Статья 28.2. обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

Сегодня мы начнём разговор о том, что важно знать управляющим организациям о мерах социальной поддержки по оплате коммунальных услуг и жилого помещения.

Вы узнаете, какие меры социальной поддержки существуют и кому они предоставляются, в каких случаях уполномоченные органы могут отказать и почему. О них рассказал Верховный суд РФ.

Позиция суда: реклама на квитанциях ЖКХ

Меры социальной поддержки и кому они нужны

К мерам социальной поддержки граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг относятся:

  • предоставление субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг,
  • компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг (ст. ст. 159, 160 ЖК РФ),
  • освобождение от оплаты за жилое помещение или КУ.
  • Федеральное законодательство устанавливает, кому, в каком порядке, каким способом и из каких средств оказывать социальную поддержку.
  • Определённые меры социальной поддержки установлены, например, для:

Субсидия на оплату коммунальных услуг

Субсидия на оплату жилого помещения и коммунальных услуг − это полная или частичная оплата предоставляемых нанимателям по договору социального найма и собственникам жилого помещения жилого помещения и коммунальных услуг. Эта оплата имеет целевое назначение и выплачивается из бюджета соответствующего уровня (ст. 159 ЖК РФ).

Получить субсидию могут:

  • пользователи жилых помещений государственного и муниципального жилищных фондов,
  • наниматели по договорам найма жилых помещений частного жилищного фонда,
  • члены жилищных кооперативов,
  • собственники жилых помещений.

Порядок определения размера субсидии и её предоставления описан в главе IV постановления Правительства РФ от 14.12.2005 N 761. Перечень документов, которые нужно собрать и приложить к заявлению, вы найдёте в главе II этого же постановления.

Как приостановить или прекратить субсидию, прочитаете в главе VIII, а о том, как определить состав семьи претендента и посчитать её доход – в главе V.

Субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг получают граждане России. Иностранные граждане могут получить субсидии, если это предусмотрено международными договорами России (ч. 12 ст. 159 ЖК РФ).

Чтобы рассчитать размер выплаты, нужно знать, сколько членов семьи постоянно живут со льготником. Состав членов семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма определяется по ст. 69 ЖК РФ, а членов семьи собственника – по ст. 31 ЖК РФ.

Возникают сомнения: нужно ли предоставлять субсидии поднанимателям жилого помещения и временным жильцам. Нет, потому что они не приобретают самостоятельное право пользования жилым помещением.

Субсидия перечисляется до срока внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги (ч. 4 ст. 159 ЖК РФ), то есть ежемесячно до 10 числа следующего месяца.

Золотые годы: компенсация взносов на капремонт пожилым людям

Когда рассчитывать на субсидию

Чтобы понять, выплачивать ли гражданину субсидии, нужно посмотреть, превышают ли его расходы на оплату жилого помещения и коммунальных услуг максимально допустимую долю расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи (ч. 1 ст. 159 ЖК РФ).

Из чего складывается совокупный доход семьи или одинокого человека? В него входят:

  • заработная плата, которую нужно знать для расчёта среднего заработка;
  • выходное пособие при увольнении;
  • пенсии;
  • стипендии;
  • денежные выплаты в качестве мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг;
  • доходы, полученные от сдачи жилых помещений;
  • денежные средства, выделяемые опекуну;
  • выплаты приёмной семье на содержание ребенка (ст. ст. 5, 6 – 12 Федерального закона от 05.04.2003 N 44-ФЗ).

Информация Минтруда России о предоставлении мер социальной поддержки отдельным категориям граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг

Предоставление мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами местных органов самоуправления субъекта Российской Федерации.

В соответствии с Федеральными законами от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12 января 1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», от 10 января 2002 г.

№ 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» и Законом Российской Федерации от 15 мая 1991 г.

№ 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»  Российская Федерация передала органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг.

Форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.

Социальная поддержка отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг осуществляется в субъектах Российской Федерации в различных формах:

  • в денежной форме – в виде ежемесячных денежных выплат, ежемесячной денежной компенсации на оплату жилищно-коммунальных услуг;
  • в натуральной форме – обеспечение топливом;
  • в форме льгот – предоставление скидок в оплате жилых помещений и коммунальных услуг.

