Несмотря на то, что прибыль от продажи алкоголя всегда находится на высоком уровне, в этой области есть множество «подводных камней». О чем обязательно нужно знать, открывая подобный бизнес, расскажет данная статья.
- Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону Все регионы РФ:
- +8 (800) 550-59-06
Правила продажи алкогольной продукции
Никакой другой способ зарабатывания денег не будет более выгодным, чем бизнес, который связан непосредственно с продажей алкогольных напитков. Спрос на спиртосодержащую продукцию всегда находится на высоком уровне, не завися от экономической и политической ситуации в стране. Здесь прибыль получают абсолютно все участники процесса: от производителей до продавцов напитков.
Выпуск спиртного и его обращение в РФ четко регулируется государством. Предприниматели, которые собрались открывать свой бизнес в данной отрасли, обязательно должны позаботиться о получении лицензии. Для этого необходимо предоставить перечень соответствующих документов в орган, выдающий разрешение на продажу алкоголя.
- К таковым документам, согласно государственному утверждению, относится устав фирмы, реквизиты, контактные данные, разрешение официальных инстанций, документы, характеризующие объекта, который проходит лицензирование, также договоры аренды, документы об оплате уставного капитала, справки постановки на учет кассового аппарата.
- Предварительно необходимо указать вид продаваемой продукции, срок получаемой лицензии и деятельность, которой заявитель планирует заниматься.
- Также для сбыта алкогольной продукции разработаны специальные правила, которых в обязательном порядке нужно придерживаться.
При осуществлении каких-либо операций, связанных с государственными учреждениями, очень часто упоминается термин «государственная пошлина». Что являет собой это понятие и за что её нужно платить? В каких случаях осуществляется возврат госпошлины?
О памятке потребителя читайте здесь.
Региональные правила торговли алкогольной продукцией
Закон предусматривает требования к складам, а также производственным помещениям на условиях собственности. Так, в сельской местности площадь должна составлять 25 кв. м, а в городской – не менее 50 кв.м. Договор аренды должен быть составлен сроком на 1 год и более.
Продажа алкогольной продукции, согласно предписанному правилу, действующему с января 2013 года, осуществляется в стационарных торговых объектах. Согласно пункту 5 статьи 16 Закона РФ, продавать спиртосодержащие напитки с 23.00 до 8.00 запрещено. Однако стоит отметить, что данные временные рамки актуальны не на всей территории России.
Закон о правах потребителя
В какие часы можно приобрести вышеуказанную продукцию в разных уголках РФ, показывает следующая таблица:
Регион России | В какие часы можно приобрести горячительные напитки |
Москва | Здесь время на реализацию спиртных напитков совпадает с общероссийским. Другими словами, нельзя продавать товары данной категории в промежутке с 23:00 до 8:00. |
Московская область | В этом регионе существуют более жесткие ограничения на продажу спиртовой продукции: запрет на реализацию действует с 21:00 до 11:00. |
Санкт-Петербург и область | Здесь приобрести алкогольную продукцию можно в интервале с 11:00 до 22:00. |
Новосибирск | В данном регионе запрет на продажу напитков, содержащих спирт, начинается в 22:00 и заканчивается в 9:00 утра. |
Перед тем, как отправлять на реализацию спиртовую продукцию, продавцу необходимо проверить ее качество (по внешним признакам), осмотреть целостность тары, марку, сведения о товаре, а также ее изготовителе (поставщике).
Спиртовые изделия в торговом зале необходимо размещать по видам: вино, шампанское, водка, коньяк и т. д.
Рабочее место продавца, бармена, буфетчика и другого лица, осуществляющего реализацию алкоголя в розлив, должно быть оснащено специальной техникой и мебелью, где имеется мерный инвентарь и соответствующая посуда.
Согласно действующему законодательству, продажу спиртовой продукции следует производить с использованием контрольно-кассовых машин. Покупателю необходимо получить от продавца погашенный кассовый чек либо другой документ, на котором зафиксирован факт приобретения товара.
Кроме этого, продавец несет ответственность относительно ненадлежащего исполнения договора, связанного с розничной куплей-продажей спиртосодержащей жидкости, исходя из Гражданского кодекса России и закона РФ «О защите прав потребителей» (Федеральный закон от 09. 01. 1996 г. №2-ФЗ).
