века административно-командная система управления экономикой исчерпала себя. Плановая экономика СССР оказалась очень эффективной в процессе решения задач индустриализации Советского Союза и в ходе Великой Отечественной войны. Любая страна в условиях жесткого кризиса стремится к мобилизации ресурсов.

Это нужно для того, чтобы возникающие в стране проблемы решались максимально быстро. Однако такая модель уже не будет достаточно эффективной в стабильной среде, в которую постепенно начал входить СССР по окончанию Второй Мировой войны.

Таким образом, преобразования в экономической системе СССР стали вопросом выживания всего советского строя.

Советский Союз нуждался в переходе от административно–командной системы управления экономикой к рыночной. Было решено ввести некоторые новые экономические методы управления, расширить хозяйственную самостоятельность предприятий, объединений и организаций, начать широко использовать приёмы материального стимулирования.

Начало общесоюзной дискуссии 1962-1964 гг. положила статья профессора Харьковского инженерно–экономического института Евсея Григорьевича Либермана под названием «План, прибыль и премия». В статье были изложены идеи по поводу реформы хозяйственного механизма социалистической промышленности. Альтернативы идеям Либермана были изложены в статьях В.А.

Трапезникова, а затем В.М. Глушкова.

Общесоюзная дискуссия длилась почти два года, решающим аргументом стало то, что Е.Г. Либерман издержки на проведение своей реформы оценил в стоимость бумаги, на которой будут напечатаны соответствующие указы, а первые результаты пообещал уже через считанные месяцы.

Председатель Совета Министров СССР Алексей Николаевич Косыгин, умевший считать народную копейку, — выбрал реформу Либермана.

Формальное начало «косыгинской реформе» положило Постановление сентябрьского Пленума Центрального Комитета КПСС от 30 сентября 1965 года «Об улучшении управления промышленностью, совершенствовании планирования и усиления экономического стимулирования промышленного производства».

В докладе ЦК партии XXIII съезду КПСС в 1966 г. было подчеркнуто, что решающим условием выполнения пятилетнего плана будет переход на новые методы планирования и управления хозяйством. Новая экономическая реформа стала первой после войны попыткой перевода советской экономики на «рыночные рельсы.

Общая идеология экономической реформы – дать различным предприятиям большую степень экономической свободы, а в качестве основного движущего стимула выбрать материальные ценности и поощрения.

Можно сказать, что реформа противоречила принципам социалистического строя страны: её замысел состоял в том, чтобы наряду с административными методами управлением экономики использовать и рыночные (прибыль, цены, финансы, заинтересованность и т.д.).

Одна из важнейших задач хозяйственной реформы состояла в разработке новой действенной системы материального стимулирования работы трудовых коллективов. Реформа предполагала создание определенных фондов из части прибыли предприятия для стимулирования трудящихся.

Таким образом, была бы создана прямая заинтересованность каждого работника и коллектива в целом в повышение эффективности работы и, что самое главное, в выпуске качественной продукции в большем количестве. Как говорил сам А. Н. Косыгин: должен действовать принцип «больше трудишься – больше получаешь».

В соответствии с задачами хозяйственной реформы 1965 года были образованы два фонда: фонд материального поощрения и фонд социально–культурных мероприятий и жилищного строительства. Первый фонд предполагал премировать работающих за достижения в труде в виде ежегодных вознаграждений (тринадцатая зарплата).

Второй фонд предназначался для строительства жилых домов и культурных учреждений. Однако двух фондов оказалось недостаточно. Плановая экономическая система в СССР с полной централизацией капитала не позволяла предприятиям самим решать вопросы совершенствования производства.

Решено было создать еще третий фонд – фонд развития производства.

Он формировался за счет отчислений части прибыли, выручки от реализации выбывшего имущества и амортизационных отчислений и решал вопросы развития производства и дальнейших инвестиций предприятия. Прибыль, которая не отчислялась в фонды, переводили в государственный бюджет. Системы налогового обложения прибыли предприятия создано не было.

