Статья 2. Правовое регулирование отношений в области образования, охраны и использования территорий традиционного природопользования

Основным условием стабильного существования человека служит использование для жизнеобеспечения естественных ресурсов и условий природы, что позволяет удовлетворить все виды потребностей человека.

Однако, как показывает опыт, общество само не в состоянии осуществлять рациональное природопользование, даже при наличии необходимых знаний.

Это естественно, ведь человеку свойственно в первую очередь думать о собственных нуждах, а потом уже о чужих, делать приоритет в пользу сиюминутной выгоды перед долгосрочной.

Поэтому обеспечить некоторую гарантию осуществления рациональности природопользования можно на сегодняшний день только посредством его правового регулирования. Использование природы при этом может происходить на основе прав собственности и пользования.

Определение 1

Право природопользования представляет собой систему правовых норм, предназначенных регулировать общественные отношения в области использования полезных свойств, присущих естественным природным ресурсам.

Виды правового регулирования

Основа правового регулирования природопользования – это экологическое законодательство, призванное обеспечивать правовую защиту природной среды. В его структуру входят нормативно-правовые акты разного ранга. Сюда относятся эколого-правовые статьи Конституции, различные законы страны и отдельных субъектов федерации.

Кроме того, нормативно-правовое регулирование природопользования может осуществляться на основании указов, декретов и директив Президента, постановлений и распоряжений правительства, нормативных актов министерств и ведомств, а также международно-правовых актов. Все они иерархически соподчинены, в частности, существует принцип примата международного экологического права.

Эволюция экологического права

Процесс появления и последующего развития нормативных природоохранных мер условно можно разделить на несколько этапов:

  1. появление и развитие отдельных природно-ресурсных правовых отраслей, например, лесного, земельного, водного права;
  2. объединение этих отраслей права в общей структуре природно-ресурсного права;
  3. формирование и развитие правовых норм в области охраны природы в качестве относительно самостоятельного эколого-правового комплекса;
  4. формирование комплексной юридической отрасли права – экологического права на основе синтеза природно-ресурсных и природоохранных норм права;

Первый этап насчитывает как минимум несколько тысячелетий, в основном он был завершен к началу 1980-х годов.

На втором этапе при сохранении некоторой самостоятельности, происходит интеграция природно-ресурсных отраслей права, поскольку все основные объекты отдельных природно-ресурсных отраслей также тесно взаимосвязаны.

Поэтому любое воздействие на одни из них неизбежно отражается на состоянии всех остальных.

Правовое регулирование отношений в области этих компонентов природы также имеет много общих аспектов, в плане отношений собственности, управления и природопользования.

На третьем этапе в правовых нормах начинает отражаться понимание того, что объекты природы являются необходимыми компонентами окружающей человека природной среды, и их роль не только экономическая, но и экологическая.

Замечание 1

Со временем было доказано, что почти любая деятельность человека может быть вредной природе (окружающей среде), а это сопряжено с серьезной опасностью для всего человечества.

Вследствие этого, в середине $XX$ века активизируется развитие природоохранного законодательства и оформляется отдельная самостоятельная группа юридических норм – «правовая охрана природы».

Нормы регулятивного и охранительного характера развивались относительно сбалансировано, и впоследствии оформились в единый комплекс природно-ресурсного права и правовой охраны природы.

На современном этапе актуальность проблем окружающей среды достигает апогея. Не только ученые, но и население понемногу осознает, что регулятивные и охранительные эколого-правовые нормы должны образовать единую систему, т.е. ресурсы должны не только использоваться человеком, но и охраняться, с одновременным действием регулятивных и охранительных норм.

Все это послужило предпосылкой для консолидации ранее разрозненных экологических норм в интегрированную совокупность, т.е. экологическое право.

5. Назначение и правовой режим территорий традиционного природопользования

Территории
традиционного природопользования —
новая в природоохранной практике
Российской Федерации разновидность
особо охраняемых природных территорий.
Они стали создаваться в 90-е годы как
проявление демократизации государственной
власти и в контексте правового государства.

