Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней

Добыча драгоценных металлов представляет собой процесс их извлечения из различного рода месторождений, в результате которого добываются концентраты и другие полупродукты, в составе которых присутствуют драгоценные металлы.

Производство драгоценных металлов определяется российским законодателем как процесс извлечения драгметаллов из уже добытых комплексных руд, концентратов и других полупродуктов, в составе которых присутствуют драгоценные металлы.

Процесс производства драгметаллов также может быть связан с извлечением драгметаллов из лома и отходов, а также с аффинажём.

Добыча золота в России

Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней

Добыча золота в России

Путём анализа российской минерально-сырьевой базы золота, а также золотодобычи можно прийти к следующим выводам:

  • на сегодняшний день Российская Федерация является единственным государством в мире, в арсенале которого имеется значительный уровень добычи золота, который в большей степени осуществляется на рассыпных месторождениях;
  • ресурсы таких рассыпных месторождений рассредоточены на территории более чем четырёх тысяч мелких объектов по добыче жёлтого драгметалла, которые, в свою очередь, расположены на всей территории Российской Федерации;
  • порядка сорока процентов добычи золота приходится на коренные месторождения с запасами жёлтого драгоценного металла, обеспечивающими современный уровень добычи золота на сто лет;
  • попутная добыча золота из комплексных руд составляет порядка двадцати процентов, она напрямую зависит от объёма производства цветных металлов;
  • порядка семидесяти пяти процентов минерально-сырьевого потенциала российского золота находится в неблагоприятных районах, разработка которых требует крупных капиталовложений;
  • производственные мощности многих старых рудников требуют технико-технологического обновления и реконструкции.

Золотодобывающая промышленность России за последние годы претерпела значительных структурных изменений, которые привели к тому, что сегодня уже с уверенностью можно говорить о создании и полноценном функционировании в России ряда отечественных золотодобывающих компаний. К таким компаниям, например, относятся:

  • ОАО «Омолонская золоторудная компания»;
  • ОАО «Бурятзолото»:
  • ЗАО «Артель старателей «Полюс»;
  • ООО «Многовершинное»;
  • ОАО «Межрегиональное научно-производственное объединение «Полиметалл» и другие.

Способы добычи золота и рынки России

Современная золотодобывающая отрасль характеризуется наличием множества альтернативных способов добычи жёлтого драгоценного металла. Упомянем лишь некоторые из них:

  • промывка;
  • амальгамация;
  • цианирование.

А знаете ли Вы, что содержание жёлтого драгоценного металла в земле очень низкое.

Если предположить, что золото равномерно рассыпано по поверхности всего земного шара (что нереально), то их половины тонны земли можно было бы добыть около одного грамма чистого золота.

Советуем почитать:  Цены на драгметаллы: динамика, котировки, итоги октября

В целом, понятие рынка драгоценных металлов и камней впервые появилось в России в 1993 году, что было связано с изданием Президентом Российской Федерации Указа «О развитии рынка драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации».

Учитывая тот факт, что рынок драгоценных металлов, как и любые другие сырьевые рынки, предполагает определённую структуру, российский рынок  драгметаллов можно представить в виде:

  • первичного рынка;
  • вторичного рынка.

Это важно! Такое деление рынка драгметаллов обусловлено, в первую очередь, спецификой его функционирования, которая, в частности, заключается в разнице между составами участников рынка, а также объектами сделок.

  • Несомненно, сегменты первичного рынка драгоценных металлов более развиты по сравнению с сегментами вторичного рынка.
  • Участниками первичного рынка драгметаллов выступают субъекты добычи или производства драгоценных металлов, за исключением тех субъектов, которые выступают в роли перерабатывающих предприятий и не являются самостоятельными участниками данного рынка.
  • К секторам первичного рынка драгметаллов относят:
  • прямой внутренний;
  • посреднический внутренний;
  • прямой экспортный.

Субъекты прямого внутреннего первичного рынка:

  • государственные учреждения (за исключением Центрального банка Российской Федерации);
  • специально уполномоченные банки;
  • промышленные предприятия.

