Статья 4. государственное управление в области охраны окружающей среды

  • В данной статье анализируется вопрос государственного управления в сфере природопользования и охраны окружающей природной среды на территории Российской Федерации.
  • Ключевые слова: государственное управление, охрана окружающей среды, природопользование, экологический надзор
  • Интенсивная хозяйственная деятельность, как обратная сторона научно-технической революции, привела Россию к экологическому кризису, который сопровождается сегодня социальными, экономическими проблемами, ухудшением качества жизни населения, увеличением заболеваемости населения, снижением рождаемости, сокращением продолжительности жизни [8].

Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [2] определяет правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, обеспечивающие сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений, укрепления правопорядка в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности.

Проблемы в области природопользования и охраны окружающей среды входят в сферу высших государственных приоритетов, для решения их необходима единая государственная политика, где нет места разрозненным действиям и несистемным решениям. Государственное управление в области охраны окружающей среды является частью социального управления и рассматривается как одна из функций Российской Федерации.

В процессе управления органами государственной власти осуществляется предоставление природных объектов в пользование, собственность, устанавливается их целевое использование, осуществляется наблюдение, учет, экологический надзор, что, в принципе, должно обеспечивать рациональное природопользование и охрану окружающей среды [5].

Высшими государственными органами, осуществляющими политику в области охраны окружающей среды и природопользования, являются: Президент РФ, Федеральное Собрание состоящее из двух палат: Совета Федерации и Государственной Думы, Правительство РФ, органы исполнительной и законодательной власти субъектов РФ.

При аппарате Президента РФ работает Межведомственная комиссия Совета безопасности РФ по экологической безопасности, которая образована в соответствии с Законом РФ от 28 декабря 2010 г.

№ 390-ФЗ «О безопасности» [3] и Положением о Совете безопасности Российской Федерации, утвержденным Указом Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 547 [4].

Межведомственная комиссия является постоянным рабочим органом Совета безопасности Российской Федерации по реализации возложенных на него задач в сфере обеспечения экологической безопасности личности, общества и государства.

Приоритетными направлениями государственной политики в области окружающей среды и природопользования является поддержание устойчивого развития общества, повышения качества жизни, улучшения здоровья населения и демографической ситуации, обеспечения безопасности страны (экономической, экологической и нравственной).

Следует отметить, что современное усиление и централизация власти повышают статус и эффективность доктринальных (концептуальных) документов, их воздействие на национальную правовую систему и на систему управления в данной сфере правоотношений в целом.

Как сказано в основном прогнозном документе страны — Концепции социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г.

№ 1662-р, «динамика основных экологических показателей развития России указывает на увеличение негативного воздействия на окружающую среду (суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников, объемы образования отходов на фоне снижения уровня их переработки» [6].

Так, 40 % территории России фактически представляют собой зону экологического бедствия. Это цифра говорит о том, что более 60 % всего населения России — жители центральной и южной Европейской части Российской Федерации, среднего и южного Урала, Западной Сибири и Поволжья проживают в экологически неблагополучных районах.

Что касается Дальневосточного федерального округа (далее — ДФО), то ситуация здесь требует скорейшего вмешательства государства и принятия мер по целому ряду направлений, в том числе и экологии.

Особенности экологической политики неразрывно связаны со спецификой экономического, социального, политического и культурного развития общества.

В связи с этим большое влияние на экологическую политику оказывают следующие факторы: масштабы природопользования, темпы развития производства, экономическая и социальная стабильность, уровень экологической культуры населения и т. п.

Увеличивающееся потребление природных ресурсов, экстремальные природно-климатические условия, повышенная уязвимость экосистем регионов Севера и ДФО приводят к возникновению угрозы для безопасности населения, природным и техногенным чрезвычайным ситуациях.

В ДФО производится незаконная вырубка девственных лесов — главного богатства региона, а также при воздействии техногенного фактора загрязняются водные источники.