Строительная экспертиза может быть независимой или назначена в судебном порядке. Она может проходить на различных этапах строительства и ремонта.
О законе об ОСАГО читайте здесь.
Федеральный закон запрещает реализацию в ряде определенных мест, таких как:
- образовательные, детские, медицинские учреждения, спортивные объекты, а также на прилегающих к ним территориям;
- учреждения культуры; исключением может являться реализация спиртовых изделий организациями, продажа пивных напитков, пуаре, сидра, медовухи частными предпринимателями во время оказания сервиса общественного питания;
- участки военного назначения;
- нестационарные торговые зоны;
- любой вид общественного транспорта (пригородный или городской), пункты остановки его движения (включая станции метрополитена), автозаправочные станции;
- вокзалы, аэропорты, рынки, где осуществляется оптовая/розничная торговля, участки массового скопления народа, а также в ходе нахождения любого источника повышенной опасности.
Возврат товара надлежащего качества
Перечисленные ограничения касаются и прилегающих к ним территорий. Однако лимитация не касается кафе, баров и торговых помещений беспошлинной торговли, которые данную продукцию продают круглосуточно.
Законодательством предусмотрена возможность заключения договора для скрепления сделки и обязательств двух или более сторон. Что являет собой расторжение договора и есть ли разница между расторжением договора купли продажи или договора подряда?
О том как вернуть деньги с киви кошелька читайте здесь.
Закон о продаже алкогольной продукции
С 2013 года произошли существенные изменения в законе РФ об алкоголе:
- Запрещено рекламировать алкоголь в печати, а в Интернете – крепкие спиртные напитки.
- Повышение цены на самую дешевую бутылку водки на 40%.
- Вся алкогольная продукция должна иметь специальную надпись, как на сигаретах, то есть о вреде здоровью человека.
- Распивать спиртные напитки можно исключительно в специально отведенных для этого местах.
- В ночное время суток пиво, которое имеет крепость выше 5%, уже нельзя купить.
При покупке данного вида продукции, потребитель должен видеть следующую информацию:
- наименование ингредиентов, которые имеются в составе: наименование использованных при изготовлении продукции различных биологически активных пищевых добавок, данные о наличии в продукте компонентов, получаемых с применением генно-модифицированных организмов, вредные вещества, выявленные в соответствии с требованиями технических регламентов;
- пищевую ценность спиртного напитка;
- объем продукта в потребительской таре;
- противопоказания по использованию данной продукции;
- место приготовления/розлива спиртосодержащих напитков, дату изготовления и сроки годности.
При реализации указанной продукции торговец к образцу товара, имеющегося в продаже, обязан прикрепить ценник с указанием наименования продукции и стоимости. Если осуществляется продажа вина на розлив, то необходимо обозначить наименование и цену за 100 г и 1 литр.
Организации общественного питания должны в прейскурантах на горячительные напитки указать наименование, объем, цену за весь объем спиртного напитка в потребительской таре.
Кроме этого, должна быть указана стоимость того или иного напитка за 100 г/0,5 л.
По первому требованию покупателя последнему необходимо предоставить достоверную информацию относительно приобретаемых в организации общественного питания спиртных напитков.
Малейшая поломка может привести к огромным затратам. Расценки на обслуживание в таких компаниях, как правило, нереально высоки. Да и еще не каждую поломку специалист автомагазина расценит таковой, которая попадает под гарантийное обслуживание.
О сертификатах качества читайте здесь.
Общество защиты прав потребителей
С 2014 года в силу вступили новые санкции и система штрафов для лиц, ведущих деятельность, связанную с продажей спиртного. Служба Роспотребнадзора усилила контроль над соблюдением правил продажи данной продукции. Это может привести к финансовому краху владельцев небольших магазинов и предприятий общепита.