Категории граждан, меры социальной поддержки которых предоставляются в соответствии с федеральным законодательством:

  • инвалиды войны;
  • Участники Великой Отечественной войны, ставшие инвалидами;
  • Участники Великой Отечественной войны;
  • ветераны боевых действий;
  • члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
  • лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
  • инвалиды;
  • семьи, имеющие детей-инвалидов;
  • лица, подвергшиеся воздействию радиации;
  • Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы и члены их семей;
  • Герои Социалистического труда и полные кавалеры ордена Трудовой Cлавы;
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны, признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (за исключением лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий);
  • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто, других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой войны.
  • граждане, награжденные знаком «Почетный донор России» или «Почетный   донор СССР».

Категории граждан, меры социальной поддержки которых предоставляются в соответствии с нормативно правовыми актами субъекта Российской Федерации: 

  • лица, проработавшие в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны;
  • ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года;
  • реабилитированные лица и лица, признанные пострадавшими от политических репрессий;
  • многодетные семьи;
  • педагогические, медицинские, фармацевтические и другие работники, работающие и проживающие в сельской местности, в рабочих поселках (поселках городского типа).

По вопросам предоставления мер социальной поддержки отдельных категорий граждан по оплате жилого помещения и коммунальных услуг граждане могут обращаться в органы социальной защиты населения по месту жительства.

Статья 28-2. Обеспечение мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, а также по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов

Российская Федерация передает органам государственной власти
субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер
социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и
коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей,
имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий,
вставших на учет до 1 января 2005 года.

Средства на реализацию передаваемых полномочий по
предоставлению указанных мер социальной поддержки предусматриваются
в федеральном бюджете в виде субвенций (в ред. Федерального закона
от 7 мая 2013 г. N 104-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2013, N 19, ст. 2331).

Объем субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации определяется (в ред. Федерального закона от 7
мая 2013 г. N 104-ФЗ — Собрание законодательства Российской
Федерации, 2013, N 19, ст. 2331):

по оплате жилищно-коммунальных услуг исходя из числа лиц,
имеющих право на указанные меры социальной поддержки, данных
федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции
по формированию официальной статистической информации, о стоимости
жилищно-коммунальных услуг в конкретном субъекте Российской
Федерации в расчете на 1 квадратный метр площади жилья за отчетный
год, федерального стандарта социальной нормы площади жилого
помещения, утвержденного Правительством Российской Федерации и
применяемого для расчета межбюджетных трансфертов, а также исходя
из установленного конкретным субъектом Российской Федерации
минимального размера взноса на капитальный ремонт общего имущества
в многоквартирном доме (в ред. Федерального закона от 7 марта 2018
г. N 47-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2018,
N 11, ст. 1582);

Читайте также:  Статья 40 АПК РФ. Состав лиц, участвующих в деле (действующая редакция)

  • по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих
    детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные
    меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров
    и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади
    жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным
    органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством
    Российской Федерации.
  • Субвенции зачисляются в установленном для исполнения
    федерального бюджета порядке на счета бюджетов субъектов Российской
    Федерации.
  • Порядок расходования и учета средств на предоставление
    субвенций устанавливается Правительством Российской Федерации.
  • Форма предоставления указанных мер социальной поддержки
    определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской
    Федерации.
  • Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
    ежеквартально представляют:
  • 1) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
    функции по выработке и реализации государственной политики и
    нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, жилищной
    политики и жилищно-коммунального хозяйства, отчетность об
    осуществлении переданных им Российской Федерацией полномочий по
    предоставлению указанных мер социальной поддержки, включающую объем
    расходов бюджета субъекта Российской Федерации, источником
    финансового обеспечения которых является субвенция из федерального
    бюджета на предоставление мер социальной поддержки по обеспечению
    жильем, численность лиц, которым предоставлены указанные меры
    социальной поддержки, категории получателей мер социальной
    поддержки, основания получения мер социальной поддержки и стоимость
    предоставляемого или приобретаемого жилья;
  • 2) в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий
    функции по выработке и реализации государственной политики и
    нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной
    защиты населения, отчетность об осуществлении переданных им
    Российской Федерацией полномочий по предоставлению указанных мер
    социальной поддержки, включающую объем расходов бюджета субъекта
    Российской Федерации, источником финансового обеспечения которых
    является субвенция из федерального бюджета на предоставление мер
    социальной поддержки по оплате жилищно-коммунальных услуг,
    численность лиц, которым предоставлены указанные меры социальной
    поддержки, категории получателей мер социальной поддержки,
    основания получения мер социальной поддержки и размер занимаемой
    площади жилого помещения.

