Статья 12. Ответственность в области генно-инженерной деятельности

В последние годы дискуссии по вопросам генной инженерии обретают новые импульсы в связи с тем, что реальной стала возможность практического использования методов генной инженерии для лечения наследственных, одновременно с этим вопрос геннетического контроля уже несет с собой новые проблемы социально-экономического и морально-этического характера.

Под генной терапией немецкий исследователь И.Рейтер понимает введение генетического материала в организм с целью исправления дефектов.

Некоторые ученые и религиозные деятели вообще выступают против генной технологии в применении ее к человеку, считая, что здесь есть рубеж, перейдя который, мы не сможем контролировать дальнейший ход событий.

Вместе с тем те, кто, страдает наследственными заболеваниями, возлагают надежду именно на генную терапию.

В этой связи вновь возникает вопрос: может ли наука саморегулироваться на этическом уровне, в какой мере она способна к этическому самоконтролю? Ведь даже в случае применения в науке принципов этики, реально обусловленных конкретным пониманием блага человека, остается еще под вопросом, как будут действовать «обратная связь» и контроль за исполнением данных принципов.

Причины интереса к генной инженерии сейчас ясны.

Дело в том, что помимо чисто познавательного интереса, генетическая инженерия вызвала интерес практически-прикладной — ныне она рассматривается даже как прообраз технологий будущего (биотехнология будущего).

Развитие генетической инженерии заставило многих ученых задуматься над проблемами социальной ответственности науки и над возможностями социального регулирования научных исследований.

Человек приобретает могущество, которым следует пользоваться с величайшей предусмотрительностью и осторожностью — именно этим, в конечном счете, определяется социально-этическое содержание исследований в сфере генетической инженерии.

В целом генетическая инженерия представляет собой систему экспериментальных методов, позволяющих создавать искусственные генные структуры, которые получили название рекомбинантных (гибридных) молекул ДНК. Возможности, открываемые генетической инженерией перед человечеством, в частности, в ее прикладном значении, поистине безграничны.

Чрезвычайно важно, однако, обратить внимание на другую сторону генетической инженерии — на ее, так сказать, потенциальную угрозу для человека и человечества.

В самом деле, поскольку манипуляции, лежащие в основе ее методов, затрагивают самые интимные механизмы генетических саморегулирующихся процессов и, в конечном счете, самой жизни, ясно, что молекулярные биологи достигли края страшной экспериментальной пропасти.

Ведь даже простая небрежность экспериментатора (не так ли возник СПИД?) или его некомпетентность в мерах безопасности может привести к непоправимым последствиям и представляет, поэтому серьезную угрозу всему человечеству. Еще больший вред могут принести эти методы в руках разного рода маньяков-злоумышленников и при использовании их в военных целях.

Началом дискуссии по проблемам генетической инженерии послужила обеспокоенность в начале 70-х гг.

XX века ряда ученых в связи с намечавшимся экспериментом по введению ракового вируса SV-40, вызывающего опухоли у мышей и хомяков, в бактерию, постоянно обитающую в кишечнике человека. В естественном виде и этот вирус, и бактерия кишечной палочки безвредны для человека.

Однако вызывало беспокойство то, что с течением времени эти бактерии могут оказаться за пределами экспериментальной установки и внести свой роковой груз в живую клетку человека.

Попытки исследователей оценить вероятность возникновения «раковой эпидемии» оказались неудачными, ввиду отсутствия необходимой для этого информации. В этой ситуации в июле 1974г.

группа исследователей-первопроходцев в области генетической инженерии во главе с Бергом обратилась к ученым всего мира с призывом наложить мораторий на научные исследования в двух наиболее опасных направлениях.

Имелись в виду, во-первых, эксперименты по введению генов онкогенных вирусов, животных и токсинов в бактерии, во-вторых, клонирование, или эксперименты дробовика (shot-gun), генов высших организмов в бактериях. Это был решительный призыв к научному сообществу по вопросам саморегулирования научной деятельности. Его поддержали многие ученые во всем.

Статья 12. Ответственность в области генно-инженерной деятельности

Наряду с ростом движения за прекращение опасных экспериментов в области генетической инженерии ведутся интенсивные поиски приемлемых форм для продолжения генно-инженерных работ.

