Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

В силу того, что установление общих принципов орга­низации системы местного самоуправления в соответствии с Конституцией РФ (ст.

72) отнесено к совместному веде­нию Российской Федерации и ее субъектов, ст. 5 Феде­рального Закона 2003 г.

«Об общих принципах органи­зации местного самоуправления в РФ» определяет, соот­ветственно, полномочия федеральных органов государ­ственной власти в этой сфере.

  • Всего Закон закрепляет 4 вида таких полномочий, к которым относятся:
  • 1) определение общих принципов организации мест­ного самоуправления в Российской Федерации, устанав­ливаемых Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»;
  • 2) правовое регулирование по предметам ведения Рос­сийской Федерации и в пределах полномочий Россий­ской Федерации по предметам совместного ведения Рос­сийской Федерации и субъектов РФ прав, обязанностей и ответственности федеральных органов государственной власти и их должностных лиц, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и их должност­ных лиц в области местного самоуправления;
  1. 3) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности граждан, органов местного самоуправле­ния и должностных лиц местного самоуправления по решению вопросов местного значения;
  2. 4) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления при осуществле­нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены федеральны­ми законами в порядке, установленном Федеральным за­коном «Об общих принципах организации местного са­моуправления в РФ».
  3. Следует иметь в виду, что, осуществление исполни­тельно-распорядительных и контрольных полномочий федеральными органами государственной власти в отно­шении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и поряд­ке, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Федераль­ным законом «Об общих принципах организации мест­ного самоуправления в РФ» и другими федеральными законами.
  4. В случае противоречия федеральных законов и (или) иных нормативных правовых актов Российской Федера­ции, регулирующих вопросы местного самоуправления, Конституции Российской Федерации, настоящему Феде­ральному закону применяются Конституция Российской Федерации и настоящий Федеральный закон.

Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления

Что касается полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области мест­ного самоуправления, то статья 6 Федерального Закона 2003 г. «Об общих принципах организации местного са­моуправления в РФ» относит к таковым:

  • 1) правовое регулирование вопросов организации мест­ного самоуправления в субъектах Российской Федерации в случаях и порядке, установленных Федеральным зако­ном «Об общих принципах организации местного само­управления в РФ»;
  • 2) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации и их должностных лиц в об­ласти местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
  • 3) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления по предметам веде­ния субъектов Российской Федерации, а также в преде­лах полномочий органов государственной власти субъек­тов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
  • 4) правовое регулирование прав, обязанностей и от­ветственности органов местного самоуправления и долж­ностных лиц местного самоуправления при осуществле­нии отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов Российской Федерации в порядке, установлен­ном Федеральным законом «Об общих принципах орга­низации местного самоуправления в РФ».

Статья 5. Полномочия федеральных органов государственной власти в области местного самоуправления

  1. Как видим, данные нормы в целом аналогичны нор­мам, регламентирующим полномочия органов государ­ственной власти РФ в области местного самоуправле­ния.
  2. Основные особенности полномочий органов государ­ственной власти субъектов РФ в указанной области со­стоят в том, что:
  3. 1) полномочия органов государственной власти субъек­тов РФ в сфере местного самоуправления ограничивают­ся сферами ведения субъектов, полномочиями субъектов в сферах совместного ведения с Российской Федерацией и пределами, установленными федеральными законами;
  4. 2) к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ установление общих принципов организа­ции местного самоуправления относится лишь постоль­ку, поскольку это допускается законом.
  5. В частности, органы государственной власти субъектов РФ вправе:

а) устанавливать ответственность за неисполнение му­ниципальных правовых актов (ч. 3 ст. 7 Закона 2003 г.);

б) устанавливать границы территорий муниципаль­ных образований (ч. 2 ст. 10 Закона 2003 г.);

в) наделять городские поселения статусом городского округа (ч. 2 ст. 11 Закона 2003г.);

г) изменять границы муниципальных образований (ч. 1 ст. 12 Закона 2003 г.);

д) преобразовывать муниципальные образования (ч. 1 ст. 13 Закона 2003 г.);

е) передавать органам местного самоуправления от­дельные полномочия (ч. 2 ст. 19);

ж) устанавливать административную ответственность за нарушение должностным лицом местного самоуправ­ления порядка и срока письменного ответа на обраще­ния граждан в органы местного самоуправления (ч. 4 ст. 32 Закона 2003 г.);