Это привело к слиянию финансов предприятий с государственными, что значительно снизило возможности маневрирования цен. Еще одной задачей «косыгинской» реформы было пересмотреть и усилить роль экономических показателей, доводимых центральными органами до предприятий и показателей, по которым оценивалась их работа.

До начала проведения реформы в СССР для характеристики общего объема производимой продукции широко использовались показатели валовой или товарной продукции. В 60-х годах план по выпуску товарной продукции выполнялся, однако, план по прибыли и платежам в бюджет – не всегда. Анализ показал, что некоторая часть товара не реализуется из–за низкого качества.

Это заставило отказаться от прежнего показателя и заменить его новым – показателем реализованной продукции.

Этот экономический показатель считался как сумма счетов, оплаченных покупателями за полученную на руки продукцию. Такое изменение привело к полной переориентация работы отдельных предприятий и промышленности в целом от «производства для производства» на «производство для удовлетворения общественных потребностей».

Критерием удовлетворения общественных потребностей стал объем непосредственной покупки продукции потребителями. Таким образом, товарно-денежные отношения в стране должны были значительно активизироваться. Однако укрепление товарно–денежных отношений в Советском Союзе не противопоставлялось плановой экономике страны.

Постановление о реформе в своем заголовке включало слова: «совершенствование планирования», оно не предполагало создания рыночной экономики. Система цен продолжала базироваться на государственном установлении цен, определение цен законом спроса и предположения не предполагалось.

Итак, система должна была централизованно регулировать хозяйства на базе сохранения планирования и одновременно расширять самостоятельную инициативу звеньев народного хозяйства страны. Противоречия начали возникать уже на стадии разработки документов реформы.

Они были связаны с отсутствием единого подхода к новым методам хозяйствования, как у научного сообщества, так и у членов Политбюро ЦК КПСС. Новое руководство страны во главе с Л. И. Брежневым взяло курс на более умеренные преобразования, которые были призваны совершенствовать социализм.

В сентябре 1965 года Политбюро ЦК КПСС все же поддержало планы внедрения новых методов хозяйствования, но это скорей связано с расстановкой политических сил, нежели с осознанием перспектив развития экономики Советского Союза. Документы, которые были вынесены на сентябрьском Пленуме ЦК КПСС в 1965 году, носили компромиссный характер.

В них был заложен путь развития и по направлению усиления прав предприятий, и по пути усиления роли планирующих органов. Желание «поймать двух зайцев»: пойти по пути усиления центральных органов и по пути формирования рыночных механизмов, обернулось в неясное изложение положений реформы и их неуспешную реализацию.

Реформирование экономики в 1965 году началось с преобразований в самом кризисном участке экономики страны – в сельском хозяйстве.

Сельское хозяйство продолжало сильно отставать от других отраслей промышленности. В 1965 году на мартовском Пленуме ЦК КПСС с докладом «О неотложных мерах по дальнейшему развитию сельского хозяйства» выступил Л. И. Брежнев.

Читайте также:  Закрытие ИП – госпошлина 2017 - советы юриста

Новый лидер партии предложил увеличить инвестирования в сельское хозяйство, стимулировать производительность труда. Мартовский Пленум ЦК КПСС стал важным событием в организации производства на селе. После 1965 года инвестиции на нужды села возросли.

Финансирование аграрного сектора значительно улучшилось: вложения превысили пятую часть всего объема инвестиций, сельское хозяйство первый раз стало одной из приоритетных отраслей экономики.

План обязательных закупок зерна был снижен, объявили о невозможности его изменения в течение 10 лет, а сверхплановые закупки должны были производиться по повышенным ценам.

Решалась главная задача «косыгинской» реформы: путем материального стимулирования заинтересованности трудящихся в конечном результате производства, начали одновременно учитывать и общественные интересы, и интересны каждой отдельной личности.

Однако, ранее запланированное одновременное образование трех новых фондов требовало немалых дополнительных финансовых затрат, которые не были предусмотрены ни в финансовых планах отраслей народного хозяйства, ни в государственном бюджете.

