Одной из ведущих отраслей экономики любого государства является банковский сектор. В нашей стране он длительное время был монополизирован государством, поскольку в Советском Союзе существование частных кредитных учреждений было невозможным.
Однако перестройка все же опередила вывод банковской системы из госсектора. В 1988 году в СССР разрешили создавать кооперативные банки, а уже в 1990 году стало возможным организовывать акционерные общества.
К моменту распада Союза ССР в стране было зарегистрировано более 800 подобных организаций.
В этой связи остро встал вопрос о нормативном регулировании данного вида деятельности. После предварительных обсуждений был принят соответствующий нормативный акт, который, с учетом изменений, действует и сейчас.
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 года №395-1 является комплексным и основополагающим документом, регулирующим вопросы, связанные с функционированием банковской системы.
Нормы, содержащиеся в нем, определяют трехсторонние отношения между финансовыми учреждениями, органами государственной власти и клиентами, которые могут быть как физическими, так и юридическими лицами.
Кроме этого, рассматриваемый правовой акт детально регламентирует базовые аспекты банковской деятельности.
Структурно нормативный документ состоит из 7 глав, в состав которых входит 43 статьи.
Статьи 1-11.4 вводят основные понятия и базовые принципы данного закона. Кроме этого, определяются минимальные требования к уставному капиталу и собственным средствам банка, порядок формирования руководящих органов финансовой организации.
- Регистрация банковского учреждения и порядок лицензирования деятельности.
Статьи 12-23.6 регламентируют процедуру государственной регистрации финансовой организации, особенности получения лицензии, а также порядок ее ликвидации, в том числе и принудительной.
В частности, ст. 13 определяет, что для совершения организацией любых банковских операций необходима лицензия. Разрешения выдает Центробанк.
- Защита прав и интересов клиентов банковских учреждений.
Глава состоит из ст. 24-27.
Так, 24 статья обязывает банки создавать определенные материальные резервы на случай возникновения неблагоприятной конъюнктуры и кризисов. Эта и иные меры, предусмотренные данной нормой, направлены на обеспечение стабильности банковской системы и гарантированное исполнение обязательств перед клиентами.
Также статьей 26 вводится понятие банковской тайны – защиты конфиденциальных данных клиентов.
- Порядок обслуживания клиентов.
Статьи 28-34.1 рассматриваемого закона являются основными нормами, определяющими порядок осуществления деятельности по выдаче займов, которые регулируют вопросы, связанные с возвратом кредитных средств.
В частности, предусмотрено право кредитной организации на обращение в суд в целях признания должника банкротом в рамках соответствующего законодательства.
- Филиалы банковских учреждений в иностранных государствах.
Ст. 35 закона регламентирует возможность создания филиалов отечественных банков в иностранных государствах. Так, их можно организовывать при наличии разрешения на то со стороны ЦБ, а открытие представительства осуществляется в уведомительном порядке.
Глава 6 определяет понятие банковских вкладов и порядок их осуществления. Кроме этого, статья 38 рассматриваемого закона обязывает банки страховать средства клиентов, размещенные на сберегательных счетах.
- Бухгалтерский учет и надзор за осуществлением банковской деятельности.
Центральный Банк РФ является основным надзорным органом, осуществляющим контроль соблюдения финансовыми учреждениями норм действующего законодательства.
Недостатки закона
За весь период действия рассматриваемого ФЗ в него было внесено множество изменений, благодаря чему он практически всецело обеспечивает нормативное регулирование банковской сферы.
Однако в последние годы все больше банковских операций совершаются в электронном виде, наличные заменяются виртуальными деньгами, активно развиваются криптовалюты.
На данный момент правовое регулирование данных вопросов практически полностью отсутствует.
Юрист Лаврентьев Александр Валерьевич.
Не прячьте ваши денежки по банкам и углам. Про доступы к банковской тайне и антиотмывочные поправки
Иногда кажется, что не по своей воле становишься участником какой-то плохой театральной постановки. Главные герои пьесы лихо закручивают сюжет, а ты, маленький и безропотный персонаж, попадаешь в водоворот событий, которые не можешь изменить.
Открой тайнууууу
13 января 2021 года все ведущие СМИ сообщили, что Минюст хочет получить доступ к банковской тайне. Это означает полный доступ ко всем операциям и банковским счетам, как граждан, так и юридических лиц.
Банковская тайна закреплена российским законодательством:
- в Конституции РФ (ст. 23)- неприкосновенность частной жизни,
- в Гражданском кодексе РФ (ст. 857) — банковская тайна,
- в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности» (ст. 26) — банковская тайна.
