Статья 32. Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке

1. На оптовом рынке действует организованная система договоров между субъектами оптового рынка, определяющая основные условия деятельности соответствующих субъектов на оптовом рынке, условия продажи электрической энергии и мощности, оказания услуг.

Перечень, система и порядок заключения обязательных для участников оптового рынка договоров определяются правилами оптового рынка.

Наряду с указанной системой договоров поставщики и покупатели электрической энергии и мощности — субъекты оптового рынка вправе заключать в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и (или) мощности. Субъекты оптового рынка свободны в выборе контрагентов по таким договорам.

Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поставлять мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка, в том числе с использованием генерирующих объектов, включенных в определенный Правительством Российской Федерации перечень. Покупатели электрической энергии — субъекты оптового рынка и в предусмотренных правилами оптового рынка случаях иные лица обязаны приобретать мощность по договорам купли-продажи, договорам поставки мощности, заключенным в порядке, установленном правилами оптового рынка. Заключение договоров купли-продажи, договоров поставки мощности, совершение взаимосвязанных с ними сделок для указанных субъектов оптового рынка, а также для иных лиц и организаций коммерческой и технологической инфраструктур оптового рынка в предусмотренных правилами оптового рынка случаях являются обязательными.

(в ред. Федерального закона от 28.12.2010 N 401-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Субъекты оптового рынка, осуществляющие производство и поставки мощности, обязаны поддерживать генерирующее оборудование в состоянии готовности к производству электрической энергии в целях исполнения обязательств перед покупателями мощности, принятых на себя всеми поставщиками мощности по всем договорам в совокупности на определенных правилами оптового рынка условиях.

Факт предоставления и получения мощности подтверждается организациями коммерческой и технологической инфраструктуры в соответствии с правилами оптового рынка, установленными Правительством Российской Федерации.

Правила оптового рынка должны предусматривать обеспечение достаточного количества мощности для покрытия спроса на электрическую энергию с учетом необходимости обеспечения нормативной потребности в резерве электрической мощности, в том числе на среднесрочную и долгосрочную перспективы, с использованием наиболее эффективных ресурсосберегающих технологий.

В целях обеспечения роста экономики и потребностей населения Российской Федерации в электрической энергии и оптимизации топливно-энергетического баланса электроэнергетики Правительство Российской Федерации или уполномоченный им орган осуществляет долгосрочное прогнозирование развития объектов электроэнергетики и инфраструктуры рынка и формирует при этом генеральную схему размещения объектов электроэнергетики с учетом планов развития промышленного производства и жилищного строительства.Отбор мощности на конкурентной основе проводится системным оператором в соответствии с правилами оптового рынка исходя из необходимости обеспечения в Единой энергетической системе России достаточного количества генерирующих мощностей для обеспечения надежности и бесперебойности поставок электрической энергии на среднесрочную и долгосрочную перспективы с учетом требований маневренности генерирующего оборудования, требований к энергетической и экологической эффективности новых мощностей, минимизации расходов покупателей, связанных с совокупной покупкой электрической энергии и мощности на оптовом рынке, и иных установленных Правительством Российской Федерации требований.

При проведении отбора на конкурентной основе мощности в порядке, установленном правилами оптового рынка, учитываются планы строительства объектов электроэнергетики, включенных в генеральную схему размещения объектов электроэнергетики, с учетом обеспечения их топливом на долгосрочную перспективу, а также с учетом планов развития системы теплоснабжения на соответствующей территории.

Объекты электросетевого хозяйства, обеспечивающие выдачу и передачу на дальние расстояния мощности новых объектов по производству электрической энергии и определенные по результатам отбора на конкурентной основе мощности, включаются в инвестиционные программы сетевых организаций в установленном порядке на основании предложений системного оператора.

Контроль за своевременной и надлежащей реализацией инвестиционных программ генерирующих компаний, сформированных по результатам торговли мощностью, осуществляется системным оператором.

Двусторонние договоры купли-продажи электрической энергии и мощности подлежат регистрации в порядке, установленном правилами оптового рынка.

В случае заключения субъектами оптового рынка таких договоров стороны при необходимости заключают также договор оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике с системным оператором и договор оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевой организацией.

Доступ к услугам по передаче электрической энергии предоставляется в порядке, установленном статьей 26 настоящего Федерального закона.

Заявки гарантирующих поставщиков в объеме принятых обязательств по поставкам электрической энергии и мощности удовлетворяются в обязательном порядке по ценам, определенным по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии, в результате проведения необходимых в соответствии с правилами оптового рынка процедур. Субъекты оптового рынка обязаны приобретать мощность в случае и в порядке, которые определены Правительством Российской Федерации.

Субъекты оптового рынка свободны в выборе порядка реализации электрической энергии и мощности, в том числе купли-продажи электрической энергии по результатам отбора ценовых заявок покупателей и продавцов электрической энергии и (или) мощности, через систему двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности или посредством иного определенного правилами оптового рынка способа.