(Часть в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016 г. N
461-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016, N
52, ст. 7510)

Дополнительные отчетные данные представляются в порядке,
определяемом Правительством Российской Федерации (часть введена
Федеральным законом от 19 декабря 2016 г. N 461-ФЗ — Собрание
законодательства Российской Федерации, 2016, N 52, ст. 7510).

Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой
характер и не могут быть использованы на другие цели.

В случае использования средств не по целевому назначению
уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе
осуществить взыскание указанных средств в порядке, установленном
законодательством Российской Федерации.

Контроль за расходованием средств осуществляется федеральным
органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и
надзору в финансово-бюджетной сфере, федеральным органом
исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору
в сфере труда и социальной защиты населения, Счетной палатой
Российской Федерации (в ред. Федерального закона от 19 декабря 2016
г. N 461-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2016,
N 52, ст. 7510).

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации
вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы
местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер
социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи
(часть введена Федеральным законом от 18 октября 2007 г. N 230-ФЗ —
Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, N 43, ст.
5084).

(Статья 28-2 введена Федеральным законом от 29 декабря 2004 г.
N 199-ФЗ — Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N
1, ст. 25)

открыть раздел в документе найти материалы

Особенности получения жилья инвалидами в РФ

Кириллов Игорь

Данная статья подробно освещает значимую для многих граждан России тему – тему получения жилья инвалидами.

Ни для кого не секрет, что инвалиды различных групп инвалидности в России до сих пор остаются одной из самых незащищенных в социальном плане группой людей.

В подавляющем большинстве случаев жилье инвалида являет собой не самую лучшую картину: прежде всего выделяется его неприспособленность и стесненные условия проживания.

  • Однако следует отметить существенные изменения законодательной базы в этом направлении: если раньше права инвалидов были защищены и зафиксированы в большей степени исключительно на бумаге, то сейчас все социальные гарантии для этой категории граждан наконец-то воплощаются в жизнь.
  • А в соответствии с буквой закона инвалидам предоставляется обустроенное жилье на первых этажах дома со специально оборудованными входами в жилое помещение.
  • Все нуждающиеся в соответствии с положениями ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 года инвалиды могут встать на учет для получения жилья:
  • «Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учет и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года, осуществляется в соответствии с положениями статьи 28.2 настоящего Федерального закона.

  1. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации…
  2. …Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
  3. …Жилые помещения, занимаемые инвалидами, оборудуются специальными средствами и приспособлениями в соответствии с индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида.
  4. Инвалиды, проживающие в организациях социального обслуживания, предоставляющих социальные услуги в стационарной форме, и желающие получить жилое помещение по договору социального найма, подлежат принятию на учет для улучшения жилищных условий независимо от размера занимаемой площади и обеспечиваются жилыми помещениями наравне с другими инвалидами…»

Итак, в соответствии со ст. 17 Федерального закона № 181-ФЗ инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жильём согласно порядку, предусмотренному законодательством РФ. Правом постановки на учёт обладает любой льготник вне зависимости от его группы инвалидности.

Но, несмотря на всё вышесказанное, существует критерий, который делит инвалидов, вставших на учёт для получения квартиры или улучшения жилищных условий, по временному признаку. Вне очереди получают жилье граждане, которые страдают тяжёлыми формами хронических заболеваний. В частности это:

  • — активные формы туберкулёза всех органов и систем;
  • — психические заболевания, при которых требуется обязательное диспансерное наблюдение;
  • — трахеостома, каловые, мочевые и влагалищные свищи, пожизненнаянефростома, стома мочевого пузыря, не корригируемое хирургически недержание мочи, противоестественный анус, пороки развития лица и черепа с нарушением функций дыхания, жевания, глотания;
  • — множественные поражения кожи с обильным отделяемым;
  • — проказа;
  • — ВИЧ-инфицированные дети;
  • — отсутствие нижних конечностей или заболевания опорно-двигательной системы, в том числе наследственного генеза, со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел;
  • — органические заболевания ЦНС со стойким нарушением функции нижних конечностей, требующие применения инвалидных кресел, и/или с нарушением функции тазовых органов;
  • — состояние после трансплантации внутренних органов и костного мозга;
  • — тяжёлые органические поражения почек, осложнённые почечной недостаточностью II-III степени.

