Статья 29.3. Лицензирование энергосбытовой деятельности

Статья 29.3. Лицензирование энергосбытовой деятельности

Российские энергосбытовые компании ждет в 2020 году масштабная проверка на прочность.

Речь идет о введении лицензирования энергосбытовых компаний, которое откладывалось несколько лет и станет обязательным с 1 июля 2020 года.

Как сообщил замглавы мин­энерго РФ Юрий Маневич в декабре 2019 г., введение механизма лицензирования позволит контролировать платежную дисциплину энергосбытовых компаний и контролировать качество обслуживания потребителей электроэнергии.

Уже внесены изменения в Кодекс об административных правонарушених (КоАП), предусматривающие административную ответственность за нарушение лицензионных требований и осуществление энергосбытовой деятельности без лицензии.

Внесены поправки в Закон от 26 марта 2003 № 35‑ФЗ «Об электроэнергетике», определяющие лицензионные требования к осуществлению энергосбытовой деятельности (включая отсутствие в едином государственном реестре юридических лиц сведений о нахождении лицензиата или соискателя лицензии в процессе ликвидации, отсутствие в отношении лицензиата или соискателя процедуры ликвидации или банкротства).

На очереди – утверждение Правительством РФ Положения о лицензировании, регламентирующего порядок выдачи лицензий, перечень необходимых для получения лицензий документов, правила проверки соответствия лицензионным требованиям и организации внеплановых проверок.

Хорошо забытое старое

Проект Положения о лицензировании, включенный в «Стратегические задачи лицензирования энергосбытовой деятельности» Минэнерго РФ, включает ряд требований к финансовому состоянию и дисциплине энергобытовых компаний, в том числе – контроль текущих платежей не менее 70 %, контроль платежной дисциплины в виде подтвержденных судом долгов за год в размере не более среднемесячной стоимости услуг.

Предусмотрены и требования к контролю общей финансовой устойчивости. Так, оборачиваемость общей кредиторской задолженности должна составлять не более 55 дней, обороты по банковским счетам должны соответствовать минимум 80 % от общих обязательств на рынках электроэнергии и мощности.

Доля просроченной кредиторской задолженности должна составлять не более 20 %, при этом компания должна подтвердить свою способность погасить имеющиеся кредиты за 6 лет.

Предусмотрены и требования к качеству обслуживания потребителей, включая наличие достаточного количества центров очного обслуживания клиентов.

В настоящее время, подчеркивает Юрий Маневич, контроль качества таких услуг отсутствует, так что федеральные органы, Администрация Президента, Правительство РФ «завалены жалобами граждан».

– Лицензирование энергосбытовой деятельности – не что иное, как хорошо забытое старое, – напоминает советник практики по проектам в энергетике юридической фирмы VEGAS LEX Юрий Татаринов.

– Вплоть до 2012 года законодательство РФ предусматривало лицензирование энергосбытовой деятельности.

К сожалению, это не уберегло поставщиков энергии и сетевых компаний от негативных последствий ухода с рынка ряда крупных энергосбытовых компаний.

Устранить звенья

Одно из вероятных последствий введения механизма обязательного лицензирования энергосбытов, о котором говорят опрошенные «ЭПР» эксперты, – постепенное сокращение числа энергосбытовых компаний и (или) их постепенное укрупнение, а также «перехват» сетевыми организациями функций энергосбытовой деятельности в ряде наиболее проблемных регионов.

– В какой‑то степени это повысит эффективность энергоснабжения, поскольку будут устранены промежуточные и проблемные звенья в цепочке поставщик – потребитель, – считает аналитик ГК «ФИНАМ» Алексей Калачев. – С другой стороны, это может привести к снижению конкуренции и росту монополизации локальных рынков.

Впрочем, масштабного передела рынка ждать не стоит, с учетом того что изменения в Закон об электроэнергетике, предусматривающие переход к обязательному лицензированию энергосбытовых компаний, были внесены еще в декабре 2017 года, считает Юрий Татаринов.

– У энергосбытовых компаний было достаточно времени для того, чтобы обеспечить выполнение минимальных требований в части лицензирования.

Тем не менее, вопросы, связанные с выполнением энерго­сбытовыми компаниями требований о «нормативе» минимальной задолженности за услуги по передаче электрической энергии, зачастую носят системный характер.