В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» в действующей редакции, кредитная организация, Банк России и организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, гарантируют тайну об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Все служащие кредитной организации обязаны хранить тайну об операциях, о счетах и вкладах ее клиентов и корреспондентов, а также об иных сведениях, устанавливаемых кредитной организацией, если это не противоречит федеральному закону.
Замечу, что обязаны хранить эту информацию не только кредитные организации, но и Банк России, Агентство по страхованию вкладов, аудиторские компании, таможенные органы, Росфинмониторинг, органы валютного контроля, операторы платежных систем, клиринговые центры, а также государственные органы.
За разглашение банковской тайны предусмотрена ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Теперь же Министерство юстиции подготовило проект поправок в ст. 26 ФЗ «О банках и банковской деятельности».
Законодателям предлагают расширить перечень лиц, имеющих право на получение от кредитных организаций сведений, являющихся банковской тайной, за счет включения в этот перечень Минюста. Он, в свою очередь, поясняет, что ему требуется более тщательный контроль деятельности НКО (некоммерческих организаций).
Одно не понятно, зачем вносить такие поправки на законодательном уровне? В случае необходимости Минюсту достаточно обратиться в прокуратуру для проведения проверки, у прокуроров такие полномочия уже имеются. Давайте уже каждый заниматься своим делом!
Из «каждого утюга» то и дело слышишь новости об утечке информации — то о персональных данных, то о банковских счетах, то об имуществе граждан. Где гарантии, что доступ к информации еще одного государственного гиганта не повысит риск утечки информации, не приведет к новым злоупотреблениям?
В последние годы под разными предлогами ограничили тайну переписки (закон «Яровой»), исключили аудиторскую тайну из Налогового кодекса, а в июле 2019 года председатель Следственного комитета России посчитал, что банковскую тайну вообще следует упразднить. Он заявил, что для более эффективной борьбы с коррупцией необходимо открыть следователям (!) доступ к банковской тайне на стадии доследственных проверок. Как говорится, «без комментариев».
Процитирую вице-спикера Госдумы от ЛДПР Игоря Лебедева: «Банковская тайна — это одно из великих достижений человечества с точки зрения частной жизни. Если мы начнем раздавать к ней право доступа, то никакой частной жизни не останется»
Министерство магии. Отдел тайн
Подход Минюста можно охарактеризовать выражением «как слон в посудной лавке». Берите пример с Министерства финансов и Банка России! Осенью 2020 года ЦБ и Минфин решили обмениваться тайнами и предоставлять налоговикам доступ к банковской тайне, а главным банкирам — к налоговой.
Сейчас эти структуры работают по запросам, из которых понятно — кто, чем, за какой период и в рамках каких проверок интересуется. Поправки в законы призваны обеспечить обмен информацией на регулярной основе.
Причем ФНС подчеркивает, что речь об отмене банковской и налоговой тайне не идет. Все действия направлены на повышение собираемости информации о доходах и расходах юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, на борьбу с легализацией схем ухода от налогов.
У ФНС приличный опыт работы с большими объемами данных и это вселяет надежду на то, что передача информации от Банка России не позволит разрушить отношения налогоплательщиков и государства еще больше. Сегодня государство «играет в одни ворота», выстраивая политику полного контроля.
Очень хотелось бы не только раздавать информацию о себе и бизнесе направо и налево, но и получать от государства обратную связь: полное раскрытие информации о работе госструктур, расходование средств налогоплательщиков, а не сухие цифры и сдержанные комментарии на официальных сайтах госструктур.
Может, тебе дать ещё ключ от квартиры, где деньги лежат?
С 10 января 2021 года вступили в силу поправки в федеральный закон «О противодействии легализации доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» в Закон № 115 — ФЗ.
Изменения коснулись перечня операций, по которым банки обязаны информировать Росфинмониторинг (РФМ). В перечень контролируемых операций включили операции для организаций и физических лиц, которые ранее на контроле не были. Добавили почтовые переводы на сумму от 100 000 рублей и по договорам лизинга на сумму 600 000 рублей и более.
Под контроль попали любые операции по снятию со счета или зачислению наличных денег юридических лиц и/или ИП на сумму 600 000 рублей и более независимо от характера хозяйственной деятельности юридического лица. Ранее банки должны были контролировать и информировать РФМ, только если подобная операция не была обусловлена хозяйственной деятельностью компании.
Кредитные организации обязаны контролировать операции с признаками сомнительных сделок. Под контроль могут попасть любые транзакции клиента банка, так как список таких операций не ограничен. Перечень операций, которые относятся к сомнительным, содержится в ст. 6 Закона № 115 — ФЗ и постоянно обновляется и дорабатывается.