Также сюда относится несоответствие предоставленной жилой площади нормативам, предусмотренным законодательной системой Российской Федерации.

В соответствии с постановлением правительства РФ № 901 от 27 июля 1996 года, основаниями для признания инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающимися в улучшении жилищных условий для принятия на учет являютсяпроживание в жилом помещении (доме), не отвечающем установленным санитарным и техническим требованиям, проживание в квартирах, занятых несколькими семьями, если в составе семьи имеются больные, страдающие тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, при которых совместное проживание с ними (по заключению государственных или муниципальных лечебно-профилактических учреждений здравоохранения) в одной квартире невозможно, проживание в смежных неизолированных комнатах по две и более семьи при отсутствии родственных отношений, проживание в общежитиях, за исключением сезонных и временных работников, лиц, работающих по срочному трудовому договору, а также граждан, поселившихся в связи с обучением, проживание длительное время на условиях поднайма в домах государственного, муниципального и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в жилых помещениях, принадлежащих гражданам на праве собственности, не имеющим другой жилой площади.

  1. Также претендовать на получение жилплощади за счет государства могут инвалиды, прописанные и зарегистрированные в общежитии или коммунальной квартире.
  2. Еще одним условием, влияющим на получение жилья, является время, когда инвалид встал на учет для улучшения жилищных условий. Выделяются две основные группы:
  3. — инвалиды, вставшие на учёт до 1 января 2005 года;
  4. — инвалиды, вставшие на учёт после 1 января 2005 года.
Читайте также:  Статья 10.1. проведение выборов, референдума при введении режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации

Льготники, вставшие на учёт до 1 января 2005 года, вправе получить денежные средства для приобретения жилья из специальных фондов соответствующего субъекта России.

Это право также сохраняется за инвалидами и ветеранами Великой Отечественной войны.

Также за инвалидами, вставшими на учёт до 1 января 2005 года, сохраняется право на получение жилья по договору социального найма.

На практике для обеспечения жильем в регионах в основном применяют предоставление инвалиду безвозмездной субсидии на приобретение жилья.

Сумма субсидии равна числу лиц, имеющих право на обеспечение жильем, умноженному на 18 кв.

метров (федеральный норматив обеспеченности жилой площадью одного инвалида), умноженному на среднюю рыночную стоимость квадратного метра (рассчитывается и утверждается для каждого региона).

В соответствии со ст. 28.2. Федерального закона № 181-ФЗ:

  • «Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по предоставлению мер социальной поддержки инвалидов по оплате жилого помещения и коммунальных услуг и по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года.
  • …по обеспечению жильем инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки; общей площади жилья 18 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации…
  • …Средства на реализацию указанных полномочий носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели…
  • …Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе наделять законами субъектов Российской Федерации органы местного самоуправления полномочиями по предоставлению мер социальной поддержки, указанных в части первой настоящей статьи».
  • Вставшим на учет после 1 января 2005 года предоставление жилья осуществляется в соответствии с порядком очерёдности, в зависимости от времени постановки на учёт.
  • Лица, имеющие инвалидность и нуждающиеся в жилых помещениях, принимаются на учёт на основании поданных ими заявлений в органы местного самоуправления.
  • Обеспечение жильем инвалидов, проживающих в не обустроенных надлежащим образом условиях, происходит вне очереди.

Кроме того, право на жилье получают граждане-инвалиды, проживавшие в стационарном воспитательном учреждении для детей до момента достижения совершеннолетия.

Лица, относящиеся к данной категории, получают муниципальную жилплощадь в непосредственной близости со своим прежним местом регистрации. Документы подаются в органы по месту жительства или через многофункциональный центр.

К заявлению должны обязательно быть приложены следующие документы:

  1. — Выписка из домовой книги;
  2. — Копия финансового лицевого счёта;
  3. — Копия справки, подтверждающей факт установления инвалидности;
  4. — Копия индивидуальной программы реабилитации (ИПР);
  5. — Иные документы с задействованными конкретными обстоятельствами (например, справка бюро технической инвентаризации, справка из учреждения здравоохранения).
  6. Факт установления инвалидности, её причины и потребности гражданина, имеющего инвалидность, в социальной защите устанавливаются в соответствиис результатами медико-социальной экспертизы (МСЭ).

Закон не определяет, кем должна осуществляться подача документов на получение жилья – самим инвалидом или его законным представителем. Несмотря на это, инвалид может передать свои права законному представителю при условии оформления доверенности у нотариуса.