Они зависят от особенностей тарифного регулирования в том или ином регионе. По этой причине отдельные энергосбытовые компании могут впоследствии «уйти» с рынка, – уверен эксперт.

Осторожность в оценках относительно доли энергосбытовых компаний, которые могут покинуть рынок, проявляет и некоммерческое партнерство «Ассоциация гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний». «Положение о лицензировании энергосбытовой деятельности, которое должно прояснить многое, еще не вышло», – поясняет Ассоциация.

– Это затрудняет прогнозирование относительно того, у кого из энергосбытовых компаний больше шансы получить лицензию и остаться на рынке.

Тем не менее мы можем сказать, что большинство замечаний энергосбытового сообщества были в той или иной мере учтены разработчиками в рамках процедуры общественного обсуждения проекта постановления «О лицензировании энергосбытовой деятельности».

Механизм «зачистки»

Сегодня в России уже действует механизм «зачистки» рынка от проблемных энергосбытовых компаний, накопивших долги как на оптовом, так и на розничном рынке электроэнергии.

Он касается гарантирующих поставщиков – ключевых энергосбытовых компаний в регионах, которые обязаны заключить договор купли-продажи с любым обратившимся к ней потребителем электрической энергии, не ушедшим на оптовый рынок, или к независимой энергосбытовой компании.

Лишение статуса ГП, в том числе и из‑за долгов, крайне болезненно и грозит потерей всего бизнеса.

Именно нарушение платежной дисциплины стало причиной самых громких «сбытовых» скандалов 2018 года – лишение статуса ГП трех компаний в Челябинской и Свердловской областях – ООО «Новоуральская энергосбытовая компания», АО «Роскоммунэнерго», ПАО «Челябэнергосбыт». Статус ГП был временно передан ОАО «Россети Урал», затем он перешел в конкурсном порядке другим компаниям.

Позволит ли возвращение к лицензированию создать дополнительный рычаг воздействия на проблемные энергосбытовые компании, включая и ГП?

– Лицензирование поможет разобраться с неплатежами, накопленными по вине сбытовых компаний, но на сегодня это не главная составляющая их долгов, – считает Алексей Калачев.

– Как правило, в балансе энергосбытовых компаний сумма кредиторской задолженности не намного превышает сумму дебиторской задолженности. Иными словами, основной объем долгов сформирован потребителями.

Конечно, сбытовые компании постараются повысить собираемость платежей потребителей, но вряд ли это возможно в полном объеме.

– Проблема масштабных задолженностей в энергетике не нова, ее основа лежит в экономической, а не в правовой плоскости, – напоминает Юрий Татаринов.

– Если говорить об исторических фактах, то еще до реформы РАО ЕЭС, в 1999‑2000 годах, из‑за кризиса неплатежей, вексельных «схем» и бартерных сделок в энергетике была весьма актуальна проблема веерных отключений.

При этом действовавшее в тот момент законодательство относило деятельность по реализации электрической энергии к лицензируемой. Последовавшая реформа электроэнергетики позволила отчасти решить проблему неплатежей и сместить базовую точку формирования задолженности на энергосбытовые компании.

Победить эту проблему не помогают и штрафные санкции – такие, как применение повышенной неустойки за просрочку оплаты услуг по передаче электрической энергии, которое не оказало существенного влияния на проблему взаиморасчетов.

Если у конечных потребителей попросту нет денег, они не будут платить вне зависимости от того, какая неустойка предусмотрена в законе, это так или иначе отразится и на финансовых расчетах энергосбытовых и электросетевых компаний независимо от того, какими лицензиями те обладают.

Кроме того, нельзя забывать и наличие правоприменительной практики, согласно которой в ряде случаев суды снижают данную неустойку.

www.eprussia.ru

Госдума приняла закон об отмене лицензирования энергосбытов

Комплаенс / Новости 26 мая

Госдума приняла в окончательном, третьем чтении поправки в закон об электроэнергетике, которые отменяют необходимость лицензирования деятельности энергосбытовых компаний.

Согласно документу (N1051647-7) из закона об электроэнергетике убираются все упоминания о необходимости лицензирования деятельности сбытов. Это прежде всего статьи 29.

