Статья 17. Религиозная литература и предметы религиозного назначения

Заявление Межрелигиозного совета России в связи с попытками приравнять распространение предметов религиозного назначения к торговым отношениям приводит Патриархия.ru.

В последнее время в публичном пространстве делаются попытки отождествить религиозные обряды и распространение предметов религиозного назначения с платными услугами и торговлей. Эти попытки основаны на незнании действующего права и задач деятельности религиозных общин.

Распространение предметов религиозного назначения — традиционный вид деятельности религиозных организаций.

На протяжении тысячелетий совершение религиозных обрядов и церемоний сопровождается распространением среди верующих предметов культа, религиозной литературы, других предметов религиозного назначения.

Такая деятельность необходима не только для целей совместного исповедания верующими той или иной религии соответствующего вероучения, но и для расширения числа ее последователей.

Российское законодательство рассматривает распространение предметов религиозного назначения в качестве одного из основных видов деятельности религиозных организаций наряду с богослужебной и миссионерско-катехизаторской деятельностью.

Распространение предметов религиозного назначения осуществляется в целях совместного исповедания и распространения вероучения. В связи с этим данная деятельность не может рассматриваться в качестве торговой или предпринимательской, направленной на систематическое получение прибыли и иного дохода.

Согласно внутренним установлениям религиозных общин, распространение предметов религиозного назначения может осуществляться на безвозмездной основе с одновременным сбором пожертвований в пользу религиозной общины.

Межрелигиозный совет России негативно оценивает попытки приравнять деятельность по распространению предметов религиозного назначения к торговому бизнесу.

Религиозные объединения не являются торговыми предприятиями. Совершаемые ими обряды не могут рассматриваться в качестве услуг, оказываемых населению. В свою очередь, распространяемые ими предметы религиозного назначения не являются товарами, рассчитанными на неограниченный круг потребителей.

Предметы религиозного назначения предназначены в первую очередь для удовлетворения духовных потребностей последователей того или иного вероучения и, в силу своего сакрального характера, не могут быть приравнены к вещам, изготовленным (произведенным) для введения в гражданский оборот.

Верующие посещают культовые здания для молитвы и поклонения святыням и не нуждаются в размещении в данных зданиях кассовых аппаратов, ценников и уголков потребителя.

Общины верующих существуют за счет их добровольных пожертвований.

Поэтому религиозные организации вправе определять ориентировочную сумму пожертвований, сбор которых может осуществляться в местах распространения предметов религиозного назначения.

Распространение религиозной литературы, миссионерская деятельность и другие права и обязанности благовестников

14 июля начинается чемпионат мира по футболу. В преддверии события адвокаты Анатолий Пчелинцев и Инна Загребина подготовили памятку благовестникам о том, что считается миссионерской деятельностью, имеют ли право граждане, религиозные группы и организации распространять религиозную литературу, и как это делать, не нарушая закона. 

1. Распространение религиозной литературы гражданами

Конституционное право граждан на распространение религиозных убеждений может реализовываться гражданами всеми законными способами. Одним из таких способов является распространение религиозных убеждений путем раздачи религиозной литературы (книг, брошюр, буклетов, флаеров и т.п).

На практике нам уже приходится сталкиваться со случаями, когда сотрудники полиции ошибочно квалифицируют данную деятельность как противоправную.

При этом в качестве объективной стороны вмененного правонарушения пишут в протоколах: «Раздавал религиозную литературу» без всякого указания на конкретную нарушенную норму права, предпочитая ссылаться целиком на Федеральный закон «О свободе совести и о религиозных объединениях». 

Однако, в соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ, административным правонарушением может быть признано только противоправное действие, то есть действие, нарушающее установленный законом запрет. 

Действующее законодательство не содержит какого-либо запрета или ограничения на распространение религиозной литературы, за исключением материалов, содержащих признаки экстремизма.

Более того, как указывалось выше, статья 28 Конституции РФ гарантирует каждому право распространять свои религиозные убеждения.

Указанное право также закреплено в пункте 1 статьи 3 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях». 

2. Распространение религиозной литературы религиозными группами

Действующее законодательство не содержит в себе какого-либо запрета или ограничения на распространение религиозной литературы религиозными группами.

Главным является вопрос: обязана ли религиозная группа при распространении религиозной литературы указывать свое вероисповедание? Как показывает практика, религиозные группы часто сталкиваются с подобным требованием со стороны правоохранительных органов.

Между тем, в пункте 8 статьи 8 Закона установлено, что сведения о вероисповедании должны содержаться в наименовании религиозной организации, и религиозная организация обязана указывать свое полное наименование (включающее в себя указание о вероисповедании) при осуществлении своей деятельности.

Таким образом, данное требование адресовано религиозным организациям, а не религиозным объединениям вообще. Подобные требования к религиозным группам закон не предъявляет. 

3. Распространение религиозной литературы религиозными организациями

Религиозные организации в силу пункта 1 статьи 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» вправе как издавать, так и распространять религиозную литературу. Однако законодатель предусмотрел четкие требования к данному виду деятельности.