Каждая кредитная организация обязана разработать внутренние инструкции по соблюдению Закона № 115 — ФЗ и назначить ответственных лиц, которые будут отслеживать сомнительные сделки.
Если банк запросил у вас или вашей компании пояснения и/или подтверждающие документы, будьте уверены, что банкиры посчитали сделку сомнительной и хотят проверить её чистоту, а данные отправили на анализ в РФМ. Только после тщательной проверки вашей компании и ваших контрагентов по сделке, банк пропустит платежи.
Во избежание затянувшейся проверки советую представлять в банк как минимум пояснения, если сумма платежа превышает 600 000 рублей. В случае отказа от представления информации и документов, организация или ИП попадет в так называемый «черный список», от обслуживания в банке будет отказано. Проверить, нет ли компании в «чёрном списке», можно на сайте РФМ.
Если вы посчитали, что обслуживающий вас или вашу компанию банк нарушил ваши права, вы можете обратиться на горячую линию Банка России или составить письменную жалобу на действия/бездействия сотрудников кредитной организации. Из личного опыта могу сказать, что жалоба в ЦБ РФ очень подействовала на небольшое отделение СБ РФ в подмосковном городе. Все вопросы были решены в течение одного дня и мне принесли извинения.
Но у меня есть и отрицательный опыт взаимодействия с банками. Хочу поделиться ситуацией, в которую я попала, будучи клиентом банка ВТБ.
Я клиент банка ВТБ как индивидуальный предприниматель с начала 2016 года, а веду я деятельность как ИП с 2012 года.
Сначала банк начал прессинг в отношении меня как физического лица. В марте 2020 года без всяких уведомлений мне закрыли лицевой счет физического лица и отключили от обслуживания банковскую карту. При этом узнала я об этом совершенно случайно, при обращении в отделение банка.
Конечно, я была возмущена, но так как у меня есть счета в других крупных банках, не стала тратить время и силы на выяснение отношений. Кстати, никто из сотрудников банка не нашел в себе сил исправить сложившуюся ситуацию. Мне не принесли извинения и не предложили заново открыть лицевой счет клиента.
Скажу честно, я была разочарована в том, как банк ВТБ обращается с клиентами.
Начиная с марта 2020 года, многие предприниматели попали в очень трудное финансовое положение, из-за пандемии и карантина. Мне пришлось приложить колоссальные усилия, чтобы сохранить своих клиентов.
И тут в сентябре 2020 года меня ждал очередной «сюрприз» от банка ВТБ. По системе клиент-банк я получила сообщение, что возможны технические неполадки из-за объединения банка ВТБ с другим банком.
В итоге клиент-банк перестал работать совсем, в систему было невозможно даже войти, а ПО не определяло меня как клиента банка. Никаких сообщений о предоставлении пояснений или документов о своей деятельности я не получала.
В этот раз звонки на горячую линию банка не помогли, специалисты банка рекомендовали мне обратиться в обслуживающее отделение ВТБ.
При обращении в отделение банка специалисты мне сказали, что служба безопасности выставила галочку в программе «рекомендовано закрыть расчетный счет». То есть я стала неугодным и неудобным клиентом для банка? Неожиданно.
Я предоставила все подтверждающие мою деятельность документы, а также финансовые счета и акты, но клиент-банк так и остался неподключенным. Сражение продолжается и сейчас.
Я отправила в банк официальный запрос о причинах отключения меня от системы дистанционного обслуживания.
Хочу напомнить, что в соответствие со ст. 859 ГК РФ банк вправе расторгнуть договор банковского счета в случаях, установленных законом, с обязательным письменным уведомлением об этом клиента.
Если вы в течение календарного года получили более двух решений об отказе в выполнении распоряжения клиента о совершении операции по основаниям, указанным в п.11 ст.
7 Закона N 115-ФЗ, будьте готовы к тому, что банк может расторгнуть договор банковского счета.
К сожалению, банкиры пользуются тем, что из-за отказа в исполнении платежного поручения привлечь банк к гражданско-правовой ответственности практически невозможно, так как банк действует в рамках обязанностей, возложенных на него для осуществления контроля расчетных операций (п.12 ст.7 ФЗ № 115- ФЗ).
Принципиальный момент контроля за сомнительными операциями и борьбы финансированием терроризма, на которую так любят ссылаться банки, состоит в том, что кредитные организации при осуществлении контрольных функций не должны давать правовую оценку деятельности клиента, они должны лишь потребовать информацию от клиента. Банки отказывают клиентам в проведении операций, основываясь на подозрениях и составляя своё субъективное мнение по формальным критериям.