Сколько придется заплатить при нарушении лицами правил торговли алкогольной продукцией, согласно нововведениям:
- продажа спиртных напитков без соответствующих документов несет за собой наказание в размере от 10 до 15 тысяч рублей для предпринимателей, и от 200 до 300 тысяч рублей для организаций; также здесь предусмотрена возможность конфискации алкоголя для дальнейшей его передачи государству на правах собственности;
- продажа данного вида продукции поддельных марок влечет для продавцов штраф в размере от 4 до 5 тысяч рублей, для организаций – от 200 до 300 тысяч рублей, для предпринимателей – от 10 до 15 тысяч рублей; также, согласно новым штрафам, предусмотрена конфискация всей партии спиртного поддельных марок. В ходе выяснения обстоятельств сложившейся ситуации возможно проведение независимой экспертизы;
- нарушение порядка представления соответствующих деклараций относительно розничной продажи алкоголя обязывает предпринимателя к выплате штрафа в размере от 5 до 10 тысяч рублей, организацию – от 50 до 100 тысяч рублей;
- невыполнение требования госоргана, ведущего контроль над розничной продажей алкоголя, на законных основаниях повлечет за собой штраф для директора магазина от 5 до 8 тысяч рублей; невыполнение же в установленные сроки предусматривает денежное наказание в размере от 6 до 12 тысяч рублей.
Напоследок будет правильным уделить внимание непосредственно потребителям и предупредить их о том, что человеческий организм завершает свое формирование в 21 год. До этого периода он быстрыми темпами привыкает к тому образу жизни, который человек сам для себя выбрал.
Этанол, который поступает в организм, нарушает деятельность мозга, а также мочеполовой, пищеварительной, эндокринной и сердечно-сосудистой систем.
Люди, которые рано связали свою жизнь с алкоголем, приобретают такие серьезные заболевания, как гипертония, тахикардия, болезни всех органов, приводящих к развитию злокачественных опухолей, а зачастую и ранней смерти.
Защита продавца: порядок, помощь адвоката
Зачем необходима защита продавца спросите Вы? Все просто.
Введение в действие Федерального Закона «О защите прав потребителей» предоставило обманутым потребителям возможность эффективно защищать и восстанавливать нарушенные производителями или продавцами права.
К сожалению, этот закон также предоставил потребителям возможность злоупотреблять своими правами, заниматься так называемым «потребительским экстремизмом».
ВНИМАНИЕ: если Вы являетесь покупателем либо заказчиком услуг, то Вас должна заинтересовать наша статья по защите потребителя (читайте подробнее по ссылке).
Порядок защиты прав продавца от покупателя
Защиту продавца можно условно поделить на две стадии — это превентивная защита и восстановление нарушенных прав:
Под превентивной защитой продавца подразумевается недопущение такой ситуации, когда у потребителя появится возможность заняться «потребительским экстремизмом». С помощью специалиста это несложно – необходимо составлять такую документацию, которая не оставит лазеек для недобросовестного потребителя.
Специалисты нашего бюро проконсультируют Вас по этому вопросу, подскажут как снизить неустойку по защите прав потребителя, а также подготовят для Вас договоры, акты, приказы и иные документы, необходимые для правильного и безопасного оказания услуг и реализации товара.
Также мы можем предложить Вам юридическое обслуживание по вопросам защиты прав продавца.
Восстановление нарушенных прав производится в досудебном и судебном порядке.
- Досудебный порядок включает в себя направление претензий, а также медиацию и другие примирительные процедуры.
- Судебный порядок подразумевает составление искового заявления и иных документов, а также судебное разбирательство. Наше бюро поможет Вам при составлении указанных документов, а также представит Ваши интересы в суде.
Для составления вышеупомянутых документов необходимо всеобъемлющее знание законодательства, а также учет всех факторов и нюансов сложившейся ситуации, поэтому для успешного разрешения вопроса необходима помощь специалистов. Не тратьте время зря, обратитесь за помощью профессионалов, и Ваша проблема будет разрешена эффективно и оперативно. Наши адвокаты по защите прав потребителя участвовали в таких делах и смогут помочь разрешить Ваш спор.
Внимание: смотрите видео по теме — как защитить свои права потребителя, а также подписывайтесь на наш канал YouTube, чтобы не пропустить полезную информацию и возможность бесплатной консультации адвоката:
Какие споры возникают по защите интересов продавца?
- если покупатель явно злоупотребляет своими правами в части требования о возврате товара продавцу, в случае отсутствия на то законных оснований, с пропуском срока, с дополнительными требованиями о компенсации неустойки, а также возмещения морального вреда за якобы совершенное нарушение закона в отношении его;
- не редко между продавцом и покупателем возникают разногласия относительно процедуры обмена товара ненадлежащего качества, иногда покупатели доходят до того, что пытаются поменять товар купленный в ином месте либо в случае, когда вещь было использована по назначению и в ней просто уже отпала необходимость.
Какие права имеет продавец по отношению к покупателю?