з) определять наименование представительного орга­на муниципального образования, главы муниципального образования, местной администрации (исполнительно-распорядительного органа муниципального образования) (ч. 3 ст. 34 Закона 2003 т.);

и) определять в части, касающейся осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам- местного самоуправления федеральными за­конами и законами субъектов РФ, условия контракта для главы местной администрации (ч. 3 ст. 37 Закона 2003 г.);

к) устанавливать дополнительные требования к кан­дидатам на должность главы местной администрации муниципального района (городского округа) (ч. 4 ст. 37 Закона 2003 г.);

л) устанавливать предельные нормативы размера оп­латы труда депутатов, членов выборных органов мест­ного самоуправления, выборных должностных лиц мест­ного самоуправления, осуществляющих свои полномо­чия на постоянной основе, муниципальных служащих, работников муниципальных предприятий и учреждений в муниципальных образованиях, уровень расчетной бюд­жетной обеспеченности которых является основанием для предоставления дотаций в целях выравнивания бюджетной обеспеченности муниципального образования (ч. 2 ст. 53 Закона 2003 г.);

м) устанавливать нормативы отчислений от региональ­ных -налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюд­жет субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в бюджеты муниципальных образова­ний (ч. 2 ст. 58 Закона 2003 г.);

н) устанавливать нормативы отчислений от федераль­ных налогов и сборов, подлежащих зачислению в бюд­жет субъекта РФ в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и (или) законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, в бюджеты муниципальных образова­ний (ч. 4 ст. 59 Закона 2003 г.);

о) устанавливать порядок образования районных фон­дов финансовой поддержки поселений (ч. 4 ст. 60 Зако­на 2003 г.);

п) устанавливать порядок образования районных фон­дов финансовой поддержки муниципальных районов (го­родских округов) (ч. 1 ст. 61 Закона 2003 г.);

р) утверждать методику, по которой распределяются дополнительные субсидии для муниципальных образова­ний (ч. 2 ст. 62 Закона 2003 г.);

с) определять общий размер субвенций, предоставляе­мых из бюджета субъекта РФ местным бюджетам на осу­ществление органами местного самоуправления передан­ных им отдельных государственных полномочий (ч. 1 ст. 63 Закона 2003 г.).

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной вла­сти субъектов Российской Федерации в отношении муни­ципальных образований и органов местного самоуправ­ления допускается только в случаях и порядке, установ­ленных Конституцией Российской Федерации, федераль­ными конституционными законами Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправ­ления в РФ», другими федеральными законами и прини­маемыми в соответствии с ними законами субъектов Рос­сийской Федерации.

В случае противоречия конституции (устава), закона, иного нормативного правового акта субъекта Российс­кой Федерации, регулирующих вопросы организации ме­стного самоуправления и устанавливающих права, обя­занности и ответственность органов местного самоуправ­ления и должностных лиц местного самоуправления, Кон­ституции Российской Федерации, федеральным консти­туционным законам, Федеральному закону «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другим федеральным законам применяются Конститу­ция Российской Федерации, федеральные конституцион­ные законы, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» и другие федеральные законы.

Полномочия органов местного самоуправления по решению вопросов местного значения

  • В целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов обладают полномочиями по решению вопросов местного значения.
  • Статьей 17 Федерального закона «Об общих принци­пах организации местного самоуправления в РФ» рег­ламентированы следующие полномочия:
  • 1) принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муни­ципальных правовых актов;
  • 2) установление официальных символов муниципаль­ного образования;
  • 3) создание муниципальных предприятий и учрежде­ний, финансирование муниципальных учреждений, фор­мирование и размещение муниципального заказа;
  • 4) установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами;
  • 5) регулирование тарифов на товары и услуги орга­низаций коммунального комплекса (за исключением та­рифов на товары и услуги организаций коммунального комплекса — производителей товаров и услуг в сфере электро- и (или) теплоснабжения), тарифов на под­ключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов организаций коммунального комплекса на под­ключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам (тарифам) для потребителей.
  • Полномочия орга­нов местного самоуправления поселений по регулиро­ванию тарифов на товары и услуги организаций ком­мунального комплекса (за исключением тарифов на то­вары и услуги организаций коммунального комплек­са — производителей товаров и услуг в сфере электро-и (или) теплоснабжения), тарифов на подключение к системе коммунальной инфраструктуры, тарифов орга­низаций коммунального комплекса на подключение, надбавок к тарифам на товары и услуги организаций коммунального комплекса, надбавок к ценам, тарифам для потребителей могут полностью или частично пере­даваться на основе соглашений между органами мест­ного самоуправления поселений и органами местного самоуправления муниципального района, в состав ко­торого входят указанные поселения;
Читайте также:  Статья 16. о вступлении в силу настоящего федерального закона

Взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации в различных сферах и их правовое регулирование

Рассматривая взаимоотношения органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов РФ, целесообразно выделить следующие формы взаимоотношений: координация и государственный контроль местного самоуправления.

Обладая универсальным характером, такие формы предназначены для решения тактических и стратегических задач местного самоуправления в русле государственной муниципальной политики.

 Координация (от латинского — расположение в порядке) означает «согласование, сочетание, приведение в соответствие (понятий, действий, составных частей чего-либо)».

  • Услуги юриста в Москве, бесплатная юридическая консультация в Москве.

В процессе координации создаются условия для формирования общей потребности в согласовании интересов, что способствует выработке общего интереса. Несмотря на важную роль координации, она не получила соответствующего юридического закрепления на федеральном уровне.

Что же касается отношений «орган государственной власти — местное самоуправление», то для их характеристики федеральный законодатель предпочитает использовать категорию «содействие».

В региональном законодательстве координационные формы взаимоотношений исполнительных органов субъектов РФ и местного самоуправления рассматриваются в узком контексте взаимосвязей региональных и муниципальных органов. Без координации вряд ли можно себе представить реализацию какой-либо управленческой задачи.

Наиболее эффективной формой взаимоотношений и учета как региональных, так и муниципальных интересов является осуществление права законодательной инициативы органами местного самоуправления в законодательных (представительных) органах субъектов РФ.

Другой формой взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления, осуществляемых по признаку «сверху вниз», является государственный контроль местного самоуправления.

Он осуществляется федеральными и региональными органами государственной власти и по объекту контроля может быть подразделен на два вида: контроль за соблюдением законов и контроль за осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий. Контроль за соблюдением законов включает:

  • контроль за соблюдением законов о местном самоуправлении и, как следствие, установление порядка судебной защиты прав местного самоуправления;
  • контроль за соблюдением законности в деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления (а также прокурорский надзор в этой сфере) и, следовательно, регулирование и установление ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления за нарушение законов;
  • контроль, осуществляемый иными самостоятельными государственными органами.

Каждый из перечисленных видов контроля за местным самоуправлением имеет свою специфику, что обусловлено особенностями статуса и полномочий органов государственной власти, осуществляющих контрольную деятельность.

В этой связи контроль со стороны федеральных и региональных органов исполнительной власти может быть охарактеризован как административный.

Анализируя государственный контроль местного самоуправления, следует заметить, что условия и порядок контроля определяются соответственно федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Большое значение для успешного осуществления взаимоотношений заинтересованных субъектов имеет уяснение принципов, на которых они строится.

Вся деятельность субъектов взаимодействия в различных сферах должна основываться на строгом, точном и неукоснительном соблюдении законодательства, регламентирующего организацию взаимодействия органов местного самоуправления и органов исполнительной власти, компетенцию, формы и методы работы, а также иные аспекты их деятельности.

Другим принципом взаимодействия является самостоятельность.

Сущность его заключается в следующем: если субъекты взаимодействия не находятся в подчинении друг у друга и решают свои задачи с помощью сугубо индивидуальных методов и средств, то каждый из них самостоятелен и независим от другого. Иными словами, взаимодействие в данном случае не должно носить характера власти-подчинения, взаимодействие предполагает построение отношений на основе партнерства.

В ходе осуществления взаимодействия необходимо строго соблюдать разграничение компетенции. Это означает, что ни один субъект взаимодействия в различных сферах не должен выполнять несвойственные ему функции. Таким образом, исключается дублирование субъектами взаимодействия друг друга, повышается эффективность их совместной деятельности.