Метраж предоставляемой площади по договору социального найма не может быть меньше установленных органами местного самоуправления нормативов, но может быть выше нормы, установленной на одного человека, не более чем в 2 раза при условии, что помещение содержит в себе одну комнату, либо является однокомнатной квартирой. К примеру, в Москве норма составляет 18 кв. метров на одного человека.

Согласно статье 17 Федерального закона №181-ФЗ:

«…Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Плата за жилое помещение (плата за социальный наем, а также за содержание и ремонт жилого помещения), предоставленное инвалиду по договору социального найма с превышением нормы предоставления площади жилых помещений, определяется исходя из занимаемой общей площади жилого помещения в одинарном размере с учетом предоставляемых льгот…»

  • Напоследок хотелось бы привести пример судебной практики по рассматриваемому вопросу.
  • Судебным актом по делу № 33-1589/2012 от 09 октября 2012 года, вынесенным Судебной коллегией по гражданским делам Псковского областного суда, признано за истцом право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов (аукциона), несмотря на требования части 2 статьи 30.1 Земельного кодекса РФ, так как существует приоритет права первоочередности инвалида, что предполагает безусловное предоставление земельного участка инвалиду без проведения аукциона (торгов) в собственность или в аренду:
  • «…Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия находит решение суда законным и обоснованным, соответствующим части 14 статьи 17 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации » от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ, согласно которому инвалидам и семьям, имеющим в своём составе инвалидов, предоставляется право на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, ведения подсобного и дачного хозяйства и садоводства.

Судом было установлено, что Федорова В.Ф., 21 ноября 1930 года рождения, будучи инвалидом 2 группы, что подтверждается актом освидетельствования ВТЭК от 21.02.

1994обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в аренду земельного участка для индивидуального жилищного строительства площадью 600 кв.

метров с указанием места расположения этого участка на основании части 14 статьи 17 названного Федерального закона № 181-ФЗ, но получила отказ в связи с отсутствием решения о постановке ее на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Установив перечисленные обстоятельства, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о том, что Федорова В.Ф.

относится к категории лиц, имеющих право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства, поскольку действующее законодательство не ставит в зависимость право инвалидов на первоочередное получение земельного участка для указанных целей от наличия каких-либо условий.

  1. Судебная коллегия, соглашаясь с выводом суда первой инстанции, исходит из анализа действующего законодательства, регулирующего спорное правоотношение.
  2. Так, часть 14 статьи 17 Федерального закона № 181-ФЗ прямо не предусматривает, что реализация права инвалида на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства возможна только в случае признания инвалида нуждающимся в улучшении жилищных условий.
  3. В соответствии с пунктом 17 Правил предоставления льгот инвалидам и семьям, имеющим детей-инвалидов, по обеспечению их жилыми помещениями, оплате жилья и коммунальных услуг, утверждённых постановлением Правительства РФ от 27 июля 1996 года и принятых во исполнение Федерального закона № 181- ФЗ, инвалид и семьи, имеющие в своём составе инвалидов, для реализации права на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства должны предоставить в органы местного самоуправления заявление и копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной учреждением государственной службы медико-социальной экспертизы. Предоставление иных документов, в том числе подтверждающих нуждаемость инвалида в улучшении жилищных условий, Правилами не предусмотрено…

…Согласно части 2 статьи 28 Земельного кодекса РФ, по общему правилу, земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются за плату; для жилищного строительства – предоставляются в собственность или в аренду, продажа таких участков или продажа права на заключение договоров аренды осуществляется на аукционах, за исключением некоторых случаев, указанных в законе (ч. 1 и ч.2 ст.30.1 Земельного кодекса РФ).

Таким образом, указанными нормами Земельного кодекса РФ закреплена возмездность получения инвалидом земельного участка для жилищного строительства в собственность или в аренду.

…Действующее на территории города Великие Луки Положение о порядке предоставления земельных участков на территории муниципального образования «Город Великие Луки», принятое решением Великолукской городской Думы от 27 сентября 2006 года № 75 (в редакции от 6 октября 2011 года) и регламентирующее распоряжение земельными участками, находящимися в собственности или в ведении органа местного самоуправления, не устанавливает каких-либо особых условий получения земельных участков для жилищного строительства инвалидами в городе Великие Луки. На уровне субъекта Российской Федерации (Псковской области) такой нормативный акт принят только в отношении земельных участков в городе Пскове, государственная собственность на которые не разграничена ( постановление администрации Псковской области от 6 декабря 2007 года № 435, в котором нуждаемость в улучшении жилищных условий инвалида не учитывается).