Генная инженерия, может быть, сильнее и очевиднее, чем, когда бы то ни было в прошлом (включая дискуссии об угрозе исследований в области ядерной физики), обратила внимание человечества на необходимость общественного контроля (социального и этического) за всем тем, что происходит в науке и что может непосредственно угрожать человеку. Хотя и приняты определенные правила генно-инженерных работ, вряд ли уместно преуменьшать их потенциальную опасность.

Развитие генной инженерии и близких ей областей знания (да и не их одних) заставляет во многом по-новому осмысливать и диалектическую связь свободы и ответственности в деятельности ученых.

Сегодня же принцип свободы научного поиска должен осмысливаться в контексте тех далеко не однозначных последствий развития науки, с которыми приходится иметь дело людям.

В нынешних дискуссиях по социально-этическим проблемам науки наряду с защитой ничем не ограничиваемой свободы исследования представлена и диаметрально противоположная точка зрения, предполагающая регулировать науку. Все это показывает, сколь велика роль ученых в современном мире.

Поэтому, действуя с сознанием своей социальной ответственности, ученый должен стремиться к тому, чтобы предвидеть возможные нежелательные эффекты, которые потенциально заложены в результатах его исследований.

Статья 6.3.1 КоАП РФ. Нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности (действующая редакция)

Комментируемая ст. 6.3.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за нарушение законодательства в области генно-инженерной деятельности.

Отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды, обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья человека, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности, регулирует Федеральный закон от 05.07.1996 N 86-ФЗ «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (далее — Закон N 86-ФЗ).

Генно-инженерная деятельность — деятельность, осуществляемая с использованием методов генной инженерии в целях создания генно-инженерно-модифицированных организмов (абз. 4 ст. 2 Закона N 86-ФЗ).

Согласно ст. 6.3.

1 КоАП РФ нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности, выразившееся в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, которые не прошли государственную регистрацию в случае, если государственная регистрация предусмотрена указанным законодательством или срок действия свидетельства о государственной регистрации которых истек, либо в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов не в соответствии с целями, для которых они зарегистрированы, либо в нарушении специальных условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе при производстве конкретного вида продукции, влечет наложение административного штрафа:

а) на должностных лиц в размере от 10 000 до 50 000 рублей;

б) на юридических лиц в размере от 100 000 до 500 000 рублей.

Объектом правонарушения по ст. 6.3.1 КоАП РФ составляет нарушение законодательства в области генно-инженерной деятельности.

Объективную сторону правонарушения по ст. 6.3.1 КоАП РФ составляет действия, выражающиеся в:

  • а) использовании генно-инженерно-модифицированных организмов и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, которые не прошли государственную регистрацию в случае, если государственная регистрация предусмотрена указанным законодательством, или срок действия свидетельства о государственной регистрации которых истек;
  • б) использовании генно-инженерно-модифицированных организмов не в соответствии с целями, для которых они зарегистрированы;
  • в) нарушении специальных условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе при производстве конкретного вида продукции.

Генно-инженерно-модифицированные организмы, предназначенные для выпуска в окружающую среду, а также продукция, полученная с применением таких организмов или содержащая такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 9 ст. 7 Закона N 86-ФЗ).

Правила государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации (далее — Правила государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов), утверждены Постановлением Правительства РФ от 23.09.2013 N 839.

Согласно п. п. 10, 11 Правил государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов модифицированные организмы подлежат государственной регистрации с учетом их целевого использования.

  1. Видами целевого использования модифицированных организмов являются:
  2. а) производство лекарственных средств для медицинского применения;
  3. б) производство медицинских изделий;
  4. в) производство продовольственного сырья и пищевых продуктов;
  5. г) производство кормов и кормовых добавок для животных;
  6. д) производство лекарственных средств для ветеринарного применения;
  7. е) разведение и (или) выращивание на территории Российской Федерации модифицированных растений и животных (за исключением растений и животных, содержащих генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов), а также микроорганизмов для сельскохозяйственного назначения.

Модифицированный организм, зарегистрированный для определенного вида целевого использования, может быть зарегистрирован и для другого вида целевого использования (п. 14 Правил государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов).

Читайте также:  Статья 8. Требования, предъявляемые к кандидату на должность судьи Конституционного Суда Российской Федерации

Регистрирующими органами выдаются свидетельства о государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду (если такие организмы подлежат государственной регистрации), и свидетельства о государственной регистрации продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации, за исключением продукции, являющейся лекарственными препаратами и медицинскими изделиями, срок действия которых определяется на основании заключений, предусмотренных подпунктом «б» п. 12 Правил государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов, и не может превышать 10 лет (п. 7 Правил государственной регистрации генно-инженерно-модифицированных организмов).