Маркировка литературы

В соответствии с пунктом 3 статьи 17 вышеуказанного закона, литература, печатные, аудио- и видеоматериалы, выпускаемые религиозной организацией и распространяемые в рамках осуществления от ее имени миссионерской деятельности, должны иметь маркировку с официальным полным наименованием религиозной организации. 

Под полным наименованием следует понимать официальное наименование, указанное в уставе религиозной организации. При этом следует особо отметить, что сокращенное наименование для религиозных организаций в силу пункта 8 статьи 8 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» не допускается.

Правильно: Централизованная религиозная организация Российская Церковь христиан веры евангельской

Неправильно: РЦХВЕ, Российская Церковь и т.п.

Ответственность

Согласно пункту 3 статьи 5.

26 КоАП РФ, «осуществление религиозной организацией деятельности без указания своего официального полного наименования, в том числе выпуск или распространение в рамках миссионерской деятельности литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов без маркировки с указанным наименованием или с неполной либо заведомо ложной маркировкой, влечет наложение административного штрафа в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией литературы, печатных, аудио- и видеоматериалов».

Следует иметь в виду, что массовое распространение литературы верующими в публичных местах с одновременным приглашением граждан на богослужение будет квалифицировано как миссионерская деятельность. Соответственно, гражданам, которые участвуют в данных акциях, необходимо выдавать подтверждение о праве заниматься миссионерской деятельностью от имени религиозного объединения. 

Миссионерская деятельность участников религиозной группы 

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.

2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» граждане, осуществляющие миссионерскую деятельность от имени религиозной группы, обязаны иметь при себе решение общего собрания религиозной группы о предоставлении им соответствующих полномочий с указанием реквизитов письменного подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности указанной религиозной группы, выданного территориальным органом федерального органа государственной регистрации.

Таким образом, закон содержит в себе два обязательных условия для осуществления миссионерской деятельности участниками религиозной группы:

1. Наличие подтверждения получения и регистрации уведомления о создании и начале деятельности религиозной группы, выданное территориальным органом Минюста.

2. Наличие решение общего собрания религиозной группы о предоставлении полномочий по осуществлению миссионерской деятельности.

 Образец решения общего собрания религиозной группы о подтверждении полномочий (.doc)

Миссионерская деятельность участников религиозной организации

В соответствии со статьей 24.2 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» миссионерскую деятельность от имени религиозной организации вправе осуществлять:

  • руководитель религиозной организации,
  • член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации,
  • иные граждане и юридические лица при наличии у них документа, выданного руководящим органом религиозной организации и подтверждающего полномочие на осуществление миссионерской деятельности от имени религиозной организации. 
  • В данном документе должны быть указаны реквизиты документа, подтверждающего факт внесения записи о религиозной организации в единый государственный реестр юридических лиц и выданного Министерством юстиции РФ или его территориальным органом. 
  • Руководитель религиозной организации, член ее коллегиального органа и (или) священнослужитель религиозной организации вправе осуществлять миссионерскую деятельность без какого-либо документа–подтверждения. 
  • Иные участники религиозной организации обязаны иметь при себе документ, подтверждающий их полномочия на миссионерскую деятельность. 

Так как форма такого документа законом не предусмотрена, то это может быть как справка, так и удостоверение миссионера. Законодатель не устанавливает и срок действия документа, следовательно, он может быть выдан как на один день, так и бессрочно. 

  1. Необходимо обратить внимание, документ–подтверждение выдается руководящим органом религиозной организации, предусмотренным уставом. 
  2. Рекомендуемый текст документа (.doc)
  3. СПРАВКА–ПОДТВЕРЖДЕНИЕ

Местная религиозная организация (указать полное официальное наименование), свидетельство о государственной регистрации № ___ от 01 _____ 201__ г.

ОГРН ______________, в лице руководителя (должность указать в соответствии с учредительными документами), действующего на основании устава, в соответствии с Протоколом (указать наименование постоянно действующего руководящего органа предусмотренного уставом) №__ от 01 _____ 201__ г.

уполномочивает Иванова Ивана Ивановича осуществлять миссионерскую деятельность от имени Местной религиозной организации (указать полное официальное наименование.

  • Срок указанных полномочий: 1 год.
  • 01___________ 201_ г.
  • Должность подпись расшифровка
  • Следует особо подчеркнуть, что важной характеристикой миссионерской деятельности является то, что она осуществляется религиозной организацией сознательно, целенаправленно и идентифицируется ей самой в качестве миссионерской деятельности путем формального наделения миссионера соответствующими полномочиями.
  • При идентификации деятельности религиозной организации в качестве миссионерской, органы государственной власти не имеют права руководствоваться так называемым «принципом объективного вменения», то есть только объективными признаками вопреки позиции самой религиозной организации.
  • Нельзя считать приемлемыми и попытки распространить содержание понятия «миссионерская деятельность» на высказывания, осуществляемые личностью по собственной инициативе, даже если они направлены на то, чтобы убедить слушателя стать участником конкретного религиозного объединения.