Вся эта описанная в законе «сомнительность», к сожалению, очень расплывчата, под нее можно подвести все что угодно. Многие банки сейчас «выкручивают руки» клиентам, чтобы «продемонстрировать лояльность» главному регулятору.
Но где та грань, которую нельзя перешагивать, даже преследуя самые благие цели? Всем известно, куда ведет дорога, вымощенная благими намерениями. Надеюсь, что презумпцию невиновности никто не отменял и отменять не собирается.
Кредитное законодательство (потребительское кредитование, законы о займах) — читайте от Финэксперт
jpg» alt=»zakon-finexpert» width=»150″>
- Конституцией Российской Федерации, устанавливающей, что регулирование кредитования находится в ведении Российской Федерации;
- Федеральным законом «О банках и банковской деятельности»;
- Федеральным законом «О кредитных историях»;
- законом «О защите прав потребителей» (регулирование потребительского кредитования);
- Гражданским кодексом Российской Федерации (параграф 2 глава 42 «Заем и кредит» Ч.2 ГК РФ);
- нормативно-правовыми актами Центрального банка РФ, которые устанавливают обязательные для выполнения нормативы (например, Положение о порядке предоставления (размещения) кредитными организациями денежных средств и их возврата (погашения), а также разъяснения и рекомендации ЦБ РФ).
Найдите тексты этих законов и внимательно ознакомьтесь с ними, пусть ваш финансовое богатство в виде багажа знаний увеличивается. Так вы сможете не только понять основные принципы работы финансовых организаций, но и узнать свои истинные права и обязанности по отношению к банкам, а значит, сможете эффективнее и грамотнее работать с кредиторами.
Кроме того, в 2012 году вышло Решение Президиума Федеральной антимонопольной службы от 05.09.2012 № 8-26/4
«О страховании при заключении кредитного договора», согласно которому отныне банки не имеют права принуждать заемщиков страховать жизнь и здоровье. При этом выбор клиента в пользу отказа от страховки не должен стать основанием для отказа банка в выдаче кредита.
Кстати, есть еще один неприятный момент для заемщиков – Это касается финансового законопроекта «О взыскании просроченной задолженности физических лиц» (прежнее название — «О коллекторской деятельности»). Данный закон предусматривает, что при истребовании долга у клиентов банки смогут применять лишь письменное обращение.
То есть должник сможет заявить, что не хочет больше общаться с кредитными организациями или коллекторами, и тогда банк будет информировать своих клиентов о долге лишь путем написания СМС-сообщений или электронных писем. Если же кредитная организация будет игнорировать закон, должник сможет обратиться с жалобой в суд или саморегулируемую организацию, и правда будет на вашей стороне.
Оформляя потребительский кредит, помните о финансовом законодательстве, что в соответствии со ст. 168 ГК РФ, только банк может заключать с вами договор потребительского кредита, в иных случаях данный документ не будет иметь никакой юридической силы.
Таким образом, торговые сети, к примеру, не смогут продать вам товар в кредит без посредничества банка. Если же такое и произойдет, то в соответствии со ст. 823 ГК РФ, заключенный договор будет свидетельствовать о купле-продаже в рассрочку или предоставлении коммерческого кредита.
Кроме того, следует учитывать, что договор потребительского займа непубличен и направлен на получение прибыли банком. И в случае невозможности исполнения заемщиком условий договора, банк вправе отказать клиенту в предоставлении кредита, чтобы не нести финансовых рисков. Именно поэтому банки не выдают займы несовершеннолетним и недееспособным гражданам.
Условия предоставления кредита
Главным условием предоставления потребительского кредита является целевое использование средств в личных, а не предпринимательских целях. Таким образом, заемщик должен соблюдать целевое назначение потребзайма, а также обеспечивать банку возможность контроля за расходованием кредитных средств.
Законопроект «О потребительском кредите», подготовленный Минфином РФ и опубликованный на сайте «Российской газеты» 11 ноября 2010 года, призван сделать взаимоотношения банков и их клиентов более понятными и прозрачными. Кроме того, для заемщиков откроются выгодные стороны потребительского кредитования.
К примеру, вы сможете вернуть кредит через 14 дней с момента его взятия, уплатив проценты лишь за тот срок, в который вы реально пользовались займом. При этом, к сожалению кредитора, вам не придется платить штрафные санкции.
Однако банки, дабы не упустить свою выгоду, хотя органы финансового контроля и не дремлют, смогут применить такую лазейку: в договор потребительского кредита они могут вписать такие условия, согласно которым вам нужно будет платить финансовой организации дополнительные проценты за что-то. И тогда вам придется погашать не только кредит и проценты за фактический срок его использования, но и те комиссии и суммы, которые будут значиться в документе как дополнительные.
