Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания

Законодательством о животном мире установлено, что объекты животного мира (дикие животные) в пределах территории Российской Федерации являются государственной собственностью. Логично полагать, что ценность каждого дикого животного должна быть величиной, условно, постоянной и может применяться в процессе оборота этих животных.

Однако, в действительности не все так просто и достаточно парадоксально. Оценка объектов животного мира проводится либо в целях расчета и компенсации ущерба, вызываемого уничтожением и незаконным добычей отдельных экземпляров, либо для исчисления платежей за охоту.

Оценка уже добытых и ставших собственностью и даже товаром животных в данную систему не вписывается, поскольку отношения в этой сфере регулируются рынком (спросом и предложением).

• Оценка, проводимая в целях расчета и компенсации ущерба, вызываемого незаконным уничтожением и добычей объектов животного мира регулируется:

— статьей 56 Федерального закона от 24.04.

1995 № 52-ФЗ «О животном мире», согласно которой юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии – по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгод;

— статьей 58 Федерального закона от 27.07.

2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», согласно которой возмещение вреда, причиненного охотничьим ресурсам, осуществляется в добровольном порядке или в судебном порядке на основании утвержденных в соответствии с Федеральным законом «О животном мире» такс и методик исчисления ущерба, причиненного животному миру, а при их отсутствии – исходя из затрат на воспроизводство охотничьих ресурсов;

— статьей 78 Федерального закона от 10.01.

2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», согласно которой определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Учитывая разделение диких животных на обособленные группы, с учетом их значимости и ценности, существуют различные методики определения размера вреда, причиненного объектам животного мира, например:

— Методика исчисления размера вреда, причиненного охотничьим ресурсам, утвержденная приказом Минприроды России от 08.12.2011 № 948 (этим же приказом утверждены и Таксы для исчисления размера вреда, причиненного конкретным видам охотничьих ресурсов);

Виды нарушений законодательства о животном мире и ответственность за их совершение

  • Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  • Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания
  • Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
  • В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях. В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

  1. Уголовная ответственность предусмотрена в Уголовном кодексе РФ за сле­дующие виды экологических преступлений в сфере охраны животного мира:
  2. — незаконную добычу рыбы, морского зверя и иных водных животных (ст. 256);
  3. — незаконную добычу котиков, морских бобров или иных морских мле­копитающих в открытом море или в защитных зонах (ст. 256);
  4. — производство лесосплава, строительство мостов, дамб, транспортировку древесины и другой лесной продукции с лесосек, осуществление взрывных и иных работ, а равно эксплуатацию водозаборных сооружений и перекачиваю­щих механизмов с нарушением правил охраны рыбных запасов (ст. 257);
  5. — незаконную охоту (ст. 258)*;

— уничтожение критических местообитаний для организмов, занесенных в Красную книгуРФ, повлекшее гибель популяции этих животных (ст. 259).

Отдельные виды рассмотренных правонарушений могут влечь как адми­нистративную, так и уголовную ответственность.

Разграничение экологиче­ского преступления и административного проступка в данной сфере проис­ходит по нескольким критериям: юридическое значение могут иметь наличие вреда и его размер, места, способы и средства добывания животных при совершении правонарушения и другие обстоятельства.

В частности, разграничение незаконной охоты и незаконной добычи рыб и других водных животных следует производить по квалифицирующим при­знакам состава преступления — причинению крупного ущерба, применению транспортного средства, взрывчатых или химических веществ и иных спосо­бов массового уничтожения животных, совершению деяний на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации и др. (п. 13 Постановления Пленума ВерховногоСуда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения»).

При определении размера ущерба нужно учитывать не только количест­во добытого, поврежденного и уничтоженного, но и распространенность животных, их отнесение к специальным категориям, например, к редким и исчезающим видам, экологическую ценность, значимость для конкретного места обитания, охотничьего хозяйства и др., а также учитывать причинен­ный экологический вред, то есть вред, в целом нанесенный животному и растительному миру.