Читайте также:  Статья 9. Общие условия формирования, продвижения и реализации туристского продукта

Признавая за Федоровой В.Ф. право на первоочередное получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства в аренду без проведения торгов (аукциона), несмотря на требования части 2 статьи 30.

1 Земельного кодекса РФ, суд первой инстанции верно исходил из права первоочередности инвалида, что предполагает безусловное предоставление земельного участка инвалиду без проведения аукциона (торгов) в собственность или в аренду…

…Руководствуясь ст.328 ГПК РФ, судебная коллегия определила решение Великолукского городского суда Псковской области от 09 августа 2012 года оставить без изменения, апелляционную жалобу администрации города Великие Луки – без удовлетворения…».

Магистерские диссертации, дипломные и курсовые работы, по праву. Консультационные услуги

Свяжитесь с нами:

ICQ: 197839245
e-mail: [email protected]

На нашем сайте Вы можете заказать консультативную помощь в подготовке студенческих работ по праву (юриспруденции). 

Консультативные услуги выполняются специалистами с высшим юридическим образованием, имеющими опыт научной и практической работы.

Внимание! Мы не продаем готовые работы, а оказываем консультационные услуги в данной сфере.

Наши преимущества:

  • консультации по подбору темы работы (бесплатно);
  • бесплатные консультации по составлению плана работы;
  • строгая специализация — консультации по подготовке работы оказываются лицами, имеющими, как минимум, высшее юридическое образование (мы оказываем консультационные услуги только по работам по праву).
  • проверка работы на соответствии действующему законодательству;
  • подбор новейших литературных источников и новейшей судебной практики;
  • полное сопровождение до защиты работы;
  • гарантийные обязательства.

При оказании наших услуг используются регулярно обновляемые справочные правовые системы «Гарант» и «Консультант Плюс», что позволяет учитывать самые последние вступившие в силу изменения законодательства, а также законопроекты, планируемые к принятию Государственной Думой в ближайшее время.

                                           

Имеющаяся в нашем распоряжении как обычная, так и обширная электронная библиотека, позволяет нам использовать как классические труды отечественных и зарубежных ученых-правоведов, так и научные работы, учебники, комментарии, монографии и статьи, вышедшие в самое последнее время. Как правило, обязательным требованием для магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ по праву является наличие в них использованных источников выпущенных в текущем году.

  • На оказание наших услуг даются гарантии.
  • Мы оперативно обрабатываем заказ и стараемся как можно быстрее помочь Вам.
  • Мы делаем оказываем консультации по следующим видам работ:

Обеспечение жильем инвалидов 1, 2, 3 группы – как инвалиду получить квартиру по закону? Программа социального жилья для инвалидов

Многие заболевания, которые приводят к получению инвалидности, требуют для самого гражданина создания комфортных условий проживания. Они необходимы и близким этого не очень здорового гражданина.

В том числе обеспечение жильем. Предоставление жилья инвалидам производится на основании выпущенного еще в 1996 году постановления правительства нашего государства №901, рассматривающего обеспечение инвалидов жилой площадью и другие преференции.

В 2021 году они не изменились. Постановление позволяет:

  • Получить квартиру полностью безвозмездно.
  • Альтернативным вариантом становится направление субсидии, предназначенной для оплаты части затрат на покупку жилой площади. Средства компенсируют часть суммы приобретения.
  • Предоставление скидок, которые действуют при составлении платежей на оплату ЖКХ.
  • Может выделяться земля под ИЖС или земельный участок под строительство дачи.

Обеспечение этих льгот передано в ведение местных органов самоуправления. Важно учитывать, что все граждане, которым присвоена группа, не могут претендовать на равные преференции.

Варианты льгот

В постановлении четко оговариваются условия предоставления определенных преференций:

  • Проживание в помещении, общая площадь которого в пересчете на число квадратных метров для каждого родственника менее обязательных социальных норм.
  • Обязательным нормам не соответствуют в месте проживания лица с инвалидностью технические характеристики рассматриваемого помещения.
  • Лицо вынуждено передвигаться в инвалидной коляске, а квартира располагается выше 2 этажа. Это правило действует в домах, имеющих несколько этажей.
  • Инвалид с родственниками проживают на территории общих неизолированных комнат с соседями, не являющимися родственниками.
  • На жилой площади одновременно проживает другой больной, имеющий официально диагностированное хроническое заболевание, препятствующее возможности находиться с ним в одном помещении.
  • Граждане, проживающие в коммунальной квартире. Аналогично рассматривается общежитие. Но в этом случае действует ряд ограничений.