(п. 1 в ред. Федерального закона от 04.11.2007 N 250-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1.1. Субъекты оптового рынка — производители электрической энергии (мощности), к цене на мощность которых применяется надбавка, в целях достижения на территориях Дальневосточного федерального округа планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) осуществляют перечисление безвозмездных целевых взносов в бюджеты субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, в размере и порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.Субъекты Российской Федерации, которые входят в состав Дальневосточного федерального округа и на территориях которых осуществляется доведение цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), за счет средств, полученных в виде безвозмездных целевых взносов от субъектов оптового рынка — производителей электрической энергии (мощности), указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют финансовое обеспечение (возмещение) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов в связи с доведением на территориях Дальневосточного федерального округа цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) до планируемых на следующий период регулирования базовых уровней цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность) в размере, определенном в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации.Субъекты оптового рынка — производители электрической энергии (мощности), указанные в абзаце первом настоящего пункта, и уполномоченные органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в абзаце втором настоящего пункта, обязаны в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, заключить соглашение (договор) о безвозмездных целевых взносах, которое должно содержать в том числе обязательство субъекта Российской Федерации по финансовому обеспечению (возмещению) гарантирующим поставщикам, энергоснабжающим организациям, энергосбытовым организациям недополученных доходов и срок исполнения указанного обязательства, размер безвозмездных целевых взносов и срок их перечисления, а также другие существенные условия, установленные Правительством Российской Федерации.(п. 1.1 введен Федеральным законом от 30.06.2017 N 129-ФЗ)

2. На оптовом рынке одновременно действуют следующие механизмы определения складывающихся под воздействием спроса и предложения рыночных цен на электрическую энергию и мощность:

производимое с учетом технологических и сетевых ограничений, необходимости обеспечения равенства финансовых обязательств и требований участников рынка определение коммерческим оператором оптового рынка цен покупки и продажи электрической энергии и мощности за расчетный период на основании равновесных цен на электрическую энергию и цен на мощность, определяемых по результатам отбора:

в отношении электрической энергии — ценовых заявок поставщиков электрической энергии и ценовых заявок покупателей электрической энергии и (или) прогнозируемого системным оператором спроса на электрическую энергию;

в отношении мощности — ценовых заявок поставщиков мощности в пределах объема спроса на мощность в соответствующий календарный год, прогнозируемого системным оператором с учетом заявок покупателей электрической мощности, осуществляющих самостоятельное планирование потребности в электрической мощности;

самостоятельное определение цен на электрическую энергию и (или) мощность сторонами двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) купли-продажи мощности.

В целях обеспечения процесса планирования производства и поставок электрической энергии поставщики электрической энергии подают заявки на объем электрической энергии, соответствующий всей рабочей генерирующей мощности, за исключением мощности, выведенной из эксплуатации и (или) в ремонт в порядке и на условиях, которые установлены статьей 44 настоящего Федерального закона.

Поставщики электрической энергии, принявшие обязательства по двусторонним договорам купли-продажи электрической энергии, вправе не подавать заявки.

Для обеспечения учета и исполнения поставок электрической энергии по двусторонним договорам купли-продажи (при отсутствии заявок) участники указанных правовых отношений подают долгосрочное уведомление об отборе электрической энергии или долгосрочное уведомление о внутреннем потреблении.

При заключении отдельными поставщиками и покупателями электрической энергии и мощности в порядке, предусмотренном правилами оптового рынка, двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии и (или) мощности цена электрической энергии и (или) мощности и иные условия таких договоров определяются их участниками самостоятельно.

Участники двусторонних договоров купли-продажи электрической энергии должны соблюдать правила оптового рынка в отношении оплаты ими своей доли системных затрат, установленных настоящим Федеральным законом.

Порядок подачи ценовых заявок, порядок их отбора и механизм определения рыночных цен оптового рынка и стоимости электрической энергии и мощности на оптовом рынке за расчетный период устанавливаются правилами оптового рынка.

Читайте также:  Раздел III. Состав третейского суда

Отбор ценовых заявок, расчет и объявление равновесных цен, цен покупки и продажи, стоимости электрической энергии на оптовом рынке осуществляются коммерческим оператором оптового рынка.

Механизмом определения указанных цен должна предусматриваться оплата стоимости поставленной на оптовый рынок электрической энергии по цене, которая не может быть ниже цены, указанной в отобранных ценовых заявках поставщиков электрической энергии.

Фас в сми: выход новых участников на оптовый рынок электроэнергии. практика вас рф

Вероятно, для целей осуществления эффективного антимонопольного регулирования и контроля сфера электроэнергетики в нашей стране представляется наиболее благодатной.

Это обусловлено прежде всего тем, что реформа в электроэнергетике «подарила» нам четкое разделение товарных рынков, на которых осуществляют деятельность хозяйствующие субъекты (и, как следствие, могут иметь место злоупотребления): оптовый рынок электрической энергии (мощности) (далее – ОРЭМ), в состав которого входят две ценовые зоны: зона Европы и Урала (первая ценовая зона) и зона Сибири (вторая ценовая зона), неценовые зоны. На розничном рынке, в свою очередь, преимущественно происходит дифференциация по административным границам субъектов Российской Федерации.