К такому вреду следует, в частности, относить ущерб, причиненный от­стрелом зубра, лося, оленя при незаконной охоте, уничтожением мест нере­ста, гибелью большого количества мальков при незаконном занятии водным добывающим промыслом, отловом или уничтожением животных и расте­ний, занесенных в Красную книгу РФ (п. 16 Постановления Пленума Вер­ховного Суда РФ).

Браконьерство — незаконная охота и незаконное рыболовство — один из наиболее распространенных видов правонарушений, сфера существования различных форм организованной преступности.

Поэтому УК РФ предусма­тривает квалифицирующий состав данных видов преступлений — соверше­ние указанных деяний лицом с использованием своего служебного положе­ния либо группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (ч. 2 ст. 258, ч. 3 ст. 256).

Наряду с уголовной и административной ответственностью за наруше­ния законодательства о животном мире наступаетгражданско-правовая (ма­териальная) ответственность.

Согласно ст. 56 Закона «О животном мире» юридические лица и граждане, причинившие вред животному миру и среде его обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно или по решению суда.

Размер ущерба определяется в соответствии со специально установлен­ными законом таксами — денежными суммами за один экземпляр животно­го определенного вида, независимо от его размера и возраста.

Федеральный закон о животном мире

от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ

(Собрание законодательства РФ, 1995 г., №17, ст. 1462)

  • Статья 55. Административная, гражданско-правовая и уголовная ответственность за нарушение законодательства РФ об охране и использовании животного мира
  • Юридические лица и граждане, виновные в совершении следующих правонарушений:
  • нарушении порядка осуществления пользования животным миром, а также незаконном ввозе в РФ животных или растений, признанных наносящими ущерб объектам животного мира, занесенным в Красные книги;
  • нарушении правил охраны среды обитания животных, правил создания зоологических коллекций и торговли ими, а равно в самовольном переселении, акклиматизации и скрещивании объектов животного мира;
  • нарушении правил транспортировки, хранения и применения средств защиты растений и других препаратов, причинившем ущерб животному миру;
  • уничтожении редких и находящихся под угрозой исчезновения объектов животного мира или совершении иных действий, которые могут привести к гибели, сокращению численности или нарушению среды обитания указанных объектов животного мира;
  • нарушении правил охоты и рыболовства, а также правил осуществления других видов пользования животным миром; нарушении правил китобойного промысла; ввозе в РФ и вывозе за ее пределы объектов животного мира, их продуктов и частей без соответствующего разрешения;
  • нарушении требований по предотвращению гибели объектов животного мира в
  • процессе хозяйственной деятельности и при эксплуатации транспортных средств;
  • нарушении режима охраны объектов животного мира в государственных природных заповедниках, государственных природных заказниках, заповедных зонах национальных парков и на других особо охраняемых природных территориях, акваториях;

уничтожении или повреждении… знаков, устанавливаемых пользователями животным миром или специально уполномоченными государственными органами по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания, а также зданий и других сооружений, принадлежащих указанным пользователям и органам;

нарушении установленного порядка предоставления лицензий на пользование животным миром и разрешений на изъятие объектов животного мира из среды их обитания;

Читайте также:  Федеральный закон от 14.08.2004 n 100-фз "о внесении изменений в федеральный закон "об органах судейского сообщества в российской федерации"

сокрытии или искажении информации о состоянии и численности объектов животного мира, имеющей важное значение для безопасности населения и домашних животных, устойчивого использования объектов животного мира, их воспроизводства и качества среды их обитания, — несут гражданскую, административную и уголовную ответственность…

  1. Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания
  2. Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
  3. В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях.

