Статья 17. Право профсоюзов на информацию

Статья 17. Право профсоюзов на информациюЧлены профсоюза и профсоюзные организации нередко сталкиваются с проблемой предоставления информации работодателем. Юристы профсоюза «Учитель» подготовили рекомендации по этому вопросу, которые будут полезны и могут использоваться всеми профсоюзными организациями.

 КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ РАБОТНИК?

Каждый работник может безвозмездно получать у работодателя копии документов, связанных с работой.

К таким документам относятся, например, копии приказов о приеме на работу, переводах, увольнении, выписки из трудовой книжки, справки о заработной плате, о начисленных и фактически уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование, о периоде работы у данного работодателя (ч. 1 ст. 62 ТК РФ).

Список документов, «связанных с работой», не является закрытым и исчерпывающим, потому вы можете запросить копии самых разных документов, если считаете, что они имеют отношение к вашей трудовой деятельности.

К примеру, нам известен случай, когда работодателя оштрафовали за невыдачу педагогу копии жалобы от родителей учеников, при этом жалоба послужила основанием для издания приказа об отстранении педагога от работы.

Однако если речь идет о выдаче работнику документов, содержащие персональные данные других людей (графики отпусков, табели учета рабочего времени, штатные расстановки и т. п.

), то, как правило, инспекторы Государственной инспекции труда признаю за работодателями право на выдачу работнику выписок из этих документов в части, касающейся непосредственно работника.

Так, бывает нелишним запросить у работодателя выписку из графика отпусков, который согласно закону утверждается на каждый календарный год не позднее чем за две недели до начала года.

Поскольку график отпусков обязателен как для работника, так и для работодателя, получив выписку, работник будет точно знать дату своего ухода в отпуск, что важно в тех случаях, когда работодатель по той или иной причине не доводит до работников эту информацию.

Нередко работникам требуются документы о начисленной зарплате, особенно в случае обращения за защитой своих прав в суд, к примеру, расчетные листки, которые должны выдаваться работодателем ежемесячно, выписки из табелей учета рабочего времени, справки по форме 2-НДФЛ и т. д. Все это вполне может быть запрошено вами у работодателя.

Важно сказать о том, что согласно ст. 62 ТК РФ заверенные копии документов, связанных с работой, может получить и тот работник, который уже уволился из организации.

Отказ работодателя в предоставлении документов может быть обусловлен тем, что запрошенные документы не касаются трудовой деятельности работника, к примеру, вам вряд ли выдадут положение об отделе, в котором вы никогда не работали, бухгалтерский баланс организации, инструкцию по должности, которую вы не занимаете, или договор с родителями ученика об оказании платных образовательных услуг.

Нужно также понимать, что работодатель обязан выдавать те документы, которые у него есть или должны быть, к примеру, если работодатель никогда не утверждал и не выдавал работникам расчетных листков, то это не повод не реагировать на заявление работника об их выдаче, так как такие документы работодатель обязан оформлять согласно трудовому законодательству. Если работодатель утвердил какой-то внутренний документ, касающийся вашей работы (положение, регламент), то он не может отказать в выдаче его копии со ссылкой на то, что этот документ является внутренним и не предусмотрен Трудовым кодексом РФ. Однако работодатель вправе проигнорировать требования работника о письменном разъяснении законодательства, действий должностных лиц организации и т. п., так как трудовое законодательство не возлагает на работодателя обязанности по ведению переписки с работником.

Неправомерен отказ работодателя в выдаче копии документа со ссылкой на то, что вы ранее уже были ознакомлены с этим документом под подпись (получили его на руки), поскольку в статье 62 ТК РФ нет никаких оговорок об этом и не установлено ограничений по количеству запросов одного и того же документа.

КАК РАБОТНИКУ РЕАЛИЗОВАТЬ ПРАВО НА ПОЛУЧЕНИЕ ИНФОРМАЦИИ?