Статья 12 Закона N 86-ФЗ устанавливает, что юридические лица и граждане (физические лица), которые осуществляют генно-инженерную деятельность и действия или бездействие которых причинили вред работникам организации, осуществляющей генно-инженерную деятельность, населению, окружающей среде, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности

  • ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН
  • О государственном регулировании в области
  • генно-инженерной деятельности
  •      Принят  Государственной Думой
  •          5 июня 1996 года

Статья 1. Сфера действия настоящего Федерального закона

Настоящий Федеральный закон регулирует отношения в сфере природопользования, охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности, возникающие при осуществлении генно-инженерной деятельности. Порядок осуществления генно-инженерной деятельности и применения ее методов к человеку, тканям и клеткам в составе его организма не является предметом регулирования настоящего Федерального закона.

Статья 2. Основные понятия

  1. Основные понятия, применяемые в настоящем Федеральном законе:
  2. генная инженерия — совокупность приемов, методов и технологий, в том числе технологий получения рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот, по выделению генов из организма, осуществлению манипуляций с генами и введению их в другие организмы;
  3. генно-инженерная деятельность — деятельность, осуществляемая с использованием методов генной инженерии и генно-инженерно-модифицированных организмов;
  4. генно-инженерно-модифицированный организм — организм или несколько организмов, любое неклеточное, одноклеточное или многоклеточное образование, способные к воспроизводству или к передаче наследственного генетического материала, отличные от природных организмов, полученные с применением методов генной инженерии и содержащие генно-инженерный материал, в том числе гены, их фрагменты или комбинации генов;
  5. выпуск генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду — действие или бездействие, в результате которых произошло внесение генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду;
  6. защита биологическая — создание и использование в генной инженерии безопасной для человека и объектов окружающей среды комбинации биологического материала, свойства которого исключают нежелательное выживание генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающей среде и (или) передачу им генетической информации;
  7. защита физическая — создание и использование специальных технических средств и приемов, предотвращающих выпуск генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду и (или) передачу ими генетической информации;
  8. система замкнутая — система осуществления генно-инженерной деятельности, при которой генетические модификации вносятся в организм или генно-инженерно-модифицированные организмы, обрабатываются, культивируются, хранятся, используются, подвергаются транспортировке, уничтожению или захоронению в условиях существования физических, химических и биологических барьеров или их комбинаций, предотвращающих контакт генно-инженерно-модифицированных организмов с населением и окружающей средой;
  9. система открытая — система осуществления генно-инженерной деятельности, предполагающая контакт генно-инженерно-модифицированных организмов с населением и окружающей средой при их намеренном выпуске в окружающую среду, при применении в медицинских  и  алиментарных  целях,  при  экспорте  и импорте, передаче технологий;
  10. трансгенные организмы — животные, растения, микроорганизмы, вирусы, генетическая программа которых изменена с применением методов генной инженерии.

Статья 3. Законодательство Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности

Законодательство Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

Статья 4. Задачи государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности

  • Задачами государственного регулирования являются:
  • установление основных направлений деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан (физических лиц) в области генно-инженерной деятельности;
  • установление основных положений правового регулирования отношений, возникающих в области генно-инженерной деятельности;
  • определение механизма, обеспечивающего безопасность граждан и окружающей среды в процессе осуществления генно-инженерной деятельности и использования ее результатов;
  • установление правовых основ международного сотрудничества Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности;
  • создание условий для развития приоритетных направлений в области генно-инженерной деятельности.
  • Для реализации указанных задач принимаются федеральные и региональные программы в области развития генно-инженерной деятельности.

Статья 5. Основные  направления   государственного регулирования в области генно-инженерной

деятельности

  1. Основными направлениями государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности являются:
  2. улучшение условий жизни человека и охрана его здоровья;
  3. охрана и восстановление окружающей среды, сохранение биологического разнообразия;
  4. повышение эффективности сельского хозяйства;
  5. повышение эффективности добывающей и перерабатывающей промышленности;
  6. обеспечение сохранения и улучшения кадрового состава, профессиональной подготовки специалистов в области генно-инженерной деятельности.
  7. Генно-инженерная деятельность должна основываться на следующих принципах:
  8. безопасности граждан (физических лиц) и окружающей среды;
  9. общедоступности сведений о безопасности генно-инженерной деятельности;
  10. сертификации продукции, содержащей результаты генно-инженерной деятельности, с указанием полной информации о методах получения и свойствах данного продукта.