Положения
о традиционном природопользовании
являются формой юридического опосредования
обычаев как регуляторов отношений по
охране природы и рационального
природопользования, сформировавшихся
в обществе задолго до появления
современных писаных правил. Обычаи
малочисленных народов до сих пор остаются
регуляторами общественных отношений,
если такие обычаи не противоречат
законодательству Российской Федерации
и законодательству субъектов Российской
Федерации.

Положения
о территориях традиционного
природопользования предусмотрены в
Земельном кодексе РФ (ст. 7), Водном
кодексе РФ (ст. 54), Лесном кодексе РФ (ст.
48), других законах.

Система общих положений
в данной сфере установлена Федеральным
законом «О территориях традиционного
природопользования коренных малочисленных
народов Севера, Сибири и Дальнего Востока
Российской Федерации» от 7 мая 2001 г.

Территории
традиционного природопользования —
особо охраняемые природные территории,
образованные для ведения традиционного
природопользования и традиционного
образа жизни коренными малочисленными
народами Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации.

Традиционное
природопользование представляет собой
исторически сложившиеся и обеспечивающие
неистощительное природопользование
способы использования объектов животного
и растительного мира, других природных
ресурсов коренными малочисленными
народами Севера, Сибири и Дальнего
Востока Российской Федерации.

Территории
традиционного природопользования с
учетом особенностей их правового режима
относятся к особо охраняемым природным
территориям федерального, регионального
и местного значения.

Законом
урегулирован порядок образования
территорий традиционного природопользования
федерального, регионального и местного
значения.

Образование территорий
традиционного природопользования
федерального значения осуществляется
решениями Правительства Российской
Федерации по согласованию с органами
государственной власти соответствующих
субъектов РФ на основании обращений
лиц, относящихся к малочисленным народам,
и общин малочисленных народов или их
уполномоченных представителей.
Образование территорий традиционного
природопользования регионального
значения осуществляется решениями
органов исполнительной власти субъектов
РФ на основании обращений лиц, относящихся
к малочисленным народам, и общин
малочисленных народов или их уполномоченных
представителей. Образование территорий
традиционного природопользования
регионального значения, находящихся
на территориях нескольких субъектов
Российской Федерации, осуществляется
решениями органов исполнительной власти
соответствующих субъектов РФ.

Образование
территорий традиционного природопользования
местного значения осуществляется
решениями органов местного самоуправления
на основании обращений лиц, относящихся
к малочисленным народам, и общин
малочисленных народов или их уполномоченных
представителей. Образование территорий
традиционного природопользования
местного значения, находящихся на
территориях нескольких муниципальных
образований, осуществляется решениями
органов местного самоуправления
соответствующих муниципальных
образований.

Размеры
территорий традиционного природопользования
определяются с учетом следующих условий:
поддержания достаточных для обеспечения
возобновляемости и сохранения
биологического разнообразия популяций
растений и животных; возможности
осуществления лицами, относящимися к
малочисленным народам, различных видов
традиционного природопользования;
сохранения исторически сложившихся
социальных и культурных связей лиц,
относящихся к малочисленным народам;
сохранения целостности объектов
историко-культурного наследия. Границы
территорий традиционного природопользования
различных видов утверждаются соответственно
Правительством Российской Федерации,
органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления.

  • Правительство
    Российской Федерации, органы исполнительной
    власти субъектов Российской Федерации,
    органы местного самоуправления
    информируют население об образовании
    территорий традиционного природопользования.
  • На
    территориях традиционного природопользования
    могут выделяться следующие их части:

  • поселения, в том числе поселения, имеющие
    временное значение и непостоянный
    состав населения, стационарные жилища,
    стойбища, стоянки оленеводов, охотников,
    рыболовов;

  • участки земли и водного пространства,
    используемые для ведения традиционного
    природопользования и традиционного
    образа жизни, в том числе оленьи пастбища,
    охотничьи и иные угодья, участки акваторий
    моря для осуществления промысла рыбы
    и морского зверя, сбора дикорастущих
    растений;

  • объекты историко-культурного наследия,
    в том числе культовые сооружения, места
    древних поселений и места захоронений
    предков и иные объекты, имеющие культурную,
    историческую, религиозную ценность;