Было вынесено решение не создавать фонды стимулирования единовременно на всех предприятиях, а формировать их постепенно за счет дополнительных ресурсов, создающихся в результате повышения эффективности.

Каждое предприятие получало право на образование фондов по специальному решению государственного плана, если оно могло доказать, что у него имеются для этого дополнительные ресурсы сверх планов 1965–1966 годов. Тем самым реформа давала дополнительный импульс к улучшению экономической ситуации. Число директивно планируемых показателей сократилось, был введен показатель стоимости реализованной продукции, который позволял заинтересовать трудовой коллектив предприятия в выпуске большего количества качественной продукции. Премии за перевыполнение плана были увеличены.

Предприятия и объединения переводились на хозрасчет. Система управления сельским хозяйством была упрощена, ликвидированы территориальные производственные колхозно–совхозные управления. Совхозам и колхозам дана большая самостоятельность. Усилилась роль влияния министерства сельского хозяйства в руководстве и планировании отраслью.

Поначалу принятые решения дали заметный положительный эффект, годы внедрения новых методов сделали восьмую пятилетку (1966-1970 годы) одной из наиболее успешных пятилеток в экономической истории СССР, от чего она и получила название «золотая». На протяжении пятилетки фиксировались рекордные темпы экономического роста.

Валовый общественный продукт вырос на 13%; среднегодовой рост производительности труда составил 7,4% (в седьмой пятилетке он составлял 5,8%); среднегодовые темпы роста национального дохода приближались к 7%, что сравнимо с развитием японской экономики в те года и опережало темпы роста американской экономики. В строй вступили около 1900 промышленных предприятий.

К осени 1967 года по новой системе работали уже 5500 предприятий, дававшие 1/3 промышленной продукции и 45% прибыли. А уже к весне 1969 года – 32000 предприятий (77% продукции).

Благодаря реформе произошел выраженный сдвиг в сторону развития интенсивных факторов экономического роста советской экономики. В 1966 году страна практически смогла обойтись без закупок хлеба за границей. Меньше, чем прежде, потребовалось закупить хлеба и в 1967 года.

Был осуществлён ряд крупных хозяйственных проектов, в число которых входило создание Единой энергетической системы, внедрение автоматизированных систем управления, развитие гражданского автомобилестроения.

В 1970 году с конвейера Волжского автозавода в Тольятти сошли первые автомобили «Жигули». Возросли и темпы роста жилищного строительства и развития социальной сферы в общем. Возросли и личные доходы граждан.

Сотни тысяч людей сели за руль «копейки», миллионы приобщились к цветному телевидению, десятки миллионов узнали, что такое 13–ая зарплата и двухдневные выходные.

Несмотря на позитивные результаты восьмой пятилетки, уже в 1966-1967 годах начинают проявляться и негативные стороны реформы: непоследовательность и половинчатость. Система ценообразования, существовавшая ранее, частично сохранилась.

Предприятия, пользуясь самостоятельностью, стали заранее занижать планы, повышать зарплату, которая стала расти быстрее, чем производительность труда. Поощрительные фонды оказались слишком малы и не могли должным образом стимулировать трудящихся.

Одной из причин «выдыхания» реформы стало сопротивление консервативной части высшего партийного руководства. Открытыми противниками «косыгинской» реформы были Н. В. Подгорный и М. А. Суслов.

Косыгину так и не удалось сосредоточить в своих руках управление экономикой СССР. Огромные средства страна продолжала вливать в оборону.

Митинги в 1968 году прокатившиеся по Чехословакии под лозунгом «за социализм с человеческим лицом» окончательно подорвали веру кремлевских лидеров в необходимость экономических перемен.

Их испугала возможность политического реформирования социализма, они решили, что «косыгинские» реформы могут иметь такой же политический эффект, в результате этого экономические реформы были свернуты. Таким образов, советская экономическая реформа 1965 года была свернута, оставив у многих лишь горькое разочарование.

Компромиссный характер главных документов реформы делал эффект от вводимых преобразований временным, положения реформы требовали углубления и корректировки.