Данные субъекты могут напрямую заключать сделки купли-продажи драгоценных металлов с производителями с целью формирования промышленных и стратегических запасов.

Вместе с тем, данные субъекты могут использовать драгметаллы для проведения различных операций, как на внутреннем, так и на внешнем рынках.

Так, например, специально уполномоченные банки могут приобретать драгоценные металлы с целью формирования собственных активов, а также реализации таких активов на вторичном рынке и выполнения различного рода клиентских поручений.

Промышленные предприятия наделены субъективным правом приобретения драгметаллов, взаимодействуя с субъектами их добычи напрямую. Однако реализация данного права на практике происходит редко. Как правило, такие предприятия приобретают драгоценные металлы на вторичном рынке.

Субъектом посреднического внутреннего рынка является Центральный Банк Российской Федерации, который в соответствии с нормами действующего федерального законодательства не имеет права проводить операции с драгоценными металлами напрямую с производителями данного сырья.

Он реализовывает данное субъективное право путём заключения сделок со специально уполномоченными банками.

Приобретённые таким способом драгоценные металлы Центробанк использует для формирования золотых запасов Российской Федерации, чеканки монет отечественного производства, осуществления операций на внешнем и внутреннем рынках.

Советуем почитать:  Крупнейшие мировые биржи драгметаллов

Субъектами прямого экспортного рынка являются золотодобывающие компании, которые являются иностранными юридическими лицами. Появление данного сектора обусловлено предоставлением законодателем золотодобывающим компаниям самостоятельно осуществлять экспорт драгоценных металлов.

Объёмы производства и добычи золота

Это интересно! По итогам ушедшего 2014 года Российская Федерация увеличила собственные объёмы производства на шестнадцать процентов.

  1. В целом, за 2014 год в России было произведено 287,978 тонн жёлтого драгоценного металла.
  2. Представленная ниже таблица направлена на ознакомление наших инвесторов с информацией об объёмах добычи и производства золота в России за 2013 и 2014 годы, а также сравнение этих показателей по отраслям и в целом:
  3. [table id=60 /]
  4. В следующей таблице предлагаем Вам ознакомиться с данными по добыче жёлтого драгоценного металла в различных регионах России за 2014 год, а также сравнить эти показатели с показателями 2013 года:
  5. [table id=61 /]

Стоит отметить следующее: любопытным фактом является то, что рост уровня золотодобычи и производства жёлтого драгоценного металла в России в последнее время способствует изменению мировых статистических данных, а именно коррекции рейтингового списка стран-лидеров по добыче жёлтого драгоценного металла в мире.

За 2014/2015 годы этот список выглядел следующим образом:

[table id=62 /]

Добыча и производство других драгметаллов

Статья 4. Субъекты добычи и производства драгоценных металлов, субъекты добычи драгоценных камней

Слиток палладия

2014 год для России ознаменовался рядом событий, в числе которых не последнее место занимает рост уровня добычи серебра в Российской Федерации.

В целом, российская отрасль добычи серебра характеризуется следующими аспектами:

  • количественные показатели ежегодно добываемого в России серебра полностью соответствуют нуждам государства;
  • Российская Федерация является одним из мировых экспортёров серебра;
  • на территории РФ сегодня действует порядка сотки месторождений, на которых осуществляется добыча серебра;
  • наиболее перспективным из всех отечественных месторождений является «Хакаджинское», которое расположено в Охотском районе Хабаровского края; запасы данного месторождения оцениваются более, чем в две с половиной тысячи тонн серебра;
  • почти половина количественного показателя всего поставляемого Россией серебра принадлежит одной из крупнейших российских компаний «Полиметалл»;
  • отрасль добычи серебра в России ежегодно расширяется.
Читайте также:  Статья 8. Федеральная космическая программа России

Советуем почитать:  Золотой стандарт и современность

  • А знаете ли Вы, что по состоянию на декабрь 2014 года котировки серебра в России выросли на 10,4%, что является рекордным показателем за последние пять лет.
  • Несомненно, рост рублёвых котировок серебра был вызван, в частности, увеличением темпов развития и ростом объёмов добычи серебра в России.
  • Показатели по серебру в целом за 2014 год выглядят следующим образом:
  1. Объёмы производства, в целом, составили 1,047 тысячи тонн серебра.
  2. За 2014 год добыто 510,272 тонны серебра.
  3. За 2014 год получено путём попутного производства 287,978 тонны серебра.
  4. За 2014 год получено путём вторичного производства 249,139 тонны серебра.