В числе экологических проблем ДФО также можно назвать пожары, последствия тайфунов и землетрясений, наводнения, крушения нефтеналивных танкеров, аварии на нефтегазовых и других промышленных объектах. При этом следует отметить, что лишь 75 % участков могут быть рекультивированы. В Дальневосточном федеральном округе в 2017 г.

5 городов (Благовещенск, Комсомольск-на-Амуре, Уссурийск, Чегдомын (пгт), Южно-Сахалинск) характеризовались высоким уровнем загрязнения атмосферного воздуха.

Высокий уровень загрязнения приземного слоя атмосферы Хабаровского края формируется, в основном, под влиянием выбросов предприятий по производству, передаче и распределению электроэнергии, газа, пара и горячей воды, котельных и автотранспорта [7].

В целях повышения эффективности решения природоохранных задач необходимо совершенствовать правовое регулирование организации и проведения государственного экологического надзора.

Одним из основных правовых инструментов в области охраны окружающей среды в 1990-е гг. стала государственная экологическая экспертиза, направленная на установление соответствия документации, обосновывающей намечаемую хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, и проводимая в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

С 2007 г., в результате изменений, внесенных в Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе», [1] значительно сокращен круг объектов государственной экологической экспертизы, из перечня были исключены почти все объекты, способные оказать неблагоприятное воздействие на окружающую среду.

Так, к примеру, исключены проекты нормативно-правовых актов — законов, указов, постановлений и т. п.

В наших условиях, когда многие стратегические процессы, направления развития и политика в области охраны окружающей среды устанавливаются именно законодательно, отказ от экологической экспертизы проектов нормативно-правовых актов может привести к долгосрочным негативным экологическим и социально-экономическим последствиям на региональном уровне и уровне всего государства.

В действующем законе «Об экологической экспертизе» предметом экспертизы остались проекты нормативно-технических и инструктивно-методических документов, но только тех, которые связаны с охраной окружающей среды, а также проекты некоторых целевых программ. Т. е.

ни градостроительная деятельность, ни нормирование тех видов деятельности, которые могут нанести ущерб окружающей среде, предметом экспертизы не являются [9].

Иными словами, то, что может оказать воздействие на окружающую среду косвенно, и что нуждается, как правило, в стратегической экологической оценке, также выпадает из объектов подлежащих экологической экспертизе.

В сложившихся условиях это означает, что экологические требования при принятии решений о реализации многих видов хозяйственной деятельности в обязательном порядке учитываться не будут, что неизбежно приведет к снижению эффективности государственного экологического надзора, дестабилизации всей системы охраны окружающей среды и к ухудшению экологической обстановки во многих регионах страны.

По нашему мнению, необходимо ликвидировать это законодательное упущение и внести поправки в Федеральный закон «Об экологической экспертизе», расширяющие перечень объектов государственной экологической экспертизы, включив в него все экологически опасные виды хозяйственной деятельности.

Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей среды — составная часть государственного управления в целом, роль которого в данной сфере определяется значением государственных органов в механизме охраны окружающей среды. Именно органы государственной власти обладают специальными правовыми и административными средствами для обеспечения реализации требований экологического законодательства.

Действующее экологическое законодательство решает не все поставленные перед ним задачи.

Совершенствование правового регулирования экологических отношений предполагает существенную модернизацию как государственного экологического управления, так и основных природоохранных инструментов: экологического нормирования, экологического надзора и контроля, экологической экспертизы, платы за негативное воздействие на окружающую среду и других. Без этого невозможны качественное оздоровление окружающей среды и успешное развитие страны в будущем.

Литература:

  1. Об экологической экспертизе: Федеральный закон от 23.11.1995 № 174-ФЗ // Российская газета. –1995.– № 232.
  2. Об охране окружающей среды: Федеральный закон от 10 янв. 2002 г. № 7-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2002. — № 2. — Ст.133.8.
  3. О безопасности: федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ // Российская газета. — 2010. — № 295.
  4. Вопросы Совета Безопасности Российской Федерации (вместе с «Положением о Совете Безопасности Российской Федерации»: указ Президента РФ от 6 мая 2011 г.№ 590 // Собрание законодательства РФ, –2011. — № 19.– Ст. 2721.
Читайте также:  Статья 6. льготы по профессиональному обучению и дополнительному профессиональному образованию, по предоставлению отпусков

Государственное управление в области охраны окружающей среды и природопользования

Определение 1

Государственное управление охраной окружающей среды и природопользованием – это комплекс мер государственной политики, направленных на сохранение состояния окружающей среды и рациональное природопользование на территории Российского государства.