3 (лицензирование энергосбытовой деятельности) и 29.4 (порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности).

Закон вступит в силу с 1 июля 2021 г.

Вопрос лицензирования энергосбытовых компаний обсуждался несколько лет. Федеральный закон о лицензировании энергосбытовой деятельности был пописан в конце 2017 г., лицензирование было введено для стимулирования энергосбытовых организаций и гарантирующих поставщиков к повышению качества их работы.

Читайте также:  Статья 31. Использование сенатором Российской Федерации, депутатом Государственной Думы средств связи

Лицензии должны были заработать в июле 2020 г., однако правительство в своем постановлении перенесло срок на год — до 1 июля 2021 г.

По данным газеты «Коммерсантъ», еще весной прошлого года глава правительства Михаил Мишустин поручал курирующему отрасль Минэнерго и Минюсту внести в правительство проекты нормативных правовых актов об отмене лицензирования.

При этом принятый Госдумой закон вводит новый метод государственного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики: «мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики».

Под мониторингом риска предлагается понимать систему постоянного сбора, обработки и анализа информации о деятельности субъектов электроэнергетики, а также иных хозяйствующих субъектов, владеющих на праве собственности объектами по производству электрической энергии или электросетями.

Мониторинг будет вести Минэнерго в отношении субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, которые установит правительство. Результаты мониторинга риска предлагается учитывать при инвестиционном планировании в сфере электроэнергетики.

Как отмечалось ранее в квартальном отчете одной из крупнейших энергосбытовых компаний ПАО «ГК «ТНС энерго», к началу прошлого года Минэнерго с участниками рынка подготовили и отработали в тестовом режиме акты для получения лицензий.

Однако в связи с проведением «регуляторной гильотины» правительство поручило исключить энергосбытовую деятельность из числа лицензируемых.

Согласно отчету сбыта, в качестве замены лицензирования Минэнерго разрабатывает законопроект, который усилит контроль показателей финансового состояния и финансовой дисциплины участников оптового рынка электрической энергии и мощности.

Проект закона установит требования к сбытам по финансовой дисциплине и финансовому состоянию. «Также законопроектом планируется расширить функционал ассоциации «НП Совет рынка» по анализу и мониторингу таких показателей с наделением правом лишения статуса субъекта оптового рынка», — говорится в отчете «ТНС энерго».

В Минэнерго «Интерфаксу» ранее говорили лишь, что ведут разработку соответствующего законопроекта, не комментируя, будет ли он фактически заменой идее о лицензировании сбытов.

Лицензирование энергосбытовой деятельности в 2020 году

Необходимость лицензирования энергосбыта напрашивалась давно. Уж очень большие финансы вращаются в этой области деятельности, и многие энергосбытовые конторы не справляются с соблазном.

Вместо добросовестного перераспределения полученных от потребителей денег они прокручивают их в своих интересах.

А судиться с ними их контрагенты могут годами, ведь своего имущества у них зачастую самый минимум, даже офисы арендованы.

Между тем при такой большой ответственности эти компании и сами должны быть устойчивы в материальном плане. Поэтому государство и пришло к необходимости «санкций» в виде обязательных лицензий для деятельности энергосбытовых организаций.

Предполагается, что не соответствующие требованиям конторы лицензирование не пройдут, а остальным придется стать добросовестными. Иначе они будут отвечать всем своим имуществом — с середины лета 2020-го для этого появятся все механизмы.

Лицензирование долго откладывалось из-за неготовности как сбытовиков, так и Минэнерго. Но теперь окончательный срок установлен: после 30 июня 2020-го работать, не пройдя эту процедуру, энергосбытовикам нельзя.

Если ваша компания занимается сбытом энергии, имейте в виду: у Минэнерго есть 45 суток, чтобы рассмотреть вашу заявку и решить, достойны ли вы лицензии. А в стране больше тысячи фирм с такой же деятельностью, как у вас. И если все будут выжидать, пока отладят процедуру, а потом дружно обратятся в министерство, вам может банально не хватить времени.

Если в штате у вас нет юриста — наймите его со стороны, чтобы он отследил сроки, а вы смогли гарантированно продолжать энергосбытовую деятельность и после 1 июля.

Получи первичную консультацию от нескольких компаний бесплатно: оформи заявку и система подберет подходящие компании!