Производство платины в России осуществляется по следующим направлениям:

  • добыча драгоценного металла из недр;
  • попутное производство платины из руд и концентратов;
  • извлечение драгметалла из ломов;
  • переплавка и переработка платины.

Это важно! Крупнейшим российским продуцентом попутной платины является ОАО «ГМК Норильский никель».

  1. Согласно отчёту компании «Норильский никель» в 2014 году были зафиксированы следующие показатели по объёмам добычи и производства платины и палладия в Российской Федерации:
  2. [table id=63 /]
  3. Подводя итог данной статье, считаем важным отметить следующие аспекты:
  •  отрасль добычи и производства драгоценных металлов в России находится на достаточном уровне, однако она по-прежнему нуждается в модернизации в отдельных её секторах (в частности, во внедрении новых технологий добычи и переработки драгоценных металлов; усовершенствовании технологических процессов, модернизации техники);
  • несомненно, основной акцент в России делается на золотодобывающую отрасль, что объясняется наличием существенных запасов данного драгоценного металла в недрах земли на территории Российской Федерации;
  • добычей и производством всех драгоценных металлов в России занимается ряд компаний, среди которых есть безусловные лидеры, обеспечивающие должный уровень добычи и производства драгоценных металлов ежегодно.

Субъекты отношений по геологическому изучению месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней и их добыче | Студент-Сервис

  • В соответствии с ФЗ РФ “ О недрах” специфические отношения, связанные с геологическим изучением и добычей отдельных видов минерального сырья могут регулироваться отдельными федеральными законами с соблюдением общих принципов и положений, установленных упомянутым законом.
  • К таким видам минерального сырья относятся, в частности, драгоценные металлы и драгоценные камни.
  • Особенности правового регулирования отношений, возникающих при геологическом изучении, разведке и разработке месторождений драгоценных металлов и драгоценных камней устанавливаются федеральным законом РФ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях”.
  • Драгоценные металлы и драгоценные камни являются ресурсами недр, поэтому в соответствующих случаях отношения по их добыче регулируются и Федеральными законами “О соглашениях о разделе продукции”, “ О континентальном шельфе РФ”, другими нормативными актами горного законодательства.
  • Государственные запасы драгоценных металлов и драгоценных камней играют значительную роль в обеспечении суверенитета государства, поэтому определение видов металлов и камней, относимых к драгоценным, осуществляется федеральным законом.
  • К драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий).
  • Драгоценные камни – природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде.

К драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования. Перечни драгоценных металлов и драгоценных камней могут изменяться только федеральным законом.

Горное законодательство не определяет понятие добычи полезных ископаемых, но, с учетом повышенной значимости  драгоценных металлов и каменей, дает определение их добычи, которое несколько шире, чем добыча иных полезных ископаемых.

Под добычей драгоценных металлов понимается их извлечение из коренных (рудных), россыпных и техногенных месторождений с получением концентратов и других полупродуктов, содержащих драгоценные металлы.

Не нашли что искали?

Преподаватели спешат на помощь

Добыча драгоценных камней –  их извлечение из коренных, россыпных и техногенных месторождений, а также сортировка, первичная классификация и первичная оценка драгоценных камней.

Добыча драгоценных металлов и камней может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии.

Федеральный закон РФ “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” устанавливает особенности субъектного состава отношений по добыче драгоценных металлов и камней. Специфическим субъектом таких отношений являются артели старателей.