Но, к сожалению, даже такое предельно четкое нормативное разделение уровней рынка не всегда позволяет определить, на каком рынке должна быть установлена доля лица для целей квалификации его действий, как нарушающих антимонопольное законодательство.

Рассмотрим такую ситуацию: в географических границах субъекта РФ осуществляют деятельность два участника розничного рынка электрической энергии: первый – гарантирующий поставщик, осуществляющий расчеты с потребителями либо по тарифам (для потребителей, отнесены к категории население), либо исходя из предельных уровней свободных (нерегулируемых) цен, также имеющих «регулируемый элемент» (для иных потребителей); второй – энергосбытовая организация, не связанная особенностями государственного регулирования ценообразования в данном сегменте во взаимоотношениях с иными потребителями. Соответственно, такая энергосбытовая организация может предложить промышленному потребителю более выгодные с финансовой точки зрения условия взаимодействия, но лишь в случае покупки электроэнергии для такого контрагента напрямую с ОРЭМ (в противном случае, речь будет идти о перепродаже объемов электроэнергии, приобретенных у гарантирующего поставщика, и деятельности такой компании на рынке лишь в качестве посредника). Так, для приобретения статуса участника ОРЭМ заинтересованному лицу необходимо выполнить целый ряд мероприятий, подтвердить свое соответствие требованиям технического и технологического характера, представив необходимые документы в Некоммерческое партнерство «Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью» (далее – НП «Совет рынка») и ОАО «Администратор торговой системы оптового рынка электрической энергии» (далее – ОАО «АТС»). В частности, для получения доступа на ОРЭМ в соответствии с п. 6−7 ранее действовавших Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 2004 г. № 861 (далее – Правила), заявитель представлял ОАО «АТС» документы, подтверждающие в том числе наличие согласованного со смежными субъектами оптового рынка перечня средств измерений для коммерческого учета электрической энергии (мощности) (далее − ПСИ). Пунктом 8 Правил установлено, что смежные с заявителем субъекты оптового рынка в течение 30 дней со дня получения указанных документов, обязаны согласовать с ним документы, подтверждающие обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности), порядок информационного обмена и порядок использования приборов коммерческого учета для определения объемов производства (потребления) электрической энергии (мощности) на границах балансовой принадлежности субъектов оптового рынка. Пунктами 3.3, 6.7 Регламента коммерческого учета электрической энергии (Приложение № 11 к Договору о присоединении) также предусмотрена обязанность смежных субъектов согласовать ПСИ в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных Перечней средств измерений для целей коммерческого учета требованиям указанного Регламента. Непредставление полного комплекта документов, в свою очередь, является основанием для безусловного отказа в допуске на ОРЭМ.

  • Таким образом, по мнению ФАС России, на нормативном уровне была создана система гарантий: обязанности нового участника рынка представить в ОАО «АТС» документы, подтверждающие надлежащий коммерческий учет электроэнергии, корреспондирует обязанность смежного участника рынка (в нашем примере – гарантирующего поставщика) – осуществить согласование таких документов.
  • Вместе с тем для целей оперативного урегулирования возникающих разногласий был фактически создан квазисудебный механизм: конфликтная комиссия при Наблюдательном совете НП «Совет рынка», которая правомочна рассматривать споры между участниками ОРЭМ и по результатам такого рассмотрения устанавливать факт нарушения законодательства об электроэнергетике, Правил, признавать ПСИ согласованными для целей коммерческого учета и направлять материалы по выявленным фактам нарушений в антимонопольный орган.

На практике же складывается ситуация, когда при выходе независимой энергосбытовой организации на ОРЭМ для целей поставки электроэнергии конкретному потребителю гарантирующий поставщик (смежный участник рынка) как раз теряет такого потребителя, как контрагента.

Соответственно, применительно к данному вопросу необходимо говорить о конкуренции двух участников рынка (соперничестве хозяйствующих субъектов) за конкретного потребителя, за объемы электроэнергии, которые он готов «выбрать», за финансовые ресурсы, которые он передаст продавцу.

Как следствие, для гарантирующего поставщика (доля которого на рынке зачастую составляет 70−80%) крайне невыгоден подобный вариант развития событий, что соответственно создает почву для различного рода злоупотреблений.

Указанное, безусловно, входит в сферу контроля антимонопольных органов, как явление, негативно влияющее на конкурентную среду, влекущее сокращение числа участников рынка и одновременно ущемляющее права и законные интересы потребителей электрической энергии.

Вместе с тем для данной категории дел до недавнего времени были крайне актуальны вопросы: на каком же рынке допущено нарушение антимонопольного законодательства? На каком рынке необходимо установить факт занятия лицом доминирующего положения? Можно ли говорить о злоупотреблении лицом своей рыночной властью применительно к конкретной ситуации?