Многие правовые нормы, затрагивающие взаимодействие органов местного самоуправления с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, содержатся в федеральных законах, посвященных регламентации государственной политики в отдельных сферах общественной жизни, решению крупных экономических и социальных проблем.

Например, согласно ст. 8 Федерального закона от 26 февраля 1997 г.

«О мобилизационной подготовке и мобилизации в Российской Федерации» органы исполнительной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий организуют и обеспечивают мобилизационную подготовку и мобилизацию; руководят мобилизационной подготовкой муниципальных образований и организаций, деятельность которых связана с деятельностью указанных органов или которые находятся в сфере их ведения; проводят во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мероприятия, обеспечивающие выполнение мобилизационных планов, и т. д.

Полномочия местного самоуправления — это строго очерченный и закрепленный нормами права (Конституцией РФ, федеральным законодательством, правовыми актами субъектов РФ и органами местного самоуправления) за населением, выборными и иными органами местного самоуправления перечень конкретных прав и обязанностей, необходимых для реализации задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Достаточно очевидно, что развитие и функционирование местного самоуправления предусматривает тесный контакт между органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления, согласованные действия по различным вопросам.

В этом аспекте интерес представляет Устав (Основной закон) Тульской области. Статья 41 Устава Тульской области называется «Полномочия органов государственной власти области в сфере местного самоуправления». Эта статья определяет:

  • К полномочиям органов государственной власти области в сфере местного самоуправления относятся правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в области в случаях и порядке, установленных федеральным законом, а также иные полномочия, предусмотренные федеральным законодательством.
  • Органам местного самоуправления в порядке, установленном федеральным законом, могут быть переданы для осуществления отдельные государственные полномочия области. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями области осуществляется законами области.
  • Законами области и иными нормативными правовыми актами области регулируется предоставление межбюджетных трансфертов из бюджета области и местных бюджетов».

Так, глава 5 Закона Тульской области «Об административных правонарушениях в Тульской области» называется «Административные правонарушения, посягающие на институты государственной власти области и местного самоуправления в области».

Залогом дальнейшего и успешного развития федеративного государства является согласованная деятельность всех уровней власти.

Разграничение компетенции между федеральными, региональными и муниципальными органами власти должно осуществляться с учетом особенностей соответствующей территории (географических, экономических, демографических, этнических и других), чтобы конкретные полномочия возлагались на органы власти, способные максимально эффективно их осуществлять.

Важное место во взаимодействии органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ занимает ряд субъективных факторов.

К их числу следует отнести: наличие желания взаимодействовать; психологическую готовность к взаимодействию; способность к компромиссам в процессе взаимодействия; умение проникнуться интересами взаимодействующей стороны; готовность действовать ради достижения общей цели.

Читайте также:  Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

Акцентируя внимание на взаимодействии должностных лиц двух уровней: регионального и муниципального, необходимо отметить, что данные отношения напрямую связаны с управленческой деятельностью.

Управленческие отношения в органах местного самоуправления и органах государственной власти субъектов РФ многообразны и выступают как отношения, регулируемые «по поводу» практической реализации задач и функций, стоящих перед двумя уровнями: региональным и местным. Нередко имеет место прямое противостояние должностных лиц. Речь идет о межличностных отношениях, которые являются составной частью взаимодействия и рассматриваются в его контексте.

Необходимо подчеркнуть, что закрепляемые формы, принципы взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ в федеральном и региональном законодательстве о местном самоуправлении не отражают полной картины процесса взаимодействующих сторон.

Требует рассмотрения проблема взаимоотношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ на основе договора или соглашения, заключаемого между взаимодействующими субъектами.

Федеральное законодательство не содержит норм, прямо предписывающих такое взаимодействие.

Законодательно закреплена самостоятельность государственной и муниципальной власти в определении форм реализации своих полномочий, что дает основания для вывода о допустимости взаимоотношений органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления на основе договора.

Отношения, возникающие в процессе взаимодействия органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, могут решаться не только в одностороннем порядке, но и путем заключения договоров и соглашений. Органы региональной и муниципальной власти довольно часто вступают в договорные отношения и заключают различного рода договоры, которые, по сути, должны отражать интересы договаривающихся сторон.

Анализ федерального, регионального законодательства и муниципальных нормативных актов показывает, что процесс формирования правовой основы взаимодействия регионального и местного уровней идет очень активно.