В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего… государственного органа…

Объекты животного мира, изъятые из природной среды с нарушением законодательства РФ об охране и использовании объектов животного мира, безвозмездно изымаются либо конфискуются у владельца и возвращаются в среду обитания. В случае, если физическое состояние животного не позволяет возвратить его в среду обитания, оно подлежит реализации в порядке, установленном… законодательством РФ…

  • Статья 58. Недействительность сделок, нарушающих законодательство РФ и законодательство субъектов РФ в области охраны и использования объектов животного мира
  • Все сделки, совершаемые в отношении животного мира в нарушение законов и иных нормативных правовых актов РФ, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ в области охраны и использования объектов животного мира, являются недействительными.
  • Статья 59. Изъятие незаконно добытых объектов животного мира и орудий добывания
  • Незаконно добытые объекты животного мира, их части и выработанная из них продукция, а также орудия незаконного добывания объектов животного мира, в том числе транспортные средства, подлежат безвозмездному изъятию или конфискации в порядке, установленном законодательством РФ.
  • При невозможности изъятия незаконно добытой продукции с виновных лиц взыскивается ее стоимость.
  • Источники:

Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях.

В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Часть четвертая утратила силу. — Федеральный закон от 20.04.2007 N 57-ФЗ.

Комментарий к статье 56

1. Комментируемая статья посвящена гражданско-правовой ответственности за возмещение вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания. Закон устанавливает равную ответственность как в отношении юридических лиц, так и в отношении граждан.

  • Возможны два варианта возмещения вреда:
  • 1)добровольно;
  • 2)по решению суда или арбитражного суда.
  • Существуют два способа определения размера вреда:
  • 1)в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру;
  1. 2)при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
  2. Таким образом, комментируемая статья основана на общих положениях возмещения вреда, заложенных ФЗ «Об охране окружающей среды».
  3. Следует подробнее остановиться на таксах и методиках.

Приказом Минприроды от 28 апреля 2008 г. N 107была утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания.

Методика исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира, занесенным в Красную книгу Российской Федерации, а также иным объектам животного мира, не относящимся к объектам охоты и рыболовства и среде их обитания была разработана в соответствии со статьей 78 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ «Об охране окружающей среды».

  • Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного объектам животного мира вследствие:
  • 1) уничтожения почвенных беспозвоночных животных при уничтожении почвы, подстилки (в составе почвы);
  • 2) уничтожения иных видов беспозвоночных животных при уничтожении их местообитаний;
  • 3) уничтожения либо незаконного добывания особей соответствующего вида животных;
  • 4) уничтожения либо незаконного изъятия яиц птиц или рептилий;
  • 5) уничтожения либо незаконного изъятия икры амфибий.
  • Методика применяется для исчисления размера вреда, причиненного среде обитания объектов животного мира вследствие:
  • 1) уничтожения либо запечатывания почвы и подстилки, иных местообитаний беспозвоночных животных;
  • 2) разрушения обитаемых либо регулярно используемых гнезд, нор, логовищ, убежищ, жилищ и других сооружений животных, используемых для воспроизводства (размножения);

3) уничтожения среды обитания объектов животного мира (уничтожение, изменение местообитаний, ухудшение условий размножения, нагула, отдыха, путей миграции объектов животного мира и др.).

Исчисление размера вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания, осуществляется при выявлении фактов нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, в том числе законодательства об охране и использовании животного мира и среды его обитания, наступление которых устанавливается по результатам государственного контроля в области охраны, использования и воспроизводства объектов животного мира и среды их обитания, на основании натурных обследований, инструментальных определений, измерений, лабораторных анализов и экспертных оценок.

Таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты были утверждены Приказом Минсельхозпрода от 25.05.1999 г. №399.

  1. В данных таксах указаны суммы причиненного ущерба за незаконный отстрел или умерщвление другими способами одной особи независимо от пола и возраста.
  2. В случае причинения ущерба объектам животного мира, отнесенным к объектам охоты, на территории государственных заповедников и государственных заказников ущерб исчисляется в двойном размере, по сравнению с указанным в шкале.
  3. За незаконную раскопку выводковых нор барсука, лисицы, енотовидной собаки, сурка, выдры, дикого кролика, а также незаконное разрушение одного жилища ондатры или бобра или одной плотины бобра ущерб исчисляется в трехкратном размере суммы иска за особь соответствующего вида.