Функции государственного управления охраной окружающей среды и природопользования включает в себя следующие:

  • во-первых, ведение учета, в том числе кадастрового, совокупности природных ресурсов. Данная функция создает основу для реализации всех других функций государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Управление объектами природной среды невозможно без наличия информации о их существовании. Учет таких объектов ведется в разрезе территориально-административных единиц, конкретных природопользователей или собственников данных ресурсов;
  • во-вторых, выработка и осуществление единой политики в сфере управления охраной окружающей среды и природопользования, осуществление разработки и принятия программ и планов развития данного сектора государственного управления;
  • в-третьих, осуществление финансирования и материально-технического обеспечения программ и мероприятий в сфере охраны окружающей среды и природопользования. Финансирование данных программ производится за счет средств бюджетов различного уровня, средств хозяйствующих субъектов, экологических фондов, кредитных ресурсов банков, добровольных пожертвований граждан и организаций и так далее;
  • в-четвертых, определение норм и правил рационального использования объектов природы и охраны окружающей среды, осуществление стандартизации экологии;
  • в-пятых, осуществление распределения и перераспределения ресурсов природного характера, лицензирование деятельности в сфере природопользования, лимитирование природопользования;
  • в-шестых, организация пространственно-территориального устройства природных ресурсов, подразумевающая осуществление мероприятий, которые призваны обеспечивать реальную возможность использования различных природных объектов;
  • в-седьмых, контроль рациональности использования природных ресурсов и охраны окружающей среды;
  • в-восьмых, разрешение спорных ситуаций в сфере природопользования.

Органы государственного управления охраной окружающей среды и природопользованием

  • Органы, осуществляющие управление охраной окружающей среды и природопользованием, можно разделить на органы, имеющие общую компетенцию, и органы, имеющие специальную компетенцию.
  • В первую группу органов входят: российский Президент, российское Правительство и правительства регионального уровня.
  • В сферу компетенции Президента России в области управления охраной окружающей среды и природопользованием относятся следующие функции:
  • установление приоритетных направлений политики государства в сфере экологии;
  • нормотворчество по вопросам охраны окружающей среды и природопользования;
  • организация централизованных органов государственного управления исполнительного характера в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
  • выполнение роли гаранта, обеспечивающего соблюдение прав населения в сфере охраны окружающей среды и природопользования;
  • содействие согласованного функционирования и взаимодействия органов государственного управления в сфере охраны окружающей среды и природопользования.

Функции Правительства в сфере охраны окружающей среды и природопользования включают в себя:

  • во-первых, обеспечение проведения на территории России единой политики государства в сфере экологии;
  • во-вторых, осуществление управления собственностью России на природные ресурсы;
  • в-третьих, проведение мер, направленных на обеспечение законности и осуществления прав населения в сфере экологии и так далее.
  1. Ко второй группе органов управления охраной окружающей среды и природопользования относят те органы, которые осуществляют выполнение наиболее ответственных функций в сфере экологического нормирования, экспертизы, лицензирования, сертификации, контроля и так далее.
  2. Система специализированных органов управления охраны окружающей среды и природопользования характеризуются достаточно высокой нестабильностью, обусловленной постоянным реформированием этой сферы, не всегда ведущим к ее усовершенствованию.
  3. К числу специализированных органов государственного управления охраной окружающей среды и природопользования можно отнести некоторые федеральные Министерства, агентства и службы.
  4. Специализированные органы управления рассматриваемой сферой можно классифицировать следующим образом:
  • во-первых, те органы, которые выполняют весь спектр задач в природоохранной сфере, или их отдельные блоки. К числу данных органов относятся Министерство природных ресурсов и экологии, здравоохранения и социального развития, гидрометеорологии и мониторинга окружающей среды и так далее;
  • во-вторых, те органы, которые охватывают отдельные вопросы охраны природы и использование конкретных объектов природы. К данным органам относят Министерство сельского хозяйства, Федеральное агентство по вопросам рыболовства и прочее;
  • в-третьих, те органы, которые выполняют родственные функции в отношении различных природных объектов. К данным органам относят Федеральную службу государственной статистики, Министерства юстиции, внутренних дел и так далее.