По этой услуге подключено 199 компаний

Начать подбор в несколько кликов >

Куда обращаться за лицензией

В Минэнерго создан специальный департамент лицензирования энергосбытовой деятельности. Он будет как выдавать лицензии, так и контролировать соблюдение требований. Также в его функциях ведение реестра выданных документов.

В конце нашей статьи есть ссылка на страницу официального сайта министерства с телефонами департамента и адресом его электронной почты.

По ним можно задавать все связанные с получением лицензии вопросы.

Заявление с пакетом документов можно подавать в департамент и в электронном виде, заверив усиленной цифровой подписью.

Если сделать в нем пометку, то таким же способом вам отправят лицензию.

Какие требования к соискателям

Основные требования к желающим получить лицензию на энергосбытовую деятельность названы в статье 29.3 Закона об электроэнергетике. Первое из них, без которого остальные можно даже не читать — кандидат должен быть юридическим лицом, ИП такую лицензию получить не может.

Второе касается личности руководителя компании — единственного или каждого, если управление коллегиальное. У него не должно быть:

  • неснятой или непогашенной судимости за экономические преступления;
  • административного наказания за злоупотребление доминирующей ролью на рынке и/или картельный сговор (считаются повторные правонарушения в пределах действия наказания, вступившего в силу после 30 июня 2020 года).

Дальнейшие требования относятся к деятельности самой энергосбытовой фирмы. Она не должна быть в стадии ликвидации, банкротства или конкурсного производства. Учитываться будут также финансовые показатели (состояние и дисциплина, включая задолженности), а также то, как организовано очное и/или заочное обслуживания потребителей.

Эти требования будут подробно описаны в Положении о лицензировании энергосбытовой деятельности, которое в окончательном виде на момент написания статьи не принято.

Предыдущий его вариант не устроил энергосбытовое сообщество: часть финансовых критериев своей деятельности и требуемое количество клиентских офисов оно сочло избыточным. Предполагалось, что минимум один клиент-центр должен приходиться на 60 тысяч жителей.

Но с ростом онлайн-платежей в крупных городах они будут невостребованными, и для многих фирм это приведет к неоправданным расходам.

На интернет-странице департамента есть формы, которые можно скачать. 1 января, когда стартует лицензирование энергосбытовых компаний, в них, по идее, уже будут обозначены актуальные параметры деятельности. Тогда формы можно будет заполнить.

Все перечисленные условия должны соблюдаться не только кандидатом, но и лицензиатом (то есть тем, кто уже получил лицензию). Минэнерго будет это проверять, ведь ради наведения порядка все и затевалось. Ожидается, что контроль начнется уже в октябре 2020-го.

Особые условия для гарантирующего поставщика

К финансовым показателям деятельности тех энергосбытовых фирм, кто хочет быть гарантирующим поставщиком, требования при лицензировании могут отличаться. Разница зависит от:

  • статуса компании (производит она энергию, занимается сбытом или она и сейчас уже гарантирующий поставщик);
  • категории потребителей (население это или нет);
  • территории (в пределах Единой энергосистемы работает компания или в технологически не соединенных с ней зонах).

Остальные требования для гарантирующего поставщика точно такие же, как и для прочих участников.

Если они выполнены, то за 45 рабочих дней после получения заявления и документов департамент Минэнерго должен провести документарную проверку.

По ее результатом принимается решение — сможет ли энергосбытовая фирма продолжать деятельность с июля или она не прошла лицензирование. Если лицензию дадут, то она будет бессрочной.

Кому потребуется переоформление

Переоформлять лицензию придется, если у компании:

  • произошла реорганизация (преобразование или присоединение к другой);
  • поменялось название;
  • сменились юридический адрес и/или расположение.

Срок, за который нужно переоформить документ в случае изменений, будет в окончательном варианте Положения. До него можно работать по старой лицензии. Максимум за 10 рабочих дней правопреемника проверят еще раз. Отказать в обновлении лицензии могут по тем же основаниям, что и в первый раз (несоответствие требованиям или неверные сведения), и если нарушен срок.

Если все в порядке, то снова выдают бессрочную лицензию. И в реестр лицензии энергосбытовых компаний, повторно прошедших процедуру после реорганизации деятельности, попадут за те же 3 рабочих дня, что и получивших допуск впервые.