Вред, причиненный водным биоресурсам, также может возмещаться добровольно (размер вреда определяется в акте, составленным государственным органом) либо на основании решения суда. При этом приоритет отдается таксам и методикам. Так, в настоящее время действуют:

Постановление Правительства РФ от 25.05.1994 N 515 «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов»

Постановление Правительства РФ от 26.09.2000 N 724 «Об изменении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный водным биологическим ресурсам».

Федеральный закон от 24 апреля 1995 г. N 52-ФЗ "О животном мире" стр. 8

Статья 49.1. Финансирование полномочий Российской Федерации в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, переданных для осуществления органам государственной власти субъекта Российской Федерации

  • Части первая — вторая утратили силу с 1 января 2008 г.
  • Средства на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов предусматриваются в федеральном бюджете в виде субвенций.
  • Объем субвенций определяется в соответствии с нормативом (методикой), утверждаемым (утверждаемой) Правительством Российской Федерации.
  • Основным критерием норматива (методики) является количество инспекторов, необходимое для проведения охранных мероприятий на водных объектах, которое устанавливается исходя из:
  • соблюдения правил техники безопасности;
  • площади акватории и длины береговой линии (границы водного объекта) охраняемых озер и водохранилищ;
  • длины береговой линии (границы водного объекта) охраняемых рек;
  • количества рыбопользователей (юридических лиц) на обслуживаемой территории. В случае, если количество рыбопользователей (юридических лиц) составляет свыше 500, к нормативу численности инспекторов, установленному в соответствии с частями первой — пятой, настоящей частью и частью седьмой настоящей статьи, применяется коэффициент 1,2;
  • плотности населения на обслуживаемой территории. В случае, если плотность населения составляет менее одного человека на один квадратный километр обслуживаемой территории, к нормативу численности инспекторов, установленному в соответствии с частями первой — пятой, настоящей частью и частью седьмой настоящей статьи, применяется коэффициент 0,8, а если плотность населения составляет свыше 50 человек на один квадратный километр, — коэффициент 1,2;
  • количества инспекций на территории субъекта Российской Федерации. При наличии 25 и более инспекций к нормативу численности инспекторов, установленному в соответствии с частями первой — пятой, настоящей частью и частью седьмой настоящей статьи, применяется коэффициент 1,2;
  • характеристики охраняемых рек: ширина, наличие порогов, водопадов, заболоченности, плотин, шлюзов и других характеристик;
  • доступности обслуживаемой территории;
  • экологической обстановки на территории субъекта Российской Федерации.
  • Средства на реализацию полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов носят целевой характер и не могут быть использованы на другие цели.
  • В случае использования не по целевому назначению средств, полученных из федерального бюджета, уполномоченный федеральный орган исполнительной власти вправе осуществлять взыскание указанных средств в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.
  • Контроль за расходованием средств, полученных из федерального бюджета, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в финансово-бюджетной сфере, и Счетной палатой Российской Федерации.
Читайте также:  Законодательство о выборах - советы юриста

Глава VII. Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира

Статья 50. Цели и задачи экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира

  1. Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира предусматривает:
  2. установление и регулирование экономических отношений в области охраны и использования объектов животного мира, в том числе между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации и природопользователями, а также между пользователями животным миром и пользователями иными видами природных ресурсов;
  3. создание стабильной экономической основы охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира;
  4. экономическую защиту государственных интересов в области охраны и использования объектов животного мира;
  5. экономическую защиту пользователей животным миром.