В 2012 г. Президиум ВАС РФ ответил на данные вопросы , уточнив ранее существующую правовую позицию и определив вектор развития правоприменительной и судебной практики для данной категории дел.

Так, такого рода поведение недобросовестных участников розничных рынков электрической энергии (мощности) квалифицировалось антимонопольными органами в качестве нарушения п. 9 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26 июля 2006 г.

№ 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), а именно как действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе создание препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Пунктом 4 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 июня 2008 г.

№ 30 «О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» (далее – Постановление Пленума ВАС РФ № 30) предусмотрено, что арбитражным судам следует обратить внимание, что исходя из системного толкования положений ст. 10 ГК РФ и ст.

3 и 10 Закона о защите конкуренции для квалификации действий (бездействия) как злоупотребления доминирующим положением достаточно наличия (или угрозы наступления) любого из перечисленных последствий, а именно: недопущения, ограничения, устранения конкуренции или ущемления интересов других лиц.

Также надлежит иметь в виду, что суд или антимонопольный орган вправе признать нарушением антимонопольного законодательства и иные действия (бездействие), кроме установленных ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции, поскольку приведенный в названной части перечень не является исчерпывающим.

При этом, оценивая такие действия (бездействие) как злоупотребление доминирующим положением, следует учитывать положения ст. 10 ГК РФ, ч. 2 ст. 10, ч. 1 ст.

13 Закона о защите конкуренции, и, в частности, определять, были совершены данные действия в допустимых пределах осуществления гражданских прав либо ими налагаются на контрагентов неразумные ограничения или ставятся необоснованные условия реализации контрагентами своих прав. Таким образом, в предмет доказывания по делам о злоупотреблении лицом своим доминирующим положением входят следующие фактические обстоятельства: • доля лица на соответствующем товарном рынке (в целях установления наличия/отсутствия доминирующего положения);

• факт создания препятствий доступу на товарный рынок или выходу из товарного рынка другим хозяйствующим субъектам.

Так, до декабря 2009 г. на уровне судов кассационных инстанций была сформирована единообразная практика, согласно которой для целей применения указанного запрета необходимо было установить: • занятие лицом доминирующего положения на розничном рынке электрической энергии (мощности); • необоснованность отказа (уклонения) в согласовании ПСИ.

В свою очередь, в такого рода ситуациях презюмировалось, что подобные действия создают препятствия к выходу с рознично рынка и соответственно доступу на ОРЭМ новых участников, ущемляют права и законные интересы энергосбытовых организаций и потребителей и, как следствие, носят антиконкурентный характер.

Решение Конфликтной комиссии при Наблюдательном совете НП «Совет рынка» рассматривалось в качестве дополнительного подтверждения факта нарушения. Однако 1 декабря 2009 г.

Постановлением Президиума ВАС РФ по делу № ВАС-1773/09 данная позиция была изменена, и сформулированы новые стандарты доказывания и подходы к оценке добросовестности таких участников рынка: • «для применения к Обществу запретов антимонопольного законодательства, действующих в отношении доминирующих субъектов, необходимо было установить и доказать тождественность понятий доминирования для оптового рынка электроэнергии и рынка того же товара в границах Краснодарского края»; • «нет взаимосвязи между действиями Общества и невозможностью для смежного участника рынка получить доступ на ОРЭМ в отношении потребителя»; • «конфликтная комиссия НП «Совет рынка» в своем решении указала на правомерность несогласования ПСИ, поскольку в указанном документе отсутствовал ряд необходимых сведений»; • «НП «Совет рынка» имеет возможность согласовывать ПСИ». После опубликования указанного Постановления Президиума ВАС РФ судебная практика отреагировала на изменившиеся тенденции в правоприменении: В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 13 октября 2010 г. № А20-3497/2009 в качестве оснований для признания незаконным решения антимонопольного органа указывалось на следующее: • «для применения к Обществу запретов антимонопольного законодательства, действующих в отношении доминирующих субъектов, необходимо было установить и доказать тождественность понятий доминирования для оптового рынка электроэнергии и рынка того же товара в границах КБР»; • «нет взаимосвязи между действиями Общества и невозможностью для ОАО «РусГидро» получить доступ на ОРЭМ в отношении потребителя»; • «конфликтная комиссия НП «Совет рынка» в своем решении указала на правомерность несогласования ПСИ, поскольку в указанном документе отсутствовал ряд необходимых сведений».

В постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10 марта 2011 г. № А15-200/2009 содержался вывод о том, что «нет взаимосвязи между действиями Общества и невозможностью для ООО КСЭ «Прометей-1» получить доступ на ОРЭМ».