Изначально имевшиеся негативные мнения о реформе, появление альтернативного источника пополнения бюджета (экспорт дорогой нефти), политическая обстановка в странах-соседях, привели к решению остановить реформы. Алексей Николаевич Косыгин хоть и пытался вернуться к реформированию, однако поддержки в Политбюро ЦК КПСС не нашел.

Основные задачи реформы юридически были выполнены, но фактически не привели к значительному улучшению экономического состояния страны. Такая модель лишь расколола трудовой коллектив предприятия, погасила существовавший ранее порыв большинства работников к труду, она противопоставляла интересы верхних и нижних слоев.

Фактически она стала неофициальной приватизацией предприятия их руководством. Реформа, будучи официальной и законодательно закрепленной, стала неформальной. Были предприняты попытки заново ужесточить меры государственного регулирования экономики и вернуть всё назад.

Но хозяйственная реформа уже задала свой вектор направления развития экономики страны в дальнейшем.

Вопрос о конечном результате реформ является темой для обсуждения. Неудачным процесс реформирования оказался для советской модели 1917-1953 годов, он стал полным поражением плановой экономики СССР.

С другой стороны, в ходе экономической реформы 1965 года была сделана попытка создания советского «экономического чуда», интенсификации экономики роста СССР.

Именно эта реформа стала фундаментом для дальнейшего развития постиндустриальной экономики страны.

Список используемых источников:

1. Антонов М. Капитализму в России не бывать! – М: ЭКСМО, 2005.

2. Бурлацкий Ф.М. Новое мышление: диалоги и суждения о технологической революции и наших реформах. – М.: Политиздат, 1989.

3. История экономики: Учебник. Под общ. ред. проф. Кузнецовой О. Д. и проф. Шапкина И. Н. – М: ИНФРА–М, 2002.

4. Кормильцева Е.А. Отечественная история. Практикум для студентов. – Омск, 2005.

Екимова Е.С.

Источник: http://www.oboznik.ru/?p=50445

Учебные материалы по Истории России

В марте 1985 г. после смерти К.У. Черненко Генеральным секретарем ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. В своем первом выступлении в должности генсека он по традиции пообещал продолжить курс предшественника. Но общество ожидало перемен. Давало знать негативное отношение к застойной практике последних лет.

Новое руководство, уловив эти ожидания, использовало их в целях укрепления своего положения. В апреле 1985 г. состоялся пленум ЦК КПСС, на котором М.С. Горбачев сообщил о планах реформ, направленных на ускорение социально-экономического развития страны.

Примечательно, что первоначально речь не шла об изменении экономических основ социализма и политического строя, не подвергались сомнению социалистические ориентиры советского общества.

Говорилось лишь о необходимости ускорить темпы продвижения по социалистическому пути на основе эффективного использования достижений научно-технического прогресса, активизации «человеческого фактора» и изменения порядка планирования.

В перестройке можно выделить три крупных этапа:

1) 1985-1986 гг.;

2) 1987-1988 гг.;

3) 1989-1991 гг.

—Первый этап—

 характеризуется попытками крупномасштабных административных преобразований, не затрагивающих экономических и политических основ, направленных на «совершенствование общества развитого социализма» и «ускорение социально-экономического развития».

Читайте также:  Статья 26. особенности статуса судей военных судов и судей судебной коллегии по делам военнослужащих верховного суда российской федерации

Сразу после принятия курса ускорения начались серьезные кадровые перемены  К началу 1987 г. было заменено 70% членов Политбюро, 60% секретарей областных партийных организаций, 40% членов ЦК КПСС. В феврале 1986 г.

первым секретарем Московского горкома КПСС  назначен Б.Н. Ельцин.

Предполагалось к 2000 г. удвоить экономический потенциал страны и предоставить каждой семье отдельную квартиру. Ни одна из основ социализма (государственная собственность, руководящая роль партии и др.

) не подвергалась сомнению. Несмотря на туманность целей, советское общество с воодушевлением восприняло новый курс руководства.

Первый год перестройки дал некоторые положительные результаты в экономике, но радикального улучшения все же не произошло.