Статья 51. Структура экономического регулирования охраны и использования объектов животного мира

  • Экономическое регулирование охраны и использования объектов животного мира включает в себя:
  • учет и экономическую оценку объектов животного мира;
  • экономически обоснованную систему платежей за пользование животным миром;
  • бюджетное финансирование мероприятий по охране и воспроизводству объектов животного мира;
  • экономически обоснованную систему штрафов и исков за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира;
  • целенаправленное использование средств, получаемых от реализации конфискованных орудий незаконной добычи объектов животного мира, в том числе транспортных средств и продукции, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации, а также добровольных взносов граждан и юридических лиц.

Статья 52. Сборы за пользование объектами животного мира

  1. Пользователи объектами животного мира, получающие в установленном порядке разрешение на пользование объектами животного мира на территории Российской Федерации, уплачивают сборы за пользование объектами животного мира в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и законодательством в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов.
  2. Уплата сбора за пользование объектами животного мира не освобождает природопользователя от выполнения мероприятий по охране объектов животного мира, среды их обитания и возмещения причиненного им вреда.
  3. Сверхлимитное и нерациональное пользование объектами животного мира влечет взыскание штрафа в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 53. Утратила силу с 1 апреля 2010 г

Статья 54. Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира

  • Экономическое стимулирование охраны, воспроизводства и устойчивого использования объектов животного мира включает:
  • установление налоговых и иных льгот, предоставляемых юридическим лицам и гражданам, обеспечивающим охрану, воспроизводство и устойчивое использование объектов животного мира, а также охрану и улучшение состояния среды их обитания;
  • предоставление юридическим лицам льготных кредитов на выполнение работ по охране и воспроизводству объектов животного мира;
  • премирование должностных лиц и граждан, осуществляющих охрану животного мира, за выявленные нарушения законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира.
  • Действие системы экономического стимулирования обеспечивается специальным законодательством Российской Федерации.

Глава VIII. Ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации об охране и использовании животного мира

Статья 55. Административная, уголовная ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания

Лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации в области охраны и использования животного мира и среды их обитания, несут административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 56. Ответственность юридических лиц и граждан за ущерб, нанесенный объектам животного мира и среде их обитания

Юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, а при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.

В случае невозможности предотвратить ущерб, нанесенный в результате жизнедеятельности объектов животного мира сельскому, водному и лесному хозяйству, убытки возмещаются из фондов экологического страхования, если пользователь животным миром является членом такого фонда.

Ущерб должен быть взыскан с пользователей животным миром, если они не приняли реальных и необходимых мер по предотвращению или уменьшению ущерба на закрепленных за ними территориях, акваториях.

В случаях, если специально уполномоченные государственные органы по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания необоснованно ограничивают пользователей животным миром в изъятии объектов животного мира, наносящих ущерб сельскому, водному и лесному хозяйству, ответственность за нанесенный ущерб несут должностные лица соответствующего специально уполномоченного государственного органа по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания.

Часть четвертая утратила силу.

Гражданско-правовая ответственность за вред, причиненный объектам животного мира и среде их обитания

(Романов В. И.) («Юрист», N 6, 2003)

ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА ВРЕД, ПРИЧИНЕННЫЙ ОБЪЕКТАМ ЖИВОТНОГО МИРА И СРЕДЕ ИХ ОБИТАНИЯ

В. И. РОМАНОВ

…Нам нужно овладеть иным, более мудрым, может быть, даже мистическим пониманием животного мира… Животные не являются ни нашими братьями, ни подчиненными, это другие народы, подобно нам, пойманные в сети жизни и времени, товарищи в свершении земных трудов.

Генри Бестон, американский писатель-натуралист

Романов В. И., заслуженный юрист РСФСР, доктор юридических наук, профессор.

——————————— Г. Бестон. Домик на краю земли. М.: Мысль, 1982.