  1. Поиском, оценкой, разведкой и добычей иных полезных ископаемых они не занимаются.
  2. Старательская добыча может осуществляться не только артелями старателей, но любыми другими организациями, независимо от их организационно-правовой формы.
  3. Допускается старательская добыча любых драгоценных металлов и камней, за исключением алмазов.
  4. Для субъектов, осуществляющих добычу алмазов, установлены ограничения, обеспечивающие принятие юридически значимых решений их российскими учредителями ( участниками).

Что такое незаконный оборот драгоценных металлов, и какой предусмотрен срок?

1.

Совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в крупном размере, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет или без такового.

2. Те же деяния, совершенные организованной группой или группой лиц по предварительному сговору, — наказываются принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет или без такового.

Особенности преступления

Любая операция с драгоценностями, не подтвержденная документами, является незаконной.

По закону любая операция с драгоценными металлами и камнями, в ходе которой украшение меняет собственника, должна оформляться соответствующими документами. Это относится к покупке, продаже, дарению, хранению и перевозке драгоценностей.

В быту такое условия зачастую не соблюдается – бабушкины драгоценности могут передаваться внукам без всяких документов. Но, поскольку этих документов не было изначально, на подобные ситуации закон закрывает глаза. А вот чеки из ювелирного магазина хранить стоит, чтобы подтвердить, кто является собственником.

Оборот самородных металлов и драгоценных камней контролируется гораздо более жестко.

Добывать их совершать любые операции могут только лицензированные организации, и только при том условии, что в данных драгоценностях не нуждается государство.

Например, покупка серебряного кольца в магазине – законная операция, если продавец выдал чек, и незаконная, если чека не было. Покупка минерала, содержащего серебро, станет законной только с прямого разрешения государства.

Проще говоря, частные лица могут свободно покупать изделия из драгоценных металлов и камней, а также изделия, которые содержат в своём составе драгоценные металлы (измерительные приборы, радиодетали и другие).

Читайте также:  Федеральный закон от 29.12.2001 N 184-ФЗ "О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2002 год"

При этом не имеет значение, исправно ли данное изделие.

Но необработанный металл или камень, в том числе выделенный из изделия (выпаянные элементы радиодеталей, фрагменты украшений), на руках частного лица находиться не может – это нарушает закон.

Почему так происходит? В экономике каждого государства существует понятие золотого запаса, т.е. количества драгоценных металлов и камней в собственности государства, которые обеспечивают ценность денег страны.

Незаконный оборот драгоценных металлов выводит их из сферы наблюдения государства, особенно если речь идёт о вывозе за границу.

Поэтому долгосрочные последствия таких операций – обесценивание валюты и подрыв экономики.

С незаконной добычей драгметаллов нужно бороться комплексно

Так, уже на протяжении нескольких лет губернатором и правительством Забайкальского края инициируется принятие соответствующего законопроекта о вольноприносительстве.

Эту же тему обсудили на расширенном совещании Комитета по аграрно-продовольственной политике и природопользованию Совета Федерации под председательством члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от законодательной власти Забайкальского края, заместителя председателя Комитета Степана ЖИРЯКОВА. Мы попросили сенатора рассказать об итогах проделанной работы.

— Степан Михайлович, Забайкальский край — один из регионов, в которых наиболее остро стоит вопрос о незаконной добыче драгметаллов. В каких районах золото добывается наиболее активно?

— Да, согласен с тем, что для нашего региона незаконная добыча драгоценных металлов остается существенной проблемой, которую необходимо решать в кратчайшие сроки.

Забайкальский край является старейшим горнорудным районом России. Здесь располагаются значительные запасы различных полезных ископаемых.

Поэтому социально-экономическое развитие края всегда было связано с развитием горнорудной отрасли.

В частности, добыча рассыпного рудного золота в Забайкалье осуществляется с начала XIX века, а запасы золота разведаны практически во всех районах края. Кризис 90-х годов дал старт криминализации данной сферы, впрочем, как и в других регионах страны.

И сегодня мы видим следующую ситуацию: незаконная добыча золота осуществляется в пяти районах края: Балейском, Кыринском, Шелопугинском, Красночикойском, Тунгокоченском.