Порядок заявления своих прав

Стать на учет для получения квартиры или субсидии на её покупку (части средств) может каждый человек, по разным причинам официально являющийся инвалидом. Для постановки на учет потребуется написать заявление в социальные службы и собрать пакет обязательных документов:

  • Справку, подтверждающую наличие инвалидности.
  • Программу индивидуальной реабилитации. Такой документ выдает при оформлении инвалидности.
  • Документы о несоответствии места постоянного проживания требованиям социальных норм. Такие, как выписка из Домовой книги, материалы, подтверждающие фактический состав семьи. Бумаги, в которых содержатся сведения обо всех родственниках, зарегистрированных в помещении.
  • Материалы, которые могут запрашиваться дополнительно. В этот перечень входят медицинские справки, выписка БТИ и другое.

Предоставление вне очереди

Действующее законодательство учитывает ситуации, когда поддержка должна оказываться вне очереди. Такие случаи рассматриваются в Постановлении правительства №378:

  • ВИЧ-инфицированные.
  • Лица, у которых диагностирован туберкулез. Причем он находится в открытой форме.
  • При наличии тяжелых заболеваний, поражающих кожу.
  • Больной страдает тяжелыми недугами, приводящими к недержаниям мочи.
  • У больного нарушена подвижность, болезнью затронута опорно-двигательная система, он не в состоянии самостоятельно передвигаться. Требуется постоянная помощь.

Те, кто имеет 2 группу нетрудоспособности, относятся к категории ограниченно нетрудоспособных лиц. Большинство из них мобильны, многие продолжают трудовую деятельность.

Тем не менее помощь от государства на улучшение жилищных условий им также положена в виде возможности претендовать на жилое помещение, предоставляемое на основании договора социального найма.

  • Специальные приспособления. Они должны облегчать проживание и личное бытовое обслуживание. В том числе обеспечивающее передвижение.
  • Для лиц этой категории предусмотрена отдельная повышенная норма площади.
  • В доме, в котором предоставляется площадь инвалиду, устанавливаются пандусы и специальные лифты.

В случае перевода жильца в дом инвалидов (центр реабилитации) жилая площадь сохраняется за ним в течение 6 месяцев. Более того, если на этих квадратных метрах зарегистрированы родственники инвалида, жилье остается за ними на неограниченный период.

Стать на учет имеют право также нуждающиеся в расширении или улучшении жилой площади инвалиды 3 группы.

Положено ли инвалиду 1 группы жилье? К сожалению, в РФ инвалиды до сих пор представляют достаточно незащищенную в социальном отношении категорию людей: кто-то проживает в стесненных условиях либо в жилье, не приспособленном для лиц с некоторыми ограничениями в физическом плане. И хотя процедура получения либо улучшения жилья для инвалидов 1 группы предусмотрена действующим законодательством России, здесь есть свои нюансы, которые нужно учитывать всем нуждающемся и стоящим в очереди на приобретение жилья гражданам.

Важно! Если вы сами разбираете свой случай, связанный с приобретением жилья инвалидом 1 группы , то вам следует помнить, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Понимание основ закона полезно, но не гарантирует достижения результата.
  • Возможность положительного исхода зависит от множества факторов.

Жилье для инвалидов 1 группы

Согласно ст. 17 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ О социальной защите инвалидов в Российской Федерации(далее — Закон № 181-ФЗ), инвалиды и семьи, которые имеют детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилья, принимаются на учет и обеспечиваются жилплощадью в порядке, предусмотренном законами РФ.

Для приобретения права на получение жилья не имеет юридического значения причина или основания наступления инвалидности — Закон № 181-ФЗ в равной степени распространяется на инвалидов по зрению или на граждан, чья инвалидность вызвана тяжелым хроническим заболеванием.

Надо отметить, что законодательство не требует условий, по которым квартиры предоставляются только инвалидам определенной группы. Значимый критерий — это момент постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилья, соответственно, до 1.01. 2005 года и после 1.01.2005 года.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]