Статья 6. Виды генно-инженерной деятельности, подлежащей лицензированию

  • Работы в области генно-инженерной деятельности, соответствующие III или IV уровню риска, осуществляются на основе разрешений (лицензий), выдаваемых в установленном законодательством порядке. Лицензированию подлежат следующие виды генно-инженерной деятельности:
  • генетические манипуляции на молекулярном, клеточном уровнях с участием рекомбинантных рибонуклеиновых и дезоксирибонуклеиновых кислот для создания генно-инженерно-модифицированных организмов (вирусов, микроорганизмов, трансгенных растений и трансгенных животных, а также их клеток);
  • все виды испытаний генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе лабораторные, клинические, полевые, опытно-промышленные;
  • выпуск генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду;
  • производство препаратов, получаемых с применением генно-инженерно-модифицированных организмов;
  • хранение, захоронение, уничтожение генно-инженерно-модифицированных организмов и (или)  их  продуктов; утилизация отходов   генно-инженерной  деятельности;
  • покупка, продажа, обмен, другие сделки и иная деятельность, связанная с генно-инженерными технологиями, генно-инженерно-модифицированными организмами и (или) их продуктами, которые не имеют сертификата качества или знака соответствия, выданных или признанных уполномоченным на то органом, в том числе в сфере международной деятельности.

Статья 7. Система безопасности в области генно-инженерной деятельности

  1. Общая координация и разработка системы безопасности в области генно-инженерной деятельности осуществляются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

  2. Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны обеспечить биологическую и физическую защиту работников организаций, осуществляющих генно-инженерную деятельность, населения, окружающей среды в соответствии с уровнями риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на человека и окружающую среду.

  3. В зависимости от степени потенциальной опасности, возникающей при осуществлении генно-инженерной деятельности, для замкнутых систем устанавливается четыре уровня риска потенциально вредного воздействия генно-инженерной деятельности на здоровье человека:
  4. I уровень риска соответствует работам, которые не представляют опасности для здоровья человека, и сопоставим с риском при работе с непатогенными микроорганизмами;
  5. II уровень риска соответствует работам, которые представляют незначительную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с условно-патогенными микроорганизмами;
  6. III уровень риска соответствует работам, которые представляют умеренную опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с микроорганизмами, потенциально способными к передаче инфекции;
  7. IV уровень риска соответствует работам, которые представляют опасность для здоровья человека, и сопоставим с опасностью при работах с возбудителями особо опасных инфекций.
  8. Работы, проводимые с микроорганизмами в замкнутых системах в масштабе, превышающем лабораторные исследования, относятся к III или IV уровню риска.
  9. Генно-инженерная деятельность в условиях открытых систем приравнивается к III или IV уровню риска.
  10. Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, проводят оценку риска при планировании, подготовке и проведении генно-инженерной деятельности.
  11. Работы, соответствующие I и II уровням риска, регистрируются в организации, осуществляющей генно-инженерную деятельность.
  12. Разрешения (лицензии) на работы, соответствующие III и IV уровням риска, выдаются в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Статья 8. Требования к лицам, которые осуществляют генно-инженерную деятельность

  • К занятию генно-инженерной деятельностью допускаются:
  • граждане (физические лица), профессиональная подготовка и состояние здоровья которых соответствуют требованиям правил безопасности генно-инженерной деятельности;
  • юридические лица, имеющие соответствующие помещения, оборудование и работников, которые соответствуют требованиям абзаца второго настоящей статьи.
  • Для проведения работ в области генно-инженерной деятельности, соответствующих III или IV уровню риска, необходимо получение разрешения (лицензии) в установленном порядке.

Статья 9. Финансирование генно-инженерной деятельности и безопасности ее осуществления

Финансирование генно-инженерной деятельности и ее безопасности осуществляется в установленном порядке за счет средств соответствующих бюджетов, целевых средств организаций и фондов, а также иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации.

Читайте также:  Статья 29. обязательный аудит и опубликование годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности страховщика

Статья 10. Обеспечение     общедоступности     сведений о безопасности генно-инженерной деятельности

Сведения о безопасности генно-инженерной деятельности являются общедоступными.