Наиболее масштабно золото добывается в поселке Вершино-Дарасунский и в городе Балей, где незаконная золотодобыча ведётся в карьере одноимённого месторождения, которое находится в нераспределённом фонде недр, на техногенке бывшего комбината «Балейзолото», кипит работа «чёрных старателей» и в окрестностях города на россыпях.

Дарасунское месторождение рудного золота расположено в границах посёлка, лицензия на него у «Дарасунского рудника» объединения «Южуралзолото», но сейчас оформляется сделка по его продаже.

Основной причиной продажи рудника в «Южуралзолото» называют как раз невозможность победить криминальную добычу золота. Работают «чёрные старатели» и на недействующей шахте «Теремки», и на техногенке рудника.

Рядом с посёлком, в долинах речек Жарча и Дарасун, также есть золотые россыпи, на которых промышляют нелегальные золотодобытчики.

— Какой процент населения поселка задействован в сфере незаконной добычи золота?

— По неофициальным данным незаконным золотым промыслом занимается почти половина работоспособного население поселка, а это около тысячи человек.

Нелегальные старатели, образуя бригады или в одиночку, проникают в подземные выработки шахт рудника, обустраиваются там для проживания и работы, отбивают из жил золотосодержащую руду и затем, практически в домашних условиях, извлекают золото.

Они оснащены всем необходимым для своей деятельности, все это завозится в поселок или изготавливается на месте.

— Кто занимается скупкой золота у «черных старателей»?

— Основными скупщиками золота на территории Забайкальского края являются не только выходцы из стран СНГ и наших кавказских республик, но и зарубежные соседи. Судя по всему, все незаконные цепочки вывоза золота ориентированы на Китай. На мой взгляд, здесь также можно провести историческую параллель — ведь ещё в начале прошлого века в нашем регионе активно действовали китайцы-золотоноши.

— Какой объем незаконной добычи драгметаллов в целом по России?

— По оценке Союза золотопромышленников, незаконная добыча золота в России составляет ежегодно не менее 15-20 тонн, а это около 10% от легальной добычи. По данным Минфина в 2020 году добыто 288 тонн.

Такие объёмы нелегальной деятельности приносят немалую прибыль криминалу, но ежегодно государству причиняется многомиллиардный вред, воруют все, чем богаты наши недра, а бюджеты всех уровней лишены налоговых поступлений.

При этом, при рассмотрении дел по незаконной добыче, не учитывается экологический ущерб, ущерб, нанесённый животному миру, рыбе, лесному хозяйству и землепользованию, не взыскивается НДПИ.

— Что делается со стороны правоохранительных органов?

— Масштабы криминального золотодобывающего бизнеса свидетельствует об отсутствии жёсткого противостояния со стороны правоохранительных органов.

Для примера, согласно информации Управления Министерства внутренних дел России по Забайкальскому краю за 10 месяцев прошлого года было возбуждено всего 13 уголовных дел, в рамках которых выявлено 15 уголовных преступлений, предусмотренных в статье 191 УК России.

Из незаконного оборота было изъято 10 тысяч 777 граммов золота стоимостью более 25 миллионов рублей. Но в суд направлено только 5 уголовных дел из 13 и по семи преступлениям из 15. Из них судом рассмотрено уже два уголовных дела и виновным назначено наказание по пять лет лишения свободы, но условно.

Такой же минимум по административной ответственности. Например, отделом полиции Тунгокоченского района за девять месяцев 2020 года составлено всего 18 протоколов по статье 19.14 КоАП России.

Привлечено к административной ответственности в виде штрафов по 3 тысячи рублей 16 правонарушителей. По статье 20.17 КоАП составлено пять протоколов. Наложено пять административных штрафов по 3 тысячи рублей.

При этом отсутствует информация о выявлении и пресечении каналов скупки и поставок незаконно добытого металла.

— Что, на Ваш взгляд, влияет на результативность работы правоохранительных органов?

— Такие скромные итоги работы правоохранительных органов, возможно, обусловлены малым штатом сотрудников, а также изменениями в законодательстве. При этом, они отнюдь не говорят о полномасштабной борьбе с криминалом в золотодобыче.