Читайте также:  Глава XX. Обеспечение доказательств

Что будет с 1 июля за работу без лицензии

Штрафы уже прописаны в новой статье 14.1.4, которая добавится в КоАП (Кодекс административных правонарушений) с июля 2020-го. Наказывать фирмы будут не только за работу без лицензии вообще, но и за нарушение в своей деятельности обязательных требований:

  1. За негрубое нарушение — 4–5 тысяч рублей штрафа для должностных лиц, 30–40 тысяч для юрлиц.
  2. За грубое нарушение — 150–200 тысяч рублей (или дисквалификация максимум на 3 года) и 300–500 тысяч рублей соответственно.
  3. За работу без лицензии — для руководителей 200–250 тысяч рублей (или та же максимум 3-летняя дисквалификация), для юрлиц от 500 тысяч до миллиона рублей.

Как отличать грубое нарушение от простого, тоже будет написано в Положении. За оставшееся время его должно утвердить правительство.

Штрафы — не единственный механизм давления на недобросовестные конторы энергосбыта. Ожидается, что после проверки финансовых показателей их деятельности контрагенты наконец получат возможность через суд возместить свой ущерб. Как это делается между организациями, читайте в нашей отдельной статье.

  • Источники:
  • Лицензирование энергосбытовой деятельности
  • Страница департамента лицензирования энергосбыта на сайте Минэнерго

Законопроект об отмене лицензирования энергосбытов принят сразу во втором чтении

Поправки в законопроект (N1051647-7) накануне внесло в парламент правительство и группа депутатов. Сам законопроект приводит более сотни законодательных актов в соответствие с принятым ранее законом о госконтроле (регуляторная гильотина).

Согласно принятым во втором чтении поправкам, из закона об электроэнергетике убираются все упоминания о необходимости лицензирования деятельности сбытов. Это прежде всего статьи 29.3 (лицензирование энергосбытовой деятельности) и 29.4 (порядок организации и осуществления лицензионного контроля, прекращение действия лицензии на осуществление энергосбытовой деятельности).

Вопрос лицензирования энергосбытовых компаний обсуждается несколько лет. В конце 2017 года президент подписал федеральный закон о лицензировании энергосбытовой деятельности. Документ был разработан для стимулирования сбытов и гарантирующих поставщиков к повышению качества их работы.

Лицензии должны были заработать в июле 2020 года, однако правительство в своем постановлении перенесло срок на год – до 1 июля 2021 года.

По данным источников в секторе, ещё весной прошлого года глава правительства Михаил Мишустин поручал курирующему отрасль Минэнерго и Минюсту внести в правительство проекты нормативных правовых актов, отменяющих лицензирование сбытов.

При этом принятый Госдумой во втором чтении законопроект вводит новый метод государственного регулирования и контроля в сфере электроэнергетики: «мониторинг риска нарушения работы субъектов электроэнергетики».

Под мониторингом риска предлагается понимать систему постоянного сбора, обработки и анализа информации о деятельности субъектов электроэнергетики, а также иных хозяйствующих субъектов, владеющих на праве собственности объектами по производству электрической энергии или объектами электросетевого хозяйства.

Мониторинг будет вести Минэнерго в отношении субъектов электроэнергетики, соответствующих критериям, которые установит правительство. Результаты мониторинга предлагается учитывать при инвестиционном планировании в сфере электроэнергетики.

В третьем чтении законопроект планируется рассмотреть на следующей неделе.

Как отмечается в квартальном отчёте одной из крупнейших энергосбытовых компаний ГК «ТНС энерго», к началу прошлого года Минэнерго с участниками рынка подготовили и отработали в тестовом режиме акты для получения лицензий.

Однако «в связи с проведением регуляторной гильотины» кабмин поручил исключить энергосбытовую деятельность из числа лицензируемых.

Согласно отчёту сбыта, «известно о планируемом отказе от лицензирования», при этом в качестве замены этому, по данным отч ёта, Минэнерго предлагает законопроект «в части усиления контроля показателей финансового состояния и финансовой дисциплины участников ОРЭМ».