Скачать памятку для служителей в DOC

Скачать памятку для служителей в PDF

«Закон Яровой» — Без паники. Часть II — Маркировка литературы для евангелизации

Первый заместитель Начальствующего епископа — Управляющий делами РОСХВЕ, член Экспертного совета Комитета Государственной Думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций епископ Константин Бендас продолжает разъяснять положения Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О противодействии терроризму» и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части установления дополнительных мер противодействия терроризму и обеспечения общественной безопасности» (№374-Ф3 от 6 июля 2016 г.). Видеосюжет посвящен правильной маркировке литературы и других материалов для евангелизации.

Читайте также:  Статья 12. техническое расследование причин аварии

Видеосъемка и монтаж Информбюро «Спектр»

Статья 17 пункт 3  Федерального закона «О  свободе совести и религиозных объединениях» в старой редакции говорит: «Литература и другие печатные аудио и видео материалы, выпускаемые в религиозных организациях, должны иметь маркировку с полным наименованием религиозной организации».

Отмечу, что наименование должно быть полное, без всяких сокращений, так как написано у вас в регистрации или на титульном листе устава. Например, Местная религиозная организация христиан веры евангельской (пятидесятников) «Живая Жизнь» города Калошина.

  В новой редакции данная статья дополнена фразой – «изготавливаемые и распространяемые в рамках осуществления миссионерской деятельности».

То есть, если мы не изготавливали или изготовили сами какую-то книгу, буклет, брошюру, листовку, CD-диск или что-то ещё, и мы распространяем их с целью вовлечения других людей в деятельность религиозной организации, то  мы обязаны нанести полное наименование нашей религиозной организации.

 Это не касается того, что осуществляется в молитвенном доме, в храме в ходе богослужения, потому что это относится к миссионерской, то есть к публичной деятельности религиозных организаций. Это крайне важно. Кажется, такая мелочь, но из-за неё религиозная организация, во-первых, может быть оштрафована на серьёзную сумму – от 100 000  до 1 миллиона рублей, а несколько нарушений могут привести к ликвидации религиозной организации.

Обращаясь к Коринфской Церкви, Апостол Павел говорит: «Я стараюсь поступать так, что бы, не давать повода, ищущим повода». Давайте прислушаемся к этим словам. Давайте мы будем молиться и прилагать все усилия, чтобы Евангелие Господне проповедовалось из наших уст, а также через все книги и буклеты, которые мы распространяем.

Предыдущие выпуски:

Главное, что надо знать (Определение миссионерской деятельности в соответствии с законом)

Часть 1. Публичная миссионерская деятельность (документы для миссионера)

Распространение предметов религиозного назначения: пожертвование или купля-продажа? / Официальные документы / Патриархия.ru

23 января 2018 г. 15:55

Статья руководителя Юридической службы Московской Патриархии игумении Ксении (Чернеги) и юрисконсульта Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ А.А. Светличного опубликована в первом номере журнала «Приход» за 2018 год.

Данная публикация направлена на привлечение внимания к достаточно важной теме, с которой сталкиваются представители религиозных организаций в повседневной жизни и неверно освещаемой рядом авторов, в том числе О.М. Шаховым, ошибочно либо намеренно подменяющих понятия.

Речь идет о распространении религиозными организациями предметов религиозного назначения. В силу ст. 17 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» религиозные организации вправе распространять предметы религиозного назначения.

Данную деятельность не следует отождествлять с предпринимательской и иной приносящей доход деятельностью, включая торговую деятельность.

Предпринимательская деятельность, согласно закону, направлена на извлечение прибыли, в то время как распространение предметов религиозного назначения осуществляется в целях совместного исповедания и распространения православной веры и не преследует цели систематического извлечения дохода. Поступления от данной деятельности не облагаются НДС и налогом на прибыль.

Согласно преамбуле Закона «О защите прав потребителей» продавцом является организация независимого от ее организационно-правовой формы, реализующая товары потребителям по договору купли-продажи. В соответствии со ст.

492 Гражданского кодекса РФ по договору розничной купли-продажи продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется передать покупателю товар, предназначенный для личного, семейного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельность.

Подчеркнем, что поступления от распространения предметов религиозного назначения учитываются в документах бухгалтерского учета в качестве пожертвований граждан. В штатном расписании религиозной организации отсутствует должность продавца, зато есть должность сборщика пожертвований.

Сказанное подкрепляется положительной судебной практикой. Так, в 2012 году Общество защиты прав потребителей попыталось в судебном порядке доказать, что религиозные организации, распространяя предметы религиозного назначения, на самом деле занимаются реализацией товаров.

Такое заключение общество сделано на основе ошибочной трактовки нормы Налогового кодекса РФ, исключающего, по мнению общества, возможность безвозмездного распространения предметов. Суд, однако, не разделил позицию истца ввиду того, что ни Налоговый кодекс РФ, ни иные нормативные акты не запрещают безвозмездно распространять предметы религиозного назначения.

Кроме того, в Налоговом кодексе РФ под реализацией понимается не только возмездные, но и безвозмездные сделки, и сама по себе терминология Налогового кодекса РФ не может ограничивать свободу договора, которая предполагает право религиозной организации заключать и договоры купли-продажи, и договоры дарения предметов религиозного назначения.

Обществу также не удалось сослаться на «общеизвестные обстоятельства», в частности общеизвестность факта «торговли» в храмах.

Таким образом, позиция О.М. Шахова и иных авторов, согласно которой религиозные организации должны заключать договор купли-продажи при реализации предметов религиозного назначения и, фактически, купля-продажа подменяется распространением предметов религиозного назначения, несостоятельна.

Патриархия.ru

Кто "навязывает" гражданам религиозную литературу?

Законопроект «О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» рассмотрит Государственная дума на своем пленарном заседании в среду, 11 июня. Законопроект устанавливает ответственность за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли.

 Термин «навязывание», имеет субъективный, оценочный характер, на практике может привести к нарушению прав как распространителей религиозной литературы, так и прав верующих, — заявил сегодня журналистам заместитель председателя думского Комитета по государственному строительству Николай Шаклеин, комментируя данный законопроект.

 По словам депутата, этот документ был внесен в порядке законодательной инициативы Законодательным Собранием Краснодарского края и рассмотрен Комитетом по госстроительству.

 «Введение данной правовой нормы обусловлено тем, что в последние годы в Российской Федерации заметно активизировалась деятельность различных сект, активно пропагандирующих свои религиозные взгляды.

Одним из способов такой пропаганды является распространение религиозной литературы путем навязывания гражданам книг, брошюр, бесплатных листовок на улице, в общественном транспорте и других общественных местах», — говорит Шаклеин.

 Законодатель отметил, что законопроект недостаточно концептуально обоснован: «В соответствии со статьей 28 и частью 4 статьи 29 Конституции Российской Федерации каждому гарантируются свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними и право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона «О свободе совести и религиозных объединениях» религиозные организации вправе производить, приобретать, экспортировать, импортировать и распространять религиозную литературу, печатные, аудио- и видеоматериалы и иные предметы религиозного назначения».

 Основываясь на указанных нормах законодательства, представляется затруднительным разграничить такое действие как «навязывание гражданам религиозной литературы или убеждений против их воли», за которое предлагается установить административную ответственность, и правомерное распространение своих религиозных убеждений как право, гарантированное Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О свободе совести и религиозных объединениях», утверждает депутат.

 Таким образом, термин «навязывание», имеющий субъективный, оценочный характер, на практике может привести к нарушению прав как распространителей религиозной литературы, так и прав верующих.

 Что касается состава административного правонарушения, сформулированного в части 2 проектируемой статьи, то он частично конкурирует с составом правонарушения, предусмотренного частью 2 статья 5.

26 Кодекса, устанавливающей ответственность за оскорбление религиозных чувств граждан либо осквернение почитаемых ими предметов, знаков и эмблем мировоззренческой символики.

«С учетом изложенного, дополнение Кодекса указанными нормами представляется необоснованным», — говорит депутат.

 Кроме того, Шаклеин утверждает, что авторами законопроекта не решен вопрос о внесении необходимых дополнений в статью 28.3 и главу 23 законопроекта, устанавливающие органы административной юрисдикции, которые наделяются полномочиями по составлению протоколов и рассмотрению дел об административном правонарушении. То есть отсутствует механизм реализации предлагаемых норм на практике.

  •  По мнению зампреда, в дополнении нуждается кодификационная часть законопроекта, которую следует изложить с учетом всех изменений и дополнений, внесенных в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях после его опубликования.
  •  Поэтому, на основании изложенного, Комитет по государственному строительству рекомендует отклонить в первом чтении проект Федерального закона «О внесении дополнения в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» (об установлении ответственности за навязывание гражданам религиозной литературы и убеждений против их воли).
  • Куратор: Наталия Красовская

Книги перемен. Как отличить правильную религиозную литературу от неправильной?

Как отличить правильную религиозную литературу от неправильной? Таким вопросом может задаться любой книголюб или просто интересующийся религиозной тематикой человек.

Однако каждому стоит быть внимательным при выборе книг религиозного содержания, так как имеется вероятность скрытой пропаганды деструктивной идеологии. Среди адептов нетрадиционных религиозных течений есть лица, попавшие под влияние пагубной организации в результате неправильно выбранной литературы.

Необходимо отметить, что все писания религиозного характера, пропагандирующие идеологию деструктивных организаций, не имеют соответствующей экспертизы уполномоченного органа либо получили отрицательное заключение экспертов.

В данных книгах идёт открытый призыв к непризнанию светских принципов государства, отрицание традиционных ценностей казахстанского общества и агрессивная критика населения за несоответствие требованиям запрещённой религии.

Большинство этих книг уже включены в список запрещённых и признаны экстремистскими.

В интернете также можно найти различную литературу религиозной направленности под неизвестным авторством. Данные информационные материалы имеют большую вероятность оказаться в списке пропагандирующих радикальные идеологии.

Читайте также:  Статья 40. Учетно-отчетное время

Как в таких случаях не стать жертвой сектантской или экстремистской идеологии? Разобраться в этих вопросах помог религиовед, магистр гуманитарных наук КазНУ им. аль-Фараби Нурмухаммед Мейманхожа.

– Сегодня много религиозной литературы. Как простому человеку не запутаться в таком обилии, не прочитать экстремистскую или сектантскую литературу?

– Да, действительно на сегодняшний день в городе Алматы есть ряд книжных магазинов, издательских домов, реализующие литературу религиозного содержания. Вопросы распространения литературы религиозного содержания регулируются положениями действующего законодательства Республики Казахстан.

Есть отдельный список запрещённой экстремистской литературы и информационных материалов, пропагандирующие идеи религиозного экстремизма, терроризма и направленные на возбуждение социальной, межрелигиозной розни в обществе. Данный список имеется на официальных интернет-ресурсах государственных органов.

Согласно Закону Республики Казахстан «О религиозной деятельности и религиозных объединениях» от 11 октября 2011 года религиозная литература может распространяться лишь на территории культовых учреждений, также в специально отведённых стационарных помещениях, утверждённых решениями местного исполнительного органа.

Есть, конечно же, религиозная литература для личного использования. Законодательство Казахстана предусматривает проведение религиоведческой экспертизы информационных материалов и литературы религиозного содержания.

Основной целью данной экспертизы является определение основного содержания литературы, наличие сведений, пропагандирующих межконфессиональную рознь, превосходство одной религии над другими религиями.

В этой связи любой гражданин Казахстана может направить определённую религиозную литературу на религиоведческую экспертизу в уполномоченный государственный орган в сфере религии – Комитет по делам религий Министерства информации и общественного развития РК. Религиоведческая экспертиза направлена на определение содержания литературы как положительного, так и отрицательного характера.

– Может ли простой человек, который плохо разбирается вопросах религии, определить экстремистскую или сектантскую литературу? На что следует обратить внимание? Какие признаки существуют? Тем более что нередко под видом популярной психологии распространяют сектантские книги.

– Конечно же, чтобы наиболее точно определить содержание религиозной литературы, нужно обладать необходимыми знаниями, сведениями касательно феномена религии и её священных книг, вероучений, обрядовой практики.

Нужно ещё и знать историю и особенности деятельности той или иной религиозной конфессии на территории страны.

Поэтому религиоведческая экспертиза должна проводиться лишь компетентными специалистами, религиоведами и другими специалистами в области гуманитарных наук, например, теологии (в зависимости от направленности литературы).

Основными признаками в содержании деструктивной религиозной литературы могут быть:

  • искажённое толкование священных писаний, комментирование положения религиозных книг в понимании деструктивных и радикальных течений и сект;
  • разделение общества на верующих и неверующих, критика образа жизни, поведения, норм морали, ценностей и идеалов окружающих людей, у которых якобы неправильное понимание жизни, бытия;
  • призывы к противоправным действиям, пропаганда идей, крайних взглядов, связанных с идеологией терроризма и экстремизма в различных её проявлениях, пропаганда идей изменения конституционного строя государства, направленная на построение теократического государства;
  • толкование определённых этапов, событий в жизни государства с точки зрения якобы истинных религиозных источников, зачастую данные аспекты ставят целью психологическое воздействие на адептов и приверженцев деструктивных и радикальных групп и сект.

Безусловно, существуют и другие признаки в содержании деструктивной религиозной литературы, основная направленность которой нацелена на зомбирование сознания и мышления индивида, формирование искажённых взглядов на общество и государственные институты для дальнейшего контроля поведения своих приверженцев.

Поэтому при возникновении интереса к прочтению литературы религиозного содержания следует обратить внимание на её источники, авторов, имеет ли литература заключение религиоведческой экспертизы.

В эпоху информационных технологий вопросы контроля распространения информационных материалов религиозного содержания в интернете становятся одним из главных вопросов информационной защиты прав и духовности граждан от деструктивных материалов.

Согласно официальной информации Комитета по делам религий Министерства информации и общественного развития РК, только за первый квартал 2020 года проанализировано содержание более 654 интернет-ресурсов, из числа которых выявлена 431 ссылка, содержащая материалы противоправного характера. Отрицательные экспертные заключения по ним направлены в Комитет информации для принятия соответствующих процессуальных решений.

– Кто-нибудь рецензирует религиозную литературу в Казахстане, прежде чем она попадёт в продажу?

– Как сказано выше, религиоведческая экспертиза осуществляется уполномоченным органом в сфере религии. В соответствии с пунктами статьи 6 Закона РК «О религиозной деятельности и религиозных объединений» от 11.10.2011 года, уполномоченный орган обеспечивает проведение религиоведческой экспертизы по следующим основаниям:

  • обращения физических и (или) юридических лиц в уполномоченный орган;
  • поступление религиозной литературы, иных информационных материалов религиозного содержания в библиотечные фонды организаций Республики Казахстан, а также в уполномоченный орган;
  • обращение физических лиц за регистрацией в качестве миссионеров и регистрацией религиозных объединений;
  • ввоз религиозной литературы, информационных материалов религиозного содержания, за исключением литературы и материалов, предназначенных для личного пользования в одном экземпляре каждого наименования;
  • приказ руководителя уполномоченного органа;
  • изготовление, выпуск и распространение религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания.

К объектам религиоведческой экспертизы относятся учредительные, а также другие документы религиозного содержания, духовные образовательные программы, информационные материалы религиозного содержания и предметы религиозного назначения. Религиоведческая экспертиза проводится лицами, обладающими специальными знаниями в области религиоведения с привлечением при необходимости представителей государственных органов и иных специалистов.

Кроме этого вопрос получения разрешения на продажу религиозной литературы и предметов религиозного назначения относится к компетенции местных исполнительных органов.

После проверки соответствующих документов книжным магазинам и другим субъектам предпринимательства выдаются разрешения на право реализации литературы и предметов религиозного назначения по конкретному адресу стационарного помещения.

Безусловно, дальнейшая ответственность за продажу религиозной литературы возлагается на директоров и администраторов данных субъектов предпринимательства.

Так, например, по информации из официального интернет ресурса Комитета по делам религий МИОР РК, по итогам 2019 года государственными органами за нарушение правил реализации религиозной литературы по статье 490, ч.1, п.

3, Кодекса об административных правонарушениях РК, к административной ответственности привлечены 69 человек (в том числе один иностранец), наложены штрафы на сумму 6,7 млн тенге.

Выявлено 146 фактов распространения религиозной литературы в неустановленных местах, при этом изъято 1163 единицы печатной продукции, 12 единиц электронных носителей и 275 предметов религиозного назначения.

Также за 11 месяцев 2019 года установлено 146 фактов хранения (ввоза) гражданами литературы экстремистского характера без цели их распространения, которые подпадают под признаки статьи 453 КоАП. В результате судами к административной ответственности привлечены 117 человек (в том числе 37 иностранцев: Кыргызстан – 30, Россия – 5; Узбекистан – 1; Таджикистан — 1), наложены штрафы на сумму свыше 13,7 млн тенге.

– Сегодня в магазинах встречается даже детская религиозная литература. Хотелось бы знать, насколько подобная литература уместна?

–Не секрет, что представители многих религиозных конфессий ставят целью распространение ценностей и вероучения своей религии. В данном случае литература и многие информационные материалы (буклеты, брошюры), продающиеся в книжных магазинах, проходят религиоведческую экспертизу.

Данное заключение специалистов можно узнать у администраторов магазинов. Также нужно обратить внимание на наличие разрешения у собственников магазинов на реализацию литературы религиозного содержания.

При отсутствии такого разрешения целесообразно сообщить в акимат, либо по телефонам дежурной службы органов полиции по номеру – 102.

– Ещё одним жанром стала эзотерическая литература. Её можно встретить в магазинах. Что это за литература, где рассказывают о «тайных знаниях»? В науке тайное – непознанное, а значит, знанием не является вовсе. Знания в науке имеют доказательную основу и могут быть подтверждены. Что за «тайные знания», и где грань между эзотерикой и сектантской литературой?

–Наряду с религией существуют разные формы и взгляды на окружающий мир любого человека, одним из мало распространенных явлений в виде эзотерической мистики и различного рода «тайных знаний» являются данное направление литературы. Безусловно, направление жанра эзотерической литературы, восточных учений имеет определённую аудиторию читателей.

Факт, что в демократическом обществе у граждан есть право на выбор чтения интересующей их литературы в доступном жанре. Всё же хотелось отметить то, что нужно быть осторожными, увлекаясь жанрами эзотерической литературы.

Если в данных книгах призываются и пропагандируются различные виды телесных упражнений, голодания, соблюдения нерациональных постов, призывы к произношениям множественных мантр и медитативной практики восточных учений, возможно, приводящих к физическому и психологическому истощению после такой практики, то у малоинформированного человека могут возникнуть проблемы со здоровьем, проявление фобий и апатии.

На практике мы наблюдаем, что некоторые формы оккультно-мистических учений в судебном порядке были запрещены на территории Республики Казахстан. Это оккультно-мистические организации «Алля аят», практикующие «лечение» через питьё определённых напитков, солнечную терапию. В этих организациях были зарегистрированы случаи с летальным исходом.

По вашей оценке, есть ли сегодня доступ населения к качественной религиозной литературе? И что можно считать качественной литературой?

–Вопрос касательно доступа населения к качественной религиозной литературе, на мой взгляд, не занимает большое место на повестке дня для представителей религиозных конфессий, потому что представители традиционного духовенства (ДУМК, РПЦ) имеют в достаточном количестве духовную, религиозную литературу для своих прихожан. В действительности вопрос, на мой взгляд, касательно качества религиозной литературы больше возложен на сами религиозные объединения. Со стороны государственных органов стоит задача по эффективному исполнению норм законодательства в части проведения религиоведческой экспертизы, контролю оборота и реализации религиозной литературы в неустановленных законодательством местах. Согласно официальной статистике Комитета по делам религий МИОР РК, по итогам 2019 года проведена религиоведческая экспертиза 3603 объектов литературы, изделий и других информационных материалов, из них 259 получили отрицательное, 2324 – положительное заключение экспертизы. 608 материалов были не религиозного содержания, 412 материалов – на иностранном языке. Данные цифры указывают на снижение количества заключений религиоведческой экспертизы с отрицательным содержанием в пользу увеличения количества заключений с положительным характером.

Читайте также:  Статья 35. Федеральная палата адвокатов Российской Федерации

О религиозной деятельности и религиозных объединениях

      Вниманию пользователей!
      Для удобства пользования РЦПИ создано ОГЛАВЛЕНИЕ
      Примечание РЦПИ!
      Порядок введения в действие настоящего Закона РК см. ст.25

      Настоящий Закон основывается на том, что Республика Казахстан утверждает себя демократическим, светским государством, подтверждает право каждого на свободу совести, гарантирует равноправие каждого независимо от его религиозного убеждения, признает историческую роль ислама ханафитского направления и православного христианства в развитии культуры и духовной жизни народа, уважает другие религии, сочетающиеся с духовным наследием народа Казахстана, признает важность межконфессионального согласия, религиозной толерантности и уважения религиозных убеждений граждан.

Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  • Статья 1. Основные понятия, используемые в настоящем Законе
  •       В настоящем Законе используются следующие основные понятия:
  •       1) культовое здание (сооружение) – место, предназначенное для богослужений, молитвенных и религиозных собраний, религиозного почитания (паломничества);
  •       2) религиозная деятельность – деятельность, направленная на удовлетворение религиозных потребностей верующих;
  •       3) священнослужитель – лицо, уполномоченное соответствующим религиозным объединением на духовное, проповедническое служение;
  •       4) религиозное объединение – добровольное объединение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в установленном законодательными актами Республики Казахстан порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных потребностей;
  •       4-1) распространение вероучения – деятельность, направленная на доведение, а равно передачу информации об основных догматах, идеях, взглядах и практиках определенной религии;
  •       5) миссионерская деятельность – деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев, лиц без гражданства, направленная на распространение вероучения на территории Республики Казахстан с целью обращения в религию;
  •       6) уполномоченный орган – государственный орган, осуществляющий государственное регулирование в сфере религиозной деятельности.

      Сноска. Статья 1 с изменениями, внесенными Законом РК от 22.12.2016 № 28-VI (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Статья 2. Законодательство Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях

      1. Законодательство Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях основывается на Конституции Республики Казахстан и состоит из настоящего Закона и иных нормативных правовых актов Республики Казахстан.

      2. Если международным договором, ратифицированным Республикой Казахстан, установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены в настоящем Законе, то применяются нормы международного договора.

Статья 3. Государство и религия

      1. Государство отделено от религии и религиозных объединений.

      2. Религиозные объединения и граждане Республики Казахстан, иностранцы и лица без гражданства независимо от отношения к религии равны перед законом.

      3. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.

      4. Система образования и воспитания в Республике Казахстан, за исключением духовных (религиозных) организаций образования, отделена от религии и религиозных объединений и носит светский характер.

      5. Воспрепятствование законной религиозной деятельности, нарушение гражданских прав физических лиц по мотивам отношения к религии или оскорбление их религиозных чувств, осквернение почитаемых последователями той или иной религии предметов, строений и мест не допускаются.

      6. Каждый вправе придерживаться религиозных или иных убеждений, распространять их, участвовать в деятельности религиозных объединений и заниматься миссионерской деятельностью в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

      7. Никто не имеет права по мотивам своих религиозных убеждений отказываться от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан.

  1.       Граждане Республики Казахстан, являющиеся священнослужителями, миссионерами, руководителями или участниками (членами) религиозных объединений, могут участвовать в политической жизни наравне со всеми гражданами Республики Казахстан только от своего имени.
  2.       8. В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства государство:
  3.       1) не вмешивается в определение гражданином Республики Казахстан, иностранцем и лицом без гражданства своего отношения к религии и религиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или иными их законными представителями согласно своим убеждениям, за исключением случаев, когда такое воспитание угрожает жизни и здоровью ребенка, ущемляет его права и ограничивает ответственность, а также направлено против конституционного строя, суверенитета и территориальной целостности Республики Казахстан;
  4.       2) не возлагает на религиозные объединения выполнение функций государственных органов;
  5.       3) не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если деятельность религиозных объединений не противоречит законам Республики Казахстан;
  6.       4) способствует установлению отношений взаимной терпимости и уважения между гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства, исповедующими религию и не исповедующими ее, а также между различными религиозными объединениями.
  7.       9. В соответствии с принципом отделения религии и религиозных объединений от государства религиозные объединения:
  8.       1) не выполняют функции государственных органов и не вмешиваются в их деятельность;
  9.       2) не участвуют в деятельности политических партий, не оказывают им финансовую поддержку, не занимаются политической деятельностью;
  10.       3) обязаны соблюдать требования законодательства Республики Казахстан.

      10. Запрещаются деятельность партий на религиозной основе, создание и деятельность религиозных объединений, цели и действия которых направлены на утверждение в государстве верховенства одной религии, разжигание религиозной вражды или розни, в том числе связанных с насилием или призывами к насилию и иными противоправными действиями.

      11. Деятельность не зарегистрированных в установленном законами Республики Казахстан порядке религиозных объединений, а равно какое-либо принуждение граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства в определении отношения к религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных объединений, в религиозных обрядах и (или) в обучении религии не допускаются.

      12.

Не допускается деятельность религиозных объединений, сопряженная с насилием над гражданами Республики Казахстан, иностранцами и лицами без гражданства или иным причинением вреда их здоровью либо с расторжением брака между супругами (распадом семьи) или прекращением родственных отношений, нанесением ущерба нравственности, нарушением прав и свобод человека и гражданина, побуждением граждан к отказу от исполнения обязанностей, предусмотренных Конституцией и законами Республики Казахстан, и иным нарушением законодательства Республики Казахстан.

      13.

Не допускается деятельность религиозных объединений, принудительно вовлекающих в свою деятельность граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства, в том числе посредством благотворительности, и (или) препятствующих выходу из религиозного объединения, в том числе путем применения шантажа, насилия или угрозы его применения, с использованием материальной или иной зависимости граждан Республики Казахстан, иностранцев и лиц без гражданства либо путем обмана.

      14. Не допускается принуждение участников (членов) религиозного объединения и религиозных последователей к отчуждению принадлежащего им имущества в пользу религиозного объединения, его руководителей и других участников (членов).

      15. Не допускается принятие решений и совершение действий с использованием религии и религиозных воззрений, заведомо способных дезорганизовать деятельность государственных органов, нарушить их бесперебойное функционирование, снизить степень управляемости в стране.

      16. Руководитель религиозного объединения обязан принять меры к недопущению вовлечения и (или) участия несовершеннолетних в деятельности религиозного объединения при возражении одного из родителей несовершеннолетнего или иных его законных представителей.

      Сноска. Статья 3 с изменениями, внесенными Законом РК от 16.11.2015 № 403-V (вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования).

Глава 2. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ В СФЕРЕРЕЛИГИОЗНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Статья 4. Компетенция уполномоченного органа

  •       Уполномоченный орган:
  •       1) участвует в формировании и реализации основных направлений государственной политики в области взаимодействия с религиозными объединениями;
  •       1-1) проводит изучение и анализ религиозной ситуации в республике;
  •       2) проводит изучение и анализ деятельности созданных на территории Республики Казахстан религиозных объединений, миссионеров, духовных (религиозных) организаций образования;
  •       3) обеспечивает осуществление разъяснительной работы по вопросам, относящимся к его компетенции;
  •       4) осуществляет методическое руководство местных исполнительных органов в сфере религиозной деятельности;
  •       5) осуществляет информационно-пропагандистские мероприятия по вопросам, относящимся к его компетенции;
  •       6) обеспечивает проведение религиоведческих экспертиз;
  •       7) организует и осуществляет сотрудничество с уполномоченными органами иностранных государств в сфере религиозной деятельности;
  •       8) согласовывает деятельность иностранных религиозных объединений на территории республики, назначение иностранными религиозными центрами руководителей религиозных объединений в Республике Казахстан;
  •       9) координирует деятельность местных исполнительных органов областей, городов республиканского значения и столицы по вопросам религиозной деятельности и взаимодействия с религиозными объединениями;
  •       10) разрабатывает и утверждает нормативные правовые акты в сфере религиозной деятельности и религиозных объединений в пределах компетенции;
  •       10-1) утверждает правила проведения религиоведческой экспертизы;
  •       11) утверждает инструкцию по определению расположения специальных стационарных помещений для распространения религиозной литературы и иных информационных материалов религиозного содержания, предметов религиозного назначения, а также помещений для проведения религиозных мероприятий за пределами культовых зданий (сооружений);
  •       12) рассматривает обращения физических и юридических лиц, касающиеся нарушений законодательства Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях;
  •       13) вносит в правоохранительные органы предложения по запрещению деятельности физических и юридических лиц, нарушающих законодательство Республики Казахстан о религиозной деятельности и религиозных объединениях;
  •       14) осуществляет иные полномочия, предусмотренные настоящим Законом, иными законами Республики Казахстан, актами Президента Республики Казахстан и Правительства Республики Казахстан.
Ссылка на основную публикацию
Для любых предложений по сайту: [email protected]