Законом о защите прав потребителей предусмотрены не только обязанности, но и права лица осуществляющего предпринимательскую деятельность (то есть продавца), которые заключаются в следующем:
- Право на проверку товара, в случае если потребитель обратился к нему с претензией;
- Право на проведение экспертизы товара, в отношении которого покупатель предъявляет претензии;
- Право установить гарантию (срок службы) на реализуемый товар/услугу;
- Право устранить недостатки товара/услуги по прошествии гарантийного срока.
К сожалению, это все права продавца, которые упомянуты в законе, покупатель в данном случае защищен намного больше, что выражается в штрафах, неустойках, предусмотренных законом, которые начисляются продавцу в случае нарушения прав покупателя. Поэтому, если Вы работаете с физическими лицами, правило семь раз отмерь, один раз отрежь, должно быть для Вас главным.
Способы защиты от покупателей продавца
В первую очередь не провоцировать покупателя на поход к юристу, обогащение за счет продавца и тому подобное. Как это сделать? Очень просто.
Необходимо составить и разместить в объекте торговли всю правовую информацию о Вас (и не только правовую) – график работы, права потребителя, Ваши права (особенно если товар, который Вы реализуете, не подлежит возврату).
Издать и утвердить нормативные акты, уведомления и тому подобное. Соблюдение этих правил оставит недобросовестному покупателю минимум шансов найти лазейку и обогатиться за Ваш счет.
- ВАЖНО: эти меры относятся к превентивным.
- Если избежать претензии все-таки не удалось, то следующими мерами будет досудебная и судебная защита.
- Именно на этой стадии важно ответить на претензию потребителя максимально грамотно, предпринять все меры по устранения нарушенных прав (если они были нарушены) до судебного разбирательства, в противном случае Ваши расходы могут сильно возрасти.
Защита прав продавца в суде
Под судебным порядком защиты нарушенных прав понимается подготовка и подача искового заявления в суд или (при участии в процессе в качества ответчика) подготовка возражений на исковое заявление потребителя, заявление ходатайств (о проведении экспертизы, вызове и допросе свидетелей) и тому подобное.
Само судебное разбирательство будет длиться 2 месяца с момента получения судом иска. Заявление с суммой иска менее 50 тыс. рублей рассматривается мировым судьей, свыше указанной суммы – районным судом.
ВНИМАНИЕ: обратите внимание, что очень важно привлечь для участия в процессе грамотного юриста, обладающего не только знаниями, но и практическим опытом, поскольку задач в данных процессах очень много и лучше их решить до вынесения судебного акта.
Образец отзыва на исковое заявление о защите прав потребителей
Мировому судье судебного участка № 8
г. Первоуральска Свердловской области
Кормильцевой И.И.
- От ИП Ч.
- Возражение
- на исковое заявление о защите прав потребителей
В Вашем производстве находится гражданское дело по иску К., исковое заявление мной до настоящего времени не получено, поэтому мне неизвестно с какими требованиями обратилась истица и на чем основывает свои требования.
По конфликтной ситуации сложившейся с покупательницей магазина «Venezia», хочу пояснить следующее:
26 августа 2008 года истица приобрела в магазине блузку белого цвета фирмы «PAOLO CASALINI» стоимостью 4 400 рублей. 06 февраля 2009 года К. обратилась в магазин с претензией, в которой указала, что «в процессе пользования в соответствии с маркировкой произошло повреждение ткани».
Считаю необходимым сразу обратить внимание суда на то, что истица пользовалась вещью в соответствии с маркировкой, маркировка же содержит информацию об уходе за изделием в виде символов.
При производстве экспертизы «Корпорацией независимых экспертов» по выявлению причины появления дефекта, было установлено, что: «дефект обусловлен увеличением температуры гладильной поверхности выше 110 градусов, что привело к скрытому, внешне первично неуловимому, повреждению ткани.
Для данной категории полотна с указанным волокнистым составом оптимальным режимом по уходу является регламентирующий температурный режим глажения – только прохладным утюгом. Даже непродолжительный нагрев приводит к сильному необратимому снижению прочности волокна».
Следовательно, дефект на блузке произошел вследствие неправильного использования истицей вещи.