Считаю, что незаконная добыча не только драгметаллов, но и всех полезных ископаемых является хищением государственной собственности, что относится к статье 158 УК, и это уголовное преступление. Однако на сегодня данная деятельность не является хищением, пока согласно п.

4 статьи 2 Федерального закона «О драгоценных металлов и драгоценных камнях», добытые драгметаллы и камни не перешли в собственность РФ.

И нелегальная добыча рассматривается, всего-навсего, административным правонарушением, как пользование недрами без лицензии, что влечёт наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 до 5 тысяч рублей.

А судебная практика привлечения лиц к уголовной ответственности по статье 191 УК сегодня сводится лишь к условным срокам лишения свободы и малозначительным штрафам, даже при повторных осуждениях. Таким образом, степень ответственности за незаконную добычу и незаконный оборот драгоценных металлов просто несоизмерима с размерами доходов, получаемых криминальными структурами.

— Какие меры, на Ваш взгляд, необходимы для ужесточения борьбы с незаконной добычей драгметаллов?

Читайте также:  Статья 14. Разрешение инцидентов, связанных с нарушением режима Государственной границы

— С учетом многогранности проблемы меры по борьбе с незаконной добычей полезных ископаемых должны быть комплексными, и направлены, с одной стороны, на создание условий для легальной деятельности граждан, с другой — на ужесточение наказания за незаконную добычу полезных ископаемых, введение наказания за хранение, транспортировку и куплю-продажу незаконно добытых драгоценных металлов и усиление контроля за нелегальной добычей полезных ископаемых.

Так, на прошедшем совещании мною было предложено ввести в Уголовный кодекс Российской Федерации изменения, предусматривающие серьёзное ужесточение ответственности за незаконную добычу драгметаллов и криминальные сделки с ними.

Уверен, что это просто необходимо, так как в настоящее время незаконная деятельность ведется практически открыто, и основной причиной этого является отсутствие реальной угрозы наказания.

Поэтому, все преступления в этой сфере должны квалифицироваться исключительно как уголовные, с ужесточением при повторном выявлении такого преступления.

Пока в отношении физических и должностных лиц не будут возбуждаться уголовные дела, и они не будут доводиться до реального наказания, вплоть до лишения свободы, с присуждением многомиллионных штрафов, конфискация техники, ничего мы с вами не изменим. Нужно срочно вносить и принимать такие законы.

Необходимо так же усиление развёрнутого контроля над выявлением незаконной добычи полезных ископаемых. В связи с этим нужно усилить мониторинг за проводимыми на территории регионов горными работами в режиме фиксации средствами космического и воздушного мониторинга по образцу мониторинга пожаров и лесных разработок.

Также нужно создать в каждом регионе межведомственную группу при исполнительной власти субъекта РФ по организации проверок в оперативном режиме незаконной добычи или поступления сигналов об этом.

В ее состав должны войти представители исполнительной власти региона, региональных управлений Роснедр, Росприроднадзора, Федерального агентства лесного хозяйства, прокуратуры, ОБЭП УМВД.

Но, при этом, возможно даже не параллельно с усилением контроля и ужесточением уголовной ответственности, а с опережением, необходимо создавать правовую базу государственной помощи, защиты, упорядочения этой деятельности.

Добиться, таким образом, нивелирования у криминалитета всех преимуществ за счет предложения государством понятного и надежного, в том числе с точки зрения личной безопасности, механизма и правил деятельности самозанятых индивидуалов. Причём, предлагаю даже подумать о некой амнистии всех лиц занятых в криминальной золотодобыче, но на установленный период легализации.

На мой взгляд, следует обязательно уделить внимание процессу и инструментам легализации данной деятельности в сфере добычи драгметаллов, например, с введением на период амнистии приема готового металла.

И, естественно, необходимо принятие закона о вольнопиносительстве.

Соответствующее решение – предложить с учетом социальной составляющей, Государственной Думе принять в весеннюю сессию 2020 года Федеральный Закон «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О недрах» и другие законодательные акты Российской Федерации, проект которого был внесён членами СФ и ГД 20 сентября 2010 года и принят в первом чтении в декабре 2011, было поддержано.