Работнику следует подать заявление в письменном виде. Его нужно оформить в двух экземплярах: один передать руководителю организации, а другой с отметкой руководителя о получении оставить у себя.

Если у вас отказываются принимать заявление, то можно направить его почтой, желательно ценным письмом с описью вложений.

Главное, чтобы у вас на руках осталось документальное подтверждение факта обращения к работодателю, которое в дальнейшем можно приложить к вашей жалобе в Государственную инспекцию труда.

Распространены ситуации, когда руководитель организации берет у работника заявление на выдачу копий документов, длительное время игнорирует требование работника, а в случае обращения работника в Государственную инспекцию труда отрицает сам факт получения каких-либо заявлений.

Если вы не озаботились получением доказательств обращения к работодателю, то в дальнейшем вам не удастся подкрепить документально доводы своей жалобы!

Запрошенные копии документов, связанных с работой, работнику обязаны выдать не позднее трех рабочих дней со дня получения от него заявления. При увольнении они выдаются в день прекращения трудового договора (ч. 1 ст. 62, ч. 5 ст. 66.1, ч. 4 ст. 84.1ТК РФ).

Если работодатель проигнорирует заявление, то на него можно пожаловаться в Государственную инспекцию труда, действующую в вашем регионе, или органы прокуратуры по месту нахождения работодателя.

Организация – работодатель и её руководитель могут быть привлечены к административной ответственности за нарушение трудового законодательства по ч. 1 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (максимальный штраф для директора – 5 тысяч рублей, для организации – 50 тысяч рублей).

Возможно также обращение в суд с иском об обязании работодателя предоставить затребованные копии документов.

ПРАВО ПРОФСОЮЗА НА ИНФОРМАЦИЮ

В ст.

17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено право профсоюза на информацию, а именно то, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Данное право имеет большое значение для активной деятельности профсоюза, так как даёт возможность реализовать иные права, гарантированные законодательством, например, право профсоюзного контроля.

КАКУЮ ИМЕННО ИНФОРМАЦИЮ МОЖЕТ ЗАПРОСИТЬ ПРОФСОЮЗ?

В ст.

17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» дана достаточно абстрактная формулировка, а именно указывается только на социально-трудовой характер запрашиваемой информации, а также даётся отсылка на то, что такая информация необходима для осуществления уставной деятельности профсоюза. При буквальном толковании можно сказать, что профсоюз вправе требовать предоставления любых сведений, необходимых для осуществления уставной деятельности, под которой, в свою очередь, следует понимать деятельность по реализации прав и обязанностей профсоюзов, предоставленных законом.

Проблема персональных данных как наиболее частая причина отказов

При запросе профсоюзом информации может возникнуть вопрос о соблюдении требований законодательства о защите персональных данных работников.

Ограничения по обработке персональных данных установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных» и главой 14 ТК РФ («Защита персональных данных работника»).

По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных.

Однако если обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.

На наш взгляд, с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ, статей 17 и 19 ФЗ «О профсоюзах», статьи 370 ТК РФ работодатель обязан предоставить по запросу профсоюза информацию, включающую персональные данные работников данного работодателя.

Читайте также:  Статья 10. страховая сумма, страховая выплата, франшиза

При этом не требуется получения специального согласия работников на передачу персональных данных профсоюзу в том случае, если у работодателя работают члены данного профсоюза, а информация запрашивается профсоюзом для целей осуществления профсоюзного контроля.

Аналогичного мнения придерживается и Роскомнадзор, который является ведомством, ответственным за контроль в сфере обработки персональных данных. В Письме Роскомнадзора от 27.06.

2011 № ШР-13444 указывается, что у работодателя отсутствует необходимость в получении согласия работников на передачу их персональных данных профсоюзным органам, если профсоюзы действуют в рамках полномочий, предусмотренных Законом «О профсоюзах».

Право профсоюза на информацию

Поскольку профсоюзные организации МПРО «Учитель» нередко сталкиваются с проблемой предоставления информации, мы размещаем статью Центра социально-трудовых прав, которая разъясняет права профсоюзов.