Так, одним из важных направлений деятельности органов государственной власти субъектов Федерации в социально-экономической сфере является осуществление поддержки субъектов предпринимательской деятельности различных форм собственности, в том числе государственных и муниципальных унитарных предприятий. В субъектах Федерации особое внимание уделяется правовой поддержке малого предпринимательства. Практически во всех субъектах приняты законы, направленные на его государственную поддержку.

На уровне регионов усиленное внимание уделяется государственной поддержке инвестиционной и инновационной деятельности, принятию мер по обеспечению устойчивой работы государственных и муниципальных предприятий, для чего принимаются специальные законы, способствующие развитию инновационной деятельности.

Кроме того, формируется обширный массив законодательства субъектов РФ в социальной сфере. В субъектах РФ принимаются специальные законы, которые направлены на обеспечение сохранения и возможного повышения ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Активно формируется образовательное законодательство субъектов Федерации как составная часть российского законодательства. Развивается также законодательство субъектов в сфере здравоохранения, которое является важной составной частью социальной политики. Приняты в большинстве субъектов Федерации региональные целевые программы в области охраны здоровья.

Тем не менее, основной объем правового регулирования местного самоуправления с уровня субъектов РФ переносится на федеральный и муниципальный уровни. Однако следует учитывать, что отнюдь не все города имеют необходимые ресурсы для должной подготовки муниципальных правовых актов.

Поэтому необходима комплексная помощь (в первую очередь организационная и консультативная) муниципальным образованиям со стороны федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ.

Это относится и к разработке рекомендательных типовых муниципальных правовых актов.

На сегодняшний день не сложилось определенности в вопросе разграничения полномочий. За 90-е гг. XX в. было принято большое количество законов, предоставивших гражданам множество благ и прав, за которые несет ответственность государство в целом.

Однако такие законы зачастую страдают декларативностью и отсутствием конкретных обязательств государства по обеспечению этих прав; во многих случаях отсутствует механизм реализации прописанных в законе норм, в том числе зачастую обойдены вниманием законодателя и вопросы распределения полномочий по уровням власти.

В основе распределения полномочий должен лежать следующий принцип — те услуги, в которых гражданин нуждается в повседневной своей жизни и которые должны быть оказаны гражданину, должны быть максимально децентрализованы.

Все полномочия публичной власти, которые обеспечивают единое политическое, экономическое пространство страны, ее целостность и безопасность, единые стандарты основополагающих прав и свобод граждан Российской Федерации, естественно, должны быть сосредоточены на федеральном уровне.

Все полномочия органов местного самоуправления, которые связаны с предоставлением публичных услуг гражданину, должны быть максимально приближены к населению с тем, чтобы граждане могли максимально контролировать их предоставление. Вопросы социальной политики, оказание социальной поддержки, где, прежде всего, требуется выделение финансовых средств и нет необходимости ежедневно опекать гражданина каждый день, — это вопросы субъектов РФ.

Органы государственной власти субъектов РФ обладают в отношении органов местного самоуправления полномочиями, обозначенными в статье 6 Федерального закона №131-ФЗ, которая так и называется «Полномочия органов государственной власти субъектов РФ в области местного самоуправления». Статья 6 гласит:

К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления относятся:

  • правовое регулирование вопросов организации местного самоуправления в субъектах РФ в случаях и порядке, установленных Федеральным законом №131-ФЗ;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов государственной власти субъектов РФ и их должностных лиц в области местного самоуправления в случаях и порядке, установленных федеральными законами;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления по предметам ведения субъектов РФ, а также в пределах полномочий органов государственной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ;
  • правовое регулирование прав, обязанностей и ответственности органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления при осуществлении отдельных государственных полномочий, которыми органы местного самоуправления наделены законами субъектов РФ в порядке, установленном Федеральным законом №131-ФЗ.

Осуществление исполнительно-распорядительных и контрольных полномочий органами государственной власти субъектов РФ в отношении муниципальных образований и органов местного самоуправления допускается только в случаях и порядке, установленных Конституцией РФ, Федеральными конституционными законами, Федеральным законом №131-ФЗ, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними законами субъектов РФ.