—Второй этап—

Не дал ожидаемых результатов Закон «О госприемке», направленный на улучшение качества продукции. На основании этого закона практически на всех крупных предприятиях были созданы службы государственных инспекторов по надзору за качеством промышленной продукции. Но добиться улучшения качества только за счет организационных мер без включения экономических стимулов было невозможно.

В целях активизации «человеческого фактора» в 1986 г. был принят Закон о трудовых коллективах, который предусматривал создание на промышленных предприятиях советов трудовых коллективов, имеющих право избирать руководителей, регулировать заработную плату и отчисления на социальные нужды. Реализация этого закона на практике привела к дезорганизации производства.

Большую брешь в бюджете пробила так называемая «антиалкогольная кампания». В мае 1985 г. вышло постановление ЦК КПСС о мерах по преодолению пьянства и алкоголизма, в котором пьянство называлось не только огромным социальным злом, но и причиной многих экономических проблем. Предусматривалось повышение розничных цен и одновременно резкое сокращение производства ликероводочной продукции.

Осуществление «борьбы с пьянством» ударными темпами привело за 2 года к снижению производства вина и водки в стране вдвое, что резко снизило бюджетные поступления, создав к тому же сильное социальное напряжение. С 1985 по 1988 гг. госбюджет не досчитался около 67 млрд руб. Рост производства подпольных суррогатов и самогоноварения, токсикомания отрицательно сказывались на здоровье населения.

К 1988 г. антиалкогольная кампания провалилась и была отменена.

Ситуацию в стране усугубила также Чернобыльская катастрофа, происшедшая 26 апреля 1986 г., когда взорвался один из реакторов Чернобыльской атомной электростанции.

Тысячи квадратных километров территории Белоруссии, Украины и РСФСР оказались зараженными, а десятки тысяч людей подверглись радиоактивному облучению, многие из которых впоследствии умерли от лучевой болезни.

На ликвидацию последствий этой аварии государству пришлось израсходовать десятки миллиардов рублей.

Неудачи первых лет заставили новое руководство страны скорректировать политический курс. На январском пленуме ЦК КПСС в 1987 г. была выдвинута задача коренной перестройки общественного строя.

  Выдвигаются лозунги о необходимости избавить социализм от отдельных «деформаций», возрождении «идеалов Октября», возвращении к «ленинским нормам» и «социализму с человеческим лицом». «Архитекторы перестройки» предполагали совершенствовать социализм, опираясь на широкие массы трудящихся, интенсификацию экономики на основе достижений научно-технического прогресса.

Стержень преобразований виделся ими в «демократизации всех сторон жизни общества», реформировании всех политических институтов. Главным средством демократизации становится гласность — кампания «по расширению критики и самокритики». Постепенно критика стала выходить за дозволенные рамки. Теперь она охватывала не только отдельные недостатки, но и пороки системы.

В течение короткого времени были опубликованы почти все запрещенные ранее произведения А. Солженицына, Ю. Гроссмана, А. Платонова, В. Замятина, М. Булгакова, Б. Пастернака и др. Широкий резонанс в обществе вызвали романы А. Рыбакова «Дети Арбата», Ю. Дудинцева «Белые одежды», Ч. Айтматова «Плаха».

Центральной темой общественной жизни этого времени стало переосмысление советской истории. Вновь встал вопрос о сталинских репрессиях и реабилитации их жертв. В сентябре 1987 г. была даже создана комиссия Политбюро ЦК КПСС по реабилитации, которую возглавил А.Н. Яковлев.

Источник: http://istoria-russia.ru/full.php?article=360

Экономическая реформа середины 1960-х гг. и причины ее неудач

Конспект по истории России

После смещения Хрущева во главе страны оказался Брежнев. В сфере экономики ощущалась необходимость скорейших реформ.

Но осуществление их шло с самого начала под воздействием административно-командного образа мышления. Ликвидировалась совнархозная система управления промышленностью.

Вместо нее стали бурно создаваться министерства, причем их количество постоянно увеличивалось и достигло к началу 80-х годов около 100 союзных и 800 республиканских.