Также существует важное Определение Верховного суда РФ, вынесенное в пользу профсоюза, которому работодатель отказался дать данные о привлечении работников предприятия к работе сверхурочно и в выходные дни.

 Право профсоюза на информацию

В ст.

17 ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» закреплено право профсоюза на информацию, а именно то, что для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам. Данное право имеет большое значение для активной деятельности профсоюза, так как даёт возможность реализовать иные права, гарантированные законодательством, например, право профсоюзного контроля.

Какую именно информацию может запросить профсоюз?

В ст.

17 ФЗ «О профсоюзах» дана достаточно абстрактная формулировка, а именно указывается только на социально-трудовой характер запрашиваемой информации, а также даётся отсылка на то, что такая информация необходима для осуществления уставной деятельности профсоюза. При буквальном толковании можно сказать, что профсоюз вправе требовать предоставления любых сведений, необходимых для осуществления уставной деятельности, под которой, в свою очередь, следует понимать деятельность по реализации иных прав и обязанностей профсоюзов, предоставленных законом.

Обратите внимание! При запросе определённой информации может возникнуть вопрос о соблюдении требований законодательства о защите персональных данных работников.

Ограничения по обработке персональных данных в целом и персональных данных работников в частности, включающей в себя получение, хранение, комбинирование, передачу или любое другое их использование, установлены Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» и главой 14 ТК РФ («Защита персональных данных работника»).

По общему правилу обработка персональных данных может осуществляться только с согласия субъекта персональных данных. Однако, если обработка необходима для достижения целей, предусмотренных законом, согласие субъекта персональных данных на их обработку не требуется.

На наш взгляд, с учетом положений Федерального закона от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ, статей 17 и 19 ФЗ «О профсоюзах», статьи 370 ТК РФ работодатель обязан предоставить по запросу профсоюза информацию, включающую персональные данные работников данного работодателя.

При этом не требуется получения специального согласия работников на передачу персональных данных профсоюзу в том случае, если у работодателя работают члены данного профсоюза, а информация запрашивается профсоюзом для целей осуществления профсоюзного контроля. В тоже время, информацию о персональных данных работников, которые членами профсоюза не являются, работодатель без их согласия предоставить профсоюзу не может.

Важно! В судебной практике возникает много вопросов по порядку предоставления профсоюзу такого документа, как штатное расписание. В Определении Верховного суда Республики Карелия от 27.01.

2012 по делу № 33-242/2012 было указано, что утверждение штатного расписания на предприятии относится к трудовым вопросам, решаемым предприятием для оформления структуры, штатного состава и штатной численности организации.

Таким образом, штатное расписание не содержит информации о заработной плате и других персональных данных конкретных работников предприятия; работодатель не получает от работников сведения, вносимые в штатное расписание; соответственно, оно является документом самого работодателя. Следовательно, штатное расписание не содержит персональные данные работников, и работодатель обязан предоставить профсоюзу данный документ.

Также законодательное ограничение права профсоюзов на получение информации установлено статьей 13 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Согласно части 2 данной статьи не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении профессиональных, служебных и иных обязанностей.

Кто имеет право получать информацию?

В Законе о профсоюзах указывается, что это профсоюз, действующий у конкретного работодателя. Однако у одного работодателя может функционировать несколько первичных профсоюзных организаций, интересы которых порой могут не совпадать. Судебная практика выработала следующий, на наш взгляд, рациональный подход.

Если профсоюзная организация участвовала в заключении коллективного договора от лица всего трудового коллектива, то она вправе требовать предоставления документов по всем работникам, в том числе не являющимся членами профсоюзной организации.

Данный вывод обусловлен тем, что при защите коллективных прав и интересов работников во исполнение коллективного договора, профсоюз, заключивший этот трудовой договор, выступает в качестве общего представителя всех работников и на них можно распространять режим предоставления информации с персональными данными аналогичный членам профсоюза.