Поскольку согласно законопроекту «О потребительском кредите», ТОЛЬКО проценты за реальный срок использования займа вы платите ТОЛЬКО в том случае, «если иное не предусмотрено договором потребительского кредита». Хотя, как мы уже говорили, незаконные комиссии можно отсудить у банков, свой кредитный договор и новости финансового законодательства все равно изучайте очень внимательно и досконально!
Федеральный закон № 395-1 О банках и банковской деятельности
Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 2 декабря 1990 года № 395-1 – основной документ, регулирующий создание и деятельность кредитных организаций на территории России.
Глава 1 закона посвящена общим положениям банковской деятельности, описана ее структура. Определен круг операций, которыми могут заниматься исключительно кредитные организации.
Дано определение союзов, ассоциаций, групп и холдингов, создаваемых банками. Заложены основы взаимоотношений банков и государства.
Кроме того, в разделе прописаны базовые понятия, необходимые для создания банка: учредительные документы, минимальный уставный капитал, органы управления.
Глава 2 регламентирует регистрацию кредитных организаций и лицензирование банковских операций, процедуру создания филиалов и представительств.
В ней приведен список необходимых документов, описаны основания для отказа.
Здесь же указаны особенности создания на территории России кредитной организации с иностранным участием, а также рассмотрены вопросы, в какой ситуации лицензия может быть отозвана, и порядок ликвидации банка.
Глава 3 – о банковской стабильности и надежности, а также о защите прав вкладчиков и кредиторов.
Здесь же возлагается на Центральный банк установление нормативов, которыми должны руководствоваться банки.
Вводится понятие банковских резервов, дается определение банковской тайны, а также описаны процедура наложения ареста и обращение взыскания на денежные средства, находящиеся в кредитной организации.
В главе 4 говорится о банковской практике: установление межбанковских отношений, процентные ставки, комиссионное вознаграждение банков. В последней редакции закона в отдельной главе вводится такое понятие, как бюро кредитных историй. Рассмотрены вопросы обеспечения возвратности кредитов, банкротства клиентов. Есть раздел, посвященный антимонопольным правилам.
Глава 5 — о создании банком представительств и дочерних организаций за рубежом.
Глава 6 полностью посвящена сберегательному делу — вкладам физических лиц, системе обязательного и добровольного страхования.
В последней главе 7 речь идет о бухгалтерском учете в кредитных организациях, а также о надзоре за деятельностью банков, об обязательной отчетности и аудиторских проверках. Кроме того, описаны особенности бухгалтерского учета в банковских группах и холдингах.
Федеральный закон от 2 декабря 1990 года № 395-1 «О банках и банковской деятельности»
Фз о банках и банковской деятельности с последними изменениями
Бесплатная консультация юриста по телефону:
Банковская деятельность на территории Российской Федерации регулируется рядом федеральных законов и большим количеством правовых актов, которые направлены на отдельные узкие банковские специальности и специфические операции. Основным законом в банковской сфере является ФЗ-395-1.
Общие положения 395-1 ФЗ
Перечень законодательных актов, являющихся основными в сфере регулирования банковской деятельности:
- ФЗ-351-1 — О банках и банковской деятельности — является основополагающим законом в области регулирования работы банков. Он определяет базовые понятия и термины, классифицирует банковские организации и документы, определяет отношения между государством, банками и клиентами, а также устанавливает порядок регистрации кредитных учреждений и их деятельность.
- ФЗ-86 — О Центральном банке Российской Федерации — регулирует деятельность главной финансовой организации страны, а также её филиалов. Банк России устанавливает национальную валюту, следит за её стабильностью и контролирует работу всех кредитных организаций.
- ФЗ-161 — О национальной платёжной системе — устанавливает порядок осуществления денежных переводов и правила предоставления платёжных услуг на территории РФ.
- И-153 — Инструкция ЦБ РФ об открытии и закрытии банковских счетов — предусматривает необходимые документы для создания банковского счёта, а также правила его использования.
- И-139 — Инструкция ЦБ РФ об обязательных нормативах банков — устанавливает правила расчёта обязательных банковских нормативов.
Также необходимо обратить внимание на Конституцию РФ, а именно на статьи 71, 74, 75, 83, 103, 106, которые разрешают и ограничивают работу банков, а также статья 857 ГК РФ, которая определяет понятие банковской тайны и предусматривает правила её соблюдения.