  • иные части территорий традиционного
    природопользования, предусмотренные
    законодательством Российской Федерации,
    законодательством субъектов Российской
    Федерации.
Читайте также:  Статья 39. Особенности правового положения акционерных обществ, обществ с ограниченной ответственностью, акции, доли в уставных капиталах которых находятся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и не закреплены за государственными или муниципальными унитарными предприятиями, государственными или муниципальными учреждениями

Правовой
режим территорий традиционного
природопользования устанавливается
положениями о территориях традиционного
природопользования, утвержденными
соответственно Правительством Российской
Федерации, органами исполнительной
власти субъектов Российской Федерации,
органами местного самоуправления с
участием лиц, относящихся к малочисленным
народам, и общин малочисленных народов
или их уполномоченных представителей.
Земельные участки и другие обособленные
природные объекты, находящиеся в пределах
границ территорий традиционного
природопользования, предоставляются
лицам, относящимся к малочисленным
народам, и общинам малочисленных народов
в безвозмездное пользование. В случае
изъятия земельных участков и других
обособленных природных объектов,
находящихся в пределах границ территорий
традиционного природопользования, для
государственных или муниципальных нужд
лицам, относящимся к малочисленным
народам, и общинам малочисленных народов
предоставляются равноценные земельные
участки и другие природные объекты, а
также возмещаются убытки, причиненные
таким изъятием.

Законом
устанавливаются требования об
использовании природных ресурсов,
находящихся на территориях традиционного
природопользования и охране окружающей
среды.

Так, использование природных
ресурсов, находящихся на территориях
традиционного природопользования, для
обеспечения ведения традиционного
образа жизни осуществляется лицами,
относящимися к малочисленным народам,
и общинами малочисленных народов в
соответствии с законодательством
Российской Федерации, а также обычаями
малочисленных народов.

Лица, не относящиеся
к малочисленным народам, но постоянно
проживающие на территориях традиционного
природопользования, пользуются природными
ресурсами для личных нужд, если это не
нарушает правовой режим территорий
традиционного природопользования.

Пользование
природными ресурсами, находящимися на
территориях традиционного природопользования,
гражданами и юридическими лицами для
осуществления предпринимательской
деятельности допускается, если указанная
деятельность не нарушает правовой режим
территорий традиционного природопользования.

На земельных участках, находящихся в
пределах границ территорий традиционного
природопользования, для обеспечения
кочевки оленей, водопоя животных,
проходов, проездов, водоснабжения,
прокладки и эксплуатации линий
электропередачи, связи и трубопроводов,
а также других нужд могут устанавливаться
сервитуты в соответствии с законодательством
Российской Федерации, если это не
нарушает правовой режим территорий
традиционного природопользования.

Охрана
окружающей среды в пределах границ
территорий традиционного природопользования
обеспечивается органами исполнительной
власти Российской Федерации, органами
исполнительной власти субъектов
Российской Федерации, органами местного
самоуправления, а также лицами,
относящимися к малочисленным народам,
и общинами малочисленных народов.

Урок 27. Законодательное и нормативно-правовое регулирование природопользования

Правовая охрана окружающей среды в Российской Федерации представляет собой совокупность законодательно установленных норм, направленных на выполнение мероприятий по рациональному использованию природных ресурсов, достижение оптимального уровня качества жизни населения, обеспечения экологической безопасности, а также реализации целей устойчивого развития в интересах настоящего и будущих поколений людей.

В системе правового обеспечения природопользования и природоохран­ной деятельности России можно выделить следующие группы юридических мероприятий:

  1. Правовое регулирование отношений по использованию, сохранению и возобновлению природных ресурсов.
  2. Финансирование и материально-техническое обеспечение природоохранных мероприятий.
  3. Организация экологического контроля в области охраны окружающей среды (государственный, производственный, муниципальный и общественный контроль).
  4. Система воспитания и обучения кадров, повышение уровня квалификации специалистов, а также мероприятия по повышению уровня экологического образования населения.
  5. Юридическая ответственность нарушителей законодательства в области охраны окружающей среды.

В соответствии с природоохранным законодательством объектом право­вой охраны выступает природная среда— совокупность компонентов природной среды природных и природно-антропогенных объектов, обеспечивающих благоприятные условия для существования жизни на Земле.