Ссылка покупательницы в претензии на то обстоятельство, что ей не была предоставлена информация о правилах пользования вещью, не состоятельна, так как:
- при приобретении любой вещи в нашем магазине продавец устно информирует каждого покупателя о товаре – сообщает о том, в какой стране произведена вещь, о фирме производителя, о составе волокна, о правилах использования, так же передается памятка покупателя;
- более того, на каждой вещи есть маркировка состава волокна с информацией по уходу за вещью.
Необходимо обратить внимание суда на то обстоятельство, что истица в претензии указывает на пользование в соответствии с маркировкой. Следовательно, при приобретении блузки на ней имелась маркировка о составе и об уходе за вещью. В связи с чем, непонятно, куда делись вшивные ярлыки с маркировкой состава волокна и информацией по уходе при предоставлении блузки на экспертизу.
В экспертном заключении указывается, что «согласно представленной покупателем информации на текстильной ленте в боковом шве на аналогичной блузке указан волокнистый состав материала (52% хлопок, 42 % нейлон, 3% эластан) и информация по уходу за изделием в виде символов и надписей:
- стирка до 30 градусов без отжима (не выкручивать),
- не использовать средства содержащие отбеливатели,
- температурный режим глажение не регламентирован,
- сухая чистка перхлорэтиленом,
- сушка в барабане запрещена.
Из указанного неясно, что было предоставлено эксперту – текстильная лента с аналогичной блузки, или аналогичная блузка, или вообще просто информация о надписях. Если эксперту предоставлена лента, то не представлено доказательств, что эта лента с аналогичной блузки.
Если эксперту предоставлена блузка, не представлено доказательства, что эта блузка полностью аналогичная блузке приобретенной в нашем магазине. Если представлена просто информация о надписях, то не представлено доказательств того, что такая информация соответствует действительности.
В данном случае следует отметить, что на всех подобных блузках, продаваемых в нашем магазине, на маркировке с информацией по уходу стоит символ «утюжка с одной точкой», что означает, о необходимости глажения вещи при температуре ниже 110 градусов (в соответствии с предоставляемой памяткой покупателю).
Следовательно, если бы истица пользовалась блузкой в соответствии с маркировкой, то ею бы не был нарушен температурный режим. Доказательств же того, что на маркировке с символами по уходу за изделием не было соответствующего символа, не имеется.
В соответствии со ст.
10 закона «О защите прав потребителя»: «изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров (работ, услуг) перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Исходя из положений данной нормы, при приобретении вещи с маркировкой информации по уходу за изделием, в соответствии с которой, как указывает сама К.
в своей претензии, она пользовалась, мной, как продавцом, надлежащим образом выполнена обязанность по предоставлению полной информации по пользованию блузкой.
Так как в боковом шве на каждой такой блузке находится текстильная лента с символами по уходу за изделием.
ПОЛЕЗНО: смотрите видео и узнаете, почему любой образец иска, жалобы лучше составлять с нашим адвокатом, пишите вопрос в х ролика, подписывайтесь на канал YouTube
Следовательно, появление дефекта на блузке в результате увеличения температуры гладильной поверхности выше 110 градусов обусловлено не тем, что мной не предоставлена соответствующая информация, а уходом за блузкой истицей не в соответствии с маркировкой, с которой она была приобретена изначально, и поэтому вина за повреждение полностью лежит на К. и оснований для удовлетворения требований истицы не имеется.
В результате считаю, что данный иск направлен на дискредитацию меня как продавца перед покупателями, на умаление моей деловой репутации в предпринимательской деятельности.
Так как, я веду деятельность, направленную на удовлетворение интересов покупателей, на заинтересованность покупателей приходить именно ко мне за новыми приобретениями, на привлечение новых покупателей, и поэтому каждый продавец в магазине предоставляет максимально полную информацию о приобретаемой вещи. Это осуществляется для того, чтобы каждый покупатель знал, что данный магазин ориентирован на потребителя. Подачей же данного иска, истица пытается возложить ответственность за повреждение на блузке, причиненное ею в результате неправильного использования, на меня, и за мой счет компенсировать невозможность использовать блузку с первоначальными намерениями.
Так же мной для получения профессиональной юридической помощь, в целях урегулирования возникшей проблемы, адвокату была оплачена сумма в размере 2 000 рублей.
Согласно ст. 100 ГПК РФ: «стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах».