Юридические лица и граждане (физические лица), осуществляющие генно-инженерную деятельность, обязаны по просьбе заинтересованных лиц предоставлять информацию об уровне риска и о принимаемых мерах по обеспечению безопасности генно-инженерной деятельности. При этом сведения о генно-инженерной деятельности, составляющие государственную, служебную или коммерческую тайну, предоставляются в установленном порядке.

Статья 11. Стандартизация    и    сертификация   продукции (услуг) в области генно-инженерной деятельности

Продукция (услуги), полученная с применением методов генно-инженерной деятельности, должна соответствовать требованиям экологической безопасности, санитарных норм, фармакопейных статей, обязательным требованиям государственных стандартов Российской Федерации.

Продукция и услуги, соответственно полученная и предоставленные с применением генно-инженерно-модифицированных организмов, подлежащие в соответствии с федеральными законами обязательной сертификации, должны иметь сертификат качества и знак соответствия, выданные или признанные уполномоченным на то органом.

Статья 12. Ответственность в области генно-инженерной деятельности

Юридические лица и граждане (физические лица), которые осуществляют генно-инженерную деятельность и действия или бездействие которых причинили вред работникам организации, осуществляющей генно-инженерную деятельность, населению, окружающей среде, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 13. Международное сотрудничество Российской Федерации в области генно-инженерной

деятельности

Российская Федерация заключает международные договоры в целях дальнейшего развития и укрепления международного сотрудничества в области генно-инженерной деятельности.

Статья 14. Вступление в силу настоящего Федерального закона

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
  2.      Президент      Российской Федерации
  3. Б.Ельцин
  4. Москва, Кремль 5 июля 1996 года
  5. N 86-ФЗ

Федеральный закон. о внесении изменений в отдельные законодательные акты российской федерации в части совершенствования государственного регулирования в области генно-инженерной деятельности

  • Проект № 714809-6
  • в третьем чтении
  • Статья 1

Внести в Федеральный закон от 5 июля 1996 года № 86-ФЗ
«О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, № 28, ст. 3348; 2000, № 29, ст. 3005; 2009, № 1, ст. 21; 2010, № 41, ст. 5191) следующие изменения:

  1. 1) в статье 1 слова «и обеспечения экологической безопасности» заменить словами «, обеспечения экологической безопасности и охраны здоровья человека»;
  2. 2) в статье 2:
  3. а) дополнить новыми абзацами одиннадцатым и двенадцатым следующего содержания:
  4. «контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду – деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на выявление и пресечение нарушений при действии или бездействии, в результате которых произошло внесение генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, а также на устранение последствий выявленных нарушений;
  5. мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, – совокупность мероприятий по сбору, обработке, анализу и доведению до всеобщего сведения информации о воздействии генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, на здоровье человека и состояние окружающей среды;»;
  6. б) абзацы одиннадцатый – тринадцатый считать соответственно абзацами тринадцатым – пятнадцатым;
  7. 3) в статье 5:
  8. а) часть первую дополнить абзацами следующего содержания:
  9. «мониторинг воздействия на человека и окружающую среду
    генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы;
  10. контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду.»;
  11. б) абзац шестой части второй дополнить словами «, включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации»;
  12. 4) в статье 7:
  13. а) часть девятую после слов «такие организмы,» дополнить словами «включая указанную продукцию, ввозимую на территорию Российской Федерации,»;
  14. б) дополнить частями десятой – тринадцатой следующего содержания:
  15. «Мониторинг воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, и контроль за выпуском таких организмов в окружающую среду осуществляются уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
  16. К отношениям, связанным с осуществлением контроля за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, а также с осуществлением мониторинга воздействия на человека и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О  защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».
  17. По результатам мониторинга воздействия на человека
    и окружающую среду генно-инженерно-модифицированных организмов
  18. и продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, Правительство Российской Федерации вправе установить запрет на ввоз на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы.
  19. Контроль за ввозом на территорию Российской Федерации генно-инженерно-модифицированных организмов и семян в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.»;
  20. 5) статью 12 дополнить частью второй следующего содержания:

«Нарушение юридическими лицами, осуществляющими на территории Российской Федерации генно-инженерную деятельность,  производство и (или) поставку продукции, полученной с применением генно-инженерно-модифицированных организмов или содержащей такие организмы, законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности, выразившееся в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов не в соответствии с разрешенным видом (видами) целевого использования, нарушении специальных условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе при производстве конкретного вида продукции, либо в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов и (или) продукции, не зарегистрированных в установленном порядке, влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.».