В сентябре 1965 года принимается решение о начале экономической реформы. Предполагалось, что реформа позволит преодолеть недостатки, о которых уже открыто говорилось в печати (рост капиталовложений и незавершенного строительства, массовое производство изделий не находивших сбыта, несоответствие роста заработной платы росту производительности труда).

Суть реформы состояла в следующем: сокращение плановых показателей, доводимых до предприятий; создание на предприятиях фондов материального стимулирования; введение твердой, не зависящей от прибыли, платы за использование предприятиями производственных фондов, т.е.

, своего рода, введение продналога в промышленности; финансирование промышленного строительства не путем выдачи безвозвратных дотаций, а путем выдачи кредитов; недопущение изменения планов без согласования с предприятиями. Активную роль в попытке реализовать реформу сыграл Косыгин. Первые шаги реформы вселяли надежду.

Ускорился экономический рост. Восьмая пятилетка, совпавшая по времени с проведением реформы, оказалась выполненной по ряду важнейших экономический показателей. Но уже в ходе её осуществления начались корректировки, исправления, дополнения, в результате которых к началу 70-х гг.

её сущность оказалась искажена настолько, что она фактически перестала действовать.

Попытка провести реформу, при одновременном свертывании процесса демократизации в политической сфере, оказалась безуспешной. В этом основная причина неудачи реформы 1965 года.

Необходимо учесть и то, что большая часть партийно-хозяйственного аппарата сформировалась в сталинскую эпоху, с присущими ей методами хозяйствования и руководства. Сказывались и недостатки самой реформы, её непоследовательность, господство вала, приведшее к формальному перевыполнению планов многими предприятиями и отраслями.

В начале 70-х годов, свертывание реформы оказалось не так болезненным, как в предыдущем периоде. Освоение западносибирских источников нефти позволило организовать значительный экспорт её за рубеж. Приток нефтедолларов позволил оттянуть проявление негативных последствий в экономическом развитии.

Попытки улучшить механизм планирования, стимулирования и управления предпринимались уже в меньших масштабах ещё не раз, но они оказались малоуспешными. Принцип директивного управления оставался неизменным, проводились лишь частичные перемены и изменения.

Осуществлялись меры по дальнейшей концентрации производства, создавались промышленные объединения — агропромышленные, торгово- промышленные, научно-производственные, упразднялись отдельные бюрократические надстройки.

Наряду с этим предусматривалось создание территориально-производственных комплексов и форсированное развитие отдельных отраслей экономики. В середине 70-х гг. в СССР велась работа над 15 крупнейшими народнохозяйственными программами, в том числе по развитию сельского хозяйства в Нечерноземной зоне РСФСР, созданию Западно- Сибирского территориально-производственного комплекса, строительству БАМа и т.д.

Однако эти задачи решались в основном экстенсивными методами. Министерства развивали строительство новых предприятий, вместо того, чтобы решать задачи более полного использования существующего оборудования.

От предприятий постоянно требовали увеличения производственных показателей. Сохранение командного механизма лишало предприятия всякой самостоятельности. Планировались вся номенклатура изделий (по стране более 20 млн.), показатели, себестоимость.

Нарастал дефицит бюджета, требовались постоянные денежные вливания в экономику.

Существующая система глушила всю инициативу снизу и сверху.

Трудовые коллективы не были заинтересованы во внедрении новой техники и технологии, так как это сказывалось отрицательно на результатах работы одного рабочего и предприятия в целом.

Поэтому внедрение совершенно новой продукции затягивалось в нашей стране на десятки лет. В промышленности к началу 80-х гг. было автоматизировано только 15% предприятий.

Читайте также:  Статья 37.2. Рассмотрение дисциплинарного дела в Федеральной палате адвокатов

В рассматриваемый период партия и правительство прилагали много усилий для стабилизации положения в сельском хозяйстве. Попыткой разработать эффективную аграрную политику стали решения мартовского Пленума ЦК КПСС 1965 года.

Намечались распределение доходов экономики в сторону сельского хозяйства, решение социальных проблем села, повышение закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию.