Если же запрашиваемый вопрос не касается исполнения заключённого коллективного договора или данный профсоюз не выступал в качестве представителя всех работников, то запрашиваемая информация не должна касаться персональных данных работников — не членов профсоюза.

  • У кого профсоюз может запросить информацию и на каких условиях?
  • Закон чётко ограничивает круг субъектов – это работодатели, их объединения, органы государственной власти и органы местного самоуправления.
  • В течение какого срока информация должна быть предоставлена?

В ст.

37 ТК РФ закреплена обязанность сторон предоставлять друг другу имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса, а в силу ч. 2 ст. 51 ТК РФ при проведении контроля за выполнением коллективного договора представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.

Что касается предоставления информации государственным или муниципальным органом, то здесь необходимо руководствоваться общим месячным сроком, который предусмотрен в ряде административных регламентов, а также в Федеральном законе от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».

На каких условиях предоставляется информация?

Информация должна предоставляться бесплатно и беспрепятственно.

В некоторых судебных решениях можно встретить интересную позицию работодателя, который фактически не оспаривает право профсоюза, но заявляет возражения по вопросу изготовления заверенных светокопий документов за свой счет.

Суды данный довод не принимают, говоря о том, что на работодателя возлагается обязанность именно предоставить информацию, а не просто показать документ.

Где профсоюз имеет право размещать информацию о себе?

Во-первых, информация может размещаться в средствах массовой информации. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут сами быть учредителями средств массовой информации. В случае создания средства массовой информации профсоюз как учредитель приобретает более широкие возможности.

Во-вторых, в соответствии со ст. 377 ТК РФ которой работодатель обязан предоставить возможность размещения информации в доступном для всех работников месте (местах).

Во многих коллективных договорах, отраслевых соглашениях данное право раскрывается более подробно, например, указывается на возможность размещения информации о мероприятиях, проводимых профсоюзом, информации о составе и контактах членов выборного органа первичной профсоюзной организации профсоюза, на сайтах, на стендах в помещениях, может предоставляться возможность использования средств внутреннего радиовещания и телевидения, многотиражной печати, автотранспорта, информационно-правовых систем, интернет-ресурсов и возможностей электронной почты.

Читайте также:  Статья 16. Права сотрудника таможенного органа

Источник

О предоставлении информации профсоюзным организациям

24.10.2016

О предоставлении информации

профсоюзным организациям

В целях эффективной защиты трудовых прав работников, профсоюзным организациям необходим значительный объем самой разной информации, находящейся в распоряжении работодателя. Но зачастую ее получение становится большой проблемой. В этой статье мы расскажем об особенностях правового регулирования предоставления информации профсоюзным организациям.

                                                 ПРАВО НА ИНФОРМАЦИЮ

Наверняка каждый слышал известную фразу, приписываемую Н. Ротшильду: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. И хотя профсоюзы не ставят перед собой задачу овладения миром, получение от работодателей информации — необходимая часть работы профсоюзной организации, прежде всего первичной.

Полные и достоверные сведения нужны профорганизации во многих случаях, прежде всего — при ведении коллективных переговоров.

Ведь для того чтобы вносить обоснованные и реально выполнимые предложения по условиям колдоговора или соглашения, профсоюзная сторона должна четко представлять финансово-экономическое положение работодателя, владеть информацией по другим вопросам, связанным с деятельностью нанимателя.

Кроме того, очень часто работодатели намеренно скрывают истинное положение дел, создавая иллюзию невозможности принять на себя те или иные социальные обязательства. Также информация необходима, чтобы контролировать соблюдение работодателем трудового законодательства, выполнение условий коллективного договора и соглашения.

Добросовестное предоставление сведений в соответствии с законодательством способствует лучшему взаимопониманию между представителями работников и работодателем и, в конечном счете, повышает результативность усилий социальных партнеров, направленных на регулирование социально-трудовых отношений.