Статья 2

Статью 21 Федерального закона от 17 декабря 1997 года № 149-ФЗ «О семеноводстве» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, № 51, ст. 5715; 2011, № 30, ст. 4596) дополнить частью четвертой следующего содержания:

«Запрещается ввозить на территорию Российской Федерации и использовать для посева (посадки) семена растений, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением посева (посадки) таких семян при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.».

Статья 3

Внести в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; № 18, ст. 1721; № 30, ст. 3029; № 44, ст. 4295; 2003, № 27, ст. 2700, 2708, 2717; № 46, ст. 4434, 4440; № 50, ст. 4847, 4855; 2004, № 30, ст. 3095; № 31, ст. 3229; № 34, ст. 3533; 2005, № 1, ст. 9, 13, 40, 45; № 10, ст.

 763; № 13, ст. 1075, 1077; № 19, ст. 1752; № 27, ст. 2719, 2721; № 30,
ст.  3104, 3131; № 50, ст. 5247; № 52, ст. 5596; 2006, № 1, ст. 10; № 2, ст. 172; № 6, ст. 636; № 12, ст. 1234; № 17, ст. 1776; № 18, ст. 1907; № 19, ст. 2066; № 23, ст. 2380; № 28, ст. 2975; № 30, ст. 3287; № 31, ст. 3420, 3432, 3438; № 45, ст. 4641; № 50, ст. 5279; № 52, ст.

 5498; 2007, № 1, ст. 21, 29; № 16, ст. 1825;  № 26, ст. 3089; № 30, ст. 3755; № 31, ст. 4007, 4008, 4009, 4015; № 41, ст. 4845; № 43, ст. 5084; № 46, ст. 5553; № 50, ст. 6246; 2008, № 20, ст. 2251; № 29, ст. 3418; № 30, ст. 3604; № 49, ст. 5745; № 52, ст. 6227, 6235, 6236; 2009, № 1, ст. 17; № 7, ст. 777; № 23, ст. 2759, 2776; № 26, ст.

 3120, 3122, 3132; № 29, ст. 3597, 3635, 3642; № 30, ст. 3739; № 48, ст. 5711, 5724; № 52, ст. 6406, 6412; 2010, № 1, ст. 1; № 11, ст. 1176; № 15, ст. 1751; № 19, ст. 2291; № 21, ст. 2525; № 23, ст. 2790; № 27, ст. 3416;      № 28, ст. 3553; № 30, ст. 4002, 4006, 4007; № 31, ст. 4158,  4164, 4193, 4195, 4198, 4206, 4207, 4208; № 32, ст. 4298; № 41, ст.

 5192; № 50, ст. 6605; № 52, ст. 6995; 2011, № 1, ст. 10, 23, 29; № 7, ст. 901; № 15, ст. 2039, 2041; № 17, ст. 2310; № 19, ст. 2715; № 23, ст. 3260; № 27, ст. 3873, 3881; № 29, ст. 4290, 4298; № 30, ст. 4573, 4585, 4590, 4598, 4600, 4601, 4605; № 46, ст. 6406; № 48, ст. 6728; № 49, ст. 7025, 7042, 7061; № 50, ст.

 7342, 7345, 7346, 7351, 7352, 7355, 7362, 7366; 2012, № 6, ст. 621; № 10, ст. 1166; № 15, ст. 1723; № 18, ст. 2126, 2128; № 19, ст. 2278, 2281; № 24, ст. 3068, 3069, 3082; № 25, ст. 3268; № 29, ст. 3996; № 31, ст. 4320, 4322, 4330; № 41, ст. 5523; № 47, ст. 6402, 6403; № 49, ст. 6757; № 53, ст. 7577, 7602; 2013, № 8, ст. 720; № 14, ст. 1651, 1658, 1666; № 19, ст.

 2319, 2323, 2325; № 23, ст. 2871, 2875; № 26, ст. 3207, 3208; № 27, ст. 3454, 3470, 3478; № 30, ст. 4025, 4029, 4030, 4031, 4032, 4034, 4036, 4040, 4044, 4082; № 31, ст. 4191; № 40, ст. 5032; № 43, ст. 5443, 5444, 5445, 5452; № 44, ст. 5624, 5643; № 48, ст. 6161, 6165; № 49, ст. 6327, 6342; № 51, ст. 6683, 6685, 6695, 6696; № 52, ст.