Кроме того, федеральные органы исполнительной власти включает в свой состав те органы, которые реализуют социальные задачи в сфере природопользования и охраны окружающей среды. При этом эти задачи не составляют основы их деятельности, а решается наряду с иными функциями.

Замечание 1

Примерами таких органов выступает Федеральная служба, осуществляющая надзор за защитой прав потребителей и благополучием человека, Федеральная таможенная служба и так далее.

Управление в области охраны окружающей среды

Юридическая энциклопедия МИП онлайн — задать вопрос юристу » Споры по недвижимости » Экологическое право » Управление в области охраны окружающей среды

Охрана окружающей среды, как важного фактора для нормальной жизни граждан, является одной из приоритетных задач государственных органов. Статья расскажет о государственном управлении в сфере охраны окружающей среды

Содержание

Окружающая среда представляет собой совокупность элементов естественной природы, объектов ландшафта, не возобновляемых или частично возобновляемых природных ресурсов, создающих основу для жизнедеятельности человека.

Технический прогресс и развитие средств и способов производства систематически увеличивают последствия деятельности человечества на окружающий мир.

Охрана окружающей среды и ее экологического благополучия имеет ключевое значение не только для устранения негативных последствий техногенного мира, но и для самого существования человечества.

Государственное управление в области охраны окружающей среды

Государственное управление в области охраны окружающей среды реализуется в комплексе мероприятий, оказывающих прямое и косвенное влияние на регулируемый объект отношений. Исходя из характера полномочий государственных органов, можно выделить следующие ключевые моменты управления в этой сфере со стороны государства:

  • Комплекс мероприятий осуществляют органы, уполномоченные государством на совершение действий в области охраны окружающей среды. Если государство выступает только роли организатора конкретного мероприятия, то оно автоматически приобретает контрольные функции по отношению к субъектам, осуществляющим на практике функции охраны природного мира.
  • Юридические действия государственных органов носят властный характер и обеспечиваются средствами государственного принуждения в случае неисполнения императивных правил и предписаний.
  • В рамках государственного управления издаются нормативные акты обязательные для исполнения и обращенные к неограниченному кругу лиц.
  • За нарушение норм в сфере охраны окружающей среды в законодательстве предусмотрены санкции.

Основной задачей государственного управления является реализация функций исполнительной власти во взаимоотношениях со всеми институтами общества.

Система управления охраной окружающей среды

Система государственного управления включает в себя следующие элементы:

  • Наличие у государственных органов правомочий на решение вопросов в области охраны окружающей среды. Права и обязанности институтов государственной власти четко прописаны в нормативных актах и не подлежат расширительному толкованию. Государственные органы обязаны действовать точно в соответствии с нормами права, а реализация их полномочий осуществляется в пределах, ограниченных законодательством, устанавливающим их комптенцию. В некоторых случаях органы власти имеют возможность выступать в экологических правоотношениях как равноправный партнер (например, при реализации совместных проектов в области охраны природы).
  • Четкое разграничение полномочий между различными государственными органами. Государство наделяет каждый свой орган исключительной компетенцией, не допускающей дублирования функций различных институтов. Отраслевой и межотраслевой характер реализации государственных функций максимально точно определяет уровень полномочий конкретного органа.
  • Иерархия системы органов власти. Вся система государственного управления построена по принципу подчинения нижестоящих органов вышестоящим. На практике такая иерархия позволяет не только координировать усилия по охране окружающей среды «сверху вниз», но и осуществлять постоянный контроль за деятельностью органов низших ступеней иерархии.