Природоохранное (экологическое) законодательство РФ представляет собой многогранную систему природоохранных норм и правовых актов, объединенных общностью объекта правовой охраны и регулирующих отношения, возникающие между обществом и природой при осуществлении хозяйственной или иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду.

Источниками экологического и природоресурсного права выступают нормативно-правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, реализующие экологические и природоресурсные отношения.

К ним относятся законы, указы, постановления и распоряжения, нормативные акты министерств и ведомств, законы и нормативно-правовые акты субъектов Федерации.

Также в числе источников природоохранного права значительное место занимают международно-правовые акты, регулирующие внутренние природоохранные отношения на основе приоритета международного права. Оглядываясь на историю развития нашей страны можно выделить шесть основных периодов развития природоохранного законодательства России:

  1. 1701-1922 гг. — возникновение и становление законодательных актов об охране и использовании природных ресурсов.
  2. 1922-1957 гг. — активное развитие союзного законодательства природо­ресурсного направления.
  3. 1953-1963 гг. — принятие во всех республиках СССР законов об охране природы (например, Закон РСФСР об охране природы был принят в 1960г.).
  4. 1968-1980 гг. — проведение кодификации союзного и республиканского законодательства о земле, недрах, водах, лесах, животном мире, атмосферном воздухе. Принятие по этим объектам соответствующих Основ законодательства СССР и союзных республик, кодексов в союзных республиках.
  5. 1985-1990 гг. — попытка перестроить общественные отношения в охра­не природы и рациональном использовании природных ресурсов, разра­ботать закон об охране природы в СССР и создать специальные органы управления в СССР и республиках.
  6. С 1991 г. до настоящего времени — суверенизация России, распад СССР, принятие Закона об охране окружающей природной среды (1991 г.), Фе­дерального закона «Об охране окружающей среды» (2002 г.), Земельных кодексов (1991 и 2001 гг.), Федерального закона о недрах (1992 г.), Лес­ного кодекса (1997 г.), Воздушного кодекса (1997 г.), Федерального за­кона «О животном мире» (1995 г.), Федерального закона «Об охране атмосферного воздуха» (1999 г.) и др.

Новая кодификация природоохранного законодательства происходила на основе преемственности законодательства, устранялись недостатки прежней системы правового регулирования, например, резко сократилось число порученческих норм, которыми были наполнены нормы Основ законодательства СССР и союзных республик. Также значительно сократилась декларативная часть принимаемых законов, усилилась детализация законодательного материала. Необходимо отметить один из существенных недостатков прежней системы экологического и природоресурсного законодательства — ее ведомственность. Законы определяли лишь общие положения, а относительно деталей регулирования ссылались на действующие нормативные акты правительства, министерств и ведомств. В новом законодательстве этот диктат подзаконных актов правительства и ведомственных учреждений практически отсутствует.

В результате последней кодификации окончательно сложилась система природоохранного законодательства, в основе которой находятся три основополагающих нормативных акта: Декларация первого съезда народных депутатов РСФСР о государственном суверенитете РСФСР (1990 г.), Декларация прав и свобод человека и гражданина (1991 г.) и Конституция РФ (12 декабря 1993 г.).

Система экологического законодательства включает в себя две подсистемы: природоохранное и природоресурсное законодательство.

В подсистему природоохранного законодательства входят: Федеральные законы «Об охране окружающей среды», «Об особоохраняемых природных территориях» и др.

, в подсистему природоресурсного законодательства — Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ, Воздушный кодекс РФ, Федеральный закон «О недрах» и др.

Читайте также:  Федеральный закон от 02.01.2000 N 13-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации"

Основные положения экологической стратегии государства, главные направления укрепления экологического правопорядка, а также отношения в области природопользования урегулированы в Конституции РФ, в частности в статьях 2, 9, 15, 35, 36, 42, 45, 46, 55, 58, 71-73, 76, 80, 84, 90, 94, 95, ПО, 114, 118, 125-127, 130 и 132. В Конституции отражено определение экологической деятельности человека в сфере взаимодействия общества и' природы: природопользование, охрана окружающей среды, обеспечение экологической безопасности.