Так как я считаю, что в иске К. о защите прав потребителя должно быть отказано в полном объеме, поэтому прошу суд взыскать с нее 3 000 рублей, оплаченных для получения юридической помощи.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 10 закона «О защите прав потребителей», ст. 100 ГПК РФ
ПРОШУ:
- в удовлетворении иска К. ко мне о защите прав потребителя отказать в полном объеме.
- взыскать с К. в мою пользу 3 000 рублей, оплаченных для получения юридической помощи.
Дата, подпись
Помощь адвоката по защите прав адвоката в Екатеринбурге
Защита прав продавца является одной из важнейших составляющих эффективной предпринимательской деятельности, однако содержать в штате специалиста по данному вопросу может позволить себе далеко не каждый. В связи с этим разумно обращаться за помощью по данному вопросу к специалисту, обладающему необходимым опытом и навыками.
Наши адвокаты по защите прав потребителя не раз участвовали в делах о защите прав дольщиков, защите покупателя, защите прав пациента в области оказания медицинских услуг, в связи с чем накопленный опыт в данной сфере позволит им разобраться с вашей проблемой и разрешить конфликт с максимальной выгодой для Вас.
Если Вы – добросовестный продавец или производитель, оказываете профессиональные услуги, торгуете качественным товаром и уважаете и цените своего потребителя, Вам следует принять меры по защите от злоупотребления потребителя своими правами. Помочь Вам в этом могут специалисты нашего бюро — адвокаты по защите прав потребителя, которые зная всю специфику потребительских споров смогут отстоять Ваши права.
Отзыв о консультации с адвокатом
- наши статьи в сфере защиты прав потребителя:
- Права продавца на снижение штраф в пользу потребителя по ссылке
- Поможем составить ответ на претензию профессионально и в срок
- С нами защита прав потребителей финансовых услуг пройдет на все 100 %
Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» А.В. Кацайлиди
Оставьте заявку на бесплатную консультацию юриста прямо сейчас
Записаться на БЕСПЛАТНУЮ консультацию юриста
Новые правила розничной торговли
21 января 2021
20439
1 января 2021 года вступили в силу новые правила розничной торговли. Во многом они похожи на правила, действовавшие ранее, однако есть и нововведения. Разберемся, какие требования теперь будут обязательными для розничных продавцов, а от каких обязанностей их освободили.
Вместе с вступлением в силу новых правил розничной торговли утратили силу действовавшие ранее правила, утвержденные постановлением Правительства РФ от 19.01.1998 № 55.
Новые правила расширяют перечень обязанностей продавцов. Теперь наряду с обязанностью выдавать покупателю кассовый чек, предоставлять исчерпывающую информацию о себе и о товаре продавец должен:
-
отвечать на любую претензию покупателя по требованиям, которые он заявил в своем обращении;
-
при продаже товара дистанционным способом направлять покупателю подтверждение покупки с номером заказа сразу после оформления заказа (например, по электронной почте при оформлении заказа на сайте интернет-магазина);
-
при продаже автомобилей, мототехники, прицепов и агрегатов предоставлять покупателю информацию о правилах и условиях эффективного и безопасного использования товара, поддержания его в пригодном для эксплуатации состоянии;
-
выдавать товар, приобретенный дистанционным способом, любому лицу, сообщившему продавцу номер заказа или предъявившему подтверждение о заключении договора о дистанционной продаже (в том числе электронное, например, СМС-сообщение с подтверждением заказа);
-
если товар продается через вендинговый аппарат, покупателю должна быть предоставлена следующая информация: наименование продавца, его государственный регистрационный номер, его местонахождение, режим работы, контактные данные, порядок возврата денег за неполученный товар, а также правила использования вендингового аппарата;
-
предоставить по требованию покупателя товарный чек, если в кассовом чеке не указаны индивидуализирующие признаки товара (наименование, модель, артикул). Это касается технически сложных товаров, животных и растений, стройматериалов и изделий, мебели, ткани, одежды, меховых товаров и обуви.
Кроме того, теперь можно продавать вразнос продовольственные товары в потребительской упаковке, экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм, компьютерные программы.