В сфере экологического права и охраны природной среды государство осуществляет управление по следующим конкретным видам деятельности:

  • Правотворческая деятельность. Государство разрабатывает и принимает нормы и правила, регулирующие любые правоотношения в сфере охраны природы.
  • Правоприменительная. Принятие нормы права подразумевает ее реализацию на практике, поэтому государственные и муниципальные органы являются одновременно и субъектами правоотношений в области экологического права, т.е. выступают в роли участника конкретного мероприятия по охране либо осуществляют контроль за их проведение.
  • Юрисдикционная. В пределах своей компетенции органы власти дают указания субъектам экологических правоотношений, могут влиять на возникновение или изменение таких правоотношений. Правомочия государства включают в себя возможность и обязанность осуществлять действия, направленные на охраны природной среды. Важным признаком государственного управления в этой деятельности является соблюдение экологических прав и законных интересов граждан и юридических лиц.
  • Иная властная деятельность.
Читайте также:  Статья 14. организация управления архивным делом в российской федерации

Если рассмотреть конкретные проявления государственного управления, то в отношении ряда властных органов можно выделить следующие особенности:

  • Президент РФ. Издает указы и распоряжения в области охраны экологии в рамках федерального законодательства. Акты Президента носят конкретный характер и направлены на конкретные правоотношения в области экологического права (например, указы о ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций)
  • Органы исполнительной власти РФ и субъектов РФ. Разрабатывают систему нормативных актов в области экологии, создают особые охранные зоны, осуществляют контроль за соблюдением охранных мероприятий
  • Муниципальные органы власти. Создают местные охранные зоны и зоны особой экономической деятельности на охраняемых территориях

Механизм охраны окружающей среды

Под механизмом государственного управления охраной окружающей среды понимается комплекс мер, направленных на охрану природной среды, а также на создание благоприятных условий жизни человека. В зависимости от области применения и способу регулирования эти меры подразделяются на:

  • Организационные меры. Уполномоченные государственные структуры организуют работу общественных институтов по охране природной среды, а также сами участвуют в конкретных природоохранных мероприятиях.
  • Правовые меры. Государственные органы создают правовую базу для деятельности по охране окружающей среды путем принятия систематизированного комплекса нормативно-правовых актов.
  • Экономические меры. Предусматривают как бюджетное финансирование мероприятий в сфере охраны, так и создание рычагов экономического стимулирования общества (юридических и физических лиц).

В общем механизме охраны окружающей среды можно выделить отдельные группы, которые на практике имеют самостоятельное значение:

  • Управленческий механизм. Характеризуется наличием системы органов власти и необходимых инструментов реализации властных полномочий. Государство не только предписывает правила поведения субъектов экологических правоотношений, оно одновременно участвует в конкретных охранных мероприятиях.
  • Экономико-юридический механизм. Включает комплекс мер экономического стимулирования охраны окружающей среды, базирующийся на законодательном регулировании. Государство может оказывать прямую и косвенную помощь субъектам, занимающимся охраной природной среды; осуществляет финансирование охранных мероприятий; вводит денежные санкции за вред, причиненный окружающей среде.
  • Правовой механизм. Предусматривает наличие норм и правил, обязательных к применению всеми субъектами, а также рычаги ответственности за их несоблюдение (штрафы, санкции, возмещение вреда и т.д.). Только государственные органы уполномочены на принятие общеобязательных норм права.
  • Механизм особой охраны. Для охраны природной среды разрабатывается комплекс конкретных мер по защите природы (создание зон с особыми условиями деятельности, определение неблагоприятных территорий и т.д.).
  • Идеологический механизм. Включает в себя мероприятия по воспитанию, просвещению, обучению и повышению уровня экологической культуры населения. В этом механизме государству принадлежит организационная роль, так как осуществлять идеологические мероприятия могут любые субъекты правоотношений.
  • Международно-правовой механизм. Национальные органы власти в сфере охраны окружающей среды действуют в тесной кооперации с международными институтами, подчиняются общим нормам международного права, участвуют в совместном решении проблем охраны природного мира. 