Вместе с тем с учетом правовой позиции Президиума ВАС РФ антимонопольные органы перестроили и изменили свою правоприменительную практику: стал обязательным учет мнения конфликтной комиссии НП «Совет рынка» (при условии рассмотрении ею конкретной ситуации), более детально освещалась причинно-следственная связь между действиями смежного участника рынка и препятствиями в доступе на ОРЭМ, приводились дополнительные доказательства корректности определения доли лица именно на рынке розничной купли-продажи электроэнергии и т.д. К сожалению, несмотря на существенное корректирование подходов к доказыванию подобных нарушений, суды преимущественно «оставались верны» позиции Президиума ВАС РФ по делу № ВАС-1773/09, не в полной мере учитывая особенности конкретных дел и аргументацию со стороны антимонопольных органов.

Читайте также:  Статья 14. требования к обращению с отходами i - v классов опасности

Безусловно, на подобный подход нижестоящих судов было обращено внимание со стороны ВАС РФ. Так, рассмотрев заявление Вологодского УФАС России о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Вологодской области от 26 августа 2010 г., постановления 14 ААС от 28 октября 2010 г. по делу А13-223/2010, ВАС РФ Определением от 22 ноября 2011 г.

направил дело на рассмотрение в суд кассационной инстанции для целей проверки законности и обоснованности принятых по делу судебных актов. ФАС Северо-Западного округа, «исполняя» указание ВАС РФ, лишь подтвердил прочно сложившуюся к тому времени судебную практику.

Примечательно, что с заявлением о пересмотре в порядке надзора принятых по настоящему делу судебных актов обратилось НП «Совет рынка», заинтересованное в «легализации» статуса решений Конфликтной комиссии. Результатом совместных усилий НП «Совет рынка» и антимонопольного органа явилось уточнение практики по данной категории дел.

Так, Постановление Президиума ВАС РФ от 7 июня 2012 г.

по делу № ВАС-1009/2011 содержит, в частности, следующие практикообразующие выводы: • рынком, на котором происходит нарушение антимонопольного законодательства, является рынок розничной купли-продажи электрической энергии (мощности); последствия от данного нарушения, в свою очередь, проявляются как на розничном (ущемление прав участника рынка – конкурента и потребителя), так и оптовом рынках электрической энергии (мощности) (посредством сокращения числа участников рынка); • такого рода поведение смежного участника рынка создает препятствия для его «соседа» при выходе на ОРЭМ – возможность обратиться в Конфликтную комиссию при НП «Совет рынка» как аналогия судебного способа защиты нарушенного права не может отменять принципа добросовестного исполнения лицом возложенных на него законодателем обязательств (согласования ПСИ в установленные сроки);

• подтвержден статус решений Конфликтной комиссии НП «Совет рынка», которыми может устанавливаться факт несоответствия действий лица нормативным актам в сфере электроэнергетики.

В свою очередь, данное Постановление Президиума ВАС РФ имеет прецедентный характер не только для целей осуществления антимонопольного контроля в сфере электроэнергетики: в нем заложены основы концепции «смежных рынков» (дифференциация товарных рынков: на котором допущено злоупотребление лицом своим доминирующим положением и того (тех), на которых проявляются последствия подобных нарушений); определен механизм возникновения негативных последствий для состояния конкурентной среды, что принципиально для разрешения вопроса об административном штрафе за данное правонарушение («оборотный» либо фиксированный). Подтверждением оформленности данного подхода послужила передача в Президиум ВАС РФ и последующая отмена отрицательных для ФАС России решения Арбитражного суда г. Москвы от 3 июня 2011 г., постановления 9 ААС от 6 сентября 2011 г., постановления ФАС Московского округа от 12 декабря 2011 г. по делу № А40-144041/2010 с принятием нового судебного акта об отказе в удовлетворении требований ОАО «Донэнергосбыт».

  1. Дарья Огневская,
  2. Начальник отдела судебной работы
  3. Правового управления ФАС России

Оптовый рынок электроэнергии и мощности

Основные принципы функционирования модели оптового рынка электроэнергии и мощности второй неценовой зоны определены в Постановлении Правительства РФ №1172 от 27.12.2010, раздел XIII, «Правовые основы осуществления торговли электрической энергией и мощностью в неценовых зонах оптового рынка».

Нормативно-правовые акты в действующей редакции:

  • Федеральный закон от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ «Об электроэнергетике»; (Garant.ru, Consultant.ru)
  • Постановление Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1172 «Об утверждении правил оптового рынка электрической энергии и мощности и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам организации функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности»
    (Garant.ru, Consultant.ru)

Действующая модель оптового рынка электроэнергии и мощности второй неценовой зоны

С 01 января 2008 г. Постановлением Правительства РФ №951 от 29 декабря 2007 г.

«О внесении изменений в отдельные постановления Правительства РФ в связи с определением особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии (мощности) в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны» утверждены изменения, которые внесены в Постановления Правительства РФ в связи с определением особенностей функционирования оптового рынка электрической энергии и мощности (далее – ОРЭМ) в переходный период на территориях, не объединенных в ценовые зоны.