Право профсоюзов на получение информации и, соответственно, обязанность работодателей предоставлять ее профсоюзам закреплены в различных нормативно-правовых актах. Право на информацию относится к основополагающим правам профсоюзов, поскольку если не обеспечена его реализация, затрудняется использование других профсоюзных прав.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.

1996 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также обсуждать эту информацию с приглашением представителей всех перечисленных органов.

Согласно ч. 1 ст. 53 ТК РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, является одной из основных форм участия работников в управлении организацией. В ч. 2 указанной статьи приведен перечень этих вопросов:

  • — реорганизация или ликвидация организации;
  • — введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • — профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
  • — другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
  • Последний из приведенных пунктов говорит о том, что данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии с перечисленными актами.
  •                                                МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Обязанность работодателя предоставлять профсоюзам информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров по заключению колдоговоров, соглашений, предусмотрена ч. 7 ст. 37 ТК РФ. Такая информация должна быть предоставлена работодателем не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса от профсоюзной организации.

В целях контроля за выполнением работодателем коллективного договора, соглашения профсоюзные организации, являющиеся одной из сторон указанных актов, вправе получать у работодателя сведения, необходимые для осуществления такого контроля (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). При этом информация должна быть предоставлена работодателем в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса от профорганизации.

В некоторых случаях законодательство прямо указывает на конкретные профсоюзные органы, которые вправе получать от работодателя информацию.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей сведения о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).

При разрешении коллективного трудового спора путем забастовки представительный орган работников, возглавляющий забастовку, согласно ч. 2 ст. 411 ТК РФ имеет право получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников. На практике в подавляющем большинстве случаев в качестве представительного органа, возглавляющего забастовку, выступает профсоюзный орган.

Для получения от работодателя необходимых сведений профсоюзная организация должна направить в его адрес соответствующий письменный запрос. Требования к содержанию запроса законодательством не установлены.

Представляется, что запрос должен содержать подробный перечень необходимых сведений или документов, а также указание на предусмотренные законодательством цели запроса (ведение коллективных переговоров; контроль за выполнением колдоговора или соглашения; другие направления уставной деятельности профорганизации). Также профсоюзной организации необходимо удостовериться в получении работодателем запроса. Лучше всего, чтобы это была копия запроса с отметкой представителя работодателя о получении с указанием даты. Это даст возможность контролировать сроки предоставления информации работодателем.

ТК РФ также устанавливает обязанность работодателей в некоторых случаях при совершении определенных действий предоставить информацию профсоюзной организации и без каких-либо запросов с ее стороны. Например, согласно ч. 1 ст.

82 ТК РФ работодатель обязан письменно сообщить выборному органу первички о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в связи с сокращением их численности или штата — не позднее, чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (при возможном массовом увольнении — не позднее, чем за три месяца).

Для того чтобы право профсоюзов на информацию соблюдалось работодателями, за ее непредоставление необходимы соответствующие меры ответственности. Такие меры установлены КоАП РФ, но их эффективность недостаточна. Так, согласно ст. 5.

29 КоАП РФ, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в установленный законом срок сведений, необходимых для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора, соглашения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 руб. до 3000 руб.

Во многих случаях работодателю выгоднее заплатить такой штраф, чем предоставить профсоюзу сведения, анализ которых позволит выявить нарушения трудового законодательства и повлечет более суровую ответственность работодателя.

                                     КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Отдельные виды информации в соответствии с законодательством носят конфиденциальный характер и имеют ограничения в доступе; некоторые из них охраняются как тайна.

Постатейный комментарий к Федеральному закону «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»

Статья 17. Право профсоюзов на информацию[46]46
  Комментарий к данной статье должен применяться с учетом Федерального закона «О коммерческой тайне», принятого в третьем чтении Государственной Думой 19 ноября 2003 г., отклоненного Советом Федерации 26 ноября 2003 г. и который, возможно, будет принят после выхода из печати настоящего .

[Закрыть]

1. Для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов государственной власти и органов местного самоуправления информацию по социально-трудовым вопросам.