Проект установит требования к сбытам по финдисциплине и финсостоянию, в том числе требования и к расчётам с сетевыми компаниями за оплату передачи электроэнергии. «Также законопроектом планируется расширить функционал ассоциации «НП Совет рынка» по анализу и мониторингу таких показателей с наделением правом лишения статуса субъекта оптового рынка», – говорится в отчёте «ТНС энерго».

В Минэнерго «Интерфаксу» ранее говорили лишь, что ведут разработку соответствующего законопроекта, не комментируя, будет ли он фактически заменой идее о лицензировании сбытов.

Источник: Интерфакс

Энергосбытам прощают лицензии

Как выяснил “Ъ”, премьер-министр Михаил Мишустин хочет отменить наиболее спорную инициативу Минэнерго по лицензированию энергосбытовой деятельности.

Новый механизм должен был заработать 1 июля, с рынка могли уйти крупные должники перед оптовым рынком и сетевым комплексом. Однако лицензирование потеряло актуальность, полагают участники рынка, поскольку оно не вписывается в «регуляторную гильотину».

Отмена механизма, считают эксперты, повысит конкуренцию, но при этом ускорит накопление долгов, объем которых уже превышает 200 млрд руб.

Новое правительство хочет в срочном порядке отказаться от спорной инициативы Минэнерго по зачистке розничного рынка от недобросовестных энергосбытовых компаний.

По данным “Ъ”, премьер-министр Михаил Мишустин поручил Минэнерго и Минюсту внести в правительство проекты нормативных правовых актов в части отмены введения лицензирования энергосбытовой деятельности (документ от 14 марта 2020 года есть у “Ъ”).

составлял долг гарантирующих поставщиков и энергосбытовых компаний перед оптовым энергорынком на конец февраля

Минэнерго много лет продвигало введение лицензий после громких скандалов с банкротством сбытов. Закон о лицензировании был принят еще в 2017 году и должен был убрать с рынка злостных неплательщиков, имеющих долги перед сетевым комплексом и оптовым энергорынком.

Но его вступление в силу постоянно откладывалось. Согласно последним изменениям, энергосбытовые компании (ЭСК) и гарантирующие поставщики (ГП) должны получить лицензии до 1 июля.

Процесс должен был начаться с января, однако затормозился, поскольку правительство так и не утвердило проект постановления, в котором детально определен процесс лицензирования.

Участники рынка опасались, что не успеют пройти процедуру лицензирования, и называли 20 марта крайним сроком для начала процесса оформления документов. При этом за работу без лицензии или с нарушениями в документах предусмотрены штрафы до 500 тыс. руб. для юридических лиц.

Между тем долги ГП и ЭСК продолжают расти. По данным ЦФР на конец февраля, их задолженность на оптовом энергорынке превысила 101 млрд руб. На конец ноября 2019 года долги ГП и ЭСК перед «Россетями» составляли 76,6 млрд руб., а перед другими сетевыми организациями — 24,6 млрд руб.

Заместитель руководителя ФАС Виталий Королев сообщил “Ъ”, что принятие нормы по лицензированию может ограничить конкуренцию.

«Система лицензирования является административными барьером в первую очередь для энергосбытовых компаний, которая приведет к росту издержек и ухудшению конкурентной среды»,— говорит он.

В аппарате Михаила Мишустина, в Минэнерго и в «Совете рынка» (регулятор энергорынков) не ответили на запрос “Ъ”.

«Цели и задачи лицензирования энергосбытовой деятельности (контроль платежной дисциплины и контроль качества обслуживания потребителей) достижимы в рамках существующей системы контроля»,— сказала “Ъ” председатель правления Ассоциации ГП и ЭСК Наталья Невмержицкая.

ГП и так зарегулированы в части взаимоотношений с потребителями, к ним уже сейчас применяются наиболее жесткие требования в части соблюдения финансовой дисциплины.

Госпожа Невмержицкая напоминает, что в случае накопления задолженности за период свыше двух месяцев сбыты лишаются статуса субъекта оптового энергорынка, что обеспечивает защиту интересов производителей энергии и сетевых компаний.

Отмену лицензирования поддерживает и промышленность. В «Сообществе потребителей энергии» сообщили “Ъ”, что лицензирование избыточно, а деятельность сбытовых компаний уже в достаточной мере регламентирована. Например, для решения проблемы неплатежей существует система предоставления финансовых гарантий.