Основным законодательным актом, регулирующим отношения в области охраны и использования животного мира, а также в сфере сохранения и восстановления среды его обитания, является Федеральный закон «О животном мире», принятый Государственной Думой 22 марта 1995 года (в дальнейшем в тексте — Закон). ——————————— СЗ РФ. 1995. N 17. Ст. 1462.

Помимо названного Федерального закона отношения в области охраны и использования животного мира регулируются иным законодательством России и субъектов Федерации. Правовое регулирование этих отношений согласно статье 72 Конституции РФ отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.

Надо сказать, что субъекты Федерации активно пользуются своими правами в области охраны и использования животного мира, принимая по этим вопросам свои законы и другие нормативные акты: правила производства охоты; шкалы и таксы для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный государственному охотничьему фонду; размеры платы за пользование дикими животными по лицензии; правила спортивного и любительского рыболовства и другие. Пользование объектами животного мира с изъятием их из среды обитания предоставляется за плату в размерах, устанавливаемых органами исполнительной власти субъектов Федерации, в порядке и пределах, определяемых Правительством РФ. Так, в отношении наземных животных, отнесенных к объектам охоты, в настоящее время действуют Предельные размеры платы, установленные Постановлением Правительства РФ от 04.01.2000 N 1 «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания запрещено» . ——————————— СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 243.

Размеры платы определены относительно минимального размера оплаты труда, например за лицензию на добычу лося — 3 — 6 минимальных размеров оплаты труда, кабана — 1 — 2, медведя — 3 — 6 минимальных размеров оплаты труда за одно животное. Указанные размеры оплаты конкретизируются в нормативных правовых актах субъектов Федерации (Правилах охоты и др.).

Они могут быть дифференцированы отдельно для граждан и для общественных объединений охотников; для последних, как правило, в меньших размерах. Региональные размеры платы не могут превышать предельных размеров, установленных Правительством РФ.

За некоторые виды животных, например зайцев, белок, ондатр, гусей, глухарей, уток и других, размеры оплаты устанавливаются не за число изъятых животных, а за дни охоты. Плата за изъятие молодняка (возраст до одного года) диких копытных животных и медведей может устанавливаться в пределах 30 — 50 процентов платы за 1 взрослое животное соответствующего вида.

Платное пользование установлено также для добычи водных животных и вылова рыбы.

Нарушение пользователями предусмотренных законодательством обязанностей по охране и использованию объектов животного мира и среды их обитания, а также нарушение любым лицом установленных правовых запретов, ограничений, правил в сфере охраны и пользования животного мира влечет за собой определенную юридическую ответственность: административную, уголовную, гражданско-правовую.

В зависимости от вида правонарушения в сфере охраны и использования объектов животного мира и среды их обитания ответственность виновных лиц конкретизируется в Кодексе об административных правонарушениях и Уголовном кодексе РФ, а причиненный экологический и имущественный вред возмещается по нормам ГК РФ. В ст.

Читайте также:  Статья 7. выкупная стоимость акций народного предприятия и выплата дивидендов

55 ФЗ «О животном мире» приведен перечень правонарушений, за которые виновные лица несут соответствующую юридическую ответственность. Действие, подпадающее под нарушение законодательства о животном мире, конкретизируется в правилах охоты, рыболовства, охраны среды обитания объектов животного мира и других правовых нормативных актах.

Нормы кодексов и иных законов, предусматривающих соответствующую юридическую ответственность, носят бланкетный характер, в них не содержатся сами правила, запреты и ограничения. Они ссылаются на действующие правоохранительные нормы. Значит, в каждом случае экологического правонарушения для решения вопроса о привлечении лица к ответственности следует обращаться к соответствующим актам.

Например, в законе говорится о нарушении правил охоты. А что в этих правилах предусмотрено, какие дозволения и запреты содержатся в них? Что надо понимать под охотой? В Правилах охоты сказано, что охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц.