 6961, 6980, 6986, 6999, 7002; 2014, № 6, ст. 557, 566; № 11, ст. 1092, 1096; № 14, ст. 1562; № 19, ст. 2302, 2306, 2310, 2324, 2326, 2327, 2335; № 23, ст. 2927; № 26, ст. 3366, 3368, 3379, 3395; № 30, ст. 4211, 4214, 4218, 4220, 4224, 4228, 4244, 4256, 4259, 4264, 4278; № 42, ст. 5615; № 43, ст. 5799, 5801; № 48, ст. 6636, 6638, 6642; № 52, ст.

Читайте также:  Статья 9. полномочия органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в области экологической экспертизы

7547, 7549, 7550, 7557; 2015, № 1, ст. 29, 37, 67, 74, 83, 84, 85; № 6, ст. 885; № 10, ст. 1405, 1416;  № 13, ст. 1804, 1811; № 14, ст. 2011; № 18, ст. 2620; № 21, ст. 2981; № 27, ст. 3945, 3950; № 29, ст. 4346, 4356, 4359, 4362, 4374, 4376, 4391; № 41,     ст. 5629; № 44, ст. 6046; № 45, ст. 6205, 6208; № 48, ст. 6706, 6710, 6711;  № 51, ст.

7249, 7250; 2016, № 1, ст. 11, 59, 63; № 10, ст. 1323; № 11,          ст. 1481, 1491; № 14, ст. 1911; № 15, ст. 2066; № 18, ст. 2509, 2514; № 23, ст. 3285) следующие изменения:

1) дополнить статьей 6.31 следующего содержания:

«Статья 6.31.  Нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности

Нарушение законодательства Российской Федерации в области генно-инженерной деятельности, выразившееся в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов и (или) продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы, которые не прошли государственную регистрацию в случае, если государственная регистрация предусмотрена указанным законодательством, или срок действия свидетельства о государственной регистрации которых истек, либо в использовании генно-инженерно-модифицированных организмов не в соответствии с целями, для которых они зарегистрированы, либо в нарушении специальных условий использования генно-инженерно-модифицированных организмов, в том числе при производстве конкретного вида продукции, –

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических    лиц – от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.»;

2) в части 2 статьи 23.1 цифры «6.3 – 6.6» заменить цифрами «6.3,  6.4 – 6.6»;

3) в части 1 статьи 23.13 цифры «6.3 – 6.7» заменить цифрами «6.3, 6.4 – 6.7»;

4) дополнить статьей 23.131 следующего содержания:

«Статья 23.131.    Органы, осуществляющие контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду

  1. Органы, осуществляющие контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 6.31 настоящего Кодекса.
  2. Рассматривать дела об административных правонарушениях
    от имени органов, указанных в части1 настоящей статьи, вправе:

1) руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, его заместители;

2) руководители структурных подразделений федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду,
их заместители;

3) руководители территориальных органов федерального органа исполнительной власти, осуществляющего контроль за выпуском генно-инженерно-модифицированных организмов в окружающую среду, их заместители.».

Статья 4

Пункт 1 статьи 50 Федерального закона от 10 января 2002 года     № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2011, № 30, ст. 4596) дополнить абзацем следующего содержания:

«Запрещаются выращивание и разведение растений и животных, генетическая программа которых изменена с использованием методов генной инженерии и которые содержат генно-инженерный материал, внесение которого не может являться результатом природных (естественных) процессов, за исключением выращивания и разведения таких растений и животных при проведении экспертиз и научно-исследовательских работ.».

Статья 5

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования, за исключением статьи 3 настоящего Федерального закона.
  2. Статья 3 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 июля 2017 года.

Президент

Российской Федерации                                                                           В.Путин

Депутаты приравнивают производителей ГМО к террористам

Первый зампред аграрного комитета Госдумы Кирилл Черкасов и группа депутатов ЛДПР внесли на рассмотрение парламента пакет поправок — предлагается ввести уголовную ответственность за распространение ГМО и приравнять деятельность, связанную с ГМО и создающую опасность гибели человека, к теракту. Депутаты считают законопроект правительства, подготовленный в марте, чересчур мягким.

Разработчики поправок требуют дополнить 12-ю статью закона «О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности» (принят в 1996 году; сейчас продукты питания с ГМО разрешены, но подлежат соответствующей маркировке).