Профсоюзные органы имеют право обсуждать полученную информацию с приглашением представителей работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), органов управления организацией, органов государственной власти и органов местного самоуправления.

2. Профсоюзы имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определяемом договорами с их учредителями, а также могут быть учредителями средств массовой информации в соответствии с федеральным законом.

Право на информацию является одним из важнейших прав, необходимых для эффективной реализации профсоюзами защитной функции, поскольку принимать правильные и обоснованные решения возможно только в случае наличия полной и достоверной информации. Право на информацию отнесено Конституцией РФ к основным правам и свободам человека и гражданина.

С одной стороны, Конституция РФ устанавливает запрет на сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия (ст. 24), с другой стороны, Конституция РФ закрепляет право каждого свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29).

Читайте также:  Глава XX. Обеспечение доказательств

В процессе трудовой деятельности как у работодателя, так и профсоюза и у отдельных работников возникает необходимость получения, передачи или осуществления иных действий с различного рода информацией, относящейся к сфере социально-трудовых отношений. Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации»[47]

47
  См.: СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609.

[Закрыть]

определяет информацию как сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления. По режиму использования информация может подразделяться на открытую, широко доступную информацию, либо имеющую определенные ограничения (государственная, служебная, коммерческая тайна).

Государственная тайна – это защищаемые государством сведения в области его военной, внешнеполитической, экономической, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности, распространение которых может нанести ущерб безопасности РФ. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом (ст. 29) (см. постатейные материалы). Сегодня этот перечень на основании ФЗ от 21 июля 1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне»[48]

48
  См.: СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220–8235.

[Закрыть]

Предоставление информации профсоюзам — Статьи газеты «Солидарность»

Для эффективной защиты трудовых прав работников профсоюзам необходим значительный объем самой разной информации, находящейся в распоряжении работодателя. Но зачастую ее получение становится большой проблемой. В этой статье мы расскажем об особенностях правового регулирования предоставления информации профсоюзным организациям.

Наверняка каждый слышал известную фразу, приписываемую Н. Ротшильду: “Кто владеет информацией, тот владеет миром”. И хотя профсоюзы не ставят перед собой задачу овладения миром, получение от работодателей информации — необходимая часть работы профсоюзной организации, прежде всего первичной.

Полные и достоверные сведения нужны профорганизации во многих случаях, прежде всего — при ведении коллективных переговоров.

Ведь для того чтобы вносить обоснованные и реально выполнимые предложения по условиям колдоговора или соглашения, профсоюзная сторона должна четко представлять финансово-экономическое положение работодателя, владеть информацией по другим вопросам, связанным с деятельностью нанимателя.

Кроме того, очень часто работодатели намеренно скрывают истинное положение дел, создавая иллюзию невозможности принять на себя те или иные социальные обязательства. Также информация необходима, чтобы контролировать соблюдение работодателем трудового законодательства, выполнение условий коллективного договора и соглашения.

Добросовестное предоставление сведений в соответствии с законодательством способствует лучшему взаимопониманию между представителями работников и работодателем и, в конечном счете, повышает результативность усилий социальных партнеров, направленных на регулирование социально-трудовых отношений.

Право профсоюзов на получение информации и, соответственно, обязанность работодателей предоставлять ее профсоюзам закреплены в различных нормативно-правовых актах. Право на информацию относится к основополагающим правам профсоюзов, поскольку если не обеспечена его реализация, затрудняется использование других профсоюзных прав.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 12.01.

1996 № 10-ФЗ “О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности” для осуществления своей уставной деятельности профсоюзы вправе бесплатно и беспрепятственно получать информацию по социально-трудовым вопросам от работодателей, их объединений (союзов, ассоциаций), от органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также обсуждать эту информацию с приглашением представителей всех перечисленных органов.