К производству охоты приравнивается также нахождение в охотничьих угодьях с ружьями, собаками, капканами и другими орудиями охоты, с добытой продукцией охоты, а также с охотничьим огнестрельным оружием в собранном виде и на дорогах общего пользования. Как сказано в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 14 от 5 ноября 1998 г. «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» , «признаками незаконной охоты являются охота без соответствующего разрешения либо вопреки специальному запрету, либо лицом, не имеющим права на охоту или получившим лицензию без необходимых оснований, либо осуществляемая вне отведенных мест, в запрещенные сроки, запрещенными орудиями и способами» (п. 12). ——————————— Бюллетень Верховного Суда РФ. 1999. N 1.

Правила охоты содержат определенные запреты, несоблюдение которых считается правонарушением: охота с просроченным охотничьим билетом; применение на охоте малокалиберных винтовок, за исключением использования их для промысловой охоты; применение ядохимикатов, за исключением истребления волков, сусликов, хомяков, мышевидных грызунов; применение общеопасных способов и орудий охоты: ловчих ям, настораживание ружей, установка сжимов, схватов, а также медвежьих и других крупных капканов без заметных для человека опознавательных знаков; применение автомототранспортных средств, самолетов, вертолетов (кроме охоты на волков), а также охота на водоплавающую дичь с катеров и моторных лодок с невыключенным мотором; добыча диких животных из-под фар или с применением других световых устройств и при переправах через водоемы; добывание диких животных, находящихся в бедственном и беспомощном состоянии (спасающихся от бури, пожара, разлива, бескормицы, в гололед и т. п.); ношение во время охоты патронов, снаряженных пулями, за исключением мест, где водятся медведи, и случаев, когда проводится охота на крупных копытных зверей, а также ряд других запретов. Кроме того, запрещается на всей территории России: отлов молодняка диких копытных и других охотничьих животных для содержания в неволе; применение охотничьих собак для пастьбы скота и нахождение собак этих пород при стадах. Законодательство содержит перечень диких животных, полностью исключенных из охоты и добывания любым способом, отнесенных к числу редких и находящихся под угрозой исчезновения: зубр, горал, тигр, леопард, снежный барс, белый медведь, красный волк, лебедь, краснозобая и канадская казарка, фламинго, кречет, журавль и ряд других, занесенных в Красную книгу РФ и красные книги субъектов Федерации. Законодательством установлены определенные ограничения и запреты в целях охраны рыбных запасов и регулирования рыболовства. В частности, запрещается: сбрасывать в рыбохозяйственные водоемы, на берега и на лед этих водоемов неочищенные и необезвреженные сточные воды, а также другие вредные для рыбы отбросы; использовать без согласования с органами рыбоохраны для сплава леса реки, являющиеся местами нереста лососевых и осетровых рыб; производить заготовку леса по берегам рек, их притоков и озер, являющихся местами нереста лососевых и осетровых рыб, на расстоянии менее одного километра от берега; производить добычу рыбы и других водных животных с применением взрывчатых и отравляющих веществ, а также применять при добыче рыбы и дельфинов огнестрельное оружие и острогу; занимать орудиями лова более двух третей ширины реки или протока. Нормативными правовыми актами субъектов Федерации могут устанавливаться и другие ограничения и запреты, в частности о сроках охоты, о запрещенных орудиях охоты и лова животных. Природоохранительная статистика свидетельствует, что нарушения законодательства в сфере охраны животного мира, к сожалению, носят распространенный характер. К примеру, в Республике Марий Эл ежегодно выявляется около 1600 — 1800 экологических правонарушений, в 2001 г. — 529 нарушений правил охоты, 1300 — правил рыболовства. Браконьерами причиняется значительный ущерб животному миру. Так, в 2001 году ими незаконно отстреляно 19 лосей, 7 кабанов, 4 медведя . ——————————— Государственный доклад «О состоянии окружающей природной среды Республики Марий Эл в 2001 году». С. 80, 85.