Вместе с тем продавцов избавили от исполнения некоторых обязанностей. Теперь продавец не должен:
-
обеспечивать наличие Книги жалоб и предложений (раньше ее нужно было не только иметь в наличии, но и передавать покупателю по его требованию). При этом в точках общепита (кафе, рестораны и т. д.) книга по-прежнему должна быть;
-
оказывать покупателю бесплатную помощь по погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя;
-
знакомить покупателя с товарно-сопроводительной документацией на товар по его требованию;
-
обменивать технически сложные товары бытового назначения, гарантия на которые составляет год и более (раньше поводом для отказа в обмене таких товаров был сам факт наличия гарантии, а ее срок указан не был);
-
при разносной торговле больше не нужно обеспечивать наличие у представителя продавца личной карточки с фотографией и Ф. И. О., прейскуранта, а также передавать покупателю товарный чек;
-
передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных и иных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней;
-
указывать номер фасовщика на расфасованных продовольственных товарах.
Прав у покупателей стало больше. Покупатель может свободно делать фотографии и снимать видео на территории магазина, включая съемку нарушений со стороны продавца. Продавец не вправе этому препятствовать.
По новым правилам приобретенные дистанционным способом технически сложные бытовые товары, транспортные средства и ювелирные изделия из драгоценных металлов и камней покупатель может вернуть продавцу, даже если они надлежащего качества.
Ранее эти товары входили в перечень товаров, не подлежащих возврату. Для возврата необходимо, чтобы были сохранены потребительские свойства и товарный вид.
Кроме того, у покупателя должен быть документ или другие доказательства, подтверждающие факт покупки товара у этого конкретного продавца.
Если раньше расходы на возврат продавцу товара надлежащего качества нес потребитель, теперь это не так. В договор купли-продажи можно включить условие, согласно которому потребитель освобождается от оплаты доставки такого товара к продавцу. При этом возврат некачественного товара в любом случае будет производиться за счет продавца.
Вместе с правилами розничной продажи товаров утверждены:
- перечень товаров, которые не подлежат безвозмездной передаче по требованию потребителя на период ремонта или замены аналогичного товара (в него добавили газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи, ювелирные изделия и другие изделия из драгоценных металлов и камней и ограненные драгоценными камнями);
- перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих обмену.
Документ: Постановление Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463
Новые правила розничной торговли с 1 января 2021 года
С 1 января 2021 года действуют обновленные Правила продажи товаров по договору розничной купли-продажи (утверждены Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 № 2463). Они фактически заменили внушительный список ранее действующих документов, в том числе правила продажи товаров дистанционным способом (полный список отмененных актов).
Основные права потребителей и обязанности продавцов по представлению информации о товаре и выдаче чека сохранились и в новой версии документа. Но помимо них появились и дополнения, нацеленные на сокращение количества жалоб покупателей и упрощение некоторых процессов с учетом интересов обеих сторон.
Какие ограничения для потребителя больше не действуют
Новые правила дали покупателям больше возможностей знакомиться с информацией о товаре, а именно искать и получать «любую информацию в любых формах из любых источников».
Это значит, что магазин теперь не вправе запретить потребителю фотографировать товар в местах общего доступа. Ранее продавцы делали замечания покупателям, если те фотографировали товар. При этом они ссылались на то, что «это запрещено внутренними правилами магазина». Теперь такой довод недопустим.
Роспотребнадзор обращает внимание, что с 1 января любой потребитель, в случае возникновения каких-либо препятствий со стороны продавца, может смело ссылаться на п. 2 Правил продажи и имеет право зафиксировать на смартфон нарушения, с которыми столкнулся в торговой точке.
От каких обязательств освободили продавцов с 1 января 2021 года
В новых правилах продажи учтены и интересы продавцов.
Что именно они не обязаны делать:
- Предоставлять по требованию покупателя Книгу жалоб и предложений. Фактически с 1 января 2021 года этот инструмент обратной связи для магазинов отменен как пережиток советского прошлого. Минпромторг пришел к выводу, что в современных реалиях торговым точкам эффективнее обрабатывать отзывы в соцсетях и на других онлайн-ресурсах. Однако стоит отметить, что крупные ретейлеры пока не спешат отказываться от Книги жалоб и предложений.
- Бесплатно помогать в погрузке крупногабаритного товара на транспортное средство покупателя. Ранее это требование содержалось в п. 22 отмененных правил продажи отдельных видов товаров. А в новых правилах эта услуга не упомянута.
- Обеспечивать обмен технически сложных товаров бытового назначения с гарантией на год и более.
- Передавать покупателю товарный чек при продаже ювелирных изделий из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Список товаров длительного использования, при нахождении которых в ремонте продавец не обязан предоставлять покупателю аналог или замену, пополнился. В нем появились газовые и газоэлектрические бытовые приборы для приготовления пищи, ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней.
