Статья 23. Обжалование неправомерных действий сотрудников органов государственной охраны

Статья 23. Обжалование неправомерных действий сотрудников органов государственной охраны

Жалоба на бездействие полиции

Судя по запросам в сети Интернет, многие обижаются на бездействие полиции и это объяснимо. Заявители иногда месяцами ждут хоть какие-то решения по своим заявлениям и не знают как заставить полицию работать. В этом публикации я делюсь своим опытом работы по подобному делу и буду рад, если он кому-то пригодится для защиты своих или чужих прав.

Дело о том как поссорились соседи

История этого скандального дела началась за год до моего участия в нем. Признаться, я сомневался браться ли за него, слишком уж заурядным и неинтересным оно мне показалось поначалу. Два соседа-домовладельца в ссоре, один донимает другого, который пытается найти защиту в полиции.

Мой интерес к делу вызвало необыкновенно большое безответное количество обращений моего доверителя в полицию с заявлениями о преступлении — за год их было подано 32 штуки! Это только те, которые были зарегистрированы в Книге учета сообщений о преступлениях (КУСП). А кроме них были еще многократные звонки, походы к полицейскому начальству на прием, письменные и устные обращения, просьбы о помощи. Нет ли в этом деле скрытого смысла или преступного замысла, тогда подумал я…

Регистрация в КУСП — это серьезно

Не знакомые с процедурой подачи заявлений о преступлении, возможно не представляют, что сделать это достаточно непросто и ответственно по ст. 306 УК РФ.

Чтобы такое заявление зарегистрировали в КУСП, нужны достаточные основания, из которых полиция сможет усмотреть признаки преступления, ведь такое заявление в дальнейшем подлежит проверке в специальном порядке, предусмотренном уголовно-процессуальным законом (ст.ст.144,145 УПК РФ).

К заявлениям о преступлении желательно приложить доказательства противоправных действий злоумышленника. Например: звуковые или видео записи, фотографии, документы, предметы или иные ссылки на источники доказательств, например, на очевидцев.

Если заявление зарегистрировано в КУСП, то это означает, что полиция обязана работать с заявлением, проверять сведения в нем указанные, и дать в дальнейшем им правовую оценку.

Но бывает наоборот — полиция не работает по такому заявлению, забывает о нем или даже утрачивает. Так сложилась судьба всех 32 заявлений моего доверителя, зарегистрированных в КУСП!

В течение 14 месяцев полиция бездействовала, а заявитель ничего не знал и не мог добыть информацию о движении своих заявлений. Между тем злоумышленник продолжал совершать в отношении моего доверителя противоправные действия: оскорблял, клеветал, угрожал расправой, убийством ему и его родственникам, повредил и уничтожил его имущество.

Как становятся правовыми нигилистами

Конечно, доверитель самостоятельно пытался противостоять правонарушителю, но делал это в пределах правовых норм, в том числе, по каждому такому случаю вызывал наряд, обращался письменно и устно к полицейскому начальству, но безрезультатно.

Обладая достаточными познаниям, он подавал жалобу на бездеятельность полиции в районную прокуратуру, которая в ответах подтверждала факты бездействия полиции и, в том числе, утраты заявлений. Прокуратура обещала навести порядок в этой правоохранительной системе, но безрезультатно.

По истечении года бесполезных попыток самостоятельно защитить себя, заявитель понял, что полиция своей бездеятельностью фактически отказалась от исполнения своих обязанностей. Не обеспечила безопасность его жизни, здоровья и имущества от посягательств злоумышленника, оставила его наедине с преступником.

Бездеятельность полиции и неэффективность прокуратуры подорвали у него уважение и доверие ко всей правоохранительной системе и к государству. Заявитель осознал, что не может самостоятельно защитить свои права, что ему нужна профессиональная помощь и он обратился ко мне здесь на сайте. Так я вступил в запущенное и, казалось бы, уже безнадежное дело.

С чего начинать защиту от бездействия

В подобных запущенных делах, прежде всего, важно принять те действия, которые могут остановить злоумышленника хоть на некоторое время, а затем развивать их, удерживая злоумышленника в таком положение временной стабильности.

Для этого используются переговоры представителя со злоумышленником. Для психологического эффекта привлекается любой представитель правоохранительных органов (участковый, ППС).

Целью таких действий является попытка вывести злоумышленника из сложившегося поведенческого скандального стереотипа, побудить его осмыслить имеющуюся ситуацию.

Подвинуть его к осознанию возможного негативного для него развития скандальных событий.

Одновременно в приоритетном порядке подлежат реализации подготовительный и основной этап защиты прав и интересов доверителя.

Основной проблемой в делах по бездействию полиции является отсутствие информации о движении по каждому заявлению. А чтобы добыть такую информацию приходится пройти подготовительный этап путем запросов информации, подачей жалоб, обращения в суд с исковыми требованиями.

Например, жалобой в вышестоящую прокуратуру на бездействие полиции можно побудить полицию начать работать по заявлениям. А для усиления такой стимуляции следует подать еще жалобу на районную прокуратуру, непосредственно надзирающую за подразделением полиции.

Доводы жалобы должны быть акцентированы на нарушении полицией уголовно-процессуального законодательства. А также ведомственного приказа, регулирующего порядок работы с обращениями о преступлениях.

Дело в том, что в соответствии со статьей 3 Приказа МВД РФ № 707 от 12.09.2013 г.

за работу с обращениями персональную ответственность несет руководитель полицейского подразделения, зарегистрировавшего заявление в КУСП.

О вредителях в полиции

Бездеятельность полицейских по заявлениям о преступлении, зарегистрированных в КУСП, обычно сопровождается отсутствием ответов заявителю о решениях и непринятие самих решений.

Такая бездеятельность нарушает требования ст.ст.

144, 145 УПК РФ и пунктов 91,103 «Инструкции об организации рассмотрения обращений граждан в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, утвержденной Приказом МВД России от 12 сентября 2013 г. N 707».

Согласно указанным статьям, решение по зарегистрированному в КУСП заявлению о преступлении должно приниматься окончательно. Либо срок его рассмотрения должен продлеваться в установленном порядке, о чем сообщается заявителю. А заявитель, если посчитает нужным, сможет тогда реализовать свое право на обжалование такого решения.

В противном случае, своим бездействием полиция фактически лишает заявителя права на государственную защиту и на самозащиту в соответствии со ст. 14 ГК РФ и тем нарушает ст. 45 Конституции РФ.

Кроме того, своей бездеятельностью по заявлениям о преступлениях, полиция попустительствует злоумышленнику. Полиция, не пресекая его преступные действия, позволяет ему избежать ответственности за совершенные преступления или правонарушения.

А еще полиция тем самым подрывает свой авторитет, доверие к себе и, в конечном счете, вредит авторитету власти и государства. Такое положение ведет к общественному правовому нигилизму, неуважению к правоохранительным органам и к социальной напряженности.

Между тем, в соответствии со ст. 12 Федерального закона от 07.02.

2011 N 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана осуществлять в соответствии с подведомственностью проверку заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях и принимать по таким заявлениям и сообщениям меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации, информировать заявителей о ходе рассмотрения таких заявлений и сообщений в сроки, установленные законодательством Российской Федерации, но не реже одного раза в месяц.

Полиция также обязана пресекать противоправные деяния, устранять угрозы безопасности граждан и общественной безопасности.

Полиция как причинитель вреда

Доверитель поделился, что в результате ссор с соседом, он уже более года испытывает сильное душевное волнение, страх перед произволом злоумышленника. Он боится за свою жизнь и своих родственников.

А по причине отсутствия государственной защиты от такого произвола, он испытывает нравственные страдания как гражданин и как личность. Законодатель такие нравственные страдания признает моральным вредом (ст.

 151 ГК РФ).

При обстоятельствах, когда заявитель не может реализовать свое право на самозащиту у него в соответствии со ст. 1099 ГК РФ возникают основания для предъявления к полиции иска о компенсации морального вреда.

Законодатель предусмотрел подобные случаи причинении вреда полицией, поэтому согласно п. 3 ст. 33 Федерального закона от 07.02.

2011 N 3-ФЗ «О полиции», полиция обязана возместить гражданину вред, причиненный противоправными действиями (бездействием) сотрудниками полиции при выполнении им служебных обязанностей, который подлежит возмещению в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Доверителю не известно, кто из сотрудников полиции виновен в бездействии и кто конкретно причинил ему вред. Но это и неважно, поскольку в соответствии со ст. 1068 ГК РФ юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

В соответствии со ст. 1069 ГК РФ вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов (которым является полиция) подлежит возмещению за счет соответственно казны Российской Федерации.

То есть, бездельники из полиции, подрывающие социальные, общественные устои государства, вредят ему еще и причинением материального ущерба государственному имуществу — казне. Поскольку государственная казна по их вине в подобных случаях несет убытки, выплачивая заявителям компенсации за причиненный морального вред.

Иск как средство для получения информации

В иске о компенсации морального вреда, заявитель вправе определить размер, подлежащей ему компенсации. При этом он вправе учитывать значимость и соразмерность нравственных страданий, причиненных ему полицией.

Согласно ст. 151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Согласно смыслу данной статьи, суд может взыскать в пользу истца некую сумму компенсации морального вреда. Но, это не главное. Наиболее важным для осуществления дальнейшей защиты прав заявителя, являются материалы гражданского дела. В процессе рассмотрения дела, суд истребует у полиции все данные, касающиеся заявлений, зарегистрированных в КУСП, а полиция обязана их предоставить.

О роли прокурора в деле против полиции

Жалоба на бездействие: как написать и направить

26 февраля 2020 в 21:05

Статья 23. Обжалование неправомерных действий сотрудников органов государственной охраны

Жалоба (в том числе, жалоба на бездействие государственных органов и их представителей) является разновидностью обращений, которые могут направляться любыми физическими или юридическими лицами в государственные органы (или органы местного самоуправления), должностным лицам соответствующих органов.

В статье мы расскажем про:

Общий порядок рассмотрения обращений граждан определен в Законе «О порядке рассмотрения обращений граждан». Указанный акт определяет алгоритм подачи и рассмотрения так называемых общих обращений (в том числе жалоб) физлиц и организаций.

Читайте также:  Статья 2. Задачи в области гражданской обороны

Общий порядок подачи жалоб

Жалобы на бездействие могут подаваться лично, направляться по почте или в электронном виде.

В жалобе обязательно должны быть указаны сведения об адресате (наименование органа, Ф.И.О. должностного лица), об отправителе (Ф.И.О. или наименование организации, адрес для направления ответа), суть жалоба, подпись. К жалобе могут быть приложены документы, подтверждающие ваши доводы. Обратите внимание, анонимные жалобы не рассматриваются.

По Закону о порядке рассмотрения обращений граждан в течение 3 дней жалоба регистрируется, а в течение 30 дней после регистрации она рассматривается по сути.

Указанная процедура касается только общих жалоб. Для отдельных их видов (так называемых специальных жалоб) законодательством установлены особенности процедуры их подачи и рассмотрения. Остановимся на некоторых из них.

Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя

Жалоба на бездействие сотрудника ФССП должна быть подана в течение 10 дней с момента, когда был установлен факт бездействия или когда вы узнали или должны были узнать, что пристав бездействует.

К примеру, 10 февраля 2020 г. вы подали через канцелярию Службы судебных приставов заявление о возбуждении исполнительного производства с приложением исполнительного листа и иных требуемых документов. 25 февраля 2020 г. вам стало известно, что исполнительное производство так и не было возбуждено.

Установленные ст. 30 Закона об исполнительном производстве сроки для передачи заявления приставу (3 дня) и для вынесения постановления о возбуждении исполнительного производства (3 дня) истекли. Следовательно, в течение 10 дней, начиная с 25 февраля, может быть подана жалоба.

Если срок пропущен, то в жалобе заявите ходатайство о его восстановлении (ходатайство о восстановлении также может подаваться в виде самостоятельного документа, но обязательно вместе с жалобой). Если причины пропуска срока подачи жалобы будут признаны уважительными, то вышестоящий пристав восстановит его и жалоба будет принята к рассмотрению.

Во внимание также принимается значительность просрочки: чем меньше просрочка, тем больше шансов на восстановление срока.

Жалоба подается старшему судебному приставу (начальнику отдела УФССП России, в котором служит пристав, допустивший неправомерное бездействие) в письменной или электронной форме.

Что должно быть в жалобе

В жалобе нужно отразить следующие основные моменты:

  • ваши данные (Ф.И.О физлица, наименование организации, адрес проживания (местонахождения);
  • данные пристава, чье бездействие обжалуется, основания обжалования (то есть опишите, какие действия пристав должен был совершить и не совершил, в какой срок, а также когда вы узнали о его незаконном бездействии),
  • ваши требования (требование о признании допущенного бездействия незаконным и об обязании пристава предпринять меры для устранения совершенных нарушений).

Нужно как можно убедительнее описать, в чем выразилось бездействие пристава и как это нарушило ваши права. К жалобе приложите все документы, подтверждающие изложенные в ней основания (например, заявление о возбуждении исполнительного производства с отметкой канцелярии о получении).

Обжалование действий/бездействий судебного пристава в суде

  • Кроме досудебного (административного) порядка обжалования, описанного выше, вы можете обжаловать бездействие пристава через судебные органы.
  • Обращаем внимание, что применительно к обжалованию решений, действий (бездействия) судебных приставов досудебный порядок не является обязательном, то есть при желании можно идти сразу в суд.
  • Каждый из порядков имеет свои плюсы и минусы.
  • Досудебный порядок является более оперативным и менее затратным (не нужно платить госпошлину), но в рамках судебного порядка спор рассматривается независимым арбитром – судом, госорган или должностное лицо, бездействие которого обжалуется, такая же сторона по делу как и вы.
  • Если бездействие обжалуется физлицом, то обращаться нужно в суды общей юрисдикции (районный суд) в соответствии с порядком, установленным КАС РФ.
  • Если бездействие обжалуется ИП или юрлицом, жалоба подается в арбитражный суд в соответствии с АПК РФ.

Что делать, если судебный пристав причинил ущерб своими действиями или бездействиями? Читайте в статье!

В случае бездействия сотрудника полиции

Алгоритм составления жалобы на бездействие сотрудников полиции в целом аналогичен рассмотренному выше.

Особенности жалобы на бездействие сотрудника полиции

  1. При составлении такой жалобы обратите внимание на следующие особенности.
  2. Органы полиции имеют достаточно сложную структуру, поэтому может возникнуть сложность при определении адресата жалобы.

  3. Жалоба рассматривается подразделением территориального органа МВД России, в котором проходит службу сотрудник, допустивший незаконное бездействие, либо вышестоящим должностным лицом соответствующего подразделения, если обжалуется бездействие руководителя подразделения.

  4. К примеру, если жалоба подается на бездействие сотрудника Госавтоинспекции, то адресуйте жалобу командирам соответствующих строевых подразделений ДПС, начальникам соответствующих подразделений на районном уровне.

Если обжалуется бездействие участковых уполномоченных, обращайтесь в соответствующие территориальные органы МВД России на районном уровне. Досудебный порядок не является обязательным, можно обращаться непосредственно в суд.

Жалобу нужно успеть подать в течение 3 месяцев с момента, когда вы узнали о нарушении ваших прав неправомерным бездействием.

К примеру, вы обратились в территориальное подразделение полиции с заявлением и необходимым пакетом документов для замены паспорта гражданина РФ. В установленный срок новый паспорт выдан не был (при обращении по месту жительства этот срок составляет 10 дней). Трехмесячный срок для обжалования бездействия начинает течь с первого дня просрочки выдачи паспорта.

Что делать, если пришла повестка в полицию?

В случае бездействия налоговых органов

В отличие от ранее рассмотренных порядков обжалования, алгоритм обжалования бездействия налогового органа имеет существенную особенность: досудебный порядок является обязательным.

То есть прежде чем идти в суд, обязательно нужно обратиться с жалобой в вышестоящий налоговый орган. При этом жалоба подается через инспекцию, чье бездействие обжалуется.

Срок обжалования равен одному году со дня, когда истек срок на действие, которое налоговая не исполнила.

Жалоба составляется в произвольной форме, но с учетом обязательных структурных частей, выделенных выше (адресат и отправитель, основания жалобы, суть требований с приложением подтверждающих документов).

Письмо из налоговой: что делать?

Несмотря на то, что законодательством не установлены обязательные формы жалоб на бездействие гос.органов и их должностных лиц, рекомендуем приводить в жалобе ссылки на нормы законодательства в целях обоснования вашей позиции.

Кстати, Вы можете скачать бланк соответствующей жалобы в нашем разделе «Документы»

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов, наделенных полномочиями

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Порядок обжалования решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих определен в главе 22 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21 -ФЗ.

Гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.

  • В случае, если это предусмотрено федеральным законом, общественное объединение вправе обратиться в суд с требованием об оспаривании решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что нарушены или оспорены права, свободы и законные интересы всех членов этого общественного объединения, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
  •  В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка разрешения административных споров, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
  • Органы государственной власти, Уполномоченный по нравам человека в Российской Федерации, уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации, иные органы, организации и лица, а также прокурор в пределах своей компетенции могут обратиться в суд с административными исковыми заявлениями о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в защиту нрав, свобод и законных интересов иных лиц, если полагают, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан, организаций, иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Читайте также:  Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней

Административные исковые заявления подаются в суд по правилам подсудности, установленным главой 2 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ.

Не подлежат рассмотрению в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.

2015 № 21-ФЗ, административные исковые заявления о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в случаях, если проверка законности таких решений, действий (бездействия) осуществляется в ином судебном порядке.

 Если Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 № 21-ФЗ не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их нрав, свобод и законных интересов.

  1. Административное исковое заявление об оспаривании решения представительного органа муниципального образования о самороспуске или об оспаривании решения представительного органа муниципального образования об удалении в отставку главы муниципального образования может быть подано в суд в течение десяти дней со дня принятия соответствующего решения.
  2. Административное исковое заявление о признании незаконными решений, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
  3. Административное исковое заявление об оспаривании решений, действий (бездействия) органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по вопросам, связанным с согласованием места и времени проведения публичного мероприятия (собрания, митинга, демонстрации, шествия, пикетирования), а также с вынесенным этими органами предупреждением в отношении целей такого публичного мероприятия и формы его проведения, может быть подано в суд в течение десяти дней со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.

Пропуск установленного срока обращения в суд не является основанием для отказа в принятии административного искового заявления к производству суда. Причины пропуска срока обращения в суд выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании.

Несвоевременное рассмотрение или нерассмотрение жалобы вышестоящим органом, вышестоящим должностным лицом свидетельствует о наличии уважительной причины: пропуска срока обращения в суд.

Пропущенный по данной или иной уважительной причине срок подачи административного искового заявления может быть восстановлен судом, за исключением случаев, если его восстановление не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации от 08.03.2015 №21-ФЗ.

  • Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
  • Административное исковое заявление подается в суд в письменной форме в разборчивом виде и подписывается с указанием даты внесения подписей административным истцом и (или) его представителем при наличии у последнего полномочий на подписание такого заявления и предъявление его в суд.
  • Административное исковое заявление также может быть подано в суд посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте соответствующего суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
  • Административное исковое заявление, подаваемое посредством заполнения формы, размещенной на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», содержащее ходатайство о применении мер предварительной защиты по административному иску, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  • В административном исковом заявлении о признании незаконными решений, действий (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, должны быть указаны:

1) наименование суда, в который подается административное исковое заявление; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; наименование административного истца, если административным истцом является орган, организация или должностное лицо, место их нахождения, для организации также сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и отчество административного истца, если административным истцом является гражданин, его место жительства или место пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем юридическом образовании при намерении лично вести административное дело, по которому Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено обязательное участие представителя; наименование или фамилия, имя и отчество представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем юридическом образовании, если административное исковое заявление подается представителем; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты административного истца, его представителя; иные сведения в случаях, если их указание предусмотрено положениями Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определяющими особенности производства по отдельным категориям административных дел; перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов. Административное исковое заявление, которое подается прокурором или лицами, указанными в статье 40 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, должно соответствовать требованиям, предусмотренным пунктами 1 — 5, 8 и 9 части 2 статьи 125 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации. В случае обращения прокурора в защиту прав, свобод и законных интересов гражданина в административном исковом заявлении также должны быть указаны причины, исключающие возможность предъявления административного искового заявления самим гражданином;

  1. 2) орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными   полномочиями   и   принявшие   оспариваемое   решение   либо совершившие оспариваемое действие (бездействие);
  2. 3) наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия);
  3. 4) сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями);
  4. 5)   иные  известные данные  в  отношении  оспариваемых  решения, действия    (бездействия).     В     случае    оспаривания     решения,     действия (бездействия)   судебного   пристава-исполнителя   в   числе   таких   данных указываются известные сведения об исполнительном документе, в связи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве;
  5. 6)     сведения     о     правах,     свободах     и     законных     интересах административного    истца,     которые,     по    его     мнению,     нарушаются оспариваемыми решением, действием, (бездействием), а в случае подачи заявления     прокурором     или     указанными      в     статье     40     Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицами • — о правах, свободах и законных интересах иных лиц;
  6. 7)   нормативные  правовые акты и  их положения, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемые решение, действие (бездействие);
  7. 8)   сведения  о  невозможности   приложения   к   административному исковому заявлению каких-либо документов из числа указанных в части 3 статьи    220   Кодекса   административного   судопроизводства    Российской Федерации и соответствующие ходатайства;
  8. 9)   сведения   о   том,   подавалась   ли   в   вышестоящий   в   порядке подчиненности орган  или  вышестоящему в порядке подчиненности лицу жалоба     по     тому     же     предмету,     который     указан     в     подаваемом административном   исковом   заявлении.   Если   такая   жалоба   подавалась, указываются дата ее подачи, результат ее рассмотрения;
  9. 10) требование о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями.

К административному исковому заявлению о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, прилагаются уведомления о вручении или иные документы, подтверждающие вручение другим лицам, участвующим в деле, копий административного искового заявления и приложенных к нему документов, которые у них отсутствуют. В случае, если другим лицам, участвующим в деле, копии административного искового заявления и приложенных к нему документов не были направлены, в суд представляются копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора; а также копия ответа из вышестоящего в порядке подчиненности органа или от вышестоящего в порядке подчиненности лица, если таким органом или лицом была рассмотрена жалоба по тому же предмету, который указан в подаваемом административном исковом заявлении.

Читайте также:  Статья 13. Деятельность организационного комитета

Состав лиц, участвующих в деле об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, определяется в соответствии с правилами главы 4 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.

К участию в административном деле об оспаривании решения, действия (бездействия) должностного лица, государственного или муниципального служащего в качестве второго административного ответчика привлекается соответствующий орган, в котором исполняют свои обязанности должностное лицо, государственный или муниципальный служащий.

Жалоба на бездействие полиции в прокуратуру образец

Ситуаций нарушения прав граждан множество. Но самыми распространенными можно считать следующие:

  • по заявлению о возбуждении уголовного дела не ведется никакой проверки;
  • проверка по заявлению проведена поверхностно, без внимания к важным обстоятельствам, а в возбуждении уголовного дела отказано;
  • дело возбудили, но по более «мягкой» статье УК;
  • дело возбуждено, но по нему не работают (не проводятся допросы свидетелей, не изымаются вещественные доказательства, преступников не задерживают и пр), а в конечном итоге оно просто будет приостановлено, без справедливого наказания виновных;
  • нет никаких уведомлений по заявлению (о принятых решениях, производимых действиях и т.д.), а попытки узнать что-то остаются безрезультатными.

Важно

Не стоит тянуть с обращением в надзирающие инстанции по поводу бездействия правоохранительных органов. Можно упустить время и возможность раскрыть преступление.

Иногда, кстати, можно обойтись и без заявлений «наверх». Скажем, в законный срок обжаловать проведение каких-либо следственных действий.

Пример:по возбужденному уголовному делу о краже следователем был допрошен свидетель М, который после допроса отказался подписывать составленный протокол, заявив об искажении предоставленных сведений, а также неполной информации.

В частности, неточно были указано место и время пребывания свидетеля. Руководствуясь законом, следователь предложил М лично дополнить протокол, вписав в него все, что тот сочтет необходимым.

Это и было сделано, после чего составленный документ свидетель заверил подписью.

Так же можно поступить и при назначении экспертиз.

Пример:у потерпевшего Е был сожжен автомобиль. По имеющимся документам на машину следователем была назначена экспертиза с целью определения оценочной стоимости движимого имущества на момент преступления. Когда выносилось соответствующее постановление, потерпевший в городе отсутствовал и не смог поставить собственные вопросы перед экспертами.

В результате следователь ограничился лишь одним: какова стоимость ТС на дату совершения противоправных действий?  Вернувшийся потерпевший был ознакомлен с результатами экспертизы и увидел, что цена авто существенно занижена. А все потому, что экспертам не были предоставлены документы об установке в салоне транспортного средства дорогостоящего видео- и аудио-оборудования.

Так что можно не жаловаться, а воспользоваться предусмотренным УПК РФ алгоритмом заявительного воздействия. Хотя, конечно, бывают ситуации, когда без жалобы просто не обойтись. И нужно разобраться: куда же все-таки жаловаться на полицейских?

На действия/бездействие сотрудников правоохранительных органов можно жаловаться в следующие инстанции:

  1. В прокуратуру, которая контролирует полицию по закону. Районный прокурор может потребовать любое уголовное дело на проверку для законной оценки проведенных по нему мероприятий. Длительность такой проверки — 10 дней, за время которых должны быть выявлены (или не выявлены) нарушения законодательства. Если нарушения действительно обнаружены, прокурором выносится предписание о их исправлении, а также представление на имя руководства полицейского отдела/управления о привлечении к дисциплинарной ответственности виновных должностных лиц. Заявитель о принятых решениях уведомляется.
  2. В суд, как в высшую инстанцию обжалования действий/бездействия полицейских. Там жалобу рассматривают в течение 5 дней, отведенных по закону. На заседание вызывают и должностных лиц правоохранительных органов, чьи действия обжалуются. Суд может обязать полицейских устранить выявленные нарушения в обязательном порядке. Однако суд рассматривает подобные обращения согласно ст 125 УПК РФ, а значит не примет жалобу, если дело в отношении сотрудников полиции уже рассматривалось по существу в другое время и/или другим судьей.
  3. Руководителю органа полиции. Этому должностному лицу направляются особые жалобы — например, на грубость и некорректное поведение, а также общение полицейских с использованием нецензурных выражений. Подобные обращения становятся предметом внутреннего разбирательства, в результате которого провинившееся должностное лицо может быть привлечено к ответственности в виде дисциплинарного взыскания. Закон предусматривает возможность обращения к руководителю органа полиции и по обжалованию действий/бездействия его подчиненных. Но практика показывает, что лучше все-таки по подобным вопросам обращаться в суд или прокуратуру.
  4. В УСБ — Управление собственной безопасности. Сюда следует жаловаться, если речь идет о возможности уже уголовной ответственности полицейского. Когда имеет место вымогательство, избиение, сокрытие доказательств, помощь подозреваемому и тому подобные деяния. УСБ по заявлению инициирует проверку, в результате которой виновное должностное лицо может быть привлечено к ответственности.

Независимо от того, куда направляется жалоба, надо иметь в виду следующие моменты:

  • жаловаться может любой гражданин (и даже лицо без российского гражданства), чьи права (по его мнению) нарушены;
  • текст жалобы набирается на компьютере или пишется от руки;
  • особых требований к оформлению такой жалобы законодательно не предусмотрено, но в ней необходимо отразить всю необходимую информацию, причем отразить грамотно, понятно, с указанием ФИО и адреса заявителя, а также наименование органа обращения (в противном случае прокурор, например, может не принимать жалобу к рассмотрению).

Образец жалобы на бездействие сотрудников полиции.

Законом прописан порядок действий для работников МВД при обнаружении ими нарушений в поведении граждан, а также в отношении реагирования на телефонные или личные обращения граждан. Однако выполняют они свои обязанности не всегда, и за это их можно наказать, написав жалобу на бездействие сотрудников полиции. Писать её желательно сразу, а подавать есть возможность разными способами:

  • записавшись на личный прием к руководителю территориального отделения УСБ;
  • отослав по почте.

Есть и альтернативные варианты донесения информации о невыполнении полицейским своих профессиональных обязанностей: звонок на номер 112 или использование горячих линий.

Претензии от граждан рассматривают по номеру (495) 667-07-30, также есть отдельные номера, по которым принимают заявления в разных регионах. Так, жителям Москвы следует набрать (495) 255-96-57.

С недавнего времени действуют Интернет-приемная на официальном сайте министерства.

При отсутствии реакции со стороны представителей Управления собственной безопасности (максимальный срок – 30 дней с момента получения претензии), имеет смысл изучить образцы жалоб в прокуратуру на сотрудников полиции и взаимодействовать уже с ними. Никто не мешает изначально писать заявление на имя прокурора, но тогда быстро разрешить конфликт, скорее всего, не удастся.

Особых сложностей с написанием возникнуть не должно, если учитывать ряд нюансов.

  1. Свободная форма претензии не означает, что можно использовать нецензурные выражения и сленг – при написании необходимо использовать деловой стиль, избегать ошибок и ненормативной лексики.
  2. Жалоба на бездействие полиции не может быть анонимной – обязательно необходимо указать свою фамилию, имя, отчество и контактные данные, иначе заявку не будут даже рассматривать.
  3. В верхней части обязательно нужно указывать наименование документа – слово «Жалоба» пишется с большой буквы посередине листа после реквизитов адресата.
  4. Суть дела должна быть изложена кратко с упоминанием всех лиц-участников, их должностей, инициалов и фамилий, места и даты, когда имело место нарушение закона. Желательно предоставить показания свидетелей.
  5. Если прилагаются какие-либо документы, лучше их предварительно заверить у нотариуса.

Образцы жалоб на бездействие сотрудников полиции и их незаконные действия похожи между собой тем, что составляются не по шаблону. При этом у заявителя есть возможность выбрать, печатать их либо печатать и ставить подпись. Общее требование – претензия должна излагаться на листе А4.

Вверху пишется орган, в который направляется заявление, и конкретное должностное лицо, какому оно адресовано, например, ФИО начальника отделения. Затем указывают персональные данные отправителя, включая адрес и контактный телефон. Последнее не является обязательным, однако, позволяет быстрее выйти на связь при назначении проверок недобросовестных полицейских.

В прокуратуру Фокинского района города Брянска

242588, г.Брянск, ул. Куйбышева, 58/7

от Иванова Ивана Петровича

254855, г.Брянск, ул. Молодежная, 475

Тел. 8-695-245-85-45

Жалоба на бездействие полиции

Ссылка на основную публикацию