  • К неценовым зонам ОРЭМ относятся следующие субъекты РФ:
  • Первая неценовая зона: Калининградская область, Архангельская область, Республика Коми.
  • Вторая неценовая зона: субъекты Дальневосточного Федерального Округа, включенные в состав Объединенной Энергетической Системы Востока (ОЭС Востока), а именно: Амурская область, Еврейская Автономная Область, Хабаровский край, Приморский край и территория Южно-Якутской энергосистемы.

С 01 января 2008 г. по 31 декабря 2010 г. на территориях вышеуказанных субъектов РФ действовала переходная модель ОРЭМ.

С 01 января 2011 г. по н.в. действует новая модель ОРЭМ, определенная разделом XIII Правил оптового рынка электроэнергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства №1172 от 27.12.2010 года.

Ключевым элементом новой модели ОРЭМ является Единый Закупщик, который определен согласно п. 170 Правил оптового рынка электроэнергии и мощности:

В договоры, на основании которых осуществляется торговля электрической энергией и мощностью на территории Дальнего Востока, включаются условия, предусматривающие: продажу электрической энергии и мощности поставщиками, функционирующими на территории Дальнего Востока, энергосбытовой организации, созданной в результате реорганизации функционировавших на указанной территории акционерных обществ энергетики и электрификации и поставляющей на розничный рынок более половины объема электрической энергии, потребляемой на территории Дальнего Востока (за исключением объемов электрической энергии и мощности, произведенных поставщиками в соответствии с пунктами 179 и 180 настоящих Правил);

компенсацию указанной энергосбытовой организации покупателями электрической энергии и мощности — участниками оптового рынка, функционирующими на территории Дальнего Востока, расходов, связанных с ее деятельностью по их обслуживанию. В указанные расходы включаются группы расходов, которые в соответствии с основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике подлежат включению в необходимую валовую выручку…»

Предложение «за исключением объемов электрической энергии и мощности, произведенных поставщиками в соответствии с пунктами 179 и 180 настоящих Правил» говорит об объемах электрической энергии, произведенных поставщиками согласно двухсторонним договорам купли-продажи электрической энергии. Главной особенностью двухсторонних договоров является цена электрической энергии, определенная поставщиком и покупателем самостоятельно, но не выше предельного уровня цен (тарифов), ежегодно устанавливаемого федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Основными участниками ОРЭМ второй неценовой зоны являются:

1. Инфраструктурные организации: 1.1 относящиеся к коммерческой инфраструктуре: НП «Совет рынка», АО «Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии», в том числе АО «Центр финансовых расчетов»;

1.2 относящиеся к технологической инфраструктуре: АО «Системный оператор Единой энергетической системы», ПАО «Федеральная сетевая компания».

2. Поставщики электрической энергии и мощности: 2.1 АО «Дальневосточная генерирующая компания», 2.2 ПАО «РусГидро».

3. Энергосбытовая организация со статусом Единого закупщика: 3.1 ПАО «Дальневосточная энергетическая компания» (в интересах всех потребителей как оптового рынка электроэнергии и мощности второй неценовой зоны, так и розничных рынках).

4. Покупатели электрической энергии и мощности: 4.1 ПАО «ДЭК» как Гарантирующий поставщик (в интересах всех потребителей розничных рынков), 4.2 ПАО «ДЭК» как ЭСК (в интересах ряда крупных потребителей), 4.3 ПАО «Якутскэнерго» как Гарантирующий поставщик (в интересах всех потребителей розничного рынка на территории Южно-Якутского энергорайона), 4.

4 ПАО «ИнтерРАО» (для экспорта электроэнергии в Китайскую Народную Республику), 4.5 ПАО «Федеральная сетевая компания» (в качестве потерь электроэнергии в магистральных сетях высокого напряжения), 4.6 ООО «Русэнергоресурс» (в интересах ряда крупных потребителей), 4.7 ООО «РГМЭК» (в интересах ряда крупных потребителей), 4.

8 ООО «Транснефтьэнерго» (в интересах ряда крупных потребителей), 4.9 ЗАО «Система» (в интересах ряда крупных потребителей), 4.10 АО «ННК-Энерго» (в интересах ряда крупных потребителей), 4.11 ООО «Инженерные изыскания» (в интересах ряда крупных потребителей), 4.12 ООО «Главэнергосбыт» (в интересах ряда крупных потребителей), 4.

Читайте также:  Статья 11. Государственный надзор за состоянием, содержанием, сохранением, использованием, популяризацией и государственной охраной объектов культурного наследия

13 ООО «Мечел-энерго» (в интересах ряда крупных потребителей), 4.14 АО «Витимэнергосбыт» (в интересах ряда крупных потребителей),

4.15 ООО «Русэнергосбыт» (в интересах ряда крупных потребителей).

Отличительной особенностью ОРЭМ второй неценовой зоны является расчет стоимости электрической энергии и мощности, поставляемой участникам ОРЭМ, а также участникам розничных рынков электроэнергии (мощности), исходя из  регулируемых цен (тарифов), установленных органами государственной исполнительной власти в области регулирования тарифов.