В частности, ответственность в области генно-инженерной деятельности, если она причинит вред работникам предприятий, населению, окружающей среде, хотят распространить не только на граждан и юрлиц. В перечень ответственных попадут должностные лица органов госвласти и местного самоуправления.

При этом уголовное наказание предлагают распространять только на компании и должностные лица. Физическим лицам прописали лишь дисциплинарную ответственность.

Степень уголовного наказания депутаты предлагают определять с помощью ст. 205 УК РФ «Террористический акт», соответствующим образом дополнив третью часть этой статьи.

То есть деятельность, связанная с ГМО, которая создает опасность гибели человека, может быть приравнена к терроризму, если будет доказано, что виновные совершили преступление намеренно.

Такие преступления наказываются лишением свободы на срок от 15 до 20 лет или пожизненным лишением свободы.

Кроме того, поправки, регулирующие оборот ГМО, включают в 15-ю статью федерального закона «О качестве и безопасности пищевых продуктов» и КоАП РФ. Так, сокрытие, умышленное искажение или несвоевременное сообщение информации о загрязнении природы и окружающей среды из-за ГМО повлекут штраф для граждан в размере от 500 рублей до 1 тыс. рублей, должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс.

рублей, юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

В пояснительной записке к законопроекту говорится, что до момента появления научно обоснованного экспертного мнения о ГМО на территории РФ необходимо ужесточить требования к общественной безопасности использования ГМО в пищевых продуктах и животных кормах с целью уменьшения негативного воздействия на здоровье граждан и окружающую среду.

Кирилл Черкасов сказал «Известиям», что жесткое регулирование в генно-инженерной области просто необходимо, так как с вступлением России в ВТО увеличился ввоз такой продукции из-за рубежа.

К тому же, по его словам, существует реальная перспектива того, что все существующие сегодня ограничения по использованию ГМО (например, выращивание модифицированных культур) будут нивелированы. Единственная сфера, куда государство не должно вмешиваться с контролем ГМО, — это наука.

Черкасов также отметил, что к осенней сессии Госдумы будет подготовлен пакет поправок, определяющих техническую и экономическую стороны регулирования сферы ГМО.

Дискуссия об ужесточении оборота ГМО ведется последние несколько лет. После продолжительных межведомственных переговоров Минобрнауки в конце марта подготовило к внесению к Госдуму законопроект.

Министерство предложило не запрещать ввоз, выращивание и продажу ГМО, но усилить трансграничный контроль, обязать маркировать продукцию и ввести миллионные штрафы для ГМО-производителей, транспортеров и продавцов, нарушающих действующее законодательство.

Этот законопроект еще не внесен в Думу.

Ранее в Госдуму вносились законопроекты, запрещающие использование и производство генно-инженерно-модифицированных и трансгенных организмов растительного, животного и микробного происхождения, для использования их в пищевых продуктах и кормах для сельскохозяйственных животных. Но эти законопроекты не получали положительных отзывов со стороны правительства.

Вице-президент Российского зернового союза Александр Корбут называет методы, предлагаемые сейчас парламентариями, нерациональными.

По его словам, за годы потребления продуктов питания на основе ГМО ученым так и не удалось доказать прямого влияния такой пищи на здоровье человека.

Кроме того, пищевая промышленность — не единственная отрасль, использующая генно-модифицированные культуры, продолжает Корбут. ГМО также используют производители лекарств и текстиля.

— В мировой фармацевтической практике ГМО используется гораздо дольше, чем в пищевой. И большой вопрос, кого в этом случае нужно наказывать: тех, кто производит эти препараты, которые лечат людей, или тех, кто их запретит, — недоумевает вице-президент союза.

По мнению Корбута, непонятно, за что и как наказывать изготовителей хлопчатобумажной продукции, которые используют для пошива изделий генно-модифицированный хлопок. Доказать прямое влияние вещей из хлопка на здоровье также невозможно.

Директор по внешним связям Союза органического земледелия Анна Любоведская отмечает, что ни законопроект Минобрнауки, ни проект депутатов и аграрного комитета не отражают предложения президента Владимира Путина, который в конце марта на встрече с Советом Федерации говорил о том, что Россия должна защитить своих граждан от продуктов питания с ГМО. Введение уголовной ответственности Любоведская называет мнимой мерой, так как в суде будет крайне сложно доказать, что причиной смерти или вреда здоровью человека стали генно-модифицированные организмы.

Ссылка на основную публикацию