Важной частью было решение перехода от административного метода управления сельским хозяйством к экономическому, а так же интенсивное введение хозрасчета.

Меры встретили поддержку крестьянства. В годы восьмой пятилетки в магазинах городов был вполне достаточный набор продуктов.

Однако многое осталось нереализованным. Новые идеи не вписывались в старую систему. Рос аппарат по управлению сельским хозяйством. Развитие межхозяйственной кооперации и специализации, химизация и мелиорация земель не принесли эффективных результатов. Удорожание сельскохозяйственной техники и услуг привело к тому, что к началу 80-х гг.

многие совхозы и колхозы вновь оказались убыточными. Массированные инвестиции в сельское хозяйство не принесли желаемых результатов (за 70-е годы и начало 80-х годов в аграрно-промышленный комплекс было вложено более 500 млрд. рублей).

Установление жесткого бюрократического контроля гасило всю самостоятельность и инициативу предприятий, уничтожило заинтересованность в конечном результате своего труда.

Недостаточный социальный уровень села и ликвидация «неперспективных деревень» повлекли за собой большой отток жителей из деревни в город. С 1967 по 1985 гг., ежегодно деревню покидали в среднем 700 тысяч человек.

Противоречия и трудности, в том числе бесхозяйственность в сельском хозяйстве страны, руководство страны пыталось решить путем импорта продовольствия и зерна.

За 20 лет импорт мяса, рыбы, масла, сахара, зерна вырос в денежном отношении более чем в 10 раз.

К началу 80 годов, сельское хозяйство страны оказалось в кризисном состоянии.

Майский Пленум ЦК КПСС 1982 года принял специальную продовольственную программу, однако она несла в себе ещё следы застоя и не затрагивала главных интересов крестьянства, коренной перестройки всего хозяйственного механизма.

Несмотря на постановления, продовольственная проблема ещё более обострилась. В середине 80-х годов практически везде были введены продовольственные карточки.

Рекомендуем прочитать:

Конспект по истории России

Источник: http://rgrtu-640.ru/istoria/istoria98.html

Перестройка в СССР: попытки реформирования экономики и обновления политической системы

В середине 1980-х годов в СССР наступил экономический кризис. Он выражался в падении темпов роста производства, снижении уровня жизни населения, усилении коррупции, развитии теневой экономики. Ухудшилась трудовая дисциплина, массовым стало неуважение к честному труду.

Попытка партийного руководства сохранить власть путем «закручивания гаек», предпринятая Ю.В. Андроповым, оказалась безуспешной. Общество нуждалось в кардинальных переменах.

Начало нового этапа в истории СССР, получившего название «перестройка», связано с именем М.С. Горбачева (с марта 1985 г. Генеральный секретарь ЦК КПСС). Главной задачей перестройки было остановить распад «системы» государственного социализма и обеспечить интересы его правящей элиты.

В 1987 — 1988 гг. перестройка сводилась главным образом к «радикальной экономической реформе», затем в нее включили реформу политической системы и курс на «обновление» идеологии.

Идея перевода централизованного, планово-государственного хозяйства на рыночную, товарно-денежную основу (в рамках социализма) стала стержнем концепции перестройки.

Первыми шагами к рыночной экономике стали Закон о Государственном предприятии (1987), предоставивший значительные права предприятиями и трудовым коллективам, Закон о кооперации и Закон об индивидуальной трудовой деятельности (1989 г.

), открывшие простор для коллективного и частного предпринимательства.

Однако справиться с кризисом не удалось. Экономические реформы не давали желаемых результатов без обновления политической системы. Осознавая это, Горбачев и его сторонники решились на демократизацию политических структур.

Решение о реформе политической системы СССР было принято на XIX конференции КПСС (летом 1988 г.).

В качестве первоочередной задачи выдвигалось четкое разграничение функций партийных и советских органов, проведение демократических выборов народных депутатов, формирование новых органов власти. Был провозглашен курс на создание правового государства.