При этом компании, входящие в Ассоциацию ГП и ЭСК, уже были готовы к лицензированию.

Так, гендиректор «Атомэнергосбыта» (входит в «Росатом») Петр Конюшенко сообщил “Ъ”, что компания даже заинтересована в лицензировании, во многом из-за того что «оно позволило бы не допускать недобросовестные энергосбытовые компании работать с потребителями, а это, в свою очередь, защитило бы и клиентов, и других участников энергорынка».

Читайте также:  Статья 34.1. утратила силу с 1 января 2013 года. - федеральный закон от 30.12.2012 n 283-фз.

Представители «РусГидро» и «Т Плюс», владеющие сбытовым бизнесом, сообщили, что тоже готовы к лицензированию с 1 июля, но будут следовать решениям правительства. В «Интер РАО» и в «Русэнергосбыте» (основной поставщик ОАО РЖД) не ответили на запрос “Ъ”.

Сбытовой бизнес трудно проходил экономические спады, накапливая задолженность перед оптовым рынком, теряя игроков в банкротстве, испытывая сложности покрытия кассовых разрывов в условиях резкого роста ставок кредитования, говорит Владимир Скляр из «ВТБ Капитала».

По его мнению, лицензирование было направлено против слабых игроков, снижая риски взрывного роста неплатежей и сохранения средств всех участников энергорынка.

«Обратной стороной этого процесса был резкий рост ограниченного количества игроков, часто аффилированных с государством,— это энергосбыты «Интер РАО», «Росатома» и т. д.

Отмена лицензирования приведет к остановке процесса укрупнения сбытов и повышению конкуренции, но одновременно может и вызывать ускорение роста задолженности и неплатежей в энергосистеме»,— считает Владимир Скляр.

Полина Смертина, Татьяна Дятел

Путин подписал закон о лицензировании энергосбытовой деятельности

МОСКВА, 29 дек — ПРАЙМ. Президент РФ Владимир Путин подписал закон, который вводит лицензирование энергосбытовой деятельности, положение о котором утвердит правительство РФ, следует из опубликованного на портале правовой информации документа.

Под энергосбытовой понимается деятельность по продаже произведенной и (или) приобретенной электроэнергии, осуществляемая на розничных рынках в пределах Единой энергетической системы России (ЕЭС) и на территориях, технологическое соединение которых с ЕЭС отсутствует.

Законом определяется перечень случаев, когда не осуществляется лицензирование энергосбытовой деятельности производителей электроэнергии по продаже энергии, произведенной на принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании объектах. Во-первых, при продаже произведенной электроэнергии только гарантирующему поставщику, энергоснабжающей организации, энергосбытовой организации или другому производителю электроэнергии.

Во-вторых, при продаже электроэнергии, произведенной на принадлежащих производителю квалифицированных генерирующих объектах, функционирующих на основе использования возобновляемых источников энергии или торфа, только сетевым организациям в целях компенсации потерь в электросетях.

В-третьих, при продаже электроэнергии в объеме, не превышающем объем электроэнергии, произведенной на принадлежащих ему на праве собственности или ином законном основании объектах по производству электрической энергии (мощности).

Основанием для отказа в предоставлении лицензии станет несоответствие соискателя лицензии одному или нескольким лицензионным требованиям, а также наличие в представленных им заявлении о предоставлении лицензии и документах недостоверной или искаженной информации.

В рамках осуществления лицензионного контроля за соблюдением лицензионных требований допускается проведение только внеплановых документарных и выездных проверок.

Плановые проверки при осуществлении лицензионного контроля за соблюдением лицензиатом лицензионных требований не проводятся.

Закон предусматривает ведение сводного федерального реестра лицензий на осуществление энергосбытовой деятельности.

Этот реестр будет содержать, в частности, сведения о предоставленных, переоформленных лицензиях, а также лицензиях, действие которых прекращено, сведения о лицензиатах, осуществляющих или осуществлявших энергосбытовую деятельность, о сроках проведения выездных проверок, об основаниях прекращения действия лицензии.

Одновременно устанавливается ответственность за осуществление энергосбытовой деятельности с нарушением лицензионных требований или без лицензии. В случае нарушения лицензионных требований должностные лица могут быть предупреждены, либо уплатить штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей. Штраф для юридических лиц в этом случае составит от 30 до 40 тысяч рублей.