Проблема взаимоотношений — это проблема взаимоувязывания процессов, происходящих в муниципальных образованиях, с региональными процессами и динамикой развития региона, прямым следствием которого должна стать вовлечённость населения в процессы нормотворческой деятельности и исполнения правовых норм, т. е. развития социальной и экономической инициативы населения.

Полномочия органов государственной власти в области местного самоуправления

В соответствии с основами конституционного строя государственную власть в краях, областях, городах федерального значения, автономных областях и округах Российской Федерации осуществляют органы представительной (законодательной) и исполнительной власти, избираемые населением на основе всеобщего прямого равного избирательного права. Наименование органов и количество депутатов определяются органами государственной власти края, области, города федерального значения, автономных областей и округов. Наименование органов исполнительной власти и их глав устанавливается с учетом исторических и национальных условий и традиций.

Государство, признав местное самоуправление законной формой реализации власти народа и установив, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти и местное самоуправление самостоятельно решает вопросы местного значения, взяло на себя обязанность обеспечить не только судебную защиту прав местного самоуправления, но и его организационную, финансовую, экономическую самостоятельность. Федеральным законодательством строго разграничиваются полномочия органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области местного самоуправления.

В пункте 3 статьи 1 Федерального закона от 4 июля 2003 г. № 95-Ф3 «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (изменялись нормы закона от 6 октября 1999 г.

№ 184-ФЗ) указано, что «органы государственной власти субъекта Российской Федерации содействуют развитию местного самоуправления на территории субъекта Российской Федерации». В статье 26.

3 указанного Федерального закона к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ, помимо прочего, отнесено:

§ предупреждение чрезвычайных ситуаций межмуниципального характера;

  • § организация и осуществление межмуниципальных программ и проектов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности;
  • § строительство и содержание автомобильных дорог общего назначения межмуниципального характера;
  • § организация пригородного и межмуниципального транспортного обслуживания населения.
  • При этом под межмуниципальными объектами, программами и проектами понимаются объекты, программы, проекты, предназначенные для осуществления полномочий органов государственной власти субъекта Российской Федерации на территориях двух и более муниципальных районов, городских округов.
  • Полномочия федерального органа государственной власти есть своего рода правообязанность соответствующего государственного органа, которую ему предписано выполнять.
Читайте также:  Статья 13. Выдворение (депортация) лица за пределы территории Российской Федерации

По своим видам полномочия разделяются на нормативно-регулирующие, конкретно-регулирующие, обеспечивающие, контрольные, систематически совершаемые правомерные действия. Выделение подобных разновидностей облегчает федеральным органам осуществление полномочий. Для этого используются разные средства ¾ издание правовых актов, контрольные и иные действия.

Согласно прежнему Федеральному закону от 28 августа 1995 г.

№ 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», к полномочиям органов государственной власти в области местного самоуправления относилось принятие и изменение законов субъектов Российской Федерации о местном самоуправлении; разграничение предметов ведения между муниципальными образованиями при многоуровневой организации местного самоуправления; определение условий и порядка контроля над осуществлением органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий субъекта Российской Федерации; установление порядка регистрации уставов муниципальных образований; определение порядка установления территорий муниципальных образований и др. Некоторые субъекты Российской Федерации реализовали эти полномочия, хотя и не в полной мере. Однако в большинстве регионов органы государственной власти какое-то время вели себя пассивно, и в нормативной базе местного самоуправления продолжали существовать серьезные пробелы. Это и послужило одной из причин усиления федерального участия в правовом регулировании корневой системы публичной власти. И хотя субъекты Российской Федерации сохранили некоторые свои полномочия, их участие в нормативном решении многих вопросов местного самоуправления теперь не предусмотрено. Таким образом, содержание общих принципов организации местного самоуправления, находящихся, согласно Конституции Российской Федерации, в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, в новом Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» выглядит иначе, чем в прежнем: «федеральная» составляющая в большей степени, чем прежде, перевешивает «региональную». Конечно, это не означает, что указанный Закон разрушает уже сделанное в области местного самоуправления и как бы заново выстраивает все отношения в данной области. На федеральный уровень вынесено решение вопросов, многие из которых уже апробированы в региональном законодательстве.

  1. Существенными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются:
  2. § методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов, рекомендаций, методик и технологий;
  3. § развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления;
  4. § создание условий для формирования и реализации инвестиционных проектов и программ социально-экономического развития муниципальных образований, разработка и реализация соответствующих федеральных программ;
  5. § содействие информационному обеспечению местного самоуправления.