ФЗ 311 в последней редакции здесь:
Кроме вышеперечисленных законодательных актов, являющихся краеугольным камнем в банковской системе Российской Федерации, существует большое количество узконаправленных документов, которые регулируют отдельные виды деятельности банковских и кредитных учреждений. Все нормативные акты постоянно редактируются и совершенствуются с целью улучшения работы финансовой сферы государства.
- ФЗ о судебной системе с актуальными изменениями на 2018 год. Ссылка тут:
- Далее рассмотрим Федеральный закон “О банках и банковской деятельности”.
- О последних нововведениях в ФЗ №116 читайте тут:
- Краткое содержание ФЗ-351-1 по главам:
- Глава 1 предусматривает общие положения закона: определяет основные термины, используемые в банковской сфере, устанавливает виды финансовых и кредитных организаций, а также предусматривает основные правила их функционирования;
- Глава 2 регулирует порядок регистрации кредитных и банковских учреждений, правила получения соответствующей лицензии для осуществления деятельности и особенности ликвидации указанных организаций;
- Глава 3 перечисляет требования для обеспечения стабильной работы банковской системы, а также для защиты прав и интересов вкладчиков;
- Глава 4 устанавливает правила межбанковских отношений и порядок обслуживания клиентов;
- Глава 5 предусматривает особенности открытия и функционирования филиалов кредитных организаций на территории иностранных государств;
- Глава 6 определяет особенности осуществления банковских вкладов физическими лицами и правила их обязательного страхования;
- Глава 7 устанавливает требования к ведению бухгалтерского учёта в банковских организациях и порядок надзора за деятельностью кредитных учреждений.
Закон о банковской деятельности вступил в силу 2 декабря 1990 года. С момента принятия он неоднократно дополнялся и редактировался. Последние изменения ФЗ-351-1 произошли 31 декабря 2017 года.
Какие были внесены изменения?
В ходе последнего изменения законодательства о банках Российской Федерации, которое было внесено 12 декабря 2017 года законом № 482-ФЗ, были дополнены следующие статьи:
- В статью 8, предусматривающую правила раскрытия банковской тайны, было внесено положение, которое даёт право Правительству РФ устанавливать особые случаи для кредитных организаций, когда предназначенная для раскрытия информация может не оглашаться или оглашаться частично;
- Статья 30, определяющая взаимоотношения банков и клиентов, была дополнена положением, которое предусматривает заключение электронных соглашений, подписанных цифровыми подписями. Электронные документы являются равносильными бумажным, а цифровые подписи будут использоваться для идентификации клиентов. Данная поправка вступит в силу 30.06.2018.
Статья 20, предусматривающая основания для прекращения действия лицензии на осуществление банковской деятельности, состоит из следующих положений:
- Центральный банк России вправе отозвать лицензию у кредитной организации в перечисленных далее случаях:
- информация, на основании которой была выдана лицензия, является недостоверной;
- банковские операции, предусмотренные лицензией, не производятся в течении года с момента её выдачи;
- существенная недостоверность отчётных данных;
- ежемесячная отчётность задерживается более 15 дней;
- осуществление банковских операций, которые не предусмотрены лицензией;
- несоблюдение требований нормативных актов о банковской деятельности;
- многократное нарушение в течение одного года требований нормативных документов банка России;
- неисполнение требований судебных организаций о взыскании денег со счетов клиентов;
- ходатайства о банкротстве от временной администрации (ФЗ о банкротстве здесь:);
- многократная задержка предоставления обновленной информации в Банк России;
- не устранены нарушения в установленный срок;
- нарушение законодательства о противодействии незаконному использованию инсайдерской информации.
- Центральный банк обязан отозвать лицензию у кредитной организации в следующих случаях:
- если показатель собственного капитала кредитного учреждения ниже двух процентов;
- если собственный капитал организации ниже минимального показателя уставного капитала;
- если кредитная компания не приводит собственный капитал в положенную норму в соответствии с постановлением банка России;
- если организация не может удовлетворить запросы кредиторов;
- если банк, обладающий универсальной лицензией, допустил снижение собственного капитала ниже допустимой минимальной нормы;
- если банк с универсальной лицензией при снижении собственного капитала, не достиг нужной суммы в установленный срок и не сменил свой статус в соответствии с положением настоящего закона;
- Решение об отзыве лицензии принимается в течении 15 дней после получения достоверных сведений о соответствующих основаниях. Решение вступает в силу с момента его принятия и может быть обжаловано в течение 30 дней после его оглашения.
После отзыва лицензии в кредитную или банковскую организацию назначается временная администрация, задача которой заключается в исполнении оставшихся обязательств компании перед кредиторами и подготовка организации к ликвидации.