А при грубом нарушении штраф для должностных лиц увеличится — 150-200 тысяч рублей, для юрлиц — до 300-500 тысяч рублей. В то же время возможна дисквалификация должностных лиц на срок до трех лет. Понятие грубого нарушения лицензионных требований будет установлено в положении о лицензировании энергосбытовой деятельности, которое утвердит правительство РФ.

В случае осуществления энергосбытовой деятельности без лицензии должностные лица могут быть дисквалифицированы на срок до трех лет либо наказаны штрафом в размере от 200 до 250 тысяч рублей. А штраф для юрлиц составит от 0,5 до 1 миллиона рублей.

До 1 июля 2021 г. для энергосбытовой деятельности лицензия не нужна

Постановлением Правительства РФ от 10 марта 2020 г. N 262 были установлены особенности технологического присоединения энергопринимающих устройств (далее – ЭПУ) заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил, а именно:

  • — физических лиц с максимальной мощностью ЭПУ до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику;
  • — юридических лиц и ИП с максимальной мощностью ЭПУ до 150 кВт включительно по второй или третьей категории надежности.
  • Рассмотрим основные изменения в отношении вышеуказанных категорий заявителей:
  • — введена глава Х Правил, регулирующая особенности технологического присоединения заявителей, указанных в пунктах 12.1 и 14 Правил;
  • — если технологическое присоединение осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже, территориальные сетевые организации (далее – ТСО) обязаны обеспечить возможность заявителю самостоятельно осуществить фактическое присоединение своих объектов к электрическим сетям и фактический прием (подачу) напряжения;
  • — отменена обязанность для ТСО направлять оферту договора технологического присоединения на бумажном носителе, вместо этого, заявителю выставляется счет на оплату;
  • — ТСО обязаны размещать в личном кабинете потребителя не позднее 10 рабочих дней со дня поступления заявки: типовую форму договора, технические условия, инструкцию, содержащую последовательный перечень мероприятий, обеспечивающих безопасное осуществление действиями заявителя фактического присоединения и фактического приема напряжения и мощности, проект договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии), а также счет на оплату. 
  • — отменена неустойка за нарушение заявителем срока выполнения мероприятий по технологическому присоединению, если технологическое присоединение осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже;
  • — отменена обязанность для ТСО проводить проверку выполнения заявителем технических условий, если технологическое присоединение осуществляется на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже;
  • — изменен порядок проведения ТСО допуска прибора учета в эксплуатацию;
  • — отменена обязанность по составлению и подписанию сторонами на бумажном носителе акта о выполнении технических условий и акта об осуществлении технологического присоединения. С 1 июля 2020 года данные документы подлежат размещению ТСО в личном кабинете потребителя и подписываются в одностороннем порядке усиленной квалифицированной электронной подписью;
  • — дата начала действия договора энергоснабжения (купли-продажи электрической энергии) определяется со дня подписания ТСО усиленной квалифицированной электронной подписью и размещения в личном кабинете потребителя акта об осуществлении технологического присоединения.

2. Вопросы технологического присоединения ЭПУ заявителей, указанных в п. 12.1 и 14 Правил на уровне напряжения 0,4 кВ и ниже

Вопрос № 1. Распространяется ли глава Х Правил на заявителей – физических лиц, имеющих намерение присоединить ЭПУ с мощностью свыше 15 кВт для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью?

Ответ: По нашему мнению, глава X Правил не распространяется на указанных в вопросе заявителей. Однако не исключено, что органы исполнительной и судебной власти выработают в практике иной подход в части трактовки главы X Правил.

Обоснование ответа: Согласно Правил в редакции от 01.07.

2020 года, требования главы Х Правил распространяются на заявителей, указанных в пункте 14 Правил, являющиеся физическими лицами с максимальной мощностью ЭПУ до 15 кВт включительно, которые используются для бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, и электроснабжение которых предусматривается по одному источнику.

Из вопроса следует, что мощность ЭПУ физического лица составляет свыше 15 кВт, тем самым он не является заявителем, указанным в пункте 14 Правил. 

Таким образом, на данного заявителя не распространяются нормы главы Х Правил.

Ссылка на основную публикацию