Кузнецов Федор Николаевич

Опыт работы в юридической сфере более 15 лет; Специализация — разрешение семейных споров, наследство, сделки с имуществом, споры о правах потребителей, уголовные дела, арбитражные процессы.

Также вам будут полезны следующие статьи:

Электронная библиотека >> ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО

1.8. Управление в области охраны окружающей среды и природопользования

1.8.1.Понятие и виды управления в области охраны окружающей среды и природопользования

Как справедливо заметил В.В. Петров, между идеей закона, заложенной в его нормах, и воплощением этой идеи в жизнь, существует большая разница — не всегда положения закона, как бы ни был он хорош, реализуются на практике (1).

Им же было введено понятие эколого-правового механизма охраны окружающей природной среды, который представляет самостоятельный институт российского экологического права, проявляющийся в системе эколого-правовых норм и экологических правоотношений, направленных на выполнение закрепленного в законе экологического императива. Под экологическим императивом, в свою очередь, понимают приказ, требование по неукоснительному соблюдению правил рационального природопользования и охраны окружающей природной среды, невыполнение которых влечет применение мер ответственности.

 Механизм исполнения законов в области охраны природы содержит много общего с механизмом исполнения юридических нормативных актов в целом. В то же время он отличается рядом особенностей, вытекающих из специфики экологических отношений.

Формой реализации эколого — правового механизма в практической жизни является управление охраной окружающей среды со стороны государства, органов местного самоуправления и общественности.

В широком смысле под управлением вообще понимается руководство чем-либо (или кем-либо). В Словаре русского языка С.И.

Ожегова раскрывается понятие «управления» как «руководить, направлять деятельность, кого-чего-нибудь» (2).

Что касается определения и видов управления в области охраны окружающей среды и природопользования (экологического управления), то существуют разные точки зрения по данному вопросу.

Р.К. Гусев считает, что в объективном смысле экологическое управление — это совокупность правовых норм, регулирующих природоохранительную управленческую деятельность (3).

По его мнению, более конкретно управление означает урегулированную нормами права деятельность государственных, муниципальных органов, частных управленческих структур и должностных лиц, призванную сохранить и улучшить окружающую среду, обеспечить охрану природных ресурсов, рациональное природопользование, воспроизводство природных ресурсов, а также обеспечить благоприятные условия жизнедеятельности и экологическую безопасность.

(1) Петров В.В. Экологическое право России. Учебник для вузов. — М.: Издательство БЕК, 1995. —  с. 161.

(2) Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов. М., 1985. — с. 726.

(3) Гусев Р.К. Экологическое право: Учебное пособие. — М.: ИНФРА-М, 2000. — с. 26.

По мнению М.М Бринчука (1) управление природопользованием и охраной окружающей среды представляет собой совокупность осуществляемых уполномоченными субъектами действий, направленных на исполнение требований экологического законодательства.

Им же выделены функции экологического управления: подзаконное нормотворчество; создание системы органов управления в экологической сфере; координация деятельности по природопользованию и охране окружающей среды; экологическое планирование; экологическое нормирование; экологическая экспертиза; экологическая сертификация; экологический аудит и ряд других.

О.И.

Крассов под управлением в сфере охраны окружающей среды понимает подзаконную исполнительно-распорядительную деятельность государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, основной целью которой является организация обеспечения сохранения окружающей природной среды, ее восстановления и обеспечения экологической безопасности (2). Он же выделяет два вида управления в данной области: общее и специальное.

Общее управление имеет территориальный характер и касается всех юридических и физических лиц в пределах территории РФ, субъекта РФ или территории местного самоуправления. Общее управление осуществляют органы общей компетенции (см.