После партконференции началось изменение структуры управления в СССР. В советскую систему были привнесены элементы парламентаризма и разделения властей. Учреждается новый высший орган законодательной власти — Съезд народных депутатов СССР.

Из числа народных депутатов были сформированы постоянно действующие Верховные Советы. На I съезде Народных депутатов СССР (май — июнь 1989 года) М.С. Горбачев был избран главой государства — Председателем Верховного Совета СССР, а в марте 1990 г.

Президентом СССР с правом издавать указы и постановления.

Важнейшим инструментом демократизации стала гласность — объективное освещение всех сторон жизни общества. В процессе дальнейшей демократизации общественной жизни в стране из Конституции СССР была исключена 6-ая статья о руководящей роли КПСС, ликвидирована однопартийная система руководства страной, стали создаваться различные партии и общественные движения.

Источник: https://zubolom.ru/lectures/history/52.shtml

Экономические реформы в России в 1990-е гг

В конце 1991 года правительство, возглавляемое Е.Т.Гайдаром, разработало программу радикальных реформ в области народного хозяйства.

Суть экономических реформ заключалась в переходе к рыночным ценам, ускоренной приватизации, земельной реформе, реформе банковской системы, формировании новой налоговой политики, мерах социальной защиты населения.

Предлагавшиеся программой меры «шоковой терапии» были направлены на перевод экономики на рыночные методы хозяйствования.

1. Либерализация цен – освобождение их из-под контроля гос-ва. Переход на свободные рыночные цены и тарифы был начат с января 1992 г.

За гос-вом сохранялось лишь регулирование цен на некоторые товары и продукцию производственно-технического назначения. Либерализация цен привела к резкому скачку инфляции.

За год потребительские цены выросли в 26 раз. Снизился в 2 раза (по сравнению с 1990 г.) уровень жизни населения.

2. Приватизация (разгосударствление собственности). Охватила прежде всего предприятия розничной торговли, общепита, службы быта. Ваучерная и последующие этапы приватизации привели к потере гос. сектором ведущей роли в экономике.

Однако изменение формы собственности не повысило эффективности экономики. В 1993-1994г. падение пром. произ-ва сост. 21%, в част. в машиностроении – 31%, в произ-ве ширпотреба -30%. Свыше половины товаров российского рынка были импортными.

Одним из подследствий приватизационной политики явился распад энергетической инфраструктуры.

Положительные итоги реформ:

· Магазины наполнились товарами, исчезли очереди.

· Интенсивно формировались рыночные структуры: рынки труда, ценных бумаг, недвижимости.

Отрицательные последствия реформ:

· Падение темпов экономического роста.

· Рост цен оказался неудержимым; инфляция переросла в гиперинфляцию, невиданными темпами стала развиваться долларизация финансовых отношений, а также вытеснение денег другими, менее ликвидными, но куда более стабильными активами.

· Инфляция привела к сильному расстройству, а в конечном итоге к полному уничтожению финансовой системы, значительной денежной эмиссии.

· Из-за приватизации гос-во потеряло жизненно важные отрасли экономики.

· Возникает криминальная революция, силовые методы решения экономических проблем.

· Фермерские хозяйства, где трудилось около 500 тыс. человек, из-за непримерно дорогих техники, удобрений, стройматериалов производили лишь около 2% общего объема сельскохозяйственной продукции

· Медленно и с большими трудностями разворачивалась конверсия на предприятиях ВПК, которые к середине 80-х гг. составляли до 70% промышленного потенциала страны.

· «шокотерапия» привила к быстрому расслоению общества по уровню доходов.

· Были обесценены сбережения населения в сбербанках.

· В тяжелейшем положении оказались система образования, наука, культура, здравоохранение.

· Отсутствие конкуренции способствовало ухудшению качества и удорожанию продукции.

Таким образом, радикальные преобразования в российской экономике обернулись значительными потерями. Так, за период 1990-97гг. объем ВВП сократился в 2 раза.

60. Основные направления преобразований в политической и социально-экономической жизни РФ в 2000-е гг.

Источник: https://lektsia.com/6x6e0c.html

Ссылка на основную публикацию