Какие требования добавили продавцам
Поскольку Книга жалоб и предложений стала необязательной, то вместо нее у продавцов появилась новая обязанность – направлять клиенту ответ в случае поступления претензии.
Роспотребнадзор указывает на то, что в новых правилах не установлены сроки рассмотрения претензий. Поэтому рекомендует покупателям опираться на положения ст. 20-22, 25, 26.1 Закона РФ «О защите прав потребителей».
Если указанные статьи закона не регулируют проблемную ситуацию, потребитель может обратиться к положениям ст. 314 ГК РФ и предложить магазину разрешить его требования в течение семи дней (об этом лучше указать в претензии).
По-прежнему продавцы обязаны применять кассы.
Однако если выданный покупателю кассовый чек не содержит сведений о наименовании товара, то потребитель вправе запросить товарный чек с указанием наименования продавца, товара, его количества и стоимости, а также даты продажи. Важно, чтобы чек позволял покупателю идентифицировать товар как приобретенный у конкретного продавца и по указанной в чеке стоимости.
Как и ранее, возврат некачественного товара всегда осуществляется за счет продавца. В то же время возврат товара надлежащего качества не всегда несет потребитель – такие условия могут быть предусмотрены договором.
Новые правила продаж для интернет-магазинов с 2021 года
Получив сообщение о заказе товара, онлайн-продавцы теперь должны подтверждать заключение договора розничной купли-продажи.
В подтверждении должен быть указан номер заказа, чтобы потребитель смог по нему получить информацию о заключенном с магазином договоре и его условиях.
Продавец должен информировать потребителя о форме и способах направления претензий. В противном случае клиент это может сделать в любой форме и любым способом.
Интересные нововведения внесены в правила доставки товара из интернет-магазинов. Как и прежде, товар доставляется по указанному адресу, однако если покупатель отсутствует, то курьер вправе выдать товар любому лицу, назвавшему номер заказа. Предъявлять паспорт или другие документы в такой ситуации теперь не нужно.
При этом магазин имеет право прописать более строгие правила доставки, например, если дело касается дорогостоящих товаров.
Автоматизируйте учет товаров от поставки до продажи. Сервис подходит любым магазинам, в том числе с алкоголем и табаком.
Попробовать бесплатно
В новых правилах есть уточнения по возврату ювелирных изделий и технически сложного товара бытового назначения надлежащего качества. Если они приобретены в интернет-магазине, то вернуть их можно при следующих условиях:
- сохранены потребительские свойства и товарный вид;
- есть документ, подтверждающий факт и условия покупки, хотя можно ссылаться и на другие доказательства.
Изменения в продаже товаров через вендинговые автоматы
Новые правила накладывают на продавца определенные обязательства:
- Сообщить о себе информацию: наименование, ОГРН, место нахождения и адрес, режим работы, номер телефона, электронную почту.
- Ознакомить с правилами пользования автоматом для заключения договора розничной купли-продажи.
- Довести до сведения порядок возврата денег, если товар не предоставлен потребителю.
Новые санитарные нормы для продуктовых магазинов
1 января 2021 года вступило в силу Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 20.11.2020 № 36. В документе, помимо всего прочего, прописаны требования к помещениям, где продаются пищевые продукты.
По сути, это чек-лист, который позволяет магазинам проверить, насколько они соответствуют новым требованиям.
- В торговых залах должны быть созданы условия для хранения овощей и корнеплодов, установленных производителями.
- Лед для приготовления и охлаждения пищевой продукции должен быть изготовлен из питьевой воды.
- Прием кондитерских изделий с кремом должен осуществляться в упакованном виде в потребительскую или транспортную упаковку.
- Хранение хлеба и хлебобулочных изделий допустимо только на стеллажах, при этом нельзя, чтобы они соприкасались со стенами и полом.
- Мороженое мясо должно храниться на стеллажах или поддонах.
- Мясные полуфабрикаты, субпродукты, птица мороженая и охлажденная должны храниться в транспортной таре.
- В торговых объектах должны быть обеспечены условия хранения охлажденной и мороженой рыбы в транспортной таре в соответствии с условиями хранения, установленными изготовителем.
- Пищевая продукция должна размещаться в торговом объекте с учетом исключения нарушения ее запаха (товарное соседство).