раздел 1.8.2.). Специальное управление осуществляют специально уполномоченные на то органы исполнительной власти РФ или субъектов РФ, для которых осуществление управленческих функций в данной области является их основной задачей.

  

 В зависимости от субъекта управления выделяют два вида экологического управления: государственное, осуществляемое органами исполнительной власти РФ и субъектов РФ, и муниципальное, осуществляемое органами местного самоуправления. Существуют и иные классификации видов экологического управления (3).

(1) Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. — 2-е изд., — М.: Юристъ, 2003. — с. 174-175.

(2) Крассов О.И. Экологическое право: Учебник. -М.: Дело, 2001. — с. 151- 153.

(3) Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие /Под ред. А.П. Анисимова. — М.: «Приор-издат», 2003. — с. 53.

1.8.2. Виды органов экологического управления

  • Большинство авторов выделяют два вида органов управления в области охраны окружающей среды и природопользования: органы общей и специальной компетенции.
  • Органы общей компетенции осуществляют общее экологическое управление и к ним относятся:
  • — Президент РФ;
  • — Правительство Российской Федерации;
  • — правительства (администрации) субъектов РФ;
  • — органы местного самоуправления, осуществляющие муниципальное управление охраной окружающей среды и природопользованием.

Особенность органов общей компетенции заключается в том, что они осуществляют деятельность по охране окружающей среды наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции и не имеющих прямого отношения к экологии, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

Читайте также:  Статья 35 АПК РФ. Предъявление иска по адресу или месту жительства ответчика (действующая редакция)

Природоохранительная деятельность Президента России регулируется многими актами, включая Конституцию РФ.

К важнейшим функциям управленческой деятельности Президента, предусмотренных Конституцией, можно отнести определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства; издание нормативных правовых актов в данной области ; организацию системы федеральных органов исполнительной власти в РФ; гарантии соблюдения экологических прав граждан; обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области экологического управления.

  1. Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами — как общими, так и специальными.
  2. Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ:
  3. — обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
  4. — осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
  5. — проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Система органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды

Государственное управление использованием природных ресурсов и охраной окружающей среды осуществляют различные государственные органы, наделенные разной компетенцией и функционирующие на разных уровнях.

Виды органов государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды:

    • органы общей компетенции;
    • специально уполномоченные органы в рассматриваемой сфере;
    • иные органы, на которые возложены отдельные функции по управлению природопользованием и охраной окружающей среды или задачи.

Органы государственного управления в области природопользования и охраны окружающей среды общей компетенции

Особенность управления природопользованием и охраной окружающей среды органами общей компетенции заключается в том, что они осуществляют эту деятельность наряду с решением других задач, отнесенных к их компетенции, — развитие экономики, управление развитием социальной сферы (здравоохранение, образование и др.), культуры, обороны, космоса и т.д.

К органам общей компетенции, осуществляющих государственное управление использованием и охраной природных ресурсов, относятся:

    1. Президент России;
    2. Правительство России;
    3. правительства (администрация) субъектов РФ.

Деятельность Президента России как субъекта государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды регулируется Конституцией РФ и федеральными законами. К важнейшим функциям его управленческой деятельности можно отнести:

    • определение основных направлений внутренней и внешней экологической политики государства;
    • нормотворчество;
    • организацию системы центральных органов исполнительной власти России;
    • гарантии соблюдения прав граждан в области природопользования и охраны окружающей среды;
    • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия органов государственной власти в области природопользования и охраны окружающей среды.

Управление охраной окружающей среды и природопользованием осуществляется как непосредственно Президентом, так и структурами в его администрации. В настоящее время такой структурой является Межведомственная комиссия по экологической безопасности Совета безопасности РФ.

При анализе деятельности Президента РФ по управлению природопользованием и охраной окружающей среды, нельзя не обратить внимания на очевидную тенденцию принятия им решений, уменьшающих возможности для решения в стране острейших экологических проблем. Об этом свидетельствует не только упразднение должности Советника по вопросам экологии и охраны здоровья в собственном аппарате.