Согласно ч. 1 ст. 53 ТК РФ получение от работодателя информации по вопросам, непосредственно затрагивающим интересы работников, является одной из основных форм участия работников в управлении организацией. В ч. 2 указанной статьи приведен перечень этих вопросов:

  • — реорганизация или ликвидация организации;
  • — введение технологических изменений, влекущих за собой изменение условий труда работников;
  • — профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников;
  • — другие вопросы, предусмотренные ТК РФ, иными федеральными законами, учредительными документами организации, коллективным договором, соглашениями.
  • Последний из приведенных пунктов говорит о том, что данный перечень не является исчерпывающим и может быть расширен в соответствии с перечисленными актами.

МЕРА ОТВЕТСТВЕННОСТИ

Обязанность работодателя предоставлять профсоюзам информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров по заключению колдоговоров, соглашений, предусмотрена ч. 7 ст. 37 ТК РФ. Такая информация должна быть предоставлена работодателем не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса от профсоюзной организации.

В целях контроля за выполнением работодателем коллективного договора, соглашения профсоюзные организации, являющиеся одной из сторон указанных актов, вправе получать у работодателя сведения, необходимые для осуществления такого контроля (ч. 2 ст. 51 ТК РФ). При этом информация должна быть предоставлена работодателем в течение одного месяца со дня получения соответствующего запроса от профорганизации.

В некоторых случаях законодательство прямо указывает на конкретные профсоюзные органы, которые вправе получать от работодателя информацию.

Профсоюзные инспекторы труда, уполномоченные (доверенные) лица по охране труда профсоюзов вправе получать от руководителей и иных должностных лиц организаций, работодателей — индивидуальных предпринимателей сведения о состоянии условий и охраны труда, а также обо всех несчастных случаях на производстве и профзаболеваниях (ч. 6 ст. 370 ТК РФ).

При разрешении коллективного трудового спора путем забастовки представительный орган работников, возглавляющий забастовку, согласно ч. 2 ст. 411 ТК РФ имеет право получать от работодателя информацию по вопросам, затрагивающим интересы работников. На практике в подавляющем большинстве случаев в качестве представительного органа, возглавляющего забастовку, выступает профсоюзный орган.

Для получения от работодателя необходимых сведений профсоюзная организация должна направить в его адрес соответствующий письменный запрос. Требования к содержанию запроса законодательством не установлены.

Представляется, что запрос должен содержать подробный перечень необходимых сведений или документов, а также указание на предусмотренные законодательством цели запроса (ведение коллективных переговоров; контроль за выполнением колдоговора или соглашения; другие направления уставной деятельности профорганизации). Также профсоюзной организации необходимо удостовериться в получении работодателем запроса. Лучше всего, чтобы это была копия запроса с отметкой представителя работодателя о получении с указанием даты. Это даст возможность контролировать сроки предоставления информации работодателем.

ТК РФ также устанавливает обязанность работодателей в некоторых случаях при совершении определенных действий предоставить информацию профсоюзной организации и без каких-либо запросов с ее стороны. Например, согласно ч. 1 ст.

82 ТК РФ работодатель обязан письменно сообщить выборному органу первички о возможном расторжении трудовых договоров с работниками в связи с сокращением их численности или штата — не позднее, чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (при возможном массовом увольнении — не позднее, чем за три месяца).

Для того чтобы право профсоюзов на информацию соблюдалось работодателями, за ее непредоставление необходимы соответствующие меры ответственности. Такие меры установлены КоАП РФ, но их эффективность недостаточна. Так, согласно ст. 5.

29 КоАП РФ, непредоставление работодателем или лицом, его представляющим, в установленный законом срок сведений, необходимых для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением колдоговора, соглашения, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 1000 руб. до 3000 руб.

Во многих случаях работодателю выгоднее заплатить такой штраф, чем предоставить профсоюзу сведения, анализ которых позволит выявить нарушения трудового законодательства и повлечет более суровую ответственность работодателя.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Отдельные виды информации в соответствии с законодательством носят конфиденциальный характер и имеют ограничения в доступе; некоторые из них охраняются как тайна.

Ссылка на основную публикацию