В настоящей статье автор поставил целью прокомментировать законы, регулирующие основания и порядок возмещения вреда, причиненного объектам животного мира и среде их обитания. В Федеральном законе «О животном мире» вопросам возмещения вреда, причиняемого объектам животного мира, посвящена ст. 56.

В данной статье урон, причиненный животному миру, называется ущербом; в ней употребляются также и другие термины: «вред», «убытки». Приведем дословно редакцию первого абзаца данной статьи и попробуем разобраться, что означает каждая из названных гражданско-правовых категорий.

Сказано, что «юридические лица и граждане, причинившие вред объектам животного мира и среде их обитания, возмещают нанесенный ущерб добровольно либо по решению суда или арбитражного суда в соответствии с таксами и методиками исчисления ущерба животному миру, при их отсутствии — по фактическим затратам на компенсацию ущерба, нанесенного объектам животного мира и среде их обитания, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды». Что подлежит возмещению: вред, ущерб, убытки? Понятия ущерба, убытков и упущенной выгоды даны в ст. 15 Гражданского кодекса РФ: «Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утраты или повреждений его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода)». Приведенные понятия относятся и к области возмещения вреда (ущерба, убытков), причиненного животному миру. Следует иметь в виду, что вред является понятием родовым, в экологических и природоресурсных отношениях он выступает в двух значениях: экологического и экономического (имущественного) вреда. В законодательстве и правовой науке известны и иные виды вреда: моральный, физический. В ст. 56 Закона, конечно же, речь идет об экологическом и имущественном вреде. Он подлежит возмещению в полном объеме, т. е. взыскиваются убытки в целом: ущерб и плюс неполученный доход (упущенная выгода). Ответственность по возмещению вреда, причиненного нарушением законодательства об охране и использовании объектов животного мира и среды их обитания, является гражданско-правовой ответственностью. Нормы Гражданского кодекса РФ предусматривают основания и условия возложения обязанности возмещения вреда, а природоохранное законодательство участвует в этом своими нормами и правилами, предусматривающими соответствующие методики и таксы исчисления ущерба (убытков). Таксовое исчисление вреда предусмотрено в постановлениях Правительства РФ, правительств субъектов Федерации, в приказах Госкомэкологии (Минприроды) РФ, Минсельхозпрода РФ. В настоящее время такими нормативными актами, в частности, являются: Постановление Правительства РФ «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный уничтожением, незаконным выловом или добычей водных биологических ресурсов» от 25 мая 1994 г. N 515 (в редакции Постановления Правительства РФ от 26 сентября 2000 г. N 724) ; Постановление Правительства РФ «О предельных размерах платы за пользование объектами животного мира, отнесенными к объектам охоты, изъятие которых из среды их обитания запрещено» от 4 января 2000 г. N 1 ; Приказ Минсельхозпрода РФ по согласованию с Минфином РФ «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный юридическими и физическими лицами незаконным добыванием или уничтожением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты» от 25 мая 1999 г. N 399 ; Приказ Минприроды РФ «Об утверждении такс для исчисления размера взыскания за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением объектов животного или растительного мира» от 4 мая 1994 г. N 126 ; в которых утверждены размеры взысканий за ущерб, причиненный незаконным добыванием или уничтожением наземных животных, не отнесенных к объектам охоты, животных, растений и грибов, занесенных в Красную книгу РФ; Временный порядок оценки и возмещения вреда окружающей природной среде в результате аварий, утвержденный Приказом Минприроды РФ от 27.06.1994 N 200 . ——————————— СЗ РФ. 1994. N 6. Ст. 604; СЗ РФ. 2000. N 40. Ст. 3972. СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 243. Российская газета. 11 января 1999. Сборник руководящих документов по заповедному делу. М.: Изд. Центра охраны дикой природы, 2000. С. 593. Экологическое право России: Сборник нормативных актов и документов / Под ред. проф. А. К. Голиченкова. М.: БЕК, 1997. С. 510.

Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]