Стратегия технологического развития ОЭС Востока предполагает создание технологических условий для внедрения на территории ОРЭМ второй неценовой зоны рыночных взаимоотношений по аналогии с ценовыми зонами ОРЭМ России.

4 Торговая система оптового рынка и порядок отношений между его субъектами. Ценообразование на оптовом рынке

1.

На оптовом рынке действует организованная
система договоров между субъектами
оптового рынка, определяющая основные
условия деятельности соответствующих
субъектов на оптовом рынке и условия
продажи электрической энергии и оказания
услуг. Перечень, система и порядок
заключения обязательных для участников
оптового рынка договоров определяются
основными положениями функционирования
оптового рынка и правилами оптового
рынка.

Помимо указанной системы договоров
поставщики и покупатели электрической
энергии — субъекты оптового рынка вправе
заключать в порядке, предусмотренном
правилами оптового рынка, двусторонние
договоры купли-продажи электрической
энергии. Субъекты оптового рынка свободны
в выборе контрагентов по таким договорам.

Двусторонние договоры купли-продажи
электрической энергии подлежат
регистрации администратором торговой
системы оптового рынка в порядке,
установленном правилами оптового рынка.

При заключении субъектами оптового
рынка таких договоров стороны при
необходимости заключают также договор
оказания им услуг по оперативно-диспетчерскому
управлению в электроэнергетике с
системным оператором и договор оказания
услуг по передаче электрической энергии
с сетевой организацией. Доступ к услугам
по передаче электрической энергии
предоставляется в порядке, установленном
статьей 26 настоящего Федерального
закона.

  • Заявки гарантирующих поставщиков в
    объеме принятых обязательств по поставкам
    электрической энергии и мощности
    удовлетворяются в обязательном порядке
    по равновесной цене оптового рынка в
    соответствии с правилами оптового
    рынка.
  • Субъекты оптового рынка свободны в
    выборе порядка реализации энергии, в
    том числе через систему подачи ценовых
    заявок и купли-продажи энергии по
    равновесной цене оптового рынка, через
    систему двусторонних договоров
    купли-продажи электрической энергии
    или иным определенным правилами оптового
    рынка способом.
  • 2. На оптовом рынке одновременно действуют
    следующие механизмы определения рыночной
    цены:
  • — производимое с учетом технологических
    и сетевых ограничений определение
    равновесной цены оптового рынка,
    складывающейся под воздействием спроса
    и предложения по результатам сопоставления
    ценовых заявок поставщиков электрической
    энергии и ценовых заявок покупателей
    электрической энергии, которые свободны
    в определении цены, указываемой в этих
    ценовых заявках;
  • — самостоятельное определение цены на
    электрическую энергию сторонами
    двусторонних договоров купли-продажи
    электрической энергии.
  • В целях обеспечения процесса планирования
    производства и поставки электрической
    энергии поставщики электрической
    энергии подают заявки на всю рабочую
    генерирующую мощность, за исключением
    мощности:
  • — выведенной в порядке и на условиях,
    которые установлены статьей 44 настоящего
    Федерального закона;
  • — используемой для внутреннего потребления
    субъектом оптового рынка, владеющим
    генерирующими мощностями.
  • Поставщики электрической энергии,
    принявшие обязательства по двусторонним
    договорам купли-продажи электрической
    энергии, вправе не подавать заявки.
  • Для обеспечения учета и исполнения
    поставок электрической энергии по
    двусторонним договорам купли-продажи
    (при отсутствии заявок) и внутреннего
    потребления электрической энергии
    субъектом оптового рынка участники
    указанных правовых отношений подают
    долгосрочное уведомление об отборе
    электрической энергии или долгосрочное
    уведомление о внутреннем потреблении.
  • При заключении отдельными поставщиками
    и покупателями электрической энергии
    в порядке, предусмотренном правилами
    оптового рынка, двусторонних договоров
    купли-продажи электрической энергии
    цена электрической энергии и иные
    условия таких договоров определяются
    его участниками самостоятельно.

Участники двусторонних договоров
купли-продажи электрической энергии
должны соблюдать правила оптового рынка
в отношении оплаты ими своей доли
системных затрат, установленных настоящим
Федеральным законом. Порядок подачи
ценовых заявок, порядок их отбора и
механизм определения равновесной цены
оптового рынка устанавливаются основными
положениями функционирования оптового
рынка.

Отбор ценовых заявок, расчет и
объявление равновесной цены оптового
рынка осуществляются администратором
торговой системы оптового рынка.
Механизмом определения указанной цены
должна предусматриваться оплата
стоимости поставленной на оптовый рынок
электрической энергии по цене, которая
не может быть ниже цены, указанной в
отобранных ценовых заявках поставщиков
электрической энергии.

По результатам отбора ценовых заявок
администратор торговой системы оптового
рынка в порядке, предусмотренном
основными положениями функционирования
оптового рынка, формирует критерии
оптимизации режима оперативно-диспетчерского
управления для системного оператора.