Центральное место среди природоресурсных норм Конституции РФ за­нимает ч. 1 ст.

9, где указывается, что земля и другие природные ресурсы в РФ используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.

Таким образом, законодательно определяется требование рационального использования природных ресурсов, устанавливаются общие права народов, проживающих на соответствующей территории.

В Конституции РФ есть две очень важные нормы, одна из которых (ст.

42) закрепляет право каждого человека на благоприятную окружающую среду и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу, а другая провозглашает право граждан и юридических лиц на частную собственность на землю и другие природные ресурсы (ч. 2, ст. 9). Первая касается биологических начал человека, вторая — материальных основ его существования.

Статья 36 Конституции РФ определяет возможность граждан и их объединений иметь в частной собственности землю.

Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляется их собственниками в полной мере свободно при условии, что это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и других законных интересов иных лиц.

Условия и порядок пользования землей определяется на основе федерального закона (ч. 3, ст. 6), — в настоящее время в России действует Земельный кодекс РФ, другие нормативные акты РФ, а также правовые акты субъектов Российской Федерации.

В Краснодарском крае применяется так­же порядок предоставления и изъятия земель на территории Краснодарского края, в муниципальных образованиях действует порядок предоставления и изъятия земель, находящихся в муниципальной собственности.

Помимо общих прав Конституция РФ устанавливает также и обязанности в области использования природных объектов и ресурсов: «…каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к при­родным богатствам» (ст. 58). Данная норма как нельзя более ясно согласуется с содержанием нормы ч. 1, ст. 9 Конституции РФ.

Конституция РФ также регламентирует организационно-правовые взаимоотношения между Федерацией и субъектами Федерации. Так, согласно ст. 72, пользование, владение и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности являются совместной компетенцией Федерации и субъектов Федерации.

По предмету своего ведения Российская Федерация принимает федеральные законы, которые являются обязательными для выполнения на территории всей страны.

Субъекты Федерации имеют право на собственное регулирование экологических отношений, включая принятие законов и иных нормативных актов.

Конституция РФ закрепляет общее правило: законы и иные правовые акты субъектов Федерации не должны противоречить федеральным законам. Положения Конституции РФ конкретизируются в источниках экологического права.

В январе 2002 г. вступил в силу новый Федеральный закон «Об охране окружающей среды». Опираясь на фундаментальные положения Конституции РФ, данный закон определяет правовые основы государственной поли­тики в области охраны окружающей среды, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хо­зяйственной и иной деятельности.

Впервые в Законе конкретно определены и четко разграничены понятия: «природная среда» и «окружающая среда», установлена обязанность их охраны, причем не только природных объектов, как это было в предыдущем Законе РСФСР «Об охране окружающей природной среды» (1991 г.

), но и природно-антропогенных и антропогенных объектов, т.е. природных объектов, измененных в процессе антропогенного воздействия и (или) созданных человеком.

Таким образом, в законе определено, что природная среда является важнейшей составляющей окружающей среды, основой жизни на Земле и подлежит охране.

В законе впервые дано понятие «природные ресурсы».

Они определены как компоненты природной среды, природные объекты и природно-антропогенные объекты, используемые при осуществлении хозяйственной и иной деятельности в качестве источников энергии, продуктов производства и предметов потребления и имеющие потребительскую стоимость.

Одновременно к использованию природных ресурсов отнесена их эксплуатация и вовлечение в хозяйственный оборот. В законе введены новые и более четко сформулированы известные ранее принципы охраны окружающей среды, такие как:

  • 1) презумпция экологической опасности планируемой хозяйственной деятельности, которая дает основание для реализации принципов обязательности оценки воздействия на окружающую среду и проведения государственной экологической экспертизы, а также запрещение хозяйственной и иной деятельности, последствия воздействий которой непредсказуемы для окружающей среды или могут привести к деградации естественных экологических систем, изменению и уничтоже­нию генетического фонда растений, животных и других организмов, истощению природных ресурсов и иным негативным изменениям окружающей среды;
  • 2) приоритет сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и комплексов, не подвергшихся антропогенному воздействию, сохранение биологического разнообразия;
  • 3) обязанность использования наилучших возможных технологий, имеющих природоохранный эффект, обеспечивая, с одной стороны, прогресс в области развития технологий, а с другой — снижение негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной деятельности в соответствии с природоохранными требованиями на основе интегрированного и индивидуального подходов к их установлению для каждого хозяйствующего субъекта;
  • 4) ответственность органов государственной власти, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности;
  • 5) независимость экологического контроля;
  • 6) платность природопользования и обязанность возмещения вреда окружающей среде;
  • 7) учет природных и социально-экономических особенностей территории при планировании и осуществлении хозяйственной и иной деятельности.
  • Впервые в данном законе введен отдельный раздел «Основы формирования экологической культуры», в котором заложены нормы экологического образования, воспитания, просвещения и формирования экологической культуры в целом, без которых, конечно же, невозможно сохранение благо­приятной окружающей среды.
  • С целью государственного регулирования хозяйственной деятельности, гарантирующего сохранение благоприятной окружающей среды, определена система природоохранных нормативов, которая включает:
  • — установление нормативов качества окружающей среды по химичес­ким, физическим, биологическим показателям состояния компонентов природной среды и природных объектов с учетом природных осо­бенностей территорий и акваторий и их целевого использования;
  • — нормативы воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, исходя из нормативов допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
  • — нормативы качества окружающей среды и технологические нормативы на допустимые выбросы и сбросы;
  • — нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды в соответствии с природоохранными требованиями.
  • Также впервые в данном законе установлены правовые нормы по осуществлению оценки воздействия на окружающую среду, учитывающие нормы международного права.
Читайте также:  Статья 4. Аудио- и видеозапись работы федеральных органов государственной власти

Законом однозначно запрещен ввоз радиоактивных отходов на территорию Российской Федерации в целях их захоронения и обезвреживания.

Определены понятия вреда окружающей среде от хозяйственной и иной деятельности, осуществляемой с нарушением законодательства, и установлен порядок ее компенсации.

Предусмотрена также имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность за нарушение природоохранного законодательства.

Таким образом, данный закон привел в соответствие с Конституцией РФ нормы природоохранного законодательства.

Тем не менее, некоторыми авторами вполне справедливо были высказаны сомнения относительно не­зависимости и эффективности осуществления государственного экологического контроля на уровне субъектов Российской Федерации.

Смогут ли государственные экологические службы субъектов противостоять натиску руководителей областей и республик и не приведет ли это к возможности субъектов РФ беспрепятственно контролировать самих себя после получения ими права на проведение государственной экологической экспертизы? Ответы на эти вопросы даст время.

В любом случае на сегодняшний день Федеральный закон «Об охране окружающей среды» является базой по осуществлению природоохранной деятельности на территории РФ и направлен на гармонизацию российского природоохранного законодательства с международными нормами, принци­пами и правилами в области охраны окружающей среды.

В развитие нового закона «Об охране окружающей среды» в Государственной Думе проводится обсуждение следующих законопроектов: «Об экологическом страховании», «Об охране почв», «Об экологической культуре», «О плате за негативное воздействие на окружающую среду» и др., принятие которых в ближайшем будущем позволит более радикально регулировать взаимоотношения между обществом и природой.

Следующим источником экологического права выступает Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» (1995 г.

), который регулирует отношения в области организации, охраны и использования особо охраняемых природных территорий в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов, объектов растительного и животного мира, их генетического фонда, изучения естественных процессов в ноосфере и контроля за изменением ее состояния.

Среди многообразия актов природоресурсного законодательства России, наиболее значимым является Земельный кодекс РФ, принятый Государственной Думой 28 сентября 2001 г. Это четвертый Земельный кодекс РФ, который принципиально отличается от первых трех, принятых соответственно в 1922, 1970, 1991 гг.

Новый кодекс закрепил переход от административно­го метода регулирования земельных отношений к гражданско-правовым. Земельный кодекс разработан как рамочный закон, т.е. законодательный акт, который прямо не регулирует земельные отношения, а определяет общие принципы и подходы регулирования таких отношений. В Земельном кодексе 2001 г.