Соответствующими указами Президента РФ были упразднены Министерство охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ (1996 г.), созданный на его основе Государственный комитет РФ по охране окружающей среды (2000 г.), Федеральная служба лесного хозяйства России, Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору России (2000 г.

) как самостоятельные органы федеральной исполнительной власти.

Компетенция Правительства РФ и правительств (администраций) субъектов Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определена многими нормативными правовыми актами.

Основными актами общего характера являются Конституция РФ, Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации», Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Конкретные полномочия этих органов по вопросам природопользования и охраны окружающей среды определяются многими актами специального характера — федеральными и региональными законами, указами Президента РФ и др.

Так, в соответствии со ст. 114 Конституции РФ Правительство России:

    • обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области экологии;
    • осуществляет управление федеральной собственностью на природные ресурсы;
    • проводит меры по обеспечению законности, осуществлению экологических прав граждан и др.

Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» в отдельной статье определил полномочия Правительства РФ в сфере природопользования и охраны окружающей среды.

Правительство обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологической безопасности; организует деятельность по охране и рациональному использованию природных ресурсов, регулированию природопользования и развитию минерально-сырьевой базы Российской Федерации; координирует деятельность по предотвращению стихийных бедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности и ликвидации их последствий.

Правительство РФ осуществляет деятельность в области природопользования и охраны окружающей среды как самостоятельно, так и через созданные им структуры. В аппарате Правительства РФ вопросами в данной области ведают Департамент социального развития и охраны окружающей среды и Департамент отраслевого развития (в части организации и экономики природопользования).

Специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды

На специализированные органы управления, действующие на разных уровнях, возложены наиболее ответственные функции, связанные с экологическим нормированием, экспертизой, лицензированием, экспертизой, сертификацией, контролем и т.д.

В ряду эколого-правовых проблем в России организация системы специально уполномоченных государственных органов управления в этой сфере остается наиболее острой. В последние годы Система органов государственного экологического управления  неоднократно изменялась, причем не в сторону ее совершенствования.

В настоящее время специально уполномоченные государственные органы в области природопользования и охраны окружающей среды включают:

  • федеральные министерства;
  • федеральные агентства;
  • федеральные службы.

Федеральные органы специальной компетенции в зависимости от выполняемых функций и решаемых задач систематизируются следующим образом:

  • Органы, выполняющие все задачи или блок природоохранительных задач: Министерство природных ресурсов и экологии РФ, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральная служба России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
  • Органы, охватывающие вопросы охраны и использования отдельных природных объектов: Министерство сельского хозяйства РФ, Федеральное агентство по рыболовству и др.
  • Органы, выполняющие одну или несколько родственных функций в отношении всех природных объектов: Федеральная служба государственной статистики, Министерство внутренних дел РФ, Министерство юстиции РФ, Федеральная таможенная служба и др.

В соответствии с Указом Президента РФ от 21.05.2012 N 636 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в настоящее время специально уполномоченными государственными органами в данной сфере являются:

  1. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации
    • Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды
    • Федеральная служба по надзору в сфере природопользования
    • Федеральное агентство водных ресурсов
    • Федеральное агентство лесного хозяйства
    • Федеральное агентство по недропользованию
  2. Министерство сельского хозяйства РФ
    • Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору
    • Федеральное агентство по рыболовству
  3. Министерство экономического развития РФ
    • Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии
    • Федеральное агентство по управлению государственным имуществом
  4. Федеральная служба безопасности Российской Федерации
  5. Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Государственное управление природопользованием и охраной окружающей среды иными органами

В системе центральных органов федеральной исполнительной власти имеется ряд органов, на которые также возложены специальные задачи по государственному управлению природопользованием и охраной окружающей среды наряду с решением иных задач.

К таким органам относятся, в частности:

  • Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;
  • Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
  • Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии;
  • Федеральная таможенная служба;

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека осуществляет, в частности, надзор и контроль за исполнением обязательных требований законодательства РФ в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, защиты прав потребителей и в области потребительского рынка.

Ссылка на основную публикацию