Статья 27, предусматривающая порядок наложения ареста и направления взыскания на денежные и имущественные средства, которые находятся в кредитной организации, состоит из следующих положений:
- Наложение ареста на финансовые средства или другие ценности, находящиеся в залоге или на хранении в кредитной компании, осуществляется только с соответствующего постановления судебных инстанций в результате судебного решения;
- Если на деньги, находящиеся на счету или во вкладе, накладывается арест, тогда компания, по получению соответствующего решения, незамедлительно прекращает любые операции с указанным счетом;
- Взыскать денежные средства или другие ценности, которые находятся на счету или во вкладе в кредитной компании, можно только при наличии соответствующего исполнительного документа;
- Кредитная организация и Центральный банк России не отвечают за повреждение имущества в результате ареста или взыскания;
Денежные средства или ценности конфискуются только при вступлении в силу соответствующего решения суда.
Поправки, которые касаются деятельности коммерческих банков
С целью урегулирования финансового рынка в течение последних 10 лет сократилось количество коммерческих банков. Преимущества уменьшения числа банковских организаций заключаются в следующем:
- в качественном улучшении предоставляемых услуг;
- в повышении надёжности вкладов и активов;
- в повышении конкуренции.
Однако не обходится и без отрицательных последствий, среди которых:
- затраты на компенсацию убытков юридических лиц;
- потери юридических лиц, которые вкладывают в развитие коммерческих организаций;
- нестабильность в банковской сфере из-за частых поправок законодательства.
Закон о банковской деятельности регулярно редактируется в целях улучшения услуг и создания здоровой финансовой среды. Поэтому в текущем году ожидается новая волна сокращения коммерческих банков. Эксперты прогнозируют уменьшения количества банков до 500 единиц.
Скачать текст действующей редакции закона
Федеральный закон о банках и банковской деятельности
Федеральный закон о банках и банковской деятельности является одним из самых часто редактируемых законодательных Федеральный закон о банках и банковской деятельности является одним из самых часто редактируемых законодательных документов. Как разобраться в многообразии изменений федерального закона о банках и банковской деятельности и на что обратить внимание расскажем в нашей статье.
Основные нормативные документы
Главным федеральным законом о банках и банковской деятельности является 395-1, документ дает разъяснения по основным понятиям, используемым в банковской сфере, содержит перечень требований к управляющим банком, включает в себя нормативы для выдачи лицензии на банковскую деятельность и устанавливает основания для отзыва такой лицензии. Начать работу в банковской сфере стоит с ознакомления с этим федеральным законом о банках и банковской деятельности.
Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.
Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 551-79-07. Это быстро и бесплатно!
86 федеральный закон о банках и банковской деятельности описывает работу Центрального Банка РФ. Документ описывает функции учреждения, нормативы по сдаче отчетности, методику политики по выдаче кредитов.
Положение 385 содержит план по предоставлению отчетности по банковской деятельности в рамках бухгалтерского учета.
Федеральный закон о банках и банковской деятельности номер 161 устанавливает перечень требований по работе в платежной системе. Документ содержит нормы по надзору за платежными системами, требования к безопасности организации движений денежных средств в платежной системе.
Комиссионное вознаграждение
Как мы ранее писали, законодательство в части федеральных законов о банках и банковской деятельности часто терпит изменение. Одним из таких нововведений стало изменение в федеральный закон о банках и банковской деятельности от октября 2010 года.
Согласно поправке банковская организация обязана предоставлять сведения держателю карты о взыскании комиссионных выплат.
Такие сведения в обязательном порядке должны быть предоставлены клиенту, как до совершения операции, так и после проведения операции на кассовом чеке.
Законодательство также предусматривает наказание за несоблюдение пункта федерального закона о банках и банковской деятельности.
Изменения по работе ЦБ РФ
Нововведение касательно работы Центрального банка вступает в силу с июля 2016 года, касается изменений по части статьи 33 федерального закона о банках и банковской деятельности. Исправления дают Центральному Банку РФ осуществлять проверочные и оценочные работы по деятельности должников банковских организаций и объектов залогового имущества.
Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:
+7 (800) 551-79-07 (Регионы РФ)
+7 (800) 551-79-07 (Москва)+7 (800) 551-79-07 (Санкт-Петербург)
Это быстро и бесплатно!
Первоначально сумму залога формировали по соглашению заемщика и кредитора, Центральный Банк оценивал объект, беря за основы предоставленную сторонами отчетную документацию.
По изменениям федерального закона о банках и банковской деятельности позволяют сотрудникам ЦБ РФ проверить факт существования объекта, проверить его состояние, а также составить оценочную стоимость на основании нормативных документов.