Государственная поддержка местного самоуправления на федеральном уровне реализуется через систему федеральных органов, ведающих вопросами местного самоуправления.

Такие органы имеются в структуре администрации Президента Российской Федерации, в Правительстве Российской Федерации, в палатах Федерального Собрания Российской Федерации.

В системе федеральных органов исполнительной власти вопросы социально-экономического развития муниципальных образований возложены на Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.5

Государственное регулирование и государственную поддержку местного самоуправления нельзя смешивать с вмешательством государства в дела местного самоуправления, хотя разграничить это иногда бывает трудно.

В соответствии с Федеральным законом от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ (статья 3) федеральные органы государственной власти и органы государственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивают государственные гарантии прав населения на осуществление местного самоуправления.

Эти права могут быть ограничены только федеральным законом и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

11.3. Контроль со стороны государства над деятельностью органов местного

  • самоуправления
  • Принципы и границы контроля со стороны государства над деятельностью органов и должностных лиц местного самоуправления определены в статье 8 Европейской хартии о местном самоуправлении. Согласно этим принципам, любой административный контроль должен:
  • § осуществляться только в формах и случаях, предусмотренных конституцией или законом;
  • § предназначаться лишь для обеспечения законности конституционных принципов;
  • § осуществляться таким образом, чтобы степень вмешательства контролирующего органа была соразмерна значимости защищаемых интересов.

Общий надзор за соблюдением законодательства органами и должностными лицами местного самоуправления возложен на Прокуратуру Российской Федерации. В случае выявления муниципальных правовых актов, противоречащих закону, соответствующий прокурор обязан принести протест на эти акты принявшему их органу или должностному лицу.

Орган юстиции, на который возложена регистрация устава, контролирует соответствие устава муниципального образования законодательству.

Уполномоченные органы государственной власти осуществляют контроль над исполнением органами и должностными лицами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий.

Специальные федеральные службы государственного надзора, охватывающие широкий круг вопросов, осуществляют контроль деятельности органов и должностных лиц местного самоуправления в отдельных сферах муниципальной деятельности.

В частности, в рамках проводимой в стране административной реформы создаются федеральные службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, по труду и занятости, по надзору в сфере образования и науки, по надзору в сфереэкологии и природопользования, по ветеринарному и фитосанитарному надзору, федеральная служба финансово-бюджетного надзора, федеральная служба по тарифам и др.

  1. В рамках своей компетенции надзорные органы вправе:
  2. § направлять органам и должностным лицам местного самоуправления рекомендации и методические материалы по решению возложенных на них задач;
  3. § при выявлении нарушений или невыполнении возложенных на органы местного самоуправления задач и обязательств направлять им соответствующие предписания;
  4. § вносить представления в органы прокуратуры в случаях, если органы и должностные лица местного самоуправления в установленные сроки не выполнят рекомендаций органа государственного надзора.

Конституционный Суд Российской Федерации относится к числу федеральных органов государственной власти, чей контроль над соблюдением Конституции распространяется и на сферу местного самоуправления. Согласно статье 27 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г.

№ 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (с изменениями от 15 декабря 2001 г.

), конституционный или уставный суд субъекта Российской Федерации может рассматривать вопросы соответствия актов его органов и органов местного самоуправления конституции, уставусубъекта Российской Федерации.

Судебный контроль в отношении органов местного самоуправления необходим для того, чтобы обезопасить граждан и юридических лиц от ошибок и незаконных решений этих органов.

Решения, принятые путем прямого волеизъявления граждан, решения и действия (бездействие) органов и должностных лиц местного самоуправления могут быть обжалованы в суде или арбитражном суде в установленном законом порядке.6

_____________________

1 Лекции по экономике города и муниципальному управлению / под ред. А. С. Пузанова. М.: Фонд «Институт экономики города», 2004. С. 18.

2 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 9.

3 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. С. 46.

4 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 56.

5 Бабун Р. В. Организация местного самоуправления: учебное пособие. СПб.: Питер, 2005. С. 71.

6 Система муниципального управления: учебник для вузов / под ред. В. Б. Зотова. 2-е изд., доп. и перераб. М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006. С. 74.

Ссылка на основную публикацию