в сравнительно достаточной степени урегулированы следующие вопросы:

  1. 1) установлена законодательная возможность приобретения в собственность и продажи земельных участков;
  2. 2) определены права иностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц как участников земельных отношений; при этом права перечисленных категорий собственников и арендаторов земельных участков не принципиально отличаются от прав резидентов;
  3. 3) установлен порядок изъятия земель для государственных и муниципальных нужд и возвращения убытков, связанных с таким изъятием;
  4. 4) установлен порядок передачи земельных участков в некоторых определенных случаях;

Экологическое право. Охрана окружающей среды

Все в природе находится в невидимых нашему глазу экологических связях. Воздействие на любой из объектов природы неизменно отразится на другом или даже других объектах. Деятельность человека прямо или косвенно влияет на окружающую среду.

И если эта деятельность непродуман на, влияние будет вредным. Так, вырубка лесов вблизи водоемов ведет к их обмелению; осушение болот (нужная в целом деятельность) нарушает режим почвенной влаги соседних земель и ведет к гибели некоторых видов почвенной фауны.

Словом, каждое действие, связанное со вторжением в природные связи, должно быть безопасно для них.

Экокризис, как особая ситуация, вызывает потребность в особом нормативно-правовом регулировании проблем охраны окружающей среды обитания. Эти проблемы изучает наука экология.

Экология — это наука о взаимоотношении живых организмов с окружающей средой. Первоначально экология была предметом изучения биологов.

Однако постепенно смысл этого термина расширялся, и сегодня он охватывает преимущественно социальные аспекты взаимоотношения общества с окружающей средой.

Поэтому право, регулирующее общественные отношения, вызывающие отрицательное воздействие на окружающую среду, называется   экологическим правом.

Экологическое право — самостоятельная комплексная отрасль российского права, направленная на регулирование общественных отношений, которые складываются между гражданами и организациями при обязательном участии государства по поводу сохранения, улучшения, восстановления и эффективного использования и охраны природных объектов в целях сохранения окружающей природной среды. Речь идет об объектах, составляющих среду обитания человека и обеспечивающих условия его жизнедеятельности и состояние здоровья.

Какие законодательные акты охватываются понятием «экологическое право«? Пока оно не представляет собой целостности, как в других отраслях. Нормы экологического права содержатся во многих источниках права, в том числе относящихся и к разным отраслям законодательства.

Прежде всего, это Конституция РФ. Она закрепила основные принципы экологического регулирования. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (ст.

42, Конституции РФ), и каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам (ст. 58, Конституции РФ). Природные объекты используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории (ст. 9.

Конституции РФ).

Статья 16 Конституции Республики Татарстан закрепляет, что «Республика Татарстан обеспечивает сохранность земли, недр, вод, лесов, растительного и животного мира, принимает меры по восстановлению и воспроизводству природных ресурсов и улучшению состояния окружающей среды на основе платного природопользования».  Вред, нанесенный хозяйственной деятельностью окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, подлежит размещению в соответствии с законодательством Республики Татарстан. Деятельность землевладельцев и землепользователей, других природопользователей, нарушающих законодательство Республики Татарстан, приостанавливается ее государственными органами. Физические и юридические лица, виновные в нарушении законодательства об охране окружающей среды, привлекаются к ответственности в соответствии с законом.

Основной нормативно-правовой акт, специально направленный на эколого-правовое регулирование отношений в природной сфере — это Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 N 7-ФЗ.

Он содержит 84 статьи и представляет собой комплексный нормативный акт, регулирующий все природоохранительные отношения, не выделяя при этом их отдельные объекты.

Закон — первая попытка комплексного объединения эколого-правовых норм, содержащихся в различных разрозненных нормативно-правовых актах.

Основная идея закона — правовое обеспечение научно обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, которое осуществляется тремя группами норм:

  • закрепляющими нормативы качества окружающей природной среды;
  • закрепляющими экологические требования к хозяйственной и  иной  деятельности;
  • определяющими механизм исполнения этих требований.

Рассмотрим и другие правовые акты, направленные на эколого-правовое регулирование.

Ссылка на основную публикацию