Правилами оптового рынка может быть
предусмотрено формирование как цен на
электрическую энергию, так и цен (тарифов)
на максимально доступную генерирующую
мощность и услуги по формированию
технологического резерва мощности.

Цены (тарифы) на максимально доступную
генерирующую мощность и услуги по
формированию технологического резерва
мощности формируются в порядке,
установленном Правительством Российской
Федерации.

В случае установления
регулируемых цен (тарифов) на максимально
доступную генерирующую мощность должны
выполняться требования, указанные в
статье 23 настоящего Федерального закона.

  1. В первую очередь на оптовом рынке
    принимается объем производства
    электрической энергии, заявленный
    организациями — владельцами генерирующих
    мощностей в отношении:
  2. — генерирующих мощностей, обеспечивающих
    системную надежность;
  3. — атомных электростанций в части
    обеспечения требований проекта,
    технологического регламента эксплуатации
    атомных электростанций и иных нормативных
    правовых актов Российской Федерации
    об использовании атомной энергии, а
    также соответствующих международных
    норм и правил.
  4. Во вторую очередь на оптовом рынке
    принимается объем производства
    электрической энергии, заявленный
    организациями — владельцами генерирующих
    мощностей в отношении:
  5. — тепловых электростанций в объеме
    производства электрической энергии,
    соответствующем их работе в теплофикационном
    режиме;
  6. — гидроэлектростанций в объеме производства
    электрической энергии, который необходимо
    произвести по технологическим причинам
    и в целях обеспечения экологической
    безопасности.
  7. В третью очередь на оптовом рынке
    принимается объем производства
    электрической энергии, заявленный
    организациями — владельцами генерирующих
    мощностей в отношении генерирующих
    мощностей, обеспечивающих исполнение
    обязательств по двусторонним договорам
    купли-продажи электрической энергии в
    случаях, установленных правилами
    оптового рынка, и при наличии долгосрочного
    уведомления об отборе электрической
    энергии.

Указанный объем производства электрической
энергии принимается на оптовом рынке
в процессе планирования в установленном
настоящей статьей порядке в случае
подачи указанными организациями
ценопринимающих заявок (заявок без
указания цены, по которой они готовы
продать указанный в заявке объем
электрической энергии) или долгосрочных
уведомлений об отборе электрической
энергии, которые заменяют заявку. При
необходимости указанные лица могут
уточнять объем электрической энергии
посредством подачи в соответствии с
правилами оптового рынка заявок, что
исключает их из третьей очереди в части
уточненного объема.

Объем производства электрической
энергии, указанный в долгосрочных
уведомлениях об отборе электрической
энергии и принятый на оптовом рынке, в
том числе в первую и во вторую очереди,
направляется на обеспечение исполнения
обязательств, указанных в данных
долгосрочных уведомлениях.

В случае, если на оптовом рынке не может
быть принят совокупный объем электрической
энергии (первой, второй и третьей
очереди), в отношении непринятого объема
электрической энергии действует механизм
ценообразования, не влекущий за собой
возникновение убытков у сторон договоров,
включенных в третью очередь. Такой
механизм устанавливается правилами
оптового рынка.

  • В случае, если исполнение обязательств,
    установленных по результатам торгов
    на оптовом рынке, в том числе вследствие
    подачи или неподачи субъектами оптового
    рынка ценопринимающих заявок, влечет
    за собой угрозу надежности функционирования
    Единой энергетической системы России,
    невозможность обеспечения теплофикационных
    режимов или нарушение иных технологических
    параметров функционирования Единой
    энергетической системы России, системный
    оператор осуществляет оперативно-диспетчерское
    управление режимами работы без учета
    результатов таких торгов.
  • Равновесная цена для ценовой зоны
    оптового рынка определяется на основе
    ценовых заявок поставщиков и ценовых
    заявок покупателей электрической
    энергии соответствующей ценовой зоны
    с учетом необходимости обеспечения
    перетоков электрической энергии.
  • В случае, если темп изменения цен на
    электрическую энергию на оптовом рынке
    превышает ограничения, установленные
    правилами оптового рынка, на оптовом
    рынке вводится особый режим расчета
    цен на электрическую энергию.
  • Порядок организации оптового рынка при
    введении особого режима расчета цен
    устанавливается правилами оптового
    рынка.

3. Величина потерь электрической энергии,
не учтенная в ценах на электрическую
энергию, оплачивается сетевыми
организациями, в сетях которых они
возникли, в установленном правилами
оптового рынка порядке.

При этом сетевые организации обязаны
заключить в соответствии с правилами
оптового рынка договоры купли-продажи
электрической энергии в целях компенсации
потерь в пределах не учтенной в ценах
на электрическую энергию величины.

4. Особенности режима экспорта и импорта
электрической энергии определяются
основными положениями функционирования
оптового рынка с учетом положений статьи
30 настоящего Федерального закона.

Ссылка на основную публикацию