После такой проверки кредитор обязан создать фонд для страховки от возможных финансовых потерь.
Изучаем Федеральный закон о банках и банковской деятельности – все главы и статьи
Федеральный закон о банках и банковской деятельности включает в себя 7 глав, каждая из которых разбита на определенное количество статей. Этот закон осуществляет правовое регулирование банковской деятельности на территории РФ.
Основа закона в главах
Каждая из глав рассматривает определенные положения, которым обязаны следовать все кредитные организации страны, не зависимо от их статуса (частная либо государственная). Основные главы закона регулируют отдельные процессы. Так, Федеральный закон о банках и банковской деятельности содержит:
- общие положения закона (гл.I);
- по проведению процессов лицензирования и регистрации банковских структур/кредитных организаций (глава.II);
- об обеспечении стабильности в банковских структурах, включающих защиту прав вкладчика/кредитора, а также его интересов (гл.III);
- о межбанковских отношениях и обслуживании клиентов (гл.IV);
- о дочерних кредитных организациях, филиалов на территории других стран (глава.V);
- положение о сберегательном деле (VI);
- положение об функционировании бухгалтерского учета в банковских структурах и их верификации (надзоре за деятельностью бух. отделов банков) (гл.VII).
Подробное описание в статьях
Федеральный закон о банках и банковской деятельности состоит из 43-х статей. Каждая из них регулирует отдельные положения:
- определение основных терминов, фигурирующих в законе (статья.1);
- определение понятия банковской системы РФ и ее правового регулирования (ст.2);
- понятия союзов, ассоциаций между кредитными организациями (3);
- положения о банковских группах и холдинговых кредитных компаниях (4);
- список сделок, проводимых в банковских структурах, а также другие кредитные операции, финансовые услуги (5);
- положения о деятельности участников на рынке ценных бумаг(6);
- наименования кредитных организаций (7);
- органы управления банком, кредитной компанией, холдингом (8);
- регулирование отношений между государством и финансовыми игроками всех типов (9);
- учредительная документация, кредитной организации (в дальнейшем КО) (10);
- уставный капитал, органы их управления, компетенция и организация деятельности советов директоров, минимальный размер капитала, ликвидация ряда нарушений при получении/передачи акций КО, лицензии банков, риск, внутренний контроль КО (11);
- понятия госрегистрации участников рынка, их лицензирования (12);
- лицензирование сделок и других услуг КО (13);
- список необходимой документации для регистрации(14);
- процесс регистрации и лицензирования (15);
- причины отказа в регистрации КО (ст.16);
- государственная регистрация финансовых компаний с иностранными инвестициями (17);
- доп. требования к деятельности. Осуществляемой банком или КО с иностранными инвестициями (18);
- нарушений законов РФ и меры, применяемые Центральным Банком России в случаях возникновения подобных ситуаций (статья 19);
- причины для ликвидации лицензии(20);
- споры с участием кредитующих органов (21);
- понятия филиалов и других внутренних представителей финансовых учреждений (22);
- реорганизации и ликвидации КО, понятие ликвидатора и принудительной ликвидации, регулирование процессов ликвидации. Особенности ликвидации или реорганизации (присоединение к другим организациям), статус небанковской или базовой лицензии (ст.23);
- обеспечение надежности и сохранности данных (24);
- список требований, обязательных к выполнению для обеспечения надежности, депозиты, займы (25);
- понятие и основные положения банковской тайны – проведение кредитных операций и предоставление услуг, осуществляющиеся в полной тайне от посторонних лиц (ст 26 закона);
- арест и взыскания средств (27);
- операции, производимые между КО и банками (28);
- проц. ставки по депозиту (29);
- расчеты КО (ст.31);
- список антимонопольных требований (статья 32);
- возвратность кредита (33);
- банкротство должников (34);
Остальные 9 статей, содержащиеся в последних трех главах закона, относятся к внутренней организации рабочих процессов банков и кредитующих компаний.
3 лучших МФО без предоплаты и активации карты
Первый кредит бесплатно: Да Максимальная сумма: 50000 Руб. Возрастное ограничение: 21-65 Возможные сроки: 1-6 мес.✅ ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ Первый кредит бесплатно: Да Максимальная сумма: 70000 Руб. Возрастное ограничение: 18-75 Возможные сроки: 5-60 дн.✅ ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ Первый кредит бесплатно: Да Максимальная сумма: 15000 Руб. Возрастное ограничение: 19-75 Возможные сроки: 5-30 дн.✅ ОФОРМИТЬ ЗАЯВКУ