  • — Что даст Забайкальскому краю принятый закон о вольнопиносительстве?
  • — При рассмотрении проблемы незаконной добычи драгоценных металлов в сложных, с социальной точки зрения регионах, таких как наш Забайкальский край, принятие данного закона даст мультипликативный положительный социально-экономический эффект, который будет выражен в самозанятости местного населения, росте его благосостояния, в увеличении внутреннего денежного оборота в районах края, снижении уровня бытовой преступности и развитии сопутствующего бизнеса.
  • — Что сегодня необходимо для положительного решения вопроса?

  Как самостоятельно искать золото в ручьях или в реке?

— Чтобы закон был принят, нам нельзя останавливаться и нужно продолжать работу в данном направлении.

Глубоко убежден в том, что только совместными усилиями и Комитетов Совета Федерации, и Губернатора, и Правительства Забайкальского края мы сможем достичь результата.

Уверен, взаимопомощь и поддержка в лоббировании общих интересов даст тот необходимый эффект, который, в итоге, положительно скажется на социально-экономическом развитии всего нашего региона.

— Спасибо за интервью.

Ответственность за незаконный оборот

  1. Дгарметаллов. Зависит от стоимости драгоценностей, которые стали объектом преступления. Максимальное наказание, которое предусмотрено Уголовным кодексом – 5 лет обязательных работ или лишения свободы для частных лиц, и до семи лет со штрафом до миллиона рублей для группы лиц (два человека тоже считаются группой).
  2. Камней.

    Ответственность за оборот камней предусмотрена в том же объёме. Вероятность получить максимальный срок зависит от стоимости камней, с которыми была проведена незаконная операция.

  3. Жемчуга. Жемчуг перечисляется среди драгоценных камней отдельно, но ответственность за его оборот такая же, как и за другие камни и металлы.

    Если жемчуг не является частью украшения или бытового изделия – он предмет преступления.

Нормы законодательства и статистика

Для изготовления и реализации ювелирных изделий из драгметаллов необходима специальная лицензияю

Законодательство предусматривает несколько способов оборота драгоценностей в зависимости от их состояния и способа использования. Самородные драгоценные камни и металлы добывают специальные организации, имеющие государственную лицензию.

Часть добытого поставляется в золотой запас государства, и только после этого добывающая организация может реализовать продукты своего труда. Продавать их она может только другим организациям – заводам по изготовлению различных приборов и ювелирных изделий, но не частным лицам.

Ювелирные изделия из драгоценных камней и металлов изготавливают и реализуют лицензированные организации. Покупателем может быть частное лицо или предприятие.

Также частные лица могут дарить и оставлять украшения на хранение. Важное условие законности сделки – наличие чека и документов, подтверждающих передачу собственности.

То же касается лома ювелирных изделий – украшений, пришедших в негодность и требующих починки.

Приборы и бытовые предметы, содержащие в своем составе драгоценные металлы и камни, свободно продаются и могут быть собственностью частного лица или организации. Исправность или неисправность прибора значения не имеет. Здесь также важен чек, но контроль за такими операциями менее строгий.

Все остальные операции считаются незаконными и преследуются органами охраны правопорядка.

Согласно статистике за 2020 год, преступления, связанные с оборотом драгоценностей, составляли около 0,3-0,5% от всего числа экономических преступлений в нашей стране. При этом данное соотношение не менялось на протяжении с 2003 года.

Это объясняется относительно стабильной ситуацией в стране – если взглянуть на статистику начала-середины 90-х, цифры будут гораздо выше.

Кроме того, совершить преступление в этой сфере довольно сложно, особенно в той области, которая касается добывающего и ювелирного бизнеса.

Это достаточно узкий сектор экономики, в котором большое значение имеет репутация, и злоумышленники вынуждены вступать в крупные сговоры или отказываться от преступной деятельности.

Гораздо более распространенное преступление – кража ювелирных изделий и их продажа в ломбарды или через частные ювелирные мастерские